Цветные фотографии второй мировой. Цветные фото времен второй мировой войны

В октябре 1942 года Фрэнк Шершел, только что ставший штатным фотографом Life, отснял огромный репортаж о жизни американских летчиков на атолле Мидуэй — части Гавайского архипелага (в XIX веке его назвали «серединой пути», подразумевая путь из Калифорнии в Японию). В 1941 году на атолле была сооружена американская военно-морская база с аэродромом В декабре 1941 года она была атакована япон-цами одновременно с нападением на Пёрл-Харбор — в результате США всту-пили во Вторую мировую войну. , а в июне 1942-го около атолла Мидуэй американцы одержали решительную победу над японским флотом. На снимке запечатлен один из истребителей P-40 Под названием «Томагавк» P-40 стали первыми американскими самолетами, поставлявшимися в СССР по ленд-лизу. , которые сыграли большую роль в этом сражении.


Carl Mydans / Time Inc.; Historische Gesellschaft der Deutschen Militärgeschichte

Американцы осматривают остатки противотанковой самоходной артилле-рий-ской установки, принадлежавшей немецкой 71-й пехотной дивизии «Лист кле-вера», которая была почти полностью уничтожена под Монтекассино Зимой 1943--1944 годов немецкие войска созда-ли в Италии (режим Муссолини к тому времени капитулировал) оборонительную линию Густава, центральный пункт которой находился на холмах рядом с аббатством Монтекассино в Лацио. Весной 1944 года союзники прорвали линию Густава после четырех кровопролитных сражений, извест-ных как битва под Монтекассино, и в июне взяли Рим. 13-я бригада полевой артиллерии, к которой принадлежали солдаты на снимке, оказывала в последнем сражении (операция «Диадема», май 1944 года) огневую поддерж-ку 1-й Французской свободной дивизии. . Сни-мок сделан через несколько дней после битвы, в городке Эсперия. После сра-жения здесь случилась трагедия: марокканскиегумьеры Гумьеры — марокканские солдаты, состояв-шие во вспомогательных подраз-делениях французской армии в период с 1908 года по 1956-й. Во время Второй мировой войны служили в Италии и Франции. , воевавшие в составе Французского экспедиционного корпуса, несколько дней насиловали и убивали местных жительниц В Италии их называют marocchinate — «марокканизированные». . По свидетельствам тогдашнего мэра Эспе-рии, только в его городе жертвами стали 700 женщин — при общем населении 2500 чело-век. В 1957 году Альберто Моравиа написал по мотивам этих событий роман «La Ciociara» («Чочара»), а тремя годами позже Витторио Де Сика снял на его основе одноимен-ный фильм с Софи Лорен в главной роли.


Frank Scherschel / Time Inc.; World War II History Club, Florida

Эта уличная сцена в городке Хенли-он-Темс в Оксфордшире снята весной 1944 года. Рядом со школьниками на перилах сидят офицеры в так называемой служебной форме (service dress ) цвета хаки: во время Второй мировой офице-ры носили ее по выходным и праздничным дням.


Frank Scherschel / Time Inc.; American Air Museum in Britain

По разным данным, эта фотография датируется декабрем 1943-го или началом 1944 года. Ginger — кличка этого бомбардировщика, только что приземлив-шегося на аэродроме Эндрюс в английском графстве Эссекс. Такие неофици-аль-ные имена были у всех американских боевых самолетов. Выбирал их эки-паж, а последнее слово, по воспоминаниям современников , оставалось за глав-ным пилотом. Кроме кличек на носу часто рисовали какую-нибудь картинку (существует даже понятие nose art ). И кличка, и картинка могли быть самыми разными — шутливыми, воинственными, с эротическим подтекстом. Нередко кличка была связана с личными обстоятельствами жизни кого-то из членов экипажа, например, как, вероятно, в этом случае, это могло быть имя любимой девушки, жены или дочери.

Каждая из 19 нарисованных бомб означает выполненное боевое задание, а каждая из шести уточек Англ. decoy mission, на армейском сленге — duck от sitting duck, то есть «сидящая утка», «приманка». — задание по отвлечению внимания противника, когда один или несколько бомбардировщиков без бомб, но с усиленным бор-товым вооружением летели впереди, принимая на себя большую часть огня немецких зениток и истребителей и отвечая им.

21 апреля 1944 года самолет с этим серийным номером был сбит неподалеку от Сент-Омера (Франция). Шесть членов экипажа выпрыгнули с парашютами и попали в плен.


Frank Scherschel / Time Inc.; Diomedia

После нападения на Пёрл-Харбор японцы стали захватывать тихоокеанские тер-ритории и в мае 1942 года захватили Гуадалканал, самый большой из юж-ных Соломоновых островов к северо-востоку от современной Папуа — Новой Гвинеи. Вскоре американская разведка обнаружила, что японцы строят на ост-рове военный аэродром: военное командование США приняло решение их ата-ко-вать. Высадка и последующая битва, продолжавшаяся с августа 1942-го по февраль 1943 года, закончились отступлением японцев. Учитывая продол-жи-тельность гуадалканалской кампании и удаленность островов, аме-рикан-цам пришлось наладить надежную систему снабжения войск боепри-па-сами и про-виантом — и, в отличие от японцев, они в этом весьма преуспели: из тридцати тысяч погибших японцев три четверти умерли из-за голода и тро-пических болезней (американцы потеряли семь тысяч погибшими). На фото-гра-фии американские солдаты разгружают очередной транспорт в январе 1943 года.

Frank Scherschel / Time Inc.; World War II History Club, Florida

Снимок сделан в Англии в мае 1944 года, незадолго до высадки союзников в Нормандии. Мы видим американского солдата, который присел перекусить на аккуратно сложенных снарядах. В меню — курица, картофельное пюре, хлеб и консервированный ананас. Штатная полевая посуда (mess kit ) американской армии отличалась от большинства других, включая советскую и германскую, где использовали котелок с крышкой-тарелкой. Посуда состояла из двух рас-кла-дывающихся половинок, к одной из которых снаружи была прикреплена ручка. Она могла использоваться для готовки на огне или для скрепления всей конструкции, чтобы держать ее одной рукой.

Bernard Hoffman / Time Inc.; World War II History Club, Florida

Девушка на фотографии — служащая американской компании Electric Boat Co., производившей подводные лодки. Во время Второй мировой компания поста-вила американскому и британскому флотам 74 субмарины и 400 сторожевых миноносцев.

Dmitri Kessel / Time Inc.; World War II History Club, Florida

На этом снимке 1942 года будущие палубные летчики Палубные летчики — пилоты самолетов, способных выполнять взлетно-посадочные операции с палубы авианосцев. проходят подготовку в училище Корпуса-Кристи в Техасе. Накануне войны он был одним из штатов, наиболее пострадавших от Великой депрессии. В частности, поэтому в конце 1930-х годов правительство Рузвельта стало вкладывать огромные деньги в со-зда--ние местной военно-промышленной инфраструктуры. Строились военные за-воды, военные базы, госпитали и лагеря для военнопленных. Одним из таких объектов стала новая авиационная база военно-морского флота в го-роде Кор-пус-Кристи, открытая в начале 1941 года. Среди прочего здесь нахо-ди-лось лет-ное училище палубной авиации, которое после нападения на Пёрл-Харбор готовило по 600 палубных летчиков в месяц, — всего за годы войны его окон-чили 35 тысяч палубных летчиков. А самым молодым выпу-скни-ком учи-ли-ща в 1943 году стал Джордж Буш — старший (спустя три дня ему исполни-лось 19 лет).

Dmitri Kessel / Time Inc.; Central Repository for Aviation Photos

Человек с блокнотом в руках — Генри Ллойд Чайлд, или Шкипер Чайлд. Около года он проработал инженером в компании «Кёртисс-Райт» За годы Второй мировой войны компания произвела почти 30 тысяч военных само-ле-тов; особенно знамениты были истре-би-тели P-40, известные также как «Тома-гавки», «Уорхоукс» и «Киттихоукс». , а в 1927 году ушел на флот, где выучился на пилота и в 1935 году дослужился до звания лейте-нанта. Примерно в это же время Чайлд вернулся в «Кёртисс-Райт» в качестве летчика-испытателя, а к началу 1940-х стал главным летчиком-испытателем компании. Чайлд прославился как «cамый быстрый из людей» после того, как в 1939 году отправил самолет в вертикальное пике с высоты около 7000 метров, развив скорость более 900 км/ч. В новостях того времени сообщалось, что игла регистратора вышла за пределы бумажной ленты и что на самом деле скорость достигла почти 1000 км/ч. Снимок сделан в 1941 году.


Carl Mydans / Time Inc.; Aircraft Carrier Photo Archive

«Энтерпрайз» (CV-6) — самый известный американский авианосец времен Вто-рой мировой войны, принявший участие практически во всех крупных сраже-ниях на тихоокеанском театре военных действий. Экипаж насчитывал больше двух тысяч человек, в чьи обязанности входило управление огромным судном, обслуживание орудий и 90 самолетов, у каждого из которых был свой соб-ствен--ный экипаж.

Во время боевых действий на палубе было очень шумно и опасно — и требова-лось обеспечить слаженность действий экипажа и быстрое выполнение разных задач. Для этого была придумана целая система условных знаков и сигналов. Одним из ее элементов была разноцветная униформа: поверх обычной формы надева-лись футболки разных цветов, а на голову — шапки того же цвета. Раз-ные цвета означали разные специализации членов экипажа. На этой фотогра-фии мы ви-дим людей в одежде пяти разных цветов. В зеленом — операторы посадочных приспособлений, отвечавшие за посадку, остановку самолетов и их крепление на палубе. В желтом — палубные диспетчеры, ответственные за расстановку самолетов на палубе и руководившие их перемещениями. В синем — «толка-чи», непосредственно перемещавшие самолеты. В коричне-вом — так называе-мые капитаны, отвечавшие за техническое состоя-ние каждого само-лета. Наконец, в красные футболки одеты заправщики. Чело-век в хаки, кото-рого внимательно слушают все остальные, руково-дит опера-ция-ми на палубах.

Хорошо, что во время Второй мировой и Великой Отечественной войн была достаточно неплохо развита фотография. Благодаря ней до нас дошли всем известные фотографии Макса Альперта, Евгения Халдея и многих других. Благодаря этим людям мы можем прочувствовать то, что было тогда. Фотография - великая вещь!

Я давным давно заметил интересную особенность: когда речь идет о прошлом, мозг и глаза автоматически рисуют картину в черно-белом варианте. Тому виной старые фильмы, те же фотографии, картины. И поэтому когда вместо привычных нам черно-белых фотографий известных событий появляются фотографии цветные, мозг "ломается". Замечали такое? Возможно, только у меня так.

Представляю читателям посмотреть на небольшую фотоподборку редких цветных фотографий Второй мировой войны. Здесь нет "подвига русского солдата", здесь нет фотографий с поля боя. Здесь - повседневная жизнь.

1. В октябре 1942 года Фрэнк Шершел, только что ставший штатным фотографом Life, отснял огромный репортаж о жизни американских летчиков на атолле Мидуэй - части Гавайского архипелага (в XIX веке его назвали «серединой пути», подразумевая путь из Калифорнии в Японию). В 1941 году на атолле была сооружена американская военно-морская база с аэродромом, а в июне 1942-го около атолла Мидуэй американцы одержали решительную победу над японским флотом. На снимке запечатлен один из истребителей P-40, которые сыграли большую роль в этом сражении.


2. Американцы осматривают остатки противотанковой самоходной артиллерийской установки, принадлежавшей немецкой 71-й пехотной дивизии «Лист клевера», которая была почти полностью уничтожена под Монтекассино. Снимок сделан через несколько дней после битвы, в городке Эсперия. После сражения здесь случилась трагедия: марокканские гумьеры, воевавшие в составе Французского экспедиционного корпуса, несколько дней насиловали и убивали местных жительниц. По свидетельствам тогдашнего мэра Эсперии, только в его городе жертвами стали 700 женщин - при общем населении 2500 человек. В 1957 году Альберто Моравиа написал по мотивам этих событий роман «La Ciociara» («Чочара»), а тремя годами позже Витторио Де Сика снял на его основе одноименный фильм с Софи Лорен в главной роли.

3. Эта уличная сцена в городке Хенли-он-Темс в Оксфордшире снята весной 1944 года. Рядом со школьниками на перилах сидят офицеры в так называемой служебной форме цвета хаки: во время Второй мировой офицеры носили ее по выходным и праздничным дням.

4. По разным данным, эта фотография датируется декабрем 1943-го или началом 1944 года. Ginger - кличка этого бомбардировщика, только что приземлившегося на аэродроме Эндрюс в английском графстве Эссекс. Такие неофициальные имена были у всех американских боевых самолетов. Выбирал их экипаж, а последнее слово, по воспоминаниям современников, оставалось за главным пилотом. Кроме кличек на носу часто рисовали какую-нибудь картинку (существует даже понятие nose art). И кличка, и картинка могли быть самыми разными - шутливыми, воинственными, с эротическим подтекстом. Нередко кличка была связана с личными обстоятельствами жизни кого-то из членов экипажа, например, как, вероятно, в этом случае, это могло быть имя любимой девушки, жены или дочери.
Каждая из 19 нарисованных бомб означает выполненное боевое задание, а каждая из шести уточек - задание по отвлечению внимания противника, когда один или несколько бомбардировщиков без бомб, но с усиленным бортовым вооружением летели впереди, принимая на себя большую часть огня немецких зениток и истребителей и отвечая им.
21 апреля 1944 года самолет с этим серийным номером был сбит неподалеку от Сент-Омера (Франция). Шесть членов экипажа выпрыгнули с парашютами и попали в плен.

5. После нападения на Пёрл-Харбор японцы стали захватывать тихоокеанские территории и в мае 1942 года захватили Гуадалканал, самый большой из южных Соломоновых островов к северо-востоку от современной Папуа - Новой Гвинеи. Вскоре американская разведка обнаружила, что японцы строят на острове военный аэродром: военное командование США приняло решение их атаковать. Высадка и последующая битва, продолжавшаяся с августа 1942-го по февраль 1943 года, закончились отступлением японцев. Учитывая продолжительность гуадалканалской кампании и удаленность островов, американцам пришлось наладить надежную систему снабжения войск боеприпасами и провиантом - и, в отличие от японцев, они в этом весьма преуспели: из тридцати тысяч погибших японцев три четверти умерли из-за голода и тропических болезней (американцы потеряли семь тысяч погибшими). На фотографии американские солдаты разгружают очередной транспорт в январе 1943 года.

6. Снимок сделан в Англии в мае 1944 года, незадолго до высадки союзников в Нормандии. Мы видим американского солдата, который присел перекусить на аккуратно сложенных снарядах. В меню - курица, картофельное пюре, хлеб и консервированный ананас. Штатная полевая посуда американской армии отличалась от большинства других, включая советскую и германскую, где использовали котелок с крышкой-тарелкой. Посуда состояла из двух раскладывающихся половинок, к одной из которых снаружи была прикреплена ручка. Она могла использоваться для готовки на огне или для скрепления всей конструкции, чтобы держать ее одной рукой.

7. Девушка на фотографии - служащая американской компании Electric Boat Co., производившей подводные лодки. Во время Второй мировой компания поставила американскому и британскому флотам 74 субмарины и 400 сторожевых миноносцев.

8. На этом снимке 1942 года будущие палубные летчики проходят подготовку в училище Корпуса-Кристи в Техасе. Накануне войны он был одним из штатов, наиболее пострадавших от Великой депрессии. В частности, поэтому в конце 1930-х годов правительство Рузвельта стало вкладывать огромные деньги в создание местной военно-промышленной инфраструктуры. Строились военные заводы, военные базы, госпитали и лагеря для военнопленных. Одним из таких объектов стала новая авиационная база военно-морского флота в городе Корпус-Кристи, открытая в начале 1941 года. Среди прочего здесь находилось летное училище палубной авиации, которое после нападения на Пёрл-Харбор готовило по 600 палубных летчиков в месяц, - всего за годы войны его окончили 35 тысяч палубных летчиков. А самым молодым выпускником училища в 1943 году стал Джордж Буш - старший (спустя три дня ему исполнилось 19 лет).

9. Человек с блокнотом в руках - Генри Ллойд Чайлд, или Шкипер Чайлд. Около года он проработал инженером в компании «Кёртисс-Райт», а в 1927 году ушел на флот, где выучился на пилота и в 1935 году дослужился до звания лейтенанта. Примерно в это же время Чайлд вернулся в «Кёртисс-Райт» в качестве летчика-испытателя, а к началу 1940-х стал главным летчиком-испытателем компании. Чайлд прославился как «cамый быстрый из людей» после того, как в 1939 году отправил самолет в вертикальное пике с высоты около 7000 метров, развив скорость более 900 км/ч. В новостях того времени сообщалось, что игла регистратора вышла за пределы бумажной ленты и что на самом деле скорость достигла почти 1000 км/ч. Снимок сделан в 1941 году.

10. «Энтерпрайз» (CV-6) - самый известный американский авианосец времен Второй мировой войны, принявший участие практически во всех крупных сражениях на тихоокеанском театре военных действий. Экипаж насчитывал больше двух тысяч человек, в чьи обязанности входило управление огромным судном, обслуживание орудий и 90 самолетов, у каждого из которых был свой собственный экипаж. Во время боевых действий на палубе было очень шумно и опасно - и требовалось обеспечить слаженность действий экипажа и быстрое выполнение разных задач. Для этого была придумана целая система условных знаков и сигналов. Одним из ее элементов была разноцветная униформа: поверх обычной формы надевались футболки разных цветов, а на голову - шапки того же цвета. Разные цвета означали разные специализации членов экипажа. На этой фотографии мы видим людей в одежде пяти разных цветов. В зеленом - операторы посадочных приспособлений, отвечавшие за посадку, остановку самолетов и их крепление на палубе. В желтом - палубные диспетчеры, ответственные за расстановку самолетов на палубе и руководившие их перемещениями. В синем - «толкачи», непосредственно перемещавшие самолеты. В коричневом - так называемые капитаны, отвечавшие за техническое состояние каждого самолета. Наконец, в красные футболки одеты заправщики. Человек в хаки, которого внимательно слушают все остальные, руководит операциями на палубах.


Данный журнал является личным дневником, содержащим частные мнения автора. В соответствии со статьёй 29 Конституции РФ, каждый человек может иметь собственную точку зрения относительно его текстового, графического, аудио и видео наполнения, равно как и высказывать её в любом формате. Журнал не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а, следовательно, автор не гарантирует предоставления достоверной, непредвзятой и осмысленной информации. Сведения, содержащиеся в этом дневнике, а так же комментарии автора этого дневника в других дневниках, не имеют никакого юридического смысла и не могут быть использованы в процессе судебного разбирательства. Автор журнала не несёт ответственности за содержание комментариев к его записям.

Все фотографии в этом блоге авторские, если не сказано обратного. Все тексты в этом блоге авторские, если не сказано обратного. При использовании материалов этого блога ссылка на источник (т.е. этот блог) обязательна. Копирование материала в некоммерческих целях с указанием источника разрешается. В других случаях - прошу связаться со мной через e-mail. При желании можно получить фотографии из этого блога в высоком разрешении. [email protected]

Нравится!

Новая книга, опубликованная Имперским музеем войны (Imperial War Museum), демонстрирует редкую коллекцию цветных фото Второй мировой войны, некоторые из которых никто никогда не видел, и это при том, что им более 70 лет. От P-51D Mustangs и летающих крепостей до корректировщиков зениток и стреляющих танков — эти фотографии показывают войну в новом свете.

Во время войны Министерство информации Великобритании имела контроль над всеми снимками, давая разрешение на публикацию только некоторых из них, существовала так называемая цензура. Подавляющее большинство фотографий, сделанных во время Второй мировой войны, были черно-белыми, но между 1942 и 1945 гг. британским фотографам все же удалось создать около 3000 цветных изображений. Те, которые уцелели, в 1949 году стали частью архива Имперского музея войны.

Большинство ныне проживающих людей представляют себе войну без цвета. Этот эффект делает все события тех лет древними, можно сказать фантастическими, как будто бы с какого-то параллельного мира. Черно-белые фото делают многие вещи менее реальными. Фотографии же, представленные в книге, позволяют нам путешествовать во времени и видеть вещи такими, какими они были на самом деле, даже если они были постановочными и четко спланированными в пропагандистских целях.

«Изображения в этой книге показывают яркие оттенки пламени и материалов, интенсивное голубое небо, загорелые лица и мириады цветов военного камуфляжа, — сказал в своем прессе-релизе автор и старший куратор IWM Ян Картер (Ian Carter). — Черно-белая фотография устанавливает барьер между объектом и зрителем, цветная же фотография восстанавливает отсутствующую ясность и влияние. Так как Вторая война все дальше уходит в историю и исчезает из памяти, очень важно убрать эту отдаленность и вернуть воспоминания о ней к жизни.»

Ниже вы можете просмотреть некоторые цветные снимки тех лет, которые сохранились и дошли до наших дней.

Девушки готовят парашюты для британских воздушно-десантных войск, май 1944 года.

Лейтенант Вернон Р. Ричардс (Vernon R. Richards) из 361-й истребительной группы пилотирует свой P-51D Mustang, 1944 год.

Женщины задействованы в производстве пуль и снарядов на подземном заводе в районе Виррал, графстве Мерсисайд в Англии, 1945 год.

Фельдмаршал сэр Бернард Монтгомери объясняет стратегию союзников королю Георгу VI в командном центре в Голландии, октябрь 1944 года.

Танк Churchill Crocodile проверяет огнемет в действии, август 1944 года.

Вспомогательная территориальная служба (ATS) занимается построением графиков в штаб-квартире береговой артиллерии в Дувре, декабрь 1942 года.

Британские десантники готовятся к учебному прыжку, Даун Ампни, графство Уилтшир, 22 апреля 1944 года.

Летающая крепость B-17F на задании, Лорьян, Франция, май 1943 года.

Генерал Дуайт Д. Эйзенхауэр и его старший офицерский состав в Ставке союзников в Лондоне, февраль 1944 года.

Расчет 140-мм пушки в работе, Италия, сентябрь 1943 года.



Поделиться