Григорий мелехов и аксинья. Творческие работы по литературе

Отношения между донским казаком Григорием Мелеховым и его возлюбленной - казачкой Аксиньей Астаховой составляют одну из главных сюжетных линий романа-эпопеи Михаила Шолохова «Тихий Дон». Сам характер этой любви изначально уже был очень непрост, но ситуация осложнялась еще и тем, что героям выпала тяжелая доля - жить в страшное для нашей страны время, в период Первой мировой и Гражданской войны.

Роман героев начинает стремительно развиваться еще тогда, когда на хуторе Татарском царит относительный мир и покой. Пылкий и настойчивый Григорий со «звероватым» взглядом и аналогичными повадками начинает активно ухаживать за замужней женщиной Аксиньей, искушая ее своей «настойчивой и ждущей» любовью. Молодая казачка с ужасом осознает, что «ее тянет к черному ласковому парню», она долго сопротивляется своему чувству, но жить с мужем Степаном и молчаливо сносить все побои и другие издевательства с его стороны для нее невыносимо, поэтому она решается открыться своей любви.

С этого момента жизнь героев резко меняется: искусительная запретная связь делает молодых людей очень счастливыми и невероятно несчастными одновременно. Отношениям Григория и Аксиньи суждено выдержать множество испытаний: расставание и разлуку, ненависть и ревность законных супругов каждого из героев, войну, смерть общего ребенка и измену. Но, несмотря на это, любовь молодых людей только крепнет с каждым днем, и оба они осознают, что жить им друг без друга «моченьки нету».

В то же время связь Григория и Аксиньи ломает судьбы других людей. Прежде всего, судьбу Натальи Коршуновой . Аксинья не может смириться с тем, что Григория женят на этой «счастливой, ни горя, ни радости любовной не видавшей» девушке и потому решается «на новое бесчестье, на прежний позор» и отнимает своего Гришку у Натальи. Но Григорий и сам не прочь оказаться в такой позиции, поэтому он постоянно мечется между двумя своими женщинами, пока, наконец, Наталья не умирает, пытаясь избавиться от их совместного с Григорием ребенка.

Аксинья также становится жертвой собственной любви: женщину убивают красноармейцы во время того, как она вместе с Григорием пытается уехать на Кубань. Истинная трагичность этой ситуации заключается в том, что погибает Аксинья именно тогда, когда, наконец, после всех страданий, выпавших на ее долю, героиня вновь воссоединяется со своим возлюбленным, и неизвестность манит ее «призрачным счастьем».

Мы видим, как с губ Аксиньи все время не сходит «тихая улыбка», как радостно светятся ее «опухшие от слез» глаза. Женщина уверена, что наконец-то они с Григорием найдут «свою долю», но жестокая судьба лишает их этого шанса. Она отнимает у мужчины возлюбленную, заставляя героя «мертветь» от ужаса, держа на руках умирающую Аксинью.

Теперь жизнь Григория становится черна, «как выжженная палами степь», потому что из нее уходит все самое дорого, что у него было, и остаются только дети. Именно к ним, а вернее, к единственному оставшемуся в живых сыну - Мишатке, и возвращается в итоге Григорий, поскольку только это теперь может предать хоть какой-то смысл его «изломанной» жизни и заставить героя «цепляться за землю».

Роман-эпопея «Тихий Дон» затрагивает множество актуальных проблем, одна из которых – тема любви. Любовь диктует свои правила жизни, от нее нередко зависит дальнейшая судьба человека. Не всегда отношения между людьми строятся легко и безболезненно, часто человеку приходится принимать сложные решения, выбирать. Именно в такой ситуации оказывается герой романа М. Шолохова Григорий Мелехов, события личной жизни которого складывается таким образом, что он на протяжении нескольких лет он стоит перед выбором: Наталья или Аксинья?

Любовь в жизни Григория начинается с юношеского увлечения Аксиньей Астаховой, замужней женщиной. В то время он еще не воспринимал свое чувство серьёзно, поэтому выбрал привычный для казака уклад жизни и, повинуясь воле отца, женился на Наталье – истинно русской женщине. Она полюбила Григория с первого взгляда: «Люб мне Гришка, а больше ни за кого не пойду».

Но любовь Натальи не встретила взаимности, главный герой не любит свою жену, он признаётся, что «нету на сердце ничего... Пусто». Живя с Натальей, Мелехов упрекает её несправедливо, так как она верна своему долгу жены и матери, и, несмотря на нелюбовь мужа, старается сохранить свою семью. Постепенно отношение Григория к жене меняется: он становится терпимее, ласковее. Наталья для него - олицетворения семейного очага, заботливой матери, её верность и преданность не могли вызвать у Григория душевного отклика. Но, несмотря на это, семейная жизнь Мелеховых не складывается счастливо: между Григорием и Натальей всегда незаметно существует Аксинья, которую он любит на протяжении всей своей жизни.

Однако, несмотря на страстные чувства, отношения Григория с Аксиньей также небезупречны. Оба героя по своему характеру – бунтари, они бросают своеобразные вызов привычному укладу казачьей жизни, традициям и обычаям, бросив свои семьи. Их взаимоотношения необычайно сложны: они постоянно переживают тяжёлые разлуки, ссоры, непонимание, тем самым превращая свою любовь в непреодолимое мучение. Григорий в какой-то момент пытается побороть свою страсть к Аксинье, но не может этого сделать.

В любовном треугольнике, описанном М. Шолоховым, никто не становится по-настоящему счастливым. Любовь для всех трёх - это страдание, тяжёлое испытание, преодолеть которое не представляется возможным. Григорий в течение долгого времени сомневался в выборе между двумя женщинами. Судьба решила всё за него, причём очень жестоко: смерть забрала обеих, и в самый тяжёлый момент жизни главный герой остаётся в одиночестве. Он осознаёт, что косвенно сам виновен в смерти обеих, и это усугубляет его жизненную драму. Особенно тяжело он переживает смерть Аксиньи: «Хоронил он свою Аксинью при ярком утреннем свете... Он попрощался с нею, твёрдо веря в то, что расстаются они ненадолго».

Любовные отношения занимают важное место в жизни героев. Читатель ни на минуту не сомневается в искренности чувств действующих лиц, но именно они стали для них роковыми: сломаны судьбы, разрушено счастье. М. Шолохов в своём романе достоверно отразил одну из самых актуальных проблем времени - проблему человеческих взаимоотношений, требующих от каждого умения принимать решения в сложных ситуациях, бороться с жизненными обстоятельствами. Нередко судьба жестоко распоряжается судьбами, отбирая у людей самое важное и бесценное, но необходимо находить в себе силы жить дальше, стараться исправить те ошибки, что помешали построить счастливую жизнь.

Образы женщин-казачек в романе М. А. Шолохова "Тихий Дон"

Из романа М. Шолохова "Тихий Дон" мы узнаем о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения, когда рушились привычные уклады жизни, коверкались и ломались судьбы, обесценивалась человеческая жизнь. Сам Шолохов характеризовал свое произведение как "роман-эпопея о всенародной трагедии". Нет ни одного действующего лица в романе, которого бы не задели горе и ужасы войны. Особая тяжесть этого времени легла на плечи женщин-казачек.

Монументальна фигура матери-казачки Ильиничны, простой пожилой женщины. В молодости она была красивой и статной, но раньше времени состарилась от тяжелой работы и из-за крутого нрава своего мужа, Пантелея Прокофьевича, "в гневе доходившего до беспамятства". Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встает между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который, чувствуя преимущество жены во всем, таким образом утверждается.

Она любит и умеет красиво одеться, в отличие от своего мужа; она содержит дом в строгом порядке, экономна, расчетлива. Она не одобряет связи Григория с Аксиньей: "До каких пор мне такую страму на старости лет принимать? " Она холодно относится к Аксинье, но во время войны переживания за любимого человека и ожидание известий от него сблизили их.

Наталью, младшую сноху, Ильинична принимает словно родную дочь, жалеет ее, пытаясь взять на себя часть забот или переложить их на ленивую Дарью, так как помнит "свою горбатую в работе жизнь". Ей больно, что Григорий изменяет жене и доводит Наталью до попытки самоубийства; Ильинична чувствует свою вину и ответственность за это. Смерть горячо любимой, родной "Натальюшки" потрясла старую женщину.

Ильинична безумно любит своих внуков, видя в них своих кровинок. Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работала, наживая по крупицам добро. И когда ситуация заставляет ее все бросить и оставить хутор, она заявляет: "Нехай лучше у порога убьют, - все легче, чем под чужим плетнем сдыхать!" Это не жадность, а страх потерять свое гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия. Это она понимает женским, материнским чутьем, и переубедить ее невозможно.

Красных она не приняла, называла их антихристами и чувствовала, что они несут разрушение, угрозу устоявшемуся быту, конец размеренной казачьей жизни. Однако она критически относится и к казакам, замечая перегибы с обеих сторон.

Она ценит в людях честность, порядочность, чистоту; боится, что окружающая их жестокость отразится на душе и сознании внука Мишатки. Она смирилась с мыслью, что убийца ее сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняшке; старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяйстве.

Больше всего Ильинична боялась гибели Григория, потому что в течение года она похоронила старшего сына, мужа, снох. Он был последней нитью, державшей ее на этом свете; она даже к внукам стала холодна. Заболев, она слегла и больше не вставала; вспоминая прожитые годы, Ильинична удивлялась, "как коротка и бедна оказалась эта жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, о чем не хотелось вспоминать".

Трагична жизнь Ильиничны, потому что нет ничего больнее горя матери, теряющей своих детей, и нет ничего сильнее ее надежды, нет мужества большего, чем мужество матери.

В романе раскрывается образ Аксиньи - гордой донской казачки, много претерпевшей на своем нелегком жизненном пути. Красивая, статная, воспринимающая жизнь очень эмоционально и импульсивно, она, как любая женщина, хотела счастья, но беды рано посыпались на ее голову: в шестнадцатилетнем возрасте ее изнасиловал отец, через год Аксинью выдали замуж за нелюбимого Степана Астахова, бившего ее смертным боем; ранняя смерть ребенка, изнурительная работа по хозяйству в одиночку, так как муж был ленив, любил погулять: "начесав чуб", по ночам исчезал из дома.

Ее сердце хотело любви, душа рвалась на волю, поэтому Аксинья откликнулась на ухаживания Григория Мелехова. Вспыхнула огромная, всепоглощающая любовь, сжигающая в своем костре страх перед мужем и его побоями, стыд перед односельчанами. Женитьба Григория на Наталье заставляет страдать Аксинью; после долгой разлуки, увидев его около реки, она почувствовала, "как похолодело под руками коромысло и жаром осыпала кровь виски", слезы застили глаза. Аксинья поняла, что невозможно и бесполезно бороться с этим чувством. Узнав, что они опять украдкой встречаются, отец выгоняет Григория из дома. Аксинья, не задумываясь, идет вслед за любимым.

Их жизнь в работниках у помещика Листницкого была сложной и драматичной: рождение ребенка, подозрения Григория, его уход на службу, смерть дочери, отчаяние, одиночество и горе Аксиньи, в недобрый час подвернувшийся хозяйский сынок-"утешитель". Вернувшись со службы, Григорий узнает об измене Аксиньи и, оскорбленный, возвращается к жене. Аксинья остается одна, но ненадолго, потому что "не лазоревым алым цветом - дурнопьяным придорожным цветет поздняя бабья любовь". Жизнь многократно разлучает их и опять бросает друг другу в объятья.

Не взирая на войны, революции, на все унижения, на двусмысленность своего положения, Аксинья отчаянно стремится за Григорием, куда бы он ни позвал. Однажды это чуть не стоило ей жизни, но тяжелая, изнурительная болезнь отступила. Возвращение к жизни было так радостно, что все окружающее вызывало беспричинное чувство счастья, наполненности и единения с весной и природой: "Ей хотелось потрогать почерневший от сырости смородиновый куст, прижаться щекой к ветке яблони, покрытой сизым бархатистым налетом... и пойти туда, где... сказочно зеленело, сливаясь с туманной далью, озимое поле..." Аксинья органично вписывается в природу; что бы она ни делала, она совершает это естественно, гармонично: готовит ли обед для Григория, несет ли воду, работает ли в поле. Она всегда терпеливо ждет Григория, любит, жалеет его детей, оставшихся без матери, заботится о них. Однако метания Григория между разными политическими лагерями не приносят никому счастья и покоя, а приводят к бессмысленной гибели Аксиньи.

Также трагична судьба другой женщины-казачки, Натальи, жены Григория. Красивая, всю жизнь безответно любящая своего непутевого мужа, она ни разу (даже в мыслях) не изменила ему. Натура максималистски прямая, она совершает попытку самоубийства. Оставшись калекой, Наталья по-прежнему любит своего мужа и надеется на его возвращение в семью. До полной самоотдачи, забывая себя, любит она детей, в каждой их черточке подмечая сходство с любимым мужем.

Ее любят все Мелеховы; даже суровый Пантелей Прокофьевич, не дающий никому спуску, жалеет и заступается за нее, как за родную дочь. Наталья трудолюбива, отзывчива, доброжелательна, терпелива; она многократно прощает измены Григория, но наконец не выдерживает и решает уйти от него. Все заканчивается трагически: в расцвете лет Наталья умирает от большой потери крови, оставив сиротами детей, но до последнего вздоха она думает и говорит о муже, прощает ему все дурные слова и поступки.

Смерть Натальи заставила Григория по-другому взглянуть на нее: "...память настойчиво воскрешала... незначительные эпизоды совместной жизни, разговоры... перед глазами его вставала живая, улыбающаяся Наталья. Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру поправлять волосы, ее улыбку, интонации голоса..." Погубив Наталью, Григорий обрек себя на вечные муки совести.

Образ Дарьи, жены Петра Мелехова, предстает перед нами совсем иным по своим моральным качествам. Она тоже красива, но какой-то порочной, змеиной красотой, стройна, гибка, с вихляющей походкой, ленива к работе, но большая любительница посиделок и застолий. Долго страдать и переживать она не умеет; после убийства мужа она очень скоро оправилась, "первое время тосковала, желтела от горя и даже будто состарилась. Но как только дунул вешний ветерок, пригрело солнце, - и тоска Дарьина ушла вместе со стаявшим снегом".

И пустилась Дарья во все тяжкие, не обременяя себя рамками приличий, вступая в случайные связи с мужчинами. Дарья заболевает. Зная, что ее ждет, она решила под видом покаяния признаться Наталье, что способствовала тайной встрече Григория с Аксиньей. Однако проницательная Наталья понимает: "...не из жалости ты призналась, как сводничала, а чтобы мне тяжелыпе было..." На это Дарья отвечает: "Верно!.. Рассуди сама, не мне же одной страдать? " Нет в ней жалости и сострадания ни к кому, не любила она никого по-настоящему: "А мне вот ни одного дюже не доводилось любить. Любила по-собачьему, кое-как, как приходилось... Мне бы теперь сызнова жизню начать, - может, и я бы другой стала?" Но жизнь прожита, и Дарья, не дожидаясь ее позорного конца, топится.

С Дуняшей - младшей из Мелеховых - мы знакомимся, когда она была еще длинноруким, большеглазым подростком с тонкими косичками. Подрастая, Дуняша превращается в чернобровую, стройную и гордую казачку со строптивым и настойчивым мелеховским характером. Полюбив Мишку Кошевого, она не желает думать ни о ком больше, несмотря на угрозы отца, матери, брата. Все трагедии с домочадцами разыгрываются у нее на глазах. Смерть брата, Дарьи, Натальи, отца, матери, племянницы очень близко принимает Дуняша к сердцу. Но, несмотря на все потери, нужно жить дальше.

М. Шолохов в романе "Тихий Дон" с потрясающим мастерством нарисовал образы простых женщин-казачек. Их судьба не может не волновать читателя: заражаешься их юмором, смеешься над их колоритными шутками, радуешься их счастью, грустишь вместе с ними, плачешь, когда так нелепо и бессмысленно обрывается их жизнь, в которой, к сожалению, было больше трудностей, горестей, потерь, чем радости и счастья.


Похожая информация.


Роман М. А. Шолохова «Тихий Дон» повествует не только о сложнейшем времени в жизни России, принесшем огромные социальные и моральные потрясения. Это произведение называют романом-эпопеей, потому что в нем полно и многогранно отразились события того времени, образ жизни людей, причины их поступков. Через все произведение «красной линией» проходит любовь главного персонажа Григория Мелехова и Аксиньи. Чувство героев было одновременно и высоким, и трагичным.

Аксинья – гордая донская казачка, много претерпевшая на своем нелегком жизненном пути. Красивая, статная, воспринимающая жизнь очень эмоционально и импульсивно, она, как любая женщина, хотела счастья, но беды рано посыпались на ее голову. В шестнадцатилетнем возрасте ее изнасиловал отец, через год девушку выдали замуж за нелюбимого Степана Астахова, бившего ее "смертным боем"; гибель ребенка, изнурительная работа по хозяйству в одиночку, так как муж был ленив, любил погулять, по ночам уходил из дома, «начесав чуб».

Ее сердце хотело любви, душа рвалась на волю, поэтому героиня откликнулась на ухаживания Григория Мелехова. Между ними вспыхнула огромная, всепоглощающая любовь, сжигающая в своем костре страх перед мужем и его побоями, стыд перед односельчанами.

Женитьба Григория на Наташе заставляет страдать Аксинью. После долгой разлуки, увидев его около реки, она почувствовала, «как похолодело под руками коромысло и жаром осыпала кровь виски», слезы застелили глаза, женщина поняла, что невозможно и бесполезно бороться с этим чувством. Узнав, что они опять украдкой встречаются, отец выгоняет Григория из дома. Аксинья, не задумываясь, идет вслед за любимым, хотя и знает, что все это не по душе матери Мелехова Ильиничне.

Их жизнь в работниках у помещика Листницкого была сложной и драматичной: рождение ребенка, подозрения Григория, его уход на службу, смерть дочери, отчаяние, одиночество и горе Аксиньи, в недобрый час, подвернувшийся хозяйский сынок-«утешитель». Вернувшись со службы, Мелехов узнает об измене любимой женщины и, оскорбленный, возвращается к Наталье. Аксинья остается одна, но ненадолго, потому что «не лазоревым алым цветом-дурнопьяном цветет поздняя бабья любовь». Жизнь многократно разлучает их и опять бросает друг другу в объятия.

Но, узнав о том, что Григорий встречается с Аксиньей, Наталья едет к ней и упрекает за то, что та отнимает отца у детей. Аксинья отвечает: «У тебя хоть дети есть, а он у меня… один на белом свете! Первый и последний. Знаешь что? Давай о нем больше не гутарить. Жив будет он, оборонит его от смерти царица небесная, вернется – сам выберет».

Героиня пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную жизнь. Писатель часто передает чувства, волнующие Аксинью, через восприятие ею окружающей природы. Вот после тяжелой болезни женщина вышла на крыльцо и долго стояла, опьяненная свежестью весеннего воздуха: «Иным, чудесно обновленным и обольстительным, предстал перед нею мир. Блестящими глазами она взволнованно смотрела вокруг, по-детски перебирая складки платья… Все казалось ей невиданно красивым, все цвело густыми и нежными красками».

Аксинья органично вписывается в природу. Что бы она ни делала, она совершает это естественно, гармонично: готовит ли обед для Григория, несет ли воду, работает ли в поле. Она всегда терпеливо ждет Мелехова, любит, жалеет его детей, оставшихся без матери, заботиться о них. Однако метание Григория между разными политическими лагерями не только не приносит никому счастья и покоя, но и приводит к бессмысленной гибели Аксиньи.

Да, судьба влюбленных сложилась трагично. Но, на мой взгляд, это была самая открытая, искренняя и нежная любовь двух людей друг к другу, какую можно только себе представить. Ощущение своей слитности с любимым – ощущение совершенно фантастическое. Все мы знаем, что в обычном состоянии человек просто не может ощущать чувства других людей, переживать вместе с ним. И только во взлетах сильной любви бывают состояния, когда разные «я» как бы сливаются друг с другом, - будто «токи» любви смыкают между собой две разомкнутые души, будто между любящими перекидываются невидимые мостики, и ощущения одного перетекают в другого, становятся общими. Интересы, радости и проблемы другого человека становятся вдруг твоими.

(450 слов) Роман Шолохова «Тихий Дон» — поистине неповторимая классика русской художественной литературы. Именно за это произведение писатель в тысяча девятьсот шестьдесят пятом году получил Нобелевскую премию по литературе. Множество раз роман был экранизирован и все еще продолжает привлекать читателей своей глубиной и правдивостью.

Одна из центральных сюжетных линий «Тихого Дона» соединяет двух героев произведения – Григория Мелихова и Аксинью Астахову. Григорий влюбляется в свою замужнюю соседку – красавицу Аксинью, за что получает осуждение семьи, особенно отца, который хочет женить своего сына но другой девушке – Наталье Коршуновой. Григорий душой противится союзу, но решает, что его связь с Аксиньей может оказаться лишь временным увлечением, и не стоит отказываться от выгодного брака. Аксинья же несчастлива в браке; для нее любовь к Григорию – глоток свежего воздуха, отдохновение сердца. Аксинья всей душой страдает, узнав о женитьбе возлюбленного.

Однако судьба соединяет героев вновь. Григорий понимает, что сделал ошибку, и оставляет свою жену, убежав с Аксиньей в отдаленное имение, где они оба находят работу. Однако счастье героев не безоблачно. Окончательно убедившись в любви друг к другу, они вынуждены пережить множество испытаний: смерть маленького ребенка, долгую разлуку, измену, постоянные военные столкновения и интриги вокруг.

Несмотря на трудности, и Григорий, и Аксинья через всю жизнь пронесли свое всепоглощающее, порой губительное чувство. На всем протяжении романа они учатся любить. Два начала – Аксинья, близкая природе, естественная, отзывчивая женщина, и Григорий – мятежный, сильный духом мужчина – они соединяются в союз, которому, увы, не суждено стать долгим. Аксинья трагически погибает, и единственным спасением Григория становится маленький сын.

Автор в полной мере показал, как сложен и противоречив порой внутренний мир человека, как безмерно непросто слияние двух миров в единый и нерушимый союз даже через любовь и самоотречение. Отношения Григория и Аксиньи созвучны с революцией и войной — они тоже переступили через традиции и устои своего общества и бились с ним за право быть вместе. Шолохов не принимает ни стороны белых, ни стороны красных. Для него лишь одна могучая сила имеет значение – сила семейного очага, любви и мира.

Безусловно, история взаимоотношений двух возлюбленных не проста; жизнь то сталкивает их, то разводит в разные стороны. Они совершают множество ошибок, ищут себя, ищут правды среди множества полуправд и откровенной лжи. Они сталкиваются с трудностями, потерями и болью; им приходится принимать ответственные, порой непосильно сложные решения.

Любовь в судьбе Григория и Аксиньи становится таким же роковым, переломным событием, как гражданская война для всей России. Она открывает глаза героям, заставляет их переосмыслить то, что казалось понятным и давно знакомым.

Шолохов в своем романе показал, что любовь – это не менее сильная и могущественная стихия, чем стихия войны и разрушений. Она, словно тихое, но внутри, под поверхностью — могучее и клокочущее, течение великого Дона, способна в мгновение захватить человеческую душу и перевернуть ее, увлекая с неодолимой силой навстречу непростой, но такой важной встрече, прежде всего, с самим собой.

Страстное чувство Григория к гордой и прекрасной Аксинье, огневая, губительная красота которой не блекнет с годами, сопоставлена в романе с его размеренной супружеской жизнью с Натальей - прекрасной женщиной другого склада, верной и любящей женой и матерью. Строго говоря, Наталью - отнюдь не чужого для Григория человека - Мелехов никогда не любил, женившись на ней по принуждению отца, отчетливо осознавая всю абсурдность родительской затеи, но и не имея права воспротивиться. А свою настоящую, вечную, беспрекословную и непреходящую любовь к Аксинье Григорию суждено было пронести через всю жизнь. Любовь эта явилась своеобразным внутренним стержнем Григория Мелехова, именно она поддерживала донского казака в самые напряженные минуты трудных нравственных решений, с неудержимой силою тянула его в родные края, повергая героя в бездны отчаянного счастья, именно она диктовала Григорию волю к жизни.

Сила этого чувства, развитие, изгибы его переданы Шолоховым с замечательной психологической точностью, согретой живым волнением. Писатель изобразил всепоглощающую страсть, готовность на все жертвы со стороны Аксиньи, замужней женщины, бесстрашно восставшей против хуторских обычаев и нравов, и молодую беспечность Григория, поначалу отступившегося от своей любви, порвавшего с Аксиньей. Страсть роковая, неотвратимая, ибо забыть Аксинью оказалось не под силу казаку, безудержна его тяга к возлюбленной. Любовь к Аксинье, мирившая поначалу грубость и нежность, приобретает все большую одухотворенность. Совместную жизнь в Ягодном часто вспоминает Григорий на фронтах империалистической и гражданской войны как самую счастливую пору своей жизни. И всякий раз, вспоминая Аксинью, Григорий думает о детстве, вспоминая о детстве - думает об Аксинье. Это тонкое психологическое наблюдение писателя лучше многих слов говорит о силе и глубине чувства, связавшего Григория и Аксинью. Аксинья вошла в него навеки, навсегда… Она, как босоногое детство, стала частью его жизни.

Шолохов довольно скуп на лишнее описание чувств Григория. Когда в самом начале восстания Мелехов приходит арестовывать Степана, не желающего воевать, он старается даже не смотреть на Аксинью, которая стоит тут же, у печи. Что он думает, чувствует, заходя в курень Астаховых, увидев Аксинью, которую продолжает любить? Об этом не сказано ни слова. И в этом проявление той экономности, которая является существенным признаком художественности.

Упоминание о чувствах Григория к Аксинье нарушило бы художественную цельность, а потому не нужно было в этом месте. Ведь Григорий кипел тогда от ярости, в нем ощетинился собственник, поднявшийся с оружием против советской власти. Только о борьбе и мести думал тогда он, только это его и занимало. Дорогой ценой платит Григорий за свои заблуждения. Мучительно тяжелой, ненужной показалась ему собственная жизнь. Шолохов с проникновенным мастерством доносит до читателя всю глубину трагической опустошенности Григория: встретился он с Аксиньей, с новой силой вспыхнула их любовь, но в данный момент и она не в силах заполнить холодную пустоту в душе Мелехова. Повторяется ранее звучавший мотив поисков счастья на этой изобильной земле. Весь мир кажется Аксинье ликующим и ярким: «Аксинья с живым любопытством осматривала заснеженную, сугробистую степь, натертую до глянца дорогу, далекие, тонущие во мгле горизонты; улыбаясь тому, что так неожиданно и странно сбылась давно пленившая ее мечта - уехать с Григорием куда-нибудь подальше от Татарского…» .

Но и тут судьба поворачивается по-своему. Аксинья в дороге заболевает тифом. Чтобы спасти жизнь Аксинье приходиться оставить ее в деревне у чужих людей. Вместе с Прохором Григорий отправляется на Кубань. Война близится к завершению. Все чаще Григорий вспоминает в разлуке Аксинью. Сутра он садился в сани, ехал по заснеженной степи, к вечеру, приискав где-нибудь место для ночлега, ложился спать. И так изо дня в день.

Но болезнь не обходит стороной и Григория. Он живет как во сне: часто теряет сознание, ему тяжело разговаривать. Он с трудом поднимает свою помутневшую голову, чтобы посмотреть на небо. К счастью, через некоторое время Григорий пошел на поправку. Выздоравливает и Аксинья, возвращаясь из незнакомого поселка в родные Вешки. В ожидании возвращения Григория дни тянутся долго и томительно. В душе рождается надежда, что после долгих и томительных разлук, Григорий и Аксинья будут вместе.

За долго до рассвета прискакал в хутор Татарский Григорий, привязал лошадей к знакомому с детства сухому караичу, пошел в станицу. И вот, наконец, Дон, старый мелеховский курень, темные купы яблонь, окно Аксиньи, ее руки. Аксинья опускается перед ним на колени, прижимаясь лицом к мокрой шинели, сотрясаясь от рыданий. Любовь Аксиньи самозабвенна. В ощущении призрачности сбывшегося счастья-сна, она с радостью откликается на зов Григория бежать с ним. Григорий зовет ее на юг, на Кубань, почти повторяя когда-то сказанные ею слова: «На Кубань или дальше. Проживем, прокормимся как-нибудь, а? никакой работы не погнушаюсь. Моими руками работать надо, а не воевать…» .

Последний раз, не ведая того, Аксинья и Григорий спускаются к Дону. Последний раз принимает возлюбленных Дон, степь. Случайная пуля обрывает это свидание-бегство в поисках своей доли. Раненная Аксинья, истекая кровью, умирает на руках Григория, так и не встретив нового рассвета, во мраке ночи.

История Григория Мелехова и Аксиньи - это история трагической любви, история выгоревшей, испепеленной жизни. Любовь их - такая великая в своей страсти и взаимном стремлении, такая величественная в самой жгучей потребности любить, такая желанная в своей запретности - не приносит героям счастья, попросту не успевает реализоваться в полной мере.

Так завершается долгая пляска смерти. Начатая убийством на войне австрийского солдата, она кончается гибелью самого дорогого Григорию человека. Такова логика войны: взмаху шашки, за который так казнил себя Григорий, назначено отозваться нелепой пулей, доставшейся Аксинье.

Солнечным утром в глубоком яру хоронит Григорий свою Аксинью. Безмерно горе, обрушившееся на Григория. После смерти Натальи Григорий метался, страдал. Перед нами был все же живой человек, но раненый, мучимый болью. Смерть Аксиньи была так страшна, что в Григории, словно все обмирает. Теперь ему незачем и некуда торопиться. Все свои духовные искания, все свои надежды, всю свою жизнь хоронит Григорий. Он и себя хоронит заживо: Григорий прощается с мертвой Аксиньей, «твердо веря в то, что расстаются они ненадолго». Теперь и жить ему незачем.

Любовь к Аксинье составляла весь смысл существования Григория, являлась главной движущей силой всей жизни его. Трагизм заключается в том, что искра страсти, пробежавшая между Григорием и Аксиньей в самом начале романа, изначально была обречена полыхнуть ярким светом и погаснуть от грубого вторжения исторических катаклизмов. Богатый мир героев, мир ярких чувств и первозданных эмоций, не способен втиснуться в жесткие схемы классовой борьбы, смысл которой даже не до конца ясен персонажам шолоховского романа. Григорий и Аксинья, созданные для счастья, как и миллионы других людей, потеряли свою хозяйскую роль в сюжете и в жизни, попали в жестокое подчинение силам, им не подвластным, остались наедине с собственной судьбой и оказались отчаянно бессильны что-либо изменить.



Поделиться