Перенос слов презентация к уроку по русскому языку (1 класс) на тему. Презентация на тему " перенос слов" Листы со словами для групп

Конспект урока по русскому языку, 1 класс (Котова Е. В.)

Тема: Перенос слов. Правило переноса слов .

Тип урока : изучение нового материала.
Задачи урока : Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Ознакомить обучающихся с правилами переноса слов.

Формирование предметных учений: делить слова на части для переноса,

оформлять предложение на письме, делить слова на слоги.

Формирование метапредметных умений: находить ответы на вопросы,

слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, о ценивать результаты своей деятельности.

Оборудование: учебник 1 класса «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий; презентация по теме урока, экран, мультимедийный проектор; набор карточек для составления предложения, карточки со словами, разделёнными для переноса по количеству пар; картинка с изображением солнышка; памятки с правилами переноса слов.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

Доброе утро, ребята! Сегодня у нас на уроке будут присутствовать гости, поздоровайтесь с ними.

Проверьте свою готовность к уроку и ответьте на вопросы: как живёшь?

(Ребята показывают ответ движениями и говорят «вот так»)

Как идёшь?

Как бежишь?

Ночью спишь?

Как стоишь?

Как сидишь?

- Ребята, к нам на урок просится гость. Угадайте, кто: Оно весь мир обогревает

И усталости не знает.

Оно весь день глядит в оконце

И зовут его все … (Солнце)

    Чистописание.

Чтобы поприветствовать нашего гостя, давайте красиво пропишем его самую любимую букву. Что это за буква? (эс)

Расскажите о звуке, который обозначает эта буква в слове «солнце» (Согласный, твёрдый, глухой)

Напишите эту букву в следующей закономерности:

Сс Ссс Сссс…

Найдите у себя самую красивую букву «с» из написанных. Постарайтесь каждую «с» сегодня писать так же красиво, чтобы и дальше радовать нашего гостя.

    Словарная работа.

Не только мы радуемся солнцу. Посмотрите, кто вышел погреться в его лучах.

Включить проектор. 1 Слайд

Кто это? (Ворона, воробей, лисица)

Под картинками появляются записи: в…рона, в…р…бей, л…сица.

Запишите эти слова через запятую, вставив недостающие буквы.

Выключить проектор. Учитель открывает боковую доску с правильно записанными словами.

Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте написанное.

Что общего у этих слов? (Имена существительные, отвечают на вопрос «кто», словарные слова, состоят из 3 слогов)

Как узнали, что из 3 слогов? (По количеству гласных, сколько в слове гласных, столько и слогов)

Разделите слова на слоги.

По 1 человеку выходят к доске, подчёркивают гласные и делят слова на слоги. Остальные ребята работают в тетрадях.

4. Формулирование темы и целей урока.

Солнышко пришло к нам не просто так, а с подарком: оно составило предложение про себя и про нас. Это предложение лежит в конвертах на ваших партах. Достаньте и прочитайте его.

Дети вынимают из конвертов отдельные слова.

Наверное, предложение рассыпалось. Соберите его снова, работая вместе с соседом.

Какое предложение получилось? (В наше окно светит солнышко)

Напишем это предложение под диктовку.

По одному человеку диктуют каждое слово, ребята пишут в тетрадях, учитель – на доске. Слово «солнышко» не умещается в строчке, учитель оставляет его недописанным.

Почему я не написала последнее слово? (не уместилось)

Поднимите руку, у кого ещё не уместилось. Как нам быть? (Перенести)

Догадались, какая тема сегодняшнего урока? (Перенос слова)

5. Объяснение новой темы.

Что значит «перенести»? (В конце строчки поставить «-» и написать неуместившуюся часть на другой строчке)

Вам раньше приходилось переносить? (Да)

Посмотрим, как это у вас получается.

Включить проектор. 2 Слайд.

Почему я исправляла ваш способ переноса? (Мы делали его неправильно, ошибались)

Почему вы ошибались? (Наверное, есть какие-то правила переноса слов, которых мы ещё не знаем)

Разрешите, я поправлю названную вами тему урока: не «Перенос слов», а «Правила переноса слов»

Выключить проектор.

Чему будем учиться сегодня на уроке? (Правильно переносить слова)

На карточках, которые лежат у вас на партах, написана загадка про любимое место солнышка. Прочитайте её.

Ле-жит ко-вёр боль-шой боль-шой,

А не сту-пить на не-го но-гой.

Что это? (Небо)

Почему оно – любимое место солнца? (Солнце находится на небе)

Каждое слово в этой загадке разделено для переноса. Прочитайте текст, записанный на карточке ещё раз. Понаблюдайте, поразмышляйте вместе с соседом, и может быть кто-то сможет сделать вывод, как надо переносить слова.

Учитель ходит по рядам, слушает обсуждение в парах.

Кто догадался, как правильно переносить слова? (Да, слова переносятся по слогам)

Слова переносятся по слогам

Допишем предложение про солнышко. Нос начала возьмите карточку со словом «Солнышко» и разделите простым карандашом его для переноса.

Учитель смотрит, что получилось у ребят и выносит на доску некоторые варианты. Дети видят, что есть несколько вариантов переноса этого слова, потому что в нём 3 слога.

Выберите удобный для вас способ переноса и допишите предложение у себя в тетради.

6. Физминутка.

Под аккомпанемент «Соловьиная трель» дети изображаютт то, что говорит учитель.

Представьте, что вы – сосульки. Выглянуло солнышко, и сосульки начали потихоньку таять, они становятся всё меньше, меньше и меньше, пока не превращаются в лужу. Лужа просочилась в землю, где встретила маленькое семечко. Теперь вы – семечко. Семечко напиталось водой, пустило в землю корешок, и из него пробился росточек. Росток поднимается всё выше и выше, на нём появляются листочки, набухает бутон. И вот бутон распустился и расцвёл красивый цветок.

7. Работа с учебником.

Откройте учебник на странице 37, найдите правило, которое мы до этого вывели. Прочитайте его шёпотом.

Как мы будем переносить слова с одной строки на другую? (По слогам)

Найдите упражнение 3. Какие растения там изображены? (Василёк, колокольчик, ромашка)

Посмотрите, как эти слова разделены для переноса. Можно ли их переносить по-другому? (Можно, потому что в каждом из них больше, чем по 2 слога)

Вместе с соседом подумайте и разделите эти слова простым карандашом так, как их ещё можно переносить.

Перечислите все возможные способы переноса каждого слова. (Ребята проверяют свою работу. При необходимости вносят изменения)

Прочитайте задание внизу упражнения. (Напишите любое слово столько раз, сколько есть способов переноса этого слова)

Почему в образце слово «колокольчик» написано 3 раза? (Потому что есть три способа его переноса)

Сколько раз вы должны написать слова «ромашка» и «василёк»? (Каждое по 2 раза, потому что есть два способа переноса этих слов)

Включить проектор. 3 слайд.

Выберите слово, которое вам нравится и напишите его столько раз, сколько его можно переносить.

Обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте написанное. (4 слайд)

8. Работа по теме урока.

Солнышко заглядывает не только в наше окно. Оно часто смотрит и во многие другие окна. И вот однажды оно увидело одну историю, которую сейчас расскажет нам. (5 слайд)

Мы изучали перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес: е – два ,

И получил за это «два»,

Укол я перенес: у – кол

И получил за это «кол».

Опять я перенес: о – пять ,

Теперь, наверно, будет «пять»?!

Как вы думаете, почему за перенос слов «едва» и «укол» мальчик получил плохие оценки, ведь он перенёс их по слогам? (Наверное, нарушил какое-то правило переноса)

Совершенно верно. Оказывается, чтобы переносить слова правильно недостаточно переносить их по слогам. Есть ещё другие важные правила. Кто-нибудь предполагает, какое правило нарушил этот мальчик? (Может быть, оставил одну букву на строчке)

Да, откройте учебник на странице 37 и прочитайте правило переноса внизу страницы.

(Одну букву не оставляют на строке и не переносят на другую стоку)

Учитель вывешивает это правило на доску.

Одну букву не оставляют

не переносят

Как вы думаете, получит ли мальчик за перенос слова «опять» пятёрку? (Нет, он опять оставил одну букву на строчке, а так делать нельзя)

Как же переносить это слово? (Это слово никак нельзя переносить)

Выключить проектор.

    Итог урока.

Итак, какое новое открытие сделали на уроке?

А когда вы будете использовать новые знания?

На следующих уроках мы еще будем тренироваться и хорошо научимся делить слова для переноса.

    Рефлексия.

Что вам особенно понравилось?

В чем вы испытывали трудности?

Как думаете, почему?

Оцените свою работу на полях тетради. Кто считает, что работал очень хорошо и всё понял и запомнил, нарисуйте весёлое солнышко. Кто считает, что ему не всё понятно, нужна помощь друга, нарисуйте серьёзное. А кто совсем ничего не запомнил на уроке – грустное.

Вы все, ребята, хорошо потрудились. Спасибо вам за урок!

Правильно. Тема урока такая: « Обобщение правил переноса».

Для выполнения поставленной цели, вы сегодня будете работать в группах.

Инструкция выполнения работы

Каждая группа получает карточку с набором слов. Ваша задача:

2.Найти общий признак в этих словах, но помните, что может быть « ловушка».

3.Определить, к какому способу переноса относятся эти слова.

4. Составить схему и изобразить ее на листке.

(Каждой группе выдается лист со словами, которые дети анализируют, обобщают по общему признаку, находят « ловушку», составляют схему, договариваются о том, кто будет защищать мнение группы)

Листы со словами для групп

(После выполнения работы, группа поднимает руки вверх домиком)

Проверка.

(1 ученик от группы выходит к доске и рассказывает о случае переноса.)

(Ответ ученика:

-В нашей группе слов есть общий признак – все слова пишутся с ь. При переносе слов, ь остается на строке.

« Ловушка» - это слово вьюн, т.к. оно не переносится, там 1 слог.

Вот наша схема.)

(Учитель на доске выставляет схемы переноса, составленные обучающимися, а на экране (одновременно) появляются слова на данное правило).

Слайд № 3.

На доске 6 правил переноса, вы смогли обобщить слова и самостоятельно составили схемы случаев переноса. Молодцы!

Посмотрите внимательно на схемы и подумайте, есть ли схемы (правила) очень похожие и что с ними можно сделать?

1 уч. Есть три похожие схемы: с Й, Ь, иЪ.

-2 уч. Все буквы остаются в первой лодочке, остаются на строке. Все это как одно правило, только буквы разные и эти правила можно объединить в одно

Молодцы! Вот какое открытие вы сегодня сделали!

(на слайде № 3 появляется фигурная скобка, объединяющая три правила)

Откроем учебник на с.32.

Прочитаем правило в учебнике по цепочке и сравним с теми правилами, которые вывели на уроке сами (чтение детей).

Правило в учебнике

Переноси слова по слогам: му а е й,

сравни: зде сь.

Слог из одной гласной не оставляй на строчке и не переноси на другую: о во-щи, а ист.

Буквы Ь, Ъ, Й не отделяй от стоящей перед ними буквы: ма-лень -кий, объ -яв-ле-ние, му-ра-вей -ник.

При переносе слов с двойными согласными одну букву оставляют на строке, другую переносят: суб -б ота, сум -м а.

Правильно ли мы сделали выводы?

- Да, правильно.

Почему же Наталья Васильевна Нечаева объединила три правила с Ь, Ъ, Й в одно правило?

-1 уч. Наталья Васильевна тоже увидела одинаковый способ в этих правилах переноса.

-2уч.Она объединила их для того, чтобы нам легко было их применять.

-3уч. А еще у нее в правиле говорится, что эти буквы нельзя отделять от стоящей перед ними буквы.

Молодцы! Значит, вы умеете мыслить и делать выводы, как взрослые!

Зачем же нужно уметь переносить слова с одной строки на другую?

-Умея переносить, мы экономим место на строке, экономим лист в тетради, а, следовательно, экономим бумагу и относимся бережно к лесу.

1.- Голова ровно. Посмотрели глазками наверх, налево, направо, вниз.

2.-Глазами начертите круг, квадрат, треугольник.

3.-Закройте глаза: представьте луг, солнце, речку, лес.

4.-На счет « три» открываем глаза, продолжаем работу.

Слайд № 4

Что нужно знать и уметь делать, чтобы правильно переносить слова с одной строки на другую?

Алгоритм

-1уч. Найти гласные.

-2уч. Определить количество слогов

-3уч. Вспомнить необходимое правило.

Слайд № 5

К нам в гости пришел Незнайка, который часто бывал на наших уроках. А т.к. урок обобщающий, он тоже выполнил работу и готов показать вам свои знания.

о-гонь

по-дъем

конь-ки работа Незнайки

зме-я

ле-йка

ва-нна

Покажите сигналом, правильно ли он все сделал?

- Нет!

Какая задача стоит перед вами?

-Исправить ошибки у Незнайки и записать слова с правильным переносом.

Слова запишите в столбик. Следите за осанкой и

каллиграфией (работа обучающихся в тетради).

Проверка №1

Что нужно сделать после написания?

-Проверить!

-По алгоритму (точка, лодочка, ударение)

Проверка №2

Сейчас мы будем проверять работу Незнайки. Вы в роли учителя.1 ученик объясняет слово, а класс сигнальными карточками контролирует ответ ученика.

(Объяснение:

Слово «огонь» Незнайка перенес неправильно, т.к. одну букву не оставляют на строке и слово переносится целиком.) и т.д.

А кто увидел еще ошибки у Незнайки?

-Он свое имя написал со строчной буквы, а надо с заглавной.

К какой группе правил относится эта ошибка?

-Правописание имен собственных.

Молодцы!

Проверка №3

А теперь проверьте свою работу по образцу: если вы правильно написали слово, то ставите рядом со словом +, если нет, то -.

Образец работы ученика

огонь +

подъ-ем +

конь-ки +

змея +

лей – ка +

ван – на +

Подведем итоги данной работы.

Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок

(22 человека);

Кто допустил 1-2 ошибки (4 человека);

Кто ошибся 3 раза (0).

Молодцы! Все старались!

Поднимите руку те, кто может сказать: « я хорошо и отлично усвоил правила переноса»

(24 человека)

А кто еще может ошибаться?

(2 человека)

Мы вам будем помогать. Ведь в школу все пришли учиться.

А вот как переносил слова один первоклассник в стихотворении А.Шибаева « Как я перенес слова».

(читает ученик)

Мы изучаем перенос,

Вот как слова я перенес:

Едва я перенес е-два

И получил за это « два».

Укол я перенес у-кол

И получил за это « кол».

Опять я перенес о-пять.

Теперь, наверно, будет « пять»?!

Как вы думаете. Получит ученик за последнее слово «5»?

-Нет!

-Слово « опять» не переносится.

Давайте еще раз повторим это правило для мальчика, чтобы он свою пятерку все – таки получил.

-Слог из одной гласной нельзя оставлять на строке.

Ребята, у вас на столе лежит « дерево радости» . Отметьте на нем то место, как вы оцениваете себя на уроке: что получилось, что нет, к чему будете стремиться.

Слайд № 6.

(Дети на индивидуальных карточках отмечают значком свое место на уроке и рассказывают о своих достижениях, неудачах на уроке).

(Ответ ученика:

Я нахожусь на этой веточке, т.к. я много отвечала, но допускала ошибки. Буду стараться быть внимательной! Урок мне очень понравился!)

ДЕРЕВО РАДОСТИ

Мне тоже очень понравилось, как вы дружно работали, были активными и я свое солнышко

поместила на самой верхушке дерева.

Молодцы!

Благодарю всех за урок!

Презентация предназначена для изучения темы перенос слов с удвоенными согласными, мягким знаком и повторением уже изученных правил по теме. Можно использовать на уроках русского языка во втором и третьих классах.

Скачать:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПЕРЕНОС СЛОВ Петрова Алла Алексеевна Учитель начальных классов ГБОУ СОШ №484 Г.Санкт-Петербурга

А А М косм о с

ТА, Р а кета З е мля,

О=Е, и Марс Пл а нета, З

Составь из слов предложение и постарайся записать его на одной строке. . полетят к ракеты Скоро Марсу космические Скоро космические ракеты полетят к Марсу.

Слово переносится с одной строки на другую по слогам. Прочитайте веселые стихи. Мы изучаем перенос. Вот как слова я перенес: Едва я перенес: « е-два » Как получил за это«два». «Укол» я перенес:« у-кол » И получил за это «кол». «Опять» я перенес:« о- пять». Теперь, наверно, будет «пять»? В.Волина

Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую строку. Какие слова нельзя перенести?

Разминка для ума У Золушки с ножки Свалилась случайно Была не простою она, А хрустальной… Растет она вниз головою, Не летом растет, а зимою.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Что объединяет эти слова: сосулька, Мальвина,туфелька? А эта дружила с самим Буратино, Зовут её просто, ребята, - …

Вывод: Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке. Ма-львина, Маль-вина, со-сулька, сосу-лька, сосуль-ка, ту-фелька, туфе-лька,туфель-ка. Се-мья, вью-га, пла-тье. . .

Эти буквы-близнецы- Удалые молодцы, Ты одной закончи строчку, А с другой ее начни. Напиши эти двойные согласные. бб жж кк лл мм нн пп сс Прочитайте стихотворение и постарайтесь сформулировать правила переноса слов с удвоенными словами

Подбери нужное слово и запиши его по горизонтали 1.Игра на льду на коньках в шайбу. 2.Дорога с рядами деревьев по сторонам. 3.Место,где продают билеты. 4.Человек, который совершает поездку на транспорте. 5.Дорога, покрытая асфальтом.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Перенос слов

Отгадайте загадки Люблю я, подбоченясь, Забраться на поднос, То кланяюсь учтиво, То задираю нос. ч а йн и к / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? ч а й -н и к (Запомните! Буква Й никогда не переносится на другую строку!

Отгадайте загадку Если громко плачет мальчик, Значит он поранил… п а льч и к / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? п а л ь -ч и к (Запомните! Буква Ь никогда не переносится на другую строку!

У кого глаза на рогах, А дом на спине? ул и тка / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? ули т - к а (Запомните! Две согласных, словно в сказке, переносятся по-братски!

Инна, мельница, копейка, кран, юла, коньки, скамейка, кассир, класс, юность, огурец, тыква, рыбка. Разделите слова для переноса Ин-на, мель-ни-ца, ко-пей-ка, кран, юла, конь-ки, ска-мей-ка, кас-сир, класс, юность, огу-рец, тык-ва, рыб-ка.

Объясните. Подчеркните орфограммы. Р а бота г о рит в руках. раб о та - раб о чий / /

Подберите синонимы Р а бота – Д о р о га – труд, занятие. путь, шо сс е.

Запомните. Запишите. Пл о х о й р а б о тник вс е г да ж а л у е тс я на св о й и н ст р у м е нт.

Подчеркните главные члены предложения Пл о х о й р а б о тник вс е г да ж а л у е тс я на св о й и н ст р у м е нт.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок № 4 Тема: Вспоминаем правила переноса слов

Чистописание Вв Ва Во Ву ва во ви ву В икт о р вош ё л в в о рота.

Отгадайте загадки Люблю я, подбоченясь, Забраться на поднос, То кланяюсь учтиво, То задираю нос. ч а йн и к / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? ч а й -н и к (Запомните! Буква Й никогда не переносится на другую строку!

Отгадайте загадку Если громко плачет мальчик, Значит он поранил… п а льч и к / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? п а л ь -ч и к (Запомните! Буква Ь никогда не переносится на другую строку!

У кого глаза на рогах, А дом на спине? ул и тка / Какое правило нужно знать, чтобы перенести это слово с одной строки на другую? ули т - к а (Запомните! Две согласных, словно в сказке, переносятся по-братски!

Физкультурная разминка На зарядку солнышко Поднимает нас, Поднимаем руки мы По команде «Раз!» А над нами весело Шелестит листва. Опускаем руки мы По команде «Два!»

Инна, мельница, копейка, кран, юла, коньки, скамейка, кассир, класс, юность, огурец, тыква, рыбка. Разделите слова для переноса Ин-на, мель-ни-ца, ко-пей-ка, кран, юла, конь-ки, ска-мей-ка, кас-сир, класс, юность, огу-рец, тык-ва, рыб-ка.

Фонетический разбор слова Дети, де-ти, [ д*эт*и ] [ д* ] – согл.,мяг. пар. ([ д ]), звон. пар. ([ т* ]); б. «дэ»; [ э ] – глас., удар.; б. «е»; [ т* ] – согл., мяг. пар. ([ т ]), глух. пар. ([ д ]); б. «тэ»; [ и ] – глас., безудар.; б. «и»; дети – 4 звука, 4 буквы.

Запомните. Запишите. Подчеркните главные члены. Аи ст ж и вёт на кр ы ш е. Он пр и носит сч а ст ь е.

Аи ст ж и вёт на кр ы ш е. Он пр и носит сч а ст ь е.

Задание на дом У. с.12 упр.4



Поделиться