Смертные грехи: что такое гордыня и как с ней бороться. Как Бог наказывает грех гордыни

В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этой работе говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого труда.

1. Словарь Даля о гордости. Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других (Даль).

2. Священное Писание о гордости. Священное Писание во многих местах осуждает гордыню. Например в Ветхом Завете, в Книге Премудрости Иисуса сына Сирахова сказано:

Начало греха - гордость, (Сир. 10:15 рс).
Здесь Священное Писание нас учит, что начало всех грехов есть гордыня. Из этого следует, что добродетель противоположная гордыне, смирение, есть начало всех добродетелей.
3. Святые Отцы о гордости. В Творении иже во святых отца нашего Ефрема Сирина, есть глава 3-я под названием «В низложении гордыни». Там прекрасно описана природа гордыни и притвоположной добродетели смирения:

Без смиренномудрия напрасны всякий подвиг, всякое воздержание, всякое подчинение, всякая нестяжательность, всякая многоученность. Ибо как начало и конец добраго - смиренномудрие, так начало и конец худаго - высокоумие. А этот нечистый дух изворотлив и многообразен; почему употребляет всякия усилия возобладать всеми, и каждому, каким кто ни идет путем, ставит на оном сеть. Мудраго уловляет мудростию, крепкаго крепостию, богатого богатством, благообразного красотою, красноречиваго краснословием, имеющаго хороший голос приятностию голоса, художника исскуством, оборотливаго оборотливостию. А подобным сему образом не перестает искушать и ведущих духовную жизнь, и ставит сеть отрекшемуся от мира в отречении, воздержному в воздержании, безмолвнику в безмолвии, нестяжательному в нестяжательности, многоученому в учености, благоговейному в благоговении, сведущему в знании (впрочем истинное ведение сопряжено с смиренномудрием). Так высокоумие во всех старается посеять свои плевелы. Почему, зная жестокость этой страсти (ибо как скоро она укоренится где, ни к чему негодными делает и человека и весь труд его), Господь к победе над нею дал нам средство смиренномудрие, сказав:
«Егда сотворите вся повеленная вам, глаголите: яко раби неключими есмы» (Луки 17, 10) (Св. Тр. Сергиевой Лавры, 1907 г., Часть 1-я, стр. 29).
У Святителя Тихона Задонского, в его творениях, есть такое рассуждние о гордости:

Премерзкий грех есть гордость, но мало от кого познается, яко глубоко в сердце сокровен есть. Начало гордости есть незнание себе самого. Сие незнание ослепляет человека, и так человек гордится. О, когда бы человек познал себе самого, познал бы свою бедность, нищету и окаянство, никогда бы не гордился! Но тем паче окаяннейший человек есть, что не видит и не познает бедности и окаянства своего. Гордость от дел, как древо от плодов, познается (Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 246).
Знаки гордости
1. Славы, чести и похвалы всяким образом искать.
2. Дела выше сил своих начинать.
3. Во всякия дела самовольно мешаться.
4. Себе без стыда возвышать.
5. Других презирать.
6. Чести лишившися, негодовать, роптать и жаловаться.
7. Высшим быть непокорну.
8. Добрая себе, а не Богу приписывать.
9. Во всем показываться тщаться. (Тщиться - стараться (Даль).
10. Других дела пересуживать.
11. Погрешности их возвышать, хвалу уменьшать.
12. В слове и поступке надменность некую показывать.
13. Исправления и увещания не любить, совета не принимать.
14. Не терпеть в уничижении быть, и прочая.
(Творения иже во Святых отца нашего Тихона Задонского, Плоть и Дух, Книга 1-2, стр. 34).
Святой Праведный отец Иоанн Кронштадтский в своем дневнике «Моя жизнь во Христе» пишет так:

Кто заражен гордостию, тот ко всему наклонен оказывать презрение, даже к предметам святым и божественным: гордость мысленно уничтожает или оскверняет всякую добрую мысль, слово, дело, всякое творение Божие. Это мертвящее дыхание сатаны (Париж, 1984, стр. 10).
Крепко наблюдай за проявлениями гордости: она проявляется незаметно, особенно в огорчении и раздражительности на других из за самых неважных причин (Москва, 1894 г., Том 1-й, стр. 25).
Гордость в вере проявляет себя тем, что гордый дерзает поставлять себя судьей веры и Церкви и говорит: я этому не верую и этого не признаю; это нахожу лишним, это ненужным, а вот это странным или смешным (Москва, 1894 г., Том 2-й, стр. 251).
4. Рассуждение о гордости. Итак начало греха есть гордость. Гордость, как грех, никогда не бывает одна. Она порождает целую вереницу, с нею связанных, других грехов. Гордый человек ищет похвалу, себя возвышает, других презирает, высшим не покоряется, совет не принимает, обижается, не может простить, помнит зло, не хочет уступить, не может признаться в ошибке, хочет быть лучше других, своевольничает и т. п. Таким образом, гордость есть не только грех, но и начало и источник всякого другого греха и зла. Очень часто не глупый, интеллигентный и образованный человек из за гордыни превращается в глупца.

5. Грех и степени греховности. Каждый человек грешен, и только Господь Бог безгрешен. Человек постоянно грешит и имеет много греховных привычек, и все это ему и другим портит жизнь. Чем греховнее он, тем труднее ему жить, тем более он закоснел в зле и не понимает это, а если знает, то не умеет из него выбраться. Чем более он грешный, тем труднее ему нормально общаться, любить по настоящему, да и быть любимым. Православная вера призывает нас жить по Заповедям Закона Божия, которое включает духовное самовоспитание - борьбу с нашими греховными привычками и воспитанием в себе положительных качеств. Соответствующий духовный рост достигается постепенно.

Грехопадение человека происходит постепенно. Он не сразу впадает в большой грех, а постепенно. От первого маленького, и кажется, безобидного действия он может падать все дальше и дальше, покамест грех не станет привычкой. Святые отцы подвижники христианского аскетизма и благочестия различают пять стадий (степеней) греха: (1) прилог, (2) сочетание, (3) сложение, (4) пленение и (5) страсть. Эта постепенность относится ко всем грехам, маленьким и большим: скажем, лень, ложь, обман, кража или алкоголизм и наркомания - все они могут стать страстью.

(1) Прилог - это когда без желания и против воли человека у него появляются греховные мысли или даже представления. Если мы эту греховную мысль сразу отгоним, то мы еще не совершили грех. В этой степени грех легче всего преодолеть. При появлении прилога, его нужно решительно отвергнуть.
(2) Сочетание - это добровольное размышление о грехе. Человек не совершает грех, но только думает о грехе, это уже грех.
(3) Сложение - это желание греха. Человек иногда грешит, но все еще сознает свою греховность.
(4) Пленение - это частое исполнение греха, но человек все еще сознает свою греховность.
(5) Страсть - это когда грех стал привычкой, это уже рабство греху. Грех совершается легко и человек не чувствует что он грешит и даже может этим гордиться. В этой степени труднее всего преодолеть грех. Нужен пост, церковная молитва и напряженная борьба. В Евангелии на эту тему сказано так: «сей же родъ изгоняется только молитвою и постомъ» (Мат.17:21).

6. Восемь страстей. Святые отцы насчитывают восемь страстей, от которых рождаются все другие грехи и страсти, именно: чревообъядение, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.

7. Что делать чтобы не грешить гордостью. Чтобы не грешить гордостью нужно знать и помнить свои грехи и слабости, это смирит нас. Гордиться может действительно тот который себя мало знает. Потом нужно помнить что все что у нас есть, все это от Господа Бога и без Него у нас не было бы ничего. Кроме того нужно помнить что мы на земле временно и все наши достижения здесь - знания, слава, богатство - у Господа Бога не имеет никакой цены.

Конкретно нужно избегать почестей и стараться никогда не быть на первом месте. Нужно меньше говорить, избегать споров, вести себя скромно и ничего не делать напоказ, стараться не быть центром внимания и не настаивать на своем.

www.dorogadomoj.com/d45gor.html

Гордыня в христианстве — это самый тяжкий из семи смертных грехов, повлекший за собой все остальные

Гордыня лежит в основе или пересекается с такими пороками, как алчность, зависть и гнев. Например, стремление к обогащению (Алчность) вызвано тем, что человек хочет стать не просто богатым, а богаче остальных людей, он завидует (Зависть), потому что не допускает мысли, чтобы кто-то жил лучше его, он раздражается и сердится (Гнев), когда другой человек не признает его превосходства и т. д.

Что такое гордыня?

Что такое гордыня? И гордость, и самолюбие, и тщеславие, сюда можно прибавить - высокомерие, надменность, чванство, - все это разные виды одного основного явления - «обращенности на себя». Гордость есть крайняя самоуверенность, с отвержением всего, что не свое, источник гнева, жестокости и злобы, отказ от Божией помощи, «демонская твердыня». Во всяком случае, если человеку трудно просить прощения, если он обидчив и мнителен, если помнит зло и осуждает других, то это все - несомненно признаки гордости.

Нам, людям, воспитанным в советское время, с детства внушалось, что гордость - чуть ли не главная добродетель советского человека. Помните: «Человек - это звучит гордо»; «У советских собственная гордость: на буржуев смотрят свысока». И действительно, ведь в основе любого бунта лежит гордость. Гордость - грех сатаны, первая страсть, которая появилась в мире еще до сотворения людей. И первым революционером был сатана.

Как Бог наказывает грех гордыни?

Брат : Прошу вас, отче преподобный, скажите мне, как наказывает Бог грех гордыни?

Старец : Послушай, брат Иоанн! Чтобы представить себе, насколько мерзка гордость пред Богом и как Он наказывает ее, достаточно вспомнить, что только из-за этого греха пал и был низвержен с неба сатана со всеми его ангелами (см.: Откр. 12: 8-9). А чтобы понять, как глубока пропасть, в которую падает одержимый омерзительной гордостью, представим себе, из какой славы и света ниспали сатана и ангелы, единомысленные с ним, в какое бесславие они низринулись и какому мучению стали повинны.

А чтобы ты еще лучше представил себе это, знай, братство твое, что сатана до своего ниспадения из вышнего света и славы не был каким-нибудь незначительным творением Божиим, но был одним из самых прекрасных, самых лучезарных, самых украшенных и избранных созданий, самых близких к Богу. Как говорит Священное Писание, он был сияющей денницей среди небесных умных чинов. Он был сыном зари невечерней и небесным Херувимом, прекраснейшим, светозарным и украшавшим Создателя своего, Бога.

Об этом пишет Писание символически, устами пророка Иезекииля, который говорит царю Тирскому так: Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на это; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней (Иез. 28: 13-14). Также и пророк Исаия называет сатану звездой сияющей и сыном зари (см.: Ис. 14: 12). Видишь, брат Иоанн, какой славой обладал диавол, какой красотой и великолепием до того как пал падением великим?

Итак, брат Иоанн, из этих немногих свидетельств Божественного Писания, думаю, ты понял, как наказывает Бог гордость и какой вред наносит она тому, кто ее имеет.

Брат : Действительно, преподобный отче, я понял это достаточно ясно, однако думаю, что Бог назначил это наказание только для сатаны и ангелов его, потому что они, как ангелы, могли не грешить так же легко, как мы. Но я попросил бы вас сказать мне, как наказывает Бог гордость в роде человеческом?

Старец : Знай, братство твое, что на этот вопрос следовало бы сказать многое. Но чтобы быть кратким и чтобы мы могли представить себе, как сурово карает Бог гордость людей, приведу сначала слова Божественных Писаний, из которых мы видим, как наказал Бог за гордость прародителей наших Адама и Еву.

Брат : Но какая гордость могла быть у прародителей наших Адама и Евы, преподобный отче? Я ведь знаю, что они были наказаны Богом не за гордость, а за непослушание, потому что преступили заповедь Божию и вкусили от запретного древа!

Старец : Знай, братство твое, брат Иоанн, что прародители наши Адам и Ева тоже недуговали гордостью и были прельщены прежде непослушания и преступления заповеди, потому что первый признак гордости — это пренебрежение послушанием

Это видно было и на прародителях наших, когда они презрели послушание Богу и преступили Его священную заповедь. Чтобы испытать их послушание, Бог заповедал им: От всех деревьев рая можете есть, только от древа познания добра и зла не ешьте, ибо в день, в который вы вкусите от него, смертью умрете (ср.: Быт. 2: 16-17). Диавол же внушил им вкусить от этого древа, говоря, что они не только не умрут, но и станут как боги, знающие добро и зло (см.: Быт. 3: 5). А они, послушав змия, дерзнули преступить заповедь Бога и вкусить от запретного древа, воображая, будто и они сами станут богами! Потому божественный отец Максим Исповедник и говорит: «Как диавол пал по причине мечтаний, так же сделал он, чтобы Адаму и Еве пригрезилось в уме, будто они станут точь-в-точь такими, как Бог, и чтобы по причине этого мечтания они пали»

Ты видишь посему, брат Иоанн, что лишь после того как пали прародители наши и вообразили в уме своем, будто станут подобны Богу, только тогда они презрели послушание Создателю своему и преступили Его заповедь. Итак, хорошенько уясним себе это.

А о том, как наказал Бог их гордость и преступление заповеди, послушай, брат Иоанн. Прежде всего, они унаследовали двоякую смерть: смерть тела и смерть души, то есть попадание их душ в ад. Во-вторых, они были изгнаны из рая Божия. В-третьих, и земля была проклята из-за их прегрешения. И в-четвертых, они были наказаны Богом и Создателем своим так, чтобы они в трудах и в поте лица добывали себе пищу на земле, во все дни жизни своей. Чтобы земля рождала им терния, а в конце им надлежало вернуться в землю, из которой они были созданы (см.: Быт. 3: 18-19). Еве же Он дал затем двойное наказание: чтобы она в болях рожала своих детей и чтобы влечение ее было к мужу, то есть чтобы она была подчинена ему во все время.

Но самым большим наказанием и епитимией для них стала духовная смерть, то есть оставаться в аду и мучиться в течение 5508 лет, то есть до Пришествия Искупителя и Воскресения из мертвых Нового Адама, Христа .

Вот, брат Иоанн, сколь сурово было наказание Божие роду человеческому за грех гордыни. Через ошибку праотцов наших Адама и Евы весь род человеческий оставался под епитимией до Пришествия Господа нашего Иисуса Христа, Который смирением Своим безмерным и послушанием Своим до смерти Крестной исцелил их гордость и непослушание и снял осуждение на смерть со всего рода человеческого.

Это да будет сказано лишь о наказании за грех гордыни прародителей наших Адама и Евы, а если хочешь узнать о наказании за этот грех и других людей, то почитай Священное Писание. Там ты увидишь, как наказал Бог сынов Израиля (см.: Втор. 1: 43-44), как наказал Он гордость начавших строить Вавилонскую башню (см.: Быт. 11: 4-8), как наказал Он гордость Навуходоносора, царя Вавилонского (см.: Дан. 4: 22; 5: 20-23), а также узнаешь о наказании царя Манассии (см.: 2 Пар. 33: 11). И из многих других мест Священного Писания Ветхого и Нового ты узнаешь, как сильно ненавидит Бог гордых людей.

Молитва от гордыни

«ОТЕЦ, прости прегрешения мои и самый главный грех мой - гордыню мою. Она причина боли моей и боли других людей, а значит ТВОЕЙ!

Рождение ее сокрыто во времени, но плоды ее пожинаю сейчас, ибо гордыня моя причина суда моего. Как гордыня рождает суд, так суд рождает ненависть. Я поняла почему родилась она. Причина проста - я не видела ТЕБЯ в мире моем.

Я не видела ТЕБЯ в событиях жизни моей, в близких моих, в людях, окружающих меня, и возвысилась над ТОБОЙ, позволяя себе судить ТЕБЯ (в матери своей, отце своем, жене своей, детях своих, близких и просто людях, окружающих меня. Судила ТЕБЯ во всех проявлениях ТВОИХ, судьбах людей и судьбах народов, законах государственных и законах морали … и т.д.).

ПРОСТИ, что делила мир ТВОЙ, а значит и ТЕБЯ, на добро и зло, свет и тьму. Я поняла теперь, что все это ТЫ! И жизнь сама по себе - это ТВОЯ жизнь. А ТЫ, как ОТЕЦ заботливый растишь меня - дитя своего с великой ЛЮБОВЬЮ, и все, что было в жизни моей, ОТ ТЕБЯ ЭТО БЫЛО! И все было для меня!

БЛАГОДАРЮ Тебя, ОТЕЦ, за уроки ТВОИ. Ибо все события жизни моей от малых до больших - это всего лишь уроки ЛЮБВИ - хлеб мой насущный, пища для размышлений моих. БЛАГОДАРЮ, БЛАОДАРЮ, БЛАГОДАРЮ!!!

Я склоняюсь перед врагами своими, ибо нет у меня врагов! Как можешь ты врагом быть мои? Враг мой - это друг мой! Это проявление ЛЮБВИ ТВОЕЙ! Это ТЫ стал таким ради меня, чтобы заставить меня думать, ибо ленива я, и болото благополучия и покоя ложного может засосать меня, и ТЫ не даешь погибнуть мне.

А потому БЛАГОДАРЮ я врагов своих, ибо это ТЫ и ОТ ТЕБЯ ЭТО БЫЛО! И БЛАГОДАРЮ я друзей и близких своих, ибо это плечо ТВОЕ, опора моя в жизни моей.

Я принимаю жизнь такой, какая она есть, ибо, как я могу не принять ТЕБЯ, уроков ТВОИХ. Все что есть - от ТЕБЯ и для блага моего, а потому БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ за саму возможность жить и принимаю путь свой, каким бы тяжелым он ни был.

Я принимаю все испытания, какие были, есть и будут в жизни моей, ибо от ТЕБЯ и для меня ЭТО БЫЛО!

Я БЛАГОДАРЮ ТЕБЯ за все, что было, есть и будет в жизни моей - за радость, за боль, за ненависть и ЛЮБОВЬ, ибо от ТЕБЯ и для меня ЭТО БЫЛО!

В любых испытаниях обещаю быть верной ТЕБЕ. А значит ЛЮБВИ!

Я выбираю жизнь - служение, ОТЕЦ! Ибо я знаю, что служить ТЕБЕ можно лишь одним - ЛЮБОВЬЮ СВОЕЙ! И знаю я, что рождается она в опыте жизни самой, в боли и испытаниях, которые ты нам посылаешь. Но жизнь без ЛЮБВИ не имеет смысла. Так прокали жизнь мою до алмазного состояния, и если не хватит дров в печи плавильной, то вот ТЕБЕ, ГОСПОДИ, тело мое.

Прими БЛАГОДАРНОСТЬ мою за жизнь прожитую! Вот ЛЮБОВЬ ТВОЯ в сердце моем, я сохранила ее, ОТЕЦ! Вот ЛЮБОВЬ моя в сердце моем, я научилась ЛЮБИТЬ! А меру ЛЮБВИ моей, знаешь только ты, ОТЕЦ!

Я дочь твоя, ОТЕЦ!!!

А мера ЛЮБВИ моей - мера свободы моей.»
Источник- Константин Никулин. Мир позитива.

Как распознать в себе гордость?

На вопрос: «Как распознать в себе гордость?» - Иаков, архиепископ Нижегородский, пишет следующее:

«Чтобы понять, ощутить ее, замечай, как ты будешь себя чувствовать, когда окружающие тебя сделают что-либо не по-твоему, вопреки твоей воле.
Если в тебе рождается прежде всего не мысль кротко исправить ошибку, другими допущенную, а неудовольствие и гневливость, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если и малейшие неуспехи в твоих делах тебя опечаливают и наводят скуку и тягость, т.ч. и мысль о Промысле Божием, участвующем в делах наших, тебя не веселит, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если ты горяч к собственным нуждам и холоден к нуждам других, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если при виде неблагополучия других, хотя бы то врагов твоих, тебе весело, а при виде неожиданного счастья ближних твоих грустно, то знай, что ты горд и горд глубоко.

Если для тебя оскорбительны и скромные замечания о твоих недостатках, а похвалы о небывалых в тебе достоинствах для тебя приятны, восхитительны, то знай, что ты горд и горд глубоко».

Что еще можно добавить к этим признакам для распознания в себе гордости? Разве только то, что если на человека нападает страх, то это тоже признак гордости.

Святой Иоанн Лествичник пишет об этом так:

«Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самих теней. Страшливые часто лишаются ума, и по справедливости. Ибо праведно Господь оставляет гордых, чтобы и прочих научить не возноситься».

И еще он же пишет: «Образ крайней гордости состоит в том, что человек ради славы лицемерно показывает добродетели, каких в нем нет».
www.logoslovo.ru

PS. В теперешнем русском языке, слово гордость имеет несколько значений. Например «я горжусь его поступком» означает «я рад или очень одобряю его поступок». В этом посте говорится исключительно только о «гордыне» в ее духовном значении, которое существовало в основном до 1917 г. В словаре Даля, есть такое определение «Гордый - Надменный, высокомерный, кичливый; надутый, зазнающийся; кто ставит себя самого выше других». Вот такая «гордыня» и является предметом этого поста.

Избавляйтесь от гордыни, ведь гордыня несет с собой постоянные обиды, конфликты с близкими людьми; она не позволяет решать проблемы продуктивно и является признаком эгоцентризма, который не дает возможности человеку идти вперед на пути развития его личности.

Как избавляться от гордыни? Начните с пересмотра своих принципов и убеждений, своих «должен» и «обязан» и постарайтесь заменять их на «хочу» и «хорошо бы». Чтобы обнаружить в себе эти болезненные убеждения, порождающие гордыню, в самых обычных жизненных ситуациях ищите ту мысль, которая заставляет вас испытывать обиду или раздражение.

Если вы позволите себе отпустить на время тот контроль, который не позволяет осознать вам эту мысль, если вы захотите быть с собой откровенны, то обязательно сможете найти ядро ваших неприятностей. Не осуждайте в мыслях и на словах людей, совершивших, по вашему мнению, безнравственные поступки: ведь ваша точка зрения не единственная и не самая верная, она просто другая. Не считайте людей чем-то должными или обязанными вам лично или миру в целом - это не так. Старайтесь делать добро тайно, скрыто от людей. Ведь добро ради того, чтобы кто-то о нем узнал, небескорыстно: это тоже результат гордыни.

И успехов вам в этом нелегком пути - пути избавления себя от гордыни!

Статья статьей,но вернемся к словам.Грех,грешить-горячее решение или ошибаться,то есть принимать решение очень шибко(быстро).Гордость- гора достоинств или достатка.Чрезмерная гордость-гордыня,по аналогии с пустыней,твердыней.

Жестокость – изнанка обиды.

Ненависть – изнанка слабости.

Агрессия – тыл гордыни

Генри Лайон Олди

Согласно А. Шопенгауэру, честь - это внешняя совесть, а совесть - это внутренняя честь. Честь - это общественное мнение о нашей ценности, наша боязнь перед этим мнением. Так, например понятие служебной или профессиональной чести непосредственно связано с мнением о том, что человек, занимающий какую-либо должность, действительно обладает для этого всеми необходимыми данными и всегда точно выполняет свои служебные обязанности.

.........................................................................................................

Высшим проявления человеческого достоинства является благородство – нравственное величие человеческой личности. Оно может быть присуще любому человеку, честно выполняющему свой долг, живущему по нравственным меркам. Человек, охваченный жаждой обогащения, раб карьеры и денег – лишён чувства собственного достоинства. Тот, для кого государственная или общественная деятельность является лишь ареной его личного честолюбия – не имеет чести в глазах общества и рискует потерять своё человеческое достоинство.

Показателем достоинства человека является отношение его к достоинству другого человека. Мириться со злословием, жульничеством – значит не уважать себя и других.

.....................................................................................................

Л. Н.Толстой говорил: «...человек считает, что он может обходиться с другими не так, как он хотел бы, чтобы обходились с ним, поскольку уверен, что сам он не такой человек как все, а лучше других людей. Русский человек может быть святым, но не может быть честным».

.............................................................

Это и объясняет малоценность нравственной самодисциплины в русском менталитете, излишнюю нравственную снисходительность завышенной оценкой смирения: Лучше смиренно грешить, чем гордо совершенствоваться.

Русский человек привык думать, что бесчестность - не великое зло, если при этой бесчестности: он смиренен в Душе, он не гордится, он не превозносится.

Пословица сохранила в себе силу: «Не согрешишь - не покаешься, не покаешься - не будешь угоден Богу».

.........................................

В средневековых текстах встречается осуждение явлений, которые у современного человека нравственного негодования не вызывают.

Отчасти в них говорилось: «...Не назначай подвига выше меры, если не осилишь - только укоризну примешь» - с такими словами обращается один из авторов Киево-Печерского патерика к народу.

Излишняя вера в собственные силы также свидетельствовала, что человек подвержен "сатанинскому греху".

......................

Смирение традиционно является принадлежностью женщины, а гордыня - мужчины.

Обоснование пресловутого тезиса о женственности России сопровождалось рассуждениями о смирении русского народа в целом.

....................

смирение традиционно является принадлежностью женщины, а гордыня - мужчины.

Мысль об особой предрасположенности женщин к кротости и смирению заложена текстах в средневековых текстах.

Обоснование пресловутого тезиса о женственности России сопровождалось рассуждениями о смирении русского народа.

..........................

И ВОТ РЕЗУЛЬТАТ:

Мы, русские, научим и всех других людей смирению.

Выходит именно русским принадлежит миссия спасения человечества от греха...

В этих утверждениях - бедствие, нежели чем источник величия русского народа, определяющее негативные последствия для России.

Смирение хорошо лишь до той степени, когда оно не переходит в низость.

Смирение, при этом, обуславливает как достоинства, так и недостатки русского общества – русской жизни.

В этом существует взаимосвязь.

Россия и Западня Европа являют собой два разных типа духовности.

Если западная цивилизация исповедует справедливость, то в основе русской цивилизации - смирение и милосердие…

Гордыня и смирение, как антиподы, приобретают различные формы противопоставления.

Особености характерной для русских гордыни обуславливает предрасположенность русских к тоталитаризму для обоснования необходимости национального «раскаяния» и осуществления «самостеснения», как нравственной основы очередного возрождения.

..........................................................

Русские воюют до конца, а затем возрождаются с нуля.

РАЗРУШИМ, А ЗАТЕМ, МЫ...

…………………………………………………………………………………………………………………….

Жестокость – изнанка обиды.

Ненависть – изнанка слабости.

Жалость – изнанка взгляда в зеркало.

Агрессия – тыл гордыни

Генри Лайон Олди

Русы конечно раса рабов, но на данный исторический момент воплощены души которые в своём проявлении изменят реальность, так как знают действительность не по- наслышке. Древнии души без памяти интервенции - насилия и жестокости.Первыми трансформацию(пробуждение) пройдут Русы на украине.

Служить бы рад прислуживаться тошно.

это самодостаточное выражение сути вещей. А политэкономия души и человечества которой Вы Михаил увлекаетесь, уже не актуальна.потому как всё становится прозрачнее и легче дышится..

НЕОБХОДИМО ОБРАТИТЬСЯ К ИСТОКАМ!

Ты можешь быть бедным, богатым,

Но у тебя, всегда есть твоё ВРЕМЯ!

И вдруг! У тебя его отбирают!

Причем те,- те кто «выше» тебя?

Не ВЫШЕ тебя! Они - те, кто пробрался…

На верх иерархической лестницы.

Кто такие русские? (Часть десятая)

Упрямые факты истории. Кто такие русские? (Часть десятая)

Откуда взялись московские цари.

Уважаемый читатель, мы изучаем одно кровавое деяние Московии за другим. Однако настало время установить и политическую подоплеку этих деяний. С этой целью мы снова углубимся в период Российской истории с 1470 по 1570 годы. Установим, что же стало меняться в тот период жизни в Орде и в ее Московском Улусе.
Здесь, отчасти, мы станем отступать от хронологического хода событий, дабы лучше проследить изменение самой исторической и психологической ситуации. Так как именно в тот исторический период и наступил критический перелом в ходе событий.
Перед Московским княжеством и его церковью снова, как в период Александра Невского, встал вопрос: какому единому царю поклоняться?
Я надеюсь, читатель помнит, что в середине XIII века Церковь и князь Александр пришли к единому мнению, и таким Царем для них стал единый правитель Золотой Орды – Хан Батый. Позже – последующие Ханы.
За Хана, как наивысшего, Богом ниспосланного Царя, и молились в Ростово-Суздальских, а позже – в Московских церквах. Эта неоспоримая истина засвидетельствована даже самим Н.М. Карамзиным, хотя очень уж уклонялся от этого признания “писатель истории”. В случае непослушания Хану, Митрополит отлучал непослушного князя от церкви и предавал его анафеме. Так много раз проделывали с тверскими князьями, новгородцами и псковитянами.
Золотоордынский Хан создал для Московии “симфонию” единения Церкви и Власти, которое проповедовала Византия и приняла в догматы Московия.
Но в самой Золотой Орде и ее Улусах к концу XV века произошли перемены, и перед Московией и ее церковью, снова возникла старая дилемма: какому Царю Орды молиться? Даже стала появляться страшная мыслишка: а не заиметь ли своего Московского Царя?
Мы уже знаем, что к концу XV века в результате жестоких раздоров Золотая Орда постепенно стала терять как свою силу, так и влияние на собственные Улусы – Княжества. Из владений Орды к тому времени возвысились Крымское Ханство и Московский Улус.
Московским князем в то время был Иван III, которому удалось сговориться с Крымскими Гиреями “о вечном братстве и вечной дружбе”. Московский князь при том согласился признать себя зависимым от Крымского Ханства, как был зависим от Золотой Орды.
Послушаем Н.М. Карамзина, хотя “писатель на заданную тему” очень уж пытается в этом вопросе прятать концы в воду, путая все и вся:
“Иоанн послал в Крым толмача своего Иванчу, желая заключить с Ханом торжественный союз, а Менгли Гирей в 1473 год прислал в Москву чиновника Ази-Бабу… Вместе с Ази-Бабою отправился (назад. – В.Б.) в Крым Послом Боярин Никита Беклемишев”…
Сей Никита Беклемишев имел строгое указание Московского князя согласиться на следующее условие Хана:
“Ты, Великий Князь, обязан слать ко мне, Царю, поминки (дань.-В. Б.), или дары, ежегодные”.
/Н.М. Карамзин “История…”, том VI, стр. 260./
В этом союзе, длившемся, как увидим, более ста лет, Крымский Хан выступал с титулом Царя, с чем согласился Иван III, оставшийся всего лишь Великим Князем. Титулы по тем временам объясняли всю взаимозависимость. Здесь измышления великороссов излишни. Князь всегда оставался вассалом Царя.
Кстати, поминки (дань) Московия возила в Крым до 1700 года, еще при Петре I.
“Беклемишев возвратился в Москву с Крымским Послом, Довлетеком Мурзою, и с клятвенною Ханскою грамотою, на коей Иоанн, в присутствии сего Мурзы, целовал крест в уверении, что будет точно исполнять все условия союза”.
/Н.М. Карамзин “История…”, том VI, стр. 261./
Необходимо особо подчеркнуть, что текст союза был прислан Ханом, и безоговорочно принят Московским князем Иваном III. Союз этих двух татаро-монгольских Улусов был страшен для православного мира. Всею своею сердцевиною он был направлен, как против остаточного Правления Большой Орды, так и против соседних славянских народов. В течение ста лет Московия и Крымская Орда терзали земли Украины. То были годы осознанного со стороны Московии уничтожения украинского народа. О страшных деяниях Московского и Крымского Улусов того времени автор поведает тебе, читатель, в следующей книге наших исследований. Сейчас же я хочу лишь подчеркнуть тот факт, что Московия не ушла из-под татарского владычества после 1480 года, как нам пытались внушить великорусские “сказатели истории”. Нет! Поменялся лишь Хозяин Московии. Он переместился из Сарая в Бахчисарай.
При том поменялась и степень зависимости Московии от Орды. Если раньше была необходимость получать “ярлык” на управление княжеством в Сарае, то сейчас и Крымские Гиреи, и Московские Рюриковичи полюбовно согласились, что именно они остались продолжателями дел Чингисидов и наследниками величия Великой Орды. При этом Крым остался носителем Царского трона, а Московский князь остался “меньшим братом”, но уже мог передавать титул по наследству. Как ни толкали московские церковники Ивана III и его сына Василия III посягнуть на титул Царя, князья не стали противостоять Крымским Гиреям.
Однако, даже заключив договор с Крымом, Московия продолжала испытывать страх перед остатками Большой Орды, кочующей в Поволжье, а Иван III, как и его предки “праздновал труса” перед Ордынскими Ханами.
Послушаем Н.М. Карамзина:
Государь (Иван III) послал Боярина Ивана Федоровича Товаркова… к Ахмату и Князю Ордынскому, Темиру. Но Царь (гляди, читатель, Хан Золотой Орды еще остается для московитов Царем. Титул даже не оспаривается. А ведь уже наступил 1480 год. –В.Б.) не хотел слушать их, отвергнул дары и сказал Боярину: “Я пришел сюда (в Московию. – В.Б.) наказать Ивана за его неправду, за то, что он не идет ко мне, не бьет челом… Пусть сам явится предо мною, тогда Князья наши будут за него ходатайствовать, и я могу оказать ему милость”. Темир также не взял даров, ответствуя, что Ахмат гневен и что Иоанн должен у Царского стремени вымолвить себе прощение”.
/Н.М. Карамзин “История…”, том VI, стр. 296./
Читатель уже догадался, как поступил “Великий Государь Московский”. Да, он попросту удрал, как и его предки!
Послушаем профессора В.О. Ключевского, где более кратко изложен материал, по сравнению с Н.М. Карамзиным.
В 1480 г., во время нашествия хана Ахмата, Иван III, постояв с полками на Оке, покинул армию и воротился в Москву. Столица была в смятении; горожане сносили в Кремль свои пожитки, ожидая татарской осады. Увидев возвращавшегося великого князя, они подступили к нему с жалобами и говорили ему, по свидетельству летописи:
“Когда ты, государь, княжишь над нами в мирное время, тогда нас много понапрасну обременяешь поборами, а теперь сам, рассердив хана, не заплатив ему выхода, нас же выдаешь татарам”. Престарелый ростовский архиепископ Вассиан встретил великого князя еще более резкими упреками, начал “зло говорить ему”, называя его “бегуном”, трусом и грозя, что на нем взыщется кровь христианская, которая прольется от татар”.

/В.О. Ключевский “О русской истории”, стр. 200./
Князь с неохотой вернулся к войскам. Даже будучи вынужден вернуться, он не доехал до войск, остановившись далеко сзади, решив “управлять битвой” за десятки километров.
Послушаем:
“Иоанн приехал в Кременец, городок на берегу Лужи, и дал знать Воеводам, что будет оттуда управлять их движениями. Полки наши, расположенные на шестидесяти верстах, ждали неприятеля”.
/Н.М. Карамзин “История…”, том VI, стр. 295./
Весь парадокс Русской истории состоит в том, что именно при этом трусливом человеке, Рюриковичей, под давлением Московской Церкви, впервые попытались заставить стать Цесарями (Царями) и даже пытались обожествить их княжеское происхождение.
Но послушаем, как же “управлял” войсками сей “Полководец”.
“Прошло около двух недель в бездействии, Россияне и Татары смотрели друг на друга через Угру, которую первые называли поясом Богоматери, охраняющим Московские владения… Великий Князь приказал всем нашим Воеводам отступить к Кременцу, чтобы сразиться с Ханом на полях Боровских, удобнейших для битвы… Но Бояре и Князья изумились, а воины оробели, думая, что Иоанн страшится и не хочет битвы. Полки не отступали, но бежали от неприятеля (татар Большой Орды. – В.Б.), который мог ударить на них с тылу”…
/Н.М. Карамзин “История…”, том VI, стр.298-299./
Необходимо заметить, что в этот раз Большая Орда не сожгла и не разграбила Московию. Просто – не успела.
“…Хан, сведав о разорении Улусов (владений вокруг Сарая. – В.Б.), оставил Россию (всего лишь Московию. – В.Б.), чтобы защитить свою собственную землю”…
/Н.М. Карамзин “История…”, том VI, стр. 299./
Кто же так помог московитам в то далече?
Московию впервые спас от разорения Крымский Хан, вторгшийся в земли Большой Орды и повергший “Юрт Батыев”, то есть, Сарай. Начал действовать договор, на котором приносил клятву Новому Хозяину Иван III. Именно Крымская Орда с этого времени стала палочкой-выручалочкой, стала защитницею и покровительницею Московии.
Но великороссы об этом помалкивают. Им не хочется признавать, что народ, который их когда-то защищал и повелевал ими, впоследствии был покорен Московией, выселен со своей обители в знак “благодарности”, и почти поголовно уничтожен. Таков великоросс на протяжении своей истории, такова его благодарность.
Но пока что у возвеличившихся Ордынских Улусов Московии и Крыма наступила пора “великого братания” и жестокой ненависти к Прародителям.
“…весною в 1502 году Менгли-Гирей внезапным нападением сокрушил оные, рассыпал, истребил или взял в плен изнуренные голодом толпы, которые еще скитались с Шиг-Ахметом; прогнал его в отдаленные степи Ногайские и торжественно известил Иоанна, что древняя Большая Орда уже не существует. “Улусы злодея нашего в руке моей, – говорил он, – а ты, брат любезный, слыша столь добрые вести, ликуй и радуйся!”.
/Н.М. Карамзин “История…”, том VI, стр. 381./
Вот он, Менгли-Гирей, истинный освободитель Московии от власти Золотой Орды!
И не думай, читатель, что в словах Хана Менгли-Гирея есть хоть малейшая толика лжи или вымысла. Сказано вполне честно. Московит с Крымчаком того времени действительно были братьями. Вспомни хотя бы первую часть нашего романа-исследования, где приводится множество “самаркандских” слов русского обихода XVIII века. Все те слова исконно татарские и носителями той массы “самаркандских” слов были татары, хотя и прозванные историками-великороссами.
Я ни на йоту при этом не желаю обидеть или оскорбить татарские или тюркские народы. Это великие и древние народы, имеющие свои самобытные корни, свое величие и свою историю. Именно Золотая Орда оплодотворила Московию идеей “державности”, которая и сегодня не покидает многие умы русского истеблишмента.
Но случился величайший исторический парадокс: московиты, возникнув на базе народа Моксель, пробыв сотни лет в татаро-монгольском государстве, поглотив в свой состав множество финно-мордовских племен, заимствовав золотоордынский стиль “государственности”, очень настырно открещиваются от своих древних мордово-финских и татарских корней, почему-то цепляясь за славянские. Им даже не приходило в голову: Рюриковичи никогда не являлись носителями славянства и не могли, придя в финские и татарские земли, принести с собою славянство. Позабыли великороссы и тот факт, что род Рюриковичей давным-давно вымер, унеся с собою в могилу, так званную “дедичевую” связь Киевской Руси с Московией. А доставшиеся Московии в наследство от Великой Орды славянские цитадели Новгород и Псков были московитами и татарами вместе с историческими корнями вырублены и уничтожены вчистую.
А теперь, уважаемый читатель, когда мы с тобой изучили исторический фон конца XV начала XVI века, когда мы увидели “великое братание” двух возвысившихся Улусов Орды, давай поглядим, как же так случилось, что именно в то время зародилась идея возвеличения Московии, как “Третьего Рима”, то есть, возникла идея о Московском Царстве.
В 1467 году умерла первая жена Ивана III. И овдовевшему Ивану “божьи отцы” Русской церкви стали настойчиво советовать поискать жену подальше от Московии, да поважнее Тверской княжны, каковой была первая жена.
Иван III, одолев в себе религиозную брезгливость, выписал царевну из Италии и женился на ней в 1472 г. Эта царевна, известная тогда в Европе своей редкой полнотой (толстуха. – В.Б.), привезла в Москву очень тонкий ум и получила здесь весьма важное значение”.

Женщиной, попытавшейся вдохнуть в московскую верхушку власти новый менталитет, стала Софья Фоминична Палеолог, племянница последнего византийского императора, жившая до замужества в Риме. Именно Софья, видавшая великолепие европейских городов того времени, познавшая культуру Европы, имея передовое по тем временам образование, была потрясена величайшей пропастью, которая существовала между странами Европы и Московией того времени. Софья предполагала стать женою самостоятельного Московского владельца, а прибыв в Московию, стала женою “татарского данника” и была поселена в деревянном срубе, так называемых “хоромах”.
“В Москве ей едва ли нравилась простота обстановки и бесцеремонность отношений при дворе, где самому Ивану III приходилось выслушивать, по выражению его внука “многие поносные и укоризненные слова” от строптивых бояр”.
/В.О. Ключевский “О русской истории”, стр. 189./
Посланник Германского императора барон Герберштейн, два раза приезжавший в Москву при Ивановом преемнике, хорошо познавший Московию и ее нравы, будучи внимательным и наблюдательным человеком, “…замечает о Софье в своих записках, что это была женщина необыкновенно хитрая, имевшая большое влияние на великого князя, который по ее внушению сделал многое. Ее влиянию приписывали даже решимость Ивана III сбросить с себя татарское иго…(Именно Софья. – В.Б.) могла привезти сюда (в Московию) предания и обычаи византийского двора, гордость своим происхождением, досаду, что идет замуж за татарского данника… Особенно понятливо могла быть воспринята мысль, что она, царевна, своим московским замужеством делает московских государей (вассалов Орды. – В.Б.) преемниками византийских императоров”.
/В.О. Ключевский “О русской истории”, стр. 189./
И необразованная московская братия лихо кинулась приспосабливать новое “византийство” к старому монгольскому “самодержавству”, пытаясь соединить воедино “византийское далече” с “золотоордынским улусничеством”. Не все шло гладко, но со временем стало получаться.
“К прошлому обращались не для объяснения явлений настоящего, а для оправдания текущих интересов, подыскивали примеры для собственных притязаний. Московским политикам… XVI в. мало было брачного родства с Византией: хотелось породниться и по крови, притом с самым корнем или мировым образцом верховной власти – с самим Римом. В московской летописи того века появляется новое родословие русских (Киевских. – В.Б.) князей, ведущее их род прямо от императора римского”.
/В.О. Ключевский “О русской истории”, стр. 191./
Таким образом, уважаемый читатель, в одночасье “по щучьему велению, по московскому хотению” стали московиты римскими наследниками.
Голь, как знаем, на выдумки хитра!
Меня удивляет, почему же московиты впоследствии не стали предъявлять претензий на историю древнего Рима, да не стали величать себя римлянами. Глядите, Киевскую старину себе прихватили, а Римскую – “постеснялись”. Но, скорее всего, – не настало время. Требовался период осмысления. И появились бы “новые римляне”: по уши в грязи, не умевшие ни читать, ни писать, жившие по курным избам…
Наступила горячая пора подгонки княжеского родословия под “московский служилый сюртук”.

....................................................

«Первый и главный из грехов дьявола, корень всех прочих грехов, самый тяжкий грех для человека.

Первенство гордыни среди грехов находило обоснование в библейском речении «начало греха - гордость (initium omnis peccati superbia)» (Сир. 10:15), которое было повторено богословами бессчётное множество раз. Первое деяние дьявола было продиктовано гордыней; можно сказать, что, возгордившись, он сразу же тем самым из ангела превратился в дьявола. Гордыня, таким образом, не есть некое статичное моральное «свойство»: она - поступок-превращение, ибо она немедленно изменяет саму сущность того, кто её испытал. «Возгордиться» - значит перестать быть самим собой, стать иным: из блаженного превратиться в падшего.

Однако, испытав гордыню, ангел изменил не только себя (немедленно превратившись в дьявола), но и весь мир: в мир вошёл грех. Гордыня - это ещё и космическая катастрофа. Действие гордыни, мгновенно изменившее ангела-отступника, выразительно описал Фульгенций: «Если будешь искать начало греха, то не найдёшь ничего, кроме гордыни. [...] Она возникла тогда, когда ангел, возвысившийся против Бога и самим своим возвышением низвергнутый (angelus adversus Deum elatus, et ipsa elatione prostratus), вожделением (которое есть корень всех зол) возжелал захватить то, что не было ему дано Богом, отступил от Бога и пал...

Дурным своим вожделением (per concupiscentiam malam) возжелал стать больше себя, а стал меньше себя. И хотя он не может на деле осуществлять это своё вожделение, волю к нему все же сохранил. Так стал он наказанием самому себе (se ipse sibi jam factus est poena), ибо наказание дурному - его дурная воля, как слепому - его слепота. И вожделение греха стало мучением для грешника; а мятежник и отступник, который бежал от невозмутимого порядка, теперь служит возмущению: он по праву покинут Благим Господом, ибо сам его покинул не по праву. И таким образом получилось, что он, упорствуя и утратив по своей вине порядок в самом себе, оказался всё же встроен в порядок (inordinatus ex se, ordinaretur in se): и из-за того, что в себе он потерял порядок, основа Божественного порядка (divini ordinis ratio) не погибла» (Фульгенций. К Мониму. Lib. I, Cap. XVII. Col. 165).

Итак, гордыня - одновременно и преступление, и наказание; как преступление она означает нарушение дьяволом порядка мироздания, как наказание она предполагает возвратное вторичное упорядочение самого дьявола - но уже в качестве вечного преступника, вечного наказуемого.

Как объясняется первенство гордыни в ряду других грехов? Для ответа на этот вопрос святые отцы находили простой логический ход.

Гордыня - первый грех, поскольку не имеет никакой причины.

Скажем, чревоугодие или прелюбодеяние могут быть вызваны естественными слабостями человеческой природы - они как бы обусловлены природой (самим устройством человеческого тела), имеют в ней «причину» (по крайней мере, «достаточную причину»). Гордыня же совершенно беспричинна. Следовательно, она и есть первый грех.

Примерно в таком духе рассуждает Иоанн Златоуст , для которого причина гордыни - лишь в «безумии» (avoia): «Разврат, блуд не так сильно осквернили человека, как гордыня. Почему же? Потому что разврат, хотя он и не заслуживает прощения, может всё же в оправдание сослаться на сладострастие: гордыня же не имеет никакой причины и никакого оправдания, которое могло бы снискать ей хотя бы тень прощения: она есть не что иное, как развращение души, тяжелейшая болезнь, рождённая безумием « (Иоанн Златоуст . Гомилия XVI на Евангелие от Иоанна. Col. 106). В чём же проявилась дьявольская гордыня?

Прежде всего, в желании стать равным Богу - стать равным не правом, но силой, уточняет Григорий Великий : ангел-отступник «пал, ибо возжелал стать подобным Богу не по праву, но силой (nоn per justitiam, sed per potentiam)... извратив порядок, пожелал стать подобным Богу» (Григорий Великий . Моралии. Lib. XXIX, cap. VIII. PL 76. Col. 487)».

Гордыня – это иллюзорное и необоснованное завышение собственных достоинств, и желание того, чтобы это признали все окружающие. Человек настолько увлечен своим кажущимся превосходством над другими людьми, что не замечает их преимуществ и достижений, равно как и пороков в себе. Что такое гордыня в православном понимании, что это за грех и можно ли его побороть.

В православии считается, что этот грех вошел в мир с падением Адама и Евы. Но появление этой страсти зафиксировано значительно раньше, еще до сотворения мира. Ее авторство принадлежит самому Люциферу.

Денница не захотел быть в подчинении у Всевышнего, самый могущественный ангел, охваченный гордыней, посчитал себя равным Богу. В результате мятежник был низвержен на землю, а затем и в преисподнюю, куда не доходит свет и благодать Божья.

Так и в земной жизни. В основе каждого бунта или революции лежит человеческая гордость, желание получить власть над другими людьми или выстроить свой «рай». Коммунисты, как и любые революционеры, были продолжателями дела Люцифера, хотели построить новый счастливый мир без Бога. О каком уж тут смирении могла идти речь. Такого слова даже не существовало в обиходе советских граждан.

Но с падением большевистского строя, мало что изменилось. Гордости в людях меньше не стало. В сознание стали внедряться новые ценности, ничем не лучше прежних. Построение рыночных отношений нацелило людей исключительно на успех и карьерный рост. Погоня за материальными благами заставила забыть о поисках Бога.

Внимание! Узнать, что такое гордыня можно из различных православных источников в интернете, а также на сайте Википедия.

Признаки

Если изобразить в виде дерева все грехи и пороки, которые можно встретить в человеке, то гордыня будет его корневой системой. По учению святых отцов, гордыня является источником всякого зла. В чем проявляется эта страсть.

Человек, носящий грех гордыни в сердце:

  1. Не замечает своих ошибок.
  2. Не воспринимает критики.
  3. Впадает в уныние от поражений.
  4. Завидует другим.
  5. Мучается от чужого успеха.
  6. Не находит себе покоя, когда кому-то лучше, чем ему самому.
  7. Пренебрегает людьми, которые ниже.
  8. Лицемерит и заискивает перед теми, кто выше его по рангу.

Все это есть признаки того, что гордыня в человеке разрослась непомерно. Подобные проявления греха можно искоренить внедрением в сознание смиренных помыслов, любви к ближнему.

Это может произойти естественным путем, ведь зачастую сама жизнь нас смиряет. Мы болеем, стареем, испытываем опыт разлуки с дорогими нам людьми, у нас не всегда получается, что мы хотим.

И все это происходит по причине нежелания бороться с грехом.

Наверное, так самому Богу угодно, чтобы больной гордыней человек встречал в своей жизни тысячи мелких и больших препятствий для того, чтобы знал, что не он командует миром и не является его хозяином, а есть Царь и Творец. Если человек смирится и будет во всем видеть промысел Создателя, ему будет намного легче жить.

Внимание! Человек должен смиряться сам, внутренне работать над собой, учиться видеть и распознавать свои грехи.

Если добровольно не ломать и крушить свою гордыню, усердно с ней не бороться, то искоренением этого греха займется Бог, потому что он нас любит и не хочет, чтобы люди стали похожи на демонов. Господь желает, чтобы мы имели в сердце милосердие, сострадание, молитву, веру, радость, простоту, поэтому сама жизнь нас будет смирять путем скорбей и проблем. Существует несколько проявлений греха гордыни.

Осуждение

Гордыня имеет разные виды. О ее присутствии в человеке можно узнать, например, по осудительным речам о ближних.

Гордость всегда считает себя более праведной, чем все остальные, так как любит возвышать себя над всеми, используя для этого любую, даже самую малейшую, возможность.

Сколько беспощадных оценок мы давали своим ближним, каждый раз забывая о том, что истинным судьей является Бог, так как знает все об этом человеке: мысли, обстоятельства и поступки, как в прошлом, так и в настоящем, а также будущем.

Часто Господь, видя, как христиане осуждают других, попускает впадать им в те же грехи. Это смиряет душу и помогает увидеть собственные пороки так же ясно, как и чужие. Только смерть может повести итог человеческой жизни. Мы видим, как правило, лишь часть айсберга, его верхушку. Многое в жизни и душе других людей для нас скрыто за непроницаемой завесой, поэтому нужно предоставить суд Богу, единому сердцеведцу и судии.

Раскол — наследие падших ангелов

Всегда есть люди, которые недовольны тем, что происходит в церкви. Они выискивают недостатки в работе церковной иерархии, сеют смуту и подозрения среди православных верующих, которым, наоборот, нужно объединяться.

В прессе, интернете есть много лживой информации и ложных свидетельств о священнослужителях и монашествующих.

Движет людьми, которые пишут подобные сообщения, исключительно гордыня, которая закладывает фундамент для любого раскола.

Сколько сейчас появилось новых церквей, какими именами они себя только не называют. И каждая из них утверждает, что это именно она чище и святее других. То же чувство легло в основу старообрядческого движения, так как руководствуется оно не любовью к Богу и желанию сохранить Его волю об устроении церковных обрядов, а высоким мнением о своей исключительности, праведности и ненавистью к патриарху Никону.

Единственный правильный способ исправить что-либо в церкви, - это взрастить свое собственное благочестие. А нерадивым иерархам пусть Бог будет судьей. Они были всегда и во все времена. Еще Иоанн Златоуст писал по этому поводу: «…Беззаконники, обремененные тысячью преступлений, вторглись в церковь, откупщики сделались настоятелями…». Несмотря на это, святой никогда не призывал к расколу и безропотно подчинялся вышестоящим иерархам. Он знал, что это грех раскола, и его нельзя смыть даже мученической смертью.

Прелесть – бесовское искушение

Одним из самых страшных ответвлений гордыни является прелесть. У верующих людей она проявляется в виде необычных духовных переживаний, так как с ней они могут что-то почувствовать или даже предвидеть.

Такое случается, если человек свои подвиги и труды совершал напоказ, а не для Бога. В глубине души ожидал от окружающих людей похвалы и признания, и таким образом открылся для воздействия бесовского внушения.

В житиях святых подвижников есть многочисленные примеры бесовского прельщения. Один из отшельников, поддавшись действию враждебных сил, поверил в то, что к нему являются ангелы. Подвижник ни на минуту не усомнился в том, а достоин ли он такой чести и похвалы? И впал в прелесть, полностью доверился тому, о чем вещали ему ангелы «света». Однажды к отшельнику направился проведать его отец по плоти. Когда он был еще в пути, монаху явились демоны в ангельском обличье и поведали, что идет сам дьявол, приняв вид его престарелого отца. И посоветовали убить пришельца, как только он переступит порог хижины, что несчастный в точности исполнил. Это яркий пример того, к чему приводит гордыня.

Как победить демонов в себе

Как же справиться с грехом, привычкой превозноситься над ближними, презирать их, осуждать. Как преодолеть гордыню, какими способами с ней бороться.

Самый сильный из грехов побеждается наивысшей человеческой добродетелью — любовью к Богу и ближнему. Любовь к Создателю заключается в исполнении его заповедей.

Святые отцы говорят, что наиболее действенное оружие против гордости - это любовь. Как научиться любить ближнего и победить гордыню в своем сердце.

Любовь - это одна из главных заповедей, оставленных нам Богом на скрижалях Моисеевых. Но она и самая трудновыполнимая. Все остальные заповеди являются лишь естественным следствием любви к Богу и человеку или же ступеньками, ведущими к ней. Это чувство, которое роднит нас с самим Отцом Небесным, ибо «Бог – есть любовь».

К сожалению, далеко не все правильно понимают, что это такое. Часто за любовь ошибочно принимают те приятные моменты и ощущения, которые нам дарит общение с другим человеком. Мне с ним хорошо, значит я его люблю, - это неправильное понимание сути этого чувства. Такое потребительское отношение нельзя назвать любовью. Она очень быстро заканчивается, как только другой человек нас начинает чем-либо не устраивать.

Истинная любовь дает, и ничего не требует взамен. В ней заключен главный источник духовной вечной радости. И это совсем не то потребительское чувство, которое возникает в нас, когда мы получаем какие-либо материальные блага.

Любовь – это служение. Пример таких отношений дал нам Христос, когда умыл ноги своим ученикам. Так Он любит и нас, хотя мы грешные, ленивые и непослушные.

Чувство любви необходимо воспитывать в себе каждый день. Оно не может существовать без нашей помощи и усилий. Иначе очень быстро загаснет от случайных обстоятельств, настроения, поведения ближних. Любовь заповедана нам Христом. И награда за этот труд – Царство Небесное.

Но в начале придется буквально принуждать себя. Одолело плохое настроение – не заражай им других, они не виноваты в том, что у тебя что-то не получается в жизни. Обидел кто-то – пойди примирись первым. Гордость отступит от твоего сердца, и оно станет более восприимчивым для любви. Так побеждая себя день за днем, вскоре человек уже не сможет жить по-другому. Он будет, не переставая, дарить всем любовь.

В любви очень важно научиться видеть ценность другого человека. В любом из нас есть что-то хорошее, за что можно полюбить. Только научившись находить положительные качества в окружающих, можно изменить к ним отношение и перестать осуждать, превозноситься. Любовь прогоняет из души гордыню, так как не уживается с ней в пределах одного сердца.

Полезное видео

Подведем итоги

Человек, ведущий борьбу с грехом гордыни и другими пороками, получает награду от Бога. Путь этот зачастую тернист и нелегок, но Бог по молитве верующих дает силы и благодать. Если не предпринимать усилий и не противится греху, можно дойти до полного ожесточения, которое повлечет за собой отчаяние и верную гибель.



Поделиться