Маленький принц все мы родом из детства. Мы все родом из детства

Систематизация и связи

Фразу эту не знает разве что только лесной отшельник, не повторяет ее только застенчивый или ленивый. А уж любитель красного словца или риторических фигур дедуктивного красноречия охотно произнесет ее на публике, справедливо рассчитывая, минимум, на внимание, а, максимум - на симпатию и почет…

Между тем, сосредоточившись на ее значении, как правило, мало кто отдает себе отчет в том, а каков же у нее смысл? Так каков же он?

Буквально-то речь о том, что «мы» и «детство» – это вещи, так сказать, совсем-совсем однородные. Взрослые и дети, оказывается, суть одна и та же категория. Просто-напросто одна РОДНЯ.

Подумаешь! Что за тривиальность! – наверняка скажет кто-нибудь. Тоже мне, Америку открыли.

…Такой «разоблачитель тривиальностей», однако, живет по правилу: то, что мне знакомо, то мной и понято! При этом отчаянно и злонамеренно путая «понятия» и «слова». Однако, как учил величайший разоблачитель пресловутой «житейской мудрости» Г.Гегель (1770-1831), «не все известное и знакомое является понятым». Ибо нельзя путать понятия и «представления»! Особенно людям, получающим образование…

Между тем, если такие вещи как «мы» и «дети» принадлежат логически одному роду, то вот «слова» и «понятия» - это совершенно разные роды вещей.

К слову сказать, сегодня миллионы дедушек и бабушек, мерзнущих, заброшенных и голодающих в различных точках России, подняв глаза в поисках своих неизвестных мучителей, вдруг (неожиданно!) обнаружат среди них своих вчерашних… «сыночков», «внучиков» и «унучек», которых совсем-совсем недавно они кормили из собственных рук, гладили по детской головке и утирали им слезы и носы. Видя, что у детишек-то все хорошо, детишки сделали карьеру, «неперспективные» старики впадают в дополнительное оцепенение, не находя ответа на вопрос: если это вчерашние и благополучные наши дети, то кто же сегодняшние наши мучители?! И от невероятной Правды единственно возможного ответа им становится еще горше, еще холодней…

Итак, перед лицом теории познания, наша одно-родность с Детством означает, что все те, кто именуются словами «взрослые» или «мы», видят себя в детстве как… в зеркале. Причем отражение свое в нем мы обнаруживаем как отражение истинное, беспристрастное, правдивое, а не какое-либо еще. Даже и тогда, когда оно обрушивается на нас со всей своей беспощадно разоблачающей беспристрастностью.

Настоящая научная педагогика вскрыла это обстоятельство довольно давно. И вот почему сегодня она решительно утверждает: ВЗРОСЛЫЕ – это ДУРНЫЕ ДЕТИ!

Кстати, человек, читающий Евангелие, обнаружит там знаменитые слова его главного персонажа: «Будьте как дети, ибо их есть Царствие Небесное». То есть, если ты кичишься своей «взрослостью» перед детством, то небесного царства Истины не видать тебе, как своих ушей…

С полнейшим пониманием всего этого академическая, научная, педагогическая и родительская общественность страны ответственно и продуктивно поработала в составе секции «Софиология детства» на II Российском философском конгрессе “XXI век: будущее России в философском измерении», который состоялся в июне 1999 г. в Екатеринбурге. Ее непосредственный результат – РЕЗОЛЮЦИЯ философского конгресса (см.: «НАУКА УРАЛА», декабрь 1999,№ 23), посредством которой все наше общество, а особенно Средний Урал и его высшая школа, получили академическое задание, которое можно так и назвать: Софиология ДЕТСТВА.

…На ум приходит одна из, пожалуй, самых глубокомысленных басен Эзопа под названием «Прометей и люди»:

«Прометей по повелению Зевса вылепил из глины людей и животных. Но увидел Зевс, что неразумных животных получилось гораздо больше, и велел ему часть животных уничтожить и перелепить в людей. Тот повиновался; но получилось так, что люди, переделанные из животных, получили облик человеческий, но душу под ним сохранили зверообразную».

С тех пор, как басня была рассказана, человечество много веков подряд переоткрывало эту истину вновь и вновь. И собственными боками, и горестной участью, а порой, и своей головой. Пересказ же басни Эзопа мыслящею головою, предстает перед нами в виде 25 веков истории мировой философии, где раз за разом ее Гении и Герои – Сократ, Платон и В.Соловьев; Достоевский, И.Кант и В.Кожинов; Шеллинг, П.Чаадаев и Г.В.Плеханов; Аристотель и Ф.Энгельс; Спиноза, Фихте и Э.Ильенков; Ленин, Гегель и Гераклит; А.Потемкин и И.Дицген; М.Горький и Диоген-собака; И.Ильин, Плотин и Алексей Лосев – все они раз за разом неустанно предупреждали людей: не путайте «вид» и сущность. Ибо за обликом Человека порой скрывается… социальное животное. Очень даже легко его можно и проглядеть!

Эта вездесущая и зловредная «животина» каждому из нас хорошо известна в виде так называемого «бюрократа». Проницательной педагогике она известна под видом «взрослых». Мыслящая общественность знает ее в качестве «карьериста». А подлинной науке и настоящему Образованию они известны под названием «тупого доцента» и «ученого дурака».

О первом из них сказал русский поэт XVIII века:

Наукой ум на то печемся мы питать

Из глупого скота, чтоб человеком стать.

А ты на то провел в ней лучшие дни века,

Чтоб сделаться тебе скотом из человека.

А о втором – Гете:

…Коль недочет в понятиях случится,

Их можно словом заменить…

Плохо ли это, хорошо ли, но жизнь устроена так, что за лень нашу в обнаружении «божественных недоделок», нас ждет наказание. А именно: если ты не отличаешь человека от социального животного, то сколько уважения, послушания и любви ты отдал, например, бюрократу, столько же ты отнял у друзей и родных, у детей и святых, у мудреца и ученого, наконец, у самого себя…

Что же жалуешься, когда эта кичливая орда, это «социальное стадо» разом бросается на тебя, превращая жизнь твою в кошмар? Ведь твой жребий ты выбрал сам: быть палачом и мучителем самого себя.

Такую жизненную ошибку мировая философия давным-давно определила как софистику. А Резолюция философского конгресса определила ее для нашего времени как «социологизм».

«Пора избавиться от пут социологизма и избавить от псевдообществознания новые молодые поколения России.

И девиз живой академической мысли таков: ОТ ЗАСИЛЬЯ СОЦИОЛОГИИ – К ТОРЖЕСТВУ СОФИОЛОГИИ!»- сказано в ней.

Кстати сказать, живой отклик на эту Резолюцию уральцы получили… в Кавказских минеральных водах в 2001 году. Так в программе философско-педагогических Чтений (общество «ЗНАНИЕ» г. Ессентуки) буквально сказано следующее: РЕАБИЛИТИРОВАТЬ ДРЕВНИЙ ГРЕЧЕСКИЙ ЯЗЫК В АКАДЕМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ – значит ПРЕКРАТИТЬ РЕПРЕССИЮ ПРОТИВ ДЕТСТВА! И сказано-то не случайно. Проще говоря, чтобы сформировать гармонию в душе ребенка, педагог, родитель и вообще взрослый, прежде всего, обязаны навести должный порядок в собственной голове. Иначе вольный или невольный хаос взрослой души зловещей тенью упадет на маленького человечка. Выдавая эту «тень» за «проблемы детства», требуя к себе незаслуженного уважения, внимания, «помощи» и… бюджетных средств.

…София по-гречески, значит мудрость. Если разобраться коротко и по существу, то однокоренные с ним термины «фило-софия» означает, как известно, любовь к мудрости. А слово «софистика» – зло-употребление ею. Если любовь эта избежит злоупотреблений и сумеет стать взаимной, то она и рождает «софио-логию».

Так что, софиология – это состоявшаяся (т.е. качественная, избежавшая любой софистики!) философия, проще говоря.

Скажем еще иначе: любовь человека к софии – дает философию. Любовь к мудрости человека зрелого – дает софиологию. А любовь к ней не-зрелого человека порождает софистику…

Так, в постоянных колебаниях между тем и другим, философия и живет, раз за разом отстаивая себя.

Резолюция конгресса открыла нам следующее: если в истории мировой философии (т.е. живой академической традиции) философия выбор свой сделала верно, то вот на так называемой «кафедре» дело, увы, обстоит как раз наоборот…

Социологизм (и его всевозможные вариации) как современная форма софистики, разоблачаемый в свете греческого языка, совершенно невидны, незаметны, необнаружимы и неразоблачаемы в зеркале общераспространенного «птичьего языка» современных социальных животных: бюрократов, карьеристов и «дурных детей»…

Все они, слившись в экстазе взаимного «щебетания», соучаствуют в организации репрессий против детства современной России. Против Истины и ее живого академического самовыражения, иначе говоря. В этих целях ими мобилизована и специфическая форма педагогики: без-детной, без-людной, без-полой… С «ученым видом знатока» она совершает целый ряд софиститческих фальсификаций, делая это на глазах у нас у всех.

А именно: образование подменяет… «социализацией»; обучение… «просвещением»; воспитание… «адаптацией».

Общественное бытие подменяется… «окружающей средой»; смысл – «значением»; знание – «информацией»; Логика – «логистикой»; психология – «психо-гогией»; социология – «социо-доксией»; место человека в Жизни подменяет… «материальным положением», а софио-генез личности подменяет… социо-, сомато- и психо-генезом.

Коронный номер этой «софистики-социологизма» является тотальная подмена зрелости – «взрослостью», в благотворности которой она триумфально убедила буквально всех.

Дело в том, что Истина – это то, отрицание чего ее же и утверждает. Или иначе: обманщик – это тот, кто неизбежно должен быть обманут. Причем обмануть-то он должен себя… сам!

…Каждый знает, что ребенок жаждет стать взрослым. На сем стоит всякая состоявшаяся педагогика, каждый успешный родитель и успешный педагог. На самом деле ребенок имеет в виду одно, а говорит другое: хочу стать зрелым, но говорю – «взрослым». Что же, ему позволительно и это – не беда.

Однако, социальные животные тут как тут. Не состоявшись как л ю д и, они ищут паспортизации своей «человечности»… у детей: да, да! – кудахчут они. Стремитесь к взрослости, станьте «социальными», шарахайтесь от зрелости, будьте как мы! Ведь взрослость – это хорошо!

А детство… Плохо?!

Так в строй врагов детства становится и сам ребенок. И заговор против детства (т.е. человеческой сущности в ее Истине!) становится тотальным. Со всеми вытекающими отсюда последствиями, кстати говоря.

Вот одно из них.

… В 1995-96 годах в Орджоникидзевском районе г. Екатеринбурга до 30-40% младших школьников собирались в «особые» классы с диагнозом «ЗПР». Задержка психического развития – это диагноз, который педагоги-взрослые ставят детям-школьникам. Тем самым выводя их за пределы нормальной (обычной) школы, за границу нормальных, «обычных» (т.е. успешных по жизни) детей.

Так считается…

Однако, на самом-то деле все обстоит как раз наоборот!

На самом деле картина такова. Ребенка зовут в школу. Вы позвали меня для образования? - спрашивает он, вступив в 1-й класс. Да, да!- дружно отвечают ему. Так, что трудно и усомниться. Однако, очень скоро младший школьник обнаруживает, что позвали его, якобы, для образования, а на деле предлагают… социализацию. Словом, подмена! Проще говоря, обман…

И дети России этот обман взрослых дерзнули отвергнуть решительно, массово и всерьез.

Раз не хотите заменить социализацию на образование по-хорошему, то заставим вас сделать это по-плохому! – говорят они.

Однако, «по-плохому» дети вынуждены отстоять правду, истину и справедливость, увы, лишь за счет самих же себя. Другой возможности, знаем мы, им не дано.

Резолюция философского конгресса ясно дает нам понять: такое массовое поведение нынешних российских детей есть вовсе не то, чем его именуют. В самом точном научном смысле этого слова – оно есть ни что иное, как ДЕТСКАЯ СОФИОЛОГИЧЕСКА Я РЕВОЛЮЦИЯ. То есть, та беззаветная борьба за Истину, которую самоотверженно (и пока безнадежно) дети ведут за нас, без нас и вместо нас.

За то, что школа изгнала детство из пределов образования, дети в ответ оставляют школу (эту институцию мира взрослых) за границами детства. Миллионы детей (по разным данным от 2 до 5 млн. чел.) оказались беспризорными, проще говоря.

Официальный диагноз «ЗПР» – это месть, к которой в бессильной ярости прибегает разнообразный и сплоченный мир современных «социальных животных», маскирующих себя под вывеской «взрослый мир». Аморальную «легальность» которого, дети России беспощадно обнажили ценой собственной беззащитной души и беспощадной судьбы.

… Не надо, однако, думать, что перед судом софиологической революции современного детства не оказалась будто бы высшая школа. Высшая школа – это разновидность школы как таковой. Взятая со стороны софиогенеза человеческой личности (т.е. софиологии образования, а не института «взрослости»!) она подчинена закону: образование должно быть не высшим, а… полным. И, как авторитетно свидетельствует Резолюция конгресса, ее священный долг перед «системой духовного производства Истины и Человека» ее главнейшая обязанность - «логическая реставрация» народного образования и академической жизни Урала – так до сих пор абсолютно и не решена.

Валерий МОЛЧАНОВ, ученый секретарь УО Философского общества СССР, АН СССР.

Тезисы доклада на научной конференции «Россия в III-м тысячелетии: прогнозы культурного развития. Проблемы творчества»

© Политучеба. Екатеринбург, 2007.

При полном или частичном использовании

28.04.2010

Екатерина Панкратова

В каждом взрослом человеке, сколько бы лет ему не было 30, 40, 70 или 100, живет маленький ребенок. Он может прятаться очень глубоко, там, где и искать-то никто не догадается, но время от времени он обязательно выходит наружу - посмотреть как тут без него жизнь проходит. И тогда в Ваших глазах появляются озорные огоньки и движения становятся стремительными, полными радости и энергии. Или, возможно, Вы обиженно надуваете губки, сжимаясь всем телом, как бы пытаясь спрятаться от несправедливости этого мира, ищите поддержки, защиты, ласки…

Конечно, можно не осознавать его присутствия, но ребенок, которым Вы когда-то были навсегда остается частью Вас и все свои детские обиды, тревоги, страхи и разочарования приносит с собой в Вашу взрослую жизнь. Иными словами — все наши основные модели поведения, реакции на те или иные ситуации, формируются в детстве, когда мы как губка впитываем в себя происходящее, и, многократно повторяясь, они становятся неотъемлемой частью нашей личности - чертами характера. А характер, как известно, формирует судьбу. Вы никогда не задумывались, почему с Вами происходит то, что происходит?

А помните ли Вы свое детство, свои первые шаги в этом мире?

Это сейчас мы можем выбирать что для нас истинно, а что ложно, а тогда…

Наши родители - это те люди, которые окунули нас в этот мир, заложили в нас базу, основу для понимания всего многообразия его форм и проявлений, они дали нам то душевное и физическое тепло, которое нужно уметь сохранить и приумножить. Давно замечено, что человек, получивший в детстве достаточное количество любви, внимания и ласки, во взрослой жизни более устойчив к стрессовым ситуациям, более спокоен и счастлив, имеет сильный иммунитет и всегда с достоинством может выйти из любой сложной жизненной ситуации. Если же Вашим родителям было не до Вас, если они не могли или не хотели, или не знали как дать своему ребенку то, в чем он нуждается больше всего на свете, то именно поэтому Вы сейчас можете чувствовать свою никчемность, обделенность, никомуненужность. Но не стоит винить в этом родителей, вряд ли у них у самих было детство, о котором можно только мечтать…

ТЕПЕРЬ ЭТО МОЁ ДЕТСТВО!

Да, все мы родом из детства, а от нашего детства, вернее от его «качества» зависит и вся наша дальнейшая жизнь, т. е. наша самореализация. Да, человек сам формирует себя, сам выбирает свои приоритеты. Что-то принимает, что-то отвергает и как раз потому что его дорога начинается с тех самых первых шагов с ладошкой в маминой руке… Этот «вкус» понимания жизни прививается вам уже там, в мамином «Домике». Ее мысли, чаяния и желания передаются нам с кровью и плотью. Вот с этой «матрицей» мы и входим во взрослый мир. И мы можем ставить любые цели и задачи для реализации наших планов, мы вправе принимать самые невероятные решения, но все это только внешне, ибо все наши действия уже давно расписаны, намечены, просчитаны и сформированы. Это наша основа, база. До 6 лет мы впитывали… А если хорошенько все вспомнить… И я это сделала - все хорошенько вспомнила и пришла к поразительному открытию!

— Вот откуда истоки моего сегодняшнего Успеха!!!

— Вот откуда я - ТАКАЯ!!!

— Вот почему я - ЗВЕЗДА!!!

Мне всё по плечу! Я все могу! Я верю в себя!

И сегодня, как оказалось, у меня есть единственная трудность - найти те слова огромной благодарности своим любимым родителям, а особенно моей дорогой мамочке, за нежную любовь ко мне, за то, что сами того не осознавая, дарили мне - себя…

Да, я вспоминаю свое детство с легким трепетом маленькой девочки, покинувшей ту сказку, где была волшебницей, и меня поддерживали в любом моем желании утвердиться. Уже тогда я знала, что у меня все получится, ведь в это верили мои мама и папа! Единственное, что мне было неведомо - это слово «нельзя». Я была уверена, что достаточно моего желания, и все будет так, как я хочу. И за мое такое сказочное детство сегодня меня переполняют чувства большой благодарности, любви и даже немного вины… Ведь все это счастье досталось мне одной! Я всего лишь подставляла ладошки - сначала маленькие, розовые, пухленькие - и всегда знала, что они будут полными-полными. Через край! А я буду самая-самая. Это рождало во мне исключительную уверенность, раскрепощенность, чувство собственного достоинства…

Но детство прошло, а я и сегодня протягиваю маме свою ладонь - крепкую и уверенную, на которой лежит огромная ответственность и за свою судьбу, и за судьбу своих детей, и, наконец, за свою миссию на этой Земле… А еще мне открылось, что это сам Всевышний оберегал меня для этого. Да, я опять беру мамину руку, ведь только она может дать мне самый добрый и мудрый совет, иногда до смешного простой или даже порой непонятный: «Поступай, как подсказывает твое сердце». И от этого вновь рождается уверенность в поступках, действиях, в жизни.

А еще меня называли коротким именем - «Светлячок»! И это было очень важно, и от этого имени я вся начинала светиться.

Чем я заслужила такое детство? Уже тогда я знала, что миллионы несчастных детей живут на нашей планете недоедая, недосыпая, недополучая любви. А я, купаясь в теплых золотых лучах маминой и папиной любви, защищенная от всех невзгод нашей нелегкой жизни, смогла уберечь и сохранить ту чистую и светлую душу ребенка, пришедшего в Мир для исполнения своей очень нелегкой, но очень ответственной Миссии. Именно то бесконечное количество доброты и любви от моих родителей переплавилось, согласно закону, в мое качество! Да! В мое качество!

Вот так мне посчастливилось «выбрать» себе родителей, а уж они постарались сделать из моего детства золотой эталон. Не могу дальше писать, ибо слезы застилают глаза. Это слезы моей Величайшей и бесконечной благодарности за мое детство.

Дорогие мои, я очень вас люблю…

Если кто-то до Вас уже сумел это сделать, то значит и у Вас всё получиться, получиться стать лучше и увереннее в себе, просто изменив картину своего детства, добавив в нее то, чего Вам очень-очень не хватало тогда, а значит не хватает и сейчас.

Екатерина Панкратова

В каждом взрослом человеке, сколько бы лет ему не было 30, 40, 70 или 100, живет маленький ребенок. Он может прятаться очень глубоко, там, где и искать-то никто не догадается, но время от времени он обязательно выходит наружу - посмотреть как тут без него жизнь проходит. И тогда в Ваших глазах появляются озорные огоньки и движения становятся стремительными, полными радости и энергии. Или, возможно, Вы обиженно надуваете губки, сжимаясь всем телом, как бы пытаясь спрятаться от несправедливости этого мира, ищите поддержки, защиты, ласки…

Конечно, можно не осознавать его присутствия, но ребенок, которым Вы когда-то были навсегда остается частью Вас и все свои детские обиды, тревоги, страхи и разочарования приносит с собой в Вашу взрослую жизнь. Иными словами — все наши основные модели поведения, реакции на те или иные ситуации, формируются в детстве, когда мы как губка впитываем в себя происходящее, и, многократно повторяясь, они становятся неотъемлемой частью нашей личности - чертам характера. А характер, как известно, формирует судьбу. Вы никогда не задумывались, почему с Вами происходит то, что происходит?

А помните ли Вы свое детство, свои первые шаги в этом мире?

Это сейчас мы можем выбирать что для нас истинно, а что ложно, а тогда…

Наши родители - это те люди, которые окунули нас в этот мир, заложили в нас базу, основу для понимания всего многообразия его форм и проявлений, они дали нам то душевное и физическое тепло, которое нужно уметь сохранить и приумножить. Давно замечено, что человек, получивший в детстве достаточное количество любви, внимания и ласки, во взрослой жизни более устойчив к стрессовым ситуациям, более спокоен и счастлив, имеет сильный иммунитет и всегда с достоинством может выйти из любой сложной жизненной ситуации. Если же Вашим родителям было не до Вас, если они не могли или не хотели, или не знали как дать своему ребенку то, в чем он нуждается больше всего на свете, то именно поэтому Вы сейчас можете чувствовать свою никчемность, обделенность, никомуненужность. Но не стоит винить в этом родителей, вряд ли у них у самих было детство, о котором можно только мечтать…

Мы все родом из детства, вся разница только в том - из какого? Давайте вместе с Вами постараемся это вспомнить, а если нам что-то не понравиться, то перепишем его с чистого листа - создадим новую яркую картину своего детства, ведь вместе с ним изменится наше настоящее, а следом за ним и будущее! Да, да, не удивляйтесь, и детство можно сделать другим, нужно только этого очень захотеть!

ТЕПЕРЬ ЭТО МОЁ ДЕТСТВО!

Да, все мы родом из детства, а от нашего детства, вернее от его «качества » зависит и вся наша дальнейшая жизнь, т. е. наша самореализация. Да, человек сам формирует себя, сам выбирает свои приоритеты. Что-то принимает, что-то отвергает и как раз потому что его дорога начинается с тех самых первых шагов с ладошкой в маминой руке… Этот «вкус » понимания жизни прививается вам уже там, в мамином «Домике ». Ее мысли, чаяния и желания передаются нам с кровью и плотью. Вот с этой «матрицей » мы и входим во взрослый мир. И мы можем ставить любые цели и задачи для реализации наших планов, мы вправе принимать самые невероятные решения, но все это только внешне, ибо все наши действия уже давно расписаны, намечены, просчитаны и сформированы. Это наша основа, база. До 6 лет мы впитывали… А если хорошенько все вспомнить… И я это сделала - все хорошенько вспомнила и пришла к поразительному открытию!

— Вот откуда истоки моего сегодняшнего Успеха!!!

— Вот откуда я - ТАКАЯ!!!

— Вот почему я - ЗВЕЗДА!!!

Мне всё по плечу! Я все могу! Я верю в себя!

И сегодня, как оказалось, у меня есть единственная трудность - найти те слова огромной благодарности своим любимым родителям, а особенно моей дорогой мамочке, за нежную любовь ко мне, за то, что сами того не осознавая, дарили мне - себя…

Да, я вспоминаю свое детство с легким трепетом маленькой девочки, покинувшей ту сказку, где была волшебницей, и меня поддерживали в любом моем желании утвердиться. Уже тогда я знала, что у меня все получится, ведь в это верили мои мама и папа! Единственное, что мне было неведомо - это слово «нельзя ». Я была уверена, что достаточно моего желания, и все будет так, как я хочу. И за мое такое сказочное детство сегодня меня переполняют чувства большой благодарности, любви и даже немного вины… Ведь все это счастье досталось мне одной! Я всего лишь подставляла ладошки - сначала маленькие, розовые, пухленькие - и всегда знала, что они будут полными-полными. Через край! А я буду самая-самая. Это рождало во мне исключительную уверенность, раскрепощенность, чувство собственного достоинства…

Но детство прошло, а я и сегодня протягиваю маме свою ладонь - крепкую и уверенную, на которой лежит огромная ответственность и за свою судьбу, и за судьбу своих детей, и, наконец, за свою миссию на этой Земле… А еще мне открылось, что это сам Всевышний оберегал меня для этого. Да, я опять беру мамину руку, ведь только она может дать мне самый добрый и мудрый совет, иногда до смешного простой или даже порой непонятный: «Поступай , как подсказывает твое сердце». И от этого вновь рождается уверенность в поступках, действиях, в жизни.

А еще меня называли коротким именем - «Светлячок »! И это было очень важно, и от этого имени я вся начинала светиться.

Чем я заслужила такое детство? Уже тогда я знала, что миллионы несчастных детей живут на нашей планете недоедая, недосыпая, недополучая любви. А я, купаясь в теплых золотых лучах маминой и папиной любви, защищенная от всех невзгод нашей нелегкой жизни, смогла уберечь и сохранить ту чистую и светлую душу ребенка, пришедшего в Мир для исполнения своей очень нелегкой, но очень ответственной Миссии. Именно то бесконечное количество доброты и любви от моих родителей переплавилось, согласно закону, в мое качество! Да! В мое качество!

Вот так мне посчастливилось «выбрать » себе родителей, а уж они постарались сделать из моего детства золотой эталон. Не могу дальше писать, ибо слезы застилают глаза. Это слезы моей Величайшей и бесконечной благодарности за мое детство.

Дорогие мои, я очень вас люблю…

Если кто-то до Вас уже сумел это сделать, то значит и у Вас всё получиться, получиться стать лучше и увереннее в себе, просто изменив картину своего детства, добавив в нее то, чего Вам очень-очень не хватало тогда, а значит не хватает и сейчас.

Возьмите чистый лист бумаги и ручку и принимайтесь за дело!


Если вы хотите всегда вовремя узнавать о новых публикациях на сайте, то подпишитесь на

Тот, кто живет только прошлым, лишает себя будущего. Жить, постоянно оглядываясь назад, жить надеждой когда-нибудь исправить ошибки прошлого, а может быть, даже переписать всю свою жизнь на чистовик - значит жить, расходуя свою жизненную энергию на холостом ходу.

Глядя назад, нельзя идти вперед. Именно это и происходит с нами, когда мы вновь и вновь проживаем свои детские обиды, застреваем своими мыслями исключительно на прошлом, ищем виноватых, виним самих себя.

Вся наша жизнь превращается в один огромный упрек неповзрослевшего ребенка, смотрящего на мир заплаканными глазами, ожидающего, что когда-нибудь случится чудо и он получит все то, чем был обделен в детстве.

Мы ждем, что когда-нибудь нам вернут то, что в прошлом не додала нам мама: любовь, заботу, ласку, чувство защищенности, признание того, что ты самый лучший, что ты хороший мальчик или девочка.

Будучи лишены всего этого, мы порой не способны адекватно выстраивать отношения внутри себя и с окружающими снаружи. Страдаем от низкой самооценки, доходящей порой до ненависти к себе, не можем принять себя, не способны любить ни себя, ни других. Идем по жизни тяжелой поступью, сгибаясь под тяжестью прошлого, которое приходит к нам в воспоминаниях и снах. Мы гоним его от себя, но оно все равно приходит.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана детально разбирает подобный жизненный сценарий, который закладывается только у определенного типа людей, и объясняет причины его формирования. Через осознание своего жизненного сценария происходит освобождение от всех его негативных следствий во взрослой жизни.

Ошибки прошлого нельзя исправить, потому что прошлого уже не существует: состояния приходят и уходят, сменяя друг друга. Необходимо работать с настоящим состоянием, а не пытаться реконструировать давно минувшие, отжившие. Познавая себя, осознавая свои психологические особенности, мы меняемся - меняются наши ощущения, меняется наше отношение, происходят изменения в настоящем.

Фундаментальная наша ошибка во мнении, что причины наших неприятностей - во внешнем: родители плохие, не так воспитали, дети плохие, неблагодарные, муж/жена недостаточно любит, не понимает, думает только о себе… В то время как искать следует во внутреннем, в самом себе.

Отношения с родителями

Детство - особенное время нашей жизни. Это время, когда мы делаем первые шаги в познании самих себя и мира вокруг нас. В детстве в нас закладываются представления о самих себе, формируется самооценка. Это время, когда мы научаемся взаимодействовать с окружающими определенным образом. И особенную роль во всех этих процессах играют наши отношения с родителями. То, как происходит наше взаимодействие с ними в детстве, определяет сценарий всей нашей последующий жизни. Мы принимаем или не принимаем себя. Реализуем свой врожденный потенциал или идем ошибочным путем, пытаясь следовать желаниям родителей, которые, как всегда, желая нам добра, стремятся реализовать в нас то, что сами не получили в своем детстве: «Еще скажешь мне спасибо, скажешь, мама была права!»

Отношения с мамой играют важную роль в психологическом развитии любого ребенка. Природой так устроено, что первую часть своей жизни каждый из нас привязан к маме природной любовью. В этот период (от рождения до полового созревания) мы полны бессознательного страха перед окружающим миром в силу своей крайней беспомощности и бессознательно понимаем, что наше выживание полностью зависит от мамы.

Поэтому для каждого малыша его мама - самый важный человек, она самая умная, самая-самая. По мере взросления пелена детства спадает с нас, возникают конфликты «отцов и детей», что также запрограммировано природой. Обрывание связей с родителями является гарантом продолжения рода. Мы шагаем во взрослую жизнь, создаем свои семьи, теряем животную связь с мамой, хотя у нас и остаются культурные надстройки: забота о родителях, долг родителям, уважение к родителям и прочее. И все-таки навыки самостоятельной жизни и разрыв с родителями необходимы для построения своей взрослой жизни.

Важность связи с родителями для анального и анально-зрительного ребенка

Для ребенка с анальным вектором отношения с родителями в детстве, да и в последующей взрослой жизни тоже, имеют особо важное значение. Именно у данного типа людей из-за проблемных отношений с мамой могут возникать трудности с адекватной самооценкой, с принятием себя, своей индивидуальности, могут закладываться такие личностные черты как инфантилизм, а также жестокость и садистические наклонности.

Человеку с анальным вектором тяжело самостоятельно разобраться со всеми этими проблемами в силу специфики психологических особенностей анального вектора. Именно этот тип людей склонен жить прошлым, прошлыми состояниями, чувствами. Такие люди смотрят на жизнь исключительно через призму первого опыта, перенося его с одного человека на всех людей, с одной ситуации на все последующие ситуации в жизни.

Получая негативный опыт, они застревают в обидах. Это тяжелые негативные состояния анального вектора, которые лишают полноты жизни, вхолостую расходуют жизненную энергию.

Анально-зрительный ребенок вдвойне психологически зависим от мамы. Именно у данного типа детей при неблагоприятно складывающихся отношениях с мамой, на их основе может возникать в дальнейшем тот или иной негативный сценарий.

Анальный ребенок отличается крайней врожденной несамостоятельностью, он не способен самостоятельно начать движение, принять решение, сделать выбор. Он нуждается в маминых подсказках. «Машенька, иди прибери комнату», – говорит мама, и Машенька радостно бежит убираться. Наше психическое устроено так, что все обеспечено обратной связью, поэтому анальный ребенок очень послушный, он легко следует чужим советам и поручениям, готов выполнять любые указания и поручения мамы и делает это без какого-либо внутреннего сопротивления, с удовольствием.

Страх оказаться без родителя (без опеки) определяет повышенную потребность анального ребенка в родительской любви, в ее подтверждении. Анальному малышу жизненно необходима уверенность в том, что он все делает правильно, он нуждается в похвале: «Какой ты у меня золотой ребенок, какая умница!».

Воспитываемый кожной мамой, анальный ребенок, как правило, не получает жизненно необходимой для него связи с мамой и переживает колоссальный стресс вследствие подсознательного страха не выжить.

Общение с кожной мамой для анального ребенка становится настоящей пыткой. Анальные дети по своей природе медлительны. Они все делают не торопясь, последовательно, чтобы ничего не забыть, чтобы все разложить по полочкам. Для них важно довести любое дело до точки, достигнуть состояния перфекта, идеального порядка и совершенства.

У кожной мамы другой врожденный ритм, другие ценности. Для кожной мамы важно не качество, а скорость, в отличие от своего анального ребенка, она с легкостью может делать 10 дел одновременно. Когда такая мама начинает подгонять своего ребенка, у него все валится из рук, ребенок переживает состояние стресса. И к этому добавляется недовольство кожной мамы: «Что же ты недотепа, какой неумеха»…

Жизнь с кожной мамой превращается для неторопливого анального ребенка в вечную спешку: «Ну чего ты копаешься, давай быстрее, раз, два и готово»... Конечно, в такой атмосфере между кожной мамой и анальным малышом не может быть ни любви, ни взаимопонимания. У кожной мамы совершенно другие врожденные желания, другие системы ценностей. Она скупа на эмоции и похвалу, сдержанность для нее высшая добродетель: «Нечего детей баловать, из них из-за этого вырастает непонятно что».

Послушный анальный ребенок изо всех сил старается быть хорошим мальчиком или девочкой, то есть таким, каким хочет видеть его мама. Конечно же, у него ничего не получается, и он замыкается в себе, обижается на маму, приобретает заниженную самооценку, начинает ненавидеть себя. Так получается, что вместо того чтобы подсказывать направление для реализации особенной анальной сущности своего ребенка, кожная мама пытается его переделать, сделать из него кожного, давая в итоге своему ребенку неверные ориентиры в жизни, чуждые ему ценности, ошибочные мысли.

Обида из детства управляет жизненным сценарием

Анальная обида, зафиксировавшаяся в детстве и позже вытесненная, в дальнейшем всю жизнь управляет анальным человеком, создает его жизненный сценарий, ограничивает любое позитивное движение. Мы навсегда застреваем в ступоре, боимся ситуаций, когда надо принимать решения или делать выбор. Боимся жить, потому что жизнь - это движение.

Замыкаемся на прошлом, на своих обидах, становимся инфантильными, отказываемся брать на себя ответственность за свою жизнь, боимся ситуаций, когда надо принимать решения, растем крайне беспомощными. У такого анального малыша закладываются различные негативные сценарии, формирующие в нем жестокость и садистические тенденции, вгоняющие его в ступор, развивая вместо «воли к победе» упертость и упрямство.

У анально-зрительных малышей состояние обиды усугубляется, так как добавляется еще и нереализованная колоссальная потребность в эмоциональной связи, душевности, тепле, разделении эмоций, впечатлений. В случае анально-зрительного сочетания обида доходит до своего эмоционального максимума.

В отношениях анально-зрительного ребенка с кожно-зрительной мамой может сформироваться противоположный сценарий, когда мама, бессознательно понимая психологическую особенность своего ребенка, начинает манипулировать его любовью, формируя в нем комплекс «хорошего мальчика/девочки». Зрительная или кожно-зрительная мама удачно использует потребность анального ребенка в любви, и похвала превращается в инструмент манипуляции: "Ты мой мальчичек золотой, мой любименький, самый послушный ребеночек на свете, самый лучший, как твоей мамочке повезло, что ты лучше всех на свете завязываешь шнурки..."

Так возникает бессознательный сговор: одна сторона - «я, беззащитный малыш, нуждаюсь в маминой опеке, советах, подтверждении постоянства и любви», другая – «я, твоя мамочка, очень довольная твоим послушанием, начинаю манипулировать тобой через похвалу и подтверждение любви». Таких хороших мальчиков и девочек всегда легко увидеть - они постоянно заглядывают в глаза в ожидании похвалы, они никому и никогда не могут отказать, сказать «нет», готовы на все, лишь бы услышать в ответ: «Какой ты умница, какой ты молодец».

Анально-зрительная девочка рядом с кожно-зрительной мамой может переживать трудности с принятием себя как женщины. Она может приобретать различные комплексы относительно своей внешности. У них с мамой совершенно иной метаболизм, строение фигуры. Рядом со своей стройной, грациозной, безупречно выглядящей кожно-зрительной мамой анально-зрительная девочка может ощущать себя чрезмерно неуклюжей, слишком толстой, непривлекательной.

Кожно-зрительная мама в определенном состоянии бессознательно оценивает свою дочь как конкурентку, она переключает на себя внимание всех дочкиных ухажеров. Кожно-зрительная мама - особый тип женщины, которая бессознательно неспособна ощущать себя матерью, так как по своей природной сути она - самка нерожающая, боевая подруга на охоте и войне.

Такая мама неспособна на всепоглощающую любовь и заботу о собственном ребенке, хотя при этом с чужими детьми легко и быстро устанавливает эмоциональную связь, вокруг нее всегда толпа детишек, смотрящих на нее влюбленными глазами. Кожно-зрительные женщины - это именно те мамы, которые всегда стоят перед выбором: семья или карьера. Чаще они склоняются в сторону второго, а если и выбирают по тем или иным причинам семью, то потом всю жизнь оплакивают себя: «Вы понимаете, что я ради вас пожертвовала собой!» Выбравшие карьеру кожно-зрительные женщины уделяют своему ребенку мало внимания, чаще передавая его на руки родственников и нянь.

Понимание векторальных особенностей детей, полученное на базе тренинга «Системно-векторной психология», дает возможность сделать отношения в семье гармоничными, раскрывающими индивидуальные особенности ребенка, а не подавляющими его природную сущность. Это уникальный инструмент воспитания, который дает четкое понимание того, что все мы разные: то, что для одного – бальзам на душу, для другого будет просто катастрофа.

Это невдомек родителям, ведь мы всегда желаем другим того, чего бы мы сами себе хотели. Когда мы научаемся векторально видеть своих детей, мы сами находим ответы на все вопросы, связанные с их воспитанием, подбираем верную систему поощрения и наказания, не травмирующую ребенка, а задающую ему верное движение в жизни.

Осознание своих психологических особенностей во взрослом состоянии помогает решить множество проблем с самооценкой, приходит естественное, идущее изнутри принятие себя таким, какой ты есть, приходит понимание жизненного сценария и закономерно приходит прощение своей мамы, уходят обиды, освобождается место для настоящего и будущего.

Обида - это запрещенное природой состояние, так как она означает торможение развития. Нельзя жить прошлым. Чувство благодарности, уважение, понимание, какие-то другие позитивные ощущения должны оставаться и служить стимулом и мотивом для движения в следующее состояния, в будущее.

Застревание в прошлых состояниях лишает нас развития. Сами того не осознавая, мы топчемся на одном месте, нанося себе тем самым непоправимый вред. На тренингах «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана, начиная осознавать себя и понимать других, люди получают новое качество жизни. Слезы, которые вдруг начинают литься у человека после пары занятий - это снятие закрепленных состояний в анальном векторе, это очищение.

Осознание себя и понимание других, которое дает тренинг «Системно-векторная психология», снимает негативные состояния, приобретенные в детстве. Сбившийся с пути человек обретает свое настоящее «Я», осознает свои настоящие желания, понимает, какими свойствами для их реализации он обладает, начинает жить полноценной жизнью здесь и сейчас, без постоянных оглядок назад с поиском виноватых. Понять - значит простить. Настоящее прощение приходит тогда, когда мы понимаем, что у наших родителей не было выбора, они проживали свою жизнь по сценарию, в свою очередь полученному ими от их родителей. Мы живем нашими желаниями. Осознавая их с помощью Системно-векторной психологии, мы берем управление жизнью в свои руки, а не идем на ощупь вслепую, не имея другой опоры кроме прошлого опыта.

Корректор: Зифа Ахатова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Марина Ефимова
Эссе «Все мы родом из детства»

Все взрослые сначала были детьми,

только мало кто из них об этом помнит.

А. де Сент Экзюпери

Все мы родом из детства – веселого , озорного, счастливого и безвозвратного. Каждый из нас частенько окунается в детские воспоминания неважно веселые или грустные, зато всегда неповторимые.

Как хочется порой сбросить с себя маску силы и непоколебимости, которая отличает взрослого от ребенка. А я могу это сделать! Я – воспитатель! И каждый день я возвращаюсь в мир детства наполненный звонким смехом, песнями, играми, беззаботностью, шалостью, иногда слезами,в общем всем тем чем наполнено детство .

Воспитатель - профессия особая. В детский сад приходит маленький человечек, впервые отрываясь от мамы. И ты должен стать «второй мамой» , потому что без полного доверия, понимания, любви научить и воспитывать невозможно. Иногда от усталости опускаются руки. Но наступает новый день, вновь переступаю порог группы и детские глаза , полные любопытства, ожидания чего-то интересного смотрят на меня. И я встречаю каждого с улыбкой, теплотой. Я люблю слушать детский смех , нет ничего удивительнее этого звука. Если ребенок смеется, значит,он здоров, у него все хорошо.

Во труд воспитателя был нелёгким. Но наша профессия, как никакая другая, окружена любовью, и прекрасно, когда это взаимная любовь. Каждый день приходя на работу, задаюсь вопросом,что готовит мне новый день? Вот они дорогие мои малыши, смотрят на меня своими любопытными глазками, такие разные. В одних- настороженность, в других интерес,в чьих-то пока равнодушие. У каждого свой особый мир, которому надо помочь раскрыться. Я с пониманием отношусь к словам и поступкам каждого ребёнка. Мы вместе радуемся успехам друг друга, стараюсь отдать им частицу своих знаний,а от них беру что-то для себя :»Обучая учусь» (Сенека) .Прислушиваюсь к суждениям детей. Ребенок,познавая мир видит в нем столько, сколько не может увидеть взрослый. Он радуется всему новому летящей бабочке, новой игрушке, поющей птице, интересной книге. Я считаю, что очень важно развивать у себя способность и понимание внутреннего мира воспитанника, умение войти в мир ребёнка. Чтобы понять ребёнка, необходимо стать ему партнёром. Детский сад должен стать домом радости, домом познания.

Считаю, что в педагогике должны работать те люди, которые любят детей. Ведь суть профессии – дарить. Дарить ребенку этот красочный мир, удивлять прекрасным. Сколькими знаниями и умениями должен обладать воспитатель : шить, рисовать, заниматься цветоводством, огородничеством, петь с детьми, танцевать, постоянно усовершенствовать свое педагогическое мастерство, заниматься самообразованием.

В. А. Сухомлинский писал : «Детство зависит от того , какой взрослый находится рядом с ребёнком, кто вводит его в жизнь». Наверное, неслучайно так распорядилась судьба и привела меня в детский сад . Мне хочется, чтобы в нашем детском саду всегда жили счастье познания, радость общения, атмосфера любви и творчества. Мне хочется стать для детей самым близким другом, показать, как красив окружающий мир, как он хрупок и беззащитен, как нуждается в нашем участии.

Я мечтаю о том,чтобы кто-нибудь из моих малышей, став взрослым мог сказать :«В начале жизни мне повезло, мне встретился человек, которому было не все равно, каким я стану. Я доверял ему детские секреты , а он научил меня понимать главное в себе, других людях, жизни. Он научил меня любить этот мир и жить, распахнув свое сердце.

Публикации по теме:

Эссе «Родом из детства» «Тот, кто не помнит своего детства совершенно отчетливо-плохой воспитатель» Мария Эбнер Эшенбах. Мне хочется начать именно с этого высказывания,.

«Все мы родом из детства» Эссе Как часто мы можем слышать: «Ты этого ещё не поймёшь…», или: «Для тебя это ещё слишком рано…». А потом может случится так, что будет уже.

«Город детства» - эссе Воспитатель для детей – учитель, который знает все, всему учит, и товарищ по игре, и близкий человек, который все поймет и поможет в трудную.

КВН для родителей с детьми «Все мы родом из детства» КВН «Все мы родом из детства» (команды родителей с детьми) Оборудование: Оформление Д. В. 2001г № 6 Доска магнитная, цифры, названия команд.

Эссе «Профессиональное самоопределение начинается с детства» Профессиональное самоопределение учащихся, к сожалению, в настоящее время практически отсутствует. Детки приходят в школу и сразу же проходят.

Сказка родом из детства Видео Маленький человек пришел в большой и сложный мир взрослых. В ярком, радостном, многоголосом и многоцветном этом мире мы должны помочь детям.



Поделиться