На тебя подбоченясь красиво загляделся проезжий корнет. Анализ стихотворения «Тройка» (Н

Николай Некрасов старался в своём творчестве показать всю русскую действительность. Он реально описывал жизнь дворян и крестьян, и особое место отводил теме крепостничества.

Безвластие, тяжёлая работа, угнетение и наказания - вот жизнь, наполненная горем, которую он видел в крестьянской среде, и против которой выражал протест.

На фоне жёсткой эксплуатации и полного бесправия, особое место в его творчестве занимала женская доля. Этой теме посвящено огромное количество текстов, которые помогали рассмотреть проблему с разных сторон. Одно из таких некрасовских стихотворений – «Тройка».

История стихотворения «Тройка»

Это стихотворение написано в 1846 году, когда до отмены крепостничества оставалось долгих пятнадцать лет. В нём Некрасов, своим изысканным способом, обнажает серьёзную проблему общества - угнетение, неравенства, бессловесность народа.

В этом произведении автор не изменил себе. Писал с присущем ему реализмом. Можно сказать, что он безжалостен к своей героине, и не оставляет ей никакого шанса, на лучшую долю. А женская доля на Руси в те времена была весьма трагична.

Стих не был гоним, и уже через год был напечатан в «Современнике». Некоторые критики пришли в восторг и от содержания, и от композиционной задумки.

Первая, лирическая часть текста так пришлась по душе композиторам, что стихи были неоднократно положены на музыку и стали романсом. Первым из стихов сделал песню, современник Некрасова, русский пианист и композитор Александр Иванович Дюбюк.

Любители романсов и по сей день отдают должное певучести стихотворения, написанного более 170 лет назад.

Тройка

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни - появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой...

Николай Некрасов решил описать в своем произведении одну из крестьянок, жизнь которой такая же, как у тысяч молодых женщин по всей России.

Крепостная девушка стоит на обочине дороги и внимательно всматривается в даль, боясь пропустить тройку. Но тройка с шикарным корнетом проносится так быстро, что крестьяночке ничего не остаётся, как попробовать пробежаться за ней. Хотя совершенно не понятно - зачем?

Чтобы пролить свет на ситуацию, автор начинает раскручивать сюжет. Он подробно описывает, как девочка хороша: щёки, брови, глаза. Природа не обделила её красотой, она очень привлекательна. И, оказывается, может мечтать. Мечты эти о более лучшей доле, более лёгкой жизни. Всё это можно получить, удачно выйдя замуж, например, за того же корнета, которого и след простыл.

Но судьба-злодейка приготовила совсем другой сценарий этой девочке. И как не грустно, поэт с печалью предрекает её ближайшее будущее. Это и труд беспросветный, и насилие привередливых родственников, возможно, бесконечные роды. Всё это приведёт к раннему старению и смерти.

Вот такое безжалостное, но правдивое будущее предрекает Николай Алексеевич своей героине. А в финале поэт пытается донести до своей героини, что не стоит ей стоять у дороги: ничего в ее жизни не измениться, и судьба ее уже предрешена.

Композиция «Тройки»


Композиция этого произведения кольцевая.

Сюжет начинается с обращения лирического героя к простой девушке, которая была рождена в крестьянской семье и здесь же выросла. К этой же героине обращается автор и в конце сюжета. Но только в начала это непросто обращение, а вопрос, в котором автор пытается понять, почему девушка так жадно глядит на дорогу. В конце сюжета в этом обращение уже появляется предостережение, так как он знает, какая судьба ждет эту девушку, и он просит ее уже не смотреть на дорогу с такой тоской и с такой большой надеждой, которой не суждено сбыться.

Весь некрасовский сюжет можно по смыслу разделить на две части , которые будут равными. Но вот только в первой части будет описываться счастливая жизнь главной героини, а во второй части автор покажет, как несчастлива она может быть. И тут же поэт говорит о том, что вот это-то несчастливая доля как раз и является реальностью.

Первые строфы описывает ожидание девушки и то, как вдруг увидев такую богатую тройку, она мчится за нее. И вот тут тройка становится символом, который означает счастливую жизнь. В последующих трех некрасовских строфах идет описание портрета самой девушки, которая томится в ожидании. Но шестая строфа оканчивается многоточием, которое помогает читателю разбить этот сюжет на две части.

Получается, что первая сюжетная часть – это пророчество, но он счастливое. А вторая часть – это настоящее любой женщины–крестьянки. Муж бьет ее, свекровь вечно будет заставлять работать и очень быстро эта сильная и прекрасная девушка превратится в старуху, которая по годам еще молода, но уже устала от жизни и трудностей, выпавших на ее долю.

Образ главной героини


Неудивительно, что Некрасов так подробно описал образ крестьяночки в своём стихотворении. Николай Алексеевич очень любил русский народ. Он к каждой своей героине находил особые слова, наделял её особыми качествами, как правило, положительными.

Девочка, в «Тройке», так мечтающая о счастливой доле, предстаёт перед читателем чистым, непорочным созданием. Она ещё не забита жизненными трудностями, она ещё верит, мечтает. У неё ещё горят глаза. И в этот короткий промежуток жизни, который ей отведён до замужества, она может позволить себе выскочить на дорогу полюбоваться на мчащуюся тройку.

Как большинство некрасовских героинь, девушка наделена природной красотой, которая в данный момент её жизни в самом расцвете. Это настоящая русская красавица. Поэт не стесняется описать её внешность с подробностями. И читателю остаётся только ужаснуться, какое безжалостное ближайшее будущее ей предрешено.

Выразительные средства в некрасовском сюжете


Николай Некрасов использует в своем сюжете такой литературный прием, как контраст: жизнь крестьянки счастливую и ее судьба несчастной женщины. И для этого автор использует разнообразные выразительные средства:

✔Эпитеты.
✔Метафоры.
✔Сравнения.
✔Фразеологизмы.


Огромнейшее значение в тексте имеют и глаголы, которые автор использует в большом количестве, чтобы показать, настолько девушка жива. Даже символ – тройка имеет у автора двойное значение. Это и символ счастья, которое может ожидать ее в будущем, и символ того, что это счастье пройдет мимо и будет для нее навсегда утерян.

Анализ стихотворения



В своем произведении Николай Некрасов показывается реальную картину жизни крестьян, в которой так мало радости.

Жизнь деревенских женщин была печальна тем, что их положение было еще бесправнее, чем у мужиков. Они были настоящими рабынями, жизнь которых заключалась лишь в труде и в терпении. Они должны были терпеть унижения от хозяина или хозяйки, должны были терпеть унижения от мужа, уставшего и озлобленного. Чаще всего крестьянские девушки рождены были в семьях, где было много детей, поэтому труд, тяжелый и непосильный, знали с самого раннего детства.

Неудивительно, что в таком бесправном положении молоденькие крестьяночки мечтали. В этом нет ничего плохого. Такие мечтания, могут стать приятными воспоминаниями в их взрослой самостоятельной жизни.

Можно ещё глубже проникнуться содержанием и представить тройку в виде скоротечности жизни.

Вот весёлая тройка, с красавцем корнетом, с подвыпившим ямщиком мчится радостно и бойко. Всё говорит о том, что жизнь удалась. В ней есть место удовольствиям, наслаждениям, забавам. Осталось только попасть в эту повозку. Но, нет! Тройка промчалась мимо, а с ней рассыпались все мечты и надежды.

Стихотворение «Тройка» написано Некрасовым в 1848 году и опубликовано в журнале «Современник».

Литературное направление, жанр

Стихотворение посвящено судьбе русской женщины. Некрасов в духе реализма описывает обычную жизнь крестьянки, наделённой чутким сердцем. Жанр стихотворения «Тройка» - гражданская лирика.

Тема, основная мысль и композиция

Тема стихотворения – тяжёлая судьба русской крестьянки. Стихотворение «Тройка» имеет кольцевую композицию. Оно начинается и заканчивается обращением лирического героя к крестьянской девушке. В первой строфе это вопрос: «Что ты жадно глядишь на дорогу?» В предпоследней и последней строфе – предостережение лирического героя, предвидящего судьбу героини: «Не гляди же с тоской на дорогу». Если отбросить последние две строфы вывода, стихотворение делится на две равные части: счастливая и несчастная жизнь героини. Вторая часть, несчастливая жизнь, дана как более вероятная возможность: «Да не то тебе пало на долю...» Девушка, к которой обращается герой, не замечает, что он за ней наблюдает. Перед его мысленным взором проносится вся её настоящая и будущая жизнь, как перед глазами девушки проносится тройка. Первые две строфы описывают, как девушка ждёт на дороге тройку, а затем бежит за ней. Тройка – символ счастливой жизни. Следующие три строфы - это портрет девушки-крестьянки. Шестая строфа разбивается многоточием на две части. Первая часть – счастливое пророчество: «Будет жизнь и полна и легка». Наверное, и у крестьян бывала такая жизнь, но нечасто. После многоточия Некрасов описывает типичную судьбу крестьянки. Следующие четыре строфы рассказывают о её жизни: неряха-муж будет бить её, свекровь принуждать к чёрной и трудной работе, женщина лишится красоты и здоровья. Но не это самое страшное: она утратит девическую живость, потеряет интерес к жизни, которая будет подобна вечному сну, механическому повторению событий: «Будешь нянчить, работать и есть». Внутренние изменения личности отразятся на выражении лица. В бесполезной жизни бедняжки не оправдаются никакие надежды.

Последние две строфы – призыв смириться с судьбой, потому что крестьянка не может быть счастлива. В этом основная мысль стихотворения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано трёхстопным анапестом, песенным размером, что дало возможность положить слова на музыку, и стихотворение стало романсом. В песне только первые три строфы стихотворения и последние две, то есть жанровая сценка встречи красавицы с корнетом, который мчится к другой. Меняется основная мысль произведения, сужается до пословицы: «Не родись красивой, а родись счастливой».

В стихотворении чередуется женская и мужская рифма при постоянной перекрёстной рифмовке, которая только в последней строфе-выводе сбивается на смежную.

Тропы и образы

Всё стихотворение строится на контрасте воображаемой счастливой и более вероятной несчастной жизни. Контрастны и тропы, изображающие эту жизнь. Красота и молодость девушки описана эпитетами: алая лента, чёрные волосы, румянец смуглой щеки, лёгкий пушок, полукруглая бровь, лукавый глазок . Лента в волосах вьётся (метафора), волосы черны, как ночь (сравнение), взгляд полон зажигающих кровь чар (метафора), жизнь полна и легка (метафора). Сама красавица называется чернобровой дикаркой . В стихотворении очень важны глаголы, отражающие порывистость и живость девушки: вспыхнуло, бежишь, вьётся, пробивается, поживёшь, попразднуешь .

Совсем другие образы во второй части стихотворения. Несчастную жизнь описывают эпитеты: чёрная и трудная работа, непробудный сон, выраженье тупого терпенья, бессмысленный, вечный испуг, сырая могила, тяжёлый путь, тоскливая тревога . Под стать эпитетам глаголы, некоторые из них являются метафорами: перетянешь, бить, гнуть в три погибели (фразеологизм); отцветёшь, не успевши расцвесть (метафора); погрузишься в сон (метафора); будешь нянчить, работать и есть; схоронят; угасшую сил у (метафора); ничем не согретую грудь (метафора); не гляди, не спеши, заглуши, не нагнать .

Образ тройки центральный в стихотворении. Это символ проносящейся мимо жизни, над которой человек не властен. Он бессилен обмануть судьбу и не замечает, что смерть уже у порога. Ещё тройка – символ упущенной возможности.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова

«Тройка» Николай Некрасов

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу —
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни — появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…

Анализ стихотворения Некрасова «Тройка»

Русского поэта Николая Некрасова по праву считают певцом женской доли. В его творчестве можно найти множество произведений, посвященных русским женщинам – красавицам, умницам и отменным хозяйкам, которых, увы, не балует судьба.

Одним из таких рифмованных жизнеописаний нелегкой женской доли является стихотворение «Тройка», созданное потом в 1846 году. Следует отметить, что до отмены крепостного права на Руси оставалось еще без малого 15 лет. Поэтому русские женщины в селах находились на положении самых настоящих рабынь. Родившись в многодетной семье, они с самого детства были приучены к тяжелому крестьянскому труду. Однако многие из юных девушек не хотели мириться со своей незавидной участью и мечтали о сказочных принцах. Поэтому господская тройка с кучером и молодым барином вызывала у русских красавиц неподдельный интерес. Ведь в одном из таких экипажей может оказаться тот самый суженый, который влюбится в простую сельскую девушку и увезет ее с собой.

Однако с присущим Некрасову реализмом в стихотворении «Тройка» показана совсем иная картина, гнетущая и безрадостная . Поэт обращается одновременно ко всем молодым крестьянкам, вопрошая: «И зачем ты бежишь торопливо за промчавшейся тройкой вослед?». Автор знает ответ на этот вопрос, так как в русскую красавицу не трудно влюбиться. Ведь «взгляд один чернобровой дикарки» способен свести с ума и пылкого юношу, и убеленного сединами старика. «Будет жизнь и полна и легка», — отмечает поэт, но тут же сразу поправляет сам себя, утверждая, что большинству сельских девушек выпадет совсем иная доля. И пределом их мечтаний, в конце концов, окажется «неряха мужик», который не прочь выпить и всегда рад поучить свою жену уму-разуму при помощи кулаков. Так как после свадьбы на Руси молодожены обычно селились в доме супруга, то Некрасов предрекает девушкам весьма незавидную долю. Отныне им придется тащить на своих хрупких плечах огромное домашнее хозяйство, и при этом терпеть издевательства со стороны новых родственников, особенно свекрови, которая будет «в три погибели гнуть» невестку. Непростой крестьянский быт, который построен на ежедневном уходе за домашними животными, уборкой, приготовлением пищи, присмотром за детьми и работой в поле, со временем превратит вчерашнюю красавицу в безобразную старуху, на лице которое застыло «выраженье тупого терпенья и бессмысленный, вечны испуг». Век женщины на Руси короток, и вскоре ее ждет сырая могила, которой она отдаст свою «бесполезно угасшую силу и ничем не согретую грудь».

Предвидя подобное развитие событий, Некрасов просит сельских девушек смириться со своей незавидной участью и не мечтать о том, чему сбыться не суждено . «Не гляди ж ты с тоской на дорогу и за тройкой вослед не спеши», — увещевает автор сельских красавиц, заранее зная, что впереди их ждет лишь разочарование. Хотя бы потому, что нагнать белую тройку девушкам не удастся как в прямом, так и в переносном смысле. Ведь ее пассажиры – люди из другого мира, которым нет никакого дела до сельских красавиц, мечтающих о сытой, спокойной и счастливой жизни. Поэтому « к другой мчится вихрем корнет молодой», для которого повстречавшаяся на пути крестьянка является неотъемлемой частью русского пейзажа, унылого, обыденного и не вызывающего абсолютно никакого интереса.

Что же до мечтаний юных девушек, то это – единственное светлое пятнышко в их беспросветной крестьянской жизни. Однако поэт считает, что о нем нужно забыть как можно скорее, чтобы избавиться от «тоскливой в сердце тревоги», способной омрачить сельской красавице и без того нелегкую жизнь.

Что ты жадно глядишь на дорогу В стороне от веселых подруг? Знать, забило сердечко тревогу - Всё лицо твое вспыхнуло вдруг. И зачем ты бежишь торопливо За промчавшейся тройкой вослед? .. На тебя, подбоченясь красиво, Загляделся проезжий корнет. На тебя заглядеться не диво, Полюбить тебя всякий не прочь: Вьется алая лента игриво В волосах твоих; черных как ночь; Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается легкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. Взгляд один чернобровой дикарки, Полный чар, зажигающих кровь, Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. Поживешь и попразднуешь вволю, Будет жизнь и полна и легка... Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика. Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. От работы и черной и трудной Отцветешь, не успевши расцвесть, Погрузишься ты в сон непробудный, Будешь нянчить, работать и есть. И в лице твоем, полном движенья, Полном жизни, - появится вдруг Выраженье тупого терпенья И бессмысленный, вечный испуг. И схоронят в сырую могилу, Как пройдешь ты тяжелый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь. Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши! Не нагнать тебе бешеной тройки: Кони крепки, сыты и бойки, - И ямщик под хмельком, и к другой Мчится вихрем корнет молодой. . . .

Примечания

Печатается по Ст 1873, т. I, ч. 1, с. 26-28.

В собрание сочинений впервые включено: Ст 1856. Перепечатывалось в 1-й части всех последующих прижизненных изданий "Стихотворений".

Беловой автограф - ГБЛ (Солд. тетр., л. 30 об. - 32).

В Р. б-ке датировано: "1845"; в Ст 1879 - "1846". Последняя дата вероятнее (если исходить из даты первой публикации).

В "Современнике" имелось посвящение: "(И. И. Маслову)". Иван Ильич Маслов (1817-1891) - чиновник при коменданте Петропавловской крепости генерале И. Н. Скобелеве, приятель Белинского и Тургенева.

"Тройка" - первое стихотворение Некрасова, помещенное в реорганизованном "Современнике". Видимо, придавая "Тройке" особое значение, Некрасов открывал ею небольшой сборник своих стихотворений, вышедший незадолго до его смерти в 1877 г. (Р. б-ка).

17 января 1847 г. Н. П. Огарев писал Т. Н. Грановскому: ""Тройка" Некрасова - чудесная вещь. Я ее читал раз десять" (Огарев Н. П. Избранные социально-политические и философские произведения, т. 2. М., 1956, с. 395). В романе Чернышевского "Что делать?" (гл. 1) рассказывается о том, как Вера Павловна "села к фортепьяно и запела "Тройку" - тогда эта песня была только что положена на музыку...". Чернышевский, несомненно, имел в виду некрасовскую "Тройку" (пересказывается ее содержание: "девушка засмотрелась на офицера").

"Тройка" многократно положена на музыку (О. Бернард, 1852; Л И. Дюбюк, 1857; Н. Леонтьев, 1857; С. А. Зыбина, 1858; Н. Ф. Вителяро, 1859; И. В. Васильев, 1872; Ф. Н. Надененко, 1925; В. И. Волков, 1944; М. В. Коваль, 1944; Н. А. Иванов, 1952; А. Вельмет, 1961; Н. П. Губарьков, 1962). В песенниках - с конца 1850-х гг. (Песни Беранже, Некрасова... М., 1858; Полное собрание новейших русских песен. М., 1859). При жизни Некрасова "Тройка" (вместе со стихотворениями "Перед дождем", "На родине", "Буря" и "Свадьба") перепечатывалась также в сборнике "Беранже в переводе русских авторов, с прибавлением стихотворений Некрасова, Кольцова и других" (М., 1868; изд. 3-е. М.. 1874).

Пародии на "Тройку": Эраст Благонравов (В. Н. Алмазов). Журналистика. -М., 1851, No 19-20, с. 291-293; А<мосов> А. Пародия на стихотворение г. Некрасова "Тройка". - С, 1859, No 10, "Свисток", с. 537-539; К<озлов> А. Картежник ("Что так жадно глядишь на настойку..."). - Гудок, 1862, No 26, с. 207 и др.

Некрасов – поэт и гражданин, он умел «в лохмотьях нищеты живую душу видеть». В его выразительно сильных стихах громко раздаются могучие тоны надежды, веры в истину, добро и правду. Стихи Некрасова будят бодрость, стойкость, терпение, любовь, веру в истину, в чем несомненно заключается несокрушимый залог их вечного значения в нашем Отечестве.

Стихотворение «Тройка» написано Некрасовым в 1846 году. Чем характерен этот период жизни писателя? Этот год стал для Николая Алексеевича хлопотным. Совместно с И.И.Панаевым он ходатайствует об издании журнала «Современник», основанного А.С.Пушкиным. В этом же 1846 году, Некрасов публикует альманах «Петербургский сборник», в котором печатаются произведения о жизни бедноты, мелких и средних слоев общества. В альманах были включены произведения Даля, Белинского, Герцена, Достоевского.

Стихотворение «Тройка» — это лирическое размышление о судьбе молодой женщины-крестьянки. Специфика произведения состоит в том, что оно написано в форме обращения автора к главному персонажу. Обращение, как стилистическая фигура, выбранная Некрасовым для данного произведения, подчеркивает степень волнения автора, его возмущения столь несправедливым устройством общественной жизни страны, гражданином которой он является.

Стихотворение «Тройка» начинается с вопроса «Что ты жадно глядишь на дорогу…?» в адрес молодой красавицы-крестьянки, провожающей взглядом тройку с проезжим корнетом. Автор вопрошает у девушки, для чего она бежит вслед за этой тройкой? Но на этот риторический вопрос нет ответа.

Красочно, с милыми подробностями, описывает Некрасов облик деревенской красавицы. Он говорит, что на девушку невозможно не заглядеться, невозможно ее не полюбить. Черные, как ночь, волосы, алая лента, румяные щечки, лукавый взгляд девушки — всем хороша эта особа.

Далее поэт рассказывает о жизни, которой достойна такая красавица. Эта жизнь должна быть полной радости и легкой. Но нет! Лирический сюжет делает резкий поворот, и Некрасов переходит к описанию той жизни, которая на самом деле ожидает простую крепостную крестьянку, коей и является юная красавица. Девушку против ее воли отдадут замуж за неряшливого мужика, который, скорее всего, будет ее бить. Со временем она смирится со своей трудной долей, в глазах ее появится выражение тупого терпения и вечного испуга. Тяжелая доля крестьянской жены очень рано состарит ее и преждевременно сведет в могилу.

В конце стихотворения автор советует ей, пока еще юной и цветущей, не смотреть напрасно на дорогу и на проезжающие тройки, ибо тот праздник жизни, который символизируют седоки богатых экипажей, не для нее, простой крепостной крестьянки. Эта веселая, яркая жизнь доступна лишь вольным людям.

В последнем четверостишии Некрасов, словно бы закольцовывая сюжет, вновь возвращается к яркому образу тройки, проносящейся мимо деревенской девушки, подобно тому, как жизнь человеческая проносится одним коротким мгновением.

Главная мысль стихотворения «Тройка» заключается в том, что рабство, существующее в России того времени в форме крепостного права, несправедливо унижает простого русского человека, искусственно низводя закрепощенных людей до положения бессловесных существ, не имеющих возможности управлять своей судьбой.

Главная тема этого произведения – размышления о трагической судьбе русских крепостных женщин, лишенных права выбора своего жизненного пути, обреченных на жалкое существование и преждевременную смерть от невзгод крепостной жизни.

Проводя анализ стихотворения «Тройка», необходимо сказать, что его автор использовал перекрестную схему рифмовки. И только последнее четверостишие отличается от прочих смежной рифмовкой.

Стихотворный размер, выбранный Некрасовым для этого стихотворения, – трехстопный анапест. Такой размер придает произведению определенную мелодичность, напевность. И впоследствии на основе этого стихотворения был написан романс «Что ты жадно глядишь на дорогу…», который исполняют до сих пор.

В стихотворении «Тройка» Некрасов использует разного рода средства художественной выразительности. Описывая облик деревенской красавицы, он использует такие украшающие эпитеты, как «смуглая щека», «лукавый глазок», «чернобровая дикарка», а также сравнение «волосы черные, как ночь». Во второй части стихотворения преобладает печально-грустная тональность эпитетов: «тупое терпенье», «бессмысленный испуг», «сырая могила», «тоскливая тревога». Применил автор в стихотворении и метафоры: «черная работа», «бешеная тройка», «мчится вихрем».

Но основным средством художественной выразительности в данном стихотворении является обращение. Обращение к главному персонажу, крепостной девушке, звучит на всем протяжении стихотворения.

Используя образ тройки в этом стихотворении, Некрасов стремился показать мимолетность человеческой жизни, проносящейся порой подобно мгновению. Автор также хотел донести до читателя важную мысль о том, что при всей быстротечности бытия, многие люди, в силу их бесправного, рабского положения не могут полноценно распорядиться своей и без того недолгой жизнью. И эту несправедливость Некрасову удалось показать в стихотворении «Тройка».

В стихотворении мне понравился образ тройки, ставшей национальным символом русского духа, русского характера. С давних времен дорога вошла в жизнь русского человека. Образ дороги в сознании русского народа тесно сплетен с понятием жизненного пути. И некрасовская Русь всегда в дороге.



Поделиться