Современная образовательная среда в рф. «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации

Алла Носкова, основатель и генеральный директор Postupi.online, edumarket.ru, eduhh.ru, приняла участие в проектно-аналитической сессии приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС)». Она попыталась разобраться, что несет этот проект для бизнес-сообщества в большей степени: угрозы или возможности.

Что делает государство в edutech-сфере

Информация, которая появлялась в различных источниках, была противоречива и могла создать впечатление, что государство планирует жестко регламентировать отрасль онлайн-образования. Такая регламентация в итоге может привести к бессмысленности коммерческих инвестиций в эту отрасль. Только в ближайший год государство направит на реализацию этого проекта 1,2 млрд. руб.

В публичных документах этого проекта (современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации) упоминается о создании нормативно-правового обеспечения развития онлайн-обучения, создании системы оценки качества онлайн-курсов, создание государственных сервисов и интеграционных решений – ресурса «Одного окна».

Какие рамки у этого проекта

Прежде всего, проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации» (СЦОС) касается формального образования.

Исполнителем данного проекта является Департамент государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки России, а потому в ближайший год главный фокус проекта – высшее образование.

Нет никакой ясности со школьным, профессионально-техническим и дополнительным профессиональным образованием. Однако механизмы, опробованные на высшем образовании, далее могут быть использованы и на других уровнях формального образования.

Проект пока не затрагивает неформальное и информальное образование.

Для чего создается нормативно-правовое обеспечение развития онлайн-обучения

Главная цель – создание условий, когда онлайн-курс может быть зачтен в рамках программ высшего образования. При этом реализованы юридические и финансовые отношения между организациями, которые являются собственниками онлайн-курса, и образовательными организациями, использующими онлайн-курс в рамках своих образовательных программ.

Сейчас в этой области возникает множество барьеров, что мешает широкому внедрению практики встраивания онлайн-курсов в программы высшего образования.

Отработка нормативно-правового обеспечения позволит вузам и студентам легко формировать индивидуальные образовательные траектории, использовать онлайн-курсы с привлечением лучших преподавателей и передовых практик, что существенно повысит качество высшего образования, особенно в вузах «второго и третьего эшелона».

Благодаря такой нормативной базе, системе высшего образования смогут предложить свои онлайн-курсы и коммерческие сервисы, такие как Uniweb, Нетология, Stepik, GeekBrains и другие.

Безусловно, основанием для такой возможности будут соблюдение определенных стандартов качества. В этом смысле студенты получат возможность приобретать знания не только от лучших преподавателей, но и освоить навыки лучших практиков отраслей экономики.

В чем смысл создания системы оценки качества онлайн-курсов

Чтобы онлайн-курс можно было встроить в систему формального образования, необходимо, чтобы он соответствовал определенным критериям качества. Данные критерии пока не определены окончательно. Это, собственно, и есть часть проекта СЦОС. Очевидно, что они должны различаться для разных уровней образования.

Также до конца не определены механизмы оценки. Предполагается, что будет несколько уровней оценки. Оценивать онлайн-курс будут эксперты, сами слушатели, и, возможно, работодатели. Однако в ситуации высшего образования, когда онлайн-курс является лишь составляющим звеном образовательной программы, оценка работодателями затруднена.

Задача СЦОС построить такую систему оценки качества онлайн-курсов, которая не будет требовать значительных ресурсов на оценивание, при этом гарантировать качество курсов и возможности их развития.

Зачем нужен ресурс «Одного окна», какие у него функции

Вначале у разработчиков проекта СЦОС звучали такие аналогии, как booking.com, они называли ресурс «Одного окна» агрегатором и маркетплейсом, им также виделись страницы курсов на ресурсе «Одного окна», как маркетинговые описания и лендинги.

Складывалось впечатление, что государство хочет установить жесткий (а, возможно, и дорогой) вход на пути продаж онлайн-курсов, создать онлайн-магазин курсов, на полки которого смогут попасть только «избранные».

Однако, при работе в группе выяснилось, что речь идет вовсе не о присвоении государством себе права торговать качественными онлайн-курсами. Тут есть понятийные проблемы, когда бизнес-сообщество и разработчики проекта СЦОС по-разному понимают термины.

Какие же функции будет иметь ресурс «Одного окна»?

  • Чтобы создать базу для академической мобильности, построения индивидуальной образовательной траектории, повышения качества образования в целом, необходимо обеспечить возможности сравнения и выбора онлайн-курсов по разным критериям и показателям. Для этого должен быть создан реестр онлайн-курсов.
  • Каждый курс должен иметь стандартизированный набор атрибутов, позволяющий выбрать его по качеству, рейтингу, компетенциям, которые он формирует, статистике и так далее. Онлайн-курс должен иметь также минимальное описание, которое позволяет понять его суть.
  • Следующая функция ресурса «Одного окна» - накопление и хранение данных об онлайн-курсах и тех, кто их прошел, получил соответствующий сертификат. Как элемент государственных услуг ресурс «Одного окна» должен обеспечить надежность хранения такой информации, возможность ее использования вузами, работодателями и другими заинтересованными сторонами.
  • Данные о тех, кто прошел онлайн-курс, электронные документы о прохождении курса могут стыковаться и с другими государственными информационными системами, например, ГИС «Контингент». Ресурс «Одного окна» должен обеспечить возможности такой интеграции.
  • Важная роль ресурса «Одного окна» - идентификация пользователя, создание подсистем, кастомизированных интерфейсов для всех участников СЦОС под их цели и задачи. Пользователями такой системы будут вузы, LMS-системы, разработчики онлайн-курсов, студенты и слушатели, заказчики и так далее.
  • Предполагается, что образовательные сервисы, платформы, вузы смогут иметь единое учетное пространство. Пользователь-студент, имея универсальный идентификатор, сможет с ним авторизоваться как на ресурсе «Одного окна», так и в LMS-системе, где будет проходить онлайн-курс. Возможно, функция прокторинга также будет встроена в ресурс «Одного окна».

Будет ли нести ресурс «Одного окна» маркетинговую функцию?

Это не является целью этого ресурса, а скорее один из ее косвенных «выходов». Конечно, организации и коммерческие разработчики онлайн-курсов, которые получат статус партнеров, чьи онлайн-курсы будут встроены в систему формального образования, получат дополнительный толчок для развития своего бренда, стимулирования продаж.

Также они получат дополнительный источник денежных средств за счет сбыта своих образовательных продуктов в рамках СЦОС.

СЦОС и ресурс «Одного окна» будут иметь систему PR и продвижения. И в этом смысле, партнеры СЦОС получат усиление бренда и стимулирование продаж своих продуктов. Однако страницы онлайн-курсов ресурса «Одного окна» не будут являться классическими лендингами. Они будут содержать стандартизированную краткую информацию и направлять на подробное описание курса на ресурсе-источнике.

Планируется ли государственное финансирование создания онлайн-курсов

Такое финансирование пока не планируется. Предполагается, что проект СЦОС создает условия для повышения заинтересованности вузов и бизнес-сообщества в создании онлайн-курсов, стимулирует в целом рынок онлайн-образования.

Что в итоге получит рынок онлайн-образования в России

Современная цифровая образовательная среда в РФ создает потрясающие возможности для всех участников рынка онлайн-образования, в том числе и для коммерческих платформ, которые создают онлайн-курсы. Они смогут создавать онлайн-курсы, которые в случае соответствия критериям качества СЦОС смогут быть встроены в программы высшего образования и другие программы формального образования.

Это должно стимулировать разработчиков на создание востребованных системой образования онлайн-курсов. Авторы проекта СЦОС планируют, что в 2025 году 11 млн. человек в России пройдут онлайн-курсы, размещенные на ресурсе «Одного окна».


Приоритетный проект

г. Москва
ПРОТОКОЛ №1
Проектно-аналитическая сессия

рабочих групп проекта и приглашенных экспертов
Модератор: Тимонин В.С., администратор приоритетного проекта
В работе проектно-аналитической сессии приняли участие 107 членов рабочих групп проекта и приглашенных экспертов.
Члены рабочих групп проекта




Фамилия

Имя

Отчество

Организация

1

Архипов

Олег

Дмитриевич

ФГБОУ ВО «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

2

Бабанская

Олеся

Мирославовна



3

Барбашина

Оксана

Владимировна



4

Белага

Виктория

Владимировна



5

Беленко

Владимир

Алексеевич

Белгородский государственный национальный исследовательский университет

6

Богданова

Диана

Александровна

Федеральный исследовательский центр

7

Ватбольская

Елена

Юрьевна



8

Ганат

Светлана

Александровна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

9

Гирин

Максим

Юрьевич

Университет в кармане

10

Дмитриевская

Наталия

Алексеевна

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

11

Ечевская

Ольга

Геннадьевна



12

Захарова

Ульяна

Сергеевна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

13

Зобнина

Маргарита

Ренатовна

Фонда развития интернет-инициатив

14

Калмыкова

Светлана

Владимировна

Центр электронных образовательных ресурсов и дистанционных технологий ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный политехнический университет имени Петра Великого»

15

Качанов

Олег

Юрьевич

Минкомсвязи России

16

Киясов

Нурлан

Муратович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»

17

Климов

Валентин

Вячеславович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

18

Комаров

Михаил

Михайлович



19

Конюхов

Игорь

Юрьевич

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

20

Кочнев

Павел

Олегович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

21

Кудинов

Илья

Викторович

Совет ректоров вузов Республики Башкортостан

22

Кулик

Евгения

Юрьевна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

23

Кушнир

Михаил

Эдуардович

НП «Лига образования»

24

Лебедев

Сергей

Аркадьевич

ФГБОУ ВО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»

25

Линьков

Юрий

Валерьевич

Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации

26

Лямин

Андрей

Владимирович

ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» (НИУ ИТМО)

27

Максимов

Александр

Васильевич

Омский государственный университет

28

Мальцева

Светлана

Валентиновна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет - Высшая школа экономики»

29

Мамойленко

Сергей

Николаевич

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет телекоммуникаций и информатики»

30

Мещеряков

Виталий

Александрович

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия

31

Можаева

Галина

Васильевна

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

32

Молчанов

Александр

Сергеевич

Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

33

Насрутдинов

Марат

Фаритович



34

Носкова

Алла

Анатольевна

Edumarket.Ru, Поступи Онлайн, HeadHunter Образование

35

Ольчак

Андрей

Станиславович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

36

Панебратцев

Юрий

Анатольевич

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

37

Пролетарский

Андрей

Викторович

ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н.Э. Баумана»

38

Пустовой

Тарас

Викторович

Центр инновационных образовательных технологий ФГАОУ ВО «Московский физико-технический институт

39

Рудых

Екатерина

Сергеевна

АНО «Института развития интернета (ИРИ)»

40

Саблина

Светлана

Геннадьевна

ФГАОУ ВО «Новосибирский государственный университет»

41

Савицкий

Кирилл

Леонидович

Электронная школа "Знаника"

42

Сомов

Яков

Михайлович

Просветительский проект «Лекториум»

43

Тимкин

Сергей

Леонидович

НО «Омский региональный электронный университет»

44

Тимонин

Владимир

Сергеевич

Минобрнауки РФ

45

Третьяков

Василий

Сергеевич

ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»

46

Улыбин

Дмитрий

Львович

Минкомсвязи России

47

Усанова

Ольга

Юрьевна

Инновационный центр «ANMICO»

48

Фещенко

Артем

Викторович

ФГАУ ВО «Национальный исследовательский Томский государственный университет»

49

Филатова

Лина

Михайловна

ФГБОУ ВО Омский ГАУ

50

Хасьянов

Айрат

Фаридович

ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

51

Цветков

Игорь

Владимирович

ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ»

52

Шамец

Сергей

Порфирьевич

Омский государственный технический университет

53

Шамшович

Валентина

Федоровна

ФГБОУ ВО «Уфимский государственный нефтяной технический университет»

54

Швиндт

Антоний

Николаевич

АНО «Института развития интернета»

55

Шередин

Роман

Валериевич

Россвязь

56

Яшин

Егор

Александрович

Башкирский государственный педагогический университет им. М.Акмуллы

М.Курников ― Добрый вечер, 20:04 в Москве, у микрофона Максим Курников, обычно в это время у нас выходит программа «Блог-аут», но Майкл Наки в командировке, и мы сегодня вместо того, чтобы слушать «Блог-аут» поговорим о современной цифровой образовательной среде в России. У нас в гостях Марина Боровская, доктор экономических наук, профессор, заместитель министра науки и высшего образования РФ. Добрый вечер.

М.Боровская ― Добрый вечер.

М.Курников ― Давайте сразу поймем, что сегодня, в принципе, мы понимаем под цифровой средой и онлайн-образованием, на уровне высшей школы?

М.Боровская ― Мы понимаем создание неких платформ, возможность для педагогов, преподавателей, профессоров, людей, занимающихся наукой вывести в цифровой формат свои курсы, знания, выстроить систему, по которой студент, обучающийся, аспирант может эти знания дополнить, улучшить, над этой системой мы работаем очень много лет, мир становится цифровым, активно цифровым. И это заставляет и систему высшей школы тоже работать над созданием новых продуктов, которые повышают контакты, улучшают скорость и качество обработки информации, позволяют в короткий период давать больше знаний, подкреплять это литературными ссылками, источниками, научными ссылками. Так что это вот расширяет.

М.Курников ― Когда мы говорим о роли министерства образования, вы здесь просто смотрите и помогаете вузам, которые это делают? Или вы сами создаете такие платформы?

М.Боровская ― Задача министерства – создавать инструменты. И, наверное, даже на первом этапе поддерживать государственными средствами подобного рода платформы. Поэтому появляются периодически разного рода проекты, создание цифровой среды, разработка разного рода онлайн-курсов, программ, платформ, сегодня такие онлайн платформы появляются активно. В частности, целый ряд таких платформ как современная образовательная среда сегодня является предметом обсуждения в научно-педагогическом сообществе.

Поэтому задача наша не просто создать инструмент, а за счет апробации, пилотной апробации провести мероприятия внедренческие, чтобы профессорско-преподавательский состав, главное – сами обучающиеся почувствовали эффективность от подобного рода инструментов, от подобного рода мероприятий.

М.Курников ― Опять же, я просто пытаюсь понять. Что такое онлайн-образование? Это просто такой способ дистанционного получения знаний. Или есть какие-то отличия от того, что мы раньше называли дистанционным образованием?

М.Боровская ― Вы знаете, это – очень такая серьезная тема в смысле понимания. Вообще это – технология, технология передачи знаний, одна из форм, которая позволяет передать больший объем знаний в короткий период и проверить при помощи тестов, разовых заданий в более короткий оперативный период, насколько достигнут результат у обучающегося.

М.Курников ― Я тогда не понимаю, зачем министерству образования этим заниматься. Ну какой-то преподаватель захотел, например, свою лекцию записать, он выложил свою лекцию – вот, пожалуйста, онлайн-образование. Или нет?

М.Боровская ― Государство – регулятор, государство регулирует систему. И если государство сегодня видит для себя новый этап развития, новую веху в цифровой экономике, задача государства – создать инструменты, методы и технологии, по которым не просто все институты, органы власти, государственные структуры и, собственно, сами университеты, если говорить об образовательных учреждениях, они освоят это. То есть, свои инфраструктуры насытят цифровой экономикой, выстроят цифровую среду.

И вторая задача государства – обучить население, лично каждого использовать эти цифровые площадки, цифровые среды, систему персональных кабинетов, доступы к электронным платежам, разного рода электронным ресурсам, созданным в системе. Это – функция и задача государства. И дальше, когда регулирование в этой части восстановлено, сначала – нормативно правовое. Затем – экономическое, финансовое, социальное регулирование, когда все эти инструменты уже, так сказать, введены в действие, тогда система начинает жить самостоятельной жизнью.

Вот сейчас мы подошли к этапу, когда мир цифровой платформы, мир онлайн-обучения выходит на попытку самостоятельной жизни. То есть, сейчас интерес к онлайн-обучению стал резко возрастать, целый ряд национальных проектов – цифровая экономика, нацпроект «Наука, «Образование» подтолкнул нас к этому. И сегодня мы понимаем, что стоит на пороге вот таких новых решений, которые уже по сути из государственной институциональной структуры выходят в реальную жизнь.

М.Курников ― Я, кстати, напомню, что наши слушатели могут задавать вопросы. Номер для смс - +7-985-970-45-45, в следующей части я обязательно к ним перейду. Как раз из того, что вы сказали, у меня есть несколько подвопросов.

Во-первых, жизнь заставляет, мир меняется. Мы, когда говорим об этой системе онлайн-обучения, которую вы сейчас внедряете в России. Мы ориентируемся на какие-то образцы уже готовые, мы изобретаем свой велосипед? Если ориентируемся, то на кого? Кто в этой среде – лидер, кто уже набил какие-то шишки, может быть?

М.Боровская ― Ну, процесс погружения в такую попытку среды начался не сегодня. Первый опыт – 2005 год, когда был первый нацпроект «Образование» и шла модернизация первой системы, появились первые федеральные университеты, появились новые цифровые решения, стали создаваться цифровые кампусы. Затем эта система активно развивалась. Мы всегда в контакте с миром, мы всегда в контакте с ведущими университетами мира, этот контакт никогда не прерывался. И в образовательной системе, в мире науки контакты эти достаточно длинные и долгие, мы заинтересованы в этом.

В мире науки очень много проектов сегодня происходит за счет виртуальных контактов, когда ты можешь передать свой материал, свою пробу, свой эксперимент, который проведут для тебя на реальном оборудовании уже те, собственно, участники, кто этим оборудованием обладает, это – система центров коллективного пользования. Эта система работает сегодня. Онлайн-платформы – это такие же центры пользования, куда вгружают набор курсов, и ты этими курсами можешь воспользоваться.

Сейчас речь идет уже о следующем этапе загрузки, перезагрузки, когда мы хотим научить пользоваться этими курсами всех, кто еще не почувствовал интерес, важность, эффективность подобных решений. Создание онлайн-индустрии, онлайн-платформы, онлайн-инфраструктуры – это процесс, сложный для двух сторон. Сложный для преподавателя, потому что на первый взгляд кажется, что написал курс и свободно спи, отдыхай, когда у тебя кто-то придет его читать и использовать. На самом деле, это – тяжелый виртуальный труд, который нужно все время поддерживать.

Второй момент: информации стало много, создание цифровых технологий привело к тому, что огромный объем информации создает заблуждение, что это – знание. Это – не знание. Мир информационный сегодня требует верификации знания. И здесь необходимы педагоги, преподаватели, люди, которые эту верификацию знаний осуществляют. То есть, нам пришлось поменять методики преподавания, нам пришлось учить не расширению базы знаний, а верификации этих знаний.

М.Курников ― Из того, что получено, тестирование и все прочее, да. Но к тому, как это устроено, мы еще обязательно подробнее подойдем, у меня тут скорее более философские пока вопросы. А как вузы на это реагируют, все ли вузы говорят: «Отлично, это то, что нужно»? Или есть такие, которые спрашивает почему, зачем, они же учат лично, что это лучше… Вузы вас понимают?

М.Боровская ― Знаете, мы сегодня, наверное, больше имеем сторонников, которые говорят, что понимают, но на самом деле не до конца погружены. Этап, когда все отвергали и массово отказывались – это мы уже миновали. Сегодня мы имеем больше людей, которые надеются, что это все будет хорошо, что все будет внедряться. И они тоже пытаются создавать какие-то онлайн-истории.

На самом деле, пока больше мимикрируют под эту историю. И вот это – важный момент, наступил период, когда преподаватель каждый просто персонально должен понять, если он хочет оставаться в профессии. Для него важно сегодня войти в эту систему. Причем войти не всегда создателем, а больше пользователем тех онлайн-курсов и онлайн проектов, которые предлагаются ему.

И если этот преподаватель сегодня на себе проверит, как эти онлайн-истории работают, как знания эти собраны и накоплены, и себя потестирует, насколько он соответствует этим требованиям, он в этой профессии закрепится. Сейчас наступило то самое время, когда это сделать важно, актуально. И просто мимикрировать в ожидании, что все пройдет мимо, уже не получится.

М.Курников ― То есть, есть часть вузов или педагогов, которые говорят: «Ну, ладно, они придумали модную штуку, сейчас мы перетерпим, сделаем вид, что все делаем», а на самом деле не проникаются идеей?

М.Боровская ― Да, уже это время миновало. Сегодня, мне кажется, все больше и больше коллег наших, преподавателей, профессоров понимает, что успех их профессии заключается именно в овладении новыми технологиями.

М.Курников ― Есть ли какие-то вузы, которые вы можете назвать лидерами в таком онлайн-обучении?

М.Боровская ― Да, только что состоялся, например, у нас как раз… Подводили итоги по проекту топ-100, мы заслуживали вузы ведущие. И там каждый из них продемонстрировал совершенно блестящие достижения в этой части, созданные онлайн-курсы, проекты, систему обучения. То есть, умение использовать эти технологии в обучении, в организации научных исследований, что тоже важно.

И сегодня мы были в МИСиСе, открывали там очередную проектную сессию по предметный рейтингам Times Education, и тоже наблюдали, насколько эти онлайн-технологии, онлайн-платформы сегодня активно внедряются в такой вот оборот. Поэтому вузов, которые в этом участвуют, много. Я могу назвать федеральные университеты, их 10, очень активны. Национально-исследовательский. Буквально две недели назад у нас закончилась тоже очередная подведение итогов по подведению опорных университетов, региональные университеты, их 33 сегодня в этом проекте участвует. И вы знаете, они тоже очень хороши, они стали понимать, что в сетевых программах, в сетевых проектах – решение многих задач.

Они могут сегодня за счет сетевого партнерства с ведущими университетами многие свои задачи оптимизировать и выстроить систему оптимального обучения. Они тоже активно встраиваются.

М.Курников ― Какую сверхзадачу вы себе ставите? Чтобы онлайн-обучение заменило классическое вузовское хождение на пары или нет?

М.Боровская ― Нет. Дело в том, что это – одна из технологий, одна из форм обучения. Мы можем сказать, и мы видим это на целом ряде примеров и проектов, что визуальные проекты, визуальные практики, они расширяют формы запоминания, технологии освоения. Мы видим по остаточным знаниям, молодые люди, которые за счет программы визуализации изучали, например, Байкал, они имели возможность на этих картинках пройтись по берегу Байкала, посмотреть глубину вод, степень залегания пород, изучить всю природу, которая находится в окружении.

И после определенной проверки, замеров, когда пытались оценить их остаточные знания, оказалось, что оценка знаний у такого рода освоения материала повышается до 90-92%.

М.Курников ― Визуализацию можно сделать и на лекции, если преподаватель заморочится, он может это сделать. Тем не менее, смотрите. В Высшей школе экономики, если правильно помню, большую часть лекций перевести в онлайн-режим, потому что студенты часто не ходят. А вот онлайн-режим будет замечательно. Вот вы к таким заявлениям как относитесь и насколько это – будущее нашего образования?

М.Боровская ― В системе образования все хорошо в меру, у нас есть система проверки, опять же, тех же самых остаточных знаний, по которой мы видим, как и кому в индивидуальной траектории какой продукт пошел на пользу. Иногда человеку желательно прочитать самому и использование его зрительного контакта улучшает восприятие. Другому нужно прорешать самому, третьему нужно услышать, четвертому надо обязательно попробовать и проверить, как это работает на практике.

Все механизмы и инструменты обучения, которые сегодня созданы, они все хорошо работают. Мы знаем, что совмещение умелое практик, лекций, семинаров, грамотного профессора живого реального и ведущего мирового лидера, который готов показать тебе основные акценты предмета, то есть, сферу, в которую ты погружаешься, это – достаточно важное сочетание.

Задача университетов – найти эту модель сочетания. Главное – правильно отрегулировать. И здесь центр ответственности, степень ответственности переносится на самого обучающегося. И он должен подобрать для себя ту технологию, которая ему подходит в большей степени.

М.Курников ― То есть студент в идеале, приходя в вуз, будет говорить: «Так, вот это я изучаю, хожу на лекции, возьму онлайн-курс» и так далее?

М.Боровская ― Да, конечно. Сегодня эта возможность существует.

М.Курников ― Юридически это возможно?

М.Боровская ― Конечно. В Законе «Об образовании» возможность формировать индивидуальную траекторию есть сегодня у каждого молодого человека, который может собрать себе определенную линейку из тех курсов, которые он будет брать в режиме реального времени, которые он возьмет в режиме онлайн-обучения, которые он перенесет из одного семестра в другой. Кредитно-модульная система, о которой мы говорим, она работает. Но она должна эффективно работать. И все основания и права у молодых людей, обучающихся в университетах Российской Федерации, все сегодня имеются.

М.Курников ― Я заканчивал вуз почти несколько десятков лет назад… Я себе представить этого не могу. Ну, может быть, это действительно так работает, но я не представляю, что студент придет к своему декану и скажет: «Мне не совсем нравится, я по каким-то причинам не могу посещать курс лекций, но я нашел онлайн-курс в таком-то университете», и ему не имеют права отказать?

М.Боровская ― Ну, немножко как бы… Дополню как. Есть кредитно-модульная система: если ты выбрал курс инженеринга или обучаешься на какой-то инженерной программе, но ты получаешь, что твоя страта… То есть, ты видишь себя в малом и среднем бизнесе, и тебе хочется организовать собственный бизнес, старт-ап компанию и так далее. Тогда ты понимаешь, что тебе необходимо добрать вот эти курсы по выбору, право, экономику, инвест-проектирование, ведение предпринимательства. И эти модули тебе необходимы для выстраивания собственной траектории.

Сегодня процентов… выскажу высокие ожидания, но могу сказать, что в ведущих вузах страны 8-10% молодых людей, они сегодня пытаются моделировать именно свою историю таким образом. Конечно, для этого нужны тьюторы и наставники, вот эта система менторства, которая создается. Если молодой человек планирует свою карьеру выстроить в научном плане, и остаться в науке, ему больше необходима философия науки, научных знаний, методов научных исследований, поэтому он способен эти модули добрать именно за счет усиления этой составляющей. Как молодому человеку с первого-второго курса определиться, куда он хочет пойти – такой вопрос тоже допускаю.

Для этого он использует систему тьюторов, менторов, научных семинаров практических, выходов к компаниям, корпорациям, которые являются партнерами университетов. Такой опыт сегодня у ведущих университетов действует однозначно. И здесь я могу совершенно спокойно об этом сказать, около 30 вузов точно, которые живут по этой модели. Я сегодня полагаю, что вузов 30 тоже понимают, что вот оно – реальное будущее, для них даже реальное настоящее. Но процент молодых людей, которые решаются на такого рода индивидуальные трюки, тоже не очень пока высок.

Есть определенный страх. Может быть даже, персонификация ответственности она немножко беспокоит.

М.Курников ― Понятно, что тут какая-то сверхмотивация должна быть, чтобы сломать привычные стереотипы, потому что мы как привыкли: ты ходишь на лекции, ходишь на семинары, потом получаешь диплом, пишешь курсовые. А тут тебе нужно самому проявлять инициативу.

Правильно ли я понимаю, что вы мотивируете вузы в том числе, чтобы они подталкивали студентов к тому, чтобы они выбирали какие-то онлайн-курсы? Или нет? Или такой задачи не стоит?

М.Боровская ― Мы сегодня хотим, чтобы эти новые технологии, они появились в вузовском сообществе. Я сама обучалась на направлении «политическая экономия». И тогда вся страна политэкономии обучалась по учебнику Румянцева. Это – не онлайн, но, тем не менее, стандартный учебник, по которому мы все осваивали свои знания.

Преподаватели по-разному доносили его до студентов, выстраивались разные технологии обучения, разные методы, где-то лекциями, где-то семинарами, где то методом индивидуальных траекторий. Самое главное, что это никого не пугало, что один учебник – и подумайте, какое многообразие научных школ, которое складывалось в результате такого освоения этого знания. Поэтому сегодня онлайн-курсы – это тоже одна из технологий и моделей, которая позволяет получить доступ к лучшим практикам. Вот в этом самое главное, мне кажется. Получить доступ к лучшим практикам, где тебе ученый, специалист, который знает, как работает это оборудование и все его возможности, покажет за счет виртуального доступа, как можно воспользоваться режимом этого оборудования.

Оборудование дорогое, высокоточное, нужно, чтобы первые навыки сложились именно так. И после этого складывается вхождение в профессию. Поэтому сегодня преподаватели заинтересованы в том, чтобы этот метод постепенного погружения происходил через лучшие практики. Потому что иногда, показав неудачный пример, неудачную практику на некачественных макетах можно просто отбить этот интерес.

Мне кажется, что в этом тоже успех онлайн-обучения, здесь можно погрузиться, можно почувствовать, так сказать, реальную близость к мировым именам, к мировым звездам, к людям, которые имеют признание в мире или в стране по конкретным курсам и практикам.

М.Курников ― Если говорить о целях и задачах, опять, с тем, что есть сейчас. Можно ли сегодня отучиться и получить диплом благодаря онлайн-обучению? Или нет?

М.Боровская ― Во-первых, это возможно сделать. И мы знаем целый ряд мировых и российских платформ, которые в завершении курса предполагают сертификацию, в частности, возвращаясь к проекту «Современная цифровая среда», здесь я тоже хочу сказать, что в конце каждого курса предполагается соответствующая сертификация.

Молодой человек, прошедший такой онлайн-курс, может обратиться за сертификацией, то есть, сдачей своего зачета или экзамена в рамках своей учебной программы, то есть, он прошел на этой платформе этот курс, посмотрел, провел все этапы этого курса, провел все тестовые задания, которые там даются по этапам. А на свою финальную сертификацию он возвращается в свой университет и сдает экзамены.

Также он может воспользоваться платформой, получение сертифаката и доступ – он платный. Но молодой человек обучается на бюджете, он уже считает, что у него все сложилось, что он имеет доступ. И тут он только расширяет свои возможности, он получил этот курс у лучшего лектора, который сегодня является лучшим специалистом в стране по какому-нибудь конкретному вопросу.

Поэтому вот сегодня у нас как раз речь идет о создании механизмов и вот этих инструментов, которые позволят молодым людям чисто сетевые программы, получать доступ к этому онлайн-ресурсу и с полной сертификацией. Конечно, возникает вопрос, что будут делать те преподаватели, которые остаются в тех университетах, которые приняты на контракт для обеспечения этих курсов.

М.Курников ― Те, которые должны были учить студентов, которые теперь будут учиться в онлайн-режиме?

М.Боровская ― Да. И поэтому это – та проблема, о которой я вам говорила. То есть, сегодня каждому преподавателю в своей профессии важно постараться найти ту нишу, которая станет его профессиональной нишей. Ментора, тьютора, человека, сопровождающего молодых людей в области научных исследований, в области организации практик выработки навыков. Потому что сегодня нашим молодым людям, это – следующий этап, который мы сегодня не обсуждаем, тема немножко другая. Но дальше идут реальные практически навыки, которые необходимо. Мало научиться из виртуальных доступов брать пробы пипетками или делать какие-то эксперименты за счет виртуальных доступов, нужно еще научиться еще делать это реально на практике. И вот это – задача тех университетов, которые готовы и восприимчивы к этим новым технологиям. И расширяют возможности для своих студентов.

М.Курников ― Я вот, слушая то, что вы говорите, больше всего забеспокоился за региональные вузы, которые в этой ситуации могут остаться без тех, кто непосредственно ходит у них на занятия. Но об этом мы поговорим уже после новостей. Я напомню только, что у нас в гостях Марина Боровская, заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации.

М.Курников ― Мы продолжаем нашу программу. Я напомню, что в гостях у нас заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская. И мы говорим об онлайн-образовании, про то, как сейчас внедряется, чем нам грозит. И я сказал, например, что я переживаю за региональные вузы, которые в такой системе, если вдруг все начнут увлекаться онлайн-образованием и будут проходить в лучших вузах онлайн-курсы, что тогда будут делать преподаватели, которые остаются в этих вузах. И не обесценит ли это вообще профессию преподавателя вуза, если это не какой-то лучший в России вуз?

М.Боровская ― Максим, вы знаете, у нас сегодня в системе высшей школы обучается 4,2 млн примерно молодых людей. И, безусловно, каждый из них имеет свои ожидания от этого процесса. У каждого из них интересом является по возможности интерес качественного образования, но образование – процесс двухсторонний. Один дает знание, другой – получает. Система наполнения для молодых людей этими знаниями является важной частью процесса обучения, поэтому от того, где и как получать свои знания, каждый выбирает сам.

Наверное, поток всех желающих, собственно, вместить московские и питерские вузы сегодня молодых людей не в состоянии, это во-первых. Во-вторых, региональные вузы, надо отдать должное, сегодня по своей большей части достаточно активны.

Преподаватели региональных вузов тоже достаточно активны в этом, это – их рабочие места, это их профессиональное сообщество. Поэтому когда мы видим активность региональных педагогов, профессоров, преподавателей, которые активно посещают и онлайн-проекты, онлайн-конференции, которые участвуют на разного рода платформах, когда наступает обмен этими ресурсами, они тоже пытаются для себя овладеть этими технологиями.

Поэтому вопрос профессиональному сообществу о том, кто из них окажется первым в этой гонке, он пока остается открытым.

М.Курников ― Мы сейчас говорим о конкретной платформе, которой вы занимаетесь, которую вы делаете. Во-первых, объясните мне, почему нужно было создавать эту платформу, если каждый вуз может сделать это самостоятельно и проявить свою индивидуальность и так далее?

М.Боровская ― Во-первых, таких платформ у нас много, надо отдать должное. Задача сегодня – такой интерфейс единый выстроить, чтобы вот эти вот курсы, которые там находятся, были видимы и востребованы всем сообществом. И поэтому вузы сами, собственно, пришли к этой самой необходимости. Изначально министерство выступило регулятором, поддержав те зачатки современной цифровой среды, которые в разных образовательных организациях накапливались.

Сегодня, когда таких платформ появилось много, возникла потребность их интегрировать. И стали выделяться те платформы, которые собрали качественный ресурс. Вот мы какое-то время назад обсуждали эту тему с журналами, когда в журнале появляются только высококачественные публикации, и когда редакторская служба, экспертное сообщество следит за высоким уровнем публикаций, то интерес к журналу растет и не падает. Мы знаем такие мировые лидеры в науке, которые сохраняют свои имена годами.

То же самое с цифровыми платформами. Когда эти платформы содержат качественный ресурс, а он оценивается целом группой экспертного сообщества, когда мы видим, сколько запросов пришло на тот или иной онлайн-курс, сколько молодых людей… Мы даже сегодня рассчитали уже точку безубыточности, в которой этот онлайн-курс становится эффективным. Если больше 17 пользователей к нему обратилось…

М.Курников ― Смотрите, давайте тогда о конкретных вещах. Вот, допустим, мне 18 лет, я закончил школу. Я, может быть, даже поступил в какой-то вуз. Как я могу пройти эти онлайн-курсы и что мне для этого нужно? Мне нужно зарегистрироваться где-то, мне нужно зайти на какой-то сайт? И, самое главное, если я в какой-то момент захочу бросить, чем мне это грозит?

М.Боровская ― Во-первых, там имеется первый уровень доступа, который позволяет просто войти и посмотреть, какие курсы предложены.

М.Курников ― Каждому? Неважно, есть у тебя высшее образование, нет образования, тебе 15 лет, 17…

М.Боровская ― Для физических лиц – это использование для каждого. Мы пытаемся включить, и вот коллеги сейчас над этим активно работают, они пытаются включить сюда через соглашения университеты, потому что университетам важно получить доступ для своих студентов к этой платформе, обеспечить этот доступ. И поэтому университетские коллективы сейчас вступают в соглашения.

М.Курников ― Таким образом, все студенты будут информированы и заранее зарегистрированы?

М.Боровская ― Да.

М.Курников ― Хорошо. Вот, допустим, я зашел и посмотрел. Я не учил никогда, не знаю, астрофизику, но я хочу. Что-то мне мешает, какой-то будет мне барьер вступительный, чтобы я мог прослушать какой-то курс по условной астрофизике?

М.Боровская ― Нет.

М.Курников ― То есть, я просто беру и слушаю? Это бесплатно?

М.Боровская ― Да.

М.Курников ― То есть, по сути, там набор лекций на любые темы университетского уровня бесплатно? Это выглядит как просто набор лекций или я должен проходить после каждой лекции, чтобы получить доступ к следующей, какие-то тесты и что-то в таком духе?

М.Боровская ― Вот, наверное, хороший вопрос и важный. Это – не система Ютуба, это важно, потому что там ты подключился и посмотрел, лекция за минуту, нашел себе развлекательный, научно-популярный канал. Это – система обучения, система, которая позволяет… Ты можешь бросить на любом этапе, можешь пройти первую-вторую лекцию, можешь посмотреть с периодичностью. Но главное – не это.

Это – система обучения, то есть, существует учебно-методическая логика, которая заложена.

М.Курников ― Это еще и список литературы, которой мне нужно прочитать, тесты?

М.Боровская ― Это – учебный курс, который позволяет по гиперссылкам перейти от одного источника к другому, посмотреть, как работает какая-то конструкция. Как работает какой-то прибор. Как можно провести опыт за счет виртуальных предложенных описаний. Причем курсы совершенно разные. Какие-то курсы с большей визуализацией, где показываются конкретные экспонаты или конкретные приборы. Какие-то курсы – с меньшей визуализацией, с большим начитыванием и эмоциональным рассказом, особенно, когда речь идет о мировых именах, о людях, которые известны, популярны.

Но это – не Ютуб, это – учебное серьезное занятие, которое требует погружения, максимального обучения и высокой самоотдачи, персональной ответственности, что, собственно, наверное и волнует.

М.Курников ― Есть ли какие-то временные привязки для тех, кто решил учиться по онлайн-обучению? То есть, каждое утро в восемь утра. Или каждый день в восемь часов вечера человек должен садиться к компьютеру. Или он может в любое время дня и ночи?

М.Боровская ― Есть и такие, когда речь идет о каких-то контактах. Например, ты можешь поговорить с носителем языка. И тогда у тебя будет назначен определенный временной цикл, когда ты к этому носителю подключаешься.

А есть курсы, когда ты включаешь сам в необходимое время. Но смысл немножко не в этом. У тебя курс, допустим, на 15 лекций, и освоить ты их должен за 30 дней максимум, допустим. И на 30 день у тебя закончится доступ к этому курсу, тебе придется погружаться по новой.

Причем в наших платформах таких ограничений пока нет, но мы все больше сходимся на том, что нельзя оставлять постоянно висящие циклы, потому что библиотека участников расширяется, их много, курсы все открытыми выглядят, но не освоенными до конца.

Вот что сегодня не позволяет сказать, что сейчас мы все перейдем в онлайн-обучение, потому что, когда ты погружаешься в конкретный курс, проходишь его, обращаешься за консультацией, к тьюторам, ты потом идешь к своему педагогу на курсе, у которого ты обучаешься. Тебе важно поговорить, проконтактировать про конкретный предмет. На реальной лекции, на живой, на реальном семинаре у тебя появляется возможность переспросить, уточнить. Сегодня в онлайн-продуктах активно мы эту опцию пытаемся добавить, она тоже начинает работать, появляются менторы…

М.Курников ― Университету придется держать какой-то штат людей, которые будут отвечать на вопросы.

М.Боровская ― Не штат, это все – задача лектора и того сообщества, которое он основал. Это – профессор…

М.Курников ― А затем на почту придут вопросы, он на них ответит.

М.Боровская ― И сегодня мы чаще и чаще видим, что эти ответы в ночное время, то есть, он этот курс как блог ведет.

М.Курников ― Слушайте, а лектор за это получает отдельную зарплату, отдельные деньги?

М.Боровская ― Нет. Смотрите, тоже важно. Кстати, коллеги тоже обсуждают с нами. Я, как представитель общественной власти, министерства, они обсуждают с нами эту тему. То есть, ты заинтересован, чтобы на твоем блоге, онлайн-курсе было много подписчиков, тогда ты в постоянном контакте находишься. И наличие их 17, безубыточности, а дальше их может быть сколько угодно. То есть, тем выше качество этого ресурса, тем больше людей подключается к этому продукту, тем больше людей видят, что это – хорошая трансляция, качественная подача и хороший материал, и легко усваивается. И ты сложные вещи при помощи именно этого специалиста освоил легко и доступно. Это – важный момент.

М.Курников ― Надо же поощрять за это специалиста.

М.Боровская ― Ну, вот это количество подписчиков, как у нас…

М.Курников ― Это, как говорится, социальное поглаживание, как говорится.

М.Боровская ― Он работает. Это – его работа, его профессиональное. У него от этого складываются вот эти его кредиты, у нас же кредитно-модульная система.

М.Курников ― То есть, больше людей к нему хотят попасть.

М.Боровская ― Конечно. А кредиты трансформируются в деньги.

М.Курников ― А, вот это важно. Давайте я еще раз напомню, потому что у нас вопросы, а какой это сервис. Я просто напомню, что у нас в гостях заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская. И мы как раз говорим о той платформе, которую контролирует и которой занимается министерство науки и высшего образования.

Вот продолжая тогда процесс обучения для конкретного человека, вот он прошел этот курс, это бесплатно. Но любая сдача этого экзамена по итогам курса – это платно. Если я заплатил и не сдал, и мои знания не приняли как удовлетворительные, что мне делать?

М.Боровская ― Наверное, знаете, еще чуть-чуть вернусь на полшага. Это все не бесплатно. Он поступил на бюджет или на контракт, он имеет доступ. Вот почему сейчас универсиетты соглашения подписывают. То есть, он поступил сюда, этот университет включен в онлайн-сети, в онлайн-платформы, у него есть доступы к библиотечным базам знаний, к Третьяковской галерее и в том числе – к этой онлайн-платформе. И вот с этой онлайн-платформы он имеет такой выход.

То есть, университеты между собой, вступая в эти взаимоотношения, вот эту сетевую программу поддерживают. Количество подписчиков из этого университета все равно будет кредитами оплачено этому профессору. То есть, для молодого человека появляются возможности выбора. Или он идет на живую лекцию к конкретному профессору, или он выбирает онлайн-курсы, осваивает ее так.

М.Курников ― Какого-то известного университета, какого-то известного специалиста?

М.Боровская ― Да. Причем мало того… Сейчас, когда мы пытаемся выйти на эту систему соглашений. Когда ты поступаешь в университет, тебе говорят, что этот университет подписан на лекции Кембриджа, подписан на лекции МИСиСа, подписан на лекции Стэнфорда. И ты понимаешь, что у тебя эти подписки будут тебе доступны. Ты можешь часть продукта, часть своих образовательных программ осваивать при помощи таких курсов.

И тогда в сопровождение тебе даются эти же преподаватели, которые являются твоими тьюторами и менторами.

Но вот здесь второй вопрос, о котором вы говорите. Ты освоил этот курс. И теперь ты должен выйти на итоговую аттестацию по этому курсу. И, если ты – просто самостоятельный, отдельный пользователь, зашел на эту платформу без университета, ты прошел по этому курсу бесплатно. А должен заплатить только за итоговую сертификацию, то есть, получение самого сертификата и тестирование.

Если же ты – студент этого университета… Университет уже в этой сети.

М.Курников ― А вот для меня как не студента порядок цен какой? То есть, я плачу тысячу, десять тысяч?

М.Боровская ― Сейчас так как эта платформа пытается вжиться, стоимость сертификатов в ней незначительна, она составляет 1500-2000 рублей. Сейчас речь идет о том, как на рынке сложится спрос на те или иные курсы. Как лицензионные соглашения, знаете, когда вы подписываетесь на какую-то программу, тебе говорят: «оформим лицензионное соглашение».

М.Курников ― А как это выглядит? Это бумага, которая мне придет потом по почте? Или я просто распечатаю с принтера и все?

М.Боровская ― Вот те системы, которые сегодня мы уже обсуждаем, современная цифровая образовательная среда, там для самого участника создается личный кабинет, где заводится портфолио. В этом портфолио – это документ, с которым молодые люди уже сегодня приходят из школ в университеты, там его отслеживаются успехи и шаги, вся эта история оцифровывается, это портфолио сохраняется за этим молодым человеком. Мы хотим, чтобы оно сохранялось всю следующую его производственную жизнь, потому что там накапливается цифровой след вот этого молодого человека. Куда он пошел, какие курсы осваивал… Вошел на курс но не смог освоить, вошел на курс, прошел его до конца и не смог протестироваться. Или не захотел.

И вот собирается этот цифровой след, который позволяет молодому человеку, а, следовательно, и партнеру-работодателю, который хочет его видеть себе в качестве работника, посмотреть, какая скорость обучения…

М.Курников ― То есть, я, как соискатель какого-то места, могу отправить работодателю ссылку на свой профиль, и он может посмотреть, что я действительно прошел. И министерство образования подтверждает, что я вот это, это и это изучил. И там есть оценки.

М.Боровская ― Не министерство образования. Онлайн-платформа, которая сертифицирована министерством образования.

М.Курников ― Тем не менее, там какие-то оценки есть или там зачет/незачет?

М.Боровская ― Конечно, баллы. То есть, количество баллов. Разные индикаторы, от 0 до 10. Как правило, стандартное – 100% полное освоение. И там по процентной линейке. Каждому курсу, в зависимости от этих кредитов, по которым стандарт образовательный сегодня строится, от этих кредитов у кого-то шаг – 5 кредитов, у кого-то – 15.

М.Курников ― Если уж мы заговорили о работодателях. А если вот я – работодатель, у меня довольно большой коллектив, и я понимаю, что у меня не хватает специалиста, а то и специалистов по какой-то специальности. Я могу попробовать через эту платформу их таким образом прокачать и получить на руки результаты, как каждый из них все это прошел?

М.Боровская ― Конечно. Вы же помните эту историю с «Тотальным диктантом». «Тотальный диктант» на сегодняшний момент многие бизнес-партнеры, многие компании, особенно где приходится работать с составлением писем, многие сегодня поручают своим сотрудникам обязательно пройти этот диктант для того, чтобы подтвердиться на право, на умение писать соответствующие тексты.

Такая же система действует и здесь. Если вам молодой человек в резюме приносит, что он владеет, например, Excel и прописывает это как компетенцию, которая у него присутствует, вы просите его провериться, протестироваться, и видите степень его владения. И понимаете, что его владение есть, но оно составляет только 10% от того навыка, который заложен в этой программе.

Поэтому эта система позволяет нам дать молодому человеку еще раз пройти этот курс. И вы увидите, что этот молодой человек обладает блестящей скоростью погружения, потому что за пять дней он от 10% владения уже поднялся до 90%.

М.Курников ― Каждый раз работодатель должен оплатить тестирование?

М.Боровская ― По-разному. Зависит от того, какие компетенции вы закладываете в требования к приходу, вы же можете заложить это в компетенции именно на прием на работу, ведь вы же не принимаете водителя без водительских прав, а потом обучаете его, правда?

Вы знаете, это тоже важная часть. Уже по поручению президента сегодня сформировали. И в тех федеральных проектах, которые обсуждаются и принимаются, там есть один федеральный проект, называется «Образование для каждого». Мы сегодня понимаем, что взрослым людям тоже важно войти в эту цифровую среду хорошо, грамотно. И вот получить эти навыки за счет онлайн-программ, за счет онлайн-доступа. Потому что взрослый человек уже больше ответственность понимает за свое самостоятельное научение и знает, что он может себя как-то дополнить или допобразованием, или доппрофобразованием, когда желает улучшить.

И вот мы через систему таких доступов обеспечиваем им возможность…

М.Курников ― Я просто все это время слежу за смсками, которые приходят в эфир. Вы знаете, какая тема больше всего вызвала, вот я смотрю, взрыв пошел. Вот эта история с тем, как у человека остается онлайн-след. И потом можно посмотреть, чему он учился, чему не научился. А может ли человек не показывать его, может ли он делать этот профиль закрытым? Потому что, допустим, он набрал себе пять курсов, а закончил только один. А все остальное – так, для себя, что называется. Хотел посмотреть, что это такое.

А потом работодатель заходит, смотрит: «Ага, набрал, ничего не закончил, значит, безответственный».

М.Боровская ― Во-первых, это не так впрямую характеризует участника.

М.Курников ― Ну, мало ли. Вопросы такие приходят, потому я и спрашиваю.

М.Боровская ― А во-вторых, вы знаете, конечно, этот профиль, он является профилем его личным. Мало того, там регулируется доступ. То есть, для любого внешнего пользователя этот кабинет закрыт, у нас есть кабинеты налоговой инспекции, у нас есть кабинеты финансовой ответственности, у нас есть кабинеты персонифицированные пластиковых карт. Все эти доступы закрыты. И мы никому их не открываем. И, если мы хотим санкционировать свой доступ близким членам семьи или как-то описать свои права, мы это регулируем.

М.Курников ― Человек сам решает, что открыть, а что не открыть?

М.Боровская ― Конечно.

М.Курников ― Мне очень стыдно, потому что я всю программу хотел об этом спросить, но вот видите, оставил на самую концовку. Насколько я понимаю, такие способы образования, такой способ получения образования решает проблему в том числе для людей с ограниченными возможностями здоровья, потому что, если какие-то проблемы с опорно-двигательным аппаратом… Мы знаем, к сожалению, что не все вузы у нас строились в то время, когда об этом думали. Насколько вы здесь видите пространство для улучшения ситуации?

М.Боровская ― Почему – стыдно? Потому что забыли?

М.Курников ― Потому что в самом конце спрашиваю. В том-то и дело. Надо было спросить гораздо раньше.

М.Боровская ― Вы знаете, это – мир равных возможностей. И сегодня онлайн-обучение – это, наверное, очень важное преимущество для подобного рода ребят и людей вообще, получить доступы к такого рода программным продуктам, такого рода системам обучения. Потому что возможности для ребят видящих, для слабовидящих, для слабослышащих, для разного рода имеющих ограничение по здоровью опорно-двигательному… Они сегодня серьезно расширены за счет этого. Появляется новый мир профессий, который тоже активно создается именно ребятами, имеющими такого рода ограничения. Это – разные профессии, их много, этот мир тоже изменяется. Спасибо большое.

М.Курников ― Спасибо вам. Я еще раз напомню, что у нас в гостях была заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Марина Боровская. До свидания.

М.Боровская ― Спасибо.

Кому

  • ДЕТЯМ - для получения качественного образования вне зависимости от места нахождения и социального статуса
  • РОДИТЕЛЯМ - значительное снижение расходов на образование ребенка с одновременным повышением качества образования.
  • УЧИТЕЛЯМ - получение новых инструментов для профессиональной деятельности и возможность повышения квалификации.
  • СООТЕЧЕСТВЕННИКАМ ЗА РУБЕЖОМ - доступ к качественному российскому образованию, приобщение детей
  • к российской культурно-образовательной среде
  • ГОСУДАРСТВУ - обеспечение конституционного права каждого на качественное и доступное образование, снижение издержек при организации образовательного процесса, экономия бюджетных средств. Продвижение российского образования за рубежом, включая стратегически важные территории.

Законодательные источники

  • «Майские» Указы Президента России
  • Стратегия национальной безопасности России
  • Доктрина информационной безопасности России
  • Поручения Президента России по итогам заседания Госсовета по образованию, включая поручение по созданию Российской электронной школы
  • Концепция продвижения российского образования за рубежом
  • Программа развития русского языка до 2020 года
  • Программа развития образования до 2020 года
  • Государственные образовательные стандарты
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации
  • Концепция региональной информатизации
  • Концепция перевода обработки и хранения государственных информационных ресурсов, не содержащих сведения, составляющие государственную тайну, в систему федеральных и региональных центров обработки данных

2019

Государство потратит 44 миллиарда на «Цифровую образовательную среду» с онлайн-курсами

Правительство выделит более 44 млрд руб. на финансирование федерального проекта «Цифровая образовательная среда» в 2020-2022 гг. Такая информация содержится в проекте федерального бюджета на 2020 г. и на плановый период 2021-2022 гг. С проектом можно ознакомиться на портале опубликования проектов правовых актов .

Из указанной суммы в 2020 г. на проект будет выделено 16,3 млрд руб., в 2021 г. - 16 млрд руб., а в 2022 г. - 12 млрд руб.

Целью проекта «Цифровая образовательная среда» является создание к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, через которую будет осуществляться доступ к образованию различного уровня. Проект ведет Минпросвещения России .

В конце 2018 г. пользователи могли пройти на портале 1028 онлайн-курсов от 31 образовательной онлайн-платформы. Количество зарегистрированных учащихся составило 770 тыс. В течение года на портале появились реестр онлайн-курсов, подсистема оценки их качества, интеграционные решения для единой аутентификации пользователей, цифровое портфолио, подсистема формирования рейтингов онлайн-курсов, подсистема психометрического анализа данных об их освоении, а также личные кабинеты обучающегося, работодателя, образовательной организации и эксперта.

Помимо платформы цифровой образовательной среды в России создается другой похожий ресурс - интеграционная платформа непрерывного образования. Различие между платформами заключается в том, что первая предназначается для получения дополнительного образования от разных организаций, не обязательно вузов, а на второй будут запускаться академические онлайн-курсы только от вузов, причем студенты одного учебного заведения будут иметь доступ к курсам других заведений.

2017

Конкурс грантов

18 июня 2017 года стартовал объявленный Минобрнауки конкурс на получение вузами грантов из федерального бюджета. 28 августа были объявлены его результаты. В числе победителей Уральский федеральный университет им.Ельцина, НИИ-Высшая школа экономики (ВШЭ), Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики, Московский физико-технический институт, Российская академия народного хозяйства и государственной службы и др. Гранты будут направлены на создание технологической инфраструктуры для развития онлайн-образования, системы оценки качества полученных знаний и повышение квалификации преподавателей. В 2017 году общая сумма таких грантов должна составить 400 млн руб., а в 2018–2019 годах – по 300 млн руб .

Законопроект СЦОС Минобрнауки

Основные требования

Если обучение осуществляется полностью дистанционно, потребуется идентификация личности учащегося. Учебное заведение само выбирает, каким способом ее проводить, и само же обеспечивает ее проведение. Также оно обеспечивает своего студента достаточно насыщенной информационной средой, чтобы он мог освоить программу независимо от своего местонахождения.

Где бы ни находился учащийся, считается, что образовательный процесс проходит по адресу образовательной организации. Ее педагоги должны быть подготовлены к такой форме обучения, их подготовку обеспечивает сама организация. Также учебное заведение при необходимости консультирует студента в индивидуальном порядке по интернету. Для смешанного обучения соотношение часов аудиторных и удаленных занятий заведение определяет самостоятельно.

Цифровая образовательная среда

Законопроект был разработан в рамках приоритетного правительственного проекта «Современная цифровая образовательная среда ‎в Российской Федерации». Паспорт проекта был утвержден в ноябре 2016 г. Согласно проекту, к концу 2025 г. в России должно быть уже 11 млн учащихся, освоивших онлайн-курсы. Для этого придется начать с достижения показателя в 140 тыс. в 2017 г.

В рамках проекта планируется создать интернет-портал по онлайн-курсам, интегрированный с Единой системой идентификации и аутентификации (ЕСИА) и ГИС «Контингент», а также проработать систему оценки качества полученных знаний. Количество онлайн-курсов, созданных в рамках проекта, должно достичь 3,5 тыс. Предполагается также создание специализированного открытого ПО для улучшения качества дистанционного обучения и оценки итоговых знаний и умений учащегося.

Также будет разработана правовая база, которая узаконит освоение онлайн-курсов на портале и причислит их к образовательным программам. В рамках проекта предполагается обучить новым формам работы 10 тыс. преподавателей.

Основные показатели проекта "Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации"

Российские вузы получат из бюджета миллиард на онлайн-образование

В течение трех лет российским вузам на онлайн-обучение и связанные с ним нужды будет выделено в виде грантов 1 млрд руб. Об этом говорится в опубликованном в июне 2017 года постановлении Правительства РФ , утвердившем правила предоставления субсидий. Средства на указанные цели предусмотрены в федеральном бюджете: 400 млн руб. в 2017 г. и по 300 млн руб. в плановый период в 2018 и 2019 гг .

Деньги выделяются в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда» (утверждена 25 октября 2016 г.) и госпрограммы «Развитие образования» на 2013–2020 гг. (утверждена 15 апреля 2014 г.).

Гранты будут предоставляться по итогам конкурса Минобрнауки , информацию о котором министерство зазместит на своем сайте. К участию в конкурсе будут допускаться вузы независимо от ведомственной подчиненности. Отбор образовательных организаций станет проводиться на основании оценки качества проекта и наличия в вузе необходимого кадрового потенциала.

Для грантополучателей, не достигших по итогам проекта требуемых показателей результативности использования средств, предусмотрены штрафные санкции.

Гранты, в частности, будут предназначены для создания системы оценки качества онлайн-курсов, разработки требований к навыкам в области онлайн-обучения, разработки предложений по нормативно-правовому обеспечению развития такого обучения.

Также деньги можно получить на создание ПО, технологической инфраструктуры, государственных сервисов, интеграционных решений для развития онлайн-обучения, создание информационного ресурса, обеспечивающего использование онлайн-курсов по принципу «одного окна».

Кроме того, допускается расходование грантовых средств на повышения квалификации преподавателей и специалистов в области онлайн-обучения, а также продвижения технологий онлайн-обучения и информационного сопровождения вышеупомянутого приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда».

Онлайн-обучение в вузах заменит «живые» лекции и семинары

Уже с 2018 года некоторые курсы в университетах будут переведены в электронную форму и не потребуют личного присутствия студентов и преподавателей в аудиториях. Министерство образования и науки до конца 2017 года планирует провести эксперимент , в ходе которого сравнит эффективность традиционной формы учебного процесса, основанной на лекциях и семинарах, которые ведут преподаватели вуза, с несколькими образовательными моделями, базирующимися на онлайн-курсах .

В ходе эксперимента будут апробированы две модели. Первая предполагает полную замену учебного курса вуза на онлайн-курс, вторая - частичную. Университет обеспечивает студентам тьюторскую поддержку.

Помимо замены курсов, в рамках проекта будут разработаны новые подходы к реализации образовательных программ, основанных на использовании онлайн-технологиий. В частности, речь идет о применении виртуальной академической мобильности и построении индивидуальных траекторий обучения.

Результатом проекта станет комплексное описание оптимальных моделей использования онлайн-курсов в образовательном процессе вуза, которые могут предлагаться к внедрению в российских вузах. В перспективе это позволит повысить качество и эффективность образовательных программ, расширить возможности для реального выбора студентами индивидуальной образовательной траектории.

Мультисервисная образовательная платформа

Как единый механизм формирования качественной образовательной среды, в том числе с использованием технологий



Поделиться