Проблемное обучение на уроках планирование профессиональной карьеры. Методическая разработка открытого занятия на тему "выбор и планирование карьеры в бизнесе"

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?
- А куда ты хочешь попасть? - ответил Кот.
- Мне все равно… - сказала Алиса.
- Тогда все равно, куда и идти, - заметил Кот.

Л. Кэролл «Алиса в стране чудес»

Сформулировав, куда вы хотите попасть, надо определить, с чего начать, то есть проанализировать свои возможности достижения поставленной цели.

В первой четверти вы изучали особенности своей самооценки, нервной системы, мышления, внимания, памяти. Результаты одних тестов вас радовали, других - огорчали. Узнавать себя - не только интересная, но и трудная работа. Благодаря этой работе вам удалось поближе познакомиться с самим собой, узнать свои сильные и слабые стороны.

Во второй четверти вы знакомились с миром профессий - различными подходами и классификациями, содержанием различных профессий, требованиями профессии к человеку, уточняли свои профессиональные интересы. При ближайшем рассмотрении одни профессии оказались не такими привлекательными, как раньше, а другие, наоборот, вызвали интерес.

В третьей четверти вы встретились с такими новыми для вас понятиями, как «способности», «профессиональная пригодность», «призвание», проверили свои способности к различным видам деятельности, узнали о возможных стратегиях поведения в конфликтных ситуациях. Эта информация сузила поле вашего выбора.

В четвертой четверти мы говорили о роли мотивов и потребностей в жизни человека, учились на чужих ошибках, анализировали рынок труда и образовательных услуг, приобретали навыки самопрезентации и учились планировать профессиональную карьеру.

Выполняя тесты, вы узнавали особенности своей нервной системы, мышления и поведения в некоторых ситуациях, свои интересы и профессиональные склонности. Читая о жизни незаурядных людей, вы невольно сравнивали себя с ними. Знакомясь с основами психологических знаний и мыслями мудрых людей, вы задумывались о сложности человеческой личности и человеческих отношений.

И все это - для того, чтобы правильно выбрать профессию.

В бизнесе используется метод, который называется «аудит исходного состояния», или SWOT-анализ - по начальным буквам английских слов Strengths (Сила), Weaknesses (Слабость), Opportunities (Возможности), Threats (Угрозы). Попробуем применить этот метод, чтобы обобщить и проанализировать полученную информацию для планирования профессиональной карьеры.

    Задание №1. «За» и «против».

Заполните таблицу, учитывая, что достоинства и недостатки - это внутренние факторы, которые зависят от вас, а возможности и препятствия - внешние, которые от вас не зависят.

Достоинства Недостатки
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
Возможности Препятствия
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
  1. ____________________________
  2. ____________________________
  3. ____________________________
  4. ____________________________
    Достоинства - это личностные качества, склонности, способности, знания и умения, которые помогут вам в достижении поставленных целей.

    Недостатки - это вредные привычки, отсутствие опыта, знаний и навыков, которые могут затруднить достижение поставленных целей.

    Одни и те же качества могут рассматриваться и как сильные, и как слабые - например, молодость и зрелость, авантюризм и осторожность.

    Возможности - это благоприятные внешние условия.

    Препятствия - неблагоприятные внешние условия.

К внешним условиям можно отнести ситуацию на рынке труда, состояние экономики, наличие или отсутствие друзей и единомышленников и пр.

Взвесьте все «за» и «против», чтобы принять окончательное решение о своей профессиональной карьере.


«Клуб двух процентов» (Н.Хилл)

  1. Большинство людей всю жизнь о чем-нибудь мечтает. Эти мечты мимолетны, как ветер. У них не хватает энергии и сил самим формировать свою судьбу. Таких людей примерно 70%.
  2. Гораздо меньше тех, кто превращает свои мечты в страстные желания. Они постоянно хотят чего-то одного, но ничего не предпринимают, чтобы осуществить свои желания. Они составляют примерно 10% от общего числа.
  3. Еще меньше тех, кто превращает свои желания в надежды. Такие люди время от времени размышляют над тем, что они могли бы предпринять, чтобы осуществить их. Я считаю, таких людей примерно 8%.
  4. Люди, которые смогли поверить в осуществление своих желаний, составляют 6%.
  5. Совсем мало тех, кто дал своим желаниям, надеждам превратиться в навязчивую идею, а потом в веру. Их примерно 4%.
  6. И, наконец, речь пойдет о тех, кто весь поглощен своей идеей, кто выработал конкретный план ее осуществления и отдал всего себя, чтобы претворить его в жизнь. В эту группу входит только 2% населения. Заметим, что это не значит, что именно эти 2% счастливы и довольны своей жизнью. Просто они выбрали этот путь и прошли его до конца.
    Задание №2. (домашнее).

Подготовьте десятиминутное выступление на тему «Моя будущая профессия». В докладе должна быть отражена информация, полученная в ходе самодиагностики, изучения профессий, требований рынка труда и возможностей получения профессионального образования. Постарайтесь сделать свой рассказ эмоциональным и образным.

Класс – 11

Время проведения 45 минут

Тема раздела: «Технология профессионального самоопределения и карьера»

Тема урока: «Профессиональная карьера»

Урок творческий, креативного типа – эвристическая ситуация

Вид занятия: «Круглый стол» - с использованием интерактивной и проектной технологии

Цель: Познакомить учащихся с основами профессиональной карьеры.

Задачи урока:

Обучающая задача: Ознакомить учащихся с основными понятиями карьеры и карьерного роста, научить излагать и отстаивать свою точку зрения по исследуемой проблеме, с использованием интерактивной и проектной технологии для обработки данной информации.

Развивающая задача: Способствовать развитию аналитических способностей и творческой активности, а так же коммуникативных и коммуникабельных качеств личности в процессе совместной работы в группах.

Воспитывающая задача: Воспитывать чувства уверенности, целеустремлённости, уважения к самому себе и окружающим людям.

Оснащённость урока:

Оборудование: компьютер, мультимедиапроектор

Материалы и инструменты: Индивидуальные карточки с заданиями, творческий проект «Карьерный рост», цветные и простые карандаши, фломастеры, маркеры, бумага.

Основные понятия: Карьера; профессиональная карьера; вертикальная и горизонтальная карьера; призвание; план профессиональной карьеры.

Ход занятия

I . Организационный момент: Приветствие, проверка учащихся.

II . Изложение нового теоретического материала с созданием эвристической ситуации :

Исследуемая проблема: Карьера?

Вопрос № 1 . Дать определение основным понятиям:

Карьера? – Быстрое достижение известности, успехов в служебной или какой – либо деятельности, материальной выгоды, благополучия.

Французское слово карьера вошло в русский язык в 30-40 гг.19в. как конкурент слова поприще.

Профессиональная карьера? - Это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Вертикальная карьера? - Это деятельностный рост продвижение по служебной лестнице.

Горизонтальная карьера? – Это рост профессионального мастерства.

Вопрос № 2. Привести пример из жизни знаменитых людей, достигших высокого уровня в вертикальной карьере – горизонтальной карьере. (Предлагается просмотр презентации творческого проекта, выполненный заранее учащимся класса, в котором рассматривается профессиональная карьера знаменитых людей на конкретном примере, можно двух и более).

Вопрос № 3. Рассмотреть и обсудить в каких из социальных институтах можно достичь высокого уровня карьерного роста за довольно небольшой период времени (армия, милиция, священнослужители) от чего это зависит. В каких социальных институтах карьерный рост ограничен (образование, искусство, культура), обосновать причины.

Вопрос № 4. Что способствует повышению карьерного роста (заработная палата, льготы, улучшение бытовых и жилищных условий, продвижение по служебной лестнице, свобода в принятии решений, личная удовлетворённость, призвание).

Вопрос № 5. Согласны ли вы с определением

Призвание – высший уровень профессиональной пригодности, который выражается в полном соответствии человеческих требований профессиональной деятельности.

В.А. Сухомлинский: «Призвание – это маленький росточек таланта, превратившийся в крепкое могучее дерево на благородной почве трудолюбия. Найти своё призвание, утвердиться в нём – это источник счастья. Человек – господин своего призвания. Призванием становиться интерес, помноженный на труд. Человек – творец своего призвания».

Вопрос № 6 . Карьеризм – положительные – отрицательные моменты.

Планирование профессиональной карьеры.

Задание № 1. Работа учащихся в группах, передавая по кругу, доработать задания (Приложение 1):

1. Составить план профессиональной карьеры:

Примерный план профессиональной карьеры:

  • Смысл и цель жизни;
  • Планируемая профессия (основной и запасной варианты);
  • Предлагаемое образование (содержание и уровень);
  • Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория);
  • Предполагаемая должность, пост;
  • Желаемый размер оплаты;
  • Место проживания, жилищные условия.

2. Дописать определение: Карьера; карьерный рост; вертикальная карьера; горизонтальная карьера; карьеризм.

3. Разработать эмблему: «Карьера».

III . Защита плана карьерного роста. Выступление групп.

Вопрос № 7. Сделать выводы карьера, что она даёт больше – положительных качеств личности (самоуважение, самоутверждение, удовлетворение работой и т.д.) или отрицательных качеств? Почему? (обосновать свой ответ).

IV . Заключительный инструктаж : По окончании работы учитель оценивает работу учащихся.

V . Домашнее задание: Обработать тест Дж. Голланда «Мой характер и выбор профессии» (

Разработка учителя технологии Фатыхов Р Р

Цели урока: 1. Развитие системы технологических знаний.

2. Совершенствование умения применять ИКТ в практических целях.

3. Уточнение профессиональных и жизненных планов в современных

условиях рынка труда.

4. Воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств

личности.

Тип урока: урок-импровизация с использованием ИКТ.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, программное обеспечение,

экран, схемы, таблицы, тесты, инструкционные карты, методические

ХОД УРОКА.

I.Оргмомент.

Инструктаж по охране труда (плакаты, инструкции) .

II. Повторение изученного материала.

На прошлом занятии мы познакомились с понятием «профессиональное становление», основными его этапами и результатами каждого из них. Узнали, что означает понятие «карьера», вертикальная и горизонтальная карьера.

(фронтальный опрос)

Дайте определение понятия карьера.

Что такое профессиональная карьера?

В чем сущность вертикальной карьеры?

Что необходимо человеку для продвижения в горизонтальной карьере?

Соотнесите понятия и соответствующие им определения. (проецирование на экран через мультимедийный проектор).

Понятия

А.Профессиональное становление

Б.Профессиональная компетентность

В.Профессиональное творчество

Г.Профессиональное мастерство

Д.Профессиональная мобильность

Е.Профессиональная карьера

1.Наивысший уровень овладения профессиональной деятельностью.

2.Способность быстро осваивать профессиональные новшества и новые специальности.

3.Создание человеком нового, неповторимого в процессе профессиональной деятельности с целью ее совершенствования.

4.Уровень мастерства, которого достигает человек на пути профессионального совершенствования.

5.Активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

6. Процесс накопления опыта практической деятельности, профессионального совершенствования и приобретения мастерства.

III. Изучение нового материала.

Вы сейчас увидели, что профессиональная карьера – это активное достижение человеком успехов в профессиональной деятельности.

Чтобы достичь в профессии определенных высот, необходимо прежде всего эту профессию правильно выбрать. Сегодня мы с вами подробно разберем из чего складывается выбор человека, что такое варианты выбора? Что такое факторы выбора и как они влияют на выбор.

При выборе профессии важно учитывать:

    личностные желания, склонности и интересы – «хочу»;

    личностные возможности: уровень знаний, способности, психологические особенности, состояние здоровья – «могу»;

    потребности рынка труда в кадрах – «надо».

(проецирование на экран схемы оптимального выбора профессии)

SHAPE \* MERGEFORMAT

ХОЧУ

НАДО

МОГУ

Как видно из схемы, зона оптимального выбора профессии будет расширяться при соблюдении всех трех условий правильного профессионального выбора.

Сознательным выбор профессии будет лишь в том случае, если он глубоко мотивирован: человек правильно оценивает свои возможности и знает содержание той деятельности, которую ему предстоит осуществлять.

(проецирование на экран таблицы «Мотивы выбора профессии»)

Мотивы

Социальные

Направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности

Моральные

Стремление к совершенствованию своего духовного мира, развитию нравственных качеств

Эстетические

Стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии

Познавательные

Стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда

Творческие

Стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества

Материальные

Стремление получать материальные блага

Престижные

Стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое карьерное продвижение

Связанные с содержанием труда

Знание процессов труда, направленность на умственный и физический труд

Утилитарные

Желание руководить людьми, стремление к беззаботной жизни

Мотивы профессионального самоопределения у каждого человека различные. Важно, чтобы они были направлены на укрепление своего Отечества, творческую деятельность, разрешение социальных проблем. Кого-то привлекает содержание и процесс труда в той или иной профессии, других – возможность реализовать свой интеллектуальный и физический потенциал, а третьих – передавать красоту родного края и т.д. главное – приносить пользу людям, стране, реализовать свои возможности, получать физическое, интеллектуальное и духовное удовлетворение от результатов труда.

Как вы видите, мотивы человеческой деятельности чрезвычайно разнообразны, поскольку вытекают из различных потребностей. Чем богаче потребности человека, тем более высокие требования он предъявляет и тем большее удовлетворение может получить от труда.

Мотивация выбора профессии определяется многими условиями, влиянием различных факторов и людей.

(проецирование на экран схемы «Влияние на выбор профессии»)

SHAPE \* MERGEFORMAT

ЛИЧ-НОСТЬ

РОДИТЕЛИ

УЧИТЕЛЯ

ПРОИЗВДСТВЕН-НИКИ

РАДИО, ТЕЛЕВИДЕНИЕ

КИНО

ДРУЗЬЯ

КНИГИ

ГАЗЕТЫ, ЖУРНАЛЫ

Но тем не менее активность личности должна играть ведущую роль в выборе профессии и планировании своей профессиональной карьеры.

Успех профессиональной карьеры зависит от многих факторов: личностных, служебно-производственных, социально-экономических. Эту зависимость можно представить в виде таблицы.

(проецирование на экран таблицы факторов)

Группы факторов

Содержание

Личностные

Профессиональное самоопределение, уровень притязаний, призвание, пол, возраст, образование, профессиональная компетентность, стаж работы, мастерство

Служебно-производственные

Отрасль, продукция, территориальное расположение, рентабельность, масштабы предприятия, производственные функции

Социально-экономические

Спрос и предложение на рынке труда, конъюнктура, уровень оплаты труда, материальное стимулирование, социальная защита

Но прежде всего в профессиональной карьере следует опираться на свои способности и возможности. Например, карьера предпринимателя возможна для тех, кто не боится риска и ответственности за взятое на себя дело. Для других вполне подойдет карьера служащего, хотя и она не исключает профессионального роста и не сводится только к отбыванию на службе положенного времени. В любой карьере существует фактор риска, но риск не страшен для тех, кто полагается на себя и верит в свои возможности. Профессиональную карьеру можно и нужно планировать для этого можно использовать эту опорную схему.

(проецируется на экран схема размышления)

SHAPE \* MERGEFORMAT

Возможности освоения профессии

Оплата труда, возможности профессионального роста

Медицинские противопоказания

Соответствие психофизиоло- гических качеств требованиям профессии

Интересы и наклонности личности

Личное желание

Потребности общества в кадрах и рынок труда

Традиции семьи

Факторы, влияющие на выбор профессии.

Отсюда следует, что на профессиональную карьеру окажут влияние много факторов, из которых несколько окажутся решающими. Критериями выбора профессии и профессиональной карьеры могут быть следующие: (выдвигаются учениками, записываются на доске и в тетради)

    Выбираемая профессия должна удовлетворять индивидуальным личностным и психофизиологическим характеристикам.

    Необходима доступность обучения профессии (наличие учебного заведения, его территориальная досягаемость).

    Материальные затраты на получение специальности должны соответствовать материальным возможностям семьи.

    Востребованность профессии на рынке труда.

IV. Практическая часть.

1. Компьютерное тестирование.

Планирование профессиональной карьеры зависит от притязаний человека. Жизненный и профессиональный успех по разному оценивается людьми с разными ценностными ориентациями и представителями различных профессиональных групп (реалистической, социальной, интеллектуальной, артистической, предпринимательской, конвенциональной) К какой из них вы можете себя отнести, предлагаю выяснить при помощи компьютерного тестирования. Вам предлагается тест Холланда, который поможет вам определить, в какой профессиональной среде вы можете достигнуть больших профессиональных успехов.

(компьютерное тестирование. Одновременно другие выполняют работу с таблицами факторов).

Итак, представим себе, что профессия не только правильно выбрана, но и получена. Теперь хотелось бы поговорить о факторах, затрудняющих поиск работы. (размышления учащихся).

2. Составление мини-резюме.

Способов поиска работы множество: через бюро по трудоустройству, кадровые агентства, знакомых, объявления в газетах, Интернет. Наверное, каждого из вас волнует вопрос – а какой же способ поиска работы является самым эффективным? На этот вопрос нет однозначного ответа – многое зависит от индивидуальной ситуации кандидата, его специальности, умений и навыков. Если у вас есть четкая цель – найти работу, которая бы вас устраивала – используйте для этого максимальное количество способов. Но, тем не менее, есть один очень эффективный способ. Это размещение различных вариантов резюме в различных изданиях, на специальных сайтах, отсылка резюме в интересующие вас организации. От того, насколько грамотно оно составлено, зависит количество и качество предложений работодателей. Давайте разберемся, о чем, что и как следует писать в мини-резюме.

(проецирование на экран с подробными комментариями, составление учащимися собственного резюме)

3. Деловая игра.

Итак, вы выбраны из множества кандидатов и приглашены на собеседование. Чтобы привлечь интерес работодателя, необходимо владеть технологией самопрезентации. Предлагаю провести деловую игру, в результате которой мы узнаем основные способы самопрезентации и правила ее осуществления.

(две пары учащихся готовятся к проведению игры с инструкциями, выданными преподавателями. В это время учитель знакомит остальных с правилами собеседования. Проводится игра и обсуждаются ее результаты, при которых определяются способы самопрезентации).

V. Заключительная часть.

Сегодня мы узнали очень многое о том, как можно планировать свою профессиональную карьеру. На что обратить внимание. В качестве домашнего задания предлагаю каждому из вас составить профессиональный план как основу для выполнения творческого проекта. В своей работе вы можете руководствоваться методическими рекомендациями (раздаются), материалами сайтов в Интернете, адреса на стенде, а так же материалами учебника (стр.181-184).

Урок 8

Планирование карьеры: позаботься о себе сам

В этом уроке ученики рассмотрят различные варианты профессиональной карьеры и узнают, как они сейчас могут повлиять на свою финансовую безопасность в будущем. Они получат сведения о том, как найти подходящую работу и оплатить свое образование. В урок входят следующие главы:

22. Оцениваем свои способности, навыки и конкурентные преимущества.

23. Как найти работу, которая тебе подходит

24. Образование: самая важная инвестиция в жизни

Дайте ученикам общее представление об уроке, прочитав следующее:

Чтобы начать профессиональную карьеру, прежде всего надо оценить свои способности и навыки и определить свои преимущества перед конкурентами. Когда вы только выбираете область будущей профессиональной деятельности или начинаете свое дело, нужно использовать свои способности и сильные стороны - это поможет вам преуспеть и работать в дальнейшем с удовольствием.

Заработок - это не единственная причина, по которой люди работают. Люди работают, ради того, чтобы приобретать опыт, узнавать о том, как функционирует предприятие, налаживать деловые связи и ради многого другого.

Вы выполняете работу, за которую вам платят деньги. Карьера - это то, как вы организуете свою профессиональную жизнь. Каждый раз, когда вы выполняете какую-либо новую работу, необходимо рассматривать этот этап в рамках построения карьеры.

Высшее образование - это самый лучший способ увеличить количество денег, которые вы сможете заработать за всю свою жизнь, но такое образование требует времени и может дорого стоить. Однако по сравнению с полным средним образованием высшее образование принесет вам доход, который будет выше почти в два раза.

Глава 22

Оцениваем свои способности, навыки и конкурентные преимущества

Часть 1

Введение

Способность - это естественная склонность делать что-то хорошо. Сильная сторона - то, что вы умеете хорошо делать. Успехи в математике или склонность легко усваивать иностранный язык - это примеры способностей.

Навык - умение делать что-то или владение специальными знаниями.

Качество - свойство или характерная черта, которой вы обладаете.

Конкурентное преимущество - в бизнесе это умения, знания или технологии, которые есть у вашей компании, но нет у ваших конкурентов, и которые позволяют вам в большей степени удовлетворять нужды потребителей. Термин «конкурентное преимущество» можно также отнести и к человеку, описывая его умение и опыт, которых может и не быть у других людей.

Скажите ученикам: Когда вы только выбираете область будущей профессиональной деятельности или начинаете свое дело, нужно использовать свои способности и сильные стороны - это поможет вам преуспеть и работать в дальнейшем с удовольствием. Если вам нравится что-то строить, возможно, вы захотите стать инженером. С другой стороны, если вы не выносите даже вида крови, медицинская карьера не для вас.

У людей бывают как положительные, так и отрицательные качества. К положительным качествам человека относятся честность, пунктуальность, трудолюбие и т.д. Неряшливость в работе, медлительность, непорядочность - примеры отрицательных качеств. В бизнесе такие качества, как решительность, уверенность, дисциплинированность всегда приводили к успеху. Можно постараться искоренить отрицательные качества и развивать положительные. Прежде всего нужно выявить отрицательные качества, признать их для себя, а затем поставить себе целью превратить их в положительные черты.

Часть 2

План работы с учениками

1. Попросите учеников выполнить задание «Сильные стороны и конкурентное преимущество». На это следует выделить приблизительно 20-30 минут.

а. попросить желающих рассказать о том, чем им нравится заниматься и что они умеют делать хорошо; попросить их подумать о том, смогут ли они зарабатывать деньги этим занятием;

б. попросить желающих описать свои положительные стороны и спросить о том, можно ли на этих положительных качествах построить карьеру?

Часть 3

Попросите учеников поразмышлять над следующим примером и прокомментировать его:

Предположим, что вы работодатель. Олег всегда приходит вовремя, но ежедневно производит приборов меньше, чем Алиса. Алиса всегда опаздывает на 10 минут, но у нее самая высокая производительность. Николай пунктуален, вежлив и очень сильно старается, но у него самый высокий процент бракованных изделий. Учитывая эти качества работников, скажите, кто из них самый ценный?

Глава 23

Как найти работу, которая тебе подходит

Часть 1

Введение

Разберите с учениками выделенные слова. Напишите их на доске или на плакате, или раздайте ученикам копии данного материала.

Работа - это задания, которые вы выполняете и за это вам платят деньги. Карьера - это то, как вы организуете свою профессиональную жизнь. Возможно, на протяжении всей вашей карьеры вам придется выполнять разные виды работы.

Должность начального уровня - самая низшая должность в нижней части иерархии вашей компании. Иерархия - это расстановка должностей в компании по степени важности, эта расстановка представляет собой структуру компании.

Практика - это временная работа, выполняя которую можно получить опыт профессиональной деятельности. Некоторые практиканты получают деньги за свою работу, некоторые - нет. Кроме того существуют должности для студентов, обучающихся по методам кооперативного образования (cooperative education, co- op) (совмещение теоретических занятий в классе и практических - в компаниях и на предприятиях). Такие должности открывают на определенный срок, студенты получают деньги за выполняемую работу и одновременно приобретают профессиональный опыт.

Скажите ученикам: Заработок - это не единственная причина, по которой люди работают. Люди работают, ради того, чтобы приобретать опыт, узнавать о том, как функционирует предприятие, налаживать деловые связи и ради многого другого.

Каждый раз, когда вы выполняете какую-либо новую работу, необходимо рассматривать этот этап в рамках построения карьеры. Если вы в конечном итоге решили заняться торговлей, тогда вам следует искать работу, которая позволит налаживать контакты с людьми. Если вы хотите построить карьеру в сфере обслуживания, конкретнее, в сфере общественного питания, тогда ищите какую-либо начальную должность в ресторане. Если вас интересует карьера в области здравоохранения, тогда вы могли бы стать волонтером в больнице. Если вы найдете должность с частичной занятостью, будете работать в качестве практиканта или будете совмещать учебу в вузе и работу (кооперативное образование), то имея уже соответствующий опыт, вам не придется начинать карьеру с самой низшей точки в компании.

Часть 2

План работы с учениками

1. Попросите учеников выполнить задание «Определи свои способности». На это следует выделить приблизительно 30 минут.

2. Разберите ответы вместе с учениками. Вызовите желающих или попросите учеников поработать в группах, чтобы сравнить ответы.

3. Со всем классом разберите основные понятия, фигурирующие в задании. Вы можете:

а. попросить желающих рассказать о том, как они оценили себя по вопросам, предложенным в первой части задания; задать вопрос: Вы думаете, что с помощью предложенных вариантов ответов можно правильно себя охарактеризовать?

б. спросить учеников, помогут ли им результаты задания в выборе карьеры. Попросите учеников объяснить свои ответы.

Часть 3

Развитие критического мышления

Попросите учеников ответить на следующий вопрос:

Подумайте о том, чего в конечном итоге вы хотите добиться в своей карьере. Какая работа поможет вам приобрести опыт, необходимый для достижения этой цели?

Глава 24

Образование: самая важная инвестиция в жизни

Часть 1

Введение

Разберите с учениками выделенные слова. Напишите их на доске или на плакате, или раздайте ученикам копии данного материала.

Высшее образование - его можно получить в университетах, колледжах с 4-летним сроком обучения, общественных колледжах, школах профессионального обучения и школах торговли .

Плата за обучение - сумма, которую вы платите за учебу в вузе, в эту сумму не входит плата за проживание или за аренду квартиры, плата за питание, книги и посещение культурных мероприятий.

Скажите ученикам: чтобы получить диплом об окончании колледжа, вам понадобится от 2 до 4 лет. А если вы захотите овладеть такой профессией, как врач, юрист или инженер, вам понадобится еще от 4 до 5 лет. Так, стоимость получения специальности равна деньгам, которые вы могли бы заработать, если бы не получали ее.

Зарплата и образование

95 700 долларов - профессиональное образование

79 400 долларов - докторская степень

59 500 долларов - степень магистра

49 900 долларов - степень бакалавра

37 600 долларов - диплом младшего специалиста

35 700 долларов - образование, полученное в колледже, без ученой степени

30 800 долларов - полное среднее образование

21 600 долларов - неоконченное среднее образование

Учебно-методический комплект учебного занятия

Дата 20.03.2017 преподаватель Тимакова Вера Сергеевна

Группа 15отдх02

Тема урока: Управление карьерой

Урок разработан в рамках учебного курса «Эффективное поведение на рынке труда»

Целевая аудитория : обучающиеся студенты второго курса

Цель : создание условий для активизации процессов самопознания, самоопределения и самореализации обучающихся с помощью моделирования и проектирования профессиональной деятельности.

Задачи урока:

Обучающая: Ознакомить учащихся с основными понятиями карьеры и карьерного роста, научить излагать и отстаивать свою точку зрения по исследуемой проблеме.

Развивающая: Способствовать развитию аналитических способностей и творческой активности, а так же коммуникативных и коммуникабельных качеств личности в процессе совместной работы в группах.

Воспитывающая: Воспитывать чувства уверенности, целеустремлённости, уважения к самому себе и окружающим людям.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: беседа, объяснение, самодиагностика.

Ход занятия

Объяснение нового материала.

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также её самореализации является сознательное планирование карьеры. Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть внешняя сторона карьеры – это последовательность занимаемых профессиональных позиций, а внутренняя сторона – это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков его образ профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Карье́ра (итал. carriera - бег, жизненный путь, поприще, от лат. carrus - телега, повозка) - продвижение вверх по служебной лестнице.

В теории управления персоналом карьера - это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или профессиональным ростом.

Выделяют несколько принципиальных траекторий движения человека в рамках профессии или организации, которые приведут к разным типам карьеры.

Профессиональная карьера - рост знаний, умений, навыков.

Должностной рост - изменение должностного статуса человека, его социальной роли, степени и пространства должностного авторитета.

Профессиональный рост - рост профессиональных знаний, умений и навыков, признание профессиональным сообществом результатов его труда, авторитета в конкретном виде профессиональной деятельности.

Виды карьеры.

Вертикальная карье ра предполагает подъем с одной ступени структурной иерархии на другую. Происходит повышение в должности, которой сопровождается ростом оплаты труда.

Горизонтальная карьера - вид карьеры. Который предполагает перемещение в другую функциональную область, расширение и усложнение задач или смену служебной роли в рамках одного уровня структурной иерархии, сопровождаемые увеличением оплаты труда.

Ступенчатая карьера - вид карьеры - совмещающий элементы вертикальной и горизонтальной карьеры. Ступенчатая карьера встречается довольно часто и может принимать как внутриорганизационные, так и межорганизационные формы.

Модели деловой карьеры

На практике существует большое многообразие вариантов карьеры, которые базируются на четырех основных моделях:

«Трамплин». Подъем по служебной лестнице происходит, когда занимают более высокие и лучше оплачиваемые должности. На определенном этапе работник занимает высшую для него должность и старается удержаться на ней в течение длительного времени. А потом прыжок с «трамплина» - уход на пенсию. Эта карьера наиболее характерна для руководителей периода застоя, когда многие должности занимались одними людьми в течение 20-25 лет. С другой стороны, данная модель является типичной для специалистов и служащих, которые не ставят перед собой целей продвижения по службе в силу ряда причин - личных интересов, невысокой загрузки, хорошего коллектива - работника устраивает занимаемая должность и он готов оставаться на ней до ухода на пенсию.

«Лестница». Каждая ступень служебной лестницы представляет собой определенную должность, которую работник занимает определенное время (не более 5 лет). Этого срока достаточно, чтобы войти в новую должность и проработать с полной отдачей. С ростом квалификации, творческого потенциала и производственного опыта руководитель или специалист поднимается по служебной лестнице. Каждую новую должность работник занимает после повышения квалификации. Верхней ступеньки он достигает в период максимального потенциала, и после этого начинается планомерный спуск по служебной лестнице с выполнением менее интенсивной работы. Психологически эта модель очень неудобна для руководителей из-за нежелания уходить с «первых ролей». Здесь можно порекомендовать внимательно относиться к таким работникам - включать в совет директоров, использовать в качестве консультанта.

«Змея». Она предусматривает горизонтальное перемещение работника с одной должности на другую путем назначения с занятием каждой непродолжительное время, а потом занимает более высокую должность на более высоком уровне. Главное преимущество этой модели - возможность изучить все функции деятельности и управления, что пригодится на вышестоящей должности. Эта модель характерна для японской модели, так как они связывают себя не только с отдельной профессией, но и с будущим всей фирмы. При несоблюдении ротации кадров эта модель теряет значимость и может иметь негативные последствия, т.к. часть работников с преобладанием темперамента меланхолика и флегматика не расположены к смене коллектива или должности и будут воспринимать ее очень болезненно.

«Перепутье». Когда после определенного периода работы проводится аттестация (комплексная оценка персонала) и по результатам принимается решение о повышении, перемещении или повышении работника. Это похоже на американскую модель, характерна для совместных компаний.

    Закрепление материала. Работа с литературным источником.

(Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 2016. С. 24-25).

"Гуров инструктировал компьютерщика, а Крячко думал о том, какие дороги выбирает человек. Вот почему Лев Иванович Гуров - не генерал и не начальник главка, а лишь полковник и опер? На данный вопрос Крячко мог ответить с уверенностью: Гуров самолюбив, порой самовлюблен, но совершенно лишен тщеславия. Дорожит мнением лишь очень ограниченного круга людей, которые ценят человека не за звание и должность, а за профессионализм. За рюмкой Гуров порой болтает: мол, не способен подняться, так как не сможет наверху угождать и приспосабливаться, но это байки для недоразвитых. Ему бы не пришлось на верхнем этаже льстить и врать, такие, как Гуров, везде нужны, терпели бы грешника с его прямотой и другими прибабахами. Он не желает подниматься, так как потеряет свободу, перестанет быть незаменимым. Любого генерала, любого министра можно заменить, никто не заметит. А старшего опера - "важняка" Гурова заменить нельзя, как невозможно заменить певца экстра - класса или первую скрипку в оркестре. Можно одного выгнать и взять другого, только все будут знать, что это не замена, а подмена, фальсификация. Таким образом, Крячко прекрасно понимал, что Гуров не хочет идти на повышение не из-за боязни с работой не справиться и уж совсем не от скромности, которой не страдал совершенно, а потому что уникальный специалист, будь то водопроводчик или зубной врач, не подчиняется никому. Он свободен. Такого положения в конторе, когда никто - ни министр, ни президент, не могли ему приказывать и коли желали воспользоваться его услугами, так могли лишь сделать предложение, а то и попросить, - может достичь лишь специалист экстра -класса".

Вопросы для обсуждения:

1.Какой тип карьеры - вертикальная или горизонтальная - представлен в отрывке? Каковы преимущества и недостатки данного типа карьеры?

2.Какие цели можно реализовать в данной карьерной стратегии?

3. Какие ценности могут лежать в основе такого карьерного движения?

    Практическая работа - самодиагностика.

ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен. (См. приложение).

    Домашнее задание:

    Составь план профессиональной карьеры:

Смысл и цель жизни_________________________________________________

__________________________________________________________________

Профиль обучения__________________________________________________

Планируемая профессия (основной и запасной варианты)_________________

Предлагаемое образование (содержание и уровень)______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональное мастерство (разряд, класс, категория)_________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Предполагаемая должность, пост______________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Желаемый размер оплаты____________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Место проживания, жилищные условия________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Разработать эмблему: «Моя карьера».

Используемая литература:

    Леонов Н.И. Одиссея сыщика Гурова. т.6, Самара, 2016. С. 24-25

    Технология, Твоя профессиональная карьера, Учебник. - 5-е изд. - Под ред. Чистяковой С.Н. - М.: Просвещение, 2010. -159 с.

    Интернет-ресурсы:

    http://moeobrazovanie.ru/data/lessons/guilmanov_rumil.zip

    http://www.kariera.by/post-416/

    http://psyfactor.org/personal/personal10-06.htm

    http://pspu.ru/career/slovarcaryery

Приложение

Опросник «Профессиональная карьера»

Источник: Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г.Никифорова, М.Дмитриевой, В. Снеткова. – СПб.: Питер, 2010.

Инструкция: Для того чтобы определить свою профессиональную ориентацию, предлагаю вам ответить на 41 вопрос по 10-ти балльной шкале. 1 балл, если для вас это совершенно не важно или совсем не согласен, 10 баллов, если, очень важно, полностью согласен.

Бланк ответов:

    Для меня важно строить свою карьеру в пределах одной конкретной профессиональной сферы

    Я хочу осуществлять наблюдения, влияние и контроль над людьми на всех уровнях

    Для меня важно иметь возможность делать всё по-своему и не быть стесненным правилами какой-либо организации

    Меня больше всего интересует постоянное место работы с гарантированным окладом и социальной защитой

    В моей работе я стремлюсь употреблять свои знания на пользу людям

    Я хочу работать над проблемами, которые представляются почти неразрешимыми

    Мне нравится вести такой образ жизни, чтобы интересы семьи и карьеры были бы взаимно уравновешены

    В своей работе я стремлюсь создавать или строить нечто, что будет всецело моим произведением или идеей

    Для меня важно продолжать работу по своей специальности, чем получить более высокую должность, не связанную с моей специальностью

    Я предпочитаю быть первым руководителем в организации

    Для меня более приемлема работа, не связанная с режимом или другими организационными ограничениями

    Меня привлекает работа в организации, которая обеспечит мне стабильность на длительный период времени

    Я стремлюсь употребить свои умения и способности на то, чтобы сделать мир лучше

    Мне нравится соревноваться и побеждать других

    Для меня важно построить карьеру, которая позволит следовать моему образу жизни

    Я хочу создать новое коммерческое предприятие

    Я предпочитаю посвятить свою жизнь единственной выбранной профессии

    Я стремлюсь занять высокую руководящую должность

    Меня устраивает работа, которая предоставляет максимум свободы и самостоятельности в выборе характера занятий, времени его исполнения

    Я предпочел бы работать в организации, которая обеспечивает длительный контракт

    Мне нравится возможность использовать свои умения и таланты для служения важной цели

    Главная цель моей карьеры – находить и решать трудные проблемы, независимо от того, в какой области они возникли

    Я всегда стремлюсь уделять одинаковое внимание своей семье и моей карьере

    Я всегда нахожусь в поиске идей, которые дают мне возможность начать и построить собственное дело

    Я соглашаюсь на руководящую должность только в том случае, если она находится в сфере моей профессиональной компетенции

    Я хотел бы достичь такого положения в организации, которое давало бы возможность наблюдать за работой других и давать им указания

    В моей профессиональной деятельности я более всего заботился бы о своей свободе и самостоятельности

    Для меня важнее остаться на нынешнем месте жительства, чем получить повышение или новую работу в другой местности

    Я всегда искал работу, на которой мог бы приносить пользу другим

    Соревнования и выигрыш – это наиболее важные и волнующие стороны моей карьеры

    Карьера имеет смысл только в том случае, если она позволяет мне вести жизнь, которая нравится

    Предпринимательская деятельность составляет центральную часть моей карьеры

    Я бы скорее ушел из организации, чем стал заниматься работой, не связанной с моей профессией

    Яне хочу, чтобы меня стесняла какая-нибудь организация или мир бизнеса

    Я предпочел бы оставаться на одном месте жительства, чем переехать в связи с повышением

    Я хотел бы посвятить свою карьеру достижению важной и полезной цели

    Я чувствую себя преуспевающим только тогда, когда я постоянно вовлечен в решение трудных проблем или в ситуацию соревнования

    Выбрать и поддерживать определенный образ жизни важнее, чем добиваться успехов в карьере

    Я предпочитаю работу не связанную с командировками

    Ради новой должности я бы не сменил место жительства

Ключ к тесту:

Бланк ответов служит одновременно ключом для обработки результатов.

    Подсчитайте сумму баллов в каждом столбце (кроме четвертого столбца)

    В четвертом столбце найдите сумму отдельно к вопросам 4,12,20 и отдельно к вопросам 28,36,41.

    Найдите среднее значение для каждой шкалы. Для этого каждую полученную сумму разделите на количество вопросов – 5, а в четвертой шкале оба значения на 3.

    Полученные значения сравниваются между собой. Ведущей карьерной ориентацией является та шкала, по которой испытуемый набрал большее количество баллов.

1 столбец

Профессиональная компетентность

2 столбец

Менеджмент (руководство)

3 столбец

Независимость (самостоятельность)

4 столбец

Стабильность работы (4,12,20)

Стабильность места жительства (28,36,41)

5 столбец

Помощь людям

6 столбец

Вызов обществу

7 столбец

Совмещение стилей жизни

8 столбец

Предпринимательство

Интерпретация результатов

Опросник содержит 8 диагностических шкал измерения карьерных ориентации («якорей карьеры»).

1. Профессиональная компетентность. Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать его способности. Одновременно такой человек ищет признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем его мастерству. Он готов управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для него особого интереса. Поэтому многие из этой категории отвергают работу менеджера, управление рассматривают как необходимое условие дли продвижения в своей профессиональной сфере. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающим принятие компетентных решений.

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеет ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация проявляется сильнее. Такая работа требует навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3. Автономия (независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная одежда). Конечно, каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию.

4. Стабильность . Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности - стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, или хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли. Человек с такой ориентацией - его часто называют «человеком организации» - ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места». Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей роста.

5.Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т. д.

5. Вызов. Основные ценности при карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша-проигрыша». Процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контракт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становится скучно.

6. Интеграция стилей жизни . Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья, или только карьера, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, чем конкретную работу, карьеру или организацию.

7. Предпринимательство . Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное - создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

(Для экономии времени можно раздать распечатку интерпретации на каждую парту).



Поделиться