Железнодорожная линия кривандино - рязановка. Кривандино - Рязановка расписание электричек (пригородных поездов) Кривандино рязановка

Есть на окраине Московской области примечательная малодействующая железная дорога. Почему примечательная? Даже после того, как основное назначение дороги - перевозка торфа - ушло в прошлое, по однопутной неэлектрофицированной линии ежедневно продолжает курсировать пассажирский поезд, состоящий из маневрового тепловоза ЧМЭЗ и одного плацкартного вагона.

Протяжённость железнодорожной линии Кривандино - Рязановка составляет 53 километра. Железнодорожная линия пролегает по территории Шатурского и Егорьевского районов Московской области.

Линия Кривандино - Рязановка была сдана в постоянную эксплуатацию в 1944 году. Железная дорога была построена в кратчайшие сроки - за несколько месяцев. При строительстве использовался труд военнопленных, вблизи железнодорожной линии находятся их кладбища.

В первые несколько лет работы железнодорожной линии Кривандино - Рязановка её протяжённость была примерно на 5 км больше - действовал участок от нынешней станции Рязановка до села Радовицы. На южной окраине Радовиц по первоначальному проекту предполагалось строительство центрального посёлка крупного торфопредприятия. Строительство посёлка началось, однако затем было принято решение о его переносе на 5 километров севернее. На этом месте был построен центральный посёлок, известный ныне под названием Рязановка (официальное название - Рязановский).

Основным грузом на железнодорожной линии Кривандино - Рязановка с момента её открытия и до 2009 года был торф. В 1990-е годы линия Кривандино - Рязановка называлась в числе немногих малодеятельных участков Московской железной дороги, работающих рентабельно. Объём перевозки торфа всегда был большим. Каждый день линия пропускала несколько грузовых составов с торфом. Грузовые поезда (как и пассажирские) водили исключительно тепловозы ЧМЭ3.

С начала 1990-х годов пассажиропоток на линии Кривандино - Рязановка резко возрос благодаря тому, что в окрестностях станции Рязановка появился гигантский массив садово-огородных участков. Под размещение садово-огородных участков была выделена территория торфяного массива между сёлами Радовицы и Алфёрово (добыча торфа на ней прекратилась в 1980-х годах). Число садовых участков участков вскоре достигло нескольких тысяч. Поезд Кривандино - Рязановка, состоявший в то время из трёх вагонов, в дачный сезон нередко был переполнен.

В 2008 году с связи с отказом Шатурской ГРЭС (основного потребителя торфа) от использования торфяного топлива перевозка торфа прекратилась. Также сократился и объем "дачных" пассажирских перевозок, в связи с тем, что многие дачники пересели на автомобили. Существующий минимальный объём грузового движения недостаточен для того, чтобы окупить существенную часть расходов на содержание 53-километровой линии. Пассажирское движение - вероятный «кандидат» на отмену. Сейчас "чудо-поезд" состоит из одного вагона, число пассажиров минимально - на участке Сазоново - Рязановка вагон нередко пустует. Увидеть этот "чудо-поезд", пройтись по живописным местам Мещерской низменности, где пролегает железная дорога - это стало нашей целью в прошедшие выходные. Наш путь лежал от станции Сазоново до пл.47 км.

До станции Сазоново мы добрались на машине. В селе Середниково, у церкви Николая Чудотворца сворачиваем с асфальтированной дороги вправо (если Вы едите со стороны Москвы). Далее перед нами неасфальтированная дорога, но она является вполне проходимой даже для городской машины, но имейте в виду: если клиренс вашего авто не более 15 см, то Вы неизбежно будете цеплять траву днищем. Едем до железнодорожных путей, но не поворачиваем на переезд, а берем левее, на следующей развилки поворачиваем направо (несмотря на то, что дорога прямо покажется более укатанной - это тупик, который приведет Вас к шлагбауму пилорамы).

Доехав до станции, мы увидели две припаркованных машины с подмосковными номерами: кто это - "геокешеры" или охотники (в Шатурском и Егорьевском районах немало охотничьих угодий) - неизвестно, но довольно новые машины не вписывались в колорит полуброшенного поселка, поэтому вряд ли это были местные жители. Мы оставили свою машину рядом и отправились к путям железной дороги.







На путях станции Сазоново стоит довольно много старых, прогнивших насквозь вагонов и платформ. Всё ценное с них уже сняли, некоторые платформы ещё сцеплены "тормозными рукавами", а некоторые уже стоят "сами по себе" на заросших травой ржавых рельсах.

Светофоры уже не имеют сигнального значения, демонтирована стрелка на ответвление на Пилево. Линия Сазоново-Пилево, протяженностью 33 км, функционировала с 1976-го года. Эта железнодорожная линия была построена главным образом для вывоза торфа, добытого Мещерским торфопредприятием (находится в посёлке Болонь, вблизи станции Пилево), а также для обслуживания деревообрабатывающего завода и других предприятий посёлка Радовицкий Мох.

При строительстве линии Сазоново - Пилево предполагалось, что на ней будет пассажирское движение. Однако планы не осуществились, регулярного пассажирского движения на линии никогда не было. Железнодорожная линия Сазоново - Пилево работала до осени 2008 года.

Сейчас железнодорожная линия Сазоново - Пилево законсервирована. Рельсы пока лежат на всём протяжении, однако стрелочные переводы на станции Сазоново демонтированы, путь зарастает травой.

Наш путь по более "живой линии" - по направлению к станции Рязановка. Железная дорога проходит по насыпи среди заболоченных участков лесу, поэтому поначалу нас просто "облепили" комары и оводы, а потом... Потом мы привыкли не обращать на них внимание и двигались дальше.








Несмотря на то, что на этой железнодорожной ветке продолжается движение поездов, путь находится в плачевном состоянии. Бетонные шпалы местами разломлены, а деревянные подгнили. Видимо, давно не было путевых рабочих на этой ветке: болты, состыковывающие шпалы и рельсы, давно не подкручивались, рельсы неслабо вибрируют при движении поезда.

Через пару километров пути дорога идет на подъем, меняется окружающая природа: вместо болот мы видим уже "сухой" лес с преобладанием берез.

От станции Сазоново мы прошли около 5 км и увидели следующую платформу на пути в Рязановку - 47 километр. О том, что здесь находится платформа, извещает только довольно свежая табличка "Остановка первого вагона", больше это место ничем не отличается от остального пути. Тем не менее, "чудо-поезд" делает здесь остановку.

Зачем нужна остановка среди глухого леса? Наверное, здесь когда-то было поселение: об этом свидетельствует и старый фонарный столб, "спрятавшийся" в ветвях дуба. Увидев еле заметную тропинку, мы двинулись по ней, и вскоре наткнулись на остатки забора с калиткой! На калитке крупными буквами написано: "Осторожно, злая собака". А далее увидели заброшенный деревенский домик. В доме осталась некоторая утварь в одной из комнат, во второй - провалился потолок. Неподалеку мы обнаружили ещё несколько похожих домов - заброшенное поселение, в виду своей удаленности от населенных пунктов, сохранившиееся в том виде, в котором его бросили. В домах осталась мебель, одежда, в одном из домов обнаружили даже телевизор! Но даже если объект скрыт от мародеров, то время берет своё: в домах проламываются крыши и проваливаются деревянные полы.












На окраине "поселка" мы обнаружили погреба под картошку, выполненные в "классическом советском стиле".

Строения окружены крапивой "по пояс", но крапивы опасаться не стоит: стоит опасаться змей, которые здесь обитают.





Данное поселение не нанесено на карты, лишь на некоторых картах прочерчена дорога, которая пересекает эту железнодорожную ветку два раза. Первый - чуть выше (севернее) поселка станции Сазоново, второй - как раз в районе платформы 47 км и заброшенного поселка. Эта дорога есть на некоторых картах, но в реальности около платформы 47 км вместо дороги Вы увидите лишь узкую еле заметную тропинку, поэтому не стоит пытаться проехать по ней даже на внедорожнике!

Не пытайтесь проехать до этого места не велосипеде: по шпалам езда на велосипеде вряд ли покажется Вам приятной, тропинок рядом с железнодорожной веткой нет.

Осмотрев поселение, мы двинулись в обратный путь. Лишь немного отошли от платформы 47 км, как вдалеке заметили тепловоз, направляющийся в Рязановку! Вот он - "чудо-поезд"! К тепловозу был прикреплен один вагон, пассажиров в нем не разглядели.

Когда мы подходили к станции Сазоново, мы вновь увидели "чудо-поезд": теперь он ехал от Рязановки по направлению в Кривандино, сделал остановку в Сазоново, постоял там около минуты и двинулся дальше.

Проводив взглядом поезд, мы двинулись к своей машине: далее нам предстояла дорога домой...

В качестве исторической справки использовались материалы:

Текущее расписание электричек Кривандино - Рязановка включает 3 электричек (пригородных поездов, дизелей), которые соединяют эти станции, среди которых есть утренние, дневные, вечерние. Рекомендуется самая скоростная электричка(пригородный поезд), которая отправляется в 21 ч 05 м со станции Кривандино и прибывает на станцию Рязановка в 22 ч 53 м. Если же в пути необходимо провести максимально долгое время, стоит выбрать в расписании электричку номер 6694 сообщением Кривандино - Рязановка, в этом случае поездка займет 1 ч 48 м. Между станциями Кривандино и Рязановка этот электропоезд проезжает 7 остановок. Среди них Осаново(21.25), Пожога(21.41), Бармино(22.15), 47 Км Остановочный Пункт(22.38), на которых есть возможность сделать пересадку на электрички других направлений. На этой странице всегда можно узнать расписание электричек Кривандино - Рязановка, в том числе сезонное, действующее летом и зимой. Перед планированием поездки по маршруту Кривандино Рязановка ознакомьтесь сначала с расписанием на нашем сайте, а также уточните это расписание на ближайшем вокзале, так как возможны некоторые оперативные изменения.
Билеты на электричку Кривандино - Рязановка можно приобрести в кассе ближайшего вокзала.

Про поезд на линии Земцы - Жарковский, который принято называть самым медленным поездом в России. Но и в Подмосковье имеется его аналог. Только ходит он почаще: не два раза в неделю, а трижды в день. Но тоже весьма нетороплив.

Итак, прибываем в Кривандино. Электричка уходит дальше, на Черусти:

Старое станционное здание 1912 года постройки:

А рядом домик дежурного по станции конца 30-х. Такой же, например, есть на БМО в Нерской:

На соседнем пути стоит маневровый с составом:

А за ним спряталась вторая, низкая платформа станции, куда и свернули почти все, вышедшие в Кривандино из электрички. "Все" - это человек пять. И я в их числе. У платформы нас ждал рельсовый автобус РА1-0019:

Не спрашивайте меня, что делает человек в правой части кадра:) Кстати, я, до этого, на РА1 никогда не ездил. Салон тот же, что у знакомых РА2:

Сиденья шире расставлены, чем в электричке, и окна шире. Зато на них спать не очень-то завалишься, как в плацкартном вагоне, который ходил тут пятнадцать лет назад. Да и ощущения совсем другие: застучал дизель под полом, задребезжали багажные полки, гудок - и мы поехали:

Сначала за окнами тянулись предместья Кривандино, склады и дачные участки. А потом начался густой сосновый лес:

Изредка прорезаемый речушками:

Скорость поезда - не более тридцати километров в час. Иногда падает ещё ниже. Снимать, понятное дело, приходится через стекло - но окна достаточно чистые. Пассажиров в вагоне человек шесть - семь, не больше. Из леса выбегают домики дачек:

Хотя за деревьями и двухэтажки видно:

Это первая остановка - Осаново. Здесь не только сходит половина пассажиров, но и подсаживаются двое. Похоже, все пассажиры этого поезда друг с другом знакомы - здороваются, спрашивают, как дела:

Раньше лес подходил прямо к путям, но потом, согласно небезызвестного распоряжения по РЖД, его вырубили вдоль линии метров на пятнадцать. Поэтому из вагона стало возможным видеть кривые, в которые не спеша ввинчивается наш вагончик:

Следующая остановка - Пожога. Пристанционный посёлочек небольшой:

Зато здесь сохранилось здание вокзала, возможно, времён постройки этой линии - 1944 год:

Чуть ниже добавлю ещё одно его фото. А на окраине посёлка - заснеженное футбольно-волейбольное поле, посреди которого стоит невесть, как заехавшая в эти сугробы "Волга":

Но красиво же:

Такие места очень любит ed4mk_0024 ;)

Тормозим возле платформы 29 километр. Из вагона выходит человек:

И уходит по еле заметной тропинке прямо в густой лес:

Ну, вот правда же! Прямо в лес! Куда он пошёл?

Потом уже по карте посмотрел - там, в полукилометре, деревня Малеиха. Как в тайге... А ведь это Московская область. Казалось бы, меньше ста пятидесяти километров от Москвы - а Мегафон не ловит вообще, а МТС всего две "палочки" показывает.

В вагоне, кроме меня остался один пассажир. Я изначально не планировал ехать до конечной - там стоянка всего десять минут, что за это время успеешь? Сделать пару кадров, да, пардон, оправиться:) Поэтому планировал доехать до Сазоново - бывшей узловой станции, откуда отходила линия на Радовицкий - Пилево. Но, потом, рассудил, что под снегом всё равно многого не увидишь, и решил выйти, как и пятнадцать лет назад, на станции Бармино. Там рядом хоть какая-никакая цивилизация имеется. И вот, я слез на узенькую платформу, а РА1 покатился дальше:

Очень не спеша:

Процитирую самого себя десятилетней давности: Станция Бармино - это что-то фантастическое. Рельсы, скрытые снегом, платформа из пары железобетонных плит, положенных на насыпь, небольшой панельный домик диспетчера с приглушённым светом, струящимся из одного из окон сквозь плотные шторы - и бескрайнее заснеженное поле вокруг... В нескольких сотнях метров от станции - разрушенный и заброшенный кирпичный завод, за ним начинается густой, почти что чёрный в наступающих сумерках лес... Ничего не изменилось:

Только, разве что, из домика ДСП исчезли сидевшие там пятнадцать лет назад дежурные:

Вид в сторону Кривандино:

У меня было чуть больше часа, что бы прогуляться до расположенного рядом со станцией села Середниково. Прогуляться-то я прогулялся, да вот обратно к поезду чуть не опоздал. Но, всё-таки, успел. От Рязановки в салоне был один-единственный пассажир, вместе со мной тоже никто не садился:

Снова неспешный ход вагона, мерное урчание дизеля, изредка набирающего обороты, громкий перестук колёс на стыках, да дребезжание багажных полок. И - густой лес Мещёрского края за окнами:

Лично у меня эта линия стойко ассоциируется с другой железной дорогой, так же проходившей через леса Мещёры - узкоколейной линией Тумская - Рязань. Той самой, о которой писали, когда-то, Паустовский и Есенин. А ведь та линия находилась совсем недалеко от линии на Рязановку - всего в каких-то тридцати километрах, и они, даже, имели соединение через ветку Сазоново - Пилево. Но увы, это всё осталось в далёком прошлом. На остановках в вагон подсаживались по одному, по двое пассажиры. Вот и снова бывшая станция Пожога.



Поделиться