Постановка звука п. «Позор!» — кричала публика на премьере «Иоланты» в постановке Андрия Жолдака

Постановка звука “Т” — наша сегодняшняя тема. Если эта проблема актуальна для вас и вашего малыша… Если ваш ребенок вместо слова “футбол” говорит “фукбол”.

А еще, если:

  • переставляет согласные (таблетка — таблекта),
  • теряет “Т” (птичка — пьичка),
  • заменяет (дети — деци).

Тогда читайте нашу статью. В ней мы расскажем о том, как поставить звук “Т” у ребенка, как закрепить его произношение в повседневной речи.

Правильная артикуляция звука “Т”

Чтобы отчетливо произнести “Т”, надо:

  • слегка разомкнуть губы и зубы;
  • языком упереться в передние верхние резцы;
  • поднять мягкое небо;
  • обратить внимание на то, что воздушная струя должна быть толчкообразной;
  • не включать голос.

При произнесении мягкого “Ть” в альвеолы у верхних зубов упирается выгнутая спинка языка передней своей частью, а его кончик находится у нижних резцов.

Причинами того, что звук “Т” произносится неправильно, когда формирование речевого аппарата завершено, может быть нарушение мышечного тонуса органов артикуляции либо трудности при дифференциации с другими звуками.

Постановка звука “Т” поэтапно

Классическими приемами коррекционной работы в логопедии являются подготовительный этап, постановка звука, его автоматизация и дифференциация.

Подготовительный этап

На подготовительном этапе проводится артикуляционная разминка, чтобы подготовить к работе речевой аппарат.

Последовательно выполните такие упражнения:

На этом этапе важно также проделать дыхательные упражнения, чтобы при произнесении проблемного звука научиться регулировать силу воздушной струи:

Познакомьте ребенка с характеристикой “Т”:

Покажите на картинках слова с этой буквой, обратите его внимание, как она выглядит и как звучит:

Постановка звука “Т”

Есть несколько способов для логопедов, используя которые можно поставить “Т”:

  • по подражанию;
  • механический;
  • от других звуков;
  • артикуляционная гимнастика.

Давайте разберем каждый из них подробнее.

По подражанию

Покажите малышу перед зеркалом, как расположить язычок; продемонстрируйте, как толчками выходит воздух; акцентируйте его внимание на то, что голос при этом не образуется.

Спросите его: “Как стучат в дверь, когда хотят зайти? Правильно, тук — тук”.

Чтобы научить ребенка говорить букву “Т”, попросите его улыбнуться, и немного высунув язычок, плюнуть. Отработав такой навык, можно учиться произносить “Т” уже с правильным положением язычка.

Используйте иллюстрированный материал, чтобы создать визуальный образ звука.

Для фонематического восприятия называйте слова с “Т”, пусть ребенок научится определять его на слух.

Для формирования кинестетического образа малышу будет интересно ощутить короткие воздушные толчки на своей ладошке при произнесении этого звука.

Механический способ постановки “Т”

Если произносить “Та”, положив язык между зубами, а в это время шпателем немного поднять верхнюю губу, то такой прием приводит к тому, что кончик языка занимает правильную позицию за верхними зубами и становится возможным правильное произношение.

Постановка “Т” от других звуков

“Т” можно поставить от “П”. Для этого попросите ребенка повторять “па-па-па”, держа широкий язык между губами. Теперь пусть он широко улыбнется, продолжая повторять то же самое. Вместо “П” слышится “Т”.

Чтобы поставить “Т” от “С”, нужно слегка прикусив язык, попытаться произнести “С”, а потом ритмично смыкать и размыкать зубы. Будет получаться звук “Т”.

Чтобы снять излишнее напряжение во время постановки и расслабить мышцы лица, можно помассировать их подушечками пальцев. А еще — вздохнуть, а потом выдыхая, сказать “Уфф” и улыбнуться:)

Артикуляционная гимнастика для “Т”

Целью артикуляционной гимнастики, как способа постановки звука, является укрепление мышц речевого аппарата, увеличение его подвижности, отработка нужного подъема языка, развитие его гибкости, освоение навыка им управлять.

Выполните комплекс, состоящий из следующих упражнений:

Автоматизация “Т”

Чтобы поставленный звук в повседневной речи звучал уверенно, его надо закрепить. Поэтому на этапе автоматизации его произношение отрабатывают в слогах, словах и предложениях.

Если с ребенком повторять слова, разучивать чистоговорки и стихи, отгадывать загадки, где есть эта буква, проговаривать скороговорки, читать тексты, играя, а не сидя за столом, то процесс освоения нужного звука пойдет значительно быстрее.

Повторяйте вместе с ребенком слоги:

Поиграйте в слова:

Прочитайте чистоговорки со звуком “Т”:

Постарайтесь выговаривать “Т” в скороговорках:

Отгадайте загадки на букву “Т”:

Объясните значение фразеологизмов на букву “Т”:

Повторите предложения:

Дифференциация “Т”

На этапе дифференциации у дошкольников развивается навык различать “Т” и созвучные ему “Д”, “К”, “Г”.

Уметь дифференцировать звуки — это значит, понимать отличие в артикуляции, фонематическом звучании, определять их местоположение в составе слова.

Здесь тот же алгоритм. Проблемный звук отрабатывается в паре с близким по звучанию в слогах, словах и предложениях.

Итак, прочитайте слоги:

Слоги “Та”, “Ка” есть в начале и в конце слов, назовите их:

Слова для дифференциации “Т”:

Вставьте нужную букву:

Прочитайте словосочетания и предложения:

Разучите стихи:

Попробуйте повторить без запинки:

А теперь задание для детей и взрослых — поиграйте в игры.

Как добраться к домику? Только отгадывая слова 🙂

Помогите бабушке и дедушке собрать картинки:

Точку ставить еще рано

Чтобы, уже имея в своем арсенале правильно поставленный звук “Т”, не продолжать говорить по привычке, ребенку нужна поддержка взрослых и мотивация. Находясь в кругу сверстников, так легко расслабиться и перестать контролировать себя.

Но зато как можно гордиться собой за то, что собственными усилиями, терпением, упорством смог одолеть непокорный звук. Не без помощи взрослых, конечно. 🙂

Теперь он звучит правильно. А малыш готов к новым свершениям!

Чайковский Dreams в Михайловском театре

Настоящий скандал в Михайловском оперном театре в Санкт-Петербурге - вот уж премьера так премьера! Постановка «Иоланты» Чайковского, которую осуществил режиссер Андрий Жолдак вместе с дирижером Петером Феранцем и автором мультимедиа Глебом Фильштинским, вызвала настоящую бурю: сквозь овации и крики «браво!» были слышны единичные вопли типа «позор!» и «издевательство над русским искусством!» Спектакль шел при полном аншлаге и ажиотаже: билеты были распроданы задолго до премьеры, журналистам по причине отсутствия мест отказывали в аккредитации, родственников распихивали по галерке… Кто бы мог подумать, что классическая музыка в разгаре XXI столетия может возбудить такие оперные страсти!

Андрий Жолдак имеет репутацию режиссера-провокатора и даже хулигана. Что весьма удивительно, потому что его режиссура вовсе не является более радикальной, чем художественные поиски и происки его коллег - мировых и российских. Но что-то в самом Андрии будоражит людей. Зная его лично, попробую предположить: он искренен и честен. Он на самом деле чувствует, видит и слышит именно так, как ставит. И потому кажется не вполне адекватным - как и все, кто уверен в своей художнической правоте и гениальности, а потому не слишком озадачен дипломатией и политкорректностью. Пока Жолдак работал над спектаклем, пробуя, придумывая, фантазируя, фонтанируя, отвергая придуманное, он, похоже, переругался со всем театром. Часть артистов просто отказались работать. Кто-то прямо перед премьерой заболел. В этой атмосфере истерики родился спектакль несовершенный, но невероятно сильный, наполненный противоречиями и провокациями, но в главной своей идее - цельный и правильный, раздражающий и вызывающий досаду, но при этом рождающий чувство сопричастности чему-то высокому и духовному. Короче говоря, «плохой» хороший спектакль.

Почерк Жолдака легко узнается с первых минут. Конечно, все начинается в тишине. Конечно, на сцене стюарды в белоснежных наколках и перчатках что-то сервируют. Конечно, сам живой Петр Ильич Чайковский сидит за столиком, и из-под его пера рождается партитура. Кстати, Чайковский не впервые присутствует в качестве онлайн-творца своей музыки на сцене. В недавней амстердамской «Пиковой даме» в постановке Стефана Херхайма композитор весьма активно участвовал в действии, что лишь доказывает: придумать нечто новое в оперной режиссуре непросто.

Только когда мы видим первые ноты вступления на гигантском проекционном экране, вступает оркестр. Видеопроекция и свет в этом спектакле - важнейшая составляющая пространственного решения. Глеб Фильштинский создал истинный шедевр, соединив реальные декорации (художником спектакля выступил сам Жолдак вместе со своим сыном Даниэлем) с игрой видео и света. Работа Фильштинского не имеет ничего общего с жалкими дизайнерскими «фонами» и анимационными «комментариями», которые уже набили оскомину и превратились в провинциальный штамп. Здесь благодаря мультимедиа творится настоящее волшебство: меняется конфигурация пространства, выстраиваются виртуальные трехмерные миры, которые сопрягаются с материальным миром жестких декораций. Огромная обрамленная стена становится прозрачной - и мы сквозь нее видим картины-флешбэки детства Иоланты. Иногда из этой гигантской картины являются призраки, причем качество видео такое, что не сразу понятно: живой артист перед нами или изображение. Артисты вступают с изображениями в реальный контакт: берут их за руки, материализуются, истаивают… Иногда картина становится глухой стеной, иногда превращается в зеркало, за которым таится мистический мир зазеркальных двойников.


Фото предоставлено пресс-службой театра.

Все это - не шоу, призванное удивить спецэффектами. Создатели спектакля воспроизводят на сцене «множественные состояния бытия» по выражению Рене Генона. Все существует всегда и везде. Сегодняшний день, прошлое, тонкий мир призраков, божественный мир ангелов, мир художественного творчества, в котором главным героем становится композитор, мир снов, в которых героиня угадывает существование чего-то иного, кроме тьмы, мир театра, в котором мы здесь и сейчас смотрим спектакль, - все эти реальности не кажутся эклектичным полетом буйной фантазии авторов. Они синтезируются в единое целое, и как это достигается - Бог его знает.

Спектакль пронизан состоянием духовного и даже религиозного поиска. При всех бытовых деталях, которыми так классно умеет пользоваться Жолдак - включая кинематографическую достоверность интерьеров и обожаемые им цитаты из киноклассики (в данном случае - Тарантино), - в этой истории Иоланты нет ничего бытового и приземленного. Дочь короля Рене в версии Михайловского театра - уж точно не девушка с ограниченными возможностями, которой сделали удачную операцию. Обретение света и дара зрения авторы трактуют в строгом соответствии с концепцией Петра Ильича, который к моменту создания своей последней оперы был не просто увлечен поисками духовной истины, но и вполне определенно обрел ее в христианстве.

Финал спектакля - открыт. После экстатического заключительного хора режиссер вновь погружает действие в тишину. Готовятся к свадьбе Иоланты и Водемона. Но состоится ли она? Не продолжит ли героиня дальше свой путь к свету через отречение от всего мирского?

Теперь о «плохом». Конечно, Андрий Жолдак - человек драматического театра. При всей своей музыкальности и способности выстраивать действие, интуитивно повинуясь внутреннему ритму и драматургическим законам, не связанным с вербальным текстом, он и к музыкальному тексту относится точно так же. Что опасно: дробить оперу, тем более не номерную, а такую, как у Чайковского - со сквозным развитием, рвать музыкальную драматургию паузами и остановками - это значит вступать с композитором в драматургическую войну, в которой победа точно будет за Чайковским. Тем не менее включение в ткань партитуры адажио из «Щелкунчика» получилось интересным. Известно, что «Щелкунчик» традиционно соотносится с «Иолантой»: одноактную оперу принято соединять с сюитой из балета. Жолдак разделил свой спектакль на два акта (второй начинается с появления рыцарей) и придал адажио роль смысловой и эмоциональной кульминации.


Фото предоставлено пресс-службой театра.

К числу досадных недостатков спектакля приходится отнести характерный для режиссера перегруз деталями, лишними персонажами, подробностями, движениями. Возможно, в драме это и уместно, но в опере такой необходимости нет: музыка все равно главенствует. И потому Иоланте совершенно не нужно отмахиваться от невидимых мух в эпизоде перед операцией, пианистке, начинающей играть адажио, не следовало топорно изображать игру на пианино, когда музыку уже подхватил оркестр, и уж точно не стоило двум загадочным старичкам натирать полы и смахивать пыль с оконных рам. Уж если такой режиссер, как Жолдак, повелся на штамп под кодовым названием «оперный клининг», то этот феномен точно заслуживает серьезного исследования. Возможно даже с привлечением психотерапевтов: что же все режиссеры так помешались на желании подметать и протирать пыль?!

Музыкальная сторона спектакля вызвала огорчение. Михайловский театр всегда являл высокий уровень состояния оперной труппы. «Иоланта» породила очень много вопросов. Марии Литке было откровенно сложно справляться с заглавной партией. Не очень точная интонация, столь же неточная артикуляция, явные затруднения на верхних нотах, особенно на пьяно. Еще более проблематичным оказалось пение Александра Безрукова (Рене). Вокал начался во втором акте, когда на сцену вышли Сергей Кузьмин (Водемон) и Алексей Зеленков (Роберт) - два «сибирских гостя», выписанных из НОВАТа, благо он является близким родственником Михайловского по линии общего руководителя Владимира Кехмана. Кузьмин уже практически стал солистом Михайловского, что очень радостно. Жолдак придумал для их арий остроумное решение: оба артиста поют свои хиты именно как концертные номера - стоя на авансцене, срывая овации и охотно кланяясь публике (задник в этот момент превращается в зеркальное отражение зала Михайловского театра). Но даже их сильные голоса ухитряется потопить в нескончаемом фортиссимо дирижер Петер Феранец. Увы, не удалось маэстро передать экспрессию музыки Чайковского в органичном единении с голосами. Ведь форте - это еще не эмоция. Или уже не эмоция.

При всей неоднозначности увиденного и услышанного невозможно отделаться от чувства, что спектакль состоялся. А крики «позор!» в данном случае вряд ли имеют иной смысл, кроме повышения градуса восприятия. И если спектакль «наберет» в музыкальном отношении - что вполне реально, коль скоро будет стоять такая задача, - то «Иоланта» в Михайловском станет не «издевательством над русской культурой», а ярким ее событием.

Санкт-Петербург.

[Т] является звуком раннего онтогенеза и, при условии нормального речевого развития, появляется у детей примерно в полтора года. Если у ребенка старше трех лет он отсутствует, требуется постановка звука [Т]. Для его постановки обязательно нужно учитывать особенности артикуляции.

Как образуется звук

При произношении [Т] артикуляционные органы находятся в следующей позиции: губы немного растягиваются, зубы размыкаются, кончик языка соединяется с верхними резцами, воздушная струя резкая, разрывает смычку, голос отсутствует. В исходном положении губы должны слегка приоткрываться, промежуток между зубными рядами примерно 3-5 мм. Язык кончиком ударяется о верхний альвеолярный отросток, соединяясь с ним.

При воспроизведении [Т] мягкое нёбо приподнимается, разъединяются голосовые складки, а воздушный поток носит толчкообразный характер. Звук [Т] согласный, твердый, смычный, переднеязычный, взрывной, шумный, глухой.

Дефекты произношения звука [Т]

  • Искажение . Вместо [Т] слышится звук, не имеющий аналога в родном языке. Назальное произношение фонемы при ринолалии.
  • Отсутствие (элизия) . Артикуляционный уклад фонемы полностью не сформирован. Встречается при тяжелых формах расщелины неба в случае ринолалии.
  • Замена . [Т] заменяется на другую фонему, близкую по акустико-артикуляционному параметру, чаще всего на заднеязычную фонему [К]. При ринолалии наблюдается замена фарингиальным произношением.
  • Смешение . Изолированно [Т] произносится верно, но в спонтанной речи заменяется другой фонемой.
  • Смягчение . Замена твердого [Т] мягким [Ть], недифференцированное употребление этих фонем.
  • Дефект озвончения . Ребенок недостаточно сильно оглушает звук. В речи слышится его звонкая пара [Д].

Подготовительный этап для постановки звука [Т]

Логопедическая работа по постановке любого звука традиционно содержит четыре этапа: подготовительный, собственно постановку, автоматизацию, дифференциацию. Занятие начинается с характеристики артикуляции. Обязательно применять разнообразный наглядный материал: картинный план, артикуляционные профили, ручную модель артикуляции, муляжи, картинки.

Ребенок рассматривает положение артикуляционных органов, определяет характер воздушного потока. Затем с помощью взрослого осуществляет анализ звука по следующему алгоритму: гласный или согласный (имеется ли преграда для выдыхаемого воздушного потока), глухой или звонкий (дрожат ли голосовые связки), твердый или мягкий (приподнимается ли средняя часть спинки к твердому небу).

После знакомства с характеристикой звука необходимо приступать к выполнению артикуляционной гимнастики:

  • Заборчик. Зубы крепко сжимаются, губы растягиваются в широкой улыбке. Удерживать эту позицию примерно десять секунд.
  • Стрелочка. Передний край языка очень быстро перемещается влево и вправо из одного уголка губ в другой.
  • Лепешечка. Распластанный широкий язык располагается на расслабленной нижней губе.
  • Непослушный язычок. Максимально открыть рот. Расположить плоский язык на нижней губе, говорить «пя-пя-пя», шлепая верхней губой.
  • Побег. Проталкивать язык между сомкнутыми зубами.
  • Щеточка. Узким кончиком языка совершать скользящие движения по верхним резцам, переходя к альвеолярным отросткам.
  • Верблюд. Подсасывать кончиком языка конфетку, одновременно цокать, потом широким кончиком выплюнуть конфетку.

Помимо артикуляционных упражнений, гимнастика предполагает выполнение дыхательных упражнений:

  • Футболист. Очень сильно открыть рот, вытащить плоский кончик языка, на резком выдохе задуть легкий шар в игрушечные ворота.
  • Моряк. Подгонять отрывистыми короткими выдохами бумажный кораблик в емкости с водой.

Постановка звука [Т] при дефекте смягчения

Мягкие фонемы характеризуются высоким поднятием спинки языка к твердому небу. Дефект смягчения появляется вследствие повышенного тонуса мышц. На характер дефекта влияет место поражения в коре головного мозга.

Увеличение тонуса мышц языка способствует тому, что он напрягается, оттягивается назад, кончик не выражен. Для устранения этого нарушения применяют логопедические упражнения: горочка, сердитая кошка, лягушонок. Их цель − обеспечение пластичности средней части. В тяжелых ситуациях следует опираться на тактильные ощущения − положить средний и указательный пальцы на язык, чтобы почувствовать расслабление при переходе от мягкого звучания к твердому.

Необходимо продемонстрировать напротив зеркала различие в положении языка и попросить повторить позицию. Затем ребенок воспроизводит за взрослым парные слоги с твердой и мягкой фонемами. При правильном воспроизведении твердого звучания целесообразно незамедлительно приступать к произношению слов.

Постановка звука [Т] при дефекте озвончения

Дефект озвончения проявляется у лиц, имеющих дизартрию или ринолалию, с нарушением голоса и слуха. Его коррекция начинается с подготовительных упражнений: вначале поочередно воспроизводятся вдох и выдох, затем дыхание сопровождается стоном. Сначала упражнение демонстрирует логопед, затем оно выполняется вместе с ребенком, заканчивается самостоятельным выполнением.

Постановка звука [Т] при дизартрии

Применяется несколько методов постановки [Т]:

  • Сплевывание. Считается наиболее эффективным приемом постановки. На фоне непроизвольного движения сплевывания добиваются получения звука [Т], зажав краешек языка резцами, потом переводя шпателем его за верхние зубы.
  • Постановка [Т] по подражанию от слога ТА. Взрослый перед зеркалом предлагает ребенку проговаривать сначала слоги, а потом слова, со слогом ТА. Затем проговариваются фразы-чистоговорки. Чистоговорки можно применять готовые, или придумывать новые совместно с малышом.
  • Межзубный способ. Взрослый демонстрирует ребенку положение язычка. Исходная позиция − язык располагается за зубами и плотно прижимается челюстями с обеих сторон. В такой позиции необходимо сделать глубокий вдох и резко выдохнуть для воспроизведения звука. Добившись межзубного звучания, переместить язык за зубы.
  • Оглушение. Оглушить [Д] − произнести шепотом.
  • От звука [П]. [Т] вырабатывается как производная фонема от [П]. Начинают с нескольких повторений слога ПА, прижавшись самым широким местом кончика языка к нижней губе. Затем необходимо проговорить исходный слог улыбнувшись, при этом должно слышаться ТА-ТА.
  • Механическим путем от слога ПА. Кончик языка в межзубном положении, постановка на фоне [П]. Необходимо многократно воспроизвести слог ПА, одновременно губы раздвигаются при помощи большого и указательного пальцев. При верном выполнении должен послышаться слог ТА.

Автоматизация и дифференциация звука [Т]

После того как ребенок смог верно произнести [Т], необходимо переходить к его автоматизации − закреплению правильного произношения. Начинать автоматизацию следует с развития фонематического слуха − восприятия фонем на слух. Ребенку предлагают вычленить звук из числа фонем, похожих по акустико-артикуляторным характеристикам; вычленить его из ряда слогов; вычленить звук из ряда слов; определить его наличие и местоположение в слове. В начале автоматизации и при недостаточном уровне речевого развития необходимо начинать с далеких по акустико-артикуляционным характеристикам звуков.

Затем переходят к автоматизации фонемы в изолированном виде. Отрабатывается на резком выдохе с использованием игр-звукоподражаний.

Потом необходимо познакомить ребенка с буквой, которая обозначает звук [Т] на письме. Объяснить, чем отличается звук от буквы: звук слышат и говорят, а букву видят, пишут и читают. Подбирают предметы окружающего мира, внешне напоминающие букву Т.

В случае необходимости, тренируется правильное написание буквы. Применяются разнообразные графические упражнения, нацеленные на развитие моторики рук и тренировку получения адекватного изображения буквы. Когда ребенок хорошо говорит звук [Т] изолированно, начинают автоматизацию фонемы в слогах, в словах, в предложении, в связной речи.

После автоматизации звука переходят к его дифференциации − различению от других звуков. Она проводится по аналогии с автоматизацией: изолированно, в слогах, словах, предложениях, связной речи. Дифференцируют сначала далекие по акустико-артикуляционным характеристикам звуки, заканчивая фонемами, имеющими сходное звучание и артикуляцию. Постановка звука [Т] считается законченной, если ребенок всегда произносит [Т] безошибочно, в том числе в спонтанной речи.

Формирование звуков заканчивается к 5 годам. Если после 5 лет малыш не произносит какие-либо звуки, обратитесь к логопеду за консультацией. Чтобы поставить ребенку правильные звуки, регулярно проводите гимнастику даже в том случае, если не видите проблем с речью. Чтобы проводить занятия с пользой, важно самому научить правильно выполнять все упражнения.

Можно выделить частые ошибки, допускаемые в произношении звука Т:

  • замена звука Т (он является переднеязычным) на Г и К (они называются заднеязычные);
  • смешение или перестановка согласных, находящихся рядом со звуком Т (“скатан” вместо “стакан”);
  • после П или К звук Т теряется, заменяется на смягчение (“пьичка” вместо “птичка”);
  • замена звуков Ч и Ц на Т(“девотька” вместо “девочка”, “Пеця” вместо “Петя”).

У деток, которые заменяют звук Т на какой-либо другой, часто наблюдается неправильная артикуляция. Ребенок поднимает язык к небу, в то время как кончик языка должен упираться в передние зубы.

Причины неправильного произношения заключаются в следующем:

  • сбои в работе артикуляционного аппарата (речевых органов);
  • слабая развита нижняя челюсть, из-за чего она неактивна во время речи;
  • плохо развиты органы слуха, из-за чего ребенок на слух не различает звуки;
  • подражание взрослому, у которого проблемы с правильным произношением.

Диагноз может поставить только логопед. А родители в свою очередь могут заниматься дома теми упражнениями, которые порекомендовал профессионал.

Артикуляционная гимнастика для звука т

Заниматься артикуляционными упражнениями необходимо ежедневно. Приучитесь к тому, что в любое свободное время вы с малышом развиваете речевой аппарат.

  • “Горный ветер”. Поставить язык в положение, описанное в предыдущем упражнении, и подуть как можно сильней. При этом весь речевой аппарат должен быть напряжен.

Постановка звука т при замене на к

  1. Для начала нужно научить малыша различать эти два звука. Для этого можно давать картинки, изображения на которых начинаются на звуки Т или К, а также произносить вслух такие слова. Попросить малыша распределить по группам (К и Т).
  2. Игра “Поймай звук”. Взрослый произносит небольшой ряд буквосочетаний, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит заданный звук.
  • Ищем звук К. Да- ра-ко-со. Са-ло-ку-мы. Ам-да-ка-он ку-ро-ло-кы
  • Ищем звук Т. Ба-та-до. На-ла-то. Аш-бо-от. Жу-ту-фу.

Постановка звука т при дизартрии

В самом начале нужно уделить вниманию разминке языка и снятию тонуса, а также общей гимнастике для речевого аппарата. Для этого применяются логопедические упражнения, перечисленные выше.

  • Поднять и опустить язык, повернуть вправо и влево. При этом язык вытягивается максимально.
  • Затем взрослый предлагает ребенку постучать язычком о верхнее небо (должен получиться звук Т).
  • Для получения мягкого согласного язык сильнее прижимается к небу и больше выдвигается между зубами. При этом проход для воздуха уменьшается.
  • Для отработки звука Т он произносится между двумя гласными (не меньше 10 повторений).
  • Малыш должен поцокать не меньше 20 раз. После этого задание усложняется: цокать нужно на выдохе, а не на вдохе.
  • Ребенку предлагается положить ладонь себе на гортань. После этого произнести звуки Т и Д. Акцентировать внимание на различие вибраций во время произношения звуков Т и Д.

Заключение

Ни в коем случае не давите на ребенка и не требуйте от него быстрых результатов . Постановка звуков – процесс продолжительный. Самое главное – занятия должны приносить малышу удовольствие. В противном случае ребенок закроется и вовсе откажется работать над исправлением своей речи. Также необходимо внимательно следить за правильностью выполнения техники.


Поделиться