Общая часть всех родственных слов называется. Корень слова

Лепихова Елена Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Русско-Высоцкая школа"
Населённый пункт: Ленинградская область, Ломоносовский район, с.Русско-Высоцкое
Наименование материала: конспект
Тема: Как устроен наш язык. Корень как общая часть родственных слов.(урок 32, 2 класс)
Дата публикации: 18.09.2016
Раздел: начальное образование

Урок 32
Тема:
Как устроен наш язык Корень как общая часть родственных слов
Задачи урока
:
Обучающая:
закрепить представление о двух признаках родственных слов (слова, имеющие общую часть, и слова, близкие по значению)
Развивающая
: обогатить словарный запас обучающихся и состав речевой деятельности, расширить тематику самостоятельного высказывания учащихся; учиться делать выводы из наблюдений.
Воспитательная:
воспитывать любовь к родному языку, учитывая особенности лексики различных типов текстов и на основе полученных знаний строить собственные высказывания; воспитывать само стоятельно сть, организованность.
УУД:

Познавательные:
ориентироваться в разнообразии, рефлексия способов и условий действий.
Регулятивные:
применять установленные правила, последовательности действий. Осознание ответственности, социальная компетентность, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности.
1.

Организационный момент.

Слово учителя. Эмоциональный

настрой.
Учитель. Итак, друзья, внимание – Ведь прозвенел звонок. Садитесь поудобнее Начнём скорей урок.
2.Чистописание
На доске слова: звонит, звонят, позвонит - Сегодня на минутке чистописания мы повторим написание строчной буквы В и научимся правильно произносить слова Спишите слова в тетрадь. На какие вопросы отвечают эти слова? Как называются такие слова? Что интересного вы заметили?
3.Словарная работа - В новом словарном слове также встретиться строчная буква в. Откройте словарь в конце учебника. Я вам загадаю загадку, а отгадку вы найдёте в словаре Корова комола, Лоб широк, глаза узеньки. В стаде не пасётся, В руки не даётся. Летом наедается, Зимой высыпается. (МЕДВЕДЬ) Значение слова Ударение Опасное место в слове _Спишите слово в тетрадь -А теперь (показываю знак «работа в паре»). - Придумайте и запишите родственные слова к новому словарному слову. -Какие слова вы придумали? -Как называются такие слова? -Выделите корень.
Взаимопроверка тетрадей.

4Сообщение темы и цели урока.
-Как вы думаете, какая задача стоит перед нами? Чему мы будем должны научиться сегодня на уроке? (Учиться выделять корень, находить однокоренные слова)

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ,

-Давайте проверим по учебнику, верно ли вы определили тему урока (урок 32)
.Слово с деревом похожи, Ведь у слов есть корень тоже. Он, конечно, самый главный Выполняет всё исправно. И назад, и вперёд Слово от него растёт. Часто так случается, Корни повторяются. В разные слова встают, Общий смысл придают. Как слова зовут такие? Дети вместе
однокоренные
-Чтобы правильно выполнить
Упражнение 1
вспомните: - Что называется корнем слова? Признаки родственных слов? Как пишется корень в родственных словах? Читаем задание. Прочитайте образец. У кого есть вопросы по заданию? Кто может помочь? -На доске выполняют 2 строки, 2 следующие – самостоятельно. Кому нужна помощь? -Какое слово нам уже встречалось сегодня на уроке? -Как называются слова, записанные в 1 столбике? Во 2? В 3? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА, При выполнении
2 упражнения
надо быть очень внимательными. Прочитаем задание. -Кто готов ответить на вопросы? -О каком признаке родственных слов зыбыл тот, кто составил эти ряды? -ПРАВИЛО. -РУБРИКА «ОБРАТИ ВНИМАНИЕ»

РАБОТА С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ.

РАБОТА В ПАРАХ. УПРАЖНЕНИЕ 3.

Дополнительно.

Игра «Верно ли что….»
1.Родня ли гусеница гусю? -Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, это наши гусята. - А ты кто? - А я ваша тётка- гусеница. Верно ли, что слова гусь, гусеница, гусёнок являются родственными, т.к. имеют общую часть? 2.Верно ли, что корень- это общая часть родственных слов? 3.Верно ли высказывание «Что бы найти корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них общую часть». (
Если верно – хлопните в ладоши, если нет тишина)

14. Подведение итогов. Рефлексивно-оценочный этап.


- Какая цель была на уроке? Достигли ли мы её? - Что такое корень слова? - Как правильно определить корень в слове? - Какие слова называются однокоренными? - Каковы признаки однокоренных слов? - Пользуясь таблицей, оцените свою работу на уроке. Я понял... Я узнал... Я открыл для себя... Теперь я могу сам... Я легко справился... Мне было трудно... Мне было интересно... Мне понравилось...
(слайд)

- Сегодня на уроке активно работали, и показали хорошие результаты... - Получили оценки... - Спасибо за работу. Урок окончен.
15. Домашнее задание.
- Выучить правило.

Я понял...

Я узнал...

Я открыл для себя...

Теперь я могу сам...

Я легко справился...

Мне было трудно...

Мне было интересно...

Мне понравилось...

Язык - наш учитель. А каждое слово - урок. Особенно интересны уроки однокоренных слов. Вот тракторист. Он водит трактор. Трава подорожник растёт у дороги. Зимовьем называют место, где зимуют. Однокоренные слова помогают понять, как образовалось слово, что оно обозначает. Об этом в уроке «Корень слова. Однокоренные слова». В ходе урока вы понаблюдаете за семьями слов, узнаете, что такое однокоренные слова, что называют корнем слова, убедитесь, что корень в родственных словах пишется одинаково, а ещё понаблюдаете за чередованием согласных в корне.

Учёные подсчитали, что в русском языке примерно 4500 корней. Автор М.А.Рыбникова считала: «Найти корень слова - это значит найти его внутренний, затаённый смысл - то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Тема урока: «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах».

О некоторых словах говорят, что они родственные. Вспомним, что означает это название?

Родственные - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова. Часть этого слова живёт во всех словах-родственниках. Поэтому у родственных слов есть общая часть и общее значение.

Например, сахарница, сахар, конфета - родственные слова?

1. Посмотрим, есть ли в словах общая часть? (У слов сахарница, сахар есть общая часть сахар)

2. Есть общее значение? (Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова?)

Сахарница - предмет чайной посуды для сахара. Значит, сахарница, сахар - родственные слова. Конфета - не родственное слово.

Даны слова: рыба, рыбачить, ловить, рыбка, рыбный, окунь, рыбак.

Соберём семью родственных слов.

Как их узнать? Во-первых, в словах есть общая часть (рыб), во-вторых, есть общее значение. Можно объяснить слова с помощью одного и того же слова.

Рыбачить - заниматься ловлей рыбы. Рыбка - это маленькая рыба. Рыбный - сваренный из рыбы. Рыбак - тот, кто ловит рыбу.

Значит, рыба, рыбачить, рыбка, рыбный, рыбак - родственные слова.

У нас остались слова ловить и окунь .

Подберём к ним только те слова, которые считаем родственными. Окунёк, окунул, улов, ловкий - родственные слова?

Есть ли в словах общая часть? (Окун, лов)

Можно ли объяснить слова с помощью одного и того же слова? Окунёк - это маленький окунь. Значит, окунёк и окунь - это родственные слова.

Окунул - погрузил в жидкость. Окунь, окунул - у этих слов нет общего значения.

Улов - количество рыбы, которую выловили. Значит, ловить, улов - это родственные слова.

Ловкий - искусный, обладающий физической сноровкой. Ловить, ловкий - у этих слов нет общего значения.

Как называется общая часть родственных слов?

Общая часть родственных слов называется корнем.

Корень хранит в себе общее для всех родственных слов значение.

Отметим корень в родственных словах. В словах окунь, окунёк корень окун-. В словах ловить, улов корень лов-.

Родственные слова называют однокоренными, потому что в них один и тот же корень.

Вывод: гласные и согласные звуки разные.

А одинаковые ли буквы? Буквы одинаковые.

Помни секрет корней! Корни родственных слов пишутся одинаково .

Чтобы найти в слове корень, нужно:

1. Подобрать родственные слова. 2. Выделить одинаковую часть.

Найдём корень в словах подарок, выкрикнуть, серебристый .

Подарок - вещь, которую дарят, приносят в дар. Общая часть -дар.

Выкрикнуть - громко крикнуть, издать крик. Корень - крик.

Серебристый - цвета серебра, с серебряным оттенком. Корень - серебр.

К слову снег подберём родственные слова. Узнаем их по описанию значения.

1. Ласковое название снега (снежок).

2. Кристаллик снега (снежинка).

3. Снежная баба (снеговик).

4. Обильная снегом (снежная).

5. Небольшие, плотно скатанные комки снега (снежки).

У этих слов есть общее значение. Понаблюдаем за корнем.

Представьте, что во всех этих словах корень снег. Произнесите каждое слово с таким корнем. Удобно ли вам было произносить «снегный», «снегки» ?

Вы наблюдали закон языка: в корне однокоренных слов одни согласные звуки могут заменяться другими. Такая замена называется чередованием согласных.

В данных словах корень снег-снеж, в корне - чередование букв согласных г-ж.

Какие ещё буквы согласных чередуются в корне однокоренных слов?

Посмотрите на последнюю букву согласного в корне.

пух-пуш ок

ух о-уш ко х-ш

вод ить-вож ак

гляд еть-гляж у д-ж

рек а-реч ка

мук а-муч ной к-ч

вес ы-взвеш ивал

кос а-кош у с-ш

воз ить-вож у

сказ -скаж и з-ж

А в словах лёд-лед яной, ёл очка-ель буква ё заменяет букву е .

Обратите внимание! Корень считают одним и тем же, а слова родственными, если буквы е и ё , г и ж, д-ж, к-ч, х-ш и другие заменяют друг друга.

Как-то

Много лет назад

Посадили странный сад .

Не был он фруктовым,

Был он только словом.

Это слово,

Слово-корень,

Разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада ,

Вот ещё посадки рядом.

А вот

Садовод .

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном!

(Е. Измайлов)

Однокоренные слова: сад, посадили, рассада, посадки, садовод (специалист по разведению садов), садовник (работник, который ухаживает за садом).

Можно ли добавить слова садовый, сажать, сажа, саженцы?

Садовый - имеющий отношение к саду.

Сажать - то же, что садить.

Саженцы - растения, пересаженные из другого места. В корне однокоренных слов происходит чередование согласных д-ж.

А вот сажа не имеет общего значения. Сажа - это чёрный налет от сгорания.

Назовём семью однокоренных слов с корнем УЧ- : учитель, ученик, обучение, учёный, переучивать, заучивать, учительница, учебный, учительская, завуч, научить, учёба.

На уроке вы узнали, что общая часть родственных слов называется корнем. Корни родственных слов пишутся одинаково. Однокоренными называются слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Чтобы найти в слове корень, нужно подобрать родственные слова и выделить в них одинаковую часть.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  3. Padabum.com ().
  • Запиши слово соль и припиши к нему однокоренные слова. Узнай их по описанию значения.

1) Небольшой сосуд для столовой соли - …

2) Класть во что-нибудь соль для вкуса - …

3) Обладающий вкусом соли - …

  • Выпиши из пословиц и поговорок однокоренные слова. Выдели корень.

1) С ложью правда не дружит.

2) В дружном коллективе дела спорятся.

3) Прочёл книжку - с другом встретился.

4) Умей дорожить дружбой.

  • Раздели слова на две группы однокоренных слов.

Вода, водица, водитель, наводнение, проводы, проводница, водяной, водянистый, поводырь.

Морфемическая улыбка

Переделанная песня "Улыбка " - муз. В.Шаинского, м/ф "Крошка Енот"


Общая часть родственных слов, в которой заключено их основное значение, называется корнем .

Приставка перед корнем и обычно служит для образования новых слов.

Суффикс - значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов.

Приставка, корень и суффикс составляют основу слова

Окончание - изменяемая часть слова, которая служит для связи слов и выражает значение рода, числа, падежа, лица.
От приставки станет смысл точней.
Без приставки любой корень сиротинка.
"по" приставь к простому слову "бег"
и увидишь сразу разницу в картинках.
Прибежать и убежать, забежать, перебежать,
отбежать, вбежать, сбежать... Ну, сколько можно?
А за корнем суффикс есть, не один, их всех не счесть...
Не пугайся, всё не так уж безнадежно.

И пускай меняются они,
и кичатся своей значимостью в слове,
в корень зри, он главный и один
остается неизменным в этой своре.
Корень все слова родит: Родина, народ, родник,
род, родня, родименький, урод бездарный...
Родственников надо знать, звать, искать и выбирать,
тех особенно, в которых слог ударный.

Если слово будем мы склонять,
и спрягать, и род менять, менять и числа,
окончанье можно увидать -
штука нужная для связи слов по смыслу.
Вот теперь, наверняка, услыхав издалека
фразу: "мол, моя твоя не понимает" -
будешь знать, кто говорил - части слова не учил
и в сравнении с тобой морфем не знает.
Но, чтоб точно утверждать, слово надо разобрать,
например, простое слово - "улетаю".

^ Песенка львенка


Правописание корней с чередованием гласных а - о в зависимости от места ударения:

-гар- (-гор-), -зар- (-зор-), -клан- (-клон-) - в этих корнях написания зависят от места ударения, но не проверяются им!

В корне -гар- (-гор-) под ударением пишется а , без ударения - о .

В корне -зар- (-зор-) под ударением пишется о , без ударения - а .

В корне -клан- (-клон-) под ударением пишется и а и о , а без ударения - только о .
Переделанная "Песенка львенка и черепахи" - муз. Г.Гладков - м/ф "Как львенок и черепаха пели песню"

Я на солнышке лежу,
загораю иль горю?
-гар- иль (-гор-), -зар- иль, (-зор-)?
как писать, я не пойму.

Виной солнечный удар,
с ударением корень -гáр-,
без него в корне "о":
загорáю, но загáр.

Корень -зар-, наоборот,
ударение не берет.
Есть заря, нет двух зóрь -
хочешь верь, не хочешь - спорь.

Клáн, склонéние, наклóн
клáняться, баклáн и склóн...
Что за чушь с "а" и "о"
внутри корня одного?

С корнем -клан- совсем легко,
в безударном всегда "о",
а ударит - не спрошу,
слышу как, так и пишу.

Я на солнышке лежу,
Все вопросы отложу...
Ложить, все-таки, иль класть?
Ох, в дурдом бы не попасть.

^ Череда чередований

Переделанная "Песенка Мамонтенка" - муз. В.Шаинского, м/ф "Мама для мамонтенка"


е - и пишется и -а-.

В остальных случаях пишется е .
Ищу я в учебнике и в словаре
однокоренные слова к "замереть":
замри, умирать, помереть -
как общую часть в них узреть?

Пугают слова: удеру - удираю,
стелю - расстилать, раздеру - раздираю,
блестеть, но блистать, сжечь - сжигаю,
стереть, запереть - запираю.
Я скоро, наверно, залаю,
где "е" а где "и" я не знаю.

Скорее до сути добраться хочу,
любую цену за билет заплачу...
Ой, что это я лепечу?
Пора обратиться к врачу.

Ведь суть очевидна, где есть суффикс -а-,
там в корне "и" пишется, вот чудеса.
Во всех остальных вариантах

Во всех остальных вариантах
"е" пишем и без консультантов.
Пол- полу-

Переделанная песня «Я у бабушки живу» - муз. Э. Ханок

Словообразование путем сложения начальной части слова с целым словом.

После пол- (половина) в сложных словах ставится д е ф и с в следующих случаях:

1) перед всеми прописными буквами;

2) перед гласными буквами;

3) перед согласной л.

В остальных случаях слова с пол- пишутся с л и т н о.
Слова, начинающиеся с полу-, всегда пишутся с л и т н о.
В коридоре в полу тьме,
дремлют в
полу забытье
два
полу ботинка у трюмо .
Если полу- впереди,
чтоб себе не навредить,
напишите слово слитно, но...
Пол-лимона, пол-листа,
пол-окна, пол-аиста
перед эл и гласными,
а перед согласными
плииз )
В остальных всех случаях,
совестью не мучаясь,
пишем слитно: полдник, полкило,
с полвторого до пяти,
полдороги, полпути,
полдень, полночь, полминуты, но...
Пол-лимона, пол-листа,
пол-окна, пол-аиста
пол-Европы, пол-Москвы. Везде дефис:
перед эл и гласными,
а перед согласными
перед прописными не забудьте, please (плииз )
^ Все прсто


з (с) з , а перед глухими - с в соответствии с произношением: ра зб ежаться, но ра сп исаться.
Переделанная песня "Первые шаги" (Топ. Топ. Топает малыш) - муз. Пожлаков С.

То з , то вдруг буква эс
на конце приставок раз- и без-
С этой парой не было б проблем,
но таких штук шесть иль семь.
Из-бавь, но ис-кусанный;
бес-полезный, без-ответственный;
нис-провергнуть, то есть низ-вергать...
Как узнать, где з , где эс писать?

Раз-, без-, низ-, из-
прежде посмотри,
через-, воз- (вз-)
что за ней стоит.

Если гласная стоит,
то всегда в приставке з звучит.
Надо быть безумцем, чтобы здесь
написать в приставке эс.
Бездарь да и тот поймет,
звонкая согласная дает
право написать в приставке з ,
это знает даже шимпанзе.

Ну что ж, как и слышится,
эс перед глухими пишется:
нисходить, рассказывать, воспеть...
Просто все, тут не над чем потеть.

^ Затертый диалог

Переделанная песня "Веселый ветер" - муз. И.Дунаевского - к/ф "Дети капитана Гранта"


В корнях с чередованием гласных е - и пишется и , если после корня идет суффикс - . В остальных случаях пишется -е- : об тирать, про тирать, но об тереть, про тереть .

Чтобы образовать форму повелительного наклонения ед.ч., нужно к основе настоящего (будущего) времени прибавить суффикс : вытр ут - вытр и; клад ут - клад и; сорв ут - сорв и.
- А ну-ка, всё скорей сотри с доски, приятель.
- Всю доску вытрать? Ну вот, опять я.
- Не всю, оставь, пожалуй, слово "вытирать" и
ответь как чередуются е с и .
- Суффикс а если есть после корня,
пишем и . Если нет, пишем е .
- Все верно. Ну, о чём же прошу тебя повторно?
Что сделать?
- Доску вытереть.

А если я скажу тебе: "запри все двери",
что нужно сделать? Давай проверим.
- Закрыть. Закрыл, что еще сделать в интерьере:
собрать тетради и проветрить класс?
- Не хитри, отвечай мне по делу.
Делать что?
- Запирать, отпирать.
- А в совершенном виде поставь вопрос.
- Что сделать?..
Неужто отпереть опять?

Запомни: вы тереть, со тру, со трем, со трите .
"Сотрать", "трать", "вытрать" не говорите.
Тереть, с тирать, про тертый - слово тёрка с ними
в одном гнезде, в нем корень -тер- и -тир- .
^ Трать , потрать деньги, как пожелаешь,
скажет мама, когда в дневнике
увидит все пятерки и, может быть, кто знает,
подарит сотни три иль две.

Расплата

Переделанная песня "Пони бегает по кругу" - муз. Е.Ботяров - м/ф "Пони бегает по кругу"

Мне сказали: "Папа должен
рядом с двойкой расписаться".
Роспись делает художник,
папа мог разволноваться.


В приставках роз- (рос-) - раз- (рас-) под ударением пишется о без ударения - а : р о спись , но р а списка . (Примечание : Существительное роспись означает действие или результат действия по глаголу расписать - расписывать, т.е. покрывать красками. В документах ставят только подпись.)

В приставках, оканчивающихся на з (с) , перед гласными и звонкими согласными пишется з , а перед глухими - с : ра з девалка , но ра с краска .

Чтобы избежать расправы,
одним росчерком пера
ставлю закорючку справа,
рядышком с оценкой 2.

Разгадал мой ход учитель
и устроил мне разнос,
россыпью слова рассыпал
все с приставкой раз- и роз-:

розыгрыш, развал, раскраска,
розыск, россказни, разбор,
розвальни, разбег, развязка,
розги, розжиг, разговор.

^ Пренеприятнейшая приставка

Переделанная "Песенка о капитане" - муз. И.Дунаевского - к/ф "Дети капитана Гранта"


пре- в значении "очень", "весьма", "через", "по-иному" (близка к пере-)

пребольшой (очень)
преувеличивать
преступать (пере...)
превращать
преображать

при-
в значении близости, присоединения, приближения, неполного действия, доведения действия до конца, сопутствующего действия:

приморский
приделать
пригибать
приоткрыть
придумать

припевать

ЗАПОМНИТЬ:


прибаутка

примитивный

пребывать

прельстить

прибывать

принцесса

превзойти

прелюдия

привидение

приоритет

преграда

препираться

привилегия

приохотить

предание

преподнести

призвание

притворщица

преемник

препятствие

прилежание

притон

президент

преставиться

присмиреть

приурочить

презирать

претворять

присутствие

причудливый

прекословить

претензия

Как-то раз один пацан
получил два за диктант.
Не сказать, чтоб он был полный профан.
В "местопребывание"
написал и вместо е,
то же самое в "прекрасный" и "предел".

Приуныл, присмирел,
и никто ему по дружески не спел:

и похожа иногда на пере-.
Голову чтоб себе не морочить,

Приближать: прибыть, прижать;
прибавлять: пришить, пристать;
не доделать: приоткрыть, приподнять.

Если рядом с чем-нибудь:
пригород, приморье - тут
при- напишут даже шалопут и плут.
Не сочти ты за труд
и запомни то, о чем тебе поют.
Пре- по смыслу близка к слову "очень",
и похожа иногда на пере-.
Голову чтоб себе не морочить,
при- иль пре- смотри почаще в словаре.

РЁВА
Переделанная песня "Неприятность эту мы переживем" - муз. Б.Савельев - м/ф "Лето кота Леопольда"

Меня будут ругать,
я готов заплакать.
Как глаголы спрягать:
тыкать, хныкать, плакать?
Не хочу обижать
слово в форме личной,
рифмы неприличной
мне не избежать.


При употреблении некоторых глаголов трудность создают разные чередования согласных в корне: к - ч; г - ж и др.

печь - пеку, печешь, печет, печем, печете, пекут. Но НЕ! пекёшь, пекет, пекем

жечь - жгу, жжешь, жжет, жжем, жжете, жгут. Но НЕ! жгешь, жгет, жгем, жгете

скакать - скачу, скачут. Но НЕ! скакаю, скакают

плакать - плачу, плачут. Но НЕ! плакаю, плакают
При изменении глагола хныкать допускаются оба варианта: хнычу, хнычет и хныкаю, хныкает.
Глагол тыкать (говорить «ты») изменяется по лицам с сохранением согласной [к]: тыкаю, тыкаешь, тыкает и т.д. Но тыкать (в значении втыкать в землю) спрягается с чередованием к - ч: тычу, тычет и т.д
Может, я - хныкаю,
тыкаю, скакаю,
кликаю, плакаю?..
Ой, едва ль. Не знаю.
Не хочу обижать
слово в форме личной,
рифмы неприличной
мне не избежать.

Стоп! У всех этих слов
ка в конце основы.
Не смотря на число,
значит, че. Эх, рёва!
Плачу - надо сказать,
будет симпатичней.
И звучит приличней,
и легко писать.

РУСОФИЛ

^ Переделанная песня "Танец утят"

За грибами в лес ходил, видно, ноги промочил,
засопливил, капли пил не зря, не зря.
Как-то мне не по себе, может, нужен суффикс -е-.
Слова этого нигде нет в словарях.
Опротивить или -еть, обессилить, зареветь...
так недолго очуметь. Вчера не зря
надо мной смеялся дед, мол, в свои тринадцать лет,
не осилил книгоед и букваря.

На мгновенье надо
мне притормозить,
можно без напряга,
что знал, то вспомнить,
сообразить.

Обессилить (сил лишить), обесчестить, очернить,
но кого-нибудь, а только не себя.
Переходный, знать, глагол. Вот и всё - ответ нашёл.
Даже насморк вдруг прошёл, и понял я:
в переходных пишем -и-, зеленеть, но зеленить.
Как же я оклеветал себя любя,
хоть из носа потекло, я не мазал никого,
не виновна в этом и моя ноздря.

А в непереходных - -е-: оплешиветь, столбенеть,
не дай бог, завшиветь - тоже суффикс -е-,
осопливел, окривел, обеззубел, очерствел
и глагол обезголосел - -е- везде.
А пока я нос лечил, разбирался, голосил,
зачервивели грибы, их выбросил.
Но, спасибо им, они здорово мне помогли,
даже дед сказал мне вслед: "Ты - русофил".

Тема урока: Корень слова как общая часть родственных слов

Цели урока: Познакомить с понятием корень слова, родственные слова; с признаками родственных слов; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся

Находить корень в родственных словах.

Находить родственные слова в тексте и среди других слов.

Различать родственные слова и синонимы.

Подбирать родственные слова к данному слову и выделять в них

Формирование умения выполнять логические действия: анализ, сравнение, обобщение.

Планируемые результаты:

Универсальные учебные действия

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: Учить ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Формирование социальной роли ученика. Формирование положительного отношения к учению.

Коммуникативные: Потребность в общении с учителем. Умение слушать и вступать в диалог.

Личностные результаты: Волевая саморегуляция, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталонно

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте положительно настроим себя на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успехов.

2.Актуализация знаний.

Ум да разум надоумят сразу.

Прочитайте запись на доске. Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Человек грамотный и умный найдет ответ на любой вопрос и справится с любым заданием.)


Запишите эту пословицу в тетради, соблюдая правила каллиграфии.

Если ручкой я пишу,
Не верчусь и не спешу,
Буква к букве по линейке
Аккуратно вывожу.
ПРОВЕРКА

Пусть эта пословица сегодня будет девизом нашего урока.

3.Создание проблемной ситуации.

Ребята, посмотрите внимательно на слова и прочитайте их.

На доске: енот, сетка, ежиха, береза.

Какое из данных слов с непроверяемой безударной гласной является словарным?(береза)

Какую букву нам нужно запомнить?

Назовите существенные признаки дерева березы.

(лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)

Береза на Руси - самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов.

Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение

А как бы вы назвали ласково березу?

(березонька, березка)

Как называется гриб, который растет под березой?

(подберезовик)

Как называется лес, в котором растут только березы?

(березняк)

Сравните эти слова по значению.

(близкие по значению)

Сравните эти слова по написанию.

(общая часть – берез)

4. Постановка учебной задачи

Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

Назовите эту общую часть. (берез -).

Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске - дети в тетрадях карандашом).

А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

– Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

1) подземная часть растения;

2) часть волоса, зуба, ногтя;

3) часть слова.

Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).

5 . Понятие об однокоренных словах.

Вернемся еще раз к нашим словам. Можно ли сказать, что наши родственное слова образованы от одного и того же корня? Обсудите это в парах.

6. Формирование новых знаний

Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.)

Прочитайте правило в учебнике на с.91

Какие слова называются родственными?

Как называется общая часть родственных слов?

Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов.

Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк.

Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове?

Составляется алгоритм:

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.


3. Найти общую часть – корень.

7. Физкультминутка

На холме стоит березка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, ветер вертит.

Но березка только гнется,

Не печалится – смеется.

Вольный ветер грозно дует

На березку молодую.

Начал ветер утихать,.

И утихли мы!

8. Закрепление.

Работа в парах. Упр.1 стр.91

Индивидуальная работа по выбору. Упр.4 стр.92.

9.Самостоятельная работа для тех, кто раньше справился с заданием.

Индивидуальные дифференцированные задания на карточках двух уровней.

I уровень Рассуждай так:

Спиши слова. Выдели общую часть «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый

(корень). корень - хлеб. У них есть общее значение:

хлебница -

это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому

Хлеб – хлебница, рука – рукавица, слова хлеб и хлебница однокоренные».

цветы – цветник, свет – светильник.

II уровень

Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Кормит матушка скворчат,

Целый день скворцы кричат:

Мы хотим добавку –

Муху и козявку!

Над какой темой урока мы работали?

Что нового узнали?

Назовите два признака родственных слов.

Как иначе называются родственные слова?

11. Рефлексия

Закончите предложения:

Давайте вспомним, о каком дереве мы сегодня говорили? Нарисуйте в тетради на полях листик березы и раскрасьте его тем цветом, каким обозначена ваша работа.

Зелёный листик рисуют те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.

Молчанова Наталья Николаевна учитель начальных классов

Урок русского языка во 2 классе

(учебник Рамзаева Т.Г.)

Тема: Корень как общая часть родственных слов.

Цели: Создать условия для формирования понятия корень и составления алгоритма его нахождения.

Задачи:

Образовательные:

- дать понятие о родственных словах, о значении слова в группе родственных

Учить выделять корень;

Развивающие :

Развивать умение находить проверочное слово из группы родственных слов;

Развивать речь, пополнять словарный запас;

Развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление;

Воспитывающие:

Воспитывать чувство ответственности за свою работу, чувство взаимовыручки;

Воспитывать аккуратность, трудолюбие.

Оборудование:

    Раздаточный материал:

    Задание на каждую группу

    Карточки трех уровней

    Рисунок березы

    Листочки березы желтого, красного и зеленого цвета

    Проектор, компьютер

    Презентация Microsoft Power Point

Организация учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, работа в группах.

Пояснительная записка

Это первый урок по данной теме. Во 2 классе отводится на эту тему 9 часов.

Начинается урок с эмоционального настроя. Минутка чистописания позволяет развивать объем и распределение внимания, наблюдательность, сосредоточенность, аналитико – синтетическое мышление. Таким образом, наряду с совершенствованием графического навыка углубляются знания по изучаемым темам русского языка.

В словарно – орфографической работе дети, называя существенные признаки предмета, сами определяют его лексическое значение. Мое дополнение повышает интерес к слову, а значит, и к языку в целом, углубляет и расширяет знания детей об окружающем мире, способствует лучшему запоминанию значения слова и его орфографии, и, конечно, предупреждает неуспеваемость.

На этапе изучения нового материала используется частично – поисковый метод.

Мы вместе подобрали родственные слова, сравнивая их лексическое значение и написание. Дети вспомнили понятие «родственные слова». Новое понятие «корень»

дети «добывали», работая самостоятельно с учебником.

Закрепление проходит в форме групповой работы, где детям нужно исключить слово, опираясь на два признака родственных слов.

Самостоятельная работа проводится дифференцированно. Учащимся предложены карточки трех уровней.

Все этапы урока старалась подвести к раскрытию темы, в результате чего дети хорошо усвоили понятие родственные слова, научились выделять корень по основным признакам.

Ход урока:

1. Эмоциональный настрой

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит серьезная работа. Давайте положительно настроим себя на урок, улыбнемся друг другу, пожелаем успехов.

2. Минутка чистописания

На доске: енот, сетка, ежиха, береза (слайд 2)

Прочитайте слова.

Сегодня на минутке чистописания мы будем писать букву, которая есть во всех данных словах. Определите, какая это буква. (е)

На какие две группы она может разделить данные слова?

(в словах сетка, береза буква е обозначает звук [ э ] это 1 группа,

в словах енот, ежиха буква е обозначает два звука [ й ] и [э])

е Е (слайд 3, 4)

- Пропишите.

Определите закономерность последовательности букв во втором ряду:

ера ерб ерв ер… (слайд 5)

(строчная буква е и строчная буква р чередуются с идущими по порядку буквами алфавита)

Напишите предложенный ряд букв в указанной последовательности до конца строки.

3. Словарно – орфографическая работа

Какое из данных слов с непроверяемой безударной гласной нам встречалось раньше?

Какую букву нам нужно запомнить?

Назовите существенные признаки дерева березы.

(лиственное дерево с белой корой и листьями в виде сердечка)

Береза на Руси - самое любимое дерево. В древние времена Новый год начинался праздничным обрядом не у елки, а у березы. Березовый Новый год продолжался до 1343 года. О березе сложено много песен, стихов.

Запишите слово береза, подчеркните безударную гласную, поставьте ударение (слайд 6)

А как бы вы назвали ласково березу?

(березонька, березка)

Как называется гриб, который растет под березой?

(подберезовик)

Как называется лес, в котором растут только березы?

(березняк)

Сравните эти слова по значению.

(близкие по значению)

Сравните эти слова по написанию.

(общая часть – берез)

    Постановка учебной задачи

- Ребята, кто помнит как называются слова, которые имеют общую часть и общее значение?

- А может быть кто-то знает как называется эта общая часть родственных слов?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке?

- Чему хотели бы научиться? (слайд 7)

- Где может об этом узнать? (у учителя, в учебнике, …)

- Начнем с учебника.

    Формирование новых знаний

Прочитайте правило в учебнике на с.43 (Рамзаева Т.Г.)

Какие слова называются родственными? (слайд 8)

общая часть


Как называется общая часть родственных слов?

общее значение


Как иначе называются родственные слова?

однокоренные

Графически корень выделяется дугой (показ)

Давайте найдем и выделим корень в словах нашей цепочки родственных слов.

Береза, березонька, берёзка, подберезовик, березняк. (слайд 9)

Что нужно сделать, чтобы определить корень в слове?

Составляется алгоритм: (слайд 10)

1. Определить значение слова.

2. Подобрать родственные слова.

3. Найти общую часть – корень.

6. Физкультминутка

На холме стоит березка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете –

Ветер крутит, ветер вертит.

Но березка только гнется,

Не печалится – смеется.

Вольный ветер грозно дует

На березку молодую.

Начал ветер утихать,.

И утихли мы!

7. Закрепление. Работа в группах. (слайд 11)

Прочитайте цепочку слов. Найдите лишнее. Выделите корень в однокоренных словах.

    Час, часок, часовщик, часть

    Нос, носильщик, носик, носатый.

    Морозный, холодный, мороз, морозить.

    Вода, водный, водичка, водить.

    Смелый, храбрый, смелость, смельчак.

    Соринка, сор, сорвал, насорил.

Проверка (слайд 12)

Что наблюдали в этом задании?

Назовите два признака однокоренных слов.

    Упражнение для снятия напряжения с глаз (слайд 13)

    Самостоятельная работа

Индивидуальные дифференцированные задания на карточках трех уровней.

I уровень Рассуждай так:

Спиши слова. Выдели общую часть «Слова хлеб и хлебница имеют одинаковый

(корень). корень - хлеб. У них есть общее значение:

хлебница -

это посуда, в которой хранят хлеб. Поэтому

Хлеб – хлебница, рука – рукавица, слова хлеб и хлебница однокоренные».

цветы – цветник, свет – светильник.

II уровень

Найди группу слов с одинаковым корнем. Выпишите их в строчку. Выделите корень.

Мы построили скворечню

Для веселого скворца.

Мы повесили скворечник

Возле самого крыльца.

Всё семейство вчетвером

Проживает в доме том:

Мать, отец и скворушки –

Чёрненькие пёрышки.

Кормит матушка скворчат,

Целый день скворцы кричат:

Мы хотим добавку –

Муху и козявку!

III уровень

Из данного ряда выпишите однокоренные слова парами: проверочное – проверяемое.

Выделите в них корень. Вставьте пропущенные буквы.

Д…брота, т…снота, л…чит, п…тна, д...брый, л…чение, т…сный, п…тнистый.

Образец: синий – синева.

    Итог

- Над какой темой урока мы работали?

- Что нового узнали?

- Назовите два признака родственных слов.

- Как иначе называются родственные слова?

    Рефлексия

(слайд 14)

Давайте нарядим нашу березку, она будет сегодня нашим «Деревом успеха.

Зелёный листик вешают те, кому все было понятно на уроке, жёлтый листик – те, у кого остались вопросы по этой теме, красный листик – кому было на уроке не интересно и ничего не понятно.

Составить цепочку родственных слов с корнем лес.

С одним из слов составить предложение.



Поделиться