Рабочая программа дошкольной подготовки по программе " преемственность". Рабочая программа «Преемственность Программа преемственность подготовка к школе

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Охочевская средняя общеобразовательная школа» Щигровского района Курской области

«Рассмотрено» на МО

Учителей начальных классов

Протокол №___________

От____________2016г.

Руководитель МО__________

/С.И.Арцыбашева/

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Охочевская СОШ»

___________ /А.Л.Бышкина/

_________ 2016г.

«Утверждено»

Директор МКОУ «Охочевская СОШ»

___________ Л.Ю.Севостьянова

«Введено в действие»

Приказ №____________

От ______________2016г.

Внеурочной деятельности

«Ступеньки к школе»

Направление: познавательная деятельность

(дошкольная подготовка)

Учителя начальных классов - Нечаусова Н.Ф.

Год составления – 2016-2017

Срок реализации программы – 1 год

Курская область Щигровский район д.1-я Семёновка

Рабочая программа составлена на основе программы

«Преемственность. Подготовка к школе»

Пояснительная записка

Рабочая программа « Ступеньки к школе » для подготовки детей 6-7 лет к школе разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения, на основе программы «Преемственность» (программа по подготовке к школе детей 5-7 лет) науч. рук. Н. А. Федосова (М.: Просвещение, 2012), рекомендованной Министерством образования РФ.

Программа готовит детей к обучению в школе, осуществляя преемственность между дошкольным и начальным общим образованием.

Цель программы – успешная адаптация детей дошкольного возраста к новым образовательным условиям и создание условий гуманного (комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую.

Подготовка детей к школе занимает особое место в системе образования. Это обусловлено сложной адаптацией ребенка к школе. Школа предъявляет к первокласснику довольно высокие требования. Ребенок дошкольного возраста должен быть готов не только к новым формам общения. У него должна быть развита мотивационная сфера, где любознательность выступает как основа познавательной активности, сформированы эмоционально-волевые и познавательные сферы психических функций. Будущий первоклассник должен владеть элементарными навыками универсальных учебных действий, коммуникативными и речевыми компетенциями.

Развитие потенциальных возможностей ребенка посредством овладения УУД, предложенными федеральными стандартами начального общего образования, составляет основу начального образования. В связи с этим, создание предпосылок к школьному обучению является еще одной не менее важной целью программы.

Программа решает задачи общего развития будущего первоклассника, его физических, социальных и психологических функций, необходимых для систематического обучения в школе.

Основные задачи: сохранение и укрепление здоровья; развитие личностных качеств; формирование ценностных установок и ориентаций; развитие творческой активности; формирование и развитие психических функций познавательной сферы; развитие эмоционально-волевой сферы; развитие коммуникативных умений; развитие умений действовать по правилам.

Общая характеристика программы

Основные положения программы: подготовка к школе носит развивающий характер; не допускает дублирования программ первого класса; помогает освоить специфику социальных отношений (в семье, со сверстниками, с взрослыми); обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует не на уровень знаний, а на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой, учебной деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми; инвариативна и готовит к любой системе школьного образования.

Основные принципы построения программы: общее развитие с учетом индивидуальных возможностей и способностей; развитие творческой деятельности; развитие личностных компетенций; поддержка и сохранение здоровья; формирование духовно-нравственных установок и ориентаций; развитие устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования; сотворчество обучающих, обучающихся и родителей.

Содержание подготовки к обучению строится на таких принципах, как: учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка; систематичность и последовательность; вариантность и вариативность; доступность и достаточность; наглядность; достоверность; комплексность; взаимосвязь с окружающим миром; использование произведений искусства, интеграция всех видов искусства, произведений детского творчества; разнообразие игровых и творческих заданий; многообразие видов художественно-творческой деятельности (игровая, музыкальная, художественно-речевая, театрализованная).

Ведущая деятельность: игра; продуктивная, творческая деятельность; конструирование и моделирование. Виды действий в процессе конструирования: анализ объекта; сравнение и сопоставление; выделение общего и различного; осуществление классификации; установление аналогии.

Программа состоит из следующих курсов:

Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия. Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

Курс « Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. «Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» - расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

Место занятий в учебном плане

Программа «Ступеньки к школе» предлагает систему адаптационных занятий и состоит из следующих курсов: ««От слова к букве» », «Математические ступеньки », «Зелёная тропинка ». Адаптационные занятия организуются на базе школы и имеют следующую временную структуру: 3 занятия в день, 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 30 минут с 10-минутным перерывом. Программа рассчитана на 26 недель. Общее количество занятий – 7

Ценностные ориентиры

На основании требований к ребенку, изложенных в основных документах дошкольного и начального общего образования (федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования), подготовлен портрет дошкольника, поступающего в первый класс.

Ребенок, поступающий в первый класс, обладает следующими качествами:

физически развит, владеет основными культурно-гигиеническими навыками: самостоятельно одевается, раздевается; ухаживает за одеждой и обувью; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни; ухаживает за растениями, животными, игрушками, книгами;

знает первичные сведения о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе;

владеет средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками; использует вербальные и невербальные способы общения; владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми; осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной форме

Предмет «Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

представлен курсом «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»

Пояснительная записка

Курс «От слова к букве» решает вопросы практической подготовки детей к обучению чтению, письму и ведёт работу по совершенствованию устной речи.

Программа направлена на общее развитие ребёнка, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка.

Развитие связной речи;

Подготовка к обучению чтения;

Подготовка к обучению письму.

Развитие связной речи происходит посредством обогащения и совершенствования грамматического строя языка ребёнка. Осуществляется переход от ситуационной к конкретной форме речи; на данном этапе возрастает регулирующая функция речи в поведении ребёнка, формируется внутренняя речь, которая становится основой речевого мышления, начинается осознанная работа над словарным составом речи и звуковым составом слова, ведётся подготовка к чтению и письменной речи.

При подготовке к обучению грамоте формируется готовность связно говорить на определённые темы, осознать на элементарном уровне, что такое речь, каково её назначение, и её особенности.

Подготовка к обучению чтения построена на развитии фонематического слуха детей, на отчётливом и ясном произношении звуков, слогов, слов, на выделении предложений и слов из речи. Большое место занимает работа над звуковым анализом слова и подготовкой к освоению механизма чтения.

Если при подготовке к обучению чтения и при работе над совершенствованием связной речи в основе лежат слуховые ощущения, то при подготовке к обучению письма преобладают технические действия.

Подготовка к обучению письму - процесс довольно сложный, так как, кроме развитых слуховых ощущений, у ребенка должен быть хорошо подготовлен двигательный аппарат, особенно мелкая мускулатура руки; развиты координация движений, тонкая моторика и такие процессы, как восприятие пространства, внимание, воображение, память, мышление.
При письме возникает проблема взаимодействия зрительных и двигательных анализаторов, так как движения глаза и руки совершаются в пределах контура воспринимаемого предмета одновременно.
Значительная часть детей при зрительном восприятии предмета склонна ограничиваться очень беглым осмотром экспонируемого предмета, так что складывающийся в их сознании образ носит весьма неполный характер. Это отражается на воспроизведении образов и их элементов. Дети могут успешно зрительно опознать предмет, но испытывают заметные затруднения при его воспроизведении. Изображение букв различной конфигурации требует довольно высокого уровня организации двигательного аппарата руки, весьма полного и детализированного изображения. Поэтому программа предлагает тщательно продуманную систему упражнений для подготовки к письму.

Обучение строится на игровой деятельности и носит практический характер.

Таким образом, программа «От слова к букве» решает задачи подготовки детей к обучению чтению, письму и совершенствует их речь.

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. –М.:Просвещение, 2013

*совершенствование общих речевых навыков;

*составление описательного рассказа.

Составление рассказа по плану.

Правильное употребление слов-названий предметов, признаков действий, объяснение их значений.

Обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Образование существительных, обозначающих род деятельности, образование сложных слов.

Подбор обобщающих слов к группе предметов

Диалог, монолог, косвенная речь.

Знакомство с буквами.

Предложение и слово:

*членение речи на предложения;

*членение предложений на слова;

*членение слова на слоги с использованием графических схем

Слог и ударение:

*деление слов на слоги;

*определение количества слогов в слове.

Звуки и буквы:

*представление о звуках;

*различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков;

*обводка и штриховка контуров;

*знакомство с написанием больших и маленьких букв, основные типы их соединений.

Художественная литература

*пересказ сказки;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

*придумывать необычный конец.

*пересказ небольшого по объёму литературного произведения;

*соотносить содержание текста с изображением на картинке;

*отвечать на вопросы;

*ставить вопрос к тексту;

Календарно-тематическое планирование по предмету

«Развитие речи и подготовка к обучению грамоте»

Устная речь. Предложение. Слово.

Практическое занятие

Звук. Знакомство с миром звуков. Упражнения на выделение звуков в односложных и двусложных словах.

Практическое занятие

Гласные и согласные звуки. Обучение рассказыванию.

Практическое занятие

Гласные и согласные звуки. Драматизация сказки «Репка».

Практическое занятие

Выделение первого звука в словах. Рассказы М.Пришвина и В.Бианки

Практическое занятие

Звуки [а], [ у ]. Схема предложения.

Практическое занятие

Звук [ ы]., [ о ] Составление рассказа по сюжетной картинке. Схема предложения.

Практическое занятие

Звук [ и ]. Рассказ В.Ю. Драгунского «Учительница».

Практическое занятие

Звук [ э ]. Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

Практическое занятие

Звуки [ йа ]. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку. Деление слов на слоги.

Практическое занятие

Звуки [ йу]. Пересказ прочитанного текста по наводящим вопросам.

Практическое занятие

Звуки [й э], [ йо ]. Рассказы о животных.

Практическое занятие

Звук [л – л’]. Составление сказки «Лиса и заяц» по плану.

Практическое занятие

Звук [ м – м’]. Беседа по теме: «Моя любимая сказка».

Практическое занятие

Звук [ н –н"]. Драматизация сказки «Теремок».

Практическое занятие

Звук [ р –р’]. Рассказ «Моя семья».

Практическое занятие

Звуки [ в-в’], [ ф-ф’ ]. Рассказы Ушинского. Гласные и согласные звуки.

Практическое занятие

Звуки [ з-з’], [ с-c ’ ]. Гласные и согласные звуки.

Практическое занятие

Звуки [ ш ], [ ж ]. Стихи о весне.

Практическое занятие

Звуки [ б-б’], [ п-п’ ]. Буквы Б б, Пп.Составление рассказа-описания.

Практическое занятие

Звуки [ д- д’ ], [ т-т’ ]. Буквы Дд,Т,т. Составление рассказа на заданную тему.

Практическое занятие

Звуки [ г-г’], [ к-к’ ]. Буквы Гг,Кк. Составление рассказа-описания.

Практическое занятие

Звуки [х-х’],[ц ]. Буквы Хх,Цц.

Практическое занятие

Звуки [щ’], [ч’], [ й]. Буквы Щщ,Чч, Йй. Рассказы о весне.

Практическое занятие

Ь и Ъ знаки.Драматизация сказки «Колобок»

Практическое занятие

Повторение по теме: «Алфавит»

Практическое занятие

Планируемые результаты:

Ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;
- знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);
- знать устойчивые формулы речевого этикета - приветствие, прощание, благодарность, просьба;

Правильно произносить все звуки;

Отчётливо и ясно произносить все слова;

Выделять из слов звуки;

Находить слова с определённым звуком;

Определять место звука в слове;

Соблюдать орфоэпические нормы произношения;

Составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

Составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

Пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

Соблюдать элементарные гигиенические правила;

Ориентироваться на странице в тетради.

Предмет «Формирование элементарных математических представлений»

представлен курсом

«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»

Пояснительная записка

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.
Научить детей в период подготовки к школе счету и измерениям, чтобы подвести их к понятию числа, остается одной из важнейших задач.
Но столь же важной и значимой является и задача целенаправленного и систематического развития познавательных способностей, которая осуществляется через развитие у детей познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления и, конечно, внимания.
В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии: арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.), геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.) и содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.
В курсе реализуется основная методическая идея - развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.
Среди методов, используемых в период подготовки детей к школе по математике, в качестве основных предлагаются практические методы, метод дидактических игр, метод моделирования. Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.
Большое внимание уделяется формированию умений общаться с воспитателем (преподавателем), с другими детьми, работать в одном ритме со всеми, когда это необходимо, работать со счетным и геометрическим раздаточным материалом, пользоваться тетрадью с печатной основой и др.
Использование специально отобранного математического содержания и методов работы с ним позволит вывести общее развитие детей на уровень, необходимый для успешного изучения математики в школе.

Используется учебно-методический комплект:

С.И.Волкова Математические ступеньки. М.:Просвещение. 2013

По форме;

По размеру;

По расположению на плоскости, в пространстве;

По назначению;

По цвету.

Изготовление моделей фигур из бумаги.

Развитие:

Внимания;

Воображения;

Мышления.

Диктанты:

Зрительные;

Слуховые.

Выполнение заданий:

Выделение существенных признаков;

Выявление закономерностей;

Проведение анализа;

Синтеза;

Сравнения.

«Формирование математических представлений»

Столько же. Больше, меньше.

Практическое занятие

Длиннее, короче. Сравнение предметов.

Практическое занятие

Развитие представлений о геометрических фигурах. Моделирование фигур.

Практическое занятие

Сравнение предметов. Лёгкий, тяжёлый. Легче, тяжелее.

Практическое занятие

Число и цифра 1.

Практическое занятие

Число и цифра 2. Пара.

Практическое занятие

Число и цифра 3.

Практическое занятие

Равенство.

Практическое занятие

Число и цифра 4.Вверху. Внизу.

Практическое занятие

Число и цифра 0.

Практическое занятие

Сложение.

Практическое занятие

Число и цифра 5.

Практическое занятие

Вычитание.

Практическое занятие

Запись выражений на вычитание и сложение.

Практическое занятие

Запись и решение равенств.

Практическое занятие

Число и цифра 6.

Практическое занятие

Число и цифра 7.

Практическое занятие

Число и цифра 8. Весёлый счёт.

Практическое занятие

Число и цифра 9. Найди общие элементы.

Практическое занятие

Решение задач с помощью рисунков.

Практическое занятие

Практическое занятие

Счёт предметов в прямом и обратном порядке.

Практическое занятие

Части суток, их последовательность.

Практическое занятие

Значение понятий вчера, сегодня, завтра.

Практическое занятие

Дни недели, их последовательность; название месяцев, года.

Практическое занятие

Планируемые результаты:
- знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;
- знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;
- проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Предмет «Ознакомление с окружающим миром»

представлен курсом «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»

Пояснительная записка

Программа «Зеленая тропинка» нацелена на развитие детей, формирование у них заинтересованного и бережного отношения к природному окружению. Данный курс представляет собой первый для малышей опыт систематизации и научной коррекции накопленных ими в дошкольном возрасте разнообразных природоведческих представлений. Вместе с тем это и первый опыт последовательного приобщения ребенка к свойственным естественнонаучным дисциплинам методом познания, следуя которым нужно как можно больше увидеть своими глазами, сделать своими руками. Сказанное определяет отбор содержания курса и характер деятельности детей на занятиях. Содержание программы строится как синтез различных составляющих естественнонаучного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При этом создается достаточно целостная первоначальная картина мира, которая становится фундаментом для развертывания соответствующего учебного курса в начальной школе.
В основу подготовки малышей к обучению положены непосредственные наблюдения в природе, действия с предметами, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме. Эта деятельность дополняется рисованием, раскрашиванием, вырезанием фигур, лепкой и т. д. При этом большое внимание уделяется формированию таких важных умений, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, фиксировать состояние предмета и его смену (явление). Таким образом, осуществляется накопление фактических знаний и опыта познавательной деятельности, необходимое для успешного освоения программы начальной школы.

Используется учебно-методический комплекс:

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. М.:Просвещение.2013

-выращивание

-рисование

Декоративные растения.

Аппликация

Овощи и фрукты.

Аппликация

Рисование

Круглый год

Наблюдение сезонных изменений в природе. Времена года:

Календарно-тематическое планирование предмета

«Ознакомление с окружающим миром»

Неживая природа осенью.

Практическое

Растительный мир осенью.

Животный мир осенью.

Практическое

Птицы нашего двора.

Насекомые и рыбы.

Практическое

Домашние животные. Обитатели живого уголка.

Наши друзья-животные.

Практическое

Наша страна. Наш флаг. Наш герб. Наша столица.

Неживая природа зимой.

Практическое

Растения зимой.

Животный мир зимой.

Практическое

Зелёное чудо - растения. Части растений.

Овощи и фрукты.

Практическое

Травянистые растения.

Кустарники.

Практическое

Разнообразие деревьев.

Съедобные и несъедобные ягоды.

Практическое

Мхи и Папоротники.

Практическое

Неживая природа весной.

Растения весной.

Практическое

Животный мир весной.

Звёзды, солнце и луна. Откуда взялась радуга?

Практическое

Неживая природа летом

Растения летом. Животный мир летом

Практическое

Планируемые результаты:

Неживая природа:

Дети должны:

Иметь представление о сезонных изменениях в природе;

Определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

Уметь вести календарь природы с помощью взрослых.

Живая природа:

О домашних животных;

О перелётных и зимующих птицах;

О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир:

Дети должны иметь представление:

Об условиях необходимых для роста растений;

О лесных ягодах и грибах;

Об овощах и фруктах;

О деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:

Различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

ЛИТЕРАТУРА:

Федосова Н. А. Дошкольное обучение. Подготовка к школе. Серия «Преемственность». Просвещение,2012

Федосова Н.А. Развитие речи. Тетрадь на печатной основе с комплексом упражнений по развитию речи и фонематического слуха. Владос, 2000.

Колесникова Е. В. Математика для детей 6-7 лет. Методическое пособие. Творческий дом, 2008

Казинцева Е.А., Померанцева И.В.Конспекты занятий в подготовительной группе. Формирование математических представлений. Учитель,2009

Федосова Н.А. От слова к букве. Учебное пособие для подготовки детей к школе в 2-х частях. Просвещение, 2013.

Волкова С. И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение, 2013.

Плешаков А.А. Зелёная тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. Просвещение,2013.

Разделы: Работа с дошкольниками

«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определённую стадию
развития, проделанную ребёнком».

Л. С. Выготский

Введение

О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Поднимаются вопросы недостаточной управленческой и организационной преемственности деятельности, отсутствия единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой – опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся.

Одним из факторов, обеспечивающих эффективность образования, является непрерывность и преемственность в обучении. Таким образом, непрерывность и преемственность предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до последипломного и курсового обучения.

Сложившаяся в современном российском обществе ситуация как раз и характеризуется отсутствием такой единой системы и рассогласованностью целей (и соответственно программ, учебников, контрольных требований) на стыках различных этапов и форм обучения.
Изучив концепцию содержаний непрерывного образования, нормативные документы по вопросам преемственности нами разработана программа: «Преемственность в системе дошкольного и начальной ступени общего образования».

Цель программы:

Создание комплекса условий, обеспечивающих формирование готовности ребенка к школе. Реализация единой линии развития ребенка на этапах дошкольного и начального образования. Обеспечение непрерывности, целостности, системности.

Объект программы: дети дошкольного и школьного возраста, родители, педагоги.

Задачи:

1.Согласование целей на дошкольном и начальном школьном уровнях.
2. Усовершенствование форм организации и методов обучения как в ДОУ, так и в начальной школе:
3. Совершенствование образовательного со­держания в ДОУ и начальной школе.

Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста:

Гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

На дошкольной ступени:

  • Охрана, укрепление здоровья и физическое развитие ребёнка, развитие его общих способностей;
  • Развитие произвольности, познавательной активности, развитие коммуникативности и уверенности в себе, обеспечивающих его эмоциональное благополучие и успешное образование на следующем этапе.

На ступени начальной школы:

  • Физическая культура ребёнка.
  • Познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям.
  • Освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.
  • Сформированность учебной деятельности и готовность к образованию в среднем звене школы.

Реализация общей цели образования детей 3 - 10 лет требует соблюдения ряда педагогических условий:

На дошкольной ступени:

  • Личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком.
  • Формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка
  • Создание образовательной среды, способствующей личностному и познавательному развитию ребёнка.

На ступени начальной школы:

1.Опора на наличный уровень достижений дошкольного детства.
2.Направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.
3. Индивидуальная работа в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка.

Конкретные цели каждого возрастного этапа образования с учётом его непрерывности формулируются по содержательным линиям, которые отражают важнейшие стороны развития личности:

· физическое развитие;
· познавательное развитие;
· социально-личностное развитие;
· художественно-эстетическое.

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

1. Принцип развития . Предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования.

2.Принцип гуманитаризации . Усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

3.Принцип целостности. Требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет.

4.Принцип культуросообразности . Понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.

5.Принцип содержания образования. Предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможности индивидуального развития каждого ребенка. При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного и начального образования.

На основании программы отработана единая нормативно – правовая база, регламентирующая деятельность МДОУ д/с общеразвивающего вида «Теремок» и МОУ ЛСОШ №3 в вопросах преемственности, составлен план преемственности, договор, положение о сотрудничестве (Приложение 1)

Доминирующие формы педагогической работы с детьми

Формы организации и методы обучения в ДОУ и СОШ

  1. Использование многообразных форм обучения, включая специфические детские виды деятельности на интегрированной основе,
    выход за пределы группы и участка, объединения по подгруппам.
  2. Использование в ДОУ цикличности содержания обучения, обес­печивающую востребованность «предыдущего в настоящем», создающую условия для использования самими детьми имеющего­ся у них опыта.
  3. Обеспечение взаимосвязи занятий (фронтальных, подгрупповых) с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.).
  4. Поддерживать развивающую предметную среду как в ДОУ, так и в начальной школе, функционально моделирующую содер­жание детской деятельности.
  5. Более широкое использование методов, активизирующих у де­тей мышление, воображение, поисковую деятельность, т.е. элемен­ты проблемности в обучении.
  6. Более широкое использование игровых приемов, создание эмо­ционально-значимых ситуаций, условий для самостоятельной прак­тической деятельности.
  7. Изменение форм общения детей как на занятиях в ДОУ, так и на уроках в школе, обеспечение ребенку возможности ориентиро­ваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учить­ся поддерживать диалогическое общение между детьми, призна­вать право ребенка на инициативные высказывания и аргументи­рованное отстаивание своих предложений, право на ошибку.

Прогнозируемый результат:

  • Развитие любознательности у дошкольников как ос­новы познавательной активности будущего ученика.
  • Познавательная активность будет выступать не толь­ко необходимым компонентом учебной деятельно­сти, но и обеспечивать его интерес к учебе, произ­вольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.
  • Развитие способностей ребенка как способов само­стоятельного решения творческих (умственных, худо­жественных) и других задач, как средств, позволяю­щих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе учебной.
  • Сформированность способностей ребенка перед вхождением в школьную жизнь к пространственно­му моделированию; использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.
  • Через использование сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, детского эксперимен­тирования достижение сформированности у стар­ших дошкольников и первоклассников творческого воображения как направления интеллектуального и
    личностного развития ребенка.
  • Сформированность у старших дошкольников и первоклассников коммуникативных навыков (умение общаться с взрослыми и сверстниками) как необхо­димого условия успешности учебной деятельности

Механизм внедрения программы

2 этап
Воспитательно-образовательная деятельность с детьми в детском саду

Педагогическая деятельность :

Занятия с детьми по программе дошкольного образования с использованием современных технологий.
- Взаимосвязь с социумом (муз. школа, худ. школа, музеи и др.)
- Праздники, развлечения.

Психологическое сопровождение ребенка:

Сопровождение адаптации ребенка к условиям ДОУ.
- Сопровождение детей группы риска.
- Коррекционно-развивающие занятия.
- Тренинги. Психогимнастика.
- Наблюдение. Диагностика дошкольной зрелости.

Методическая работа:

Медицинская сестра, педагог-психолог, учитель-логопед, воспитатели, педагоги дополнительного образования, учителя, зам. зав. по ВМР, зам. директора по УВР

Проведение общих методических объединений, собраний, педагогических советов по вопросам воспитания и обучения детей.
- Проведение открытых уроков и занятий.
- Применение новых технологий по воспитанию и обучению детей (знакомство с технологиями применяемыми ДОУ, СОШ).
- Создание педагогических условий построения преемственной предметно-развивающей образовательной среды.
- Ведение диагностических карт на каждого ребенка, с целью отслеживания развития детей.
- Выявление проблем (дезадаптации, школьной незрелости первоклассников в школе).


Результаты преемственности: (Приложение)

  • В ДОУ проводится кружковая работа.
  • Сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями города Лянтор.
  • Взаимодействие с социальными институтами города.
  • Познавательное развитие детей посредствам экскурсий.
  • Система работы с родителями.

ПРОГРАММА

предшкольной подготовки

«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ»

Состояние проблемы преемственности

дошкольного и начального образования

Если дошкольное образовательное учреждение дети могут не посещать, то школу, согласно Закону РФ «Об образовании», должны посещать все, достигнувшие 6,5-7 лет.

Школа претерпевает радикальные изменения. В настоящее время в стране идет становление новой системы образования. Главной проблемой становится переустройство сферы образования на новых принципах, соответствующих утверждающимся государственно-политическим и социально-экономическим отношениям и закрепленных Законом РФ «Об образовании». Отличительной чертой развития образовательной системы на современном этапе является активный процесс создания системы непрерывного образования. Одно из основных условий обеспечения функционирования и развития единой непрерывной системы образования - это осуществление преемственности разных ступеней, в частности преемственность дошкольного и начального образования.

В связи с этим совершенствуются образовательные технологии, при разработке которых учитываются следующие тенденции развития образования:

От репродукции знаний к их продуктивному использованию в зависимости от решаемых задач;

От механического заучивания к учению как процессу интеллектуального развития;

От статистической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

От ориентации на среднего ученика к дифференцированным и индивидуальным программам обучения ;


От внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

Таким образом, важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированный подход, развитие личностных компетенций.

Предлагаемая концепция Программы «Преемственность» разработана на основе идеи преемственности между дошкольным, начальным и основным образованием.

Концепция программы «Преемственность» рассматривает преемственность как создание условий для гуманного (бесконфликтного и комфортного) перехода с одной образовательной ступени на другую, целью которого становится успешная адаптация к новым образовательным условиям.

Подготовка к обучению является преемственностью, позволяющей обеспечить гуманный переход из одной возрастной группы в другую и реализовать основные задачи, поставленные в настоящее время перед образованием.

Концепция базируется на следующих принципах:

Общего развития ребенка на основе его индивидуальных возможностей и способностей;

Развития творческих способностей у детей;

Развития личностных компетенций ребенка как субъекта творческой деятельности, как активного субъекта познания;

Развития и укрепления здоровья личности;

Развития духовно-нравственных убеждений личности;

Развития устойчивой психологической адаптации к новым условиям образования;

Преемственности между обучающими, обучающимися и родителями.

Основаниями для реализации принципа преемственности между дошкольным и школьным образованием являются:

Ориентация не на уровень знаний, а на потенциальные возможности ребенка, на его «зону ближайшего развития»;

Создание условий для включения ребенка в новые социальные формы общения;

Организация и сочетание в единой смысловой последовательности продуктивных видов деятельности ;

Подготовка перехода от игровой деятельности к учебной;

Обеспечение постепенного перехода от непосредственности к произвольности.

В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии.

Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.

Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности.

Развивающие технологии содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.

В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель - подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.


Организация перехода от дошкольного образования

к обучению в начальной школе

В предлагаемой концепции программы «Преемственность» ведется подготовка детей, не посещающих дошкольные образовательные учреждения, но, как показывает практика, предложенные технологии и содержание могут быть успешно использованы в дошкольном образовательном учреждении для занятий при подготовке детей к школе.

Концепция программы «Преемственность» рассматривает дошкольное и начальное обучение в системе непрерывного образования и предлагает личностно-ориентированную модель системы подготовки к школе. Эта модель может быть реализована в семье, в мини-садах, в группах кратковременного пребывания, в образовательных заведениях типа «начальная школа - детский сад».

В качестве основных целей подготовки к обучению в школе выдвигаются:

Развитие эмоционально-волевой сферы;

Развитие коммуникативных навыков;

Формирование и развитие психических функций и познавательной сферы детей;

Сохранение здоровья дошкольников.

Реализация данных целей позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе. Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

Единство развития, обучения и воспитания;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Комплексный подход;

Систематичность и последовательность;

Воспитать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;

Создать условия для успешного перехода в основную общеобразовательную школу;

Создать условия для развития у обучаемых независимого творческого мышления;

Создать условия для развития учеников, обладающих разными способностями и возможностями.

Литература

Абрамова психология. - Екатеринбург: Деловая книга, 1999. - С. 624.

И др. Готовность детей к школе. - М., 1992. - С. 127.

Солнцева ли ребенок к обучению в первом классе? - М.: Ювента, 2005.

Выготский психология: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 4. - М.: Педагогика, 1984. - С. 243-387.

Выготский по психологии: Собрание сочинений в 6 томах. Т. 2. - М.: Педагогика, 1984. - С. 362-465.

Выготский детской психологии. - СПб.: Союз, 1999.

11. волосы

12. пальцы рук.

13. дополнительные баллы: за оригинальность +3; за гармоничность +5.

Максимальное количество баллов - 20.

Стандартизированная шкала оценки возрастных норм детализированности в изображении человека разработана в тесте Йирасека.

Высший уровень: синтетическое изображение головы, туловища, конечностей. Шея, соединяющая голову с туловищем, не больше туловища. На голове волосы или головной убор, уши, глаза, нос, рот. Руки закончены кистью с пятью пальцами. Ноги загнуты. Приведены детали одежды.

Высокий уровень отличается от высшего отсутствием синтетичности изображения либо отсутствием трех деталей (шея, волосы, один палец, но не части лица).

Средний уровень: в изображении есть голова, туловище, конечности, нарисованные двойной линией. Но могут отсутствовать шея, уши, волосы, одежда, пальцы, ступни.

Низкий уровень: примитивный рисунок с туловищем. Конечности нарисованы одной линией.

Низший уровень: «головоног», нет ясного изображения туловища и конечностей.

Необходимо учитывать, что отсутствие какой-либо важной детали может быть обусловлено не интеллектуальными нарушениями, а личностными проблемами ребенка (тревогой, напряженностью).

Поэтому, когда ребенок закончит рисовать, следует его спросить, все ли он нарисовал: «Посмотри, у твоего человека есть все части тела?».

9. Корректурная проба - для диагностики волевой готовности, уровня развития произвольного внимания и работоспособности. Раздаточный материал: фигурные таблицы.

Инструкция: «Посмотри внимательно на фигурки, отыщи среди них только три - треугольник, круг и флажок, в треугольнике поставь черточку (–); в кружочке - крестик (+); во флажках - точку (.).

Задание состоит из двух этапов: обучающего (без учета времени) и контрольного (2 минуты).

Оценка: количественный показатель складывается из количества правильно отмеченных фигур минус количество ошибок.

Качественная оценка волевой готовности отмечается во время выполнения ребенком задания в ходе наблюдения за его поведением (успешно, среднеуспешно, неуспешно; адекватно поведение ситуации или нет).

10. Для выявления уровня развития предпосылок учебной деятельности (умения внимательно и точно выполнять последовательные указания, самостоятельно действовать по заданию взрослого, ориентироваться на систему условий задания) применяется методика «Графический диктант» (разработанная).

Ребенку выдается тетрадный лист в клеточку с нанесенными на нем точками.

Инструкция: «Сейчас мы с тобой будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно меня слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек, и в какую сторону ты должен провести линию. Проводи только те линии, которые я скажу. Следующую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Ты помнишь, где правая рука? Вытяни правую руку в сторону». Дается реальный ориентир, имеющийся в помещении. «Когда я скажу, что надо провести линию направо, ты проводишь ее к двери (на доске проводится линия слева направо). Это я провела линию на одну клетку направо». Теперь вытяните левую руку в сторону. «Видишь, она показывает на окно. Сейчас я провожу, не отрывая руки, три клетки влево. Понял, как надо рисовать?»

После этого переходим к рисованию тренировочного узора. На самостоятельное продолжение узора дается 1,5-2 минуты.

Оценка результатов: результаты тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих порознь оценивается выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора.

Оценка производится по следующей шкале:

Точное воспроизведение узора - 4 балла (неровность линий, «дрожащая» линия, «грязь» не учитываются, и не снижается оценка);

Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла;

Воспроизведение с несколькими ошибками - 2 балла;

Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов, - 1 балл;

Отсутствие сходства - 0 баллов.

За самостоятельное выполнение оценка выставляется по той же шкале. Таким образом, за каждый узор ребенок получает две оценки: одну за выполнение диктанта, вторую за самостоятельное выполнение узора. Обе оценки колеблются от 0 до 4. Итоговая оценка под диктовку из трех соответствующих оценок за отдельные узоры, путем суммирования. Полученная оценка может колебаться от 0 до 8.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая оценка. Затем обе итоговые суммируются, давая суммарный балл (СМ), который может колебаться в пределах от 0 до 16.

Значения суммарного балла, соответствующие уровню выполнения задания:

Низкий - 0-1;

Ниже среднего - 2-4;

Средний - 5-10;

Выше среднего - 11-13;

Высокий - 13-16.

Обследование детей целесообразно строить как сочетание индивидуальных и групповых методов. Индивидуальное обследование позволяет определить уровень развития ребенка. Групповое - определить готовность ребенка принять нормы и правила школьной жизни. В качестве групповых приемов обследования рекомендуется применение следующих методик:

- «Корректурная проба»;

- «Лабиринт»;

- «Графический диктант»;

- «Рисунок человека».

Во время обследования на каждого ребенка заполняется протокол обследования, который включает в себя также итоговое заключение.

В протоколе отмечается умение читать (плавное чтение, чтение словами, слоговое чтение, знание букв); мотивационная готовность, которая определяется по рисунку поведения и общения (понимание неигрового характера ситуации, наличие желания выполнять задания, умение сотрудничать).

Протокол обследования уровня психолого-педагогической готовности к школе

Фамилия, имя ребенка ___________

Дата рождения _________________

Дата обследования ______________

1. Тестовая беседа (запись ответов).

Оценка (количество баллов и уровень зрелости) ____________.

2. Исключение 4-го лишнего (ответы записываются).

3. Рассказ по картинке (ведется запись).

Оценка: ___________________.

4. Синтез слов из звуков.

5. «Антонимы» (ответы записываются).

Оценка (балл и уровень) ________.

«Аналогии» (ответы записываются).

Оценка: балл и уровень _______.

«Закончи предложение» (ответы записываются).

Оценка: ___________.

6. Пробы руки.

Оценка ____________.№ задания

Суммарный балл и уровень ______________.

8. Графический диктант.

диктовка

самостоятельно

итоговая оценка

Суммарный балл и уровень _______________.

9. Корректурная проба.

количество знаков

количество ошибок

волевая готовность

10. Рисунок человека.

дополнительные баллы

11. Чтение (отметить): плавное чтение, словами, слоговое, знание букв.

12. Мотивационная готовность: есть - нет (отметить).

Общий вывод о готовности к школьному обучению и рекомендации: _______________.

Дополнительные замечания (яркие индивидуальные особенности развития и поведения) ________________.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ К ПРОГРАММЕ

Пояснительная записка

Программа «Преемственность» имеет раздел «Психологическое сопровождение». Важнейшей частью такого сопровождения является изучение динамики психического развития ребенка в условиях целенаправленной организации его деятельности.

Именно в старшем дошкольном возрасте закладывается основа формирующейся личности. Поэтому необходимо стремиться организовать работу с детьми по следующим направлениям:

Возбуждению ума ребенка к активной творческой деятельности благодаря большому количеству внешних впечатлений, активизирующих работу мозга;

Учету характерных особенностей развития ребенка для создания необходимых условий для формирования нужных психических черт и качеств личности;

Созданию необходимого уровня организации познавательной деятельности , что является важным фактором развития познавательных процессов личности ребенка;

Созданию вокруг ребенка 5-6 лет положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей его творческий потенциал;

10. Телефон

11. Кассовый аппарат

Игровые строительные наборы

2. Геометрические фигуры

3. Детское домино

4. Детское лото: «Времена года», «Домашние и дикие животные»

5. Лего по темам: «Игрушки», «Сюжеты из мультфильмов и сказок», «Времена года», «Растения и животные».

Сборка машин № 000, № 000, № 000;

Слот и его друзья № 000;

Дом Тины № 000;

Отправляемся на поиски приключений № 000;

Гонки года № 000.

7. Строительные материалы по темам: «Машины», «Железная дорога».

Дидактические игрушки

1. Пирамидки.

2. Матрешки 4-5-местные (герои сказок «Теремок», «Маша и медведь», «Колобок», «Три медведя»).

Книжки с наклейками

1. Книжки для малышей с наклейками на развитие органов чувств: осязания, зрения и др.

2. Книжки с наклейками по темам: «Животные», «Птицы», «Времена года», «Цвет» и др.

3. Книжки-раскраски с наклейками.

4. Книжки-раскраски.

5. Книжки с выдвижными деталями.

Настольно-печатные игры

1. Разрезные картинки типа «Логический квадрат», которые содержат парные пазлы

2. Кубики с предметными и сюжетными картинками

3. Мозаика

4. Шашки, шахматы

5. Пособия с пальчиковыми играми

1 Выготский детской психологии. - СПб.: «Союз», 1999.

Программа «Преемственность» позволяет организовать системную подготовку детей 5-7 лет к обучению в школе. Содержание программы рассчитано на постепенное вхождение ребёнка в процесс обучения, что обеспечивает преемственность между дошкольным и начальным образованием. Программа доработана в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа адресована педагогам дошкольных образовательных учреждений, учителям начальной школы, а также родителям.

Преемственность. Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет. Федосова Н.А., Коваленко Е.В. и др.

Описание учебника

Образовательная область « Социально-коммуникативное развитие »
Модуль «РОДНОЙ ДОМ»
Содержание модуля направлено на подготовку детей старшего дошкольного возраста к освоению этнокультурных знаний, к восприятию нравственных и эстетических ценностей традиционной отечественной культуры в условиях поликультурного и поликонфессионального российского общества.
Задача подготовительной ступени в данном направлении состоит в том, чтобы с помощью игровой формы дети ощутили целостность традиционной народной культуры, естественность её жизненной основы повседневной деятельности людей в семье.
Ведущий методический приём и материал, на котором построена работа, - эмоционально-ценностное восприятие мира людей и природы через древнейшие в истории человеческой культуры художественные формы метафорического осмысления мира - через загадки и игры.
Особенность методики состоит в том, что она принципиально открыта и вариативна, носит комплексный характер и ориентирована на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. В ходе работы используются достижения музейной педагогики.
Модуль «ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Содержание модуля направлено на создание условий развития ребёнка, которые открывают возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующих возрасту видов деятельности.
Задачи:
- развитие трудовой деятельности детей дошкольного возраста; воспитание положительного отношения к труду взрослых;
- формирование трудовых навыков и их дальнейшее совершенствование; постепенное расширение содержания трудовой деятельности, а также овладение умениями работать быстро, ловко и аккуратно;
- воспитание у детей личностных качеств: готовности принять участие в труде, ответственности, заботливости, бережливости, привычки к трудовому усилию; воспитание навыков организации своей и общей работы;
- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе труда, развитие умения работать согласованно.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Модуль «ЗЕЛЁНАЯ ТРОПИНКА»
Содержание модуля направлено на развитие у детей универсальных предпосылок учебной деятельности, познавательных интересов и интеллектуальных способностей, формирование основ безопасности жизнедеятельности и экологического сознания.
Методика обеспечивает систематизацию и научную коррекцию накопленных детьми в дошкольном возрасте природоведческих представлений. Содержание модуля строится как синтез различных составляющих естественно-научного и экологического знания с включением доступных элементарных сведений из области астрономии, физики, биологии, экологии. При освоении содержания курса дети овладевают такими важными для последующего обучения умениями, как умение выделять свойства предметов (форма, цвет, размеры), находить их общие и отличительные признаки, делить объекты на группы, составлять целое из частей, фиксировать состояние предмета и его смену (явление) и др.
Модуль
«МАТЕМАТИЧЕСКИЕ СТУПЕНЬКИ»
Содержание модуля направлено на формирование предпосылок универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных), начальных математических представлений и развитие на их основе познавательных способностей дошкольников.
Основными методами являются: практический, метод дидактических игр, метод моделирования. Они используются в различном сочетании друг с другом, но ведущим остаётся метод практических действий, который позволяет дошкольникам усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперименты, наблюдения на действиях с предметами, предметными картинками, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая, записывая результаты практических действий на языке математики. На данном этапе метод практических действий дополняется важнейшим для математики способом познания окружающего мира - методом моделирования (работа
с предметами и группами предметов дополняется выполнением предметных и схематических рисунков; осуществляется моделирование цифр из плоскостных элементов).
Модуль «КОНСТРУИРОВАНИЕ»
Содержание модуля ставит своей целью заложить основы понимания детьми различных конструкций предметов, научить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия. При этом важнейшим условием является предоставление детям широкого выбора конструктивного материала, возможности изучать его и экспериментировать с ним.
Задачи:
- подготовка детей к самостоятельному выполнению действий в определённом порядке;
- обучение умениям целенаправленно рассматривать рисунки, предметы, постройки, сравнивать их между собой, выделять общее и различное, делить предметы на части, находить основные детали, от которых зависит расположение других частей; делить части на составляющие детали, преобразовывать образец по заданным условиям; анализировать условия практической задачи для получения конечного результата;
- ознакомление детей с различными художественными, природными и строительными материалами, видами соединений и способами крепления деталей, частей, правилами безопасной работы с ручными инструментами;
- привитие навыка культуры труда.
Образовательная область «Речевое развитие»
Модуль «ОТ СЛОВА К БУКВЕ»
Содержание модуля направлено на общее развитие детей старшего дошкольного возраста, посредством которого создаётся прочная основа для успешного изучения русского языка. Материал помогает практически подготовить детей к обучению чтению, письму и совершенствует их устную речь.
Задачи:
- создание условий для формирования многосторонне развитой личности ребёнка (интеллектуальное, духовно-нравственное, эстетическое, эмоциональное развитие), для создания предпосылок положительной мотивации учения в школе;
- практическая подготовка детей к обучению чтению и письму;
- формирование элементарной культуры речи, совершенствование на доступном уровне навыков связной устной речи детей;
- знакомство с книжной культурой, детской литературой.
Отличительной чертой методики является осуществление интеграции работы по подготовке детей к обучению чтению с работой по развитию устной связной речи и подготовкой к обучению письму.
Модули «РАЗВИТИЕ РЕЧИ» и «РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ»
Цель: развивать связную речь, лексическую сторону и звуковую культуру речи, вызвать интерес к речи окружающих и своей собственной и на этой основе начать формирование элементарных навыков культуры речи, правильного речевого поведения, умения слушать, а также высказываться на близкие старшим дошкольникам темы.
В модулях представлены следующие разделы:
1. Общение.
2. Слушание (аудирование) и говорение как виды речевой деятельности.
3. Словесно-творческая деятельность.
4. Подготовка к чтению.
5. Подготовка к письму.
Особенностью методики обучения предмету является то, что речевое развитие предполагает использование различных форм работы: педагог - дети, педагог - ребёнок, ребёнок - ребёнок, ребёнок - дети, которые связаны с анализом своей и чужой речи, с самостоятельностью выбора речевого поведения в различных ситуациях.
Образовательная область « Художественно-эстетическое развитие »
Модуль
«ВОЛШЕБНАЯ КРАСОТА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»
Содержание модуля решает главную общую задачу подготовки к обучению в школе - развитие личности ребёнка 5-7 лет.
Для реализации ведущей задачи модуля определены следующие положения:
- нравственная основа народной культуры и искусства;
- детскость в народном искусстве (то его свойство, которое придаёт ему неповторимую окраску непосредственности и жизнерадостности, огромное душевное богатство, душевная щедрость);
- общность художественно-образного содержания всех областей народного искусства как совокупности устных, песенных, музыкально-хореографических, игровых, драматических, прикладных, изобразительных форм народного творчества;
- гуманитарная ориентированность при ознакомлении с явлениями культуры, искусства. В процессе ознакомления с памятниками культуры (произведениями народных мастеров, произведениями живописи, графики, скульптуры, музыки и литературы) мы как бы участвуем в диалоге прошлого и настоящего.
Содержание модуля отражено в следующих видах ху-дожественно-творческой деятельности детей: «Мы танцуем, поём, играем и слушаем музыку своего народа»; «Мы рисуем и лепим, создаём художественные вещи, как народные мастера родной земли»; «В мире родной природы»; «Детские праздники и народный календарь»; «В мире народной сказки. Театрализованные действа»; «Русские народные игры».
Модуль «МУЗЫКА»
Содержание модуля направлено на формирование музыкальной культуры детей как части их общей духовной культуры.
Задачи музыкальной предшкольной подготовки детей направлены на реализацию цели обучения:
- развитие интереса к музыке, музыкальным занятиям;
- систематизацию жизненного и музыкального опыта детей;
- формирование позитивного эмоционального отклика на разнообразные явления окружающей детей жизни, внутреннего мира людей, запёчатлённых в ярких музыкальных (и шире - художественных) образах;
- формирование первичных представлений о закономерностях музыкального искусства (жанры, интонационная природа музыки, язык и средства музыкальной выразительности, триединство деятельности композитора, исполнителя, слушателя и т. п.);
- развитие умений и навыков в различных видах музыкально-практической деятельности детей, создание предпосылок для формирования универсальных учебных действий - личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных в начальной школе;
- формирование способов творческой деятельности детей в процессе учебной, внеучебной, досуговой музыкально-эстетической работы в предметно-пространственной развивающей образовательной среде.
Образовательная область «Физическое развитие»
Модуль «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
Содержание модуля направлено на формирование у старших дошкольников интереса к пониманию своего организма и его возможностей, а также воспитание бережного отношения к своему здоровью; развитие физической культуры личности, поэтапное овладение детьми жизненно важными двигательными умениями и навыками; достижение оптимального уровня функциональной и физической подготовленности; оздоровление.
В соответствии с целью физкультурного образования у дошкольников формулируются задачи:
- формирование доступных представлений о взаимосвязи занятий физическими упражнениями с укреплением здоровья и повышением физической подготовленности, о правилах техники безопасности на занятиях физической культурой;
- совершенствование навыков базовых двигательных действий, формирование умений их вариативного использования в игровой и соревновательной деятельности, в самостоятельных формах занятий физическими упражнениями;
- расширение двигательного опыта посредством усложнения ранее освоенных движений и упражнений и овладения новыми двигательными действиями с повышенной координационной сложностью;
- совершенствование навыков и умений в выполнении физических упражнений, связанных с укреплением здоровья и формированием правильной осанки;
- расширение функциональных возможностей систем организма и повышение его адаптивных свойств посредством направленного развития основных физических качеств и способностей;
- формирование практических умений и навыков по использованию подвижных игр и элементов соревнования в оздоровительных формах организации физической культуры.
Особенностями курса по физической культуре в дошкольной организации являются:
- направленность на реализацию принципа вариативности, требующего от педагога осуществлять подбор и планирование учебного материала в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями дошкольников,

Программа по подготовке к школе детей 5-7 лет.



Поделиться