Будут ли платные уроки в школах. Школы в России будут платными

Будоражащие слухи о том, что образование в школах может стать платным, ходят уже несколько лет. Народ буквально верит в то, что государство стремится лишить их самих, а также их детей права на получение, законом прописанных, бесплатных школьных знаний. Однако в Конституции РФ указывается на то, что каждый может получить среднее школьное образование абсолютно бесплатно.

Тем не менее, регулярно поднимается вопрос о сборе денег на обучение. Пересуды звучат как на кухнях, так и в сети Интернет. Так ждет ли нас платная школа с 2017 года ? Об этом и многом другом Вы узнаете из нашей статьи.

Основные принципы среднего школьного образования в РФ

На сегодняшний день, обучаться в школах стало в разы сложнее, чем это было еще десять, пятнадцать и более лет назад. Уже давно ходят разговоры о мученическом решении домашнего задания вместе с мамами, папами, бабушками и дедушками. Сегодняшнему школьнику тяжело самостоятельно искать решения над довольно сложными задачами и примерами. Многие дети вынуждены оставаться на дополнительные занятия и продленки, ходить к репетиторам и т.д.

Однако в школьной образовательной системе каждый ребенок должен получать внушительный багаж знаний, который поможет в будущем поступить в ВУЗ и получить высшее образование для овладения , с которой и будет связана вся дальнейшая жизнь отдельно взятого человека. Сюда относятся:

  • Умение размышлять с подключением логики – логическое мышление;
  • Набор знаний по разнообразным дисциплинам на базовом уровне – фундамент для дальнейшего образования и развития;
  • Определенный набор умений социального плана – как «выживать» в обществе и строить отношения различного характера.

Каждый из приведенных пунктов чрезвычайно важен, поскольку без этих навыков самосовершенствование, развитие, прогресс любого плана будут весьма затруднены. Без учебы в школе вырасти в самодостаточного, образованного и грамотного человека шансов у ребенка очень мало.

Именно поэтому мысль о платном среднем образовании будоражит сознание многих россиян. Мало того, что придется потуже затянуть пояски каждой второй семье, так и дети из малообеспеченных семей вовсе лишатся возможности получать школьные знания. Чудовищное будущее буквально маячит на горизонте! В чем же суть этого закона?

Закон о введении платного образования для средней школы

На самом деле, закон о введении платы за некоторые услуги в системе школьного образования был принят давно и успешно функционирует не один год. Название не так уж и замысловато – «Закон об образовании» — пусть и границы его слегка размыты. Закон о платном образовании, который планируют внедрять в средние школы в 2017 году подразумевает тот факт, что школы должны будут перейти на самоокупаемость.

Все школы разделятся по типу финансирования на государственные, автономные и бюджетные. То есть, здесь не идет речи о том, что родителям теперь придется оплачивать все уроки и т.д. По сути, все базовые предметы останутся на бесплатной основе в своем необходимом минимуме учебных часов. Однако нужно будет доплачивать за дополнительные уроки и мероприятия, которые, конечно же, ученики будут посещать по желанию. Естественно, каждый родитель понимает, что подобные факультативы дают более глубокие знания, позволяющие успешно сдать , поэтому спрос на них, по прогнозам экспертов, будет высоким.

Также «продленки» и другие мероприятия, подразумевающие уход и присмотр, станут платными. Радует то, что стоимость за подобные услуги установили во вполне разумных пределах.

Помимо прочего, школам было позволено вести всевозможные кружки, призванные всесторонне развивать учеников. Часть кружков школы проводят бесплатно, а за другие нужно будет выложить определенную сумму.

Будут введены так называемые профпредметы, направленные на осваивание определенной профессии. Этот момент считается достаточно непростым и даже спорным, потому что в раннем возрасте осознанно выбрать для себя будущую профессию очень трудно. Вероятнее всего, выбор «подходящей» профессии нужно будет делать родителям, что возлагает на них недюжинную ответственность за будущее своего чада.

Российские школы начнут превращаться в некие организации, приносящие прибыль в казну страны, ведь они смогут сами себя финансировать.

Будем платить или нет?

Споры и разногласия, тут и там возникающие вокруг информации о введении нового закона о платном школьном образовании с 2017 года, все больше и больше запутывают и без того непростую ситуацию. Система платного образования сложна и неоднообразна, потому и выглядит пугающей для большинства родителей.

Каждый понимает, что подобные нововведения сделают получение достаточного объема знаний крайне затруднительным. Вместе с тем, конкурсы в высшие учебные заведения могут резко упасть, поскольку ученики уже будут иметь определенные навыки в той или иной профессии и острая необходимость в учебе после школы попросту отпадет.

Учитывая все вышесказанное, нельзя быть стопроцентно уверенными в том, что власти проигнорируют некоторые пробелы и недочеты в законе о платном образовании 2017 года. Отсюда следует, что введение платных школ с 2017 года остается под большим знаком вопроса, ведь нововведение принесет лишь материальные расходы россиянам, тогда как полезных «свойств» у закона катастрофически мало.

С 1 июля 2012 года, в России вступает в силу закон о монетизации среднего образования, который серьезно изменит всю схему финансирования школьных учреждений. Что же принесет он для школьников, их родителей, а главное – каким образом он изменит качество среднего образования в стране?

Каковы цели монетизации среднего образования?

Все эти нововведения, которые еще называют школьной реформой, на самом деле призваны получить дополнительное финансирование для школ и их преподавателей. Как известно, большинство школ остро нуждается в финансировании, объемы которого из совсем не хватает. Недофинансирование привело только к острому дефициту учительских кадров в провинциях из-за низкой заработной платы, разница в которой по регионам страны составляет несколько раз (смотрите статью «Средняя заработная плата учителей в 2012 году »). Теперь же ряд услуг (уроки по некоторым предметам), будут предоставляться за отдельную плату, что, по мнению законодателей, должно уменьшить коррупцию в школах и повысить уровень образования, так как оплата будет изыматься только за предметы, которые не входят в образовательную программу.

Каковы последствия монетизации среднего образования для школьников и их родителей?

На самом деле, с введением монетизации среднего образования, сам статус школ никоим образом не меняется, изменяется только их статус, как бесплатных учебных учреждений. Как все, наверное, помнят, в начале 90-х, большинство ВУЗов также вынуждены были перейти к платной форме образования, но как свидетельствуют недавние исследования, уровень высшего образования в целом по России с начала 90-х только ухудшился, а уровень коррупции в ВУЗах существенно возрос.

Кроме того, принятый закон о монетизации среднего образования больше не гарантирует финансирования из бюджета в полном объеме всех школьных учреждений, а значит «латать дыры» придется самим школам.

И самое главное, что беспокоит родителей учеников – что будет входить в бесплатный лимит уроков, и какую цену придется им заплатить за эти нововведения? И их беспокойство не беспочвенно. Уже в начале этого года, в качестве эксперимента, монетизацию школьного образования провели в Южном административном округе Москвы. В бесплатный лимит предметов там было включено лишь 2 часа русского языка в неделю, 2 часа математики, 3 часа физкультуры и 3 часа религии, а родителям учеников пришлось раскошелиться на сумму в среднем 5-6 тысяч рублей в месяц! Для самих москвичей вроде сумма не критическая, но ведь в Москве существенно отличается от средней зарплаты в целом по стране. А если взять среднюю зарплату, скажем в Ивановской и Рязанской области, и семью среднего достатка с двумя детьми школьного возраста, то на оплату нормального школьного образования детей может пойти до половины семейного бюджета семьи, что вообще для многих семей станет неподъемно.

Таким образом, Правительство РФ поставило перед многими родителями сложный выбор: либо отказывать себе и детям во всем, чтобы дети получили нормальное среднее образование, либо не экономить, но дать детям только базовые знания, которых будет недостаточно для их поступления в ВУЗы.

Закон о платном среднем образовании с 2013 годаО федеральном законе о платном среднем образовании с 2013 года слухи ходят уже давно. Суть его сводится к реформе социального сектора, а именно к переходу государственных медицинских, образовательных и культурных учреждений на другие организационно-правовые формы. Стоит отметить, что реформа эта является довольно масштабной, поэтому она, так или иначе, затронет каждого россиянина.Законопроект был принят 23 апреля 2010 года Госдумой РФ и одобрен 28 апреля того же года Советом Федерации. Полное название закона - федеральный закон РФ 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Также его называют «законом о монетизации средней школы», изменяющим порядок финансирования бюджетных организаций.Согласно принятому закону, практически все учреждения социальной сферы (школы, детские сады, больницы) с бюджетного финансирования перейдут на самоокупаемость. Государство будет оплачивать лишь определенный объем услуг соцучреждений. Все остальное они должны зарабатывать сами. Закон сложен для понимания и составлен таким образом, что даже профессионал с трудом сможет в нем разобраться. Также в законе есть такие факты, которые трактуются весьма неоднозначно.Следует понимать, что процесс коммерциализации медицины и образования, а также рост количества платных услуг будет происходить постепенно. Поэтому с 1 сентября 2013 года платить придется за кружки, секции и факультативы, а остальные занятия пока останутся бесплатными.Стоит отметить, что, согласно закону о платном среднем образовании с 2013 года, за первые три класса вносить деньги не придется, и в их программу войдут все предметы, что и раньше. Начиная с четвертого класса, неоплачиваемыми останутся лишь несколько базовых предметов: русский язык, математика, английский язык, физическая культура – по 2 часа в неделю, история – 1 час в неделю. А вот на то, чтобы ребенок изучал химию, биологию, физику, информатику, музыку, рисование и другие учебные дисциплины, родителям придется потратиться. По предварительным подсчетам, данная сумма будет составлять около 6-7 тысяч рублей в месяц, а это не менее 54-78 тысяч в год и порядка 630 тысяч рублей за 11 лет обучения.Принимая во внимание тот факт, что 40 процентов населения нашей страны не смогут оплачивать обучение в школе, приходится делать вывод о том, что более трети граждан Российской Федерации останутся безграмотными и не смогут получить высшее образование. СКАЖЕМ НЕТ ГОС. Беспределу!

В последние годы российскую прессу и телеэфир заполняют информационные материалы, в которых российской системе образования предрекается переход на платную основу. Причиной такой негативной информации является подписание Президентом Федерального закона № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».

Слухи о том, что обучение в школе будет платным, возникают уже не впервые. Следуя этому закону, большинство учреждений, относящихся к социальной сфере, перейдут на самоокупаемость с бюджетного финансирования. В списке таких учреждений детские сады, школы, больницы. Бесплатно ребенок может получить несколько основных предметов: математика, русский язык, английский язык, физкультура - по 2 часа в неделю, история - 1 час в неделю. А вот остальные предметы будут платными.

По предварительным расчетам в среднем стоимость обучения составит 6-7 тысяч рублей в месяц. А в год получается 54-70 тысяч и примерно 630 тысяч за весь одиннадцатилетний период обучения. Начальная школа остается по-прежнему бесплатной и список предметов начальной школы также останется без изменения.

Авторы таких негативных статей проводят мысль о том, что в этой стране ничего хорошего уже быть не может. И тем более в сфере образования. Таким образом напряжение внутри общества растет, создаются предпосылки для революционной заварушки. В то же время создаются условия для внедрения «западных передовых образовательных технологий».

Всем этим высказываниям можно противопоставить Статью 43 Конституции РФ, в которой прописано, что

· Право на образование имеет каждый гражданин.

· Общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях гарантируется государством.

· Каждый имеет право на получение высшего образования в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии на конкурсной основе.

· Обязательным является основное общее образование.

Так чему верить?

Как заявляет Министр образования Андрей Фурсенко, в бюджетных учебных заведениях ничего не поменяется, только нелегальные поборы станут легальными. И если раньше определенная часть собранных средств оседала в карманах администрации учебного заведения, то теперь все деньги будут поступать только на счет учреждения.

Средства в бюджетные организации будут выделяться как субсидии, а не по статьям расходов. С момента вступления в силу нового закона распределением средств будут заниматься сами директора школ: на ремонт кабинетов, на покупку нового оборудования или на проведение выпускного бала.

Фурсенко считает принятый закон полезным, так как такие нововведения смогут удешевить образование и позволит исключить несанкционированные поборы за те услуги, которые уже оплачены государством. Кроме того, учащиеся будут обучаться в течение такого времени и изучать такое количество предметов, сколько это положено по Закону РФ.

Татьяна Нестеренко, заместитель министра финансов, говорит, что мнение о том, что часть предметов в школах будут платными, является ошибочным. В новом законе не предусматривается переход на платное образование, утверждает она. Школы обязаны выполнять госзаказ в сфере образования, причем делать это бесплатно. Платными будут только дополнительные услуги или дополнительные предметы.

Школы относятся к бюджетным организациям. Они могут предлагать услуги дополнительных факультативов и платных кружков. Однако, этой же деятельностью школы занимались и раньше. На самом деле в новом законе не прописано, сколько и кому денег давать. Речь идет лишь об изменении механизма доведения денежных средств до образовательных учреждений.

В положениях 83-ФЗ все статьи финансовых затрат для бюджетных организаций четко прописаны. Деньги на их деятельность поступают в строго определенное время через казначейство. К статусу бюджетных учреждений теперь отнесены детские дома, спецшколы, школы при колониях, малокомплектные школы и другие.

Таким образом, не стоит реагировать на публикации о том, что обучение в школах будет платным- в России платного школьного образования не будет! Всеобщее бесплатное образование является одной из гарантированных норм Конституции РФ. С другой стороны к школьному образованию нужно подходить более гибко с учетом современных тенденций.

Оглушительным хором родителям разъясняют: новый закон об автономных образовательных учреждениях принят на благо детей! Школам и ученикам будет только лучше! Бесплатную часть обучения не урежут! Короче, расслабьтесь, граждане, и не паникуйте: государство о вас позаботилось…

ОДНАКО: Разрешение превратить школу в «автономное учреждение» по факту означает новую стадию монетизации. Но уже не пенсионерских льгот, а жизненно важного права - права на образование. Кстати, медикам тоже дозволено стать АУ, так что готовьтесь.

КАК НА БУМАГЕ: Принят закон о реформировании сети бюджетных учреждений РФ. Отныне все такие учреждения разделяются на три группы: казённые, бюджетные, автономные. В «казённые» попадают детдома и спецшколы - их намерено содержать государство. Бюджетным будут оплачивать выполнение государственного заказа. Для школы это уроки по предметам, перечисленным в государственном стандарте образования. Но не в любом объёме, а столько часов и на таком уровне, который установлен этим самым стандартом. Автономной школе тоже оплатят госзаказ, но разрешат вводить дополнительные уроки, предметы, курсы. (Всё, что лучше, сложнее, больше - только за деньги родителей). Полученной прибылью школа распорядится сама.

КАК ПОЛУЧИТСЯ В ЖИЗНИ: Осенью обещают принять новый закон «О Государственном Стандарте Образования». То есть - о бесплатном минимуме обучения. Какие предметы и насколько урежет российская власть? Неизвестно. Но хорошо известно, что уже сегодня школа, по большому счёту, не даёт достаточно знаний для поступления в вуз. Родителям приходится выворачивать карманы на репетиторов, если ребёнок серьёзно нацелен на институт. А если в этих карманах уже пустовато? Папа безработный, у мамы снизили зарплату в связи с кризисом, всю семью ограбили очередным повышением коммунальных платежей? Опустят имеющийся уровень — и под вопросом реально окажется не только высшее, но и среднее специальное образование!

Преподавателям новый закон тоже не сулит особой радости. При действующей системе оплаты труда «дополнительные доходы» руководство школы сможет тратить на вознаграждение себя, любимых и особо приближённых лиц. Госзаказ будут оплачивать по принципу: конкретная сумма на каждую ученическую душу. От школ уже теперь требуют «конкурировать за привлечение учащихся». А это означает: за «неконкурентоспособность» своего учебного заведения шишки будут собирать обучающиеся в нём дети (оттуда побегут мало-мальски приличные преподаватели).

ОТКУДА ТАКАЯ УВЕРЕННОСТЬ? Вся двадцатилетняя реформа образования в России - это постепенное разрушение советской системы просвещения. Это непрерывное понижение качества образования. Это всё более резкое разделение школьников по главному признаку: толщине родительского кошелька.

Введение единого госэкзамена, деление высшего образования на бакалавриат (равный техникуму, но, пока, частично, бесплатный) и магистратуру (платная специализация), новая система оплаты труда учителей, рост числа «платных мест» в вузах, а теперь и закон об автономных учреждениях - это звенья одной цепи. Господ правителей не пугает закрытие школ, рост неграмотности, деградация науки и прочие неизбежные последствия.

ПОЧЕМУ? Потому что развитие образования было важнейшей задачей в социалистическом государстве, в СССР. Капиталистической России это до фонаря. Это невыгодно - прямой прибыли не даёт, а затрат требует огромных. Рынку не нужны широко образованные, всесторонне развитые люди - ему требуются узкие специалисты. А их наплодить во много раз проще! Когда такой «спец» уже не вписывается в новые требования рынка - его выбрасывают на свалку жизни. Дёшево и сердито. При этом образованный, мыслящий человек быстрее разберётся, откуда ноги растут у жгучих общественных проблем. Или, говоря попросту, не умеющими думать управлять легче! Они не пойдут менять гнилую систему.

ВЫБИРАЙ БОРЬБУ! Нас толкают в число стран «третьего мира», потому что на «развитом Западе», в Европе, заметно движение в другую сторону. Там расширяется сфера бесплатного высшего образования, затраты бюджета на просвещение в разы больше, чем в России. Но там общество, прежде всего - молодёжь - постоянно и жёстко БОРЕТСЯ со своим государством, ЗАСТАВЛЯЯ делать образование общедоступным.

У нас были митинги и даже перекрытия дорог в начале монетизации пенсионерских и инвалидских льгот. Тогда коммунисты призывали здоровых, молодых, работающих: «Поддержите борьбу своих стариков, борьбу инвалидов, многодетных! Позволите безропотно ограбить их - следующими станете вы!» Но… граждане решили, что проблемы это — чужие (каждый за себя!). Отмолчались и отсиделись. Результат налицо, и, к сожалению, это не конец. Отбирать ещё есть что!

Буржуазная власть приняла так много грабительских, живодёрских и людоедских законов, что устанешь воевать с каждым по отдельности. Коммунисты уверены: надо протестовать при очередных планах урезания прав и опустошения карманов трудящихся.

Но ещё нужнее - понять, что капиталистическая система собственности и власти улучшению не поддаётся. Победы в экономической борьбе лишь преходящи и не решают проблем трудового народа. При первой же возможности буржуазная власть сведет все свои уступки на нет.

Трудящимся нужно своё государство (советское), свой строй (социализм). Добиться этого можно организованной борьбой, под руководством своей рабочей коммунистической партии, вооружившись теорией Маркса-Ленина-Сталина. Не следует верить буржуазной пропаганде про то, что все это «утопия». Господа врут, вкладывая во вранье большие средства, так как понимают, что трудящиеся, понявшие, каким образом изменить существующее положение, сметут буржуазный строй с лица земли.



Поделиться