Де мопассан краткое. Милый друг (роман)

Жорж Дюруа переезжает в Париж. Он мелкий чиновник, но имеет огромное желание сделать карьеру. Однажды его друг Шарль нанимает его на работу в газете “Французская жизнь”, ведет его в Фоли-Бержер. Жорж сразу же становится любимцем. Ему в написании статьи помогает Мадлен Форестье. Дюруа очень хорошо разбирается и в политике и в делах театра, даже оказывается в узких сферах депутатов и крупных деятелей. Этот факт не улучшает его состояние в написании статей. Он не может справиться с одной лишь статейкой, которую начала для него Мадлена.

Жорж любовник Клотильды. Она снимает квартиру для него, дает ему деньги при нужде. Для улучшения карьеры Сердцеед признается в любви Мадлене. Дюруа женится на Мадлене после смерти ее мужа. Мадлен хочет, чтобы Жорж поменял свою фамилию на Дю Руа де Кантель. Кроме того, она желает, чтобы ее муж получил титул барона. Жорж получает не только жену Форестье, но и его чин.

Новой мишенью Дюруа становится госпожа Вальтер, которая влюбит его. Жорж кроме своих побед, желает получить состояние бывшего любовника жены – графа де Водрека.

Жорж хочет развестись и взять в жёны Сюзанну – дочь Госпожи Вальтер. Он добивается развода, застукав супругу с министром.

Жорж увозит Сюзанну и женится на ней. Он назначается на место главного редактора газеты. После свадьбы Дюруа подумывает соблазнить госпожу де Марель и добраться до чина в Бурбонском дворце.

Картинка или рисунок Милый друг

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Одоевский Серебряный рубль

    Лидинька - очень умная и прилежная девочка. Дедушка очень любит Лидиньку за успехи в учебе. За каждый хорошо выученный урок поощряет ее либо конфеткой, либо монетками. Однажды дедушка уезжает на целый месяц и оставляет внучке серебряный рубль

  • Краткое содержание Утраченные иллюзии Бальзака

    Эта книга о пути к успеху, о трудностях и сложностях которые готовит нам жизнь. Она задевает очень острую социальную проблематику. Книга рассказывает о бедности и богатстве, о нищете и амбициях, обо всем том, что гложет каждого человека.

  • Краткое содержание Евгений Онегин Пушкин

    Произведения Пушкина «Евгений Онегин» повествует читателям о молодом человеке, образованном и скучающем, который не может найти себе место в этой жизни. Для него все – как по привычке – утро, завтрак

  • Краткое содержание Заболоцкий Хорошие сапоги

    Произведение Заболоцкого Хорошие сапоги написано в стихах. Главная идея состоит в том, что сапожник шил очень хорошую обувь. А в деревне жил Карлуша, который все время ходил босым

  • Краткое содержание Лазоревая степь Шолохов

    Дед Захар рассказывает про жестокую расправу над двумя его внуками во время гражданской войны. Захар с самого своего рождения был крепостным кучером у панов Томилиных.

Ги де Мопассан

Два приятеля

Париж был осажден, голодал, задыхался. Воробьев на крышах становилось все меньше, сточные канавы пустели. Ели что попало.

Господин Мориссо, часовщик по профессии и солдат в силу обстоятельств, уныло и с пустым желудком прогуливался в ясное январское утро вдоль внешнего бульвара, заложив руки в карманы форменных штанов; внезапно он остановился перед другим солдатом, узнав в нем своего старого приятеля. То был господин Соваж, его знакомец по рыбной ловле.

До войны каждое воскресенье, на рассвете, Мориссо отправлялся по железной дороге в Аржантей с бамбуковой удочкой в руке и жестяной коробкой за спиной. Он доезжал до Коломба, оттуда пешком добирался до острова Марант и, достигнув этого места своих мечтаний, закидывал удочку и рыбачил до самой ночи.

Каждое воскресенье встречал он там другого рыболова-фанатика, господина Соважа, веселого и дородного человечка, торговца галантереей с улицы Нотр-Дам-де-Лорет. Часто проводили они по полдня, сидя рядышком с удочкой в руке, свесив над водой ноги, и скоро между ними возникла тесная дружба.

Бывали дни, когда они совсем не разговаривали. Иногда же беседовали, но чудесно понимали друг друга и без слов, так как у них были общие вкусы и одинаковые переживания.

Весной, по утрам, часов в десять, когда помолодевшее солнце поднимало над спокойной рекой легкой пар, уносящийся вместе с водой, и славно припекало спины ярых рыболовов, Мориссо порой говаривал соседу:

– А? Какова теплынь!

На что господин Соваж отвечал:

– Не знаю ничего приятнее.

И этого им было достаточно, чтобы понимать и уважать друг друга.

Осенью, к концу дня, когда небо, окровавленное заходящим солнцем, отражало в воде очертания пурпуровых облаков, заливало багрянцем всю реку, воспламеняло горизонт, освещало красным светом обоих друзей и позлащало уже пожелтевшие деревья, трепетавшие ознобом зимы, господин Соваж, глядя с улыбкой на господина Мориссо, говорил:

– Каково зрелище?

И Мориссо, восхищенный, отвечал, не отрывая глаз от поплавка:

– Это будет получше бульваров, не правда ли?


Узнав теперь друг друга, они обменялись крепким рукопожатием, взволнованные встречей при столь изменившихся обстоятельствах. Господин Соваж, вздохнув, тихо сказал:

– Ну и дела!

Мориссо угрюмо простонал:

– Погода-то какова! Сегодня первый ясный день с начала года.

Небо действительно было совсем синее и залито светом.

Они пошли рядом, задумчиво и печально. Мориссо снова заговорил:

– А рыбная ловля? А? Вот приятные воспоминания!

Господин Соваж спросил:

– Когда только мы опять вернемся туда?

Они вошли в маленькое кафе, выпили абсента и снова стали бродить по тротуарам.

Вдруг Мориссо остановился:

– Не пропустить ли еще стаканчик?

Господин Соваж не возражал:

– К вашим услугам.

Они зашли в другой кабачок.

Когда они вышли оттуда, головы их были сильно отуманены, как бывает с людьми, основательно выпившими на пустой желудок. Было тепло. Ласковый ветерок порхал по их лицам.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Жорж Дюруа, бывший унтерофицер, выходит из парижского ресторана с тремя франками в кармане. Перед героем стоит сложный выбор: потратить эти деньги на два обеда или два завтрака. Жорж завидует богатым парижанам и с грустью вспоминает свою службу в Алжире. На улице герой встречает своего армейского товарища Шарля Форестье. Последний занимает хорошее положение в обществе: он – журналист, женат. Жорж жалуется приятелю, что, работая в управлении Северной железной дороги, он фактически голодает. Форестье ведёт его в редакцию «Французской жизни», где работает сам, угощает пивом, предлагает заняться журналистикой и приглашает на ужин. Вечер друзья заканчивают в Фоли-Бержер, где Жорж сходится с особой лёгкого поведения по имени Рашель.

На ужине у Форестье Дюруа знакомится с г-жой Мадленой Форестье, её подругой и дальней родственницей г-жой Клотильдой де Марель и её дочерью Лориной, издателем «Французской жизни» г-ном Вальтером и его женой, писателями Жаком Ривалем и Норбером де Вареном. В обществе Жорж показывает себя отличным знатоком Алжира. Г-н Вальтер заказывает у него серию очерков о жизни в Африке.

Вернувшись домой, Дюруа садится за «Воспоминания африканского стрелка». Очерк не пишется. Вместо работы Дюруа мечтает о встрече с таинственной незнакомкой, на которой он женится и войдёт в высшее общество. Утром Дюруа спешит к Форестье и просит его помочь со статьёй. Журналист посылает друга к жене. Г-жа Форестье полностью пишет за Дюруа очерк. Днём Жоржа принимают на работу во «Французскую жизнь». На следующее утро он видит свою статью напечатанной и от радости не знает, чем себя занять. Наконец, он решает получить на прежнем месте жалованье и рассчитаться с работы.

Днём Форестье отчитывает Дюруа за то, что тот не принёс ему продолжение очерка, и отправляет друга вместе с Сен-Потеном брать интервью. На следующее утро супруги Форестье отказывают Дюруа в помощи, и он пишет статью сам. Вечером Жорж отправляется в Фоли-Бержер, где снова встречается с Рашелью. Его очерк об Алжире так и не выходит в печать.

В короткий срок Дюруа становится отличным репортёром. Он близко сходится с г-жей де Марель и её дочкой Лориной и получает от них прозвище «Милый друг». После ужина с супругами Форестье, Дюруа овладевает г-жой де Марель в карете, после чего они становятся любовниками. В начале герои встречаются на квартире Дюруа, затем Клотильда снимает для него меблированные комнаты. Де Марель заставляет Жоржа водить её по дешёвым кабачкам и притонам. Дюруа влезает в долги. Клотильда, узнав об этом, подбрасывает ему в карман двадцать франков. В Фоли-Бержер она узнаёт, что Дюруа изменял ей с Рашель, и порывает с ним.

Жорж занимает деньги, чтобы отдать долг Клотильде, но вместо этого всё проедает. Он приобретает дружбу г-жи Форестье. Женщина советует Дюруа заручиться поддержкой г-жи Вальтер. После визита к последней Жоржа назначают заведующим отдела хроники. На ужине у Вальтеров он вновь сходится с г-жой де Марель и завязывает дружбу с её мужем. Поэт Норбер де Варен говорит Дюруа, что живёт в постоянном страхе смерти.

Луи Лангремон из конкурирующего «Пера» письменно нападает на Жоржа. Буаренар и Жак Риваль устраивают героям дуэль. Дюруа сильно волнуется накануне поединка, но, к счастью, оба противника остаются невредимыми.

В Каннах на вилле «Красавица» умирает Форестье. Жорж проводит последние дни вместе с другом. После смерти он делает предложение Мадлене. Спустя несколько месяцев она принимает его и просит Жоржа «сделаться к свадьбе дворянином», изменив свою фамилию на Дю Руа де Кантель.

Клотильда плачет, узнав о женитьбе Жоржа, но признаёт, что он сделал хороший выбор. После бракосочетания, состоявшегося 10 мая, супруги Дюруа отправляются к родителям Жоржа. По дороге они только и делают, что занимаются любовью: в поезде, в гостинице. Родители Жоржа – обычные крестьяне – поначалу не узнают сына и настороженно принимают его жену.

В Париже Жорж работает вместе с Мадленой. Его назначают заведующим политического отдела вместо умершего Форестье. Коллеги дразнят его. Жорж постоянно издевается над Шарлем в присутствии Мадлены. Он ревнует жену к умершему другу.

Жорж узнаёт от Мадлены, что в него влюбилась г-жа Вальтер. Он сопровождает последнюю вместе с дочерьми на фехтовальный турнир к Жаку Ривалю. На следующий день он объясняется г-же Вальтер в любви. В Троицкой церкви женщина признаётся, что уже год любит Жоржа, но затем сбегает от него на исповедь. На следующий день г-жа Вальтер одумывается и назначает герою свидание в парке. Жорж отвозит её на квартиру, снятую Клотильдой, и набрасывается, как на законную добычу.

В правительстве Франции сменяются министры и «Французская жизнь» становится официозной газетой. Жорж начинает завидовать новому министру Ларош-Матье и мечтать о депутатской карьере.

За полтора месяца романа с г-жей Вальтер Жорж изрядно устаёт от неё, но зато ещё сильней влюбляется в Клотильду. Г-жа Вальтер, желая удержать любовника, рассказывает ему о секретной миссии в Марокко, на которой можно легко разбогатеть. Жорж делится секретом с Клотильдой, и тут же ругается с ней из-за найденных на нём седых волос г-жи Вальтер.

Умирает граф де Водрек – хороший знакомый Мадлены. Он оставляет ей всё своё состояние. Жорж соглашается дать жене разрешение на принятие наследства только, если она уступит ему половину.

После покорения Марокко Вальтер зарабатывает 50 миллионов. Полученные от Водрека пятьсот тысяч франков кажутся Жоржу жалкими крохами. Он начинает думать, что поступил поспешно, женившись на Мадлене, а не на Сюзанне – одной из дочерей Вальтера.

На званом приёма в новом особняке Вальтеров Жорж порывает с хозяйкой дома и начинает обольщать Сюзанну. Министр иностранных дел Ларош-Матье даёт герою орден Почётного легиона. Вместе с полицейским комиссаром Жорж устанавливает факт измены своей жены с Ларошем и через три месяца получает развод.

Сюзанна сбегает к Жоржу. Вальтер даёт согласие на брак. С г-жой Вальтер происходит нервный припадок. Жорж и Сюзанна венчаются. В церкви герой понимает, что любит только одну женщину – Клотильду.

Роман «Милый друг» был написан Мопассаном в 1885 году. В нём французский писатель обратился сразу к нескольким классическим проблемам, тесно связанным с главной идеей произведения – попыткой показать человеческую натуру, развращённую материалистически настроенным обществом.

Главный герой романа – бывший военный, Жорж Дюруа проходит сложный карьерный путь от рядового служащего Северной железной дороги до главного редактора самой влиятельной парижской газеты «Французкая жизнь», зятя миллионера Вальтера и будущего депутата. Начавший своё восхождение с простого желания иметь возможность есть каждый день, Дюруа с каждым социальным достижением не перестаёт обрастать новыми мечтами. Главным героем всё время движет одно и то же чувство – зависть: Жорж завидует общественному положению Форестье, многомиллионному состоянию Вальтера, министерскому статусу Ларош-Матье. В первой части романа начинающий журналист пытается добиться общественного признания, положения и богатства собственными силами. При этом он уже мечтает о том, чтобы «сделать хорошую партию», женившись на женщине – умной, богатой или влиятельной. Поняв, что самому ему не пробиться, во второй части романа Дюруа начинает победоносное шествие «по трупам»: он делает предложение Мадлене рядом с ещё не остывшим телом Форестье; он соблазняет г-жу Вальтер, узнав о её чувствах к нему; он заручается согласием Сюзанны на брак, ещё будучи женатым на Мадлене. При этом на протяжении всего повествования Жорж встречается с Клотильдой де Марель – своей первой великосветской любовницей и, как выясняется ближе к концу романа, настоящей любовью. С Клотильдой его объединяет родство натур. В этой женщине, целиком и полностью сосредоточенной на себе и своих удовольствиях, Жорж ценит как телесную красоту, так и внутреннюю независимость: только она позволяет себе спорить с ним (вплоть до рукоприкладства), только она способна ничего не требовать от него и в то же время давать ему всё и прощать ему всё – оскорбления, побои, жизнь за её счёт, измены, женитьбы. Любовь к Клотильде де Марель – единственное искреннее чувство, живущее в душе Жоржа Дюруа. Все остальные ощущения с корнем вырываются из него окружающей средой – несправедливой, стяжательной, лживой.

Художественная проблематика романа включает в себя осмысление не только личностных, но ещё и социальных, и философских (религиозных) вопросов. Социальное начало «Милого друга» выражено в описании нескольких общественных классов: крестьянства (родители Жоржа), интеллигенции (сотрудники «Французской жизни»), политиков (министр иностранных дел Ларош-Матье), знати (граф де Водрек и другие). В своём романе Мопассан показывает, как в конце XIX века происходит размытие одних социальных рамок и формирования других: главный герой произведения, выходец из крестьянской среды, в начале становится военным, затем журналистом, потом знатным человеком. Последнее получается совсем уж легко: Жорж меняет свою фамилию с Дюруа на Дю Руа де Кантель (по названию местности, где он родился и вырос), начинает подписывать ею свои статьи и со временем все привыкают к его новому социальному статусу.

Критика французского общества, развращённого деньгами, свободой нравов и погоней за властью, тесно соприкасается в «Милом друге» с темой смерти . О ней с Жоржем как-то заговаривает старый поэт Норбер де Варен. Одинокий творец пытается донести до своего юного друга, что жизнь – бессмысленна. Рано или поздно каждый человек начинает приближаться к смерти. Норбер де Варен не верит в Бога. Единственное, что утешает его страдающую душу, - творчество. Отношение Жоржа к религии в романе можно проследить только в эпизоде встречи с г-жой Вальтер в Троицкой церкви. С одной стороны, главный герой романа восхищается молитвенной страстью неизвестной ему бедной женщины; с другой – иронизирует над мнимой религиозностью знатных дам, заводящих «шашни перед алтарём».

Роман «Милый друг» в высшей степени реалистичен . Мопассан с величайшей тщательностью описывает внешность своих героев, окружающие их пейзажи, с мастерской точностью выписывает диалоги. Последние максимально приближены к жизни. Герои романа говорят друг с другом на простом языке, лишённом излишней литературной патетики.

Психологизм «Милого друга» тесно связан с раскрытием художественного образа главного героя . Мопассан периодически показывает читателю душевные терзания Жоржа Дюруа: его радость (когда он впервые облачается во фрак и начинает путь к новой жизни, радостно прыгая по лестнице и изучая своё отражение в зеркале), его страх (в ночь перед дуэлью героя бьёт лихорадка, он пытается спать, пить, писать письма родителям), его ревность (к умершему другу Форестье), его понимание истинной природы вещей (когда он осознаёт, что его жена Мадлена будет точно так же делать из него рогоносца, как это было и в случае с первым мужем), его зависть (по отношению к чужому богатству и положению). Образ Жоржа Дюруа – это образ беспринципного негодяя, идущего по головам к своей цели, но... Многие поступки героя обусловлены самой жизнью: он пытается заработать, чтобы прокормить себя; он предаёт Мадлену после того, как она изменяет ему с Ларош-Матье; он входит в семью Вальтера с целью добиться, наконец-то, уважения к себе, как к личности.

98f13708210194c475687be6106a3b84

Жорж Дюруа, сын зажиточных крестьян, мечтает о богатой и роскошной жизни. Жорж от природы наделен очень красивой наружностью, на него обращают внимание женщины, и поэтому он делает ставку именно на это. Он живет в Париже и работает в железнодорожной конторе. Но для того, чтобы встретить женщину, с помощью которой можно войти в высший свет и получить богатство, ему требуются связи и знакомства.

Дюруа встречает в Париже своего сослуживца, с которым вместе воевал в Алжире, Форестье. Форестье стал журналистом, он состоятельный человек и счастливо женат. Форестье приглашает Дюруа к себе на обед и дает ему денег, чтобы тот смог взять напрокат костюм.

В доме Форестье Дюруа знакомится с госпожой де Марсель, которая пришла в гости со своей маленькой дочкой. Дюруа удается «приручить» малышку, и та к концу обеда уже сидит у него на коленях, что очень удивляет ее мать. Кроме того, на обед пришел, среди прочих гостей, богатый г-н Вальтер. Жорж сначала смущен, так как не знает даже, как обращаться со столовыми приборами, но за столом заходит речь об Алжире, и он вступает в общую беседу. В результате г-н Вальтер, который является издателем известной газеты, просит Дюруа написать очерки об Алжире.

Дюруа садится за очерки, но работа не идет – он понимает, что блистать в разговоре – это одно, а изложить свои мысли на бумаге – это совсем другое. Тогда он обращается за помощью к старому другу Форестье, который говорит, что занят, но советует попросить помощи у его жены, что Дюруа и делает. Статья напечатана, и Дюруа счастлив. Но это счастье длится недолго – ему нужна еще статья, а, придя в дом к Форестье, Дюруа застает дома хозяина, и тот заявляет, что не намерен за него работать. Жорж уходит, пытается написать очерк сам, но у него ничего не получается. Тогда Дюруа понимает, что не сможет писать статьи, но его привлекает работа репортера, где с самого начала у него все отлично ладится, благодаря его «счастливой» внешности и пронырливому характеру. Он уходит из железнодорожной конторы и становится штатным репортером в газете г-на Вальтера. Но получая здесь больше денег, он все же недоволен – его расходы тоже увеличиваются, и денег все равно не хватает. Тогда он и вспоминает про г-жу Марсель, которая приглашала его в гости. Он звонит ей, получает приглашение на обед, и на следующий же день становится ее любовником. Ее маленькая дочь Лорина встречает с радостью его у себя дома и называет Милым Другом – именем, которым вскоре начали называть его и другие. Клотильда Марсель снимает для встреч с Дюруа небольшую квартиру, оплачивая ее сама. Кроме того, после каждой встречи Жорж находит у себя в кармане одну-две золотые монеты. Сначала он очень этим недоволен, но потом привыкает, правда, все же ведет учет той суммы, которую получает от Клотильды.

Вскоре любовники ссорятся, и Жорж мечтает вернуть Клотильде все деньги, которые она ему давала, но денег у него нет, он обращается за помощью к Форестье, и тот дает ему лишь небольшую сумму. Дюруа в бешенстве и хочет отомстить Форестье, став любовником его жены. Но жена Форестье сразу откровенно говорит Дюруа, что она не собирается становиться его любовницей, а вот хорошим другом для него может быть. И тут же дает совет отправиться с визитом к г-же Вальтер. Придя на обед к Вальтерам, Жорж знакомится с дочерьми издателя, одна из которых очень красива. Здесь же Жорж мирится с Клотильдой.

Вскоре заболевает Форестье, жена везет его на юг, а Клотильда говорит, что после смерти мужа г-жа Форестье не будет тянуть с новым замужеством. Это заставляет задуматься Дюруа. Он получает письмо от г-жи Форестье с просьбой приехать к ней в Канн, чтобы вместе ухаживать за больным мужем. Жорж тут же отправляется в Канн и до последней минуты находится рядом со старым другом, заботливо ухаживая за ним. В результате сразу после смерти Форестье, Жорж становится мужем Мадлены. Он является обладателем великолепного дома и дворянином – теперь он дю Руа де Кантель (Кантель – это название той деревни, где он родился).

У Жоржа с женой дружеские отношения, и она советует ему присмотреться к г-же Вальтер, а еще лучшим вариантом для него было бы, будь он свободен, жениться на красивой дочери Вальтера Сюзане. Вскоре он становится любовником г-жи Вальтер.

Вместе с полицией нравов он выслеживает собственную жену, которую застает вместе с министром Лярошем. В результате ему удалось не только получить развод, но и лишить министра его должности. Теперь он видит другую цель – Сюзанну. Но здесь есть проблема – г-н Вальтер ни за что не отдаст дочь ему в жены. И тогда он, пользуясь хорошим отношением к нему и доверчивостью Сюзанны, увозит ту из дома. Теперь она скомпрометирована, и отцу ничего не остается, как согласиться на этот брак. Став мужем Сюзанны, Дюруа доволен – он достиг всего того, о чем мечтал. Только в душе его все же неспокойно – он думает о том, что больше никогда не испытает никаких сильных желаний.



Поделиться