Конспект урока на тему "квиллинг". Открытый урок по технологии "Квиллинг - бумажные узелки

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Квиллинг. История возникновения. Инструменты и материалы. Приемы работы.

Цель :
Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи :
Обучающая : Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.
Развивающая : Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.
Воспитывающая : Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать; коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

Инструменты и материалы :
нарезанные полоски цветной бумаги для принтера, линейка с шаблонами окружностей разного диаметра, зубочистки с расщепленным концом, клей ПВА, салфетки,

Методы обучения :

интерактивный (рассказ, показ, беседа, практическое выполнение);
исследовательский (умение самостоятельно распределять деятельность работы, выбор действия, его способа, свобода творчества).


Форма организации занятия :
Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

Ход занятия .

1. Организационный этап .

Организация начала занятия, создание психологического настроения на учебную деятельность и активизация внимания, быстрое вхождение группы в рабочий ритм; приветствие.

Сообщение темы занятия :

Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

История квиллинга.

На английском языке это рукоделие называется «quilling» - от слова «quill» или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.
В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.


Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.


Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то пропустите листы цветной бумаги через уничтожитель документов (paper shredder) или нарежьте. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

Инструменты для квиллинга.

Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого - либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного магазина. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

Материалы и инструменты.
Что для всего этого нужно?



Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.
Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.
Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.
Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.
При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты:
циркуль, линейка, карандаш.

Инструктаж по технике безопасности:
При работе с бумагой понадобятся ножницы, клей, кисточка; всё это надо аккуратно хранить, не размахивать ножницами, не играть ими, потому что ножницы – это режущий предмет и обращаться с ними надо осторожно.

Хранить ножницы целесообразно в коробке или высокой подставке кольцами вверх.

Употребляй инструменты только по назначению.

Не просверливай ножницами отверстия.

Не работай неисправными и тупыми инструментами.

При работе держи инструмент так, как показал учитель.

Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте. Нельзя хранить инструменты и оборудование навалом.

Содержи в чистоте и порядке рабочее место.

Раскладывай инструменты и оборудование в указанном учителем порядке.

Техника квиллинга.

На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квиллинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квиллинговая фигура.
Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.
Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию, Вы всегда сами можете придумать новые элементы квиллинга.

Самостоятельная работа учащихся.

Учащиеся выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.
Текущий инструктаж педагога, (по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы)
Проверка организации рабочих мест учащихся;
Проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
Инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционно - технологической картой; оказание помощи слабо подготовленным учащимся.

После выполнения заданий организовать выставку работ и их коллективное обсуждение.
Вместе с участниками занятия просмотреть выполненные задания с использованием выразительных возможностей. Активизировать ответы участников после выполнения практической творческой работы.
Заключительное слово учителя.
Вот и подошёл к концу наше занятие. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.
Что нового для себя вы узнали на занятии? Чему учились? Что понравилось на занятии? Как проявились творческие способности на занятии? Какое у вас сейчас настроение?
Надеюсь, что знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на наших занятиях, но и в жизни.












Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: освоение одного из видов бумагопластики – квиллинга.

Обучающая:

  • сформировать представление о новом виде бумагопластики – квиллинге;
  • освоить основные элементы и приемы выполнения квиллинга;
  • формировать у обучающихся навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук;

развивающая:

  • развивать у обучающихся творческое воображение и мышление;
  • развивать способность к творчеству и интерес к предмету;

воспитывающая:

  • воспитывать у обучающихся аккуратность и собранность при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, умение работать в коллективе;
  • учить детей понимать прекрасное.

Методическое оснащение учебного занятия:

  • плакаты,
  • образцы объектов труда,
  • инструкционные карты.

Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 5-7 мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки.

  • Презентация Microsoft Office Power Point

Методы обучения.

Репродуктивный метод (Рассказ, демонстрация готовых работ, беседа с объяснением нового материала, показ трудовых приемов, самостоятельная работа, форма организации деятельности (работа в малых группах, индивидуальная работа, презентация своих работ).

Продуктивный метод (частично-поисковый (творческая работа детей)).

Тип учебного занятия: формирование новых знаний и умений творческое применение их на практике.

План учебного занятия:

  1. Организационный этап.
  2. Основной этап.
  3. Итоговый этап.
  4. Информационный.

Ход учебного занятия

1. Организационный этап:

Приветствие

2. Основной этап:

1. Подготовка к усвоению нового содержания (мотивация и принятие цели деятельности) (Приложение 1).

Кроссворд (Слайд 1)

Как вы думаете, какая тема сегодняшнего занятия?

2. Усвоение новых знаний, умений способов деятельности.

Знакомство с основными понятиями. Изучение нового материала.

Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В переводе с английского - квилинг "птичье перо". В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров.

Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира.

Инструмент для квиллинга представляет собой пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Можно и самим сделать подобный инструмент. А некоторые так и вообще обходятся обычной зубочисткой. Мы в своей работе будем использовать стержень для шариковой ручки, на конце которой сделана прорезь.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие, полоски могут быть и чуть шире (до 7 мм).

Клей. Используется для приклеивания деталей на основу. Лучше всего использовать клей ПВА.

Зубочистка. Используется для нанесения клея.

Трафарет с окружностями. Для контроля размера кругов.

В квиллинге существует достаточно большое количество базовых элементов, причем на изготовление каждого элемента требуются считанные секунды. (Слайд 3)

Различны как формы квиллинга так и созданные образы в данной технике.

(Слайд 4, 5 ,6)

3. Практическое применение новых знаний проверка понимания изученного, закрепление новых знаний.

Тренировочные упражнения по изготовлению основных элементов техники квиллинг.

Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы.

Расположите конец бумажной полоски между расщепленными концами инструмента. Начинайте скручивать полоску бумаги, пропуская ее между большим и указательным пальцами, сохраняя одинаковое натяжение. Продолжайте накручивать бумагу до конца. Потом поверните инструмент вверх ногами и снимите завитушку.

Завитушка немного раскрутится. Теперь с помощью зубочистки приклейте кончик полоски к завитушке. Клея нужно совсем чуть-чуть. Вот она, наша исходная форма – круг.

Для того чтобы элементы были одинакового размера желательно контролировать размер исходных кругов с помощью трафарета с окружностями.

Можно придать бумаге различные двухмерные и трёхмерные формы: квадраты, овалы, звёзды, конусы, полусферы.

Для чего же можно использовать полученные капельки и листочки? Сегодня мы будем создавать образ зверюшек.

Физминутка

Пальчиковая гимнастика; гимнастика для глаз.

Инструктаж по технике безопасности.

Правила работы с ножницами:

  • Храните ножницы в определённом месте.
  • Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.
  • Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.
  • Самостоятельная творческая работа.

    Обучающиеся выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

    Текущий инструктаж учителя (по ходу выполнения детьми самостоятельной работы)

    • проверка организации рабочих мест обучающихся;
    • проверка соблюдения правил техники безопасности при выполнении задания;
    • инструктирование по выполнению задания в соответствии с инструкционо-технологической картой;
    • оказание помощи слабо подготовленным обучающимся.

    4. Обобщение и систематизация знаний:

    А) Расположите в порядке очередности понятия (от более общего к более частному):

    Бумагопластика, ДПИ, квиллинг, бумагокручение, оригами.

    Ответ: ДПИ – бумагопластика – квиллинг (бумагокручение).

    5. Контроль знаний (выявление уровня и качества усвоения знаний)

    Письменная работа с понятиями. (Приложение 2)

    3. Итоговый этап:

    1) Подведение итогов

    Презентация выполненных работ (защита с помощью памятки, стихотворение о животном);

    2) Рефлексия (самооценка действий и состояния) (Приложение 3).

    Что получилось, какие трудности вы испытывали в процессе работы?

    Довольны ли вы собой? На ваших столах лежат листочки со шкалой определения настроения и самооценки. Поработайте с ними.

    4. Информационный этап:

    Домашнее задание. Так как это не последнее занятие в технике квиллинг, прошу вас дома поискать и нарисовать цветы, любые какие вам нравятся. На следующем занятии мы переходим к созданию цветов в изученной технике.

    Спасибо за работу!

    Уборка рабочих мест.

    Муниципальное бюджетное учреждение

    дополнительного образования детей

    «Станция юных натуралистов с. Октябрское» МО - Пригородный район

    План-конспект урока

    Тедеева Фатима Махарбековна,

    педагог дополнительного образования,

    руководитель творческого объединения

    «Природная мастерская»

    2016-

    Техника : квиллинг, аппликация «Цветы».

    План:

    История квиллинга

    Техника квиллинга

    Инструменты для квиллинга

    Бумага для квиллинга

    Цели:

      Обучающая: Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге. Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

      Развивающая: Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка; развивать интерес к предмету; развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

      Воспитывающая: Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда, трудолюбие, умение слушать, коммуникабельность, аккуратность, активность, культуру труда, умение работать в коллективе.

    Методическое оснащение урока:

      Образцы работ в данной технике

    Оборудование и инструменты: бумажные полоски шириной 3-7 мм, цветная бумага, заготовки шаблонов, простые карандаши, стержни деревянные с расщепленным концом, картон, клей, ножницы, зубочистки, баночки для клея, салфетки.

    Методы обучения:

      Рассказ

      Демонстрация готовых работ

      Беседа с объяснением нового материала

      Показ трудовых приемов

      Самостоятельная работа

    Форма организации урока: Работа в группе, презентация своих работ (мини-выставка).

    Словарная работа:

      Квиллинг

      бумагокручение

      бумажная филигрань

      бумажное кружево.

    Тип урока: Изучение нового материала, урок – творчество.

    Организационная часть:

      Приветствие;

      Проверка явки учащихся;

      Проверка готовности учащихся к уроку.

    Сообщение темы урока: Первый материал для творчества ребенка – это бумага. Бумага - необычайно выразительный и податливый материал. Из нее можно создать целый мир. Существует множество видов бумажной пластики. Наиболее известно в нашей стране японское искусство складывания фигурок из бумажного листа - оригами. Сегодня я познакомлю вас еще с одной, пока малоизвестной у нас техникой - искусством бумагокручения или, как ее называют на Западе квиллинг.

    Изучение нового материала: Квиллинг – основан на умении скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

    1.

    На английском языке это рукоделие называется « quilling » - от слова « quill » или «птичье перо». В отличие от оригами, родиной которого является Япония, искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 - начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. Бумагокручение быстро распространилось в Европе, но, потому, что бумага, особенно цветная и высококачественная, была очень дорогим материалом, бумажная пластика стала искусством для дам из богатых слоев общества.

    В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток. Богатейшие традиции тончайшей графики и пластики, изготовления бумаги и работы с ней дали искусству бумажной пластики новую жизнь.

    В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство.

    В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

    Надо заметить, что корейская школа квиллинга (они называют его бумагокручение) несколько отличается от европейской. Европейские работы, как правило, состоят из небольшого числа деталей, они лаконичны, напоминают мозаики, украшают открытки и рамочки. Европа всегда спешит, поэтому любит быстрые техники. Восточные же мастера создают произведения, напоминающие шедевры ювелирного искусства. Тончайшее объёмное кружево сплетается из сотен мелких деталей. Мастера восточной школы предпочитают выполнять закручивание при помощи тонкого шила. Замену ему можно смастерить из толстой иглы и пробки. Также, у детей хорошо получается накручивание на зубочистку.

    Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах.

    Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3-7 мм.

    1. Возьми полоску бумаги двумя пальцами.

    2. Оттяни с нажимом конец полоски двумя пальцами другой руки, проводя по нему ногтем так, чтобы конец немного изогнулся.

    3. Загнутый кончик легче наматывается на «шило». Плотно накрути несколько витков.

    4. Когда диаметр валика станет 3-4 мм, его уже можно снять с шила и дальше крутить вручную.

    5. Скручивай плотный диск двумя руками, всё время перехватывай его пальцами, чтобы бумажная лента не распустилась.

    6. Вся полоска свёрнута. А теперь слегка расслабь пальцы, позволяя бумажной спирали немного распуститься.

    7. Приклей конец полоски клеем ПВА.

    8. Теперь сожми заготовку двумя пальцами. Получилась заготовка «капля».

    9. Заготовкам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины. Это заготовки «капля» и «лепесток».

    2.

    Для освоения техники бумагокручения не требуется, какого либо специального инструмента. На начальном этапе вполне достаточно посещения обычного универмага. Вот краткий список самого необходимого для начала обучения:

    Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

    Пинцет. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

    Ножницы. Как и пинцет, должны иметь заострённые концы. Для максимально точной нарезки бахромы.

    Клей. Особых рекомендаций нет. Однако он должен достаточно быстро высыхать и не оставлять следов. Попробуйте начать с ПВА.

    При разметке будущей композиции понадобятся простейшие чертёжные инструменты: циркуль, линейка, карандаш.

    3.

    Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах, где продаются товары для открыток и т.д. Стандартная ширина полосок для квиллинга 3 мм, но это необязательное условие. Еще очень важный момент. Если вы сами делаете полоски, то важен вес бумаги - самое меньшее 60 грамм на квадратный метр (обычно на упаковках бумаги указан вес), иначе она не будет аккуратно скручиваться и держать форму.

    4.

    На первый взгляд техника бумагокручения несложна. Полоска бумаги для квиллинга свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край бумажной ленты для квилинга на кончик острого шила. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента для квиллинга. Так Вы сможете подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего бумажная спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая квилинговая фигура.

    Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Роллам можно придавать самые различные формы, выполняя сжатия и вмятины.

    Всего существует 20 базовых элементов для квилинга, но принцип остаётся тем же: сворачиваем, прищипываем - используя свою фантазию Вы всегда сами можете придумать новые элементы квилинга.

    Правила работы с ножницами:

      Храните ножницы в определённом месте.

      Кладите их сомкнутыми острыми концами от себя.

      Передавайте ножницы друг другу кольцами вперёд.

    Тренировочные упражнения.

    Из полосок белой бумаги скрутить спираль, попробовать сделать “каплю”, “глаз” и другие формы.

    Самостоятельная работа учащихся.

    Учащиеся работают парами, выполняют работу по образцу или придумывают композицию самостоятельно.

    Уборка рабочих мест.

    Подведение итогов урока.

    Выставка работ учащихся.

    Заключительное слово учителя.

    Вот и подошёл к концу наш необычный урок. Мы сегодня с вами проделали очень большую работу.

    Что нового для себя вы узнали на уроке? Чему учились? Что понравилось на уроке? Как проявились творческие способности на уроке? Какое у вас сейчас настроение?

    Цели, поставленные в начале урока, были достигнуты.

    Знания, приобретенные вами сегодня, обогатили вас и помогут в решении творческих задач не только на уроках изоискусства, но и в жизни.

    На занятии учащиеся знакомятся с новым видом творчества - квиллингом, инструментами и приспособлениями, необходимыми для работы в данной технике. У учащихся формируется представление о новом виде декоративно-прикладного искусства - квиллинге, развивается интерес к предмету. Дети осваивают процесс изготовления основного базового элемента "свободная спираль", собирают композицию в виде грозди рябины, у учащихся развиваются навыки и умения работы с бумагой, аккуратность.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Департамент образования

    Администрации г.Нижнего Новгорода

    Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

    дополнительного образования «Центр развития детей и юношества «Досуг»

    Конспект открытого занятия

    По программе дополнительного образования

    «Вдохновение»

    Тема: «Квиллинг. Будем знакомы!»

    Евдокимова Н.В.

    Должность: педагог дополнительного образования детского клуба им.А.Х.Бусыгина

    Г. Нижний Новгород

    2014 год

    План-конспект занятия.

    ФИО педагога: Евдокимова Наталья Владимировна.

    Название и направление деятельности коллектива: «Фантазия», декоративно-прикладное (квиллинг).

    Название программы: Дополнительная образовательная программа «Вдохновение».

    Место учебного занятия в программе: раздел – введение в образовательную программу.

    Тема занятия: «Квиллинг. Будем знакомы!»

    Место проведения: в рамках городского фестиваля открытых занятий и мероприятий «Новые вершины».

    Дата и время проведения: ____________________________________ .

    Краткая характеристика группы: 10 лет, 10 человек (девочки).

    Цель: формирование представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге; знакомство с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги.

    Задачи: Образовательные:

    Поз накомить с понятием «квиллинг», вызвать интерес детей к художественному способу конструирования из бумаги;

    - ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

    Развивающие:

    - развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка;

    Развивать интерес к предмету;

    Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.

    Воспитывающие:

    Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда;

    Материалы и оборудование:

    Для обучающихся: двусторонняя цветная бумага (полоски), картон, трафарет окружностей разного диаметра, специальный инструмент для накручивания бумаги, клей ПВА, зубочистки, клеёнка на стол;

    Для педагога: интерактивная доска или мультимедиаустановка для показа слайдов презентации, наглядное пособие «Рябинка», плакат для рефлексии «Дерево».

    Тип занятия: комбинированное занятие.

    Форма занятия: учебное занятие.

    Методы, используемые на занятии: репродуктивный, словесный (объяснение), метод практической работ.

    Дидактические средства: схема грозди рябины, выставка работ в технике квиллинг, мультимедийная презентация.

    План занятия.

    1. Организационный этап – 3 мин.
    2. Основная часть – 35 мин.
    1. Новый материал. Введение в тему – 7 мин.
    2. Практическая часть. Выполнение работ – 25 мин.
    3. Контрольный этап. Проверка – 3 мин.
    1. Общий анализ продуктивности занятия (рефлексия) – 7 мин.

    Ход занятия.

    Этап занятия.

    Задача этапа

    Основная деятельность педагога.

    Прогнозируемая деятельность обучающихся.

    1.Организа-ционное начало учебного занятия

    Сообщение темы занятия. Психологический настрой учащихся на предстоящее занятие.

    Здравствуйте, ребята. Проходите. Садитесь за столы.

    Я рада вас приветствовать. Меня зовут Наталья Владимировна. Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным видом творчества, название которого вы узнаете, разгадав кроссворд. (слайд №2-10).

    Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся?

    Действительно, ребята, сегодня я хочу познакомить вас с техникой квиллинг. (слайд №11).

    Дети заходят в кабинет. Садятся за столы.

    Разгадывают кроссворд.

    Квиллингом.

    2.Основная часть

    2.1.Новый материал. Введение в тему.

    Знакомство с новым материалом. Понятия «квиллинг», базовые элементы.

    Способствовать формированию представления о новом виде декоративно-прикладного искусства – квиллинге.

    Квиллинг, бумагокручение, бумажная филигрань - искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Это очень интересная техника выполнения композиций из бумажных полосок.

    На английском языке данный вид рукоделия называется "quilling" - от слова "quill" или "птичье перо". Еще в средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок. К сожалению, бумага - недолговечный материал и мало что сохранилось от средневековых шедевров. Однако эта древняя техника сохранилась и до наших дней и очень популярна во многих странах мира. В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. (слайд №13-15).

    Приглашаю посмотреть выставку работ моих учеников.

    Вы видите, что владея техникой квиллинга можно красиво оформить поздравительную открытку, создать картину или небольшой сувенир.

    Дети слушают рассказ педагога. Просмотр слайдов с образцами.

    Дети рассматривают экспонаты выставки.

    2.2.Практи-ческая часть. Выполнение работ.

    Развивать воображение, творческие способности.

    Охрана здоровья ребенка.

    Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой

    Развивать мышление.

    Инструктаж по технике безопасности на занятиях.

    Воспитывать у учащихся качества аккуратности и собранности при выполнении приёмов труда.

    Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.

    Ознакомить учащихся с техникой выполнения квиллинга.

    Развивать у учащихся навыки и умения работы с бумагой, мелкую моторику рук.

    В квиллинге всё очень красиво. Базовые элементы квиллинга – могут выполнить любую работу: и цветок, и дерево, и причудливых птиц. Сегодня предлагаю сделать композицию в виде грозди рябиновых ягод. (слайд №16).

    Стройную рябину вижу во дворе,
    Изумруд на ветках утром на заре.
    Много ягод красных,
    Спелых и прекрасных
    Гроздьями висят,
    Их красив наряд.

    Посмотрите, какая красота! (рассматривание наглядного пособия «Гроздь рябины») Скажите, из каких частей состоит композиция?

    Обратите внимание, что ягоды круглой формы, а листочки - вытянутой. Сколько ягодок в грозди?

    Их вы скрутите самостоятельно, а вот листочки приклеите, которые я вам приготовила. Листочки одного размера?

    Правильно! И перед началом работы предлагаю немного размяться.

    Физкультминутка.

    Ветер дует нам в лицо,
    Закачалось деревцо.
    Ветер тише, тише, тише.
    Деревцо все выше, выше.
    Вместе с ребенком имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» - присесть. На словах «выше, выше» - встать и вытянуть руки вверх.

    Предлагаю вам попробовать свои силы в этом виде творчества.

    Для работы нам понадобятся:

    • двусторонняя бумага (полоски бумаги);
    • клей ПВА;
    • зубочистки;
    • картон;
    • линейка с шаблонами окружностей разного диаметра;
    • специальный инструмент для накручивания бумаги.

    Будьте внимательны при работе. Кто знает, как работать с данными инструментами?

    1. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.
    2. В процессе работы следует следить за осанкой.
    3. Для работы на стол постелить клеенку.
    4. Передавать колющие и режущие предметы (инструмент для квиллинга, зубочистка, линейка) осторожно.
    5. Избегать попадания клея в глаза, в рот, в нос.
    6. По окончании работы инструменты, бумагу, клеенку убрать на место, вымыть посуду для клея (или выбросить).

    Молодцы. У вас отличные знания ТБ.

    Приступим к выполнению нашей работы.

    Рассмотрите трафарет окружностей и найдите окружность диаметром 12 мм. Такого размера будут наши ягодки.

    Возьмите полоску бумаги и инструмент, скрутите тугую спираль, положите её в отверстие трафарета.

    Вы видите, что спираль распустилась до нужного нам размера. Аккуратно вынимаем её и подклеиваем. Вот одна ягодка готова! Такой базовый элемент называется «свободная спираль».

    Трафарет окружностей необходим для того, чтобы ягоды получились одного размера.

    Педагог показывает. Оказание индивидуальной помощи ребятам.

    Сделайте 12 таких ягодок.

    Отлично! Ягоды готовы. Теперь приступим к сборке композиции и приклеим на картон листья и ягоды.

    Обратите внимание, что ягоды расположены рядом друг с другом и образуют гроздь, а листья на веточке попарно.

    По схеме приклеиваем. Замечательно!!!

    Ягоды, листочки.

    12 ягодок.

    Нет, есть побольше и поменьше.

    Выполнение упражнений физкультми-нутки.

    Дети рассматривают инструменты для выполнения работ.

    Клей нельзя везде мазать, пробовать.

    Зубочистки использовать осторожно, можно уколоться.

    Выполнение базовых элементов квиллинга при помощи педагога или самостоятельно.

    Выполнение итоговой работы.

    2.3. Контроль-ный этап. Проверка выполненных работ.

    Развивать мышление ребенка.

    Воспитывать коммуникабельность.

    Посмотрите на свою работу.

    Сравните с работой на экране. Поднимите руку, у кого получилось так же. Отлично!

    Скажите, в какой технике мы выполнили композицию?

    Какие базовые элементы квиллинга нам в этом помогли?

    Чем мы пользовались?

    Сравнение детьми своей работы с образцом.

    В технике квиллинга.

    Свободная спираль.

    Использовали полоски бумаги, картон, клей, инструмент, зубочистку, трафарет.

    3.Анализ занятия, Подведение итогов.

    Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

    Рефлексия.

    Развивать воображение, мышление, творческие возможности каждого ребёнка.

    Развивать интерес к предмету.

    Воспитывать коммуникабельность, аккуратность, культуру труда.

    Что вы сделали в технике квиллинг?

    Молодцы! Думаю, что с таким же успехом вы справитесь и с другими работами в технике квиллинг.

    Посмотрите на плакат. Здесь вы видите дерево рябину.

    Давайте украсим его нашими гроздями.

    Чудесная рябинка у нас получилась!

    А теперь давайте дополним нашу картину листочками. Выберите жёлтые и оранжевые, если вам понравилось заниматься квиллингом, красные, если нет.

    Спасибо! Надеюсь, вам было интересно.

    До свидания! До новых встреч!

    Рябинку.

    Грозди приклеивают на плакат.

    Приложения.


    Введение

    Глава 1. «Бумажная филигрань – квиллинг».

    1.1. История квиллинга.

    1.2. Бумага для квиллинга.

    1.3. Оборудование:

    а) специальное

    б) дополнительное.

    1.4. Техника квиллинга.

    Глава 2. «Занятия квиллингом в старшей группе».

    Список литературы.

    Приложение:

    Приложение 1. Виды работ по квиллингу.

    Приложение 2. Изготовление бумаги для квиллинга.

    Приложение 3. Техника квиллинга.

    Приложение 4. Техника квиллинга композиции (цветка).

    Приложение 5. Перспективное планирование.

    Введение

    В настоящее время у многих детей наблюдается недостаточное развитие тонкой моторики. Изучение уровня развития тонких дифференцированных движений пальцев и кистей рук у детей показывает, что у многих они недостаточно целенаправленны. Особенно слабо развиты сложно – координированные движения ведущей руки, т. е. плохое умение держать ручку или карандаш в качестве рабочего инструмента.

    Я считаю, что развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста – это одна из актуальных проблем, потому что слабость движения пальцев и кистей рук, неловкость служит одной из причин, затрудняющих овладение простейшими, необходимыми по жизни умениями и навыками самообслуживания. Кроме того механическое развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением ребёнка, как это доказано учёными, так и моими личными наблюдениями из практики. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать: у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

    Изучением мелкой моторики детей дошкольного возраста занимались многие как зарубежные, так и отечественные педагоги: - М. Монтессори, Е. Косённова, В. Солнцева, В. Елкина, Л. Левина и многие другие.

    Учитывая важность этой проблемы, считаю целесообразным вести работу в этом направлении. Для этого в работе использую – игры с палочками и цветными спичками, пальчиковые игры, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, штриховки разной сложности, лепку с природным материалом, различные виды аппликации, графические диктанты и т. д... Все эти виды работ, их техники уже давно известны и мне хотелось найти, что-нибудь новое, необычное, интересное. Работая с литературой, познакомилась с такой техникой обработки бумаги, как бумажная филигрань – «квиллинг». На мой взгляд, эта техника удивительна, с её помощью можно получить различные шедевры, напоминаю­щие «тонкую кружевную паутинку», за одну две минуты из радуги полос корейской бумаги можно создать двух - трёхмерные формы квадрата, овала, звезды, конуса, полусферы. Затем эти объёмные формы, иногда называемые модулями, соединяясь и перетекая друг в друга, создают каскад фигур, листьев цветов, подчиняясь нескончаемой фантазии мастера-художника. (см. приложение 1)

    Техника квиллинга заключается в на­кручивании и моделировании с помо­щью маленького инструмента (шила, зубочистки…), бумажных полосок шириной в несколько милли­метров. И с помощью метода специ­альной обработки, который будет вам в дальнейшем представлен, можно со­здать самые различные композиции. Занятия квиллингом – это не только развитие моторики, воображения, внимания, мышления, эстетики и т. д., но и колоссальные возможности реализовать свои творческие возможности.

    Целью своей работы, исходя из выше сказанного, ставлю: научить детей новой техники обработки бумаги – квиллингу, в свободное от занятий время.

    Думаю, что обучение у детей старшей группы будет происходить более эффективно при условии:

    · систематической и последовательной работы с детьми, постепенно усложняя уровень выполнения работ.

    · Совместной работы детского сада и семьи по освоению квиллинга.

    В результате этого ставлю задачи:

    а) познакомить детей с новым видом конструирования – квиллингом, научить изготавливать основные формы (плотную спираль, свободную спираль, каплю, стрелу) и из них составлять различные композиции. (от простых до более сложных)

    б) через занятия квиллингом повысить уровень развития моторики, мышления, внимания, памяти, творчества.

    в) в процессе работы воспитывать усидчивость, аккуратность при выполнении, эстетику, интерес.

    в) провести с родителями мастер – класс.

    г) оценить результаты проведённой работы с детьми. (оформить выставку работ)

    Глава 1. Бумажная филигрань – «квиллинг»

    1.1. История квиллинга

    Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распро­страненная и в наше время во многих европейских странах и в Соединенных Штатах, где получила название «квиллинг». У квиллинга длинная история: фи­лигранная обработка бумаги была из­вестна еще древним египтянам, кото­рые в качестве основного материала использовали папирус, также это ис­кусство было известно на Среднем Во­стоке и в Китае. Во Франции и в Ита­лии бумажная филигрань начиная с XVI века, использовалась монахами для украшения и обрамления священ­ных образов, как скромный замени­тель золотой и серебряной филигра­ни. Из этих стран искусство бумажной филиграни распространилось в Анг­лии, первоначально активно практи­куясь в знатных домах времен Стюар­та, чтобы в дальнейшем утвердиться вплоть до викторианского периода. Специализированные журналы пред­ставляли технику квиллинга и различ­ные проекты с подробными объясне­ниями: классические предметы для декора, коробочки для чая и для ин­струментов, «грелки» на чайник, раз­личные шкатулки и корзины. Даже проводились настоящие учебные курсы по квиллингу в самых элитных школах. Ценительницами это­го искусства счита­ются такие коро­нованные особы, как дочь Георга III Элизабет, которая, го­ворят, подарила своему врачу ширму, выполненную в технике квиллинга, королева Мария и царица Александра, которые коллекциониро­вали его образцы, а также такие ин­теллектуалы, как Джейн Остен и сест­ры Бронте. Из Англии квиллинг перекочевал в Северную Америку с колонизаторами, и здесь в первой половине XIX века некоторые столя­ры-краснодеревщики изготавливали коробочки и шкатулки с вставленны­ми стенками, декорированными в тех­нике бумажной филиграни, как если бы речь шла о мозаике. Эту необыч­ную обработку и называют мозаикой. Начиная с конца XIX века популяр­ность квиллинга постепенно пошла на убыль, почти до полного забвения, чтобы снова возродиться в наши дни в более современной форме, но с оча­рованием и изысканностью, не усту­пающими тем, что были в прошлые века. У этой техники много поклон­ников во всем мире. В Англии в 1983 году был создан «Квиллинг союз Анг­лии», настоящая корпорация квил­линга, которая получает письма со всех континентов. По ее инициативе в 1992 году был организован Первый Международный фестиваль квиллин­га, во время которого можно было полюбоваться старинными изделия­ми и современными творениями. По квиллингу проводились две круп­ные выставки: первая в 1927 году в Лондоне, другая - в 1988 году в Нью-Йорке, в Флориан-Папп Гале­рее, где были выставлены на продажу настоящие шедевры.

    1.2. Бумага для квиллинга.

    Сегодня большинство практикующих квиллинг пользуются уже нарезанными бумажными полосками, которые упа­ковывают в пачки, содержащие раз­ные цвета. Их можно приобрести в специализированных галантерей­ных магазинах. Ширина полосок - 2, 3, 5, 10 мм.

    ♦ Бумага для квиллинга хорошего каче­ства не должна быть ни слишком лег­кой, ни слишком тяжелой, должна лег­ко накручиваться и потом равномерно приоткрываться и сохранять заданную форму. Слишком легкая бумага не от­крывается легко, а бумага плохого каче­ства хорошо не закручивается.

    ♦ Хотя эта бумага светостойкая, луч­ше избегать попадания прямых сол­нечных лучей на работы, выполнен­ные в технике квиллинга.

    ♦ Можно покрывать бумагу для квиллинга лаками, золотистыми или серебристыми аэрозолями, хорошо расправляя полоски для окрашива­ния по всей длине и закрепляя их по краям. В продаже имеется уже позо­лоченная и посеребренная бумага.

    ♦ В продаже есть и чистая бумага для квиллинга, выполненная из пергамен­та, которая, как правило, имеет нежные пастельные цвета и позволяет выпол­нять очень изысканные и необычные работы в технике квиллинга.

    Бумагу для квиллинга можно нарезать самим. (см. приложение 2).

    1.3. Оборудование

    а) Специальные инструменты

    Специальных инструментов для квиллинга относительно немного, и их можно найти магазинах. Работать с этими инст­рументами несложно.

    ♦ Машинка для нарезки бахромы.

    Нужна для того, чтобы выполнять на полоске бумаги тончайшие равно­мерные нарезки, одну рядом с другой. Машинка очень удобна, поскольку, используя вместо нее ножницы, вы потратите больше времени и труда, не добившись столь же точного ре­зультата. Она необходима для созда­ния зубчатых краев листьев и венчи­ков для таких цветов, как ромашка.

    ♦ Столик для квиллинга.

    Облицованный прямоугольный стол из пробкового дуба, на поверх­ности которого имеется ряд отверстий разного диаметра (для получения бу­мажных рулончиков одинакового раз­мера) и треугольное отверстие для подручных инструментов.

    ♦ Столик для монтажа

    Столик из пробкового дуба или тя­желого картона, на котором фиксиру­ется проектный образец (или копия, снятая с него), покрывается ацетат­ным листом; на нем собираются раз­личные изделия в технике квиллинга.

    ♦ Намоточные катушки

    Снабжены на конце шляпкой, имеющей в центре валок, рифленный

    по всей длине, в него пропус­кается бумага, которую следует на­кручивать в виде рулончиков. Валок должен быть такого же размера, как бумага для работы (в основном 2-3 мм, 3-5 мм, 1 см). Эти приспособ­ления можно сделать самим, если вставить в деревянную рукоятку иголку с ушком, оставленным снару­жи и обрезанным на конце для того, чтобы оно оставалось открытым.

    ♦ Пинцеты

    В квиллинге применяются такие же, как и в филателии: с коническими концами и с плоскими. Кончики должны быть острыми, точно совмещёнными. Для выполнения работ высокой точности. Зазубринки на конце нежелательны, т.к. могут оставлять следы на бумаге. Усилие при сжатии должно быть удобным для Ваших рук, обеспечивая надёжный захват с наименьшим давлением.

    ♦ Булавки

    Следует отдавать предпочтение тем, что с большой головкой.

    ♦ Линейка, карандаш, циркуль и калька.

    Для создания геометрических форм.

    ♦ Ножницы

    Для отделки, желательно хорошо заточенные.

    ♦ Шило. Желательно приобрести шило диаметром около одного миллиметра. Обычно шило имеет конусообразную форму, что может быть неудобно. В этом случае можно воспользоваться любым калёным стерженьком подходящего диаметра. Шило (стержень) используется для намотки спирали из бумажной полосы. При этом необходимо контролировать усилие натяжения бумаги, ручка инструмента должна быть удобной для этой цели.

    ♦ Специальный клей для дерева.

    Разводится таким образом: 60% клея и 40% воды. Хорошо разме­шивается и оставляется до начала работы на 24 часа.

    ♦ Зубочистки и ватные палочки.

    Для нанесения клея на склеи­вающиеся поверхности.

    ♦ Пробойник

    Это альтернатива катушкам и в отличие от них он позволяет получать плотные рулончики с очень маленьким отверстием.

    б) Дополнительное оборудование

    К этим инструментам обычно прибегают, когда требуется выпол­нить геометрические формы, а у вас нет основного рисунка, или для того, чтобы идеально подгото­вить элементы самой композиции. Речь идет о миллиметровке, угло­мере, линейке, циркуле, каран­даше.

    Используя циркуль и угломер, можно рисовать концентрические круги с соответствующими лучами, на которых располагаются элементы композиции, равноудаленные один от другого. Работа, таким образом, получается точной и аккуратной.

    Как я уже сказала, существуют инструменты, приспособления и специальная бумага для квиллинга, но можно обойтись и тем, что обычно есть под рукой (см. приложение 2,3):

    · листы цветной двусторонней бумаги (формат А4),

    · деревянные зубочистки,

    · металлическая линейка,

    · канцелярский нож,

    · карандаш,

    · клей ПВА,

    · линейка с круглыми отверстиями различного диаметра (офицерская),

    · доска или коврик, на котором можно резать,

    · любая подходящая бумага с красивой фактурой - для основы.

    1.4. Техника квиллинга

    На первый взгляд техника бумагокручения, так ещё её называют, несложна (см. приложение 3). Полоска бумаги свивается в плотную спираль. Начать навивку будет удобно, накрутив край ленты на кончик острого шила. Вместо шила с детьми используем зубочистку, имеющий раздвоенный кончик удобный для захвата бумаги. Сформировав сердцевину спирали, продолжать работу целесообразно без использования инструмента. Так можно подушечками пальцев почувствовать, однородно ли формируется рулон, и во время скорректировать усилия. В результате должна образоваться плотная спираль меньше сантиметра в диаметре. Она будет основой дальнейшего многообразия всех форм. После чего спираль распускается до нужного размера, и затем из неё формируется необходимая фигура (капля, глаз, полукруг, треугольник, квадрат, стрела, лист, утиная лапка и т.д.). Кончик бумаги прихватывается капелькой клея. Существует множество типовых фигур (см. приложение 3), но всегда самому можно придумать новые, чтобы реализовать свои творческие возможности.

    Рассмотрим технику выполнения квиллинга на примере цветка (см приложение 4).

    Глава 2 « Занятия квиллингом в старшей группе МАДОУ №218»

    Известно, что письмо сложный навык, требующий владения тонкими, координированными движениями руки и слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания. Недостатки могут вызвать у ребёнка негативное отношение к письму, поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо развивать механизмы, необходимые для успешного овладения письмом, создать условия для развития ручной умелости.

    Развитию мелкой моторики помогают игры и упражнения, которые я использую на занятиях и в свободное время, это пальчиковые игры, массаж пальцев рук, игры с палочками и цветными спичками, упражнения с мозаикой и мелким конструктором, рисование по трафаретам и с использованием фигурной линейки, штриховки разной сложности, лепку с природным материалом, различные виды аппликации, графические диктанты и т. д... Кроме этого один раз в неделю во второй половине дня у нас проходят занятия по квиллингу (в форме кружковой работы). Темы их представлены в перспективном планировании, на занятиях решается целый комплекс задач. (см. приложение 5).

    На занятиях использую игровые мотивации (путешествия, превращения, встречи с героями и т.д.), музыкальное сопровождение (музыка способствует положительному настрою детей, повышает работоспособность).

    Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в на­кручивании и моделировании с помо­щью маленького инструмента (шила, зубочистки…), бумажных полосок шириной в несколько милли­метров и при помощи полученных форм со­здавать самые различные композиции, очень нравится детям.

    Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности объединить разнополых исполнителей.

    Для занятий этим видом бумагокручения требуется совсем немного материала. Материалы доступны и недорогие, а сувениры, картинки, поделки из них получаются очень красивые и оригинальные, и приносят много радости детям, потому что сделаны своими руками. Такая поделка достаточно эстетично смотрится: её можно подарить маме, бабушке и т. д.

    Но работа эта требует точных и ловких мелких движений кисти и пальцев. Вот почему в процессе систематических занятий рука моих воспитанников приобретает уверенность, гибкость, точность, развивается глазомер, чувство пропорциональности (в соотнесении элементов композиции) и дизайнерское видение: умение видеть и распределить элементы узора или сюжета, подобрать цвета и придумать композиционное решение изображения.

    Можно также сказать, что предлагаемый вид деятельности оказывает значительное влияние на личностное развитие. Работа в технике квиллинга способствовала формированию у моих детей, таких качеств личности, как настойчивость, умение доводить начатое дело до конца (последовательность и упорство в достижении поставленной цели, требующее целенаправленных волевых усилий), усидчивость и аккуратность. Развивается способность работать руками под контролем сознания, согласованность движений руки и глаза (зрительно-моторная координация, осмысленная моторика).

    Большая работа была проведена с родителями: проведён мастер – класс по данной теме, в уголке для родителей были помещены консультации: «Моторика и её роль в развитии ребёнка», «Развиваем интерес к работе с бумагой», «Поделки из бумаги (квиллинг)». Совместная работа родителей и детей по изготовлению поделок удовлетворяет потребность ребёнка в активной деятельности, стремление выполнить работу, даёт реальное воплощение мысли, фантазии. Кроме этого в нашем дошкольном учреждении периодически организуются выставки, где родители и дети имеют возможность продемонстрировать свои умения, навыки, творческое воображение.

    Я считаю, что работа наша, в целом за год, была продуктивна и результативна. Вместе с детьми хотим продолжить начатую работу в подготовительной группе и освоить другие элементы квиллинга.

    Приложение 1

    Виды работ

    Приложение 2

    1. Размечаем делениями по 3 мм короткие стороны листа цветной бумаги. Всегда начинаем отмерять с одного края, на случай если последнее деление получится меньше остальных.

    2. Отрезаем канцелярским ножом под линейку полоски. Для экономии времени и сил можно резать несколько листов сразу, скрепив их скрепками или прищепками. Линейку нужно прижимать очень тщательно, нож должен быть острым. Отрезаем одним длинным движением, хорошо надавливая на нож и не порезав пальцы (и стол). Получаем разноцветные полоски бумаги шириной 3 мм и длиной примерно 30 см.

    Приложение 3

    Техника квиллинга

    Примеры форм (ролов)

    Приложение 4

    Техника квиллинга данной композиции

    Для выполнения работы используем готовую бумагу, которую купили или нарезаем сами, как показано в приложении 2.

    1. Для изготовления лепестка берём полоску нужного цвета и плотно наматываем на зубочистку. Кончик зубочистки можно расщепить, чтобы было легче фиксировать конец полоски.

    2. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и кладём в отверстие офицерской линейки диаметром 1.5-2 см. Отпускаем, бумага разворачивается до размеров отверстия. Не держите снятый рулончик долго в руках, иначе он потом будет плохо разворачиваться.

    3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

    4. Вынимаем получившуюся спиральку и сильно защипываем пальцами с одной стороны. Вот мы и сделали один из базовых элементов квиллинга - "каплю" (или "слезинку"). Существует около 20 базовых элементов, но принцип остаётся тем же: сворачиваем и защипываем.

    5. Точно так же делаем ещё 5 "капелек" –

    остальные лепестки цветка.

    6. А теперь сделаем листочек. Повторяем пункты 3-5, затем вынимаем спиральку и защипываем одновременно с двух противоположных сторон. Этот элемент называется "глаз".

    7. Для разнообразия используем ещё один элемент для второго листочка. Он так и называется - "лист". Для этого проделываем всё, как для "глаза", но после защипывания, не отпуская концы, сдвигаем их в разные стороны по отношению друг к другу.

    8. Теперь изготовить серединку уж совсем легко: просто оставьте спиральку как есть, не защипывая. Сделайте серединку меньшего диаметра - воспользуйтесь меньшим отверстием в офицерской линейке (около 1 см) . Кстати, этот элемент назовём "свободной спиралью".

    9. Намечаем расположение элементов, аккуратно намазываем торцы клеем и наклеиваем на основу. Цветок готов.

    Приложение 5

    Старшей группы.

    Октябрь

    1. Беседа о квиллинге

    Цель: познакомить детей с новым видом обработки бумаги – квиллингом. Показать готовые работы, необходимое оборудование. Познакомить с элементами (формами) квиллинга.

    2. Тема: «Весёлая семейка улиток»

    Цель: учить детей скручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера. обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.

    Оборудование: трафарет листочка, жёлтая цветная бумага 15х10, 4 полоски зелёной бумаги (ш-1,5 см.), клей ПВА, кисточка, ножницы, простой карандаш, зубочистка.

    3. Тема: «Божья коровка»

    Цель: продолжать учить детей составлять из отдельных частей единое целое. Продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Учить детей скручивать полоски цветной бумаги в спираль и наклеивать на основу.

    Оборудование: трафарет туловища божьей коровки, полоска чёрного цвета (ш–0,5см, дл-12см.), готовая голова божьей коровки жёлтого цвета, 7 полосок чёрной бумаги для квиллинга, для глаз склеим 1 чёрную +1,5 полоски белой бумаги для квиллинга, в двух экземплярах, клей ПВА, кисточка, ножницы, простой карандаш, зубочистка.

    Ноябрь

    1. Тема: «Яблонька»

    Цель: продолжать учить выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

    Оборудование: листок белой бумаги с силуэтом дерева 15х20, зелёная и коричневая бумага, клей ПВА, кисточка, зубочистка, 10 красных полосок для квиллинга (для яблочек).

    2. Тема: гриб «Мухомор»

    Цель: Учить детей разрезать бумагу не доходя до края 0,5 см.

    Оборудование: трафареты ножки, шляпки, листок белой бумаги 15х20, полоска зелёной бумаги 2,5х15 см, клей ПВА, кисточка, ножницы, простой карандаш, зубочистка, 5 – 6 белых полосок для квиллинга.

    3. Тема: «Виноград»

    Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закреплять умение детей складывать полоску пополам и разрезать на 2 одинаковые части.

    Оборудование: трафарет листа, 8х7 см светло-зелёной бумаги,1 полоска светло-зелёного цвета, круг синего цвета диаметром 14 см, 15 – 20 полосок тёмно-зелёного цвета для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, простой карандаш, зубочистка.

    Декабрь

    1. Тема: «Дождик»

    Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру. Познакомить детей с новым элементом (формой) квиллинга – капелька.

    Оборудование: трафарет облака, светло – голубая бумага 5х11, тёмно-голубая 5х11, 8-10 полосок голубого цвета для квиллинга (капельки), клей ПВА, кисточка, ножницы, простой карандаш, зубочистка.

    2. Тема: «Снегирь»

    Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

    Оборудование: трафарет туловища, трафарет крыла, лист белой бумаги 15х20 с изображением ветки, клей ПВА, кисточка, ножницы, простой карандаш, зубочистка, красная бумага 10х6 (туловище), чёрная бумага 7х4 (крыло), хвост, глаза, клюв - чёрная бумага 2х2 (2 шт.),10-15 полосок красной бумаги для квиллинга (рябинки).

    3. Тема: «Ёлочка»

    Цель: продолжать учить обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

    Оборудование: трафарет ёлочки, клей ПВА, кисточка, ножницы, простой карандаш, зубочистка, разноцветная бумага для квиллинга.

    Январь

    1. Тема: «Снежинка»

    Цель:

    Оборудование: лист голубого картона 11х11 см,13 полосок белой бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка.

    2. Тема: «Ромашка»

    Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька».

    Оборудование: лист бумаги с нарисованным стеблем ромашки; 6 белых, 1 жёлтую, 3-4 зелёных полосок бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка.

    Февраль

    1. Тема: «Верба»

    Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «капелька».

    Оборудование: лист бумаги с нарисованной веткой, 15-20 полосок жёлтой бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка

    2. Тема: «Первые листочки»

    Цель:

    Оборудование: лист бумаги с нарисованной веткой, 15-20 полосок зелёной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка.

    3. Тема: «Цветочек»

    Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «капелька».чсобирать

    Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок).

    Оборудование: оранжевые, зелёные, белые полоски бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистки, пластилин.

    Март

    1. Тема: «Колокольчики»

    Цель: учить детей делать новый элемент (форму) квиллинга – «стрелка». Продолжать учить скручивать элемент (форму) – «капелька».

    Оборудование: лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, 4 штуки по 1,5 голубых полосок для квиллинга, 3 полоски зелёной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточка, зубочистка.

    2. Тема: «Ландыш»

    Цель: учить детей делать новый элемент (форму) квиллинга – «глаз»; продолжать учить детей скручивать элемент (форму) квиллинга – «стрелка», «свободная спираль».

    Оборудование: овал голубого картона с силуэтом стебля цветка, 5-6 белых полосок для квиллинга (цветочки), 3-4 зелёных (листики), клей ПВА, кисточка, зубочистка.

    Апрель

    1. Тема: «Васильки»

    Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) квиллинга – «стрелка», «капелька», «свободная спираль».

    Оборудование: лист белого картона 15х15 см с силуэтом стебля цветка, 15 голубых полосок для квиллинга, тёмно – синих – 2 полоски (серединки), 5-6 зелёных полосок для квиллинга (листочки), клей ПВА, кисточка, зубочистка.

    1. Тема: «Мимоза»

    Цель: продолжать учить скручивать элемент (форму) «свободная спираль», закрепить умение детей обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру.

    Оборудование: лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листочка жёлтые полоски бумаги для квиллинга, 2 шт. зелёных полосок для листиков, ножницы, клей ПВА, кисточка, зубочистка.

    1. Тема: «Цветы в вазе»

    Цель: закреплять умение детей выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, продолжать учить детей скручивать элементы (формы) квиллинга – «стрелка», «капелька», «свободная спираль».

    Оборудование: лист белого картона 15х20 см. с силуэтом вазы и стеблей цветов, голубые, жёлтые, синие, белые, зелёные полоски цветной бумаги для квиллинга. Синяя цв. бумага (для вазы), клей ПВА, кисточка, зубочистка.

    2. Тема: «Здравствуй лето» (2 занятия)

    Цель: Закрепить умение детей делать трубочки при помощи полоски бумаги и карандаша, скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька». Учить детей составлять из знакомых элементов квиллинга композицию.

    Оборудование: круг диаметром 20 см., цветные полоски для квиллинга, квадраты (4х4 см.) чёрной бумаги для туловища бабочки, клей ПВА, кисточка, зубочистка, карандаш.

    Перспективный план по занятию квиллингом.

    Подготовительная группы.

    Каждое занятие имеет свой обучающий характер, но в процессе всей работы идёт развитие глазомера, внимания, памяти, мышления, моторики, творчества; воспитывается воля усидчивость, аккуратность при выполнении работы, интерес, эстетика.

    Октябрь

    1. Тема: «Фрукты» (коллективная работа)

    Цель: продолжать учить обводить трафарет (яблоко, груши) и вырезать по контуру, продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «глаз».

    Оборудование: готовая ваза для фруктов (сделанная летом), трафарет (яблока, груши), ножницы, простой карандаш,

    * Оборудование для квиллинга: бумага для квиллинга, зубочистка, клей ПВА, кисточка

    Ноябрь.

    1. Тема: «Осеняя береза»

    Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) - «капелька».

    Оборудование: лист бумаги с нарисованной березой, оборудование для квиллинга * .

    2. Тема: «Барашек под яблонькой» (2 занятия)

    Цель: закреплять умение детей выполнять аппликацию методом отрывания кусочков бумаги, скручивать элементы (формы) квиллинга – «свободная спираль».

    Учить детей составлять композицию.

    Оборудование: листок белой бумаги с силуэтом дерева 15х20, зелёная и коричневая бумага, красных полосок для яблочек, белые для барашка, силуэт барашка, оборудование для квиллинга * .

    Декабрь.

    1. Тема: «Гусеничка»

    Цель: закреплять умение обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

    Оборудование: желтая бумага, трафарет листочка, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга * .

    2. Тема: «Елочная игрушка»

    Цель: учить детей скручивать новый элемент (форму) «завиток»,

    закреплять умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру. Учить детей составлять из элементов композицию.

    Оборудование: цветной картон, трафарет елочных шаров, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга * .

    3. Тема: «Новогодняя открытка»

    Цель: закреплять умение складывать картон пополам, делать трубочки при помощи полоски бумаги и карандаша, скручивать элемент (форму) «свободная спираль» и «капелька». Продолжать учить соединять две полоски в одну. Учить детей составлять из элементов композицию.

    Оборудование: картон, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга * .

    Январь.

    1. Тема: «Елочка»

    Цель: продолжать учить детей делать объемные предметы, складывать лист пополам, обводить трафарет и вырезать по контуру. Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль».

    Оборудование: зеленая бумага (3 щт.), трафарет ½ елочки, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга * .

    2. Тема: «Шляпа для куклы» (коллективная работа)

    Цель: учить детей делать объемные предметы. Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «глаз». Продолжать учить соединять две полоски в одну.

    Оборудование: предмет круглой формы, полиэтиленовый пакет, оборудование для квиллинга * .

    Февраль.

    1. Тема: «Аквариум с рыбками»

    Цель: учить детей скручивать новый элемент (форму) «полукруг».

    Закрепить умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «капелька», «глаз».

    Оборудование: картон, трафарет аквариума, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга * .

    2. Тема: «Ваза для конфет» (коллективная работа)

    Цель: учить детей делать объемные предметы. Закреплять умение скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «глаз».

    Оборудование: предмет любой формы, полиэтиленовый пакет, оборудование для квиллинга * .

    Март.

    1. Тема: «Открытка для мамы»

    Цель: закреплять умение обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «стрелка». Продолжать учить детей составлять из элементов композицию.

    Оборудование: картон, трафарет цифры восемь, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга * .

    2. Тема: «Бабочка на цветке» (2 занятия)

    Цель: закреплять умение складывать пружинку, обводить трафарет на цветную бумагу и вырезать по контуру, скручивать элемент (форму) «свободная спираль», «капелька», «глаз». Продолжать учить соединять две полоски в одну. Учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (бабочку).

    Оборудование: картон, трафарет цветка, полоски шр - 1см. (2 шт.), ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга * .

    Апрель.

    1. Тема: «Черепаха на острове»

    Цель: учить детей скручивать новый элемент (форму) «треугольник», продолжать учить обводить трафарет на цветной картон и вырезать по контуру.

    Оборудование: картон, трафарет черепахи, ножницы, простой карандаш, оборудование для квиллинга * .

    2. Тема: «Пальма»

    Цель: продолжать учить детей скручивать элемент (форму) «треугольник», «глаз».

    Оборудование: оборудование для квиллинга * .

    1. Тема: «Тюльпан»

    Цель: учить детей скручивать новый элемент (форму) «изогнутая капля», составлять объемные предметы. Продолжать учить собирать полученные элементы в объёмную композицию (цветок).

    Оборудование: картон, пластелин, зубочистка, оборудование для квиллинга * .

    2. Тема: «Весенняя поляна». (итоговое занятие)

    Цель: закрепить все элементы квиллинга. Развивать вооброжение.

    Оборудование: оборудование для квиллинга * .

    Список литературы

    1. Белкина, В. Н. Развитие и обучение. Воспитателям и родителям [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / В. Н. Белкина. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 256 с.

    2. Дженкинс, Д. Узоры и мотивы из бумажных лент. – И.: Контэнт, 2010. – 48 с.

    3. Жукова, О. Рисуем нитками [Текст] / О. Жукова, Н. Юрченко // Дошкольное воспитание. 2009. - №8. – С. 68 - 73.

    4. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.

    5. Савина,О. Техника изонити в детском саду [Текст] / О. Савина // Дошкольное воспитание. 2010. - №3. – С. 68 - 72.

    6. Синицина, Е. Умные пальчики [Текст]: пособие для родителей и воспитателей / Е. Синицина. – Москва, 1998.



    Поделиться