11 якобсон п м психологические проблемы мотивации. Якобсон павел максимович

Программа : Понятие об эмоциях и чувствах, их отличительные особенности. Высшие чувства. Виды чувств: моральные (нравственные), интеллектуаль­ные, эстетические. Влияние эмоций и чувств на жизненный тонус и тонус психической активности. Понятие об эмоционально-психических состояниях. Настроения, стрессы, аффекты и другие эмоционально-психические состояния. Причины их возникновения и влияние на жизнедеятельность человека. Умение владеть собой. Устойчивость к стрессам.

Воля. Определение воли. Познание и воля. Анализ сложного волево­го действия. Свобода воли и личностная ответственность в профессио­нальном взаимодействии. Волевые свойства личности. Волевая регуляция поведения.

    Понятие об эмоциях и чувствах

    Эмоционально-психические состояния

    Волевые аспекты личности

ЛИТЕРАТУРА

    Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений –М.,1976.

    Левитов Н.Д. О психологических состояниях человека. – М.,1964

    Селиванов В.И. Воля и ее воспитание – М.,1976.

    Симонов П.В. Что такое эмоция? –М.,1966

    Якобсон П.М. Психология чувств – М.,1958.

  1. Понятие об эмоциях и чувствах.

В современной психологической науке понятие «чувство» определяется как относительно устойчивое свойство личности, представляющее собой форму отражения реальных отношений к значимым для неё объектам реальной действительности в связи с потребностями и мотивами, ; чувство проявляется как переживание (А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Г.А. Фортунатов, П.М. Якобсон). Чувства – это сложные образования, которые формируются вокруг определенных объектов (лиц, сфер деятельности, фактов), т.е. «опредмечены» .

Специфика чувства как формы отражения состоит в том, что объекты и явления окружающего мира отражаются не в форме понятий, а в форме переживаний, через призму личностных отношений к ним.

Это свойство чувств выражается в их дифференциации в зависимости от того, к какому предмету они относятся. Поэтому и в этике, и в психологии выделяют группу высших (предметных) чувств.

В философской и психологической литературе нет единой классификации данного понятия. Наиболее полную классификацию дает Б.И. Додонов, который относит к высшим чувствам гедонические, глорические, коммуникативные, романтические чувства родительские чувства, праксические чувства интеллектуальные, эстетические, нравственные чувства. Отсутствие единой универсальной и исчерпывающей классификации объясняется большим разнообразием чувств и их исторической изменчивостью.

Основными характеристиками чувств являются их эмоциональная окрашенность (положительная или отрицательная), полярность (в отношении того или иного предмета), связь с жизнедеятельностью организма (Например, психолог М.И. Аствацатуров полагал, что сердце поражается страхом, печень –гневом, желудок – апатией), сила (характеристика качества переживания), глубина (характеристика значимости чувства для личности) (П.М. Якобсон).

Чувства выполняют ряд функций :

    Отражательная – выражается в обобщенной оценке событий. Благодаря ей, человек может ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности.

    Стимулирующая – выражается в том, что чувства определяют направления поиска решения какой-либо проблемы.

    Подкрепляющая – выражается в том, что значимые события вызывают сильную эмоциональную реакцию и надолго запечатлеваются в памяти.

    Переключательная - выражается в «конкуренции мотивов» каких-либо поступков, в результате которой определяется доминирующий мотив, направляющий поведение человека.

    Коммуникативная- выражается в том, что эмоциональная мимика позволяет передавать свои переживания окружающим. (пантомима, язык жестов, «язык чувств»).

Физиологические основы чувств . Физиологические процессы, характерные для переживания чувств, связаны как со сложными безусловными, так и с условными рефлексами. Как известно, системы условных рефлексов замыкаются и за­крепляются в коре больших полушарий, а сложные безуслов­ные рефлексы осуществляются через подкорковые узлы полу­шарий, зрительные бугры, относящиеся к мозговому стволу, и другие центры, передающие нервное возбуждение из высших отделов мозга па вегетативную нервную систему. Переживания чувств являются результатом совместной деятельности коры и подкорковых центров.

Чем большее значение имеют для человека изменения, про­исходящие вокруг него и с ним, тем более глубокими являют­ся переживания чувств. Возникающая вследствие этого серь­езная перестройка системы временных связей вызывает про­цессы возбуждения, которые, распространяясь по коре боль­ших полушарий, захватывают подкорковые центры. В отде­лах мозга, лежащих ниже коры больших полушарий, нахо­дятся различные центры физиологической деятельности орга­низма: дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, секреторной и др,

Поэтому возбуждение подкорковых центров вызывает усиленную деятельность ряда внутренних органов. В связи с этим переживание чувств сопровождается измене­нием ритма дыхания (человек задыхается от волнения, тяже­ло и прерывисто дышит) и сердечной деятельности (сердце замирает или усиленно бьется), изменяется кровоснабжение отдельных частей организма (от стыда краснеют, от ужаса бледнеют), нарушается функционирование секреторных желез (слезы от горя, пересыхание во рту при волнении, «холодный» пот от страха) и т. д. Эти процессы, протекающие во внутрен­них органах тела, сравнительно легко поддаются регистрации и самонаблюдению и в силу этого с давних времен зачастую принимались за причину чувств. В нашем словоупотреблении и до сих пор сохранились выражения: «сердце не прощает», «тоска в сердце», «покорить сердце» и др. В свете современ­ной физиологии и психологии очевидна наивность этих воз­зрений. То, что принималось за причину, является лишь след­ствием других процессов, происходящих в мо.згу человека.

Кора больших полушарий в нормальных условиях оказы­вает тормозящее влияние на подкорковые центры, и таким образом сдерживаются внешние выражения чувств. Если кора мозга приходит в состояние чрезмерного возбуждения при воз­действии раздражителей большой силы, при переутомлении, при опьянении, то в результате иррадиации перевозбуждают­ся и центры, лежащие ниже коры, вследствие чего исчезает обычная сдержанность. А если в подкорковых узлах полу­шарий и промежуточном мозге в случае отрицательной индукции распространяется процесс широкого торможения, на­блюдается угнетение, ослабление или скованность мускульных движений, упадок сердечно-сосудистой деятельности и дыхания и т. л. Таким образом, при переживании чувств, при эмоцио­нальных состояниях наблюдается и повышение, и понижение интенсивности разных сторон жизнедеятельности человека.

В последнее время физиологические исследования выявили значение некоторых узкоспециализированых мозговых структур для возникновения эмоциональных состояний. Опыты про­водились на животных, которым вживляли электроды в опре­деленные участки гипоталамуса (эксперименты Д. Олдса).

При раздражении одних участков у подопытных возникали явно прият­ные, эмоционально положительные ощущения, к возобновлению которых они активно стремились. Эти участки получили название «центров удоволь­ствия». Когда же электротоком раздражались другие мозговые структуры, было замечено, что животное испытывало отрицательные эмоции и всячески стремилось избежать ситуации воздействия на эти участки, которые были названы поэтому «Центры страдания» Установлено, что существует связь между разными участками, отвечающими за возникновение отрицательных эмоций, - «центры страдании», расположенные в разных отделах мозга, об­разуют единую систему. В связи с этим отрицательные эмоции пережи­ваются довольно единообразно, сигнализируя об общем неблагополучии организма. В то же время центры, специализировавшиеся на продуцировании положительных эмоции, менее связаны друг с другом, что выступает основанием большего разнообразия, более дифференцированной картины по­ложительных эмоций.

Разумеется, в особенностях функционирования мозга чело­века не следует усматривать прямую аналогию с физиологией эмоциональных состоянии у животных, однако существует, очевидно, возможность выдвинуть базирующиеся на приведен­ных фактах обоснованные гипотезы о физиологических пред­посылках возникновения человеческих эмоций.

Существенно важные данные для понимания природы эмо­ций были также получены при изучении функциональной асим­метрии мозга. В частности, выяснилось, что левое полушарие в большей степени связано с возникновением и поддержанием положительных эмоций, а правое- с отрицательными эмо­циями.

Все исследования физиологических основ эмоций отчетливо показывают их полярный характер: удовольствие-неудоволь­ствие, наслаждение-страдание, приятное-неприятное и т. д. Эта полярность эмоциональных состояний находит основание в специализации мозговых структур и закономерностях проте­кания физиологических процессов.

Ведущую роль в протекании чувств играет кора больших полушарий . Она регулирует протекание и выражение эмоций, контролирует и управляет подкорковыми процессами. (Например, если кора находится в состоянии чрезмерного возбуждения (опьянение, переутомление) то перевозбуждаются и подкорковые центры. Животные, у которых были удалены большие полушария, необычайно интенсивно и эмоционально реагировали на малейший повод.). Эмоциональный настрой и эмоциональная ориентировка определяется работой таламуса, гипоталамуса и лимбичсеской системы . (Например: опыты Д.Олдса – вживление крысам электродов в определенные участки гипоталамуса - центры удовольствия (связаны с левым полушарием), центры страдания (связаны с правым полушарием). Большую роль играет также ретикулярная формация – она способна повышать и ли понижать активность мозга, ослаблять или усиливать ответные реакции на раздражители. Переживания могут возникнуть не только при воздействиии внешней среды, но и при влиянии слов и мыслей – второй сигнальной системы . Она является основой высших чувств – моральных, эстетических, интеллектуальных.

В этике и в психологии существуют два термина, обозначающие эмоциональные состояния личности – чувство и эмоция. Данные понятия дифференцируются: если чувства представляют собой устойчивые субъективные отношения человека к чему-либо (любовь к Родине и т.п.), то эмоции – это переживание того или иного чувства в определенный момент в конкретной ситуации. Эмоции у человека отражают «объективные отношения предметов и явлений окружающего мира к нуждам человека как организма», а чувства - «как к личности, как к члену общества».

Каково же определение понятия «эмоция»? - В психологии эмоция определяется как конкретная форма протекания процесса переживания чувств (А.Г. Ковалев, Г.А. Фортунатов); как психологическая форма осуществления потребности, выражающая ее активную сторону (С.Л. Рубинштейн); как процесс, на основе которого развиваются чувства как свойства личности (например, чувство любви к матери у ребенка образуется в результате обобщения конкретных эмоций: радости, восхищения, благодарности, грусти) – (П.М. Якобсон).

На основании анализа ряда теоретических исследований (В.К. Вилюнас, А.Г. Ковалев, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров, П.М Якобсон) мы обобщенно выделяем ключевые идеи, которые мы считаем концептуальными в аспекте различения «чувство» и «эмоция». Представим это в таблице. (см. табл.№ 1)

Таблица №1

РАЗЛИЧИЕ ПОНЯТИЙ «ЧУВСТВО» И «ЭМОЦИЯ».

(В.К. Вилюнас, А.Г. Ковалев, П.В. Симонов, Г.Х. Шингаров, П.М. Якобсон)

ЭМОЦИЯ

ЧУВСТВО

    Динамична.

    Всегда выступает в форме переживаний.

    Свойственна человеку и животным.

    Различается степенью осознанности.

    Компонент безусловно-рефлекторного акта.

    Входит в психологическую структуру чувств, наряду с понятиями.

    Определенно и устойчиво.

    Может быть в проявленном и в скрытом состоянии.

    Свойственно человеку.

    Ясно осознаваемо.

    Носит условно-рефлекторный характер.

    Развивается как процесс, но рассматривается как результат обобщения эмоционального опыта.

    Амбивалентно (в одном чувстве могут объединяться и переходить друг в друга разные по знаку эмоции).

По характеру влияния на деятельность человека эмоции бывают стенические (стимулируют деятельность человека) и астенические (тормозят и сковывают деятельность человека)

К. Изард выделил 9 фундаментальных эмоций :

    Удивление - нейтральная эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства; может переходить в интерес.

    Интерес – положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, мотивирующее обучение.

    Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью наиболее полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего была неопределенной ранее.

    Страдание – отрицательное эмоциональное состояние, связанное с информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое ранее было вероятным.

    Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызванное возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важных потребностей.

    Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с принципами субъекта.

    Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и вызываемое рассогласованием позиций и поведения субъекта с позициями и поведением объекта чувства.

    Страх - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое информацией об угрозе или опасности для субъекта.

    Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выраженное в осознании несоответствия своих взглядов и поведения не только ожиданиям окружающих людей, но и своим собственным.

Из соединения фундаментальных эмоций возникают другие эмоциональные состояния (тревожность – страх, гнев, вина, интерес и т.п.)

Возникновение эмоций наиболее полно объясняет т.н. «информационная теория» П.В, Симонова . По мнению П.В. Симонова эмоциональное насыщение мозга важно для его нормального развития и функционирования. Эмоции играют большую роль в интеграции всех функций организма, и поэтому насыщение ими является важной врожденной и прижизненно развивающейся потребностью.

Удовлетворяется она, главным образом, в процессе деятельности по достижению самых разных целей, которые индивид ставит перед собой и которые определены самыми разными нуждами, как биологическими, так и социальными. Данная потребность в эмоциональном насыщении преобразуется в стремление субъекта к определенным переживаниям его отношения к действительности.

Эмоциональные состояния определяются качеством и интенсивностью актуальной потребности индивида и оценкой вероятности её удовлетворения. Этот подход выражен формулой:

Э = - П (Ин - Ис) ,

где Э – эмоция, ее сила и качество, П – величина и специфика актуальной потребности, Ин – информация, необходимая для удовлетворения потребности, Ис – информация существующая у человека. (Если у человека нет потребности (П =0), то и эмоций он не испытывает (Э = 0). Если у человека есть полная возможность для удовлетворения потребности (Ин =Ис), то эмоций он также не испытывает (Э = 0). Если субъективная вероятность потребности велика (Ис>Ин),то возникают положительные эмоции. Если же наоборот – то отрицательные).

Эмоциональные процессы отражают отношение субъекта потребностей (человека) к значимым для него объектам и событиям. При этом жизненные факты, связанные с удовлетворением потребности, вызывают положительное эмоциональное отношение, а все препятствующие этому – отрицательное. Наличие положительного и отрицательного знаков у эмоций позволяет им играть важную оценочную роль в процессе мотивации, и поэтому эмоции принимают участие в регуляции поведения.

Положительные эмоции выступают в качестве важнейшего подкрепления высших социальных мотиваций. В отношении к нравственному сознанию личности положительные эмоции выполняют побуждающие функции.

Вместе с тем, и отрицательные переживания личности, связанные с угрызениями совести, чувством стыда, также могут стать стимулами переоценки ценностей, корректировки поведения. Отрицательные эмоции – недовольство собой, раскаяние – могут возникать спонтанно, а могут быть вызваны косвенными педагогическими средствами.

Обобщая данные психологических, этических и психофизиологических теорий эмоций и чувств, можно выделить концептуально важные положения.

Условно-рефлекторный характер чувств проявляется в том, что объекты и явления окружающей действительности («раздражители»), сначала бывшие для человека безразличными, в силу возникшей временной связи между ними и объектами, вызывающими эмоциональную реакцию, начинают сами вызывать таковую.

Это имеет существенное педагогическое значение. Так, если какая-либо нравственно-ценная деятельность, безразличная для ребенка, будет осуществляться в эмоционально-значимой для него форме и станет для него субъективно-значимой, то впоследствии сама эта деятельность станет источником положительных эмоций. Ребенок будет по собственному побуждению воспроизводить воспитываемые формы поведения.

Изменения в коре головного мозга, необходимые для возникновения чувства, могут быть вызваны заменой привычных раздражителей непривычными. Это является физиологической основой того, что частое повторение эмоций, вызываемых определенным объектом, ведет к их ослаблению (эмоциональная адаптация); если же повторное появление этого объекта несет в себе элементы новизны, то оно, наоборот, усиливает эмоциональную реакцию. (П.М. Якобсон).

Когда процессы переключения на новую деятельность происходят в коре головного мозга незатруднительно и переключение является ранее подготовленным, тогда имеет место возникновение положительных эмоций. Вследствие этого, существенное значение имеет опора на имеющийся нравственный опыт ребенка в развитии нравственных чувств, а также использование объектов, знакомых и эмоционально-значимых для него.

Основным в чувстве является то эмоциональное отношение, которое установилось у человека к определенному предмету или кругу явлений (П.М. Якобсон), представляющих для личности определенную ценность и связанных с ее интересами. Будучи ведущими эмоционально-смысловыми образованиями личности, чувства всегда связаны с мотивационно-потребностной сферой.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

(1902-1979) - российский психолог, специалист в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества, мотивации поведения человека. Д-р психологических наук (1962). Окончил психолого-философское отделение Московского ун-та (1918-1922). Работал преподавателем психологии в школе, в Академии коммунистического воспитания. В 1926 г. становится н.с. ГАХН, работает в Государственном институте театрального творчества. В июле 1941 г. добровольцем вступил в ряды 8-й Краснопресненской дивизии Московского ополчения, в составе которой участвовал в боях на Вязьменском плацдарме и под Ельней, где получил тяжелое ранение. После демобилизации работал доцентом кафедры психологии философского фак-та МГУ. С 1944 г. и до последних дней был с.н.с. ИОиПП АПН СССР. Работая в ГАХН, Я. занимается изучением психологии сценических чувств актера. Эта работа положила начало его многолетним исследованиям в области психологии творчества. Параллельно с художественным исследовалось и техническое творчество (на материале высказываний видных конструкторов и изобретателей). Используя методы наблюдения и психологической интерпретации высказываний, анализировал психологические механизмы творчества, дал подробную характеристику стадий творческого процесса (Процесс творческой работы изобретателя, 1934; Психология сценических чувств актера, 1936). В 1960 г. защитил докт.дис: Психология чувств, исследовал проблемы психологии чувств и эмоций, занимался изучением развития эмоционально-чувственной сферы у детей. Во второй половине 1960-х гг. разрабатывал проблемы мотивации поведения человека. В последние годы вел научную работу в области социальной психологии и психологии личности. Автор трудов: Психология чувств, 1955, 1961; Изучение чувств у детей и подростков 1961; Психология художественного восприятия, 1964; Эмоциональная жизнь школьника, 1966; Психологические проблемы изучения мотивации поведения человека, 1969, пер. на иностр. яз.; и др. Б.Н. Тугайбаева

Якобсон Павел Максимович

(1902 - 9.07.1979) - отечественный психолог.

Биография. С 1918 г. по 1922 г. учился в Московском университете. Работал преподавателем психологии в школе, в Академии коммунистического воспитания, Академии художественных наук, Государственном институте театрального творчества. В 1941 г. ушел добровольцем на фронт, после тяжелого ранения и демобилизации работал доцентом кафедры психологии философского факультета МГУ, с 1944 г. - старшим научным сотрудником Института общей и педагогической психологии АПН СССР. В 1962 г. защитил докторскую диссертацию.

Исследования. Один из крупнейших специалистов в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества. Дал развернутый анализ переживаний актера в процессе его сценической деятельности.

Сочинения. Психология сценических чувств актера. 1936;

Психология чувств. 1956;

Эмоциональная жизнь школьника. 1966;

Психологические проблемы мотивации поведения человека. 1969

Содержимое работы - 1 файл

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

Московской области

Международный университет природы,

общества и человека «Дубна»

Филиал «Угреша»

Кафедра психологии

МОНОГРАФИЯ

Якобсон П.М. «Психология чувств и мотивации»

Выполнила:

студентка

группы П1-08

кафедра психологии

Черкасова О.Ю.

Руководитель:

доцент Алексеева Н.В.

город Дзержинский

2009

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Павел Максимович Якобсон (1902-1979) - видный российский психолог, высокообразованный и очень эрудированный человек, к которому полностью применимо определение «врожденный интеллигент».

В российской и мировой психологической науке П.М. Якобсон известен как один из крупнейших специалистов в области психологии чувств и эмоций, психологии художественного творчества. Им опубликовано свыше 140 научных работ. Среди них 8 монографий («Психология сценических чувств актера», «Психология чувств», «Эмоциональная жизнь школьника», «Психологические проблемы мотивации поведения человека» и др., статьи в энциклопедиях, научных и научно-популярных журналах, брошюры. Его основные труды переведены на многие языки народов бывшего Союза и мира (Венгрия, Испания, Польша, Франция, Япония и др.).

О его высоком авторитете говорит, например, тот факт, что к его первой книге «Процесс творческой работы изобретателя» (Изд-во Всесоюзного общества изобретателей, 1934 г.) написал предисловие Л.С. Выготский. Они были хорошо знакомы, понимали и ценили друг друга. И поэтому закономерно было помещение уже после смерти Л.С. Выготского его статьи «К вопросу о психологии творчества актера» в заключительную часть книги П.М. Якобсона «Психология сценических чувств актера» (Москва, Гослитиздат, 1936 г.). Все, кому посчастливилось близко знать П.М. Якобсона, работать с ним, отзываются о нем с такой любовью и сердечностью, что начинаешь думать о том, какими же качествами должен обладать человек, чтобы оставить о себе столь добрую и даже восторженную память. Мне не довелось часто общаться с П.М. Якобсоном, поэтому я много беседовала с теми, кто хорошо его знал и любил и кто помог хоть в какой-то степени воссоздать образ этого удивительного, творческого, замечательного человека.

В шестнадцатилетнем возрасте он поступил на Психолого-философское отделение Историко-филологического факультета Московского государственного университета, который успешно окончил в 1922 году. Программа обучения была удивительно разнообразной и насыщенной. Среди изучаемых учебных предметов, кроме философии (введение в философию, история древней, средневековой, новой и новейшей философии), психологии (основной курс, криминальная психология, индивидуальная психология, этническая психология, экспериментальная психология, психология труда и др.), логики, были следующие: история Греции, история России XIX века, новейшая русская литература, греческий и французский языки, западная литература эпохи Просвещения, история эстетических учений и др. Его выпускная работа называлась: «О возможности трансцендентального реализма».

По свидетельству его жены Ольги Степановны Ларионовой,П.М. Якобсон был одним из любимых учеников Густава Густавовича Шпета, известного философа, преподавателя Московского университета, вице-президента Российской Академии художественных наук. Шпет занимался литературной и философской работой, переводами «Феноменологии духа» Гегеля. Как отмечается в Философской энциклопедии, «Шпет в своих философских исследованиях стремится не выходить за пределы собственно методологических проблем, за круг идей немецкого трансцендентализма. Шпет - противник положительной философии построений, то есть метафизики, он выступает за строгую научность философии» (Философская энциклопедия, М., 1970. Т. 5. С. 519.).

Его дочь от первого брака Марина Павловна Якобсон вспоминает две шутки, о которых поведал ей отец и которые ходили в их среде: «Нет Бога кроме Гуссерля, и Шпет - пророк его» и «Нет Бога кроме Шпета, и Якобсон - пророк его».

П.М. Якобсон владел несколькими иностранными языками, переводил синхронно с немецкогоВ период обучения он работал корреспондентом Агентства ВЦИК (Центропечать), был слушателем Аэросъемочной школы, преподавал психологию в школе.

После окончания университета П.М. Якобсон сменил несколько мест работы: Академия коммунистического воспитания им. Н.К. Крупской, Государственная Академия художественных наук (театральная секция) и др. Одновременно П.М. Якобсон преподавал психологию в различных учебных заведениях, например, таких известных, как Государственный институт кинематографии и педагогическое отделение хореографического училища Большого Театра.

С 1938 по 1941 год П.М. Якобсон работал в ГИТИСе в качестве зав. аспирантурой и преподавателя психологии.

В 1935 году П.М. Якобсону ВАК Наркомпроса присвоил ученую степень кандидата педагогических наук (по психологии) без защиты диссертации.

В июле 1941 г. П.М. Якобсон ушел добровольцем-ополченцем в 8-ю Краснопресненскую дивизию. В начале октября 1941 года попал в окружение, был ранен и оставлен на попечение в совхозе «Кобелево» Смоленской области. Раненый П.М. Якобсон попадает в облаву, и его отправляют в пересыльный лагерь.

По словам его дочери Марины Павловны, в плену он провел 9 дней (19 декабря 1941 года он и трое его товарищей совершили побег). Днем они вышли из ворот лагеря якобы на работы. Вчетвером несли бревно. Их не остановили, потому что до этого они предусмотрительно выменяли на сэкономленные пайки хлеба шапку-ушанку, которая в этом лагере была символом принадлежности к определенной «касте» - людям, служившим немцам и имевшим право выводить пленных на работу. После побега П.М. Якобсон пробыл около двух месяцев в проверочном лагере.

Его жена, О.С. Ларионова, рассказывает и о таком драматическом эпизоде из военной жизни. Павла Максимовича с группой его товарищей вели на расстрел. В цепочке приговоренных он был предпоследним, и, когда процессия вошла в лес, он сказал своему товарищу, идущему последним: «Остановись». Пользуясь наступившими сумерками, они сумели отползти в заросли и скрыться от преследовователелей. После длительной болезни он был отправлен в Подольск, где долечивался в госпитале. Только в мае 1942 года П.М. Якобсон вернулся в Москву, где поступил на работу консультантом в научно-творческий отдел ВТО и одновременно начал работать доцентом на философском факультете МГУ (до 1950 г.).

Одновременно с преподавательской деятельностью он ведет большую научно- исследовательскую работу в области психологии художественного творчества. Опубликованная в 1936 году П.М. Якобсоном монография «Психология сценических чувств актера» и до настоящего времени не потеряла своей актуальности в области научно-психологического анализа эмоциональной сферы и переживаний актера в процессе его сценической деятельности.

С апреля 1944 г. и до самой смерти его жизнь была связана с Психологическим институтом РАО (в то время он носил название Института общей и педагогической психологии АПН).

В 1962 году на философском факультете Ленинградского университета П.М. Якобсон защитил докторскую диссертацию на степень доктора педагогических наук (по психологии) .

Его научная и творческая жизнь не была гладкой. Несмотря на огромный авторитет ученого, на то, что его книги переводились во многих странах мира, ему неоднократно отказывали в праве поехать за границу, не позволяли работать по определенной научной теме и т.д. Его жена отмечает, что во всех сложных ситуациях удивительно благородно и ответственно вели себя сотрудники Психологического института и, в первую очередь, его директор А.А. Смирнов, которые очень ценили его и делали все возможное и невозможное, чтобы создать нормальные условия для работы в институте. Павел Максимович, будучи истинным интеллигентом, совершенно не умел «постоять за себя», не мог защищать себя недостойными способами.

Был в его жизни и такой драматический эпизод. Однажды в феврале 1953 года он был вызван в дирекцию, где ему сказали, что, несмотря ни на какие усилия, его вынуждены уволить. Это было незадолго до смерти И. Сталина. После 5 марта 1953 года П.М. Якобсона оставили в покоеО сложностях, которые приходилось ему испытывать как ученому, можно судить по некоторым документам, сохранившимся в личном деле.

Вот отдельные фрагменты из характеристик, данных П.М. Якобсону по разным поводам институтским «треугольником»: «В 1949 году П.М. Якобсон должен был написать одну главу монографии «Психология творчества актера», посвященную проблеме использования профессионального образа роли. Глава была предоставлена своевременно. Несмотря на использование в главе очень ценного, специально собранного материала, тов. Якобсону не удалось добиться доказательности выводов и постановки крупных психологических проблем 1 . Работа представляет собой систематизацию интересных высказываний ведущих советских актеров, но эти высказывания взяты вне конкретного жизненного контекста. Тем не менее вопросы, возникающие при чтении работы, имеют несомненную ценность как для психологии, так и для актерской практики. П.М. Якобсон еще очень мало перестроил методы своей работы, несмотря на настойчивые требования лаборатории и неоднократную критику его продукции на заседаниях лаборатории. Хотя свою работу по указанной теме он рассматривает как подготовку докторской диссертации, однако четких контуров последней пека еще не видно».

1.Чувства и их характерные черты. Основные виды чувств.

П.М. Якобсон обратился к области психологии не только малоисследованной, но и не принимаемой многими учеными всерьез. Он писал: «Психологические проблемы, связанные с областью чувств и эмоций, которые возникли в психологии последней четверти XIX в., получают в XX веке свое продолжение и видоизменение в различных исследованиях. Правда, этих исследований по сравнению с исследованиями других областей психики немного.

Не случайно такой известный психолог, как Н.Н. Ланге, назвал проблему чувств «Золушкой» психологии. «Чувство, - писал он, - занимает в психологии место Сандрильоны, нелюбимой, гонимой и вечно обобранной в пользу старших сестер - «ума» и «воли». Ему приходится обыкновенно ютиться на задворках психологической науки, тогда как воля, а особенно ум (познание) занимают все парадные комнаты. Если собрать все научные исследования о чувствах, то получится список столь бедный, что его далеко превзойдет литература любого вопроса из области познавательных процессов, даже очень мелкого, вроде, например, вопроса о разностной чувствительности к оттенкам яркости или о влиянии усталости на пространственное ощущение кожи».

Понятие «чувство», писал Якобсон П.М., охватывает очень обширную и многообразную область психической жизни человека. Мы говорим о чувстве горячего советского патриотизма, свойственном советским людям, любящим свою социалистическую Родину, о чувстве любви матери к ребенку, о чувстве радости от осуществления трудной и нужной для общества работы, о чувстве товарищеской близости к людям, с которыми сообща добиваешься трудовых успехов, о чувстве ненависти к врагам мира и прогресса. К сфере чувств нами относятся многочисленные состояния, переживания, побуждения. Это и радость, и волнение, и преданность, и уважение, и горе, и восторг, и восхищение, и т.д.

«Человек живет и действует в реальной действительности. Он познает окружающий его мир, природу, людей, их социальные взаимоотношения. В процессе деятельности, труда, общения с другими людьми - одним словом, в процессе его жизни - у него складываются с обществом в целом, с человеческими коллективами, с отдельными людьми определенные отношения. Реальный мир во всем его многообразии отражается в сознании индивидуального человека.

Но человек не пассивно, не автоматически отражает окружающую его действительность. Активно воздействуя на внешнюю среду и познавая ее, человек в то же время субъективно переживает свое отношение к предметам явлениям реального мира. Это отношение выражается у него в различных интересах, устремлениях, оценках, различных чувствах - удовольствии, радости, горе и т.д.

Следовательно, появление чувств имеет своим источником существующий независимо от человека реальный мир, с которым человек вступает в многообразные связи и отношения. Чувства, эмоциональная жизнь есть своеобразная форма отражения действительности, в которой выражаются субъективные отношения человека к миру. В процессе взаимодействия с окружающей средой у человека могут возникать различного рода ответные реакции на полученные воздействия. Многие из этих реакций эмоционально окрашены, имеют устойчивый, повторяющийся характер и поэтому перерастают в стойкие формы эмоционального отношения к действительности, занимающие большое место в жизни человека, оказывающие определенное влияние на его действия.

Краткое описание

Павел Максимович Якобсон (1902-1979) - видный российский психолог, высокообразованный и очень эрудированный человек, к которому полностью применимо определение «врожденный интеллигент».

Введение 2
1.Чувства и их характерные черты. Основные виды чувств. 2
2.Эмоциональная сфера в структуре личности:
дошкольного, подросткового, юношеского возраста 2
3. Проблемы мотивации человека: теории и концепции 2
Заключение 2

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.



Поделиться