Характеристика Вольги Святославовича. Происхождение и описание образа

1 ВАРИАНТ


  1. Назовите, как называется произведение устной народной поэзии о русских богатырях и народных героях?

  2. Сколько человек было в дружине Вольги?

  3. Кого повстречал Вольга на своем пути?

  4. О каких бесчинствах рассказывал Микула Селянинович Вольге?

  5. Кто выдернул соху из земли?

  6. Прочитайте отрывок из былины «Вольга и Микула Селянинович». Найдите в нем эпитеты и выпишите их.

Как стал тут Вольга растеть –матереть,

Похотелося Вольге много мудрости:

7. В каком городе происходит действие былины «Садко»?

8. С кем повстречался Садко на Ильмень-озере?

9. Что хотел выкупить Садко, чтобы выиграть спор с новгородскими настоятелями?

10. Что построил после своего возвращения со дна морского Садко на свою бессчетну золоту казну?

11. Как вы понимаете значение нижеприведенных слов? Напишите их объяснение.

Оратай-

Омешики-

Присошничек

12. Кому из героев былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник» принадлежат эти слова?

Ай ты, славный богатырь да святорусский!

Прямоезжая дорожка заколодела,

Заколодела дорожка, замуравела.

^ ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ «БЫЛИНЫ»

2 ВАРИАНТ

Серым волком рыскать да по чистыим полям.

Ускакали все звери во темныи леса.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,

Собирал себе дружинушку хоробрую:

А сам-то был Вольга во тридцатыих.


  1. Кем был прежде богатый купец Садко?

  2. О чем спорил Садко с новгородскими купцами?

  3. Что стал делать Садко по просьбе царя на дне морском?

  4. За что и чем хотел пожаловать Садко царь морской?

  5. Как вы понимаете значение нижеприведенных слов? Напишите их объяснение.

Растеть-матереть-

Нарекать-


  1. Кому из героев былины «Илья Муромец и Соловей- разбойник» принадлежат эти слова?

Ай же мужики да вы черниговски!

Я не йду к вам во Чернигов воеводою.

Укажите мне дорожку прямоезжую,

Прямоезжую да в стольный Киев-град.


"Микула Селянинович". Былина в обработке А. Нечаева. Издательство "Малыш" 1971 год.

С детства мы знаем, что Илья Муромец круче Добрыни Никитича и Алёши Поповича, со Святогором не всё ясно, а вот самый крутой, оказывается, не воин, не великан, не охотник-колдун Вольга, а пахарь - Микула Селянинович. Две известные былины, в первой из которых Микула Селянинович произвел впечатление на Вольгу Святославовича и его дружину, а во второй - угробил великана Святогора - в этом и следующем посте.

В славном городе Киеве у стольного князя Владимира был племянник молодой, Вольга Святоелавович. Он всех удивлял силой-крепостью богатырской, а пуще того умом-разумом не по годам малолетним.

Рос Вольга, матерел Вольга Святославович. И похотелось ему познать все хитрости-премудрости. Научился щукой-рыбой нырять в глубоких омутах, птицей соколом летать под облаками, серым волком рыскать по широким полям. Всё изведал, всё познал богатырь Вольга Святославович.

И стал ездить Вольга по всем землям да по всем городам, собирать дани-подати. Привозил он в стольный Киев-град князю Владимиру много злата, серебра и скатного жемчуга. За эту его службу верную князь Владимир племянника жаловал. Отписал ему удел: три города с пригородками, с горожанами да с крестьянами. Первый город пожаловал Гурчевец, другой - Ореховец, а третий город Крестьяновец. А мужики в тех городах были беспокойные да непокорные.

Собирал Вольга себе дружину храбрую, тридцать молодцев без единого. Двадцать девять дружинников один к одному, а сам князь Вольга во тридцатых стал. Сели они на добрых коней и поехали в три пожалованных города с пригородками с горожан да крестьян дань собрать.

Долго ли, коротко ехали по широким степям да по чистым полям и услышали в чистом поле ратая-пахаря: орёт-пашет где-то пахарь, понукивает, сошка у пахаря поскрипывает да омешики 1 по камешкам прочиркивают.

Ехал Вольга с дружинниками день с утра до вечера, нигде ни на кого не наехал. Только слышно, как орёт в поле пахарь, понукивает да посвистывает, сошка у пахаря поскрипывает да омешики по камешкам прочиркивают. Ехал Вольга с дружиною и на другой день с утра день до вечера и на закате красного солнышка наехал в чистом поле на ратая.

Орёт пахарь, понукивает, из края в край бороздки помётывает. В край он уедет - другой не видать. Пенья-коренья выворачивает, а большие каменья в борозду валит. У пахаря кобылка соловая, хвост у кобылки до земли расстилается, а грива колесом завивается. Сам пахарь - дородный добрый молодец, глаза у него соколиные, брови чёрные, соболиные, кудри кольцами рассыпаются, из-под шляпы пуховой выбиваются.

Подъехал князь Вольга к пахарю, поздоровался: „Бог помочь тебе, пахарь-оратаюшко, орать-пахать да крестьянствовать, из края в край бороздки помётывать!"

Говорил в ответ пахарь таковы слова: „А поди-ка ты, пожалуй, Вольга Святославович! Сам ты далече ль, Вольга, едешь, куда путь держишь со своей дружиной хороброю?"

Отвечал Вольга Святославович: „Мой дядюшка, князь Владимир стольно-киевский, меня пожаловал тремя городами с пригородками: Гурчевцем да Ореховцем, а третьим городом Крестьяновцем. Вот и еду я с дружиной хороброю получить дани-подати с тех горожан да крестьян".

Пахарь выслушал да и вымолвил: „Ах, Вольга Святославович, я недавно был в тех городах, ездил соли купить. И привёз соли три меха на своей кобылке соловенькой, а всего-то в трёх мехах триста пудов. И привёз я вести нехорошие. Много в тех городах татей - дорожных разбойников. Застращали они всех проезжих, прохожих людей. Угрожают, просят подорожного выкупа. А кто грошей не даёт, того грабят да бьют. Ну а я был с шалыгой подорожною 2 и платил той шалыгой дань-подать разбойникам так: кто стоя стоял, тот сидя сидит, а кто
сидя сидел, тот и в лёжку лежит - надолго они запомнят меня".

Задумался князь Вольга, посмурнел лицом после этих слов оратая-пахаря, а потом сказал: „Спасибо, оратай-оратаюшко, поведал мне, рассказал всё о тех городах. Я в них век не бывал, путь-дорога туда незнакомая. Поедем-ка со мной во товарищах, ведь тебе те места ведомы".

Пахарь слова на то поперёк не сказал. Он гужики с сошки повыстегнул, кобылку из сошки повывернул, оставил в борозде свою сошку кленовую, сам садился на свою кобылку соловую, и поехали они по чистому полю, по широкому раздолью. Тут спохватился пахарь: „Ай, Вольга Святославович! Ведь оставил я сошку на виду в борозде. Неровен час, наедет нехороший человек: он сошку из земельки повыдернет, из омешиков земельку повытряхнет, из сошки омешики повыколотит, и нечем мне будет землю пахать, крестьянствовати. Пошли ты двух дружинников, чтобы сошку из земельки повыдернули, из омешиков земельку повытряхнули, да и бросили бы сошку за ракитов куст".

Молодой Вольга Святославович посылает двух добрых молодцев из своей дружинушки хороброй: „Ступайте скорым-скоро, сошку из земельки выдерните, из омешиков земельку повытряхните и бросьте сошку за ракитов куст!" Повернули добрых коней два дружинника, подъехали два добрых молодца к сошке кленовенькой. Они сошку за обжи,sup>3 кругом вертят, да не могут они сошку поднять, не могут сошку из земельки повыдернуть, из омешиков земельку повытряхнуть и
бросить сошку за ракитов куст.

Пахарь-оратай на те речи ответ держал: „Ай же, Вольга Святославович, немного ты смыслишь в конских статях 5 , коль за эту кобылку пятьсот посулил. Ведь я сам купил кобылку жеребёнком-сосунком и в те поры заплатил пятьсот рублей. А если эта кобылка конём бы была, так этой кобылке и сметы нет 6 !"

Cлушает князь Вольга Святославович пахаря-оратая, смотрит на него и всё больше и больше удивляется: „Ты послушай-ка, оратай-оратаюшко, да скажи мне, как тебя по имени зовут, как величают по изотчине 7 ?"

Отвечал оратай-пахарь: „Аи же ты, Вольга Святославович! Как я ржи напашу да в скирды складу, а в скирды складу да домой выволочу, домой выволочу, дома вымолочу, драни надеру да пива наварю, пива наварю, мужиков напою, и станут мужички меня похваливати да покликивать: „Ай ты молодой Микулушка Селянинович!"
________________________

1 - Омешик - заострённый наконечник сохи.
2 - Шалыга подорожная - посох с загнутым к руке концом.
3 - Обжи - оглобли сохи.
4 - Грунью пошла - побежка лошади между рысью и галопом, быстрая рысь.
5 - Конские стати - порода, унаследованные качества.
6 - Сметы нет - невозможно оценить, цены нет.
7 - Изотчина - отчество.

Когда воссияло солнце красное
На тое ли на небушко на ясное,
Тогда зарождался молодой Вольга,
Молодой Вольга Святославович.


Похотелося Вольге много мудрости:
Щукой-рыбою ходить ему в глубоких морях,
Птицей-соколом летать ему под оболока,
Серым волком рыскать да по чыстыим полям.

Уходили все рыбы во синии моря,
Улетали все птицы за оболока,
Ускакали все звери во темныи леса.

Как стал тут Вольга растеть-матереть,
Собирал себе дружинушку хоробрую:
Тридцать молодцов да без единого,
А сам-то был Вольга во тридцатыих.
Собирал себе жеребчиков темно-кариих,
Темно-кариих жеребчиков нелегчёныих.
Вот посели на добрых коней, поехали,
Поехали к городам да за получкою.
Повыехали в раздольице чисто поле,
Услыхали во чистом поле оратая.
Сошка у оратая поскрипывает,
Омешики по камешкам почиркивают.
Ехали-то день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати
Они ехали да ведь и другой день.
Другой день ведь с утра до вечера,
Не могли до оратая доехати.
Как орет в поле оратай, посвистывает,
А омешики по камешкам почиркивают.
Тут ехали они третий день,
А третий день еще до пабедья.
А наехали в чистом поле оратая.

Как орет в поле оратай, посвистывает,
А бороздочки он да помётывает,
А пенье-коренья вывёртывает,
А большие-то каменья в борозду валит.
У оратая кобыла соловая,
Гужики у нее да шелковые,
Сошка у оратая кленовая,
Омешики на сошке булатные,
Присошечек у сошки серебряный,
А рогачик-то у сошки красна золота.

А у оратая кудри качаются,
Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,
У оратая глаза да ясна сокола,
А брови у него да черна соболя.
У оратая сапожки зелен сафьян
Вот шилом пяты, носы востры,
Вот под пяту-пяту воробей пролетит,
Около носа хоть яйцо прокати.
У оратая шляпа пуховая,
А кафтанчик у него черна бархата.

Говорит-то Вольга таковы слова:
– Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!
Орать, да пахать, да крестьянствовати,
А бороздки тебе да помётывати,
А пенья-коренья вывёртывати,
А большие-то каменья в борозду валить!
Говорит оратай таковы слова:
– Поди-ка ты, Вольга Святославович!
Мне-ка надобна божья помочь крестьянствовати.
А куда ты, Вольга, едешь, куда путь держишь?


– Как пожаловал меня да родной дядюшка,
Родной дядюшка да крестный батюшка,
Ласковый Владимир стольно-киевский,
Тремя ли городами со крестьянами:
Первым городом Курцовцем,
Другим городом Ореховцем,
Третьим городом Крестьяновцем.
Теперь еду к городам да за получкою.


Там живут-то мужички да все разбойнички,
Они подрубят-то сляги калиновы
Да потопят тебя в речке да во Смородине!
Я недавно там был в городе, третьего дни,
Закупил я соли цело три меха,
Каждый мех-то был ведь по сто пуд…
А тут стали мужички с меня грошей просить,
Я им стал-то ведь грошей делить,
А грошей-то стало мало ставиться,
Мужичков-то ведь больше ставится.
Потом стал-то я их ведь отталкивать,
Стал отталкивать да кулаком грозить.
Положил тут их я ведь до тысячи:
Который стоя стоит, тот сидя сидит,
Который сидя сидит, тот лежа лежит.-
Тут проговорил ведь Вольга Святославович:
Ты поедем-ко со мною во товарищах.

А тут ли оратай-оратаюшко
Гужики шелковые повыстегнул,
Кобылу из сошки повывернул.
Они сели на добрых коней, поехали.
А грива-то у нее да завивается.

А Вольгин конь да оставается.
Говорит оратай таковы слова:
– Я оставил сошку во бороздочке
Не для-ради прохожего-проезжего:
Маломощный-то наедет – взять нечего,
А богатый-то наедет – не позарится,-
А для-ради мужичка да деревенщины,
Как бы сошку из земельки повыдернути,
Из омешиков бы земельку повытряхнути
Да

Тут ведь Вольга Святославович
Посылает он дружинушку хоробрую,
Как бы сошку из земли да повыдернули,

Приезжает дружинушка хоробрая,
Пять молодцов да ведь могучиих,
Ко той ли ко сошке кленовенькой.
А не могут сошки из земли поднять,
Бросить сошку за ракитов куст.

Тут молодой Вольга Святославович
Посылает-от дружинушку хоробрую
Целым он ведь десяточком.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли выдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

И тут ведь Вольга Святославович
Посылает всю свою дружинушку хоробрую,
Чтобы сошку из земли повыдернули,
Из омешиков земельку повытряхнули,
Бросили бы сошку за ракитов куст.
Они сошку за обжи вокруг вертят,
А не могут сошки из земли повыдернуть,
Из омешиков земельки повытряхнуть,
Бросить сошку за ракитов куст.

Тут оратай-оратаюшко
На своей ли кобыле соловенькой
Приехал ко сошке кленовенькой.
Он брал-то ведь сошку одной рукой,
Сошку из земли он повыдернул,
Из омешиков земельку повытряхнул,
Бросил сошку за ракитов куст.

А тут сели на добрых коней, поехали,
Как хвост-то у ней расстилается,
А грива-то у ней да завивается.
У оратая кобыла ступью пошла,
А Вольгин конь да ведь поскакивает.
У оратая кобыла грудью пошла,
А Вольгин конь да оставается.

Тут Вольга стал да он покрикивать,
Колпаком он стал да ведь помахивать:
– Ты постой-ко ведь, оратай-оратаюшко!
За эту кобылу пятьсот бы дали.

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
– Ай же глупый ты, Вольга Святославович!
Я купил эту кобылу жеребеночком,
Жеребеночком да из-под матушки,
Заплатил за кобылу пятьсот рублей.
Кабы этая кобыла коньком бы была,
За эту кобылу цены не было бы!

Тут проговорил Вольга Святославович:
– Ай же ты, оратай-оратаюшко,
Как-то тебя да именем зовут,
Нарекают тебя да по отечеству?-

Тут проговорил оратай-оратаюшко:
– Ай же ты, Вольга Святославович!
Я как ржи-то напашу да во скирды сложу,
Я во скирды сложу да домой выволочу,
Домой выволочу да дома вымолочу,
А я пива наварю да мужичков напою,
А тут станут мужички меня похваливати:
“Молодой Микула Селянинович!”…

"Вольга и Микула Селянинович" - великолепная былина, русское произведение в фольклорном жанре, которое писал народ. Рассмотрим основные моменты, которые играют важную роль в восприятии текста. Характеристика Вольги Святославовича в былине также имеет немаловажное значение.

Вольга Святославович в былине отправился в поход со своими молодцами для того, чтобы собрать дань с людей, проживающих в трех городах. Услышали они стук сошки и устремились к ней, чтобы понять, откуда идет звучание. Ехал Вольга Святославович долго со своей дружиной и наконец достиг своей цели. Видит он: стоит перед ним молодец, крестьянин, одет он в бархатное одеяние, а в руках сошка. Молодой человек описан во всей своей красе. Увидев Вольгу Святославовича, молодец интересуется, куда направляется дружина. Князь отвечает ему, на что получает предупреждение. В городах, куда они собрались, проживают разбойники, поэтому Вольге Святославовичу с добрыми молодцами следует быть внимательнее и аккуратнее. После этого князь решает взять пахаря с собой. Он соглашается. Скачут молодые люди на своих конях, но вскоре крестьянин вспомнинает, что он забыл бросить сошку за куст, оставив ее на том же месте. Послал князь свою дружину для того, чтобы они выполнили поручение, но им не хватило сил. В итоге оратай возвращается, с легкостью вынув сошку из земли, бросает ее за ракитовый куст. Удивленный могуществом молодца, былинный герой Вольга Святославович интересуется, как зовут пахаря. Он отвечает, что Микула Селянинович. Приехав в город, мужики узнают Микулу. Они извиняются перед ним и перед Вольгой Святославовичем. Увидев, как здесь уважают Микулу, князь дарует ему три города.

Главные герои былины

Главные герои былины "Вольга и Микула Селянинович" - князь Вольга Святославович и пахарь Микула Селянинович. Оба персонажа описаны величественными молодцами. Несмотря на то, что крестьяне были одеты достаточно просто, Микула Селянинович представлен в прекрасном бархатном одеянии, в пуховом головном уборе и в ярких сапогах на каблуках. При описании используется народный язык, что добавляет выразительность произведению. Такой простой бытовой предмет, как сошка, описывается с помощью различных выразительных средств, множества эпитетов и метафор, благодаря чему образ сохи раскрывается наиболее подробно. Использован приём контраста, антитезы при описании образов Микулы Селяниновича и Вольги Святославовича. Деятельность пахаря и его труд возвышается над воинским занятием Вольги Святославовича. Также сказитель употребляет такой прием, как гипербола - преувеличение, во время описания силы Микулы, что свойственно жанру русской былины. Целая дружина не справилась с трудом, который Микула Селянинович выполняет ежедневно и с легкостью. Отношение к крестьянину уважительное, это выражается также при помощи использования уменьшительно-ласкательнх прилагательных. Но тем не менее стоит отметить, что характеристике Вольги Святославовича сказитель уделяет меньшее внимание.

Выразительные средства для описания образов героев

Сказитель использует множество выразительных средств для описания образов Вольги Святославовича и Микулы Селяниновича. Колорита произведению добавляет употребление народных слов и выражений. Большое количество эпитетов и метафор при описании образов пахаря и Вольги Святославовича представляют читателю наиболее подробно внешность и характер главных героев.

Происхождение образа Вольги Святославовича

Герой Вольга Святославович - реальный исторический персонаж, который сущестовал во времена Киевской Руси. Он представляет собой князя Киевской Руси Олега Святославовича. Его дедом был сам Ярослав Мудрый, а Владимир Мономах был двоюродным братом князя. Олег Святославович родился в 1073 году и был четвертым по счету ребенком Святослава Ярославича. Его образ также упоминается в произведении "Слово о полку Игореве".

Характеристика одного из главных героев - Вольги Святославовича

Вольга Святославович силён, его походка отличается особенной тяжестью, что подчеркивает его могущество и величие. Он словно составляет часть природы. Вольга Святославович настолько близок к естеству, к натуре, что он может превратиться в птицу и улететь. Близость к природному началу характеризует его как человека внимательного, умеющего вглядываться, всматриваться, ценящего красоту и искусство. Это означает, что князь развит не только физически, но и является обладателем богатого внутреннего мира. Он также имеет авторитет среди людей. Вольга Святославович сумел собрать молодцев для похода, создав мощную дружину. Один из главных героев обладает уважением и умеет правильно организовать такое важное событие, как поход. Все эти качества Вольги Святославовича характеризуют его как организованного, сильного, мощного, близкого к природе человека. Он является типичным героем фольклорных произведений.

Князь одет в русскую одежду, свойственную людям его сословия. В отличии от описания одежды Микулы Селяниновича, сказитель не придает такого важного значения характеристике Вольги Святославовича, а особенно тому, в чем предстает герой. Сказитель особенно выделяет его основные качества, такие как готовность к бою, умение собрать могучую дружину, быть частью природы, сливаясь с ней, составляя одно целое. Он обладает природной мудростью, самоотверженностью и храбростью. Но его образ блекнет перед образом Микулы Селяниновича, так как сказитель уделяет меньше внимания описанию Вольги Святославовича. Он показывает, что простой русский крестьянин превосходит своими качествами даже такого великого человека, как князь Вольга Святославович. Микула выделяется своей могучей силой, красотой одеяния и уважением среди народа.

Вывод

"Вольга и Микула Селянинович" - великое произведение русского фольклора, повествующее о встрече Микулы Селяниновича с князем Вольгой Святославовичем. Несмотря на всё величие князя, пахарь превосходит описание Вольги Святославовича по характеристике благодаря своей силе, а также красоте. Образы героев описаны очень точно и подробно с помощью использования множества художественно-выразительных средств.

Вольга Святославович – богатырь, герой народных былин. Одна из былин рассказывает о его встрече с Микулой Селяниновичем. Вольга – необычный богатырь. Он понимает язык зверей и птиц. Это не простой человек, он сын змея и земной женщины Марфы.

Также Вольга умеет превращаться в различных животных. Вообще превращение в животных, или если предок является животным, согласно древним былинам являлось даром свыше волхву или великому охотнику. Ранее перед встречей Вольги с Микулой богатырь ходил в долгий поход на Индийское царство. Там его умение

Превращаться и превращать других в различных птиц и животных очень пригодилась. И вот продолжение рассказов об удалом храбреце Вольге – былина о том, как повстречался ему человек большой силы и ума.

Начинается былина с описания того, как Вольга Святославович собирает дружину, отбирает он в нее тридцать молодых и сильных мужчин. Он хочет отправиться в поход, чтобы узнать много нового и померяться силою. Впереди его ждет город, а с города нужно будет собрать дань. Собрав дружину кареглазых молодцев, они выезжают в чистое поле.

По пути вдалеке они слышат, как мужик пашет землю. При этом он свистит, скрипит

Его соха. Но дружина едет час, два, день, другой, слышат свист и скрип, как камушек о камушек чиркает, а пахаря все нет. И вот наконец-то они его увидели: крупный мужик пашет в поле. Все у мужика того было необычное: кобыла, шелковые гужи, соха из серебра, золота, каменьев булатных да из клена сделанная. Сам пахарь предстоит перед ними красивым статным кудрявым и хорошо одетым: сапоги из сафьяна зеленого, шапка пуховая и кафтан из черного бархата. Увидев войско, пахарь поинтересовался, куда они едут.

Вольга рассказал, что князь Владимир, его крестный батюшка, родной дядюшка, одарил его тремя городами, куда они и держат путь. Названия у городов такие: Ореховец, Крестьяновец и Курцовец. Тогда мужик предупредил Вольгу, что в городах тех живут бандиты и разбойники, и что нужно быть очень осторожным в общении с ними. Рассказал он дружине, как не так давно ездил в город за солью, купил он ее три мешка по сто пудов, да пришлось ему потом отбиваться, чтобы ноги унести и с солью не расстаться. Сказал, что положил в тот день он разбойников около тысячи человек.

Подумал тогда Вольга, что мужик может ему пригодиться, если в будущем собирать дань с городов, позвал он его с собой в город. Сели на коней и поехали. Через какое-то время вдруг вспомнил пахарь, что забыл соху бросить за ракитовый куст. Предположил, что бедный может и не возьмет, а богатый позарится и утащит. Послал тогда Вольга пять молодцов своих из дружины, но они не смогли даже выдернуть соху из земли, а крутили туда-сюда, такая она была тяжелая. Тогда Вольга послал еще десяток удальцов, но они ничем помочь не смогли, а также только помучались.

Пришлось вернуться всем, и пахарь, сидя на своей кобыле, вынул из земли свою соху одной только рукой, вытряхнул из мешков камни, бросил за куст и был таков. Кобыла у пахаря сильная, вперед коней поступает. Удивилась дружина силище мужика и силе его кобылы, спросил Вольга имя своего знакомого. Ответил пахарь, что зовут его Микула Селянинович. Сила Микулы поражает Вольгу Святославовича. Говорит он ему, что если бы была его кобыла конем, то дали бы за нее пятьсот рублей. Тогда ответил оротай ему, что купил кобылу жеребенком за пятьсот рублей, а если б она конем была, то цены бы ей просто не было.

Вновь садятся они на коней и едут в чисто поле. Вскоре подъезжают к большому городу Курцевцу, въезжают. Городские мужики смотрят на них с интересом, но вскоре узнают в Микуле того самого пахаря, что один одолел их совсем недавно. Тогда они начинают подходить к мужику, с уважением говорят с ним, извиняются. Другие люди ходят и поговаривают и рассуждают о том, как несколько дней назад Микула бил мужиков.

Увидел это Вольга Святославович, воскликнул от радости, что жалует все три города пахарю со всеми крестьянами в придачу, тому, кто его покорил своей силой и мудростью. Теперь у Микулы Селяниновича было три города, и дань теперь нужно было ему собирать.

После встречи с Микулой пахарем Вольга бросил княжение и стал заниматься чистым колдовством. Так поговаривали люди.

Былины – это древние сказания, передававшиеся из уст в уста, из поколения в поколения. Для легкой запоминаемости они писались в стиле тонического стиха и читались нараспев. Они рассказывают о многих героях народного эпоса, былины о Вольге Святославовиче насчитывают три сюжета. Первый – сказ о его рождении, второй – о большом походе на Турцию или Индию (существует два различных толкования), третий – о встрече его с Микулой Селяниновичем.

Некоторые историки отождествляют Вольгу с князем Олегом вещим. Считается, что у каждого былинного героя должен был быть прототип. Некоторые историки с этой версией не согласны и считают происхождение былинных персонажей мифологией.



Поделиться