Липецкие военные летчики как называются. Липецкий авиацентр - история

Долгое время понятия «ребенок» не существовало. Появилось оно только в период Нового времени. Вплотную заняться воспитанием детей человечество и вовсе решило только в начале XX столетия. Удивителен тот факт, что созданные в то время для потомства вещи по большей части напоминают какие-то странные орудия.

1. «Буратино»

Одна из важнейших частей в воспитании маленького ребенка – это прививание навыка хождения. Абсолютное большинство родителей делает это вручную. А вот один швейцарский инженер в начале прошлого века придумал устройство, которое позволяло управлять ногами младенца со стороны при помощи деревянных палок.

2. Клеймо для малыша

Определенно, никто не хочет получить в родильном доме не своего ребенка. Для того, чтобы избежать любых непонятных ситуаций в 1930-е в США, в Нью-Йорке использовались специальные аппараты для клеймения детей. Знак различия устанавливался на ногу или ягодицу малыша при помощи специальной лампы. Процедура эта была болезненная. Немного.

3. Воздушный манеж

Всем детям нужен свежий воздух! Но как быть, если нет сил, чтобы выйти на улицу, а еще столько всего нужно сделать дома? Ответ на этот вопрос нашли в начале прошлого века в Европе. Там родителям предлагали устанавливать на окна специальные «воздушные манежи». Удивительно, что ни одного несчастного случая с таким манежем так и не было зарегистрировано.

4. Долой коляски

Когда ребенок сидит в коляске, то передвигаться можно только пешком. Швейцарский изобретатель Эмиль Эберль в прошлом веке предложил любопытную альтернативу для детских колясок. Ей стала детская коляска, устанавливающаяся на руль велосипеда. Конструкция не самая надежная и устойчивая, зато очень удобная!

5. Сигнализация для младенца

В 1930-е годы по США прокатилась настоящая волна детских похищений. На фоне этих событий бизнесмен Чарльз Ротенберг смог разработать и успешно реализовать на рынке проект колясочной сигнализации. Если кто-то пытался достать ребенка из коляски при включённой системе, гаджет начинал издавать страшнейший шум.

6. Клетка-качалка

Американский изобретатель Шелдон Д. Вандербург и отец троих детей чувствовал себя после работы (как и большинство семейных людей) абсолютно измученным. Для того, чтобы упростить уход за детьми, американец придумал специальную клетку-качалку. Выглядит дико, зато дети никуда не расползаются!

7. Детский противогаз

Думаете, что только в США создают странные вещи? В 1938 году во Франции был создан первый в истории противогаз для младенцев. На самом деле это был настоящий воздушный мешок с резиновой помпой и специальным фильтром. Широкого распространения данное изобретение, впрочем, так и не получило.

8. Дорожный «усмиритель»

Как и все порядочные граждане, Калеб М. Пратер ненавидел детей, которые кричат в общественном транспорте. В какой-то момент ему окончательно надели младенцы в поездах и инженер создал специальную трубу с вентиляцией, куда можно было положить орущего ребенка, дабы заглушить его крики.

9. «Китайский манеж»

В Китае изобрели огромное количество интересных вещей, однако долгое время не могли додуматься до «гуманного» манежа для маленьких детей. Вместо них для обуздания малолетних использовали вот такие вытянутые бочки. Принцип действия устройства пугающе прост: ребенок просто вставлялся по подмышки в бочку и висел. Внутри было достаточно места для того, чтобы младенец мог возможность испражняться. Внутри также было небольшое отделение для углей, чтобы подогревать воздух в бочке в холодное время года.

Нынешний год стал юбилейным для летчиков Липецка . Отсчет истории военной авиации города начался 100 лет назад - 4 ноября 1918 года, когда на городском ипподроме приземлился первый боевой самолет из эскадры воздушных кораблей «Илья Муромец», пилотируемый Иосифом Башко . Со времен гражданской войны городская окраина постепенно превратилась в один из крупнейших аэроузлов России .

С 1925-го по 1933 год под Липецком располагалась немецкая авиационная школа, реорганизованная в летно-испытательную станцию «Вифупаль». Сотрудничеством с Германией занимался особо секретный аппарат. Штаб значился в секретных документах как «часть А5», где немцы успели испытать больше 30 видов самолетов, авиационное вооружение и оборудование. Эти годы обросли массой слухов, порой даже совсем фантастических, вплоть до испытаний «летающих тарелок».

ЛЕТНАЯ ШКОЛА ВЫУЧИЛА БОЛЕЕ 300 ГЕРОЕВ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

В 1934-м в Липецке организовали Высшую летно-тактическую школу ВВС РККА. Обучение в ней прошли тысячи авиационных командиров, в том числе свыше трехсот Героев Советского Союза. Уже в Великую Отечественную под Липецком базировались десятки авиачастей и соединений.

В начале войны главной задачей стало формирование маршевых авиаполков. С 1 июля 1941-го по 28 июня 1942 года Центр отправил на фронт 33 маршевых полка, - рассказал «КП » заведующий историко-мемориальным комплексом Липецкого авиацентра Павел Рухлин. - В Липецке и его окрестностях (населенные пункты Венера и Сокол) базировался 591-й истребительный авиаполк. В его составе было три эскадрильи на самолетах МиГ-3, И-152 и И-16. За 1941-й полк сбил 20 самолетов противника, уничтожил около 3, 5 тысячи его солдат, сыграв важную роль в освобождении Ельца и обороне Москвы .

И вот с 1960 года в Липецке базируется Государственный ордена Ленина Краснознаменный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны России имени В. П. Чкалова - известный ныне Липецкий авиацентр. С момента основания здесь освоили свыше 40 типов самолетов и беспилотников. В их числе первые реактивные Ил-28 МиГ-15 и все последующие серийные самолеты, а также беспилотные разведчики «Стриж», «Рейс» и «Крыло». В 1960-м в Центре создали учебный отдел, где подготовили более 60 тысяч офицеров различных специальностей.

ЖЕРТВОВАЛИ СОБОЙ, СПАСАЯ ЖИЗНИ ДРУГИХ

В Центре прошли службу 33 Героя Советского Союза и России. Липецкие авиаторы не раз проявляли мужество в критических ситуациях во время полетов. Летчики Кривенков , Шерстобитов, Захаров и Новоселов пожертвовали собой, спасая жизни другим. За мужество и героизм при исполнении воинского долга звание Героя России посмертно получили генерал-майор авиации Суламбек Осканов, который ценой жизни увел неисправный самолет от населенного пункта, и погибший в Сирии подполковник Олег Пешков .

В авиацентре чтят память героев. На их примере воспитывают подрастающее поколение. Подтверждением тому - открытие 14 июля Аллеи героической славы Липецкого авиацентра, - отметил Павел Рухлин.

Личный состав авиацентра участвовал в учениях по испытанию атомной бомбы на Тоцком полигоне. В 1992 году липецкие летчики совершили первый в истории фронтовой авиации перелет в США на самолетах Су-27. Центр многократно участвовал в авиакосмических салонах «МАКС», где летчики на боевых самолетах Су-27, Су-30СМ, Су-35С, МиГ-29 и СУ-34 демонстрировали маневренный воздушный бой, одиночный и групповой пилотаж.

Летный и инженерно-технический состав авиацентра участвует в международном военно-техническом форуме «Армия», в Международной выставке вооружения и военной техники, в крупных международных и российских учениях. Нередко Центр становится базой для совместных учений ВВС России и других стран.

«СО ВРЕМЕНЕМ РОМАНТИКА УХОДИТ НА ВТОРОЙ ПЛАН»

При выборе профессии летчика кого-то влечет техника, кого-то - романтика, - говорит начальник авиацентра генерал-лейтенант Юрий Сушков. - В процессе освоения профессии человек понимает, что она требует постоянной работы над собой, постоянного роста мастерства, кругозора, физических и психологических возможностей. Со временем романтика уходит на второй план, а удовлетворение приносит постоянное совершенствование в освоении авиатехники, выполнение сложных задач.

Сейчас в Центре испытывают боевые возможности истребителей и бомбардировщиков МиГ-29, МиГ-31, Су-24М, Су-25, Су-34, Су-30СМ и Су-35. В 2013 году на вооружение приняты сверхманевренные многоцелевые самолеты Су-30СМ, а с 2014 года начались исследования боевых возможностей Су-35С. В состав Центра входят пилотажные группы «Соколы России», «Русские витязи» и «Стрижи» - визитная карточка ВВС России. Много лет они успешно демонстрируют всему миру мощь российской авиации.

В настоящее время Липецкий авиа-центр занимается усовершенствованием боевой подготовки, исследованием боевых возможностей самолетов, а также переучиванием летного и инженерно-технического состава. В распоряжении летчиков есть комплексные и процедурные тренажеры, например, интерактивная система обучения на самолет МиГ-29CМТ, в состав которой входит учебно-компьютерный класс и процедурный тренажер.

В компьютерных классах совершенно другая методика преподавания, - поясняет начальник центральных офицерских курсов Липецкого авиацентра полковник Павел Пацевич . - И теорию, и практику можно осваивать наглядно, в одном классе, что сокращает длительность подготовки.

ДОСТОЙНО ПРОДОЛЖАТЬ ТРАДИЦИИ СТАРШЕГО ПОКОЛЕНИЯ

С сентября 2016-го начальником Центра является генерал-лейтенант Юрий Александрович Сушков. Военный летчик-снайпер участвовал в боевых действиях в Афганистане , в 2000 году с отличием окончил Военно-воздушную академию имени Юрия Гагарина , в 2007-м получил степень кандидата технических наук. Награжден орденами Красной Звезды, «За службу в Вооруженных силах» III степени, медалью Нестерова , а также медалями Министерства обороны. Заслуженный военный летчик является одним из основателей пилотажной группы «Соколы России», в которой летал с 1991-го по 2010 год.

Сегодняшние липецкие авиаторы достойно продолжают традиции, заложенные старшим поколением, - отметил генерал-лейтенант. - Сейчас перед Центром стоят две основные задачи. Первая - подготовка авиационных специалистов строевых частей на новую и модернизированную авиационную технику. Вторая - это исследование боевых возможностей авиакомплексов оперативно-тактической авиации, поступающих в войска по программе перевооружения, с последующим написанием методических рекомендаций для летного состава строевых частей. Пользуясь случаем, поздравляю ветеранов, всех действующих летчиков, штурманов, инженеров, техников, специалистов связи и тыла, а также всех липчан со 100-летием военной авиации Липецка. Желаю здоровья, успехов в службе и процветания нашему городу.

О нынешней задаче Центра хорошо говорит его девиз: «Учить воевать самолеты, пилотов учить побеждать!». Напомним, что накануне в честь векового юбилея на грандиозное авиашоу в Липецк слетелись все пилотажные группы России.

Герб Липецкого авиацентра


Липецкий авиационный центр - структурное формирование ВВС России, осуществляющее переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей, а также разработку и внедрение методик боевого применения авиационных комплексов.

Официальное полное наименование - 4-й Государственный центр подготовки авиационного персонала и войсковых испытаний Министерства обороны Российской Федерации.

Официальное сокращённое наименование: ГЦ ПАП ВИ МО РФ

В обиходе используется название: Липецкий авиационный центр или Липецкий авиацентр

Адрес: аэродром «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка.

На хранении находится большое количество списанной авиатехники, предназначенной для утилизации: Су-24, Су-27, Су-34, Су-30, МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31

Помимо действующей бетонной взлётно-посадочной полосы (ВПП) 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2 500×40 метров, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка.

Из истории Липецкого авиацентра:

История авиашкол в Липецке до 1960 г.:

  • В 1916 г. в Липецке появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран».
  • В октябре 1918 года, по приказу Главвоздухфлота армии "красных", в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец». Эскадра базировалась на аэродроме, находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала. Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны.
  • В марте 1923 года началось формирование Липецкой авиационной школы, которая предназначалась для обучения будущих советских лётчиков
  • 1924 г. - школа была закрыта, так и не успев организоваться.
  • После заключённого 16 апреля 1922 года во время Генуэзской конференции Рапалльского договора советское руководство разрешило организацию в России объектов для испытания запрещенной Версальским договором военной техники и обучения военных кадров, немецкое руководство обещало, в свою очередь, содействовать экспорту немецкого технического опыта для развития оборонной промышленности Советской России.
  • Открытие немецкой авиационной школы в СССР планировалось с 1924 года. Документ о создании школы 15 апреля 1925 года в Москве подписаны начальником ВВС РККА П. И. Барановым и представителем «Зондергруппы Р» («Вогру») полковником X. фон дер Лит-Томзеном. Созданием школы руководила «авиационная инспекция № 1» германского оборонного управления. Использование аэродрома и сооружений школы было бесплатным, все расходы по полному оборудованию несла немецкая сторона. Ежегодно на содержание школы выделялось около 2 млн марок.
  • Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта.
  • Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923 - 1925 годах.
  • 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5 - 6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.
  • Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия.
  • При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя, бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д..
  • За восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 лётчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими лётчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.
  • В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера, немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться.
  • Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими европейскими странами, в частности с Францией. Рапалльский договор, подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность.
  • 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.
  • С января 1934 года на базе ликвидированного объекта стала действовать Высшая лётно-тактическая школа ВВС (ВЛТШ), в 1938 году переформирована в Липецкие высшие авиационные курсы усовершенствования.
  • С июня 1937 - по август 1939 гг. - начальником школы был Эрнст Шахт , Герой Советского Союза
  • После Великой Отечественной войны произошло перевооружение на реактивные самолёты, добавился новый учебный авиаполк, готовивший командные кадры для частей дальней авиации. В тот же период соорудили два аэродрома: первый - с бетонным покрытием, в районе Венеры, второй - с грунтовым покрытием, в районе села Кузьминские Отвержки (ныне - гражданский аэропорт «Липецк»).

История авиационного центра в Липецке (с 1960 г.):

  • 4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года.
  • 1954 -1960 гг. - располагался в Воронеже.
  • В 1960 г. - центр был переведён в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС.
  • Из воспоминаний И. Б. Качоровского: "К 1960 г. в Воронеже удалось решить квартирный вопрос, люди обосновались капитально с надеждой после увольнения из армии остаться жить в прекрасном городе, при хорошей квартире. В Липецке же свободного жилья не имелось, так как уволенные офицеры остались жить в своих квартирах. Командование настояло на своем и переселение состоялось. В результате, те, кто не уволился, а остался служить, в течение трех лет работали в Липецке, а жили в Воронеже. Каждую субботу мы из Липецка ехали в Воронеж, а в понедельник возвращались в Липецк. Первый год нам выделяли автобус, а потом ездили на междугородном такси. Начальник Центра Куманичкин остался жить в Воронеже. В это время с начальником произошло несчастье, искалечившее его дальнейшую жизнь. Генерал нырнул с берега в речку Усманка, место оказалось мелким, результат - перелом двух шейных позвонков. Затем - паралич, многомесячное лечение. Заслуженного боевого генерала, с которым произошло несчастье, вывели за штат, а на его место назначили другого человека, которому поставили задачу перевести во что бы то ни стало всех офицеров, живущих в Воронеже, в Липецк."
  • В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 космонавтов.
  • После распада СССР военно-промышленный комплекс деградировал, бюджет вооружённых сил значительно сократился и, как следствие, для Липецкого авиацентра настали трудные времена. Лишь с 2003 года начались перемены к лучшему: увеличились лимиты топлива, стала укрепляться материальная база.
  • В июле 2003 года, к 300-летию Липецка, состоялось полуторачасовое авиашоу.
  • 22 апреля 2004 г. - авиацентр посетили президент России В. Путин и премьер-министр Италии С. Берлускони.
  • 3 августа 2007 года с испытательного аэродрома Новосибирского авиационного промышленного объединения вылетел новейший российский истребитель-бомбардировщик Су-34. Под управлением лётчиков ГЛИЦ Сергея Щербины и Александра Ащенкова самолёт прибыл в Липецкий авиацентр, где был торжественно принят и заступил на службу в ВВС.
  • Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 Липецкого ЦБП и ПЛС приняли участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года. Су-34 управлял лично начальник авиацентра генерал-майор А. Н. Харчевский.
  • На 2008 год в 968 иисап действуют четыре авиаэскадрильи: 1-я истребительная авиаэскадрилья (Су-27, Су-27УБ, Су-30, Су-27СМ), 2-я истребительная авиаэскадрилья (МиГ-29), 3-я бомбардировочная авиаэскадрилья (Су-24М), 4-я штурмовая авиаэскадрилья (Су-25)
  • В 2007 году в центр поступили новейший истребитель-бомбардировщик Су-34 и модернизированные фронтовые бомбардировщики Су-24М2.
  • В 2010 году в состав Липецкого авиацентра вошёл 344 Центр подготовки и переучивания лётного состава армейской авиации в городе Торжок Тверской области.
  • В авиацентре есть свой музей, который действует с 1980 года. Находящаяся там выставка подробно отражает основные этапы авиационной истории города от первой эскадры самолётов «Илья Муромец» и до сегодняшних дней. Экспозиция музея включает образцы авиационного вооружения и оборудования, спецобмундирования, макеты самолётов и вертолётов, а также памятные подарки авиацентру.
  • После войны авиацентру передали четыре дома на улице Игнатьева - № 31, № 36, № 38 и № 40, в которых ранее размещалась немецкая школа.

С целью показать потенциальным покупателям все возможности авиатехники, содействовать ее продаже за рубеж, а также продемонстрировать зрителям боевую мощь ВВС во многих странах из самых лучших пилотов создаются специальные авиационные группы. Боевую авиатехнику Российской Федерации представляет пилотажная группа «Соколы России».

Начало создания

Пилотажная группа «Соколы России» неофициально была сформирована в 1993 году. Это были непростые времена в истории становления российской авиации. Из-за нехватки необходимого количества топлива пилот в год мог рассчитывать только на 60 часов налета. Изначально данная группа значилась как звено 4-го центра, осуществляющего переучивание и боевое применение пилотов ВВС.

Базой для ее создания стал авиацентр в Липецке. Пилотажная группа «Соколы России» (так она будет названа в 2004 году) предназначалась для усовершенствования и демонстрации производимых в РФ Су-27. Кроме того, на базе Липецкого авиацентра осуществлялась профессиональная подготовка летчиков. Начальный состав пилотажной группы «Соколы России» был представлен несколькими офицерами. Несмотря на нехватку топлива, пилоты продемонстрировали высокую маневренность истребителей.

Второй этап формирования группы

Удачно выполненные испытательные полеты показали как высокие боевые и маневренные возможности истребителей, так и перспективу дальнейшего развития самой пилотажной группы «Соколы России». В связи с этим в начале 2000-х учебная авиационная программа была дополнена обучением групповому пилотажу из четырех военных Су-27, маневренному воздушному бою «два на два» и одиночному пилотажу. В 2004-м состоялось официальное утверждение состава пилотажной группы «Соколы России».

Пилоты

Формирование было представлено:

  • Начальником Госцентра войсковых испытаний Минобороны Российской Федерации и подготовки авиаперсонала, ведущим группы, заслуженным летчиком России генерал-майором Александром Харчевским.
  • Ведущим звена, летчиком-снайпером, заслуженным военным летчиком России полковником Александром Гостевым.
  • Левым ведомым звена, заслуженным военным летчиком РФ, летчиком-снайпером подполковником Юрием Спрядыщевым.
  • Правым ведомым, летчиком-снайпером подполковником Андреем Сорокиным.
  • Командиром авиаэскадрильи группы, военным летчиком первого класса подполковником Дмитрием Заевым.
  • Хвостовым ведомого звена, штурманом-программистом, военным летчиком первого класса майором Денисом Половко.

Первые воздушные демонстрации

В июне 2004 года в Нижнем Новгороде состоялся воздушный показ, в котором приняли участие «Соколы России». Как отзываются очевидцы, демонстрация маневренных и боевых возможностей Су-27 была проведена на очень высоком уровне. Именно 12.06.2004 г. многие считают днем появления авиационной группы высшего пилотажа военно-воздушных сил России.

Последующие выступления

С 2007 по 2013 гг. пилоты демонстрировали свои умения в таких странах, как Франция, Норвегия, Казахстан, Киргизия, Республика Беларусь. В распоряжение пилотов были предоставлены также Су-34 и Су-30.

В 2014 году в Иваново на аэродроме Северный состоялся 10-й военный праздник «Открытое небо», на котором представили свое боевое мастерство «Соколы России». На данном аэродроме в 2014 году группа выступила, впервые используя четыре самолета. Второй раз «Соколы России» приняли участие в этом празднике в 2015 году, дополнив состав еще двумя самолетами. Демонстрация одиночного пилотажа была исполнена генерал-майором А. Харчевским. В том же году группа выступила на полигоне в Дубровичах, где состоялись Армейские международные игры.

В 2016 году местом авиадемонстраций стала центральная набережная города Камышина (Волгоградская область). Группа выступила на четырех самолетах. В августе 2016 года в городе Хабаровске состоялось празднование 75-летия со дня создания одиннадцати армий ВВС и ПВО России. На торжестве пилотами группы была выполнена сложная программа, включающая групповой пилотаж на малых и сверхмалых высотах.

Наши дни

Сегодня пилоты для демонстрации всех тактических приемов в ограниченном пространстве и на малых высотах используют боевые Су-27 и пару МиГ-29. Кроме того, летчики представляют зрителям, как выглядит в небе ближний воздушный бой. Штурмовики Су-25 используются пилотами группы для демонстрации противоракетных маневров и тактических приемов, применяемых во время атаки на наземные цели.

Выступления содержат не только элементы воздушного боя, летчики показывают в небе различные фигуры: «петлю Нестерова», «ракушку», «вираж», «роспуск». В комплексе имеется и одиночный пилотаж.

Заключение

Как утверждают эксперты, «Соколы России» являются единственной пилотажной группой, использующей для демонстраций оборонительно-наступательных приемов боевые самолеты-истребители. Показы в исполнении пилотов очень зрелищны и дают публике возможность оценить как мастерство летчиков, так и боевые возможности российских самолетов.

:
Координаты:

+184 м
52.65 , 39.45 52°39′00″ с. ш. 39°27′00″ в. д.  /  52.65° с. ш. 39.45° в. д. (G) (O) Местное время: UTC +3/+4 Взлётно-посадочные полосы (ВПП) Номер Размеры Покрытие 15/33 3000х60 м бетон Список военных аэродромов России

Ли́пецкий а́виаце́нтр (официальное название - 4-й Центр боевого применения и переучивания лётного состава ) - структурное подразделение ВВС России , осуществляющее переучивание лётного и инженерно-технического состава строевых частей, а также разработку и внедрение методик боевого применения авиационных комплексов.

Начальник Липецкого авиацентра - генерал-майор Александр Харчевский (до сентября 2012 года).

Расположен на аэродроме «Липецк-2» в 8 километрах западнее центра Липецка , недалеко от городских районов Венера и Шахта № 10 . На хранении находится большое количество списаной техники, предназначенной для утилизации: Су-24, Су-27 МиГ-23, МиГ-27, МиГ-29, МиГ-31

Помимо действующей бетонной ВПП 15/33, на аэродроме имеется старая бетонная ВПП 10/28 размерами 2500×40 м, она используется как места стоянок и рулёжная дорожка .

История

История Липецкого авиацентра началась в годы Первой мировой войны . Ещё в 1916 году здесь появились первые мастерские по сбору французских самолётов типа «Люран». В октябре 1918 года , по приказу Главвоздухфлота, в Липецке начала формироваться эскадра тяжёлых бомбардировщиков «Илья Муромец ». Эскадра базировалась на аэродроме , находившемся в то время на бывшей окраине города недалеко от железнодорожного вокзала (см.: Улица Терешковой (Липецк)). Бомбардировщики «Илья Муромец» и сопровождавшие их лёгкие аэропланы «Лебедь» активно участвовали в боевых действиях в период гражданской войны .

Немцы в очень короткий срок реконструировали производственные помещения, возвели два небольших ангара, ремонтную мастерскую, и уже 15 июля 1925 года совместная лётно-тактическая школа была открыта. Первоначально материальной базой служили 50 истребителей «Фоккер Д-XIII», закупленных «Вогру» на средства «Рурского фонда» в Нидерландах в 1923-1925 годах. 28 июня 1925 года самолёты прибыли из Штеттина в Ленинград на пароходе «Эдмунд Гуго Стиннес». Также были закуплены транспортные самолёты и бомбардировщики. Обучение лётного состава проходило в течение 5-6 месяцев. Руководил школой майор В. Штар, также предусматривалась должность советского заместителя, представителя РККА.

Летом, в лётный период, наземный персонал насчитывал свыше 200 человек (с немецкой стороны - около 140 человек), зимой цифра уменьшалась (с немецкой стороны - около 40 человек). В 1932 году общая численность личного состава центра достигала 303 человека: 43 немецких и 26 советских курсантов, 234 человека рабочих, служащих и технических специалистов. Руководство рейхсвера строго контролировало все детали деятельности совместных структур на территории СССР, особое внимание уделось секретности. Немецкие лётчики носили советскую форму без знаков различия.

При школе проводилась исследовательская работа, для которой материальная часть немецким Генштабом тайно приобреталась за границей. В практический курс подготовки лётчиков входило отрабатывание ведения воздушного боя , бомбометание из различных положений, изучение вооружения и оборудования для самолётов - пулемётов, пушек, оптических приборов (прицелы для бомбометания и зеркальные прицелы для истребителей) и т. д.

Всего за восемь лет существования авиашколы в Липецке в ней было обучено или переподготовлено 120 летчиков-истребителей (30 из них являлись участниками первой мировой войны, 20 - бывшими летчиками гражданской авиации) для Германии. Точное число советских авиационных специалистов, прошедших обучение под руководством немецких инструкторов, установить не удалось.

В начале 1930-х годов, ещё до прихода к власти в Германии Гитлера , немецкое участие в проекте стало заметно сокращаться. Уже на переговорах в ноябре 1931 года немецкая сторона уклонилась от обсуждения возможности превращения авиашколы в Липецке в крупный совместный научно-исследовательский центр. Происходило это по причине сближения СССР с другими западноевропейскими странами, в частности с Францией . Рапалльский договор , подписанный между РСФСР и Веймарской республикой в 1922 году, стал терять свою актуальность. 15 сентября 1933 года липецкий проект был закрыт, постройки, возведённые германскими специалистами, и значительная часть оборудования были переданы советской стороне.

Высшая лётно-тактическая школа ВВС

Герб Липецкого авиацентра

4-й центр боевого применения ВВС был сформирован в Тамбове 19 апреля 1953 года . В 1954 году был переведён в Воронеж , а в 1960 году - в Липецк, после чего был преобразован в 4-й центр боевого применения и переучивания лётного состава ВВС .

В учебном отделе центра в советский период прошли подготовку более 45 тысяч офицеров различных специальностей. В Липецком авиацентре на новые типы самолётов переучивались также 11 советских лётчиков-космонавтов. Как символ славной авиационной истории Липецка, в августе 1969 года на площади Авиаторов установили памятник - устремлённый ввысь истребитель МиГ-19 .

Фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34 Липецкого ЦБП и ПЛС приняли участие в параде на Красной площади 9 мая 2008 года . Су-34 управлял лично начальник авиацентра генерал-майор А. Н. Харчевский.

19 июня 2008 года исполнилось 55 лет со дня основания Липецкого авиацентра.

В 2011 году военная прокуратура Западного военного округа возбудила уголовное дело по факту вымогательства денег у летчиков Липецкого авиацентра. По сведениям «Интерфакса», основанием для этого стала информация, изложенная в интернет-обращении старшего лейтенанта Игоря Сулима, которая нашла своё подтверждение в ходе проверки. Фигурантами дела, возбужденного по 286-й статье УК РФ («превышение должностных полномочий») стали командир воинской части, полковник Эдуард Ковальский и его заместитель по воспитательной работе, полковник Сергей Сидоренко



Поделиться