Литература вергилия. Вергилий: биография, коротко о жизни и творчестве: вергилия

Публий Вергилий Марон – самый прославленный поэт Древнего Рима - вышел из низов свободного населения Северной Италии. Он родился в 70 г. до Р.Х. Его отец, в прошлом не то ремесленник, не то поденщик, сумел скопить денег и приобрести участок земли вблизи города Мантуи. Он очень серьезно относился к воспитанию сына и сумел дать ему хорошее образование. Сначала Вергилий учился в Кремоне, затем в Медиолануме – культурном центре Северной Италии, а в конце 50-х гг. I в. до Р.Х. переехал в Рим и совершенствовался здесь в риторике и других науках. Впрочем, адвокатская карьера, к которой Вергилия готовили с детства, ему не удалась. Он совершенно не обладал ораторскими дарованиями и только раз решился выступить перед судьями. Один из современников пишет, что Вергилий говорил медленно и по манере речи «походил почти что на неученного». К тому же он отличался чрезвычайной застенчивостью. Внешность Вергилия также не отличалась изяществом: был он высокого роста, смуглый, с деревенским лицом.

С молодости Вергилий находился под большим влиянием эпикурейской философии. Эпикурейская проповедь ухода в частную жизнь и довольства малым оставила глубокий след на всем творчестве поэта. Бурные политические события, которые происходили на его глазах: гражданские войны, окончательное крушение республики и утверждение единоличной власти Октавиана Августа (), - лишь укрепили в нем эти настроения.

Идеалом тихой жизни проникнуто первое значительное произведение Вергилия – его сборник «Буколики» (39 г. до Р.Х.), в котором он воспроизвел жанр пастушеских идиллий Феокрита (). В сборнике греческого поэта, изданном в I в. до Р.Х. насчитывалось десять чисто «буколических» произведений. Из такого же числа стихотворений, так называемых эклог, состоит сборник Вергилия. Созданный им идеальный мир аркадских пастухов свободен от всех тех пороков, которыми болело современное Вергилию римское общество, - от неумеренного стремления к богатству и наслаждениям, от жажды власти, от смут и кровопролития. Герои «Буколик» имеют все то, что составляет идеал эпикурейского счастья: тихую, простую жизнь на лоне природы, любовь и поэзию.

«Буколики» сразу выдвинули Вергилия в первый ряд римских поэтов. Вскоре он попал в круг Мецената, то есть ближайшее окружение властителя Италии Октавиана (). Октавиану и Меценату адресовано следующее произведение Вергилия – дидактическая поэма «Георгики» («О земледелии») – самое совершенное произведение поэта. Вергилий работал над ней семь лет и закончил только в 29 г. до Р.Х. Поэма состоит из четырех книг: первая посвящена хлебопашеству, вторая – виноградарству, третья – скотоводству, четвертая – пчеловодству. Приступая к работе, Вергилий тщательно ознакомился с литературой вопроса и пользовался разнообразными источниками. Но он отнюдь не стремился превращать свою поэму в специальный учебник для практических целей. Дидактическая задача Вергилия состояла не столько в изложении агрономической дисциплины, сколько в проповеди нравственной ценности земледельческого труда и в прославлении его радостей. Вся поэма построена в форме советов кому-то, кому поэт не дал ни имени, ни образа, ни характера. На место адресата мог поставить себя любой из мелких свободных землевладельцев, собственными руками возделывавший свою землю.

Если в эклогах сельская жизнь изображена с точки зрения доставляемого ею досуга, то в «Георгиках» раскрывается ее трудовая сторона. Поэт сознательно окутывает сельскую жизнь дымкой идеалистической утопии. В изображении Вергилия селянин бессознательно достигает того же жизненного блаженства, которое эпикурейский мудрец находит на вершинах знания. Поскольку Вергилий ставил себе целью привлечь внимание читателей к сельскому хозяйству, он должен был постараться, чтобы книга была занимательной, и более того – подлинно поэтической. Искусство, с которым он добивается своей цели, показывает мастерство зрелого мастера. Вергилий не задерживает слишком долго внимание читателя на деловой, неизбежно прозаической дидактике. Он перебивает свое спокойное изложение то вопросом, то неожиданным обращением, то восклицанием. Изложение основ сельскохозяйственной науки постоянно прерывается занимательными отступлениями, разрастающимися порой до размеров вставных рассказов. Вергилий то обращается к жизни ливийских пастухов, то начинает разговор о скифах. Эти отступления, разнообразные и по содержанию, и по стилю, поднимают агрономическую, по сути, поэму на уровень высокой и величественной поэзии.

По окончанию «Георгиг» Вергилий приступил к самому значительному из своих произведений – к большой эпической поэме о легендарном родоначальнике римлян – Энее. Замысел ее был одобрен Октавианом Августом, полагавшим, что, раз римский народ не имеет своей «Илиады», нужно заполнить недостойный великой нации вакуум и дать римлянам их национальную эпопею. Задача была не из легких. Работая, над «Буколиками» Вергилий вступил в соперничество с Феокритом. Взявшись за «Георгики», он шел по стопам другого великого грека Гесиода (). Теперь ему предстояло бросить вызов самому Гомеру ().

По сообщению античного биографа, Вергилий обдумал предварительный план поэмы и составил ее краткое содержание в прозе, разделив материал на 12 книг; затем он стал разрабатывать отдельные эпизоды, выделенные из плана, нередко оставляя те или иные части незавершенными до окончательной редакции всего произведения. Прошло несколько лет, прежде чем он счел возможным прочитать Августу некоторые более или менее законченные книги. В 19 г. до Р.Х. «Энеида» считалась вчерне готовой, и автор предназначил еще три года на ее отделку, с тем, чтобы провести остаток жизни в философских занятиях. Смерть нарушила эти планы. Возвращаясь из поездки по Греции, Вергилий заболел и 21 сентября 19 г. до Р.Х. умер. Перед смертью он хотел сжечь свою незаконченную поэму, но Август воспротивился исполнению этой последней воли и поручил друзьям поэта издать «Энеиду».

Сюжет поэмы распадается на две части: в первых шести книгах Эней странствует, в следующих шести – он воюет в Италии. Первая половина поэмы тематически близка к «Одиссее», вторая – к «Илиаде». Повествование начинается с последних скитаний Энея, когда ураган относит его корабли к берегам Ливии, и предшествующие события даны как рассказ героя о своих приключениях. Он обнимает 2-ю и 3-ю книги. Из них 2-я книга посвящена падению Трои, а 3-я – скитаниям оставшихся в живых троянцев. 4-я книга принадлежит к наиболее сильным и патетическим частям «Энеиды». Она повествует о любви к Энею карфагенской царицы Дидоны. С самого начала она имеет в себе трагический привкус. Еще прежде царица связала себя обетом верности покойному мужу. Борьба между чувством и долгом, победа чувства и любовное безумие – первый акт ее трагедии. Наконец, во время грозы, которая застигла Дидону и Энея на охоте, они прячутся в пещере и отдаются своей страсти. Эней мог бы стать царем в Карфагене, но судьба предназначила ему иное – он должен плыть в Италию. Дидона не может вынести разлуки. После отплытия троянцев она восходит на костер и пронзает себя мечом, некогда подаренным ей Энеем…

Очень интересна так же 6-я книга. Проплывая вдоль берегов Италии, Эней делает остановку у города Кумы, где находился вход в преисподнюю. Эней спускается в царство мертвых и встречается там с умершим отцом Анхисом. Отец показывает герою будущих деятелей Рима, носителей его военной и гражданской славы. Описание подземного царства, по которому Эней проходит, сопровождаемый кумской сивиллой, принадлежит к лучшим страницам мировой поэзии.

АДСКИЙ ГОРОД ДИТ.
(Из шестой книги «Энеиды»).
…Влево Эней поглядел: там, внизу, под кручей скалистой
Город раскинулся вширь, обведенный тройною стеною.
Огненный бурный поток вкруг твердыни Тартара мчится,
Мощной струей Флегетон увлекает гремучие камни.
Рядом ворота стоят на столпах адамантовых прочных:
Створы их сокрушить ни людская сила не может,
Ни оружье богов. На железной башне высокой
Днем и ночью сидит Тизифона в одежде кровавой,
Глаз не смыкая, она стережет преддверия Дита.
Слышался стон из-за стен и свист плетей беспощадных,
Лязг влекомых цепей и пронзительный скрежет железа.
Замер на месте Эней и прислушался к шуму в испуге.
«Дева, скажи, каковы обличья злодейства? Какие
Казни свершаются там? Что за гул долетает оттуда?»
Жрица в ответ отвечала:
«О вождь прославленный тевкров…
Кносский судья Радамант суровой правит державой;
Всех он казнит, заставляет он всех в преступленьях сознаться,
Тайно содеянных там, наверху, где злодеи напрасно
Рады тому, что придет лишь по смерти срок искупленья…
Гидра огромная там, пятьдесят разинувши пастей,
Первый чертог сторожит. В глубину уходит настолько
Тартара темный провал, что вдвое до дна его дальше,
Чем от земли до небес, до высот эфирных Олимпа.
Там рожденных Землей титанов древнее племя
Корчится в муках на дне, низвергнуто молнией в бездну…
Те, кто при жизни враждой родных преследовал братьев,
Кто ударил отца, или был бесчестен с клиентом,
Или, богатства нажив, для себя лишь берег их и близким
Не уделял ничего (здесь таких бессчетные толпы)
Или убит был за то, что бесчестил брачное ложе,
Или восстать на царя дерзнул, изменяя присяге,
Казни здесь ждут. Но казни какой – узнать не пытайся;
Не вопрошай об участи их и о видах мучений.
Катят камни одни, у других распятое тело
К спицам прибито колес…»

В следующих книгах странствия сменяются войнами, где Эней становится своего рода Ахиллом. Царь Латин, правивший в Лации, узнает в пришельце Энее предназначенного оракулом жениха своей дочери Лавинии и дружелюбно принимает троянцев. Но еще прежде за Лавинию посватался царь рутулов Турн. Теперь он поднимает против пришельцев племена и народы Италии. Утратившие прежнюю родину троянцы должны с оружием в руках завоевать себе новую. С 9-ой книги начинаются военные действия. Они развиваются таким образом, что италийцы сначала одерживают победы. В отсутствии Энея Турн осаждает троянский лагерь. С возвращением царя (в 10-й книге) начинается ожесточенная битва, в которой троянцы начинают брать верх над своими врагами. 12-я книга посвящена единоборству Энея и Турна. Она построена по образцу единоборства Ахилла и Гектора. Эней убивает своего противника.

С формальной стороны «Энеида» представляет собой одно из наивысших достижений латинской поэзии. Сжатый, точеный стиль соединяется в ней с совершенством плавного и звучного стиха. В эпоху Римской империи Вергилий был безоговорочно признан классиком. Не утратил он своего авторитета и в последующие века, когда литературные вкусы стали совсем иными. Христиане относились к нему с глубоким почтением. Чрезвычайно велико было его влияние на средневековую латинскую поэзию. Любимым поэтом оставался Вергилий так же в эпохи Ренессанса и Классицизма.

Культура Древнего Рима

лат. Publius Vergilius Marō

один из величайших поэтов Древнего Рима; прозван «мантуанским лебедем»

Вергилий

Краткая биография

Известнейший древнеримский поэт, создатель эпической поэмы нового образца, родился вблизи города Мантуи 15 октября 70 г. до н. э. в семье достаточно зажиточного землевладельца, хозяина известной мастерской, в которой делали изделия из керамики. По легенде, матери приснился сон, предвещающий рождения сына, которому судьба уготовила стать знаменитостью. Юный Вергилий получил хорошее образование. Его обучение началось с Кремоны, тога зрелости была получена им в 16-летнем возрасте. Эта церемония проходила в год, когда умер Лукреций, поэтому многие видели в начинающем поэте его литературного наследника.

После Кремоны Вергилий учился в Милане, славящемся талантливыми педагогами, а затем в Неаполе и Риме. В столице он был учеником Эпидия, известного ритора, чья школа считалась элитным учебным заведением, здесь учились отпрыски самых знаменитых родов. В ее стенах получал образование Октавиан, внучатый племянник Цезаря, будущий властитель мира Август, который в 14-летнем возрасте уже был великим понтификом. Несмотря на шестилетнюю разницу в возрасте, Октавиан и Вергилий познакомились, между ними завязались приятельские отношения, благодаря которым поэт получил возможность попасть в высшее общество и всю жизнь пользоваться покровительством симпатизировавшего ему Октавиана.

Поэма Лукреция «О природе вещей», опубликованная уже после смерти автора, в 54 году до н. э., наложила серьезный отпечаток на его мировоззрение и укрепила желание быть поэтом. И если поначалу Вергилий задумывался об адвокатуре, которая давала возможность сделать карьеру на поприще госслужбы, теперь он отказался от этой мысли, тем более что его природные данные (застенчивость, скованность движений, медленная речь) не способствовали успехам в юриспруденции.

В 45 году до н. э. поэт приобрел небольшое поместье неподалеку от Неаполя и здесь, среди живописных пейзажей, до конца жизни неспешно сочинял свои произведения. В имении его периодически навещали друзья, среди которых был Гораций . В 44 г. до н. э. убийство Цезаря положило начало смутному времени интриг, переворотов, междоусобиц, но оно практически не отразилось на биографии Вергилия: на фоне социальных потрясений он продолжал творить, и лишь несколько раз ему пришлось оторваться от трудов, т.к. под угрозой конфискации оказались семейные земли в Мантуи, отстоять которые помогли связи с Октавианом, управлявшим страной.

События этого времени отражены в пастушеской идиллии - «Буколиках», которые были завершены в 37 г. до н. э. и считаются первым зрелым произведением Вергилия, принесшим ему известность. Следующей в его творчестве стала поэма «Георгики», посвященная сельскому хозяйству. В 29 г. до н. э. поэт начал писать самое известное свое сочинение – «Энеиду», рассказывающую о событиях Троянской войны и снискавшую славу одного из наиболее известных античных произведений. Чтобы сделать свой труд более исторически правдивым, Вергилий на несколько лет переехал в Грецию. Август сумел уговорить поэта возвратиться на родину, но тот так и не доехал до Рима, смерть настигла его в Брундузии в 19 г. до н. э.

Чувствуя приближение кончины, Вергилий обратился с просьбой об уничтожении оставшегося незавершенным творения, мотивируя шаг его несовершенством. Однако ряд исследователей придерживается мнения, что истинная причина заключалась в осознании поэтом того обстоятельства, что он всю жизнь восхвалял тирана, а эпопея запечатлевала его имя в веках. Вергилий был очень уважаемым литератором уже при жизни, а после смерти его имя было окутано ореолом таинственности. В эпоху Средневековья о нем ходило множество легенд, приписывающих античному поэту сверхъестественные, магические способности.

Биография из Википедии

Пу́блий Верги́лий Маро́н (лат. Publius Vergilius Marō), очень часто просто Верги́лий (15 октября 70 год до н. э., Андес близ Мантуи - 21 сентября 19 год до н. э., Брундизий) - один из поэтов Древнего Рима. Прозван «мантуанским лебедем».

Поэт Августовского века

Вергилий - знаменитейший поэт Августовского века. Родился в 70 году до н. э. близ Мантуи, получил первое воспитание в Кремоне; в шестнадцать лет получил тогу зрелости. Это торжество совпало с годом смерти Лукреция, так что современники смотрели на начинающего поэта как на прямого преемника певца De rerum natura. Дальнейшее образование Вергилий получил в Милане, Неаполе и Риме; там он изучал греческую литературу и философию. Несмотря на интерес к эпикуреизму и на глубокое преклонение перед Лукрецием, Вергилий не примкнул к эпикурейскому учению; его привлекали Платон и стоики.

К этому времени относятся его мелкие стихотворения, из которых самое достоверное - Culex («Комар»), признаваемое за вергилиевское Марциалом, Светонием и Стацием. После смерти Цезаря Вергилий вернулся в Мантую и предался там изучению Феокрита; но его покой нарушен был гражданскими войнами. Во время раздачи земель ветеранам - сторонникам триумвиров после битвы при Филиппах Вергилий два раза подвергался опасности потерять свои владения в Мантуе; но каждый раз его спасало личное вмешательство Октавиана, которому благодарный поэт посвятил вскоре две хвалебные эклоги (I и IX).

В Риме, куда Вергилий часто приезжал хлопотать по своим владениям, он сошёлся с Меценатом и окружавшими его поэтами; впоследствии он ввёл в этот круг Горация, и оба поэта совершили вместе со своим покровителем воспетое ими обоими путешествие в Брундизий. В 37 году до н. э. были закончены «Буколики», первое зрелое произведение Вергилия, и он взялся по просьбе Мецената за «Георгики», законченные в Неаполе в 30 году. В 29 году после многих предварительных работ Вергилий приступил к «Энеиде» и, проработав над ней несколько лет в Италии, отправился в Грецию и Азию, чтобы изучить на месте театр действия своей поэмы и придать своему труду больше жизненной правды. В Афинах он встретил Августа, который уговорил его вернуться в Италию. По дороге в Рим Вергилий заболел и умер в Брундизии в 19 году до н. э. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Эту просьбу некоторые учёные (Бартенштейн, например) объясняют так: царствование Августа убедило Вергилия, что он всю жизнь воспевал тирана, и он почувствовал перед смертью раскаяние, что своей эпопеей доставит ему бессмертие.

Буколики

В своём первом произведении - «Bucolica» (состоящем из 10 эклог и написанном в 43-37 гг.) - Вергилий хотел внести в латинскую поэзию особенности греческой, её простоту и естественность, и начал подражанием Феокриту. Но ему совершенно не удалось достигнуть цели, несмотря на прямой перевод во многих местах сицилийского поэта - именно простота-то и естественность отсутствуют в Буколиках Вергилия. В то время как пастухи Феокрита в самом деле живут непритязательной жизнью детей природы, весь интерес которых в процветании стад и любви, пастушки, пастухи Буколик - поэтическая фикция, художественный образ, прикрывающий сетования римлян на невзгоды гражданских войн. В некоторых из них Вергилий представляет выдающихся лиц той эпохи; так напр., в Дафнисе представлен Цезарь.

Самая знаменитая и на самом деле самая интересная по торжественности настроения и тонкости деталей - эклога IV (называемая также «Pollio», то есть «Поллион», по имени римского консула Гая Азиния Поллиона), в которой Вергилий предсказывает будущий золотой век и скорое рождение ребёнка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно (omnis fert omnia tellus), и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа, и на ней основана главным образом распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника. Возможно, что Вергилий имел в виду в этом стихотворении племянника Августа, Марцелла, раннюю смерть которого он впоследствии воспел в поэтическом эпизоде VI песни «Энеиды».

В общем характере Х эклоги, её ненависти к войне и жажде спокойной жизни Вергилий отразил стремление к миру, охватившее все римское общество. Литературное значение Буколик состоит главным образом в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Риме.

Георгики

«Георгики», вторая поэма Вергилия, состоящая из четырёх книг, написана с целью возбудить любовь к земледелию в душе ветеранов, награждённых землями. Взяв за образец Гесиода , Вергилий, однако, не входит, подобно своему греческому образцу, во все подробности сельскохозяйственного дела, его цель - показать в поэтических образах прелести сельской жизни, а не написать правила, как сеять и жать; поэтому детали земледельческого труда его занимают лишь там, где они представляют поэтический интерес. Из Гесиода Вергилий взял лишь указания счастливых и несчастных дней и некоторых земледельческих приемов. Лучшая часть поэмы, то есть отступления натурфилософского характера, большей частью почерпнута из Лукреция.

«Георгики» считаются самым совершенным произведением Вергилия по чистоте и поэтической законченности стиха. В них, вместе с тем, глубже всего отразился характер поэта, его взгляд на жизнь и религиозные убеждения; это - поэтические этюды о достоинстве труда. Земледелие в его глазах - святая война людей против земли, и он часто сравнивает подробности земледельческого быта с военной жизнью. «Георгики» служат также протестом против распространившегося в последнее время республики атеизма; поэт помогает Августу возбуждать в римлянах угасшую веру в богов и сам искренно проникнут убеждением в существовании высшего Промысла, управляющего людьми.

Одним из подражателей Вергилия является Луиджи Аламанни.

Энеида

«Энеида» - незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. После смерти Вергилия «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием без всяких изменений, но с некоторыми сокращениями.

Вергилий занялся этим сюжетом по просьбе Августа, чтобы возбудить в римлянах национальную гордость сказаниями о великих судьбах их прародителей и, с другой стороны, для защиты династических интересов Августа, будто бы потомка Энея через его сына Юла, или Аскания. Вергилий в «Энеиде» близко примыкает к Гомеру ; в «Илиаде» Эней является героем будущего. Поэма начинается последней частью скитаний Энея, его пребыванием в Карфагене, и затем уже рассказывает эпизодически прежние события, разрушение Илиона (II п.), скитания Энея после этого (III п.), прибытие в Карфаген (I и IV п.), путешествие через Сицилию (V п.) в Италию (VI п.), где начинается новый ряд приключений романического и воинственного характера. Самое исполнение сюжета страдает общим недостатком произведений Вергилия - отсутствием оригинального творчества и сильных характеров. Особенно неудачен герой, «благочестивый Эней» (pius Aeneas), лишённый всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов, которые покровительствуют ему как основателю знатного рода и исполнителю божественной миссии - перенесения Лар на новую родину. Кроме того, на «Энеиде» лежит отпечаток искусственности; в противоположность Гомеровскому эпосу, вышедшему из народа, «Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями; греческие элементы перепутаны с италийскими, мифические сказания - с историей, и читатель постоянно чувствует, что мифический мир служит лишь поэтическим выражением национальной идеи. Зато Вергилий употребил всю силу своего стиха на отделку психологических и чисто поэтических эпизодов, которые и составляют бессмертную славу эпопеи. Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. Стоит только вспомнить патетическое, несмотря на свою простоту, описание дружбы Ниса и Эвриала, любовь и страдания Дидоны, встречу Энея с Дидоной в аду, чтобы простить поэту его неудачную попытку возвеличить славу Августа за счет преданий старины. Из 12 песней «Энеиды» шестая, где описывается сошествие Энея в ад, чтобы повидаться с отцом (Анхизом), считается самой замечательной по философской глубине и патриотическому чувству. В ней поэт излагает пифагорейское и платоническое учение о «душе мироздания» и вспоминает всех великих людей Рима. Внешняя постройка этой песни взята из XI п. «Одиссеи». В остальных песнях заимствования из Гомера тоже весьма многочисленны.

В построении «Энеиды» подчеркнуто стремление создать римскую параллель поэмам Гомера. Большинство мотивов «Энеиды» Вергилий нашёл уже в прежних обработках сказания об Энее, но выбор и расположение их принадлежат самому Вергилию и подчинены его поэтическому заданию. Не только в общем построении, но и в целом ряде сюжетных деталей и в стилистической обработке (сравнения, метафоры, эпитеты и т. п.) обнаруживается желание Вергилия «соперничать» с Гомером.

Тем резче выявляются глубокие различия. «Эпическое спокойствие», любовное вырисовывание деталей чужды Вергилию. «Энеида» представляет цепь повествований, полных драматического движения, строго концентрированных, патетически напряженных; звенья этой цепи соединены искусными переходами и общей целеустремленностью, создающей единство поэмы.

Её движущая сила - воля судьбы, которая ведёт Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа.

Массовых сцен Вергилий избегает, выделяя обычно несколько фигур, душевные переживания которых и создают драматическое движение. Драматизм усиливается стилистической обработкой: Вергилий умеет мастерским подбором и расположением слов придавать стёртым формулам обыденной речи большую выразительность и эмоциональную окраску.

В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к «благородным» аффектам. В ясном членении целого на части и в драматизации частей Вергилий находит нужный ему средний путь между Гомером и «неотериками» и создаёт новую технику эпического повествования, в течение веков служившую образцом для последующих поэтов.

Правда, герои Вергилия автономны, они живут вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но таково было жизнеощущение распылённого общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, «благочестивый» Эней, с его своеобразной пассивностью в добровольном подчинении судьбе, воплощает идеал стоицизма, ставшего почти официальной идеологией; в странствиях Энея сопровождает бесстрашный оруженосец Ахат, преданность которого стала нарицательной. И сам поэт выступает как проповедник стоических идей: картина подземного царства в 6 песне, с мучениями грешников и блаженством праведных, нарисована в соответствии с представлениями стоиков. «Энеида» была закончена лишь вчерне. Но и в этом «черновом» виде «Энеида» отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в «Буколиках».

Прочие произведения

Из мелких стихотворений, кроме названного выше Culex -а, Вергилию приписываются ещё Ciris , Moretum и Сора . Вергилий в своей поэзии, так же как и в личной жизни, более человек чувств, чем мысли. «Bonus», «optimus», «anima candida» - вот постоянно сопровождающие его имя эпитеты у Горация, Доната и др. В своей поэзии Вергилий менее всего философ, хотя его сильно увлекают философские проблемы, занимавшие республиканский Рим, и ему хотелось бы идти по следам Лукреция. Но он чувствует своё бессилие и грустно восклицает по адресу Лукреция (Geor. II):

Felix qui potuit rerum cognoscere causas…
Fortunatus et ille deos qui novit agrestis…

Все, касающееся философских систем в «Энеиде» и «Георгиках», прямо заимствовано из разных греческих авторов (как, напр., «учение о загробной жизни» в VI п. и др.). В политике Вергилий один из самых искренних сторонников Августа. Полный энтузиазма к великому прошлому Рима, он от души славословит водворителя мира в Италии. Август для него - представитель национальной идеи, и он поклоняется ему без всякого оттенка заискивания, чуждого его чистой душе.

Почитание Вергилия после смерти

Поклонение, которым имя Вергилия было окружено при жизни, продолжалось и после смерти поэта; уже начиная с Августовского века сочинения его изучались в школах, комментировались учёными и служили для предсказаний судьбы, как оракулы Сибилл. Так называемые «Sortes Virgilianae » были в большом ходу во времена Адриана и Севера. Имя Вергилия окружалось таинственной легендой, превратившейся в Средние века в веру в него как в волшебника. Основанием многочисленных легенд о его чудодейственной силе послужили некоторые непонятые места его сочинений, как например IV и VIII эклоги. Рассказ о загробной жизни в VI п. «Энеиды» и т. д. и, кроме того, толкования скрытного значения его имени (Virga - волшебный жезл) и имени его матери (Maia - Maga ). Уже у Доната встречаются намеки на сверхъестественное значение поэзии Вергилия. Фульгенций («De Continenta Vergiliana ») придаёт «Энеиде» аллегорическое значение. Затем имя Вергилия встречается в испанских, французских и немецких народных книгах, которые относят его или ко времени сказочного короля Октавиана, или короля Сервия; бретонские сказания говорят о нём как о современнике короля Артура и о сыне рыцаря из «Кампаньи в Арденском лесу». Вергилию подчиняются стихии, он чудесным образом зажигает и гасит огонь, вызывает землетрясение и грозу; Вергилий - патрон или genius loci Неаполя, который он основал, построив его на трех яйцах (вариант - построенный на яйце замок, Castello del’uovo ); Вергилий пробивает подземный ход сквозь гору (Позилиппо). Он - непревзойденный мастер, изготовляющий чудесные предметы (ingeniosissimus rerum artifex ), среди которых - сложная система сигнализации и защиты города с помощью бронзовых статуй Salvatio Romae (вариант - система, предохраняющая от извержения Везувия); бронзовая муха, изгоняющая из Неаполя мух и таким образом предохраняющая город от заразы; чудесное зеркало, отражающее все, что происходит в мире; bocca della verità ; вечно горящая лампа; воздушный мост и др. Высшее проявление значения, приписываемого средними веками Вергилию, - это роль психопомпа, которую ему даёт Данте в «Божественной комедии», выбрав его как представителя самой глубокой человеческой мудрости и сделав его своим руководителем и проводником по кругам ада. Так же в роли психопомпа Вергилий представлен в сатирическом романе «Острове пингвинов» Анатоля Франса, который был ярым поклонником поэта. В романе Вергилий обвиняет Данте в неверном толковании своих слов, отрицает свою роль в христианстве и доказывает приверженность к античным богам.

Сочинения Вергилия дошли до нас в большом количестве рукописей, из которых самые замечательные: Медицейская, написанная, вероятно, до падения Западной Римской империи (изд. Foggini во Флоренции в 1741 г.), и Codex Vaticanus (изд. Bottari, Рим, 1741 г.). Из edid. princ. отметим небольшой folio 1469 г., изданный Свейнхеймом и Паннарцом, Альдинское издание в Венеции 1501 года, несколько изданий XV и XVI вв. с комментариями Сервия и др., изд. I. L. de la Cerda, Мадрид, 1608-1617 гг., изд. Ник. Гельзиуса в Амстерд., 1676 г., Буркмана в 1746 г., Вагнера в 1830 г., исправленное по рукописям и снабженное замечаниями об орфографии многих слов Вергилия - «Handbuch der classischen Bibliographie» Schweigger’a содержит перечисление всех остальных изданий и указание их достоинств.

Первоисточниками для сведений о жизни и сочинениях Вергилия служит «Vita Vergilii» Доната, некоторые другие vitae, которыми снабжены рукописи, комментарии Сервия и биография Вергилия в стихах Фоциуса.

Вергилий в иконописи

Являясь языческим дохристианским поэтом, Вергилий считался непререкаемым авторитетом среди античных авторов, и достиг вершины римской поэзии. Прямые заимствования, ссылки и вергилиевские реминисценции встречаются во многих христианских произведениях. Считая Вергилия предвестником христианства, на котором была благодать Божия, церковь почитает его в ряду других дохристианских гениев и героев. В подтверждение тому Вергилий довольно часто изображается в цикле росписей храма, либо его изображения (обычно без нимба - знака святости) входят в состав иконостасов, занимая, конечно, подчинённые места в иерархии образов.

Публий Вергилий Марон (лат. Publius Vergilius Maro). Родился 15 октября 70 год до н. э., Андес близ Мантуи - умер 21 сентября 19 год до н. э., Брундизий. Один из величайших поэтов Древнего Рима. Прозван «мантуанским лебедем».

Вергилий - знаменитейший поэт Августовского века. Родился в 70 году до н. э. близ Мантуи, получил первое воспитание в Кремоне; в шестнадцать лет получил тогу зрелости. Это торжество совпало с годом смерти Лукреция, так что современники смотрели на начинающего поэта как на прямого преемника певца De rerum natura. Дальнейшее образование Вергилий получил в Милане, Неаполе и Риме; там он изучал греческую литературу и философию. Несмотря на интерес к эпикуреизму и на глубокое преклонение перед Лукрецием, Вергилий не примкнул к эпикурейскому учению; его привлекали Платон и стоики.

К этому времени относятся его мелкие стихотворения, из которых самое достоверное - Culex («Комар»), признаваемое за вергилиевское Марциалом, Светонием и Стацием. После смерти Цезаря Вергилий вернулся в Мантую и предался там изучению Феокрита; но его покой нарушен был гражданскими войнами. Во время раздачи земель ветеранам - сторонникам триумвиров после битвы при Филиппах Вергилий два раза подвергался опасности потерять свои владения в Мантуе; но каждый раз его спасало личное вмешательство Октавиана, которому благодарный поэт посвятил вскоре две хвалебные эклоги (I и IX).

В Риме, куда Вергилий часто приезжал хлопотать по своим владениям, он сошёлся с Меценатом и окружавшими его поэтами; впоследствии он ввёл в этот круг Горация, и оба поэта совершили вместе с своим покровителем воспетое ими обоими путешествие в Брундизий. В 37 г. закончены были Bucolica, первое зрелое произведение Вергилия, и он взялся по просьбе Мецената за Georgica, написанные в Неаполе в 30 г. В 29 г. после многих предварительных работ Вергилий приступил к Энеиде и, проработав над ней несколько лет в Италии, отправился в Грецию и Азию, чтобы изучить на месте театр действия своей поэмы и придать своему труду больше жизненной правды. В Афинах он встретил Августа, который уговорил его вернуться в Италию. По дороге в Рим Вергилий заболел и умер в Брундизии в 19 г. до н. э. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Эту просьбу некоторые учёные (Бартенштейн, например) объясняют так: царствование Августа убедило Вергилия, что он всю жизнь воспевал тирана, и он почувствовал перед смертью раскаяние, что своей эпопеей доставит ему бессмертие.

В своём первом произведении - «Bucolica» (состоящем из 10 эклог и написанном в 43-37 гг.) - Вергилий хотел внести в латинскую поэзию особенности греческой, её простоту и естественность, и начал подражанием Феокриту. Но ему совершенно не удалось достигнуть цели, несмотря на прямой перевод во многих местах сицилийского поэта - именно простота-то и естественность отсутствуют в Буколиках Вергилия. В то время как пастухи Феокрита в самом деле живут непритязательной жизнью детей природы, весь интерес которых в процветании стад и любви, пастушки, пастухи Буколик - поэтическая фикция, художественный образ, прикрывающий сетования римлян на невзгоды гражданских войн. В некоторых из них Вергилий представляет выдающихся лиц той эпохи; так напр., в Дафнисе представлен Цезарь.

Самая знаменитая и на самом деле самая интересная по торжественности настроения и тонкости деталей - эклога IV (называемая также «Pollio», то есть «Поллион», по имени римского консула Гая Азиния Поллиона), в которой Вергилий предсказывает будущий золотой век и скорое рождение ребёнка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно (omnis fert omnia tellus), и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа, и на ней основана главным образом распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника. Возможно, что Вергилий имел в виду в этом стихотворении племянника Августа, Марцелла, раннюю смерть которого он впоследствии воспел в поэтическом эпизоде VI песни «Энеиды».

В общем характере Х эклоги, её ненависти к войне и жажде спокойной жизни Вергилий отразил стремление к миру, охватившее все римское общество. Литературное значение Буколик состоит главным образом в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Риме.

«Георгики» , вторая поэма Вергилия, состоящая из четырёх книг, написана с целью возбудить любовь к земледелию в душе ветеранов, награждённых землями. Взяв за образец Гесиода, Вергилий, однако, не входит, подобно своему греческому образцу, во все подробности сельскохозяйственного дела, его цель - показать в поэтических образах прелести сельской жизни, а не написать правила, как сеять и жать; поэтому детали земледельческого труда его занимают лишь там, где они представляют поэтический интерес. Из Гесиода Вергилий взял лишь указания счастливых и несчастных дней и некоторых земледельческих приемов. Лучшая часть поэмы, то есть отступления натурфилософского характера, большей частью почерпнута из Лукреция.

«Георгики» считаются самым совершенным произведением Вергилия по чистоте и поэтической законченности стиха. В них, вместе с тем, глубже всего отразился характер поэта, его взгляд на жизнь и религиозные убеждения; это - поэтические этюды о достоинстве труда. Земледелие в его глазах - святая война людей против земли, и он часто сравнивает подробности земледельческого быта с военной жизнью. «Георгики» служат также протестом против распространившегося в последнее время республики атеизма; поэт помогает Августу возбуждать в римлянах угасшую веру в богов и сам искренно проникнут убеждением в существовании высшего Промысла, управляющего людьми.

Одним из подражателей Вергилия является Луиджи Аламанни.

«Энеида» - незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. После смерти Вергилия «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием без всяких изменений, но с некоторыми сокращениями.

Вергилий занялся этим сюжетом по просьбе Августа, чтобы возбудить в римлянах национальную гордость сказаниями о великих судьбах их прародителей и, с другой стороны, для защиты династических интересов Августа, будто бы потомка Энея через его сына Юла, или Аскания. Вергилий в «Энеиде» близко примыкает к Гомеру; в «Илиаде» Эней является героем будущего. Поэма начинается последней частью скитаний Энея, его пребыванием в Карфагене, и затем уже рассказывает эпизодически прежние события, разрушение Илиона (II п.), скитания Энея после этого (III п.), прибытие в Карфаген (I и IV п.), путешествие через Сицилию (V п.) в Италию (VI п.), где начинается новый ряд приключений романического и воинственного характера. Самое исполнение сюжета страдает общим недостатком произведений Вергилия - отсутствием оригинального творчества и сильных характеров. Особенно неудачен герой, «благочестивый Эней» (pius Aeneas), лишённый всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов, которые покровительствуют ему как основателю знатного рода и исполнителю божественной миссии - перенесения Лар на новую родину. Кроме того, на «Энеиде» лежит отпечаток искусственности; в противоположность Гомеровскому эпосу, вышедшему из народа, «Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями; греческие элементы перепутаны с италийскими, мифические сказания - с историей, и читатель постоянно чувствует, что мифический мир служит лишь поэтическим выражением национальной идеи. Зато Вергилий употребил всю силу своего стиха на отделку психологических и чисто поэтических эпизодов, которые и составляют бессмертную славу эпопеи. Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. Стоит только вспомнить патетическое, несмотря на свою простоту, описание дружбы Ниса и Эвриала, любовь и страдания Дидоны, встречу Энея с Дидоной в аду, чтобы простить поэту его неудачную попытку возвеличить славу Августа за счет преданий старины. Из 12 песней «Энеиды» шестая, где описывается сошествие Энея в ад, чтобы повидаться с отцом (Анхизом), считается самой замечательной по философской глубине и патриотическому чувству. В ней поэт излагает пифагорейское и платоническое учение о «душе мироздания» и вспоминает всех великих людей Рима. Внешняя постройка этой песни взята из XI п. «Одиссеи». В остальных песнях заимствования из Гомера тоже весьма многочисленны.

В построении «Энеиды» подчеркнуто стремление создать римскую параллель поэмам Гомера. Большинство мотивов «Энеиды» Вергилий нашёл уже в прежних обработках сказания об Энее, но выбор и расположение их принадлежат самому Вергилию и подчинены его поэтическому заданию. Не только в общем построении, но и в целом ряде сюжетных деталей и в стилистической обработке (сравнения, метафоры, эпитеты и т. п.) обнаруживается желание Вергилия «соперничать» с .

Тем резче выявляются глубокие различия. «Эпическое спокойствие», любовное вырисовывание деталей чужды Вергилию. «Энеида» представляет цепь повествований, полных драматического движения, строго концентрированных, патетически напряженных; звенья этой цепи соединены искусными переходами и общей целеустремленностью, создающей единство поэмы.

Её движущая сила - воля судьбы, которая ведёт Энея к основанию нового царства в латинской земле, а потомков Энея к власти над миром. «Энеида» полна оракулами, вещими снами, чудесами и знамениями, руководящими каждым действием Энея и предвозвещающими грядущее величие римского народа и подвиги его деятелей вплоть до самого Августа.

Массовых сцен Вергилий избегает, выделяя обычно несколько фигур, душевные переживания которых и создают драматическое движение. Драматизм усиливается стилистической обработкой: Вергилий умеет мастерским подбором и расположением слов придавать стёртым формулам обыденной речи большую выразительность и эмоциональную окраску.

В изображении богов и героев Вергилий тщательно избегает грубого и комического, которое так часто имеет место у Гомера, и стремится к «благородным» аффектам. В ясном членении целого на части и в драматизации частей Вергилий находит нужный ему средний путь между Гомером и «неотериками» и создаёт новую технику эпического повествования, в течение веков служившую образцом для последующих поэтов.

Правда, герои Вергилия автономны, они живут вне среды и являются марионетками в руках судьбы, но таково было жизнеощущение распылённого общества эллинистических монархий и Римской империи. Главный герой Вергилия, «благочестивый» Эней, с его своеобразной пассивностью в добровольном подчинении судьбе, воплощает идеал стоицизма, ставшего почти официальной идеологией; в странствиях Энея сопровождает бесстрашный оруженосец Ахат, преданность которого стала нарицательной. И сам поэт выступает как проповедник стоических идей: картина подземного царства в 6 песне, с мучениями грешников и блаженством праведных, нарисована в соответствии с представлениями стоиков. «Энеида» была закончена лишь вчерне. Но и в этом «черновом» виде «Энеида» отличается высоким совершенством стиха, углубляя реформу, начатую в «Буколиках».

***

Сочинения Вергилия дошли до нас в большом количестве рукописей, из которых самые замечательные: Медицейская, написанная, вероятно, до падения Западной Римской империи (изд. Foggini в Флоренции в 1741 г.), и Codex Vaticanus (изд. Bottari, Рим, 1741 г.). Из edid. princ. отметим небольшой folio 1469 г., изданный Свейнхеймом и Паннарцом, Альдинское издание в Венеции 1501 года, несколько изданий XV и XVI вв. с комментариями Сервия и др., изд. I. L. de la Cerda, Мадрид, 1608-1617 гг., изд. Ник. Гельзиуса в Амстерд., 1676 г., Буркмана в 1746 г., Вагнера в 1830 г., исправленное по рукописям и снабженное замечаниями об орфографии многих слов Вергилия - «Handbuch der classischen Bibliographie» Schweigger’a содержит перечисление всех остальных изданий и указание их достоинств.

Первоисточниками для сведений о жизни и сочинениях Вергилия служит «Vita Vergilii» Доната, некоторые другие vitae, которыми снабжены рукописи, комментарии Сервия и биография Вергилия в стихах Фоциуса.

Являясь языческим дохристианским поэтом, Вергилий считался непререкаемым авторитетом среди античных авторов, и достиг вершины римской поэзии. Прямые заимствования, ссылки и вергилиевские реминисценции встречаются во многих христианских произведениях. Считая Вергилия предвестником христианства, на котором была благодать Божия, церковь почитает его в ряду других дохристианских гениев и героев. В подтверждение тому Вергилий довольно часто изображается в цикле росписей храма, либо его изображения (обычно без нимба - знака святости) входят в состав иконостасов, занимая, конечно, подчинённые места в иерархии образов.


- 15.X.70 г. до н. э. (Андес близ Мантуи) - 21.IX.19 г. до н. э.(Бриндизи)

Один из наиболее известных и значительных древнеримских поэтов; создатель нового типа эпической поэмы.

Своё первое воспитание Вергилий получил в Кремоне; шестнадцати лет получил тогу зрелости. Это торжество совпало с годом смерти Лукреция, так что современники смотрели на начинающего поэта как на прямого преемника певца De Natura Rerum. Дальнейшее образование Вергилий получил в Милане, Неаполе и Риме; там он изучал греческую литературу и философию. Несмотря на интерес к эпикуреизму и на глубокое преклонение перед Лукрецием, Вергилий не примкнул к эпикурейскому учению; его привлекали Платон и стоики. К этому времени относятся его мелкие стихотворения, из которых самое достоверное - Culet, признаваемое за вергилиевское Марциалом, Светонием и Стацием. После смерти Цезаря Вергилий вернулся в Мантую и предался там изучению Теокрита; но его покой нарушен был гражданскими войнами. Во время раздачи земель ветеранам - сторонникам триумвиров после битвы при Филиппах Вергилий два раза подвергался опасности потерять свои владения в Мантуе; но каждый раз его спасало личное вмешательство Октавиана, которому благодарный поэт посвятил вскоре две хвалебные эклоги (I и IX). В Риме, куда Вергилий часто приезжал хлопотать по своим владениям, он сошелся с Меценатом и окружавшими его поэтами; впоследствии он ввел в этот круг Горация, и оба поэта совершили вместе с своим покровителем воспетое ими обоими путешествие в Брундузий. В 37 г. закончены были Bucolica, первое зрелое произведение Вергилия, и он взялся по просьбе Мецената за Georgica, написанные в Неаполе в 30 г. В 29 г. после многих предварительных работ Вергилий приступил к Энеиде и, проработав над ней несколько лет в Италии, отправился в Грецию и Азию, чтобы изучить на месте театр действия своей поэмы и придать своему труду больше жизненной правды. В Афинах он встретил Августа, который уговорил его вернуться в Италию. По дороге в Рим Вергилий заболел и умер в Брундузии в 19 г. до Р. Х. Перед смертью он просил, чтобы его незаконченная и, по его мнению, несовершенная эпопея была сожжена. Эту просьбу некоторые ученые (Бартенштейн, напр.) объясняют так: царствование Августа убедило Вергилия, что он всю жизнь воспевал тирана, и он почувствовал перед смертью раскаяние, что своей эпопеей доставит ему бессмертие.

В первом произведении своем - «Bucolica» (состоящем из 10 эклог и написанном в 43-37 гг.) - Вергилий хотел внести в латинскую поэзию особенности греческой, ее простоту и естественность, и начал подражанием Теокриту. Но ему совершенно не удалось достигнуть цели, несмотря на прямой перевод во многих местах сицилийского поэта - именно простота-то и естественность отсутствуют в Буколиках Вергилия. В то время как пастухи Теокрита в самом деле живут непритязательной жизнью детей природы, весь интерес которых в процветании стад и любви пастушки, пастухи Вергилия - поэтическая фикция, художественный образ, прикрывающий сетования римлян на невзгоды гражданских войн. В некоторых из них Вергилий представляет выдающихся лиц той эпохи; так напр., в Дафнисе представлен Цезарь. Самая знаменитая и на самом деле самая интересная по торжественности настроения и тонкости деталей - эклога IV (Pallio), в которой Вергилий предсказывает будущий золотой век и скорое рождение ребенка, который изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину этой будущей счастливой жизни, когда всякий труд будет лишним и человек везде будет находить все, что ему нужно (omnis fert omnia tellus), и заканчивает славословием будущего благодетеля людей. Христианские писатели видели в этой эклоге пророчество рождения Христа, и на ней основана главным образом распространенная в средние века вера в Вергилия как в волшебника. Вероятнее всего, что Вергилий имел в виду в этом стихотворении сына Августа, Марцелла, раннюю смерть которого он впоследствии воспел в поэтическом эпизоде VI песни «Энеиды». В общем характере Х-ой эклоги, ее ненависти к войне и жажде спокойной жизни Вергилий отразил стремление к миру, охватившее все римское общество. Литературное значение Буколик состоит главным образом в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Рим.

«Георгики», вторая поэма Вергилия, написаны с целью возбудить любовь к земледелию в душе ветеранов, награжденных землями. Взявши за образец Гесиода, Вергилий, однако, не входит, подобно своему греческому образцу, во все подробности сельскохозяйственного дела - его цель показать в поэтических образах прелести сельской жизни, а не написать правила, как сеять и жать; поэтому детали земледельческого труда его занимают лишь там, где они представляют поэтический интерес. Из Гесиода Вергилий взял лишь указания счастливых и несчастных дней и некоторых земледельческих приемов. Лучшая часть поэмы, то есть отступления натурфилософского характера, большей частью почерпнута из Лукреция.

«Георгики» считаются самым совершенным произведением Вергилия по чистоте и поэтической законченности стиха. В них, вместе с тем, глубже всего отразился характер поэта, его взгляд на жизнь и религиозные убеждения; это - поэтические этюды о достоинстве труда. Земледелие в его глазах - святая война людей против земли, и он часто сравнивает подробности земледельческого быта с военной жизнью. «Георгики» служат также протестом против распространившегося в последнее время республики атеизма; поэт помогает Августу возбуждать в римлянах угасшую веру в богов и сам искренно проникнут убеждением в существовании высшего Промысла, управляющего людьми. «Энеида» - незаконченный патриотический эпос Вергилия, состоит из 12 книг, написанных между 29-19 гг. После смерти Вергилия «Энеида» была издана его друзьями Варием и Плотием без всяких изменений, но с некоторыми сокращениями. По всей вероятности, «Энеида» была рассчитана, подобно «Илиаде», на 24 песни; 12-ая заканчивается лишь победой над Турном, между тем как поэт хотел рассказать самое поселение героя в Лациуме и его смерть. Сюжет эпопеи - Эней, основывающий новый Илион в Риме и делающийся родоначальником gens Julia, из которой произошел Август. Вергилий занялся этим сюжетом по просьбе Августа, чтобы возбудить в римлянах национальную гордость сказаниями о великих судьбах их прародителей и, с другой стороны, для защиты династических интересов Августа, будто бы потомка Энея через его сына Юлия или Аскания. Вергилий в «Энеиде» близко примыкает к Гомеру; в « Илиаде» Эней является героем будущего. Поэма начинается последней частью скитаний Энея, его пребыванием в Карфагене, и затем уже рассказывает эпизодически прежние события, разрушение Илиона (II п.), скитания Энея после этого (III п.), прибытие в Карфаген (I и IV п.), путешествие через Сицилию (V п.) в Италию (VI п.), где начинается новый ряд приключений романического и воинственного характера. Самое исполнение сюжета страдает общим недостатком произведений Вергилия - отсутствием оригинального творчества и сильных характеров. Особенно неудачен герой, «благочестивый Эней» (pius Aeneas), лишенный всякой инициативы, управляемый судьбой и решениями богов, которые покровительствуют ему как основателю знатного рода и исполнителю божественной миссии - перенесения Лар на новую родину. Кроме того, на «Энеиде» лежит отпечаток искусственности; в противоположность Гомеровскому эпосу, вышедшему из народа, «Энеида» создана в уме поэта, без связей с народной жизнью и верованиями; греческие элементы перепутаны с италийскими, мифические сказания - с историей, и читатель постоянно чувствует, что мифический мир служит лишь поэтическим выражением национальной идеи. Зато Вергилий употребил всю силу своего стиха на отделку психологических и чисто поэтических эпизодов, которые и составляют бессмертную славу эпопеи. Вергилий неподражаем в описаниях нежных оттенков чувств. Стоит только вспомнить патетическое, несмотря на свою простоту, описание дружбы Низуса и Эриала, любовь и страдания Дидоны, встречу Энея с Дидоной в аду, чтобы простить поэту его неудачную попытку возвеличить славу Августа на счет преданий старины. Из 12-ти песней «Энеиды» шестая, где описывается сошествие Энея в ад, чтобы повидаться с отцом (Анхизом), считается самой замечательной по философской глубине и патриотическому чувству. В ней поэт излагает пифагорейское и платоническое учение о «душе мироздания» и вспоминает всех великих людей Рима. Внешняя постройка этой песни взята из XI п. «Одиссеи». В остальных песнях заимствования из Гомера тоже весьма многочисленны.

Из мелких стихотворений, кроме названного выше Culet, Вергилию приписываются еще Ciris, Moretum и Сора. Вергилий в своей поэзии, так же как и в личной жизни, более человек чувств, чем мысли. «Bonus», «optimus», «anima candida» - вот постоянно сопровождающие его имя эпитеты у Горация, Доната и др. В своей поэзии Вергилийменее всего философ, хотя его сильно увлекают философские проблемы, занимавшие республиканский Рим, и ему хотелось бы идти по следам Лукреция. Но он чувствует свое бессилие и грустно восклицает по адресу Лукреция (Geor. II):

Felix qui potuit rerum cognoscere causas… Fortunatus et ille deos qui novit agrestos…

Все, касающееся философских систем в «Энеиде» и «Георгиках», прямо заимствовано из разных греческих авторов . В политике Вергилий один из самых искренних сторонников Августа. Полный энтузиазма к великому прошлому Рима, он от души славословит водворителя мира в Италии. Август для него - представитель национальной идеи, и он поклоняется ему без всякого оттенка заискивания, чуждого его чистой душе.

Поклонение, которым имя Вергилия было окружено при жизни, продолжалось и после смерти поэта; уже начиная с Августовского века сочинения его изучались в школах, комментировались учеными и служили для предсказываний судьбы, как оракулы Сибилл. Так называемые «Sortes Virgilianae» были в большом ходу во времена Адриана и Севера. Имя Вергилия окружалось таинственной легендой, превратившейся в Средние века в веру в него как в волшебника. Основанием многочисленных легенд о его чудодейственной силе послужили некоторые непонятые места его сочинений, как например IV и VIII эклоги. Рассказ о загробной жизни в VI п. «Энеиды» и т. д. и, кроме того, толкования скрытного значения его имени (Virga - волшебный жезл) и имени его матери (Maia - Maga). Уже у Доната встречаются намеки на сверхъестественное значение поэзии Вергилия. Фулгенций («Virg. Continentiae») придает «Энеиде» аллегорическое значение. Затем имя Вергилия встречается в испанских, французских и немецких народных книгах (см. Simrock, «Eine sch öne Hi storie von dem Zauberer Virgilius»), которые относят его или ко времени сказочного короля Октавиана, или короля Сервия; бретанские сказания говорят о нем как о современнике короля Артура и о сыне рыцаря из «Кампаньи в Арденском лесу». Театром его подвигов служат всегда Рим и Неаполь . Высшее проявление значения, приписываемого средними веками Вергилию, - это роль, которую ему дает Данте в «Divina Comedia», выбрав его как представителя самой глубокой человеческой мудрости и сделав его своим руководителем по кругам ада.

Сочинения В. дошли до нас в большом количестве рукописей, из которых самые замечательные: Медицейская, написанная, вероятно, до падения Западной Римской империи (изд. Foggini в Флоренции в 1741 г.), и Codex Vaticanus (изд. Bottari, Рим, 1741 г.). Из edid. princ. отметим небольшой folio 1469 г., изданный Свейнгеймом и Панарцом, Альдинское издание в Венеции 1501 года, несколько изданий XV и XVI вв. с комментариями Сервия и др., изд. I. L. de la Cerda, Мадрид, 1608-1617 гг., изд. Ник. Гельзиуса в Амстерд., 1676 г., Буркмана в 1746 г., Вагнера в 1830 г., исправленное по рукописям и снабженное замечаниями об орфографии многих слов Вергилия - «Handbuch der classischen Bibliographie» Schweigger’a содержит перечисление всех остальных изданий и указание их достоинств.

Первоисточниками для сведений о жизни и сочинениях Вергилия служит «Vita Vеrgilii» Доната, некоторые другие vitae, которыми снабжены рукописи, комментарии Сервия и биография Вергилия в стихах Фоциуса. Из критических и исторических книг о Вергилии замечательны: этюд о Вергилии в «Real Encyclop é die» Paolli; Sainte Boeuve, «Virgile»; отдельные статьи G. Boissier в «Religion des Romains», «Promenades arch éologiqu es etc.», введения в немецк. издан. Вагнера, Форбигера и др. О Вергилии в средние века: Comparetti, «Virgil im Mittelaller» (перев. с итальянского, 1875).

ВЕРГИЛИЙ (поэт) ВЕРГИЛИЙ (поэт)

ВЕРГИ́ЛИЙ (Vergilius) Марон Публий (70-19 до н. э.), римский поэт. Сборник «Буколики» («Пастушеские песни», 42-38 до н. э.), дидактическая поэма «Георгики» («Поэма о земледелии», 36-29); героический эпос «Энеида» о странствиях троянца Энея (римская параллель античному эпосу) - вершина римской классической поэзии. Эпикурейские и идиллические мотивы сочетаются с интересом к политическим проблемам, идеализируется Римская империя.
Вергилий родился в небогатой семье в год, когда консулами были Гней Помпей Великий (см. ПОМПЕЙ Гней) и Марк Лициний Красс. Предание гласит, что ветка тополя, по традиции посаженная в честь родившегося ребенка, быстро разрослась и вскоре сравнялась с другими тополями; это предвещало младенцу особое покровительство богов, удачу и счастье; впоследствии «дерево Вергилия» почиталось как священное. Учился сначала в Кремоне и Медиолануме (Милане), затем в Риме, в риторической школе Эпидия, где обучались юноши из знатных фамилий, в том числе и будущий император Октавиан Август (см. АВГУСТ (император)) ; дружеские связи, сложившиеся в юности, обеспечили Вергилию доступ в высшие круги римского общества.
В этот период Вергилий был близок к римским поэтам-неотерикам («новаторам»), которые привнесли в латинскую поэзию метрические формы и образный строй древнегреческой лирики. Под его именем сохранился ряд произведений («Каталепты», «Скопа», «Комар»), но их принадлежность ему оспаривается филологической критикой. Вергилий не достиг успеха на поприще ораторского искусства: речь его была медлительна, манера держаться не отличалась уверенностью, а внешность - столичным лоском. «Высокого роста, смуглый, с деревенским лицом, слабого здоровья», - так описывает Вергилия один из биографов.
В 45 до н. э. Вергилий переехал в окрестности Неаполя, где стал слушателем философской школы эпикурейца Сирона. Он увлекался медициной, математикой и мечтал целиком посвятить себя занятиям философией. В согласии с учением Эпикура он прожил жизнь уединенно, окруженный друзьями в небольшом поместье неподалеку от Неаполитанского залива. Юные годы Вергилия проходили в трагический период гражданских войн последних лет существования республиканского Рима; долгожданный мир, установленный к концу 30-х годов 1-го века до н. э., современники связывали с именем императора Октавиана Августа.
Произведения
Два первых крупных произведения Вергилия «Буколики» (42-39 до н. э.) - «Пастушеские стихотворения» и «Георгики» (38-30 до н. э.) - «Земледельческие стихи», воспевают мирную жизнь на лоне природы. «Буколики» состоят из десяти эклог («избранных стихов») и близки по форме «Идиллиям» Феокрита (см. ФЕОКРИТ) , знаменитого в Риме древнегреческого поэта Александрийской школы. Пастушечьи песни Вергилия полны мягкого лиризма. I и IX эклоги описывают сетования пастухов, покидающих родину, II и VIII эклоги - песни о неразделенной любви, III и VII эклоги воспроизводят шутливое состязание в т. н. поочередном, «амебейном» пении, восходящем к древним народным традициям. Центральная, V эклога, навеянная сицилийским мифом о пастухе Дафнисе, вносит в «Буколики» тему круговорота времен, смерти и воскресения. В VI эклоге пойманный детьми Силен, спутник Вакха, разворачивает в своей песне величественную картину мироздания и сотворения вселенной, близкую по духу философии чтимого Вергилием Лукреция (см. БОРДЖИА Лукреция) . В IV эклоге дан поэтический образ золотого века: его скорое возвращение на землю Вергилий связывает с рождением божественного младенца (современники видели в нем будущего возможного наследника Октавиана, в христианские времена - предсказание о грядущем рождении Христа).
Дидактическая поэма о земледелии «Георгики» была создана по просьбе Мецената (см. МЕЦЕНАТ) , ближайшего сподвижника Августа. Воспевая спокойствие и достоинство трудовой сельской жизни, Вергилий следует за Гесиодом (см. ГЕСИОД) . Он работал над «Георгиками» семь лет, достигнув в своих стихах непревзойденной для всей латинской поэзии красоты и отточенности формы. Светоний (см. СВЕТОНИЙ Гай Транквилл) рассказывает, что каждое утро Вергилий сочинял множество стихов, диктовал их, а затем в течение дня сокращал написанное, оставляя лишь несколько строк. Поэмы Вергилия пользовались в Риме небывалым успехом, «Буколики» актеры исполняли со сцены, а «Георгики» Вергилий сам читал Августу четыре дня подряд.
Задуманная как поэма о деяниях Августа и панегирик роду Юлиев, представители которого связывали свое происхождение с сыном прародителя римского народа Энея Асканием-Юлом (см. АСКАНИЙ) , «Энеида» стала литературным эпосом, прославляющим судьбу и высокую миссию римского народа. Вергилий работал над «Энеидой» 11 лет. Содержание ее имеет много параллелей с поэмами Гомера (см. ГОМЕР) : скитания и невзгоды героя, посещение им царства мертвых, изготовление ему богом-кузнецом чудесного оружия, война из-за женщины, месть за гибель друга и др. Однако повествование «Энеиды» значительно более сжато: 12 книг по сравнению с 48 книгами Гомера. Эпическая неторопливость и отступления уступают место четкой композиции, где каждая книга представляет собой отдельный законченный драматический эпизод, подчиненный единому целому - теме судьбы, которая ведет Энея, спасшегося из-под разрушенной ахейцами Трои, к основанию нового царства, а его потомков - к власти над миром. История Рима предстает у Вергилия в картинах, украшающих щит Энея, где изображены победы и триумфы Августа (VIII, 626-731), в череде душ героев, увиденных Энеем в подземном мире (VI, 760-885), и, наконец, в знаменитом пророчестве, которое дает Энею душа его отца Анхиза (VI, 847-853, пер. С. Ошерова):
Смогут другие создать изваянья живые из бронзы,
Или обличья мужей повторить во мраморе лучше,
Тяжбы лучше вести и движенья неба искусней
Вычислят иль назовут восходящие звезды, - не спорю:
Римлянин! Ты научись народами править державно -
В этом искусство твое! - налагать условия мира,
Милость покорным являть и смирять войною надменных!
Три книги «Энеиды» - о разрушении Трои (II), о любви Дидоны и Энея (IV) и о нисхождении Энея в мир мертвых (VI) Вергилий читал перед Августом; эти книги считаются наиболее совершенными в поэме. На пятьдесят втором году жизни, собираясь придать «Энеиде» законченный вид, Вергилий отправился в путешествие по Греции и Малой Азии, чтобы самому увидеть описанные у Гомера места. В Греции он тяжело заболел и на корабле Августа, которого встретил в Афинах, направился обратно на родину. Во время морского переезда болезнь усилилась и, достигнув Брундизия на юге Италии, Вергилий скончался. Прах его был перенесен в Неаполь, день смерти поэта впоследствии почитался как священный. По преданию, считая «Энеиду» незаконченной, Вергилий хотел перед смертью бросить в огонь рукопись поэмы, но друзья не дали ему ее уничтожить.
Значение творчества Вергилия

Значение произведений Вергилия для римской культуры сопоставимо с тем значением, которое имели поэмы Гомера для культуры античной Греции и Библия для христианского средневековья. «Энеиду» изучали в римской школе, о ее громадной популярности свидетельствуют, в частности, надписи, найденные на стенах домов в Помпеях. Древнейшие из дошедших до нас латинских рукописей (конец 4 - начало 6 веков) содержат по преимуществу произведения Вергилия (среди них выделяется иллюстрированный Codex Vergilius Vaticanus, 5 в.). Рукописи эти снабжались пространными комментариями (наиболее известный многотомный труд Мавра Сервия Гонората (4 век).
В средние века Вергилий почитался как великий поэт, мудрец и философ; в «Божественной комедии» Данте делает его своим спутником и проводником по Аду и Чистилищу. Наряду с древними мудрецами и пророками Вергилий как предсказатель рождения Христа был представлен на фреске Благовещенского собора Московского Кремля (1560-е годы). Одновременно в средневековье возникает миф о Вергилии - колдуне и чернокнижнике, с чарами которого согласно «Хронике Иоанна Солсберийского» (12 век) было связано основание Неаполя. В рыцарском романе «Парсифаль» Вергилий считается дедом и наставником в магии злого волшебника Клингсора.
Первые печатные издания Вергилия появились в Италии в 1469 (Рим), 1475 (Венеция), в 1501 в знаменитой типографии Альда Мануция. Первый перевод «Энеиды» на древнегреческий язык был выполнен в 1-м веке Полибием (см. ПОЛИБИЙ) , вольноотпущенником императора Клавдия (см. КЛАВДИЙ (император)) . В эпоху Возрождения издаются переводы Вергилия на английском, французском, итальянском языках: они оказали большое влияние как на сложение буколической традиции в новоевропейской литературе, так и на создание героических литературных эпосов («Франсиада» П. Ронсара (см. РОНСАР Пьер де) , 1572; «Лузиады» Л. Камоэнса (см. КАМОЭНС Луиш ди) , 1572; «Освобожденный Иерусалим» Т. Тассо (см. ТАССО Торквато) , 1581).
В конце 18 века вышел русский перевод «Энеиды» александрийским стихом, выполненный В. Петровым. В 1822 В. А. Жуковский (см. ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич) опубликовал под названием «Разрушение Трои» перевод второй книги «Энеиды», сделанный гекзаметром. Над переводом «Энеиды» много работал В. Я. Брюсов (см. БРЮСОВ Валерий Яковлевич) . В современных изданиях «Энеида» представлена в переводе С. А. Ошерова. Перевод «Буколик» и «Георгик» был выполнен в 1930-х годах С. Шервинским.

Энциклопедический словарь . 2009 .

Смотреть что такое "ВЕРГИЛИЙ (поэт)" в других словарях:

    Publius Vergilius Maro … Википедия

    Вергилий Vergilius Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе Имя при рождении: Публий Вергилий Марон Дата рождения: 15 октября 70 до н. э. Место рождения: Мантуи Дата смерти: 21 сентября 19 до н.э … Википедия

    - (полное имя Публий Вергилий Марон Publius Vergilius Maro, 70 19 до христ. эры) (написание Виргилий, возникшее в поздней древности и укрепившееся в эпоху гуманизма, неправильно) римский поэт. Р. в семье ремесленника, ставшего мелким… … Литературная энциклопедия

    ВЕРГИЛИЙ Cловарь-справочник по Древней Греции и Риму, по мифологии

    ВЕРГИЛИЙ - Публий Марон (70 19 до н. э.) Римский поэт, родившийся в окрестностях Мантуи, получил образование в Кремоне и Милане, а затем переехал в Рим, где присоединился к кругу Мецената и стал близким другом Горация. Помимо ранних произведений… … Список древнегреческих имен

    Публий Вергилий Маррон, Publius Vergilius Maro, 70–19 гг. до н. э., римский поэт. Родился в деревне Андес близ Мантуи в Южной Италии, где его отец имел небольшой участок. Учился в Кремоне, Медиолане (Милане) и Риме. В 41 г. до н. э. семейное… … Античные писатели

    Известный римский поэт Вергилий (Публий Вергилий Марон, 70 19 до н. э.) считался тонким знатоком человеческих душ и дел. Поэтому итальянский поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265 1321) в своей «Божественной комедии» именно Вергилия избирает себе… … Словарь крылатых слов и выражений

    - (Vergilius) Вергилий Марон Публий (Publius Vergilius Maro) (70 19 до н.э.) Римский поэт. Родился в окрестностях Мантуи. Образование получил в Кремоне и Милане. Приехав в Рим, присоединился к окружению Мецената и стал близким другом Горация. В 42… … Сводная энциклопедия афоризмов

    - (Vergilius) Марон Публий (70 19 до нашей эры), римский поэт. Сборник Буколики (Пастушеские песни) рисует идиллический мир пастушеской жизни, уводящий от скорбной действительности в идеальную Аркадию. В поэме Георгики (Поэма о земледелии)… … Современная энциклопедия



Поделиться