Угольная промышленность англии. Великобритания

Сегодняшние представления о ХХ веке, как о «веке нефти», в корне неверны.
ХХ век поистине был веком угля - даже в 1955 году доля нефти в мировом балансе энергии составляла всего 6%.
Ну а основой мировой энергетики вплоть до середины ХХ века прочно был уголь - именно он обеспечивал промышленность и транспорт столь необходимой им энергией. Массовый переход на нефть начался только в 1920-е годы, да и то затронул лишь столь специфические отрасли, как военное дело и автомобильный транспорт.

Для тех, кто жил в мире в начале ХХ века, когда над Британской империей никогда не заходило солнце, ответ на вопрос о том, почему именно Британия правит морями и обширными колониями, имел простой и однозначный ответ. Прочным фундаментом Соединенного Королевства в прямом и переносном смысле слова являлся отечественный, британский уголь. Многочисленные английские угольные шахты обеспечивали топливом не менее многочисленные английские заводы и верфи.
Вся территория Великобритании к началу ХХ века была увязана сетью железных дорог, а военный флот Великобритании мог всегда рассчитывать на качественный кардиффский уголь.
Уголь продавался и за границу, но взамен, на выручку от его продажи, приобретались не производившиеся, не добывавшиеся или не выращивавшиеся в метрополии и колониях товары и сырье. Британский торговый флот после конца эпохи парусников бурно развивался благодаря этой торговле и невысокой стоимости угля для английских судовладельцев.
Великобритании, несмотря на её скромные размеры, несказанно повезло с запасами угля. В трех угольных бассейнах Великобритании оказались сконцентрированы все нужные для индустриальной экономики марки угля: в Йоркширском бассейне добывали энергетические угли, в Нортамберленд-Даремском бассейне залегали коксующиеся угли, а Южно-Уэльском добывали сверхкачественный антрацит.
Тот самый кардиффский уголь, на котором русский крейсер «Аскольд» выжал рекордную скорость на Данцигской мерной миле в 1900-м году.

С начала Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.
10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал и в последнем, неудавшемся прорыве русской эскадры из погибающего Порт-Артура в столь близкий, но недостижимый Владивосток. Используя свою высокую скорость и прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны.
Однако подвиг русских солдат и русских матросов не спас Россию от поражения в Русско-японской войне.
Ведь никакая, даже самая значимая победа, никакая мощь человеческого «русского парового катка» уже не могла изменить соотношение формирующегося «мира моторов».

Зависимость импортеров от поставок британского угля можно было без преувеличения назвать колоссальной. В России во время Русско-японской войны всерьез опасались, что симпатизировавшая японцам Англия может прекратить завоз угля в Санкт-Петербург. Никто не сомневался, чем может закончиться такая блокада для города, где все и вся приводилось в движение паровыми машинами, для чего тогда требовался уже 1 миллион тонн британского угля в год. «Петербург, - писали в те годы,- остался бы без света, без воды, и сообщение с внутренними губерниями Империи оказалось бы если отчасти и возможным, то, во всяком случае, весьма затрудненным. В довершение всего в столь горячее время должны были бы прекратить свою деятельность военные и адмиралтейские заводы».
В итоге обескровленная и истощённая Япония, готовая уже идти на почётные для России условия мира и не имевшая возможности продолжать войну против «русского парового катка», оказалась, благодаря Англии, нежданной победительницей в Русско-японской войне.
Однако, надо сказать, что, как и Россия, от поставок британского угля не меньше зависели и Франция, и Италия, и Испания, и большинство других европейских стран - за исключением Германии.


Это не Донбасс, это - Англия!

Примечательно, что викторианская Британия, которая ассоциируется у нас с Шерлоком Холмсом, английскими клубами, лондонскими кэбами, джентльменами, «файв-о-клок-ти» и пышным королевским двором времён «императрицы Индии и королевы Соединённого Королевства» Виктории, занимала тогда столь высокое положение в мире не благодаря всей этой «лондонской тусовке», а опираясь на тяжкий труд людей, находившихся глубоко под землей.

Английское «угольное чудо» было создано отнюдь не за один год. Те, кто сейчас говорят о том, что «атомная энергия развивается слишком долго», наверное, плохо знают историю «века нефти» и «века угля».

Добыча угля на территории Великобритании велась, начиная с XII века, хотя есть свидетельства о том, что английский уголь использовали для отопления своих жилищ ещё римские легионеры. в первых веках нашей эры.
С XIV века (Россия тогда ещё болталась где-то в пределах Средне-русской возвышенности) в Англии известны открытые разработки угля в виде колоколовидных ям глубиной до 12 метров, из которых уголь поднимался наверх в уже корзинах, а вода отводилась подземной дренажной канавой.
С XVI века в Англии внедряется уже разработка угля короткими шахтными столбами при глубине шахт до 30 метров, а в XVII веке глубина шахт достигла уже 90 метров. Стволы английских угольных шахт с этого времени уже проходят с деревянными креплениями сверху донизу, что позволяет избежать ненужных человеческих жертв при случайных обрушениях кровли горной выработки.

Английский путь обеспечения энергией за счёт ископаемого угля в то время уникален для Европы. Ни Россия, ни Швеция - две ведущие металлургические державы того времени не имеют проблем, которые преследуют Англию с самого начала её работы с непослушным железом.
Всё дело в том, что, в отличии от Англии, Швеция и Россия богаты лесом, и не имеют никаких проблем в получении качественного древесного угля, столь необходимого для организации кричного металлургического процесса.
Английские же леса изводятся на цели металлургии угрожающими темпами. В средние века мы ещё можем слышать о благородном разбойнике Робин Гуде, который прячется вместе со своей бандой ватагой в непроходимом Шервудском лесе, но уже к началу XVIII века леса в Соединённом Королевстве практически сведены «под ноль».

Однако, одновременно с этим, растёт и добыча угля в Англии. С конца XVI века и до начала XVIII добыча угля возросла с 200 тысяч тонн до 3 миллионов тонн в год.
Надо сказать, что все эти 3 миллиона тонн угля в буквальном смысле были подняты на поверхность руками людей - механизация первых английских шахт была практически нулевой.


Ещё и в начале ХХ века ручная выкатка угля из шахт была вполне обыденным делом.

В XVIII веке угольная промышленность была наиболее развивающейся отраслью в Великобритании, заложившей фундамент промышленного переворота. Именно задачи обеспечения выкатки угля и откачки воды из шахт и двинули вперёд то, что мы назовём потом «английским паровым катком».
Первым паровым двигателем, заменившим конный привод водяных помп, был двигатель, созданный Томасом Сейвери в 1698 году и получивший название «друг шахтёра». Однако паровой двигатель Сейвери оказался неэффективным и опасным и прорывы труб и котлов стали постоянными спутниками рудничного и шахтного дела.

В середине XVIII века на английских угольных шахтах начали применять для водоотлива насос с паровым двигателем Ньюкомена, что позволило вести разработку обводнённых горизонтов уже на больших глубинах. В 1738 в угольной шахте в Уайтхейвене впервые были проложены стальные рельсы, заменившие деревянные и в шахтах начали появляться первые локомотивы.

С начала XIX века создаются новые технологические средства. На угольных шахтах стали применять вентиляторы с паровым приводом, безопасную рудничную лампу, которую изобрели одновременно в 1815 году англичане Гэмпфри Дэви и Джордж Стефенсон. С середины XIX века при подземной разработке угля для откатки вагонеток стали использовать пони.


Лошадки-пони изначально тоже были выведены отнюдь не для детских развлечений.

Однако сама выемка угля производилась вручную с помощью примитивного шахтёрского инструмента - обушка. С середины XVIII века в отдельных случаях для обрушения пластов начали применять взрывчатые вещества, в основном - дымный порох.
Шахтные установки: насосы центрального водоотлива, вентиляторы главного проветривания к середине XIX века уже имели паровой привод, в отдельных случаях применялся сжатый воздух. Использование электроэнергии на шахтах Великобритании началось с 1880 года, когда в стране уже было свыше 4000 шахт и ежегодная добыча составляла около 200 миллионов тонн угля. Первая врубовая машина с электродвигателем мощностью всего в 7,5 кВт начала работать на шахте «Нормантон» в Йоркшире в конце XIX века, а к 1903 году на шахтах Соединённого Королевства уже работало 149 врубовых машин.

В конце ХХ века, на пике своего нефтяного клондайка на запасах Северного моря, с ядерными реакторами Magnox, со сверхзвуковым «Конкордом» и с роскошными «Роллс-Ройсами», Великобритания потребляла около 220 миллионов тонн нефтяного эквивалента в год.
А к началу ХХ века та же Великобритания, всё ещё с массовым использованием ручного труда шахтёров, без дизелей или реактивных турбин, производила около 150 миллионов тонн нефтяного эквивалента в год.

И, конечно же, значительную часть этой энергии с прибылью для казны и для английского влияния в мире - экспортировала.
Теперь уже трудно поверить, что такая жесткая зависимость от импортного английского угля в той же дореволюционной России вообще могла существовать. Ведь Россия имела собственные угольные шахты и запасы нефти на Кавказе. Добыча нефти бурно развивалась не только в Баку и Грозном, но и в Соединенных Штатах, Румынии, Персии и в провинциях Оттоманской империи, ставших впоследствии Ираком. Только за океаном добыча новой энергии из нефти с 1900 по 1909 год выросла с 19,5 до 41 миллиона тонн. Во многих странах в начале ХХ века уже строились мощные гидроэлектростанции.
Однако на фоне «английского парового катка», который к 1913 году вышел на свой пик, добывая 292 миллиона тонн угля в год, всё это ещё было каплей в море.
Интересны и пути утилизации новой энергии нефти и падающей воды в начале ХХ века. В 1911 году германский профессор А. Швеманн опубликовал анализ мирового рынка энергоресурсов. Он подсчитал, что большая часть нефти - до 70% - шла на изготовление керосина, использовавшегося в керосиновых лампах, и смазочных масел. Так что на долю жидкого топлива для паровых котлов и топлива для взрывных моторов, как тогда именовался бензин, оставалось меньше трети от объёма добывавшейся тогда нефти.
Швеманн посчитал, что это количество способствует выработке различными двигателями 3,5 миллиона лошадиных сил мощности. Природный газ, добычу и использование которого начали в Соединенных Штатах, по расчетам профессора Швеманна, мог дать ещё 2,4 миллиона лошадиных сил. Мощность всех имевшихся на 1909 год в мире гидроэлектростанций оценивалась в 3,4 миллиона лошадиных сил.
На фоне потребности только одного Нью-Йорка ещё десятилетием раннее в 200 тысячах лошадей и всех проблем, сопутствующих нахождению скотины в городе - это уже были серьёзные количества энергии.

В то же самое время на угле вырабатывалось 127,6 миллионов лошадиных сил. Так что гегемония угля была полной и безраздельной.
И все же самое занимательное заключалось в том, что Великобритания отнюдь не была мировым рекордсменом по запасам каменного угля. По разведанным и перспективным залежам британцев далеко опережали американцы, канадцы, китайцы, немцы и русские. Но это ничуть не мешало Британии править бал на мировом угольном рынке. Ведь любая индустрия производства энергии создаётся отнюдь не за один день.

Угольная промышленность это термин, который включает в себя различные методы, используемые для извлечения углеродсодержащего полезного ископаемого называемого уголь, из земли.Уголь, как правило, расположен в пластах, глубоко под землей, высота которых от одного или двух до десятков метров

История добычи угля

Уголь использовался на протяжении веков как топливо в малых печах. Около 1800 года он стал основным источником энергии для промышленной революции, расширение железнодорожной системы страны упростило его использование.Великобритания разработала основные методы подземной добычи угля в конце 18 го века и вносила новые технологии в 19 и начале 20-го века.

К 1900 году США и Великобритания были главными производителями, за ней следуют Германия.

Однако нефть стала альтернативным видом топлива после 1920 года (как и природный газ после 1980 года). К середине 20-го века уголь, по большей части заменен в промышленном и транспортном использовании на нефть и природный газ или электричество, получаемое из нефти,газа, ядерной или гидроэнергии.

С 1890 года уголь был также политические и социальные проблемы. Профсоюзы шахтеров труда стали мощным движением во многих странах в 20-м веке. Часто, шахтеры были лидерами левых или социалистических направлений (как в Великобритании, Германии, Польше, Японии, Канады и США). С 1970 года, экологические вопросы были первостепенными, в том числе состояние здоровья шахтеров, разрушение ландшафта, загрязнение воздуха, и вклад в глобальное потепление. Уголь остается самым дешевым источником энергии с коэффициентом 50% и даже во многих странах (например, США) является основным видом топлива, используемых в производстве электроэнергии.

Ранняя история

Уголь был впервые использован в качестве топлива в различных частях мира в эпоху бронзы, 2000-1000 до н. Китайцы начали использовать уголь для отопления и плавки в период Воюющих царств (475-221 до н.э.). Им приписывают организацию производства и потребления в той степени,что в 1000 году эту деятельность можно было бы назвать промышленностью. Китай оставался крупнейшим в мире производителем и потребителем угля до 18-го века. Римские историки описывают уголь в качестве источника тепла в Британии.

Самое раннее использование угля в Америке было у ацтеков, которые использовали уголь не только за тепло и как украшения. Угольные месторождения вблизи поверхности были извлечены колонистами из Вирджинии и Пенсильвании в 18-м веке. Ранняя добыча угля была небольшой, уголь лежал либо на поверхности, или очень близко к нему. Типичные методы для извлечения включена добыча из ямы. В Британии, некоторые из самых ранних ям датируются средневековым периодом.

Добыча из небольших углублений была самой распространенной формой использования до механизации, которая произошла в ХХ веке.Новые возможности конечно увеличили уровень добычи угля,однако все еще оставляли значительное количество полезного ископаемого позади.

Промышленная революция

С момента своего происхождения в Великобритании после 1750 года, всемирная промышленная революция была зависима от наличия угля, мощных паровых машин и промышленного оборудования всех видов. Международная торговля расширилась по экспоненте, когда уголь стали использовать в паровых двигателях были построены железные дороги и пароходы в 1810-1840 эпохи. Уголь был более дешевым и более эффективным, чем древесина в большинстве паровых двигателей.Центральная и северная Англия в изобилии содержит залежи угля, поэтому много шахт были расположены в этих областях. С увеличением спроса,мелкомасштабная добыча стала непригодной,а угольные шахты становятся все глубже и глубже отдаляясь от поверхности.Промышленная революция прогрессировала.

Крупномасштабное использование угля стало важной движущей силой промышленной революции. Уголь был использован в производстве железа и стали. Он также используется как топливо в локомотивах и пароходах, движущий угольные паровые двигатели, что дало возможность перевозки очень больших объемов сырья и готовой продукции. Угольными паровых двигателей подключались многие виды техники и заводы.

Крупнейших экономических последствий использования угля в ходе промышленной революции были испытаны в Уэльсе и Мидлендсе в Англии, и в Рейне области реки Германии. Постройка железных дорог также сыграла важную роль в расширении на запад Соединенных Штатов в 19 веке.

США

Антрацит (или "жестких" уголь), чистый и бездымный, стал предпочтительным топливом в городах, заменяя лес примерно в 1850 году. Антрацит с северо-восточного угольного региона Пенсильвании был обычно использован для бытовых нужд, поскольку он отличался высоким качеством, с незначительным колличеством примесей. Богатые Пенсильвании антрацит поля были близки к восточным городам, и несколько крупных железных дорог, как чтение железной дороги контролировали антрацит поля. К 1840 году объем добычи каменного угля прошли миллионов коротких тонн знак, а затем четыре раза к 1850 году.

Битумная (или "мягкий уголь») добыча пришла позже. В середине века, Питсбург был основным рынком. После 1850 года,молодой уголь, что дешевле, но грязнее, вступил в спрос на железнодорожные локомотивы и стационарные паровые машины, и был использован для кокса в производстве стали после 1870 года. Вобщем добыча угля выросла до 1918 года, а до 1890 года он удваивается каждые десять лет, увеличиваясь с 8,4 млн. тонн в 1850 году до 40 миллионов в 1870 году, 270 миллионов в 1900 году, и достигнув 680 000 000 тонн в 1918 году. Новые молодые угольных месторождений открыты в Огайо, Индиане и Иллинойсе, а также Западной Вирджинии, Кентукки и Алабаме. Великая депрессия 1930-х годов снизил спрос угля на 360 млн. тонн в 1932 году.

Движение горняков, образованное в 1880 году на Среднем Западе, был успешным в его ударе за битумные поля на Среднем Западе в 1900 году. Тем не менее, союз шахт Пенсильвании превратился в национальный политический кризис в 1902 году. Президент Теодор Рузвельт принес компромиссное решение, которое сохранит поток угля, ввел более высокие заработные платы и сокращение рабочего дня для шахтеров.

Под руководством Джона Л. Льюиса движение шахтеров стало доминирующей силой угольных месторождений в 1930-х и 1940-х годов, создавая высокую заработную плату и льготы. Повторные удары вызвали общественности перейти от антрацита для отопления домов после 1945 года, и этот сектор рухнул.

В 1914 году на пике было 180 000 шахтеров "антрацит-угля", к 1970 году только 6000 остались. В то же время паровые двигатели прекращали свое использование на железных дорогах и фабриках, уголь был использован в основном для производства электроэнергии. Работа в шахтах насчитывала 705 000 мужчин в 1923 году, снизившись до 140 000 к 1970 году и 70000 в 2003 году. Экологические ограничения по уровню содержания серы в угле, и рост добычи на Западе, вызвало резкое снижение подземной добычи после 1970 года. UMW членства среди активных шахтеров снизилась с 160 000 в 1980 году лишь 16 000 в 2005 году, не состоящих в профсоюзе горняков преобладали. Американская доля в мировой добыче угля осталась на прежнем уровне около 20% с 1980 по 2005 год.

Эта статья готовилась к публикации раньше, чем началось нынешнее обострение отношений между Россией и Великобританией, но интерес к этой стране не случаен. В декабре 2017 года президент США Дональд Трамп подписал новую Стратегию национальной безопасности США, в которой одним из главных стратегических конкурентов Америки названа Россия. Великобритания была и остается верным союзником США, эти две страны все послевоенное время проводят согласованную внешнюю политику. По сути, Дональд Трамп, подписав документ, являющийся высшим в своеобразной иерархии всех, которые определяют стратегию этого государства, совершенно официально известил мир о начале Второй «Холодной войны».

Как и в войне традиционной, необходим анализ потенциала вероятного противника и его союзников, и начинать такой анализ логичнее всего именно с Англии. Аналитический онлайн-журнал Геоэнергетика.ru не занимается политической и военной аналитикой, нас интересует только геоэнергетика. Интересует она и США, что засвидетельствовано в новой Стратегии:

«Россия распространяет свое влияние в разных районах Европы и Центральной Азии через контроль над ключевыми энергетическими ресурсами»

Вот исходя из этого, мы и начинаем небольшой цикл статей об энергетике Великобритании, о ее слабых и сильных сторонах.

Как известно из курса географии средней школы, Соединённое королевство Великобритании и Северной Ирландии – это островное государство, расположившееся на острове, собственно, Великобритания, куда по умолчанию включается Уэльс и Шотландия, и северо-восточной части острова Ирландия, а также ряд совсем уж мелких образований на просторах Атлантического океана. Площадь государства, которое традиционно играет одну из ключевых скрипок в общемировой политике, в том числе энергетической, 244,1 тысячи км 2 , население по состоянию на 2015 год – более 65 млн человек. По объёму ВВП за 2017 год Британия занимает очень солидное для столь небольшой страны, пятое место, уступая лишь США, КНР, Японии и Германии. Россия, кстати, в этом же рейтинге на тринадцатом месте.

Политическая карта Великобритании, Рис.: thinglink.com

Мы не будем анализировать всю экономку Англии, нас интересуют только вопросы, связанные с энергетическими ресурсами, их транспортировкой, переработкой и использованием для генерации энергии. Логика проста – у Англии может иметься любой мощности оборонная промышленность и армия, но без бензина, дизельного топлива, в темноте и холоде на территории страны ни то, ни другое не будет иметь никакого значения. Если энергетические ресурсы и генерация энергии будут обходиться союзнику США по высоким ценам – Великобритания перестанет быть экономическим конкурентом России. Остается понять, возможно ли такое развитие событий для Британии или нет, а потому вернёмся, прежде всего, к нашим «геологическим баранам».

Великобритании грешно жаловаться на то, что матушка-природа её обделила запасами полезных ископаемых. В недрах островов таится ни много, ни мало…

Таблица 1, Запасы основных полезных ископаемых Великобритании:

Неплохо для страны с площадью меньше, чем Томская область, правда? Давайте бегло рассмотрим основные запасы, начав, как обычно, с нефти и газа.

Великобритания занимает 1-е место среди стран Европы по запасам нефти и 2-е место по запасам природного газа. Промышленные месторождения нефти и газа залегают под дном Северного моря на шельфе в пределах Центрально-европейского нефтегазоносного бассейна. Малые месторождения нефти и газа известны и на самих Британских островах (главным образом в Ноттингемшире), при этом большая часть их уже выработана. К основным нефтяным и газовым месторождениям Северного моря, которые разрабатывает Британия, относятся: Фортис, Монтроз, (глубиной 1’500 м), Магнус, Пайпер, Клеймор (2’400 м), Тистл, Данлин, Брент, Хаттон, Найниан, Корморант-Саут, Берил (2’700 м), Хьюэтт (около 3’300-3’600 м), Аргайл, Вайкинг, Индефатигейбл, Лимен (4’000 м). Относительно недавно было обнаружено новое нефтегазовое месторождение к западу от Шетландских островов, однако добыча там сопряжена со значительными трудностями. Инфраструктура отрасли вызывает уважение: на территории Британии расположено 113 различных предприятий и промышленных объектов, занимающихся транспортировкой и переработкой нефти, для природного газа эта цифра соответственно 189. Общая протяженность нефтегазовых транспортных магистралей – внушительные 15’729 километров.

Нефтегазовая отрасль объединённого королевства по состоянию на 2014 год своими силами добывала углеводородов в количестве 1,42 млн баррелей нефтяного эквивалента, 59% из которых приходилось на нефть и прочие жидкие продукты. В 2008 году Британия в Европе по объёмам добычи нефти и газа уступала только Норвегии, в мировом же масштабе королевство занимало общее 14-ое место (10-ое и 19-ое по нефти и ПГ соответственно). Если оглянуться немного назад, то официальная статистика свидетельствует, что за последние 40 лет силами британцев было добыто 39 млрд баррелей углеводородов в нефтяном эквиваленте, а пиковая добыча углеводородов пришлась на 1999 год. По итогам 2008 года нефте- и газодобывающие компании отчитались о суммарной добыче 1 млрд 549 млн баррелей нефти и 68 млрд кубометров газа.

Производство (синий граф) и потребление (коричневый граф) Великобританией нефтепродуктов (млн баррелей в сутки)

Собственное производство нефти Соединённым королевством (ежегодно, млн м 3)

Производство (синий граф) и потребление (коричневый) Великобританией природного газа (млрд м 3)

Сразу отметим, что, обладая самыми большими в Старом Свете запасами углеводородов, Великобритания не в состоянии полностью закрыть собственные потребности. Об этом свидетельствуют неумолимые цифры статистики – за 2013 год страна потребила 1,508 млн баррелей и 77,5 млрд кубометров природного газа. По данным фундаментального издания Oil and Gas – UK Production Data Release (UKCS) в 2008 году собственные добычные возможности покрывали потребности острова по нефти на 97%, а по газу на 75%. При этом прогнозируется, что к 2020 году генерация энергии на базе углеводородов в сумме будет доходить до 70%, а выполнить решение правительства об обязательной 20% квоте ВИЭ будет крайне затруднительно. Согласно прогнозам UKCS , к 2020 году собственная добыча будет покрывать только 40% потребностей. Следовательно, можно уверенно утверждать, что с каждым годом зависимость туманного Альбиона от импортёров углеводородов будет увеличиваться. Немного спасает в этой ситуации то, что Англия является одной из главных мировых торговых площадок, где торгуются нефть и газ. Сюда, например, можно отнести ICE Futures (бывшая биржа International Petroleum Exchange ), где торгуется та самая нефть марки Brent, которая добывается неподалёку. То есть, нефть и газ, добываемые самой Британией, относительно недалеко транспортируются и тут же продаются. Логистическое плечо невелико, биржа тоже «домашняя», что позволяет в определённой степени влиять на рынок и ценообразование.

Ваш уголь, сэр

Что касается угля, то и тут джентльменам из-за Ла-Манша грешно жаловаться, как-никак первое место в ЕС по объёму запасов. Высшие силы столь щедро одарили недра короны качественным каменным углём, что на протяжении почти двух веков понятие «уголь» неразрывно ассоциировалось со словом «Кардифф», и мы рассмотрим эту часть чуть более подробно.

На территории Великобритании расположены целых четыре группы угольных бассейнов:

  • Южная — Южный Уэльс, Сомерсет-Бристоль, Кент (месторождения Энглси, Флинтшир, Денбигшир, Монмаутшир, Бреконшир, Гламорганшир, Пемброкшир с общими запасами 43 млрд тонн);
  • Центральная — Йоркшир, Ноттингемшир, Уоррикшир, Стаффордшир, Северный Уэльс (месторождения Дербишир, Лейсестершир, Уорчестершир, Кли Хилл и другие с запасами в 90 млрд тонн);
  • Северная — Нортумберленд, Дарем, Камберленд (16 млрд тонн);
  • Шотландская — Шотландские бассейны (Канонби, Эйршир, Аргиллшир, Ланкашир, Уэст Лотиан, Пиблсшир с запасами около 13,5 млрд тонн.

Пласты угля на них пусть и маломощные, в среднем около 2 метров, зато при этом они составлены замечательными каменными углями от длиннопламенного (марка Д) до антрацитов (марка А).

Кроме того, в Британии имеются отдельные угольные поля, не включенные ни в один бассейн. Это Норт-Йорк Мурс, Коксуолд, Кросби Рейвенуорт, Йоркшир Дейлз, Лун Вэлли, Бакстон, Боуви Трейси, Кент (лигнит) и Брора. Стоит ли удивляться, что исторически Англия была законодательницей «угольной моды» во всём мире?

Добыча (красный граф) и импорт угля (черный граф) в Великобритании (млн тонн/год)

В 50-60-ых годах прошлого столетия, по мере накопления финансовых ресурсов и следуя в ногу с прогрессом, Британия начала неуклонное снижение добычи собственного угля. Темпы поражают: в 1960 году Англия добывала 197 млн тонн угля, а в 1984 уже всего 50 млн Естественно, что подобное радикальное урезание сопровождалось закрытием и ликвидацией угледобывающих предприятий. При этом британское правительство, «педалирующее» закрытие собственных шахт, отнеслось к собственным гражданам просто наплевательски. Для увольняемых пачками шахтёров не было предусмотрено никаких программ социальной адаптации или профессиональной переориентации. На этом фоне совершенно логичным выглядел рост протестных настроений в обществе и то, что профсоюз горняков вёл с правительством крайне агрессивную полемику, выбив в какой-то момент даже повышение уровня зарплат.

Горняки и премьер-министр Великобритании (1979-1990) Маргарет Тэтчер

В начале 1984 года правительство под руководством Маргарет Тэтчер объявило о планах закрытия сразу 20 угольных шахт и разрезов. Многотысячная армия английских горняков в буквальном смысле слова встала на дыбы – страну охватил всеобщий угольный страйк, который длился целый год, до марта 1985. Правительство жесточайше подавило протест: был принудительно распущен совет директоров компании British Coal , а Демократический союз горняков был расформирован и запрещён на законодательном уровне. В 1989 году была полностью прекращена добыча угля в графстве Кент. В 1994 правительство Джона Мейджора приватизировало прошедшую реструктуризацию British Coal , было объявлено об её окончательной ликвидации с передачей части прав и обязательств компании UK Coal .

Добыча угля продолжала катастрофически сокращаться. Если на рубеже 1984-1995 годов среднегодовая добыча составляла около 50 млн тонн, то к 2009 году этот показатель опустился до 17,8 млн тонн. В настоящий момент Великобритания добывает скромные 7 млн тонн угля в год, и по этому показателю она уже с трудом входит в первую десятку стран Европы, уступая даже таким странам, как Турция и Чехия. В период с июля по декабрь 2015 года были закрыты одни из последних угольных шахт: Hatfield Colliery (Hatfield Colliery Ltd, Ланкашир), Kellingley Colliery (UK Coal Operations Ltd, Йоркшир) и Thoresby Colliery (UK Coal Operations Ltd, Ноттингемшир).

Гремевшую когда-то славу поддерживают всего три действующих предприятия: Monument Colliery (Ray Ashly, Richard Daniels, Neil Jones, Форест-оф-Дин), Hill Top Colliery (Grimebridge Colliery Company Ltd, Ланкашир) да Ayle Colliery (Ayle Colliery Company Ltd, Нотумберленд).

Где зарыта собака Баскервилей

А как же Великобритания собирается закрывать такую пробоину в собственном корабле энергетической безопасности? Ведь, если страна исключает из собственной схемы один из ключевых способов энергогенерации, то это место, по логике, должно чем-то замещаться. Ведь не собирается же, в самом деле, Англия сворачивать производства и морозить собственных граждан в квартирах? Не собирается.

В 2015 году Великобритания потребила 2,249 млрд кВт/ч или 2’763,98 кг нефтяного эквивалента на душу населения, что в пересчёте на душу населения равно энергопотреблению в 34,82 МВт/ч или 3 тонны в нефтяном эквиваленте. Это немало, ведь на тот же период в среднем по миру энергопотребление составляло 21,54 МВт/ч или 1,85 тонн. Общая потребность короны в электричестве рассчитывалась с прицелом на цифру 34,42 ГВт (301,7 млрд кВт/ч в год), при этом государство смогло полностью покрыть собственные нужды только используя импорт энергоресурсов.

Изначальной причиной снижения добычи собственного угля стала борьба за улучшение состояния экологии, в первую очередь, чистоты воздуха. В июле 2009 года правительство Гордона Брауна приняло программу, ставившей целью довести производство электричества на базе ВИЭ до 30%, а к 2020 использование низкоуглеродных энергетических ресурсов, как ожидается, должно дойти до 40%. Надо отдать британцам должное их страна сегодня считается одной из самых успешных в плане, например, ветрогенерации: на конец 2014 года ветряки производили 9,3% всего электричества. Но о том, что происходит с энергетической системой в случае роста генерации электроэнергии на ВИЭ, мы постараемся рассказать и показать отдельной статьей.

Отдельно нужно упомянуть, что хитрые джентльмены не были бы собой, если бы не умели извлекать выгоду в практически любой ситуации. Когда в 2008 мир и Европу охватил тотальный финансовый кризис, общеевропейское потребление электроэнергии просело сразу на 5%, потянув за собой сопутствующее снижение производства во всех ключевых сферах. Этим не замедлила воспользоваться Британия. Благодаря резкому сокращению импорта электричества с материка она сократила свой торговый дефицит на целых 8%. В период 2007-2015 потребность в электроэнергии в Британии сократилась с 61,5 до 52,7 ГВт.

Для того чтобы понять, как же англичанам удалось «вынуть» уголь из собственной системы энергонерации, давайте для начала рассмотрим саму её структуру. По состоянию на 2016 год собственное производство электричества короны держалось на отметке 357 млрд кВт/ч, источниками же служили:

  • Газ: 40,2% (0,05% в 1990)
  • АЭС: 20,1% (19% в 1990)
  • Ветрогенерация: 10,6% (0% в 1990) из которых:
    – Береговые станции: 5,7%
    – Морские станции: 4.9%
  • Уголь: 8,6 (67% в 1990)
  • Био-энергетика: 8,4% (0% в 1990)
  • Солнечная энергия: 2,8% (0% в 1990)
  • ГЭС: 1,5% (2.6% in 1990)
  • Нефть и аналоги: 7,8% (12% в 1990)

На сегодня Великобритания более-менее урегулировала все вопросы с производством, импортом и распределением электричества, а начиналось всё не столь радужно. В начале 2000-ых годов островное государство, находясь в «переходном периоде», испытывало совсем не смешные проблемы. В обиход граждан Альбиона само собой просочилось и закрепилось доселе неизвестное понятие Power Gap (энергетическая дыра). Связано такое проседание было как раз с уходом от угольной генерации на этот временной отрезок пришлось закрытие целого ряда угольных ТЭС, не отвечающих требованиям Директивы Европейского союза 2001/80/EC. Началось и плановое сокращение производства на АЭС Magnox, которую намеревались вывести из эксплуатации к началу 2015 года. Ситуация была столь критичной, что другой, старейшей в стране АЭС – AGR, срок эксплуатации был одним махом продлён сразу на 10 лет. Точно также сроки продлевались и продлеваются до сих пор для «сестёр» AGR.

Энергетическая политика «англичанки» в настоящий момент выглядит, как хаотическое метание из одной крайности в другую, что вызвано попытками потакать требованиям экологов и защитников окружающей среды. Требования хорошие, милые и добрые, вот только слегка оторванные от реальности и понимания процессов поддержания и развития производства, энергетики в целом и обеспечения минимальных потребностей хотя бы жилищного сектора. Как показал нежданный визит генерала Мороза на Британские острова в феврале этого года, протесты и картинки с котиками это очень здорово, но вот российский газовоз, прибывший с грузом СПГ с Ямала – это значительно лучше. И теплее. Как подтвердили события зимы, стране, со всех сторон окруженной не самым дружелюбным Атлантическим океаном, стоило бы задуматься о действительно надёжных базовых источниках энергии. В противном случае весьма высока вероятность появления в лексическом обороте понятия «Power Gap-2». Много денег и управление финансовыми потоками это хорошо, но даже набитые валютой сухогрузы не могут обеспечить работу металлургических комбинатов, машиностроения, автомобилестроения и кораблестроения, равно как они не нагреют воду в бытовых радиаторах где-нибудь в домах графства Сассекс.

Арктический газовоз «Кристоф де Маржери» (Россия), Фото: fr.rbth.com

Сегодня Великобритания практически не имеет программы, связанной с развитием атомной энергетики, хотя в 1958 году Великобритания построила вторую в мире АЭС, опередив в этом США. Дело в том, что в 60-е годы прошлого века произошла целая череда открытий нефтяных и газовых месторождений в Северном море, и для атомной энергетики Англии наступила многолетняя «газовая пауза». Газа было много, он был недорог, экологически практически чист, строительство электростанций на нем обходилось значительно дешевле, чем возведение АЭС. Англия сумела сохранить в исправном состоянии только ту часть атомного проекта, которая обеспечивает ядерно-оружейный комплекс и функционирование имеющихся АЭС, которые относятся к поколению I и II. Такая отрасль, как реакторостроение, в Англии в буквальном смысле этого слова просто умерла – ушли все те высококвалифицированные специалисты, которые обеспечили технологический прорыв 60 лет тому назад. Все планы, связанные с обновлением «парка АЭС» в Англии связаны с надеждами на чужие, импортные технологии – французские, американские, а теперь уже и корейские с китайскими. Что из этих планов может получиться – отдельная тема, которой мы коснулись только для того, чтобы показать, на каком фоне в Британии продолжается отказ от добычи и использования угля.

С учётом отрицательных температурных рекордов последних двух лет, бедственного положения в атомной энергетике и продолжающегося «угольного бойкота» как бы не получилось, что все заигрывания с Green Peace и прочими прекраснодушными ребятами окажутся «стрельбой себе по ногам». Ветровая и солнечная энергетика теоретически способны решить проблему генерации электрической энергии, а вот для генерации тепла они просто бесполезны. Тем более, что с добычей нефти и газа на шельфе Северного моря ситуация обстоит далеко не радужно – запасы месторождений истощаются все больше, в прошлом году Англия закрыла свое крупнейшее подземное хранилище газа. Но о том, как эта страна собирается комбинировать импорт трубопроводного газа и СПГ – не в этой статье.

Что же касается угля, то уже с 1970 года Британия активно наращивает его импорт, замещая собственную добычу. В числовых показателях импорт с нуля в 1970 году вырос до 50 млн тонн в году 2015-м, то есть страна не отказывается от угля полностью, Англия просто переключилась на закупки высококачественных углей за границей.

Уголь – быть или не быть?

Мы утверждаем, что добыча и производство (переработка и обогащение) угля во всём мире, включая и Великобританию, и Китай, никуда не денется и не сократится. Более того, уголь будут добывать со всё возрастающими темпами. Как это коррелирует с воплями экологов и статистикой, утверждающей, что те же Британия и Китай сокращают собственную добычу? Очень просто.

Британия уже не первое столетие является финансовым центром Европы, здесь сосредоточены официальные, а также «серые» и «чёрные» финансовые потоки. Китай сегодня и вовсе «громадный сундук с долларами», которые он зарабатывает, продавая всему миру свою продукцию, от кроссовок и электроники до бульдозеров и судов ледокольного класса. Обе страны располагают громадной оборотной денежной массой, которая позволяет на радость их отечественным экологам сокращать собственную добычу, при этом полностью закрывая собственные потребности импортом из других стран. Логика достаточно проста – зачем вам вести добычу собственных полезных ископаемых, если у вас столько денег, что вы можете себе всё купить? Свои же запасы никуда не денутся, лежали английские угли в земле 200 миллионов лет, ну, полежат ещё 50-100-200 лет. Параллельно и экология не страдает, и порты с железными дорогами загружены работой. Тут, извините, как в старом анекдоте, – вначале мы покурим твои сигареты, а потом каждый свои.

Однако нужно понимать, что будущее угля, начиная уже с сегодняшнего дня, это не банальное сжигание в печах. С каждым годом уголь будет всё меньше сжигаться, но всё больше обогащаться, газифицироваться, из него будут получать всё более широкий ассортимент продуктов глубокой переработки – от графита и искусственных алмазов до бензина. С нашим мнением можно не соглашаться, но мы считаем, что предполагаемый сценарий развития мировой угольной отрасли будет выглядеть следующим образом:

  • богатые страны будут снижать собственную добычу угля, покрывая потребности импортом;
  • чем дальше, тем меньше уголь будут просто сжигать (ибо это как топить ассигнациями);
  • чем дальше, тем уголь будут больше перерабатывать и обогащать;
  • со временем номенклатура продуктов переработки, получаемых на базе угля, будет только расти.

И, разумеется, несколько слов в адрес наших отечественных хулителей России, в ассортименте поводов для плача Ярославны которых есть и «угольный миф». Мол, вот развитые страны всё покупают, а мы в России только копаем-копаем, разбазаривая собственные недра. Это и так, и не так. В тот самый момент, когда Китай начал снижать собственную добычу угля, у нашей угольной промышленности, которая в тот момент, чего греха таить, надсадно кашляла и подумывала тихо умереть, открылось второе дыхание. Энергетика, как и природа, не терпит пустоты, и на место выпавших собственных мощностей добычи тут же встали другие, в том числе угольные компании России. Понятно, что просто продавать уголь-«сырец» чересчур примитивно и было экономически обоснованно лишь в момент возрождения отрасли. В настоящий момент акцент России должен делаться на глубокое обогащение собственного добытого угля с последующей продажей именно таких продуктов. Тут вам и огромная добавленная стоимость, и, соответственно, резкое увеличение наполняемости бюджета. Всё это, естественно, растёт из новых фабрик, лабораторий научных центров, которые хорошо было бы построить ещё вчера. А это новые рабочие места, заказ на специалистов из профильных ВУЗов и ещё тысяча полезных вещей.

Если наши угольные компании – а после 90-х годов у России этот сектор стал полностью, на все 100% частным – смогут объединить свои усилия для проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по развитию своего сектора, ситуация с экспортом угля изменится радикально. Технологии сжигания угля в «кипящем слое», ожижения газа, его химической переработки уже существуют, но далеко не все из них «импортозамещены», их стоимость все еще весьма высока, в том числе и по причине того, что они все еще остаются не поточными, а практически «штучными». Не будет такого объединения и инвестиций в проведение НИОКР – разумно будет, если наши политики займутся государственным регулированием развития угольной отрасли. В недавнем послании Федеральному собранию президент России говорил, в числе прочего, и о необходимости резкого роста ВВП за счет высокотехнологичного производства, и нам хочется надеяться, что появится и государственный план достижения этой цели.

Авторское послесловие

Каким может быть ближайшее энергетическое будущее Англии? Забегая чуточку вперед, до подробного анализа ситуации в прочих отраслях энергетики, мы склонны сделать следующий вывод. Великобритания – это островное государство, находящееся в зоне непрогнозируемых климатических колебаний. Стремление к чистому экологическому завтра очень похвально, но факт остаётся фактом – все альтернативные источники энергии сегодня несовершенны, обладают крайне низким КПД и в подавляющем большинстве случаев финансово убыточны, без бюджетных вливаний они нерентабельны. Поддержание и развитие базовых генерирующих мощностей с каждым годом становится для Соединенного Королевства все более острой проблемой, решение которой потребует массы усилий. В противном случае мы сильно подозреваем, что однажды британская корона, окружив себя по периметру ветряками и солнечными батареями и изрядно продрогнув, поймёт, что всё это очень хорошо, но от законов физики никуда не убежать.

Энергетический сектор Великобритании является одним из самых важных отраслей экономики страны. В результате мирового экономического кризиса 20-30х годов трудности, которые были связаны с упадком традиционных отраслей промышленности и утратой промышленной монополии, сильно обострились. Наиболее радикальным шагом к стабилизации положения в стране была национализация ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, энергетической, транспортной и др. Однако на рубеже 80-х годов консервативное правительство осуществило переоценку ценностей и идей касательно вмешательства правительства в экономику.

Введение 3
Господство угля 3
Начало двадцатого века. Появление новых видов топлива 3
Приватизация. 3
Забастовка шахтёров 1984-1985 годов 3
Пики и спады угледобываюей промышленности Великобритании. 3
Угольный сектор в 21 веке 3
Заключение 3
Список литературы: 3

Работа содержит 1 файл

Правительство Российской Федерации

Государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

Национальный исследовательский университет –

Высшая школа экономики

Факультет Мировой экономки и мировой политики

по дисциплине

«Международные экономические отношения и конъюнктура мировых товарных рынков»

«Рынок угля Великобритании в 19-21 вв.»

Выполнила студентка 2ого курса

Курило А.В., группа 263

Проверил(а):

Орешкин В.А.

Введение 3

Господство угля 3

Начало двадцатого века. Появление новых видов топлива 3

Приватизация. 3

Забастовка шахтёров 1984-1985 годов 3

Пики и спады угледобывающей промышленности Великобритании. 3

Угольный сектор в 21 веке 3

Заключение 3

Список литературы: 3

Введение

Энергетический сектор Великобритании является одним из самых важных отраслей экономики страны. В результате мирового экономического кризиса 20-30х годов трудности, которые были связаны с упадком традиционных отраслей промышленности и утратой промышленной монополии, сильно обострились. Наиболее радикальным шагом к стабилизации положения в стране была национализация ряда ведущих отраслей промышленности: угольной, энергетической, транспортной и др. Однако на рубеже 80-х годов консервативное правительство осуществило переоценку ценностей и идей касательно вмешательства правительства в экономику. Она была направлена в пользу конкурентного, свободного рынка. Для соответствия темпам развития энергетики во всем мире, стране был необходим переход к рыночной системе. Данная работа приводит тому доказательства и анализирует динамику цен на уголь, изменение спроса на данное сырье, а так же доли угля в энергетическом секторе Великобритании.

Господство угля

Средневековая Великобритания была преимущественно страной с аграрной экономикой. Спрос на тепло начал увеличиваться с ростом численности населения и экономической деятельности. До открытий месторождений газа и нефти в Северном море в Великобритании в качестве отопительного топлива использовались биомассы, такие как древесина, уголь, а так же торф и навоз. До тринадцатого века древесина и древесный уголь являлись основными источниками топлива, так как были легкодоступны, и реальная цена на них была достаточна, стабильна 1 (рисунок 1).

Рисунок 1 2 .

Результатом избыточного спроса на традиционные виды топлива было то, что домашние хозяйства и промышленности начали активно использовать уголь в производстве. Рост экономической активности на протяжении всего девятнадцатого века, в частности, до 1870 года, был одним из самых быстрых на протяжении рассматриваемого промежутка времени (начиная с двенадцатого века).

Начало использования парового двигателя на рубеже восемнадцатого века сделало угольную промышленность одним из наиболее важных секторов экономики. Паровой двигатель стал дешевой заменой рабочей силы. Использование топлива продолжало расти от 7,6 млн. тонн в 1869 году и до 18 млн. тонн в 1913 году. К началу девятнадцатого века уголь уже был основным видом топлива, используемым в Великобритании. Домохозяйства потребляли около половины добываемого угля. Объем потребляемого угля внутри страны удвоился с 9 млн. тонн угля до 19 млн. тонн, в период с 1816-1669, а затем снова удвоился до 35 млн. тонн в период с 1869 по 1913 год. (Таблица 1).

Таблица 1 3

Ожидания роста цен на уголь, в сочетании с технологическими усовершенствованиями могут объяснить улучшения в отрасли в дальнейший период времени. 1913 год был пиком добычи угля в период длиной более чем в 800 лет угольной промышленности. (Рисунок 2).

Рисунок 2 4

Начало двадцатого века. Появление новых видов топлива

Двадцатый век характеризуется сильнейшей зависимостью страны от электроэнергии. Экономическая активность быстро развивалась на протяжении всего столетия, и спрос на электроэнергию так же рос. Развитие приостановилось из-за Первой мировой войны и Великой депрессии, что начало снижать общий уровень потребления угля. К этому времени более низкие цены на альтернативные источники энергии и распространение технологических инноваций, в частности улучшение работы электрогенераторов, других электрических приборов и двигателей внутреннего сгорания, были важным стимулом для увеличения разнообразия источников энергии, что опять-таки влекло за собой снижение потребления угля.

Открытие в 1970 году газовых и нефтяных месторождений в южной и центральной, соответственно, части Северного моря повлекло за собой открытие восьми крупнейших месторождений с запасами нефти объемом свыше 1027,4 млн. тонн 5 .

Приватизация.

Великобритании, в период 1960-х годов, существовало почти единое всеобщее мнение, что для энергетического сектора лучший способ регулирования - государственное планирование. Угольная, газовая и электрическая промышленности были национализированы, как и атомная энергетика, и находились в руках государства. Однако вскоре строгая приверженность режиму планирования стала слабеть, начиная с 1970-х годов. Суть таких изменений скрывалась в давлении обстоятельств, подчеркивающих плюсы рыночной системы. Новый «консенсус» имел идею того, что рынки должны иметь возможность работать, в то время как государство должно их сдерживать для выявления несовершенств, недостатков и, соответственно, применять меры по борьбе с ними.

В 1979 году 71-м премьер-министром Великобритании стала Маргарет Тэтчер. Консервативное правительство Тэтчер и растущее к тому времени признание идей свободного рынка начало реализацию перехода к конкурентному рынку путем денационализации крупных монополистических корпораций, а именно продажей акций компаний частному сектору. Приватизация в Великобритании заменила государственные монополии конкурентоспособными предприятиями, предоставляющими выбор для потребителей и снижение цен на ресурсы.

На графике хорошо виден рост потребления газа после приватизации, что так же способствовало уменьшению потребления угля в Великобритании (Таблица 2).

Таблица 2 6

График 1 7

Забастовка шахтёров 1984-1985 годов

Важнейшим фактором, повлиявшим на спад угольной промышленности, была забастовка шахтёров 1984-1985 годов. Она стала крупнейшим проявлением конфронтации между профсоюзами и британским правительством. В марте 1984 года Национальное управление угольной промышленности 8 http://en. wikipedia.org/wiki/National_ Coal_Board выступило с предложением о закрытии 15% государственных шахт и сокращении 20 тысяч рабочих мест. Две трети шахтёров страны под руководством Национального союза горняков 9 объявили общенациональную забастовку. Однако «железная Леди» дала отпор.

Спустя год после начала забастовки, в марте 1985 года, Национальный союз горняков был вынужден отступить. Правительство Великобритании закрыло в 1985 году 25 нерентабельных шахт, а к 1992 году их число составило 97. Оставшиеся шахты были приватизированы. Десятки тысяч человек лишились работы.

Однако главным последствием поражения забастовки стала полная реструктуризация угольной отрасли. Более ста нерентабельных шахт было закрыто. Если к концу забастовки в Великобритании работало около 170 шахт, то сейчас в стране действует около 15 шахт. Оставшиеся шахты - это частные предприятия, ставшие рентабельными и конкурентоспособными.

Пики и спады угледобывающей промышленности Великобритании.

Наивысшего подъёма угольная промышленность Великобритании достигла в 1913 году, а затем стала сокращаться. На графике 2 так же хорошо виден резкий спад в добыче угля в 1984 году, что стало последствием забастовки шахтеров.

Удельный вес Англии в угледобыче всего мира, составлявший в середине XIX в. 65 % и в 1913 - 22 %, также уменьшился.

Упадок английской угольной промышленности был вызван рядом причин:

  • развитие угледобывающей промышленности других стран,
  • увеличение мирового экспорта, что усилило конкуренцию британского угля,
  • сокращение потребления угля из-за развития добычи альтернативных энергетических ресурсов,
  • и др.

Угольный сектор в 21 веке

Добыча угля в Великобритании продолжила падать. В 2010 году объем добываемого угля составил 18,2 млн. тонн, что составляет всего лишь 0,3 % от мировой добычи

График 2 10

Запасы угля на конец 2010 года составили 228 млн. тонн, что составляет 2,5 % от мировых запасов (860938 млн. тонн.) 11

График 3 12

Двадцатый век стал свидетелем упадка спроса на уголь, который представлял почти 100% рынка в 1913 году, 15% его использования сегодня. Нефть в настоящее время обеспечивает 35% рынка, а природный газ -40%.

Таблица 3 13

График 4 14

В рамках программы реформирования энергетического рынка Правительство Великобритании разработало меры по поддержке угольной промышленности страны, которые позволили снизить темпы сокращения производства, разработать и внедрить новое оборудование и технологии в угольный сектор страны. Как известно, в деле о загрязнении окружающей среды угольная промышленность занимает первое место. Внедрение новых технологий может способствовать развитию промышленности. Например, На новых тепловых станциях предполагается использование технологии «угольной газификации», при которой уголь сначала превращается в газ, который очищается перед сжиганием, при этом сера, ртуть, свинец и углерод могут быть удалены из газа перед сжиганием.

Заключение

С увеличением численности населения и темпов экономической деятельности увеличился спрос на тепло. До двадцатого века угольная промышленность Великобритании была лидирующим в энергетическом секторе. 1913 год является пиком добычи угля, когда объем добычи составил более 200 млн. тонн в год. Начало использования парового двигателя на рубеже восемнадцатого века сделало угольную промышленность одним из наиболее важных секторов экономики. Использование топлива продолжало расти от 7,6 млн. тонн в 1869 году и до 18 млн. в 1913 году. К началу девятнадцатого века уголь уже был основным видом топлива, используемым в Великобритании. Двадцатый век характеризуется сильнейшей зависимостью страны от электроэнергии. Экономическая активность быстро развивалась на протяжении всего столетия, и спрос на электроэнергию так же рос.

Открытие месторождений в Северном море позволило Великобритании развить нефтяной и газовые сектора экономики, что повлекло за собой снижение спроса на уголь. Приватизация газового и электроэнергетического секторов снизила цены на эти ресурсы, за счет чего на них сильно вырос спрос. Кроме того, упадок угольной промышленности так же связан с увеличением мирового экспорта угля, что усилило конкуренцию британского угля, с сокращением потребления угля из-за развития альтернативных секторов энергетики и др. Однако главной причиной упадка угольного сектора Великобритании была забастовка шахтеров в 1984-1985 годах.

Таким образом, двадцатый век стал свидетелем упадка спроса на уголь. Если в начале 20 века уголь занимал почти 100% энергетического рынка Великобритании, то сейчас он составляет всего лишь 15%.

Список литературы:

  1. Colin Robinson «Energy Economists and Economic Liberalism». Energy Journal; 2000, Vol. 21 Issue 2, p.1, 22p.
  2. Roger Fouquet, Peter J G Pearson « A Thousand Years of Energy Use in the United Kingdom ». The Energy Journal. Cleveland: 1998. Vol. 19, Iss. 4; pg. 1, 41 pgs
  3. Paul J.Frankel « Principles of petroleum – then and now». The Energy Journal 10, n 2 (April 1989): pp1(5).
  4. David Stewart «The history of oil exploration and development in the northern North Sea».
  5. Nigel Essex «Privatization of energy: was it necessary? »
  6. George C. Band «Fifty Years of UK Offshore Oil and Gas». The Geographical Journal, Vol. 157, No. 2. (Jul., 1991), pp. 179-189.

1 Rackham, O. (1980). Ancient Woodlands: Its History, Vegetation and Uses in England. London: Edward Arnold.



Поделиться