Основная форма осуществления торговли греции. Хозяйственная деятельность афин и спарты

Географическое положение Греции и характер ее жителей одинаково благоприятствовали развитию мореплавания и торговли, в особенности же морской торговли. Море было их родной стихией. Подобно всем плававшим на море народам, они в доисторические времена занимались, по-видимому, морским разбоем. В торговле их учителями с самого начала были финикийцы. В этом деле греки оказались очень понятливыми учениками, хотя, как и в искусстве мореплавания, они не сравнялись с учителями. Дурные черты финикийских торговцев, за которые греки их презирали, были переняты ими самими очень скоро. Разницы в солидности и честности между греками и финикийцами не было никакой. По отзыву Демосфена, предприимчивый и вместе с тем честный купец был чудом.

Тем не менее, торговлей занимались даже такие почтенные и выдающиеся люди, как Солон, Платон, Гиппократ, Фалес и Зенон. Стремления к наживе были сильнее предубеждений. Несомненно, однако, то, что в Греции особенно в Афинах, о которых мы имеем больше всего сведений, торговля действовала деморализующе на и без того слабую нравственность населения.

Малоазийские греки получали продукты Азии частью морем от финикийцев, частью же сухим путем через соседние страны - Лидию и Фригию, откуда подвозили их к морю. Из Лидии же они впервые получили чеканную монету - основу всякой правильной торговли. В 700 г. до н. э. первый из греческих городов, город Фокея, отчеканил монету. На ней был изображен, в виде городского герба, морской котик. Ионийские города, в особенности Милет, были первыми греческими городами, достигшими богатства и расцвета благодаря торговле и первыми начали обширную колонизацию, распространившую греческую культуру по всему побережью Средиземного моря. Среди островных греков своим участием в торговле в северной части Архипелага выделились лемносцы, а в южной, до Крита и Элиды - эгиняне, которые значительно раньше остальных греков обнаружили склонность к торговле; из береговых греческих государств выделился Коринф, получивший название "богатого" (Фукидид, I, 13), который благодаря своему выгодному географическому положению, поддерживал сухопутную торговлю с Пелопоннесом и в то же время был посредником в торговых сношениях Востока с Западной Грецией и Италией. Коринф был центром, где быстро расцветали искусства и ремесла; число одних рабов достигало в нем 460 000 человек. Пелопоннес при наличии спартанских воззрений, принимал очень незначительное участие в торговле и промышленности. Тем не менее, в 670 г. до н. э., при царе Арголиды Фейдоне, были отчеканены первые в европейской Греции монеты и установлены меры и веса.

Географическое положение.

Греция - государство в Юго-Восточной Европе, расположенное в южной части Балканского полуострова и на прилегающих островах (Крит, Родос, Самос, Эвбея, Лесбос, Хиос, Спорады, Киклады, Керкира, и др. – всего свыше 3 тыс., из которых около 200 заселены). Омывается Ионическим, Средиземным и Эгейским морями. Протяженность береговой линии (без островов) – около 15 тыс. км, сухопутной границы (с Албанией, Македонией, Болгарией и Турцией) – 1.170 км.

Площадь – 131,94 тыс. кв. км, в т.ч. свыше 25 тыс. кв. км приходится на острова.

Население – 11,35 млн. чел. Плотность населения 86 чел. на 1 кв. км. 65,7 % населения проживает в городах, сельское население составляет 34,3 %.

Национальный состав: свыше 90% – греки, остальные турки (более 140 тыс.), официально признаваемые в качестве «мусульманского меньшинства», албанцы и др. В стране проживает значительное число иммигрантов из стран Юго-Восточной Европы, СНГ, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии.

Язык и религия. Государственный язык – греческий (новогреческий), господствующая религия – православное христианство. Небольшую часть населения составляют греки-католики и этнические турки-мусульмане.

Административное устройство. Страна разделена на 51 ном (префектуру), которые объединены в 13 провинций, соответствующих 10 историко-географическим районам: Большие Афины, Эпир, Фессалия, Ионические острова, Центральная Греция, Пелопоннес, Македония, Фракия, о-ва Эгейского моря, остров Крит. Особой административной единицей является район Святой горы Афон, представляющий собой автономную монашескую область.

Столица – город Афины (население Больших Афин, включая Пирей – 3,4 млн. чел.).

Крупнейшие города: Салоники – более 1 млн. чел., Патры – около 350 тыс. чел., Ираклион – около 300 тыс. чел., Волос – более 130 тыс. чел.

Национальный праздник: День независимости – 25 марта (годовщина начала революции 1821 г., отмечается с 1838 г.).

Государственный строй. Греция обрела национальную независимость в 1830 г. в результате национально-освободительной борьбы греческого народа в 1821 – 1829 гг. против турецкого ига.

В соответствии с Конституцией 1975 г. Греция – парламентская республика. Глава государства – Президент, избираемый парламентом сроком на 5 лет.

Парламент – однопалатный, состоит из 300 депутатов, избираемых сроком на 4 года всеобщим, прямым и тайным голосованием на основе системы, близкой к усиленной пропорциональной; для получения мест партиям необходимо преодолеть 3% барьер. Избирательным правом пользуются граждане, достигшие 18 лет.

Основные политические партии.

Всегреческое социалистическое движение (ПАСОК). Создана в 1974 г., объединила в себе различные политические течения (от социал-демократических до левацких). Выступает с лозунгом демократических перемен.

Новая демократия (НД). Создана в 1974 г. на базе партии Национально-радикальный союз (объединила различные политические течения от центристских до умеренно правонационалистических).

Коммунистическая партия Греции (КПГ) создана в 1918 г. С 1947 г. по 1974 г. находилась на нелегальном положении. Привержена ортодоксальной трактовке марксизма-ленинизма.

Народный православный сбор (ЛАОС) – правая националистическая партия (лидер Георгиос Карадзаферис).

Коалиция левых радикальных сил (СИРИЗА) образована в 2004 г. на базе ранее существовавших Коалиции левых и прогрессивных сил, а также ряда небольших групп.

Экономика.

Греция – индустриально-аграрная страна среднего уровня развития.

С января 2001 г. Греция является участником экономического и валютного союза ЕС.

Экономическая политика греческого правительства определяется насущной необходимостью поиска выхода из долгового кризиса, разразившегося в стране в 2010 г. В условиях угрозы объявления дефолта (сохраняется до сих пор) Афинам пришлось прибегнуть к финансовой помощи извне. Совместно с Евросоюзом и МВФ была разработана программа кредитования Греции на льготных условиях вплоть до 2015 г.

ВВП Греции в 2010 г. составил 230 млрд. евро (снижение на 6,5 %). Объем инвестиций сократился на 13%. В текущем году снижение ВВП продолжилось.

Инфляция составляет 4,5% (2010 г.).

Безработица растет быстрыми темпами, значительно перекрывая показатель прошлого года (15,9% по результатам II квартала 2011 г.).

Промышленное производство. Доля греческой промышленности в ВВП составляет 17,6%. Главные отрасли – пищевая, легкая, текстильная, химическая, металлургическая, строительная, горнодобывающая. Развиваются электротехника, электроэнергетика, некоторые виды машиностроения, производство стройматериалов.

В Греции также добываются лигниты, бокситы, никелевая руда, магнезит и др. Потребности страны в жидком топливе покрываются на 95% за счет импорта. С 1997 г. осуществляется импорт природного газа из России.

Сельское хозяйство. Доля в ВВП – около 4 %. Площадь обрабатываемых земель – 3,35 млн. га (около 30 % всей территории страны). Сельское население владеет небольшими наделами (средняя площадь – 4,8 га). Всего насчитывается около 800 тыс. фермерских хозяйств.

Главная отрасль сельского хозяйства – растениеводство (70%). В структуре растениеводства представлены: зерновые (40% земель), масличные деревья (20%), хлопок (11%), фрукты (8%), овощи (8%), виноградники (3,5%), табак (1,5%). Доля животноводства – 30%.

Сельское хозяйство Греции полностью обеспечивает потребности страны в зерне, растительных жирах, овощах и фруктах, молоке; на 75% – в мясе, 70% – в сливочном масле.

Сельскохозяйственная политика ЕС сдерживает развитие традиционных отраслей греческого растениеводства. Урожайность основных сельскохозяйственных культур в Греции ниже, чем в среднем по странам ЕС.

Транспорт. Транспорт – одна из наиболее динамично развивающихся отраслей греческой экономики. Греческие власти активно реализуют идею превращения страны в мощный транспортный узел в регионе. Около 60% внутренних грузовых и пассажирских перевозок приходится на автотранспорт. Модернизация и строительство дорожной сети в значительной части финансируется по линии ЕС. Продолжается строительство автомагистрали вдоль северных границ (трасса «Игнатиа») и ее ответвлений. Введен в эксплуатацию мост через Коринфский канал.

Железнодорожный транспорт принадлежит государству. Развит слабо. Протяженность железных дорог – 2577 км, из них 1012 км – узкоколейные.

В Греции действует несколько авиакомпаний. Функционируют 40 аэропортов, из них 22 – международные.

Значительную роль в экономике страны играет торговый флот. Греческим судовладельцам принадлежит около 3100 судов (56 % общего тоннажа торговых флотов стран-членов ЕС) и 18% мирового торгового флота (второе место в мире после Японии). Под греческим флагом зарегистрировано 2066 судов общим тоннажем 43 млн. т. Главные порты – Пирей, Салоники, Патры, Волос.

Высоко развиты торговля, общественное питание, гостиничный бизнес, туризм. Ежегодно Грецию посещают свыше 16 млн. иностранных туристов, в т.ч. около 400 тыс. россиян.

Внешняя торговля играет важную роль в обеспечении сбыта сельхозпродукции и снабжении промышленности топливом, сырьем и материалами. В 2010 г. внешнеторговый оборот Греции составил около 99,3 млрд. долл. США.

Основные внешнеторговые партнеры Греции в части экспорта – Италия, Германия, Болгария, Кипр, США; по импорту – Германия, Италия, Россия, КНР, Франция. На страны ЕС приходится более 50% внешнеторгового оборота Греции.

Главные статьи импорта – машины и оборудование, нефть и нефтепродукты, продовольствие, химические товары, готовые промышленные изделия. В торговле с Россией ведущую роль играет импорт углеводородов, доля которого составила 88,6% в общей структуре поступивших в Грецию российских товаров.

Главные статьи экспорта – продукция трикотажной и текстильной промышленности, горнодобывающей промышленности (бокситы, никель, марганец), сельского хозяйства (табак, изюм, маслины и оливковое масло, цитрусовые, хлопок). Основными статьями экспорта Греции в Российскую Федерацию являются одежда из натурального меха (Россия импортирует до 95% меховых изделий, производимых в Греции), фрукты и бытовая химия.

Внешняя политика Греции имеет многовекторный характер, определяемый членством страны в Европейском союзе и НАТО, заинтересованностью развивать отношения с ведущими центрами мировой политики.

В 1981 г. Греция вступила в Европейское экономическое сообщество (с 1993 г. – Европейский союз).

Образование. С 1964 г. в Греции введено обязательное бесплатное 9-летнее образование. Обучение в средней школе – 12 лет. Число учащихся и студентов – около 1,7 млн. чел., из них около 200 тыс. – студенты вузов. В стране имеется 17 высших учебных заведений (6 университетов), крупнейшие из которых – Национальный Афинский университет им. И.Каподистрии и Салоникский университет им. Аристотеля, Афинский политехнический институт. По конституции все ВУЗы государственные. Значительное количество греков получают высшее образование за рубежом (в Великобритании, США, Германии, Франции и др.).

Имеется 1,5 тыс. профессионально-технических училищ, в которых обучается около 130 тыс. чел.

Подготовлено на основании открытых источников МИД России

Федеральное агенство по образованию РФ

Рязанский государственный радиотехнический университет

Кафедра финансового менеджмента.

Реферат

на тему:

«Торговля в Древней Греции и Риме»

Выполнил ст. гр. 8710

Зимнухов Никита

Рязань 2010

Экономическое развитие греческих земель в III-II тыс. до н.э.

III-II тыс. до н.э. на территории Греции обычно называют эпохой бронзы. В этот период бронзовые орудия труда распространяются и на островах Эгейского моря, и в материковой части, способствуя ускорению экономического развития и созданию первых государств.

На протяжении III тыс. до н. э. значительных успехов достигают металлургия и керамическое производство, где примерно с ХХIII в. до н. э. стал применяться гончарный круг. В сельском хозяйстве ведущие позиции занимает так называемая средиземноморская триада: злаковые (особенно ячмень), виноград, оливки.

Наиболее активно в III и первой половине II тыс. до н. э. развивались греческие острова, на которых особое значение получают морские промыслы, торговля, ремесла, в том числе и художественные. Кикладские мореходы поддерживали связи с землями, расположенными в бассейнах Эгейского и Адриатического морей, достигали берегов Испании, Дуная.

Основой экономики Крита и ахейских государств было сельское хозяйство, ведущей отраслью которого было земледелие, однако и животноводство (особенно овцеводство) играло важную роль. Среди ремесел основное значение имели металлургия и керамическое производство.

Экономическое развитие в ХІ-VI вв. до н.э.

Обычно ХI-IХ вв. до н.э. считали промежуточным этапом, на котором, с одной стороны, по сравнению с ахейской Грецией уровень развития снижается, но, с другой стороны, с началом производства железных орудий труда создаются предпосылки для дальнейшего расцвета греческих государств.

Архаический период характеризуется двумя основными процессами, оказавшими определяющее влияние на развитие греческой цивилизации:

1) это Великая колонизация - освоение греками побережий Средиземного, Черного Азовского морей;

2) оформление полиса как особого типа общины.

В ХI-IХ вв. до н.э. в греческой экономике господствовал натуральный тип хозяйства, ремесло не было отделено от земледелия. Как и раньше, основными земледельческими культурами были зерновые (ячмень, пшеница), виноград, оливки. По-прежнему создавались оросительные системы, применялось унавоживание почвы. Произошло некоторое усовершенствование орудий труда, в частности, появился плуг с металлическим (особенно железным) сошником. Животноводство также играло важную роль в сельском хозяйстве, скот считался одним из основных видов богатства. В ремесле ХІ-ІХ вв. до н.э. существовала некоторая дифференциация, особенно были развиты ткачество, металлургия, керамика, однако производство, как и в сельском хозяйстве, было ориентировано только на удовлетворение насущных потребностей людей. В связи с этим торговля развивалась очень медленно и имела в основном меновой характер.

В VIII-VI вв. до н.э. экономическая ситуация в Древней Греции значительно изменилась. В этот период ремесло отделилось от сельского хозяйства, остающегося ведущей отраслью экономики. Слабое развитие сельскохозяйственного производства на предыдущем этапе, неспособность обеспечить питанием растущее население полисов стали одной из главных причин греческой колонизации. Важнейшей функцией колоний, расположенных в бассейне Черного моря, стало снабжение метрополии хлебом. Во многих греческих полисах отказываются от выращивания зерновых, и основное внимание уделяют культурам, возделывание которых более соответствует природным условиям Греции: винограду, оливам, всевозможным огородным и садовым культурам; в результате сельское хозяйство начинает все больше ориентироваться на рынок. Этому также способствует более широкое распространение железных орудий труда.

Ремесленное производство тоже приобретает товарный характер, причем, как и в сельском хозяйстве, не последнюю роль в этом сыграла греческая колонизация, способствовавшая расширению сырьевой базы и развитию торговли. Многие греческие полисы становятся крупными ремесленными центрами, в них появляются целые кварталы ремесленников. В Халкиде, Милеете, Коринфе, Аргосе, Афинах была особенно развита металлургия, совершенствованию которой в архаическую эпоху способствовало открытие техники пайки железа и бронзового литья. Важными центрами керамического производства были Коринф и Афины, здесь с рубежа VII-VI вв. до н.э. начинает производиться серийная продукция. Изготовлением текстиля славилась малоазийские греческие полисы, а также Мегара.

Греческая торговля в эпоху Великой колонизации развивалась очень активно. Налаживаются постоянные связи между метрополиями, вывозящими в основном ремесленную продукцию, и колониями, поставляющими различные виды сырья (особенно металл, лес) и сельскохозяйственную продукцию (особенно зерно). Кроме того, колонии становятся посредниками между Грецией и отдаленной варварской периферией. В наиболее развитых греческих полисах морская торговля становится одной из важнейших отраслей экономики. С конца VI в. до н.э. значительную роль начинают играть навклеры - владельцы и капитаны торговых судов.

Денежные отношения. На рубеже II-І тыс. до н.э. в связи с преобладанием натуральных хозяйств и слабым развитием торговли денег как таковых не было, их роль выполнял в основном крупный рогатый скот. В эпоху Великой колонизации в качестве денег все чаще используются металлические слитки, бруски и, наконец, примерно на рубеже VII-VI вв. до н.э. начинается чеканка монеты. К VI в. до н.э. в Греции существовали две основные монетные системы - эгинская и эвбейская. Основой каждой системы являлся талант - весовая единица, которая на Эвбее составляла 26,2 кг, а на Эгине - 37 кг. Из одного таланта чеканилось 6 тыс. драхм - серебряных монет. Эгинский стандарт был распространен на большей части территории Греции и островов Эгейского моря, эвбейский - на острове Эвбея, во многих западных греческих колониях, а также в двух крупнейших полисах - Коринфе и Афинах.

В архаический период наряду с денежным обращением развивалось ростовщичество, а несостоятельных должников, как правило, обращали в рабов и даже могли продать за границу.

Греческая экономика классического периода (V-ІV вв. до н.э.)

Отраслевая структура экономики. Основной отраслью экономики Греции по-прежнему оставалось сельское хозяйство: в нем было занято большинство населения, земледелие, как и раньше считалось единственным видом практической деятельности, достойным гражданина. Процессы, начавшиеся в сельском хозяйстве в VIII-VI вв. до н.э., получают дальнейшее развитие: увеличивается товарность производства, углубляется региональная специализация (например, греческие полисы Северного Причерноморья и Сицилии являлись поставщиками зерновых, Афины - оливкового масла, острова Хиос и Фаос - вина и т.д.). Однако полностью натуральное хозяйство не было вытеснено. По-прежнему привлекательным как для отдельных людей, так и для полисов оставался принцип автаркии - независимости от окружающего мира, политической и экономической самостоятельности, самообеспеченности. Правда, в отличие от архаической эпохи в V в. до н.э. признается, что все необходимое полису может быть обеспечено с помощью торговли.

В связи с общим экономическим подъемом, широким использованием рабского труда, развитием торговли в греческом ремесле в V в. до н.э. происходит расширение производства, углубляется разделение труда. Особенно активно развиваются отрасли, связанные с судостроением и мореплаванием, горное дело, производство керамики.

Еще большее значение, чем в предшествующую эпоху, приобретает внешняя морская торговля. В этом отношении из древних народов с греками могли сравниться только финикийцы, а в более позднее время только Голландия ХVI-ХVII вв. может быть сопоставима с Древней Грецией классического периода по вкладу в развитие торговли своей эпохи. Характерно, что если финикийцы и голландцы занимались в основном посреднической торговлей, то древние греки, не пренебрегая посредничеством, широко вывозили свою сельскохозяйственную и особенно высококачественную ремесленную продукции.

Основными статьями экспорта в другие страны являлось оливковое масло, вино, металлические изделия, керамика. В Грецию ввозили преимущественно продукты питания (особенно зерно, соленую рыбу), рабов, различные виды сырья (железо, медь, смолу, меха, кожу, лен, слоновую кость и т.д.). В торговле отдельных греческих полисов друг с другом преобладали ремесленные изделия, на производстве которых специализировалась та или иная область. Основными центрами греческой внешней торговли являлись Афины, Милеет, Коринф.

Внутренняя торговля в греческих полисах была развита слабее. На городской рынок в основном приезжали крестьяне из окрестных деревень и продавали сельскохозяйственную продукцию в обмен на ремесленную.

Организация производства. Важнейшая характерная черта греческой экономики V в. до н.э. - широкое распространение классического рабства. Войны, пиратство, торговля рабами (основные источники рабства) обеспечили резкое увеличение количества рабов. В V в. до н.э. рабы используются во всех сферах производства, становятся основной рабочей силой и окончательно лишаются всех прав. Считается, что в наиболее развитой области Греции - Аттике - рабы составляли около одной трети населения. Особенно активно труд рабов применялся в ремесленных мастерских - эргастериях. Среди ремесленных мастерских преобладали мелкие (от двух до десяти рабов), однако существовали и довольно крупные эргастерии, в которых использовался труд примерно 50-100 рабов. Особенно масштабным было применение рабского труда в горном деле. Так, при разработке Лаврионских серебряных рудников (в южной части Аттики) отдельные частные лица использовали труд 300-1000 рабов.

Денежные отношения. В V в. до н.э чеканка монеты охватывает весь греческий мир. В результате развития розничной торговли в это время начинается чеканка бронзовой мелкой разменной монеты. Правом чеканить собственную монету пользовались все независимые греческие полисы, поэтому неудивительно, что развитие торговли в V в. до н.э. вызвало к жизни особую профессию менял (трапезитов). Постепенно (в основном с конца V в. до н.э.) меняльные лавки начинают выполнять некоторые функции, свойственные банкам: хранение денег, перевод различных сумм со счета одного клиента на счет другого, выдача денежных ссуд. Обычный ссудный процент под залог земли, городского дома составлял 15%, процент по морским кредитам (под более ненадежный залог кораблей и товаров) мог превышать 30%.

Трапезиты выполняли также некоторые функции нотариальных контор - у них заключались сделки составлялись купчие, хранились документы.

Экономическое развитие в эпоху эллинизма

(конец ІV-І вв. до н.э.)

На развитие экономики в эпоху эллинизма благоприятное воздействие оказало превращение восточной части Средиземного моря во внутреннее море греческого мира. Кроме того, в большинстве эллинистических государств была сохранена денежная система, унификация которой началась еще при Александре Македонском: за основу был взят весовой стандарт, принятый в Афинах, наряду с серебряными стали чеканиться золотые монеты.

Очень важную роль в экономическом развитии сыграл обмен опытом между греками и восточными народами, способствовавший совершенствованию агротехнических приемов, возделыванию новых сельскохозяйственных культур, а также развитию техники и дальнейшей специализации в ремесле. Все это оказало огромное влияние на рост товарности и увеличение торгового оборота.

В этот период значительное развитие получили наука и техника: знаменитый ученый Архимед открыл гидравлический закон, закон рычага, изобрел болт, винтовую водочерпальную машину и многое другое.

В эллинистических государствах постепенно распространялось классическое рабство, однако наряду с ним существовало характерное для восточной экономики долговое рабство. В сельском хозяйстве количество рабов увеличилось, но в основном земля обрабатывалась членами сельских общин, находящимися в той или иной степени зависимости от государства. В ремесле наряду с частными существовали мастерские, работники которых также зависели от государства.

Торговля в Древнем Риме

Как и прежде процветала морская торговля; на кораблях было удобнее и дешевле перевозить товары, чем по сухопутью. Рим, Путеолы, Сиракузы остаются крупнейшими торговыми центрами. Из городов Италии в заморские провинции и внеримские области Средиземноморья вывозят вино, масло, керамику, изделия из металла; ввозят металлы, камень, краску, стекло, предметы ооскоши, рабов, продовольствие. Италия устанавливает тесные экономические связи со многими средиземноморскими регионами, причем в Западное Средиземноморье из Италии шла готовая продукция (ремесленные изделия, вино, масло) в обмен на сырье (металлы, рабов). Характер торговли с Восточным Средиземноморьем был иной. Римские ремесленные изделия, масло и вино не -могли конкурировать с греческими, и римляне, напротив, ввозили многие изделия греческого, эллинистического ремесла, вино, масло, пшеницу, предметы роскоши; торговый баланс Италии с Восточным Средиземноморьем был, по всей вероятности, пассивным.

Интенсификации морской торговли способствовало совершенствование морского транспорта и мореплавания. Возрос тоннаж (до 200 т) торговых судов, появились дополнительные паруса, были усовершенствованы рулевые весла, на побережье построены маяки, благоустраивались гавани. Морская торговля считалась очень выгодным делом, и ею занимались даже нобили, которым не рекомендовалось участвовать в торговых операциях по закону Клавдия 218 г. до н. э. Нобили обходили закон, занимаясь морской торговлей через подставных лиц, обычно своих вольноотпущенников.

Большое значение приобретает также сухопутная торговля. Обмен между горожанами и жителями сельской местности производился на городских рынках: устраивались, как и прежде, межобластные ярмарки. В городах строились специальные помещения для рыночного обмена. Выходящие на улицу помещения городских домов превращались в торговые лавки, где шла бойкая торговля хлебом, вином, маслом, бобами, овощами.

Укреплению межобластных связей способствовало создание в Италии сети прекрасных дорог. Римские дороги - выдающееся достижение строительного искусства. Каменная или плиточная мостовая лежал” на особой прочной подстилке из чередующихся слоев песка, щебня, мелких камней и глины, укреплялась стоками для ливневьй вод. Римляне избегали многочисленных noворотов и крутых подъемов. Не останавливаясь перед проведением больших работ они выпрямляли повороты, пробивали тонели в возвышенностях, в низинах. Прочные, прямые, прекрасно вымощенные, без крутых подъемов и спусков, римские дороги опоясали сначала Италию, а позднее и провинции густой сетью. Из Рима расходился пучок крупнейших дорог, проходящих по всем областям Италии и продолжающихся за ее пределами. Дороги строились главным образом для передвижения войск, но использовались и в торговых целях. На римском форуме был поставлен золоченый столбик, с которого начинался отсчет расстояний в милях главных дорог Италии. Отсюда родилась поговорка: “Все дороги ведут в Рим”.

Интенсификация римской торговли требовала умножения числа монет. Римская серебряная монета, сестерций и денарий, которую начали чеканить лишь на рубеже III-II вв. до н. э., вскоре наводнила Средиземноморье и стала основной валютой, оттесняя все другие монетные системы.

Существование различных монетных систем, разнообразие золотых, серебряных и бронзовых монет способствовали появлению меняльного дела в италийских городах. Менялы, обычно чужестранцы или вольноотпущенники, открывали свои лавки в городах, следили за денежным курсом, проверяли достоинство монет, проводили обмен денег и даже занимались ссудами.

Оживление товарных связей, торговли, меняльного дела шло рука об руку с ростовщичеством. Ссудный процент в Италии был уменьшен до 6% в год, но в провинциях этого запрещения не было и проценты достигали невиданной высоты (до 48% в год). Опираясь на помощь провинциальной администрации, римские ростовщики разоряли целые города и области, причем в таких операциях, считавшихся не совсем Достойными, принимали активное участие самые знатные римские нобили.

В огромной римской державе в товарный оборот были включены сотни тысяч и миллионы людей разного социального статуса и имущественного положения: нобили и всадники, римские граждане и латины, союзники и провинциалы. Для обеспечения более эффективного торгового оборота Римская администрация в лице преторов Разрабатывает более простые юридические правила и нормы, регулирующие деловые взаимоотношения людей разного статуса. Jus commercii, т. е. право предпринимательской деятельности, предоставляется теперь не только римским гражданам (они имели его и ранее), но и латинским гражданам. В 242 г. до н. э. была учреждена магистратура второго претора, который специально обеспечивал законность и защиту действий перегринов, вовлекая их в интенсивный гражданский оборот. В римском праве разрабатываются более удобные правила, регулирующие операции по купле-продаже, найму, передаче собственности, упрощается форма заключения договоров. На смену архаическому формализму и громоздкой обрядности при заключении сделок внедряются более простые нормы, предполагающие равенство партнеров и добросовестность в их отношениях при заключении контрактов.

Крушение полисных порядков и образование огромного государства к середине I в.д.н.э. было вызвано в первую очередь созданием товарной экономики, широким проникновением рабства во все сферы производства в Риме.

Рост числа рабов, превращение рабов в основного труженика в сельском хозяйстве и ремесле подрывали мелкое производство, составлявшее наиболее глубокую основу полисных порядков, подрывали единство гражданского коллектива, приводили к социальному расслоению и появлению острых социальных противоречий.

Внутренняя торговля в V в. до н. э. была преимущественно сухопутной. Всякий выход на корабле при незначительных территориях греческих полисов являлся выездом за пределы своей страны. Сухопутная торговля большей частью ограничивалась пределами одного государства. Гористый характер местности, постоянные войны греческих полисов между собой, неразвитость сухопутных путей сообщения и вследствие этого дороговизна сухопутной перевозки товаров, почти полное отсутствие судоходных рек при наличии в то же время удобных морских путей сообщения - таковы условия, сделавшие невозможным сколько-нибудь значительное развитие внутренней торговли.

Наконец, рабовладельческое общество как таковое могло развиваться и существовать только при наличии широкой сети городов-колоний, граничивших с местными племенами, откуда поставлялись основные производители - рабы. Хлеба в Центральной Греции тоже никогда не хватало, и поэтому был необходим подвоз хлеба из Сицилии, Египта и с Понта. Все это стимулировало развитие внешней торговли.

Для внутренней торговли прежде всего необходима была сеть проезжих дорог. Забота о дорогах проявляется только в таких развитых государствах, как Афины. Афинские дороги обслуживали одновременно и торговые, и военные нужды. Две из этих дорог соединяли Пирей с Афинами; одна шла внутри Длинных стен, другая, окаймленная оливковыми деревьями, вела к афинским воротам. Были еще три сухопутные магистрали, кончавшиеся на границе Беотии. Одна вела из Элевсина в Платеи, другая - из Афин в Фивы, третья - из Афин к пограничному Оропу. Малая протяженность этих путей указывает на незначительные размеры сухопутной торговли.

Дорог было вообще немного, к тому же они были малоудобны и плохо содержались. Четырехколесные повозки, употребляемые для перевозки грузов, могли проехать далеко не везде; кроме того, отсутствие быков в Аттике (их приходилось покупать в Беотии) затрудняло пользование этими повозками. Поэтому обычным видом сухопутной перевозки грузов был длинный караван вьючных мулов или ослов, сопровождаемый погонщиками. Расходы по сухопутным перевозкам были очень велики; они достигали иногда половины стоимости транспортировавшихся грузов; морской транспорт обходился, конечно, гораздо дешевле.

Занимались внутренней торговлей преимущественно мелкие перекупщики и разносчики. Они шли пешком рядом с навьюченным ослом или разносили свой товар на плечах. Торговали они главным образом съестными припасами, дичью, мелкой домашней утварью, одеждой, цветами и т. п. Кроме разносчиков существовали лавочники, обосновавшиеся на торговых площадях. При некоторых лавках существовали и небольшие мастерские. Хозяева таких предприятий продавали товары - как изготовленные в собственной мастерской, так и приобретенные у других ремесленников-купцов.

На торговой площади продавались и сельскохозяйственные продукты - зерно, хлеб, овощи, фрукты, рыба, всевозможные изделия - афинские и привозные, а также скот и рабы. Каждому виду товаров было отведено особое место. Товары располагались или под открытым небом, или в наскоро сооруженных палатках. В городах с большим торговым оборотом государство, по-видимому за свой счет, строило крытые галереи для торговли. В Пирее по предложению Перикла была выстроена особая галерея для торговли мукой.

На рынок со своими товарами приходили и «отдельно живущие» рабы, чтобы продавать свои изделия, и свободные ремесленники-одиночки, продававшие посуду, оружие, шерсть, и крестьяне с овощами и зерном. Здесь же продавались товары мелких и крупных рабовладельческих мастерских. Рынки крупных торговых городов посещались не только горожанами и сельскими жителями, но и чужестранцами, прибывшими из других областей.

Кроме рынков, на которых торговля производилась ежедневно, при больших святилищах или во время празднеств устраивались особые ярмарки, привлекавшие продавцов и покупателей из многих греческих городов. Неприкосновенность греческих храмов и обычай заключать мир во время общегреческих празднеств гарантировали торговцам безопасность путешествия. Из числа таких ярмарок большой популярностью пользовались ярмарки в Дельфах.

Общее наблюдение за поручалось в греческих городах особым должностным лицам - агораномам. Они должны были взимать рыночный сбор и наблюдать за порядком, прекращать возникающие во время торговых сделок недоразумения и т. д. Агораномы также обладали правом налагать наказания за обвешивание, обмеривание, подделку или недоброкачественность товаров и т. д. Торговля зерном в Афинах находилась под контролем особых должностных лиц - ситофилаков (хлебоохранителей); их было 5 в Афинах и 5 в Пирее. В других городах, где вопрос о снабжении зерном стоял не так остро, как в Аттике, эти обязанности возлагались на агораномов. Для наблюдения за правильностью мер и весов народным собранием выбирались особые должностные лица, так называемые метрономы.

В Греции в первые века I тысячелетия до н. э. в связи с развитием ремесленного производства, ростом населения и его потребностей, а также с более интенсивным внедрением в производство рабского труда, в передовых в экономическом отношении греческих городах развивается внутренняя и внешняя торговля. В городах возникают торговые гавани, значительно увеличивается число судовладельцев и купцов, ведущих заморскую торговлю отечественными товарами и привозящих на родину необходимое сырье или продукты, и, таким образом, осваивающих отдаленные морские побережья и острова. Без этого освоения не было бы возможно основание новых городов в VIII-VI вв. до н. э., что в свою очередь значительно содействовало развитию греческой морской торговли.

Свидетельством экономических сдвигов в греческом обществе является повсеместное распространение в VII-VI вв. до н. э. выпуска и использования монеты. Еще до появления чеканной монеты в Греции употреблялись в качестве денег слитки бронзы или связки железных прутьев - оболов. Чеканка металлических монет определенного веса и снабжение их клеймом, гарантирующим вес и чистоту металла, были следующей ступенью в развитии денег как всеобщего эквивалента в уже достаточно развитом торговом обороте. Ранняя греческая серебряная или электровая (из сплава золота с серебром) монета, выпускавшаяся в VII- VI вв. до н. э., служила главным образом средством обращения во внешней заморской торговле.

Сухопутная торговля всегда играла в Греции меньшую роль. Гористый рельеф страны, делавший весьма затруднительными связи между различными ее районами по суше, расположение большей части крупных греческих центров на морском побережье или вблизи моря, разбросанность греческих городов по берегам нескольких материков и множеству островов - все это привело к тому, что основные межполисные связи, в том числе и торговые, осуществлялись морским путем. На долю сухопутной торговли приходилось, как правило, лишь обслуживание ближайших окрестностей того или иного центра; эта торговля не выходила обычно за рамки полиса. Только в эллинистическое время, когда в состав античного мира вошли обширные азиатские и африканские территории с развитой сетью караванных дорог, существовавшей еще задолго до македонского завоевания, грекам пришлось заняться организацией сухопутной торговли.

В самой Греции сухопутные дороги не получили развития. Обычно отдельные центры страны были связаны друг с другом лишь тропами,

48

более пригодными для вьючных животных и пешеходов, чем для передвижения на колесных повозках. Даже те немногие дороги, которые прокладывались и благоустраивались в Греции, хотя и использовались для перевозки товаров, имели скорее общественно-культовое, чем торговое значение: такова священная дорога из Афин в Элевсин, дорога, шедшая из Афин через Фивы в общегреческое святилище в Дельфах и др. Характерной фигурой на внутренних торговых путях был розничный торговец, перевозивший свой товар на ослах или мулах, или даже переносивший его на своих плечах на коромысле. В греческой вазописи нередко встречается изображение таких торговцев. Где было возможно, использовались для перевозки товаров и четырехколесные повозки, запряженные волами.

Средоточием торговли в каждом городе был рынок. Он помещался обычно на главной городской площади - агоре, там же, где располагались важнейшие общественные здания, храмы и происходили народные собрания. Торговцы могли иметь на рынке свои постоянные лавки с помещениями для хранения товаров или торговать во временных палатках, на переносных прилавках, лотках или просто с рук. В некоторых случаях в греческих городах воздвигались специальные здания для торговли. Так, например, в Афинах в У в. до н. э. были сооружены торговые ряды для продажи муки и зерна. На рынок выносили свои изделия ремесленники - гончары, кожевники, оружейники, мебельщики и др. Впрочем, они обычно имели возле агоры и свои мастерские. Сюда приносили и привозили свою продукцию окрестные крестьяне, торговавшие зерном, овощами, фруктами, вином, оливками, птицей, яйцами и пр. Рыбаки выкладывали свежую рыбу, съедобные ракушки, креветок,

49

осьминогов, морских ежей. Для продажи различных видов товаров существовали специальные ряды или участки на рынке, а в больших городах могли быть особые рынки для торговли каким-либо одним видом товаров - мясом, рыбой и продуктами моря, одеждой и украшениями и т. п. Специальное место отводилось на рынках для торговли рабами. Обычно здесь же предлагали свои услуги свободные люди, нанимавшиеся за плату для выполнения определенной работы,- повара, парикмахеры и пр.

И продавцы и покупатели на греческих рынках были, как правило, мужчины; в греческой семье обязанности покупки провизии лежали на главе семьи, если они не поручались одному из рабов. Хозяйка дома обычно заботилась лишь о приобретении некоторых специфических вещей - предметов женского туалета, украшений и т. п. Живые сценки рыночной жизни воспроизведены во многих комедиях греческих писателей.

Кроме постоянно действующих рынков, в некоторых городах созывались время от времени ярмарки, собиравшие участников из разных государств и областей Греции. Такие ярмарки проводились обычно в дни храмовых празднеств при общегреческих святилищах и храмах - на Делосе, в Дельфах и других местах.

Знали греки и аукционные торги. Такие аукционы назначались в случае продажи какого-нибудь конфискованного имущества или имущества казненных государственных преступников, банкротов и т. п.

Существовали специальные выборные чиновники, ведавшие рынками,- агораномы. В их обязанность входило наблюдение за порядком на рынках, за поступлением в казну рыночных сборов, за доброкачествен-

50

ностью продаваемых на рынке товаров, а также разбор возможных ссор и иных конфликтов. Государство, как правило, не вмешивалось в розничную рыночную торговлю, хотя в некоторых случаях могло устанавливать определенные правила продажи того или иного товара и даже определять максимальные цены на товары первой необходимости. Философ Платон в своих «Законах» считает нужным запретить продавцам безудержное восхваление своего товара и изменение раз объявленной цены на товар.

Строго следили городские власти за правильностью мер и весов на рынке. Это тоже входило в обязанности агораномов, а иногда для этого избирались особые магистраты - метрономы. В разных государствах применялись различные системы мер, одно и то же название в разных городах прилагалось к несколько отличающимся друг от друга весовым или мерным единицам. Широко была распространена аттическая или евбейская система. Наиболее употребительной рыночной весовой единицей была мина, делившаяся на 100 драхм. Аттическая мина равнялась 437 г., 60 мин составляли 1 талант - основную весовую единицу системы. Зерно и другие сыпучие продукты измерялись не по весу, а по объему: самой маленькой единицей была котила - немногим более 1/4 л, а самой большой - медимн - 52,5 л. Для измерения жидкостей тоже употреблялась котила, а наибольшей мерой служил метрет, равный 144 котилам, около 40 л. Впрочем, во многих больших торговых центрах сосуды для перевозки и хранения жидкостей - амфоры - выделывались стандартного, заранее известного объема, и партия товара, например вина, хранившегося в таких амфорах, могла исчисляться просто по числу сосудов. Для измерения длины и ширины, например при продаже ткани, пользовались мерами, примерно соответствующими размерам отдельных частей человеческого тела. Самая маленькая единица называлась дактиль (ширина пальца), она равнялась примерно 2 см; были единицы, равные ширине ладони, длине ступни (фут), длине предплечья (локоть) и др. Четыре локтя составляли одну оргию - размах рук взрослого человека, около 1,85 м. Сто оргий образовывали стадий - самую большую единицу длины в греческой системе мер.

Гораздо большее значение, чем внутренняя торговля, для большинства греческих государств имела торговля внешняя, почти исключительно морская. Греческие полисы были жизненно заинтересованы в ее развитии. Население большинства греческих городов Эгейского бассейна не могло обеспечить себя необходимыми средствами пропитания и нуждалось в постоянном подвозе зернового хлеба и иных продуктов. Развитие производства, основанного на рабском труде, требовало регулярного притока рабской рабочей силы, получаемой главным образом с окраинных варварских территорий. Развитие разнообразных ремесел во многих греческих центрах и рано определившаяся специализация отдельных районов или городов в той или иной области сельскохозяйственного или ремесленного производства нуждались, с одной стороны, в расширении рынков сбыта производимой продукции, а с другой - в бесперебойном поступлении сырья - леса, меди, железа, воска и пр. Недостаточность собственной продовольственной базы, относительно высокая товарность

51

ремесленного производства и крайне ограниченные размеры древнегреческих государств предопределяли заинтересованность во внешней торговле значительной части населения. В результате всех этих обстоятельств внешняя морская торговля была одной из важнейших сторон жизни античных полисов. Многие события политической, дипломатической и военной истории греческих государств определялись их торговыми интересами.

Конечно, роль торговли в различных греческих государствах была неодинаковой. Торговля имела особое значение в наиболее развитых в экономическом отношении полисах. В небольших городах отсталых районов Греции - Этолии, Фессалии и других, особенно расположенных вдали от моря, преобладало натуральное хозяйство и торговля большой роли не играла.

Торговое мореходство греков в VIII-VI вв. до н. э. было довольно примитивным. Плавания осуществлялись главным образом в наиболее благоприятный летний сезон, длившийся несколько месяцев, и только при хорошей погоде. Поэт VIII в. до н. э. Гесиод предупреждает о страшном риске весеннего морского путешествия, не говоря уже о совершенно невозможном осеннем или зимнем плавании. Корабли в эту раннюю эпоху совершали лишь каботажные плавания вдоль берегов или от острова к острову, не отваживаясь выходить в открытое море.

Но постепенно, к V-IV вв. до н. э., греческое мореплавание становится более активным, мореходы научились преодолевать открытые морские пространства, ориентируясь по Солнцу и звездам (компаса в древности не знали). Удлинился и период навигации, так что связи различных городов греческого мира стали практически возможными в любое время. Основные торговые пути греков пролегали по Эгейскому морю, связывая центры собственно Греции с Малой Азией на востоке и с Фракией -на севере. Но постоянные связи установились и с Египтом, и с Кипром, и с греческими городами Сицилии и Южной Италии. Торговые корабли греков доходили до берегов Испании, останавливались в гаванях Северной Африки, бороздили воды Черного моря.

В больших приморских центрах были созданы торговые гавани, защищенные молами и волноломами, построены обширные склады для хранения товаров, верфи и доки для ремонта и строительства кораблей. Такие гавани были сооружены в Пирее (гавань Афин), в Сиракузах, на Делосе и др. Делались попытки и постройки искусственных каналов для сокращения пути судов. Так, на западном побережье Балканского полуострова был углублен пролив между островом Левкадой и материком. Уже в VI в. до н. э. коринфский тиран Периандр, а позднее, в начале периода эллинизма, Деметрий Полиоркет собирались перекопать Истмийский перешеек, но этот проект остался неосуществленным. Через перешеек был проложен каменный волок, по которому суда можно было перетаскивать из Эгейского моря в Коринфский залив. Значительно позднее, уже в эллинистическое время, греки стали строить маяки. Наиболее замечательным сооружением этого рода был знаменитый маяк Фарос в Александрии, который древние считали одним из семи чудес света. Этот маяк, построенный в начале III в. до н. э. и просуществовавший

52

до XIV в. н. э., стоял у входа в гавань и представлял собой многоэтажное высотное здание, имевшее около 130 м высоты.

Греческие торговые корабли были плоскодонны, имели широкий корпус с поднимающимися носом и кормой. Ходили они под парусами и только в редких случаях употребляли в качестве двигателя весла. Корабль имел от одной до трех мачт, на каждой из которых крепился один прямоугольный парус. При такой оснастке корабли полностью зависели от погоды и были непригодны для плавания как во время штиля, так и в бурю. Нужны были большая смелость и искусство, чтобы на таких судах совершать далекие морские путешествия. Впрочем, греческие моряки умели и лавировать против ветра, используя дополнительный треугольный парус.

Грузоподъемность кораблей была различна, средняя составляла, вероятно, примерно 100-150 т. При сравнительно небольшом тоннаже грузовых судов и при очень значительном размахе перевозок греческий

53

торговый флот должен был проявлять чрезвычайно высокую активность. Например, годовые поставки только зернового хлеба в одни лишь Афины составляли в IV в. до н. э., по-видимому, около 800 000 медимнов, т. е. около 33 600 т, что при указанной средней грузоподъемности кораблей требовало несколько сотен рейсов из хлебопроизводящих районов в афинский порт Пирей.

Зерно было одним из важнейших, если не самым важным, товаром, перевозимым на кораблях. Оно доставлялось в Грецию из Египта, Сицилии, Северного Причерноморья. Египет поставлял также папирус, льняные ткани, изделия из фаянса. Из Фракии, Иллирии, Колхиды везли строительный и корабельный лес, лесопродукты, воск. Кипр поставлял медь, Испания - олово, Этрурия - бронзовые изделия, Аравия - благовония, черноморские области - соленую рыбу, Африка - слоновую кость, и т. д. Из Малой Азии, Фракии, Сирии привозились большие партии

рабов. Торговые центры самой Греции экспортировали различные ремесленные изделия и некоторые продукты сельского хозяйства. Милет славился своими шерстяными тканями, Афины - оливковым маслом, керамической посудой и серебром, остров Фасос и город Маронея - вином, Коринф - керамикой и оружием, и т. д.

В ранний период греческой истории, в VII-VI вв. до н. э., главными торговыми центрами были города Ионии и прилегающих островов - Милет, Хиос, Самос, Клазомены и др. Ионийские торговцы почти безраздельно господствовали на рынках Пропонтиды и Евксинского Понта, где милетцами было основано большинство колоний, ионийские греки связывали Эгейское море с внутренними областями Малой Азии, они играли главную роль в единственном греческом городе в Египте - Навкратисе. Милетцы и фокейцы поддерживали постоянные торговые связи и с Южной Италией, в частности, с богатым Сибарисом, но вообще в западной части Средиземного моря большую роль играли два больших

54

торговых центра собственно Греции- Коринф и Халкида, основавшие в Сицилии и Италии целый ряд городов. Довольно оживленную торговлю в бассейнах Эгейского и Черного морей вели в это время и жители острова Эгина.

Афины вышли на широкую дорогу заморской торговли позднее названных государств, но в течение VI и V вв. до н. э. их влияние в общегреческой торговле все возрастало. Афинская морская торговля постепенно охватывает все районы Средиземного и Черного морей. К середине V в. до н. э. Пирей превратился в крупнейший торговый порт Средиземноморья. Он выполнял функции не только экспортной и импортной гавани по отношению к Афинам и к Аттике вообще, но и транзитного перевалочного пункта, где товары, привезенные из разных стран и городов, перепродавались, перегружались и отправлялись в другие порты. Исключительная торговая роль Афин была тесно связана с положением этого города во главе могущественного морского союза.

Наряду с Афинами существовали и другие значительные торговые центры. В торговле западной части Средиземноморья по-прежнему большую роль играют Коринф и основанная им Коркира. Большую торговую активность проявляют и некоторые западные греческие центры: Сиракузы, Акрагант, Гела в Сицилии, Тарент и Регий в Южной Италии, Массилия в Галлии. В самой Греции, кроме Коринфа, значительным торговым центром была Мегара. Сохраняли свое торговое значение и некоторые острова Эгейского моря - Самос, Хиос, Лесбос, Парос, Родос.

Поражение в Пелопоннесской войне ослабило положение Афин в IV в. до н. э. в средиземноморской торговле, но все же не лишило их значения одного из крупнейших торговых центров античного мира. Решающий удар их торговле был нанесен завоеваниями Александра Македонского и созданием на восточной периферии античного мира эллинистических государств. С III в. до н. э. основными центрами торговли становятся вновь основанные в эллинистических государствах города - Александрия, Антиохия на Оронте, Селевкия на Тигре, Пергам, лежавшие на путях, связывавших Средиземноморский бассейн со странами Востока - Индией, Аравией, Центральной Азией. Морская торговля в Эгейском и Черном морях попала в значительной мере в руки родосцев. Родос становится главным транзитным торговым пунктом, важнейшим портом и центром кораблестроения, а родосский торговый флот - самым мощным флотом в греческом мире. В дальнейшем, с середины II в. до н. э., значительной силой в торговых отношениях становится римская политика в восточном Средиземноморье, приведшая, в частности, к утрате Родосом его господствующих позиций. Римляне объявили свободным от пошлин порт острова Делос. Это привлекло на Делос купцов из всех средиземноморских и передневосточных стран, и Делос в короткий срок становится одним из главных торговых центров античного мира. Особенно он славился хлеботорговлей и работорговлей; по свидетельству древнего географа Страбона, на рынках Делоса продавались десятки тысяч рабов.

Размах торговли в эллинистическую эпоху во много раз превосходил все то, что знала Греция до этого. Торговля греческих государств архаического и классического времени, хотя и была активной, но гораздо

55

более ограниченной по объему. Теперь в торговые операции были втянуты огромные эллинистические монархии, обладавшие колоссальным экономическим потенциалом. Особенно активную торговлю вел птолемеевский Египет, вывозивший хлеб, ткани, стеклянные изделия, папирус. По Красному морю он был связан с Аравией, по долине Нила - с Эфиопией и Центральной Африкой. Это позволяло египетским купцам вести транзитную торговлю золотом, благовониями, слоновой костью, драгоценными камнями. Транзитная торговля была очень развита и в государстве Селевкидов, через которое проходили важнейшие торговые пути, связывавшие побережье Средиземного моря с Месопотамией, Ираном, Средней Азией, Индией. По этим путям восточные товары, даже китайский шелк, попадали в античные государства, а в глубь Азии проникали изделия греческих ремесленников - металлические и керамические сосуды, украшения, стекло и пр.

56

В эллинистическое время купцы имели в своем распоряжении торговые суда большой грузоподъемности. Это обеспечивало значительный объем морских перевозок, производившихся египтянами, родосцами и другими торговцами. Размах морской торговли может характеризоваться тем, что в это время только пошлины, взимавшиеся в торговом порту Родоса, составляли более 1 млн. драхм.

Обычно торговлю с заморскими территориями вели частные торговцы - эмпоры. Они либо сами были собственниками торговых кораблей, либо фрахтовали для своих торговых операций грузовые корабли у судовладельцев - навклеров. Эмпор закупал у себя на родине или в каком-нибудь другом греческом городе товары - вино или оливковое масло в амфорах, ткани или оружие, посуду или мрамор, грузил все это на корабль и вез в отдаленные районы, где можно было продать эти товары с большой выгодой. Там он приобретал вместо них другие - хлеб или скот, рабов или рыбу, лес или кожи, привозил эти товары обратно в свой город и продавал их здесь. Такие операции давали очень большие прибыли, но и содержали очень большую степень риска, так как

57

мореплавателя подстерегали не только бури и ненастья, но и опасности другого рода. Нередки были нападения пиратов, от которых никогда полностью не были свободны греческие воды, несмотря на борьбу, которую вели против них торговые государства. Не менее опасны были и постоянные военные действия между различными греческими государствами, во время которых враждующие стороны стремились захватить торговые корабли не только противника, но часто и нейтральных стран.

Иногда торговцы объединялись для снаряжения далекой экспедиции, для закупки товаров или приобретения судна. Так могли создаваться компании, в которые на паях входили два или больше эмпоров и навклеров. В приморских городах существовали и объединения этих лиц, имевшие религиозную окраску, синоды или фасы, преследовавшие цели взаимопомощи в разных предприятиях и совместного отправления культа богов, покровительствовавших, по представлению греков, торговле и мореплаванию,- Гермесу, Посейдону, Диоскурам, Апполону Дельфинию, Ахиллу Понтарху и др.

58

Все греческие государства стремились извлечь из заморской торговли финансовые выгоды при помощи ввозных и вывозных пошлин, портовых и гаванных сборов, налогов с оборота и т. п. Особенно большие доходы получали при этом крупные порты, например Пирей или Сиракузы, а также города, лежавшие на важнейших торговых путях,- Византии, Калхедон, Абидос, контролировавшие черноморские проливы.

Ввиду того, что внешняя морская торговля играла очень большую роль в экономической жизни большинства греческих государств и что от ее развития часто зависело бесперебойное снабжение населения жизненно необходимыми продуктами и товарами, государство нередко вмешивалось в эту торговлю, в той или иной степени ее регламентировало. Эти тенденции особенно усиливались в период военных действий или в годы неурожаев, когда торговцам запрещался вывоз некоторых товаров или предписывалась доставка их в определенные порты. Характерными в этом отношении являются мероприятия Афин по регламентации торговли хлебом. В период расцвета Афинского морского союза все корабли Афин и их союзников должны были везти зерно только в Пирей, продажа его в других портах была запрещена. В Афинах и Пирее существовали коллегии специальных чиновников - ситофилаков, наблюдавших за исполнением этого закона и за правильностью дальнейшей торговли зерном. Они должны были бороться со вздуванием цен на хлеб и обеспечивать бесперебойное снабжение хлебом населения Аттики, которому своего хлеба не хватало. Иногда подобные меры имели временный характер и вызывались какими-нибудь экстраординарными причинами. Для увеличения своих доходов государство иногда объявляло монополию на вывоз того или иного товара или сдавало эту монополию на откуп. Такие явления особенно распространились в эллинистическое время.

В птолемеевском Египте почти вся внешняя торговля была монополизирована государством, или вернее, самими Птолемеями, извлекавшими из нее колоссальные доходы. Вообще в эллинистическое время цари и правители сами охотно занимались торговыми операциями, содержали торговые флоты и выступали в роли оптовых торговцев. Такой деятельностью занимались не только Птолемеи, но и правители Боспорского царства Спартокиды, Атталиды в Пергаме и другие правящие династии.

Нарушения государственной регламентации торговли отдельными частными купцами строго карались конфискацией товаров и другими наказаниями, определяемыми специальным торговым законодательством. Наоборот, торговцы, оказавшие какие-нибудь услуги государству, например доставившие в голодный год продовольствие по умеренным ценам, восхваляются в специальных постановлениях народного собрания или в декретах правителей, им воздаются различные почести и даруются некоторые привилегии, например предоставление проксении.

Обычай проксении играл большую роль в развитии межгосударственных и, в частности, торговых взаимоотношений между полисами Древней Греции. Проксенами становились иностранцы, оказавшие услуги государству, они получали ряд торговых привилегий, например освобождение от пошлин, свободу торговли во время войны и мира. В то же время проксен становился как бы неофициальным представителем госу-

59

дарства, дарующего проксению в своей стране, он мог способствовать развитию взаимных связей, покровительствовать торговцам, приезжающим из государства-дарителя, вообще становился лицом, осуществляющим некоторые консульские функции.

Известны почетные декреты, принятые в честь правителей или властей какой-нибудь другой страны или города, которые способствовали снабжению чествующего полиса жизненно важными припасами. Таковы, например, декреты афинского народного собрания в честь правителей Боспора Киммерийского из династии Спартокидов. Боспорские цари получали золотые венки, им воздвигались статуи и давались разные привилегии в Афинах за содействие афинским купцам в приобретении и вывозе в Афины хлеба с Боспора.

Высокая товарность производства и широкое развитие торговли в греческом мире требовали создания и применения развитых форм денежного обращения. И такие формы были найдены еще в архаическое время.

Металлическая монета впервые была выпущена в первой половине VII в. до н. э. почти одновременно в двух различных районах Средиземноморья - в Лидии в Малой Азии и на острове Эгине. Из этих двух центров чеканка монеты очень быстро распространилась по всему античному миру. Уже в течение VII в. до н. э. начинают выпускать свою монету крупнейшие торговые центры Ионии и соседних островов, такие города Греции, как Коринф и Афины. С VI в. начинается регулярный выпуск монеты городами Великой Греции, Сицилии, Северной Греции, некоторыми городами Причерноморья. В последующие столетия каждый самостоятельный греческий полис стремится чеканить свою монету.

От греков чеканка монеты была заимствована соседними народами. Уже в VI в. до н. э. был начат выпуск золотых монет, так называемых дариков, персидским государством и серебряных монет - племенами Южной Фракии. Позднее начинается чеканка в Карфагене, Финикии, Македонии, Италии, Иудее и т. д.

Первые электровые или серебряные монеты представляли собой небольшие слиточки металла неправильной формы, имевшие оттиснутые штампом изображения с одной стороны. Но очень скоро монеты приобретают очертания правильного кружка, линзовидного или плоского, с обеих сторон несущего изображения и надписи. Монетные кружки получались путем отливки металла в специальных формах, а затем на них при помощи железных или бронзовых штемпелей чеканились необходимые изображения; лишь в очень редких случаях монеты отливались в готовых формах. Таковы, например, крупные медные монеты Ольвии конца VI-V в. до н. э. с изображением головы Горгоны, Деметры или Афины.

На лицевых сторонах греческих монет архаического и классического времени чаще всего помещались изображения головы или фигуры чтимого в данном городе божества. В Афинах это была голова Афины, на Родосе - голова Гелиоса, в Олимпии - Зевса и т. д. Кроме основных божеств греческого пантеона, на монетах бывают представлены второстепенные местные божества, покровительствующие данному городу, нимфы рек и источников, мифические герои и т. д. Таковы изображения

60

а - Лидия, электровый статер VII в. до н. э.; б - Эгина, серебряный статер VI в. до н. э.; в - Персия, золотой дарик V в. до н. э.;г - Кизик, электровый статер IV в. до н. э.;д - Коринф, серебряный статер IV в. до н. э.; е - Метапонт, серебряная монета VI в. до н. э.; ж - Кирена, серебряная тетрадрахма V в. до н. э.; з - Афины, серебряная тетрадрахма V в. до н. э.; и - Сиракузы, серебряная декадрахма V в. до н. э. к - Македония, серебряный статер Филиппа

61

Греческие монеты: а - Македония, золотой статер Александра III;б - Македония, серебряная тетрадрахма Александра III; в - Македония, серебряная тетрадрахма Деметрия Полиоркета; г - Родос, серебряный статер конца IV в. до н. э.; д - Македония, золотой статер Лисимаха; е - Афины, серебряная тетрадрахма III в. до н. э.; ж - Пергам, серебряная тетрадрахма Филетера; з - Бактрия, серебряная тетрадрахма Антимаха; и - Египет, серебряная декадрахма Арсинои II

62

нимфы Аретусы на монетах Сиракуз, речного бога Борисфена - на монетах Ольвии, мифического героя Тараса - в Таренте, легендарного царя Миноса - в Кноссе и многие другие. Нередко встречаются изображения целых мифологических сцен: Геракл, сражающийся с гидрой, Аполлон, несущий на руках ребенка Аркада, Аполлон, стреляющий в Пифона, Тарас, плывущий на дельфине, и т. п.

Наряду с изображениями божеств на греческих монетах архаической и классической эпох часто помещаются изображения животных, птиц и неодушевленных предметов, по большей частью являющихся атрибутами тех же божеств. Обычно такие эмблемы становятся городскими гербами и служат важным признаком для опознания монеты. Они помещаются чаще на оборотной стороне монеты вместе с надписью, удостоверяющей принадлежность монеты определенному городу. Таковы олень в Эфесе, лев в Милете, грифон в Абдере, черепаха на Эгине, цветок граната на Родосе, факел в Олинфе и т. д.

Среди изображений на греческих монетах часто встречаются такие, которые воспроизводят продукт, составляющий основное богатство или главную достопримечательность данного центра или области. Таковы колос и осетр на монетах Пантикапея, тунец на электровых статерах Кизика, колос на серебряных монетах Метапонта, сильфий в Киренаике, виноградная лоза в Маронее и многие другие. Такие изображения служат как бы иллюстрациями к экономической географии древнего мира. Иногда монетные мастера помещали на монетах изображения предметов, названия которых совпадали с названием города, выпустившего монету, или напоминали это название. Так, лист сельдерея, по-гречески селинос, изображенный на монете, свидетельствовал о принадлежности этой монеты сицилийскому городу Селинунту; тюлень, по-гречески фоке, помещался на монетах ионийской Фокеи, плод граната - сиде - на монетах города Сиде в Памфилии и т. д.

После завоеваний Александра Македонского на лицевой стороне монет, выпущенных от имени эллинистических царей, стали помещать их портреты. До этого изображений людей на монетах не встречалось. Только на персидских дариках и некоторых монетах Финикии изображали фигуры персидского царя, но без попытки придать ей портретные черты, да на редких монетах персидских наместников иногда встречались их портреты. Теперь каждый эллинистический царь стремится увековечить себя в изображениях на монетах; иногда встречаются и портреты цариц (например, из египетской династии Птолемеев). Некоторые монетные серии, вроде больших серебряных монет греко-бактрийских царей, дают целые галереи прекрасно выполненных реалистических портретов эллинистических правителей. В это же время входит в обычай помещать на монетах имена царей в сопровождении пышной титулатуры: «царь великий, царь царей, спаситель» и т. п. Монетные изображения и надписи становятся действенным средством политической пропаганды.

Огромное число греческих центров, чеканивших свою монету в VII- IV вв. до н. э., привело к одновременному существованию множества монетных весовых систем и единиц, применявшихся к серебряной и электровой монетам. Широкое распространение получили в VI в. до н. э.

63

выпускавшиеся в городе Кизике электровые монеты - кизикины. До последней четверти IV в. до н. э. они играли роль международной валюты главным образом в причерноморских областях - в Малой Азии, Фракии, городах Северного Причерноморья, на Кавказском побережье. Такую же роль международной валюты в восточной части Эгейского бассейна и в странах Переднего Востока играли золотые дарики персидских царей.

Но золотые и электровые монеты, хотя они иногда и выпускались греческими городами и государствами, не были характерными для греческого денежного обращения вообще. Основу этого обращения до эллинистического времени составляли серебряные монеты. В собственно Греции главенствующую роль играли две весовые системы, применявшиеся главным образом к серебру. Древнейшая из них, эгинская, использовалась в чеканке не только Эгины, но и большинства городов Пелопоннеса и Средней Греции, Кикладских островов, а также Причерноморья. Основной единицей этой системы был статер весом 12 г. В Афинах в эпоху Солона эгинская система сменяется евбейско-аттической, основу которой составляла другая единица - драхма, весом 4,3 г. Эта весовая система получила вскоре широкое распространение в городах Северной Греции, Причерноморья, в Сицилии, Киренаике и в других местах.

Существовало еще множество иных весовых систем, имевших местное значение. Распространение той или иной системы, ее. введение или замена в каком-нибудь центре или районе обычно были связаны с развитием экономических, а иногда и политических связей греческих государств. Так, отказ некоторых городов Халкидики от евбейско-аттической системы веса и принятие ими абдерской системы был непосредственно связан с падением политического влияния Афин в этом районе в результате успешных действий спартанского полководца Брасида в 424 г. до н. э. Византий, чеканивший сначала свое серебро по персидским весовым нормам, около середины IV в. до н. э. переходит к хиосско-родосской весовой системе, что связано с усилением родосской торговли в Пропонтиде.

Основными монетными единицами в большинстве систем были драхма и статер. Статер в серебряной чеканке был равен обычно двум (реже трем) драхмам. Драхма делилась на шесть оболов, которые в свою очередь подразделялись на еще более мелкие единицы. Монеты в 2, 3, 4 обола (диоболы, триоболы, тетроболы) чеканились, как и драхмы, из серебра. Сначала из серебра выпускались и оболы, и даже их фракции, но затем эти мельчайшие серебряные монеты стали заменяться разменной медью. Самой мелкой медной монетой был халк, составлявший 1/ 8 или 1/12 обола. Кроме драхм и дидрахм (статеров), чеканились и более крупные серебряные монеты; особенно были распространены монеты достоинством в 4 драхмы - тетрадрахмы. В редких случаях выпускались монеты в 8 и 10 драхм (декадрахмы). Так, в Афинах специальные серебряные декадрахмы были выпущены в ознаменование знаменитой победы над персами при Марафоне в 490 г. до н. э. То же было сделано в Сиракузах после победы Гелона над карфагенянами. Естественно, что выпуск таких монет имел не столько экономический, сколько политический смысл.

64

Греческие писатели и древние надписи сохранили для нас свидетельства о ценах и стоимости жизни в разное время в античных государствах. Средний дневной заработок или доход афинянина V-IV вв. до н. э. составлял, по-видимому, несколько оболов. 2 или 3 обола получал за заседание присяжный афинского народного суда; 4-6 оболов в день было жалованье тяжеловооруженного солдата - гоплита. На эти деньги можно было прожить очень скромно. Медимн зерна на афинском рынке продавался обычно за 5 драхм, т. е. дневной рацион хлеба должен был стоить немногим более чем 1/ 2 обола: так же недорого обходились простое вино, овощи, рыба. Барана можно было купить за 10 драхм; столько же стоил обыкновенный хитон - одежда простолюдина. Но отдельные продукты и изделия, относящиеся к предметам роскоши, были во много раз дороже: модные расшитые шерстяные одежды могли стоить иногда многие сотни и даже тысячи драхм; то же самое можно сказать и о дорогой утвари и т. п.

Огромное большинство греческих монет имело очень небольшую сферу обращения: эти монеты применялись, как правило, лишь в том городе, где они были выпущены, и в его ближайшей округе. Но существовали монеты, имевшие значение международной валюты и применявшиеся на рынках разных городов и районов. Кроме уже упомянутых кизикинов и дариков, такими монетами были, например, серебряные статеры Коринфа, широко распространенные в западных областях Балканского полуострова, в Сицилии и Италии. На их лицевой стороне изображалась голова Афины в коринфском шлеме, а на обороте - Пегас. Столь же популярны были и «совы» -серебряные тетрадрахмы Афин, имевшие на оборотной стороне изображение совы, священной птицы богини Афины, чья голова была представлена на лицевой стороне тех же монет. Эти наиболее распространенные и пользующиеся доверием греческие монеты являлись объектами подражаний во многих городах и районах античного мира. Так, подражания афинским тетрадрахмам уже в IV в. до н. э. выпускались в Египте, Сирии, Аравии, Вавилонии и в других местах; коринфские статеры имитировались не только городами Акарнании, Этолии, Иллирии, но также Италии и Сицилии; подражания тетрадрахмам Фасоса были очень широко распространены во Фракии и т. д.

Большие изменения происходят в денежном обращении античного мира с образованием монархии Александра Македонского и с переходом к эллинизму. Александр, используя огромные запасы драгоценных металлов, захваченные им у персидского царя, выпустил очень большое количество золотых статеров и серебряных тетрадрахм. Монеты Александра стали важнейшей международной валютой и приобрели такую популярность, что многие города и государства уже из чисто экономических соображений чеканили монеты с его именем и изображениями в течение почти двух столетий после его смерти. Монетное дело эллинистических правителей продолжало традиции александровской чеканки, и их тетрадрахмы и статеры также являлись средством обмена на очень широких территориях. Особенно распространены были статеры фракийского царя Лисимаха начала III в. до н. э. и подражания им, чеканенные многими греческими городами (Византий и др.) вплоть до I в. до н. э. Городские автономные монеты хотя и продолжали выпускаться

65

в это время, но имели только второстепенное местное значение, международная же торговля обслуживалась монетами эллинистических царей.

Обилие монетных систем, разнообразие денежных знаков, колебания курса разных монет очень затрудняли торговые сделки. Уже в раннее время типичной фигурой на греческих рынках становится меняла - человек, знающий все тонкости денежного курса и производящий за определенную мзду размен и обмен одних монет на другие. Такие менялы назывались трапедзитами, так как они производили свои операции на столах - трапедзах. Трапедзиты становятся посредниками во всех сколько-нибудь значительных торговых сделках. Они же занимаются и ростовщическими операциями, давая деньги в долг под проценты.

Уже к концу V в. до н. э. кредитное дело приобретает значительное развитие в торговых греческих полисах. Богатые трапедзиты, как правило метеки или вольноотпущенники, становятся настоящими банкирами. Они принимают на хранение деньги, открывая своим клиентам текущий счет, выдают ссуды торговцам, судовладельцам или хозяевам мастерских, иногда снабжают деньгами даже свой город, осуществляют по требованию своих клиентов разные денежные выплаты, через своих агентов и поверенных переводят деньги в другие города и т. д. При всех этих операциях в качестве обеспечения применялись договор, заклад недвижимого имущества или отдача в залог ценных вещей, поручительство третьих лиц и пр. Судебные речи Демосфена, Исократа и других древних ораторов содержат многочисленные свидетельства деятельности этих банкирских контор и тех жульнических приемов, при помощи которых трапедзиты стремились увеличить свое состояние.

Чрезвычайно высокие ростовщические проценты и снисходительность общественного мнения по отношению ко всяким мошенническим финансовым махинациям, если они только не затрагивали государственных интересов, обеспечивали быстрый рост ростовщических капиталов. Трудности и превратности заморской торговли, частые военные столкновения и общая неустойчивость политического положения греческих полисов нередко приводили к банкротству менее удачливых или менее мощных в финансовом отношении трапедзитов. Но при благоприятных условиях греческие трапедзиты могли сколотить очень значительные состояния и стать весьма видными фигурами в экономической жизни своего города.

Ту же роль, что и трапедзиты, играли и некоторые крупные греческие храмы. Храмы располагали значительными собственными богатствами, состоящими из вкладов, земельных участков, рабов и пр., и пускали эти богатства в оборот, получая значительные доходы. Кроме того, уважение, питаемое к храмам, их неприкосновенность во время всяких политических катаклизмов делали выгодным хранение ценностей именно в храмах, и это привело к тому, что нередко целые государства хранили свою казну в наиболее почитаемых греческих святилищах.

Высокая степень развития кредитно-банковских, ростовщических и иных денежных операций столь же характерна для экономической жизни передовых греческих государств классического и эллинистического времени, как и высокая товарность производства, широкий размах импортноэкспортной торговли, активное развитие торгового мореплавания.



Поделиться