Город где родился евгений евтушенко. Самый молодой член Союза писателей: биография легендарного Евгения Евтушенко

Биография

Евгений Александрович Евтушенко (фамилия при рождении - Гангнус, род. 18 июля 1932 [по паспорту - 1933], Зима; по другим данным - Нижнеудинск, Иркутская область) - русский советский поэт . Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист и актёр.

Биография и очерк творчества

Евгений родился в семье геолога и поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (по происхождению - прибалтийского немца) (1910-1976).

В 1944, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта, Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910-2002), геолог, актриса, Заслуженный деятель культуры РСФСР, поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом - в поэме «Мама и нейтронная бомба»), - при оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 г., чтобы не получать пропуска, который положено было иметь в 12 лет.

Начал печататься в 1949, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952 по 1957 г. учился в Литературном институте им. М. Горького. Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также - за поддержку романа Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», - впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».
- Евтушенко, «Преждевременная автобиография».

1950-1980-е годы - это время по­этического бума, когда на арену огромной популярно­сти вышли Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуд­жава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко . Они зарази­ли воодушевлением всю страну, поразив её свежестью, независимостью, неофициальностью творчества. Выступления этих авторов собирали ог­ромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вско­ре стали называть эстрадной.

Самым «громким» лириком плеяды по праву счи­тается Евгений Евтушенко.

В последующие годы печатает несколько сборников, которые приобретают большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов также принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт», - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная Надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., «Наследники Сталина», «Правда», 1962, 21.10. или «Братская ГЭС», 1965), то адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр», 1961, или «Баллада о браконьерстве», 1965). Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Его поэтическое дарование редко проявляется в глубоких и содержательных высказываниях. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант, - как это ярко проявляется, напр., в стихотворении «По ягоды», казалось, ослабевает.
- Вольфганг Казак

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года - секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года - сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года - член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в г. Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где и проживает в настоящее время.

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

В 2013 году Евтушенко перенес операцию по ампутации ноги.

14 декабря 2014 года во время гастролей в Ростове-на-Дону Евгений Евтушенко был госпитализирован в связи с резким ухудшением состояния здоровья.

Критика

Литературный стиль и манера Евтушенко давала обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в славословии, пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, литературовед Николай Гладких писал о поэме «Фуку!»:

«Самопрославление не может обрести форму спокойного, уверенного в себе самолюбования, не может быть и выражением аутентичной личности. Амбиции исключительно велики и давно превзошли масштаб дарования. Жанр оказывается яростно полемичным в каждом своём слове, в каждом высказывании, и главное - говорящий не может ни на минуту остановиться; вступив в спор с временем и миром, он вынужден непрерывно манифестировать»

« Евтушенко? Вы знаете - это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. … У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела. То есть в основном. Основной такой… дух не нравится этого. Просто - мерзит. »

Гражданская позиция

В первый сборник стихов вошли такие строки о Сталине:
… В бессонной ночной тишине
Он думает о стране, о мире,
Он думает обо мне.
Подходит к окну. Любуясь солнцем,
Тепло улыбается он.
А я засыпаю, и мне приснится
Самый хороший сон.

Одна глава поэмы «Казанский Университет» посвящена В. И. Ленину и написана как раз к 100-летнему юбилею Ленина. - По заверениям самого поэта, всё это (равно как и другие искренно-пропагандистские его стихотворения советского времени: «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами» и т. п.) следствие влияния пропаганды. Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал: «Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард… Жалкий какой-то Женя. Кокетка. В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…».

В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным, стихотворение «Наследники Сталина» приуроченное к выносу из мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину» (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж. В 1969 году был награждён орденом «Знак Почёта».

Евгений Евтушенко печатается в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый Мир», «Знамя».

Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова, известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я - за») и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

Личная жизнь

Евгений Евтушенко был официально женат 4 раза. Его жёны:

Изабелла (Белла) Ахатовна Ахмадулина, поэтесса (в браке с 1954);
Галина Семёновна Сокол-Луконина (в браке с 1961),
сын Пётр;
Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница (в браке с 1978),
сыновья:
Александр и
Антон;
Мария Владимировна Новикова (р.1962), в браке с 1987,
сыновья:
Евгений и
Дмитрий.

Всего у Евтушенко 5 сыновей.

Факты

В 1963 г. был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
Американский обозреватель Роберт Шелтон в номере газеты New York Times за 28 октября 1963 года сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко «…perhaps an American Yevtushenko (the Russian poet)».
Некоторые источники приписывают П. А. Судоплатову высказывание о том, что Е. А. Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния». Однако, в воспоминаниях самого Судоплатова это описано как рекомендация жены Судоплатова, в прошлом разведчицы, обратившимся к ней за консультацией офицерам КГБ относительно Евтушенко: «установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя».
Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения 18 июля 2010 года. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками - Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.
Супермикрокнига со стихотворением «Волга» имеет размер 0,5×0,45 мм, и является одной из 10 самых маленьких книг в мире.

ТАСС-ДОСЬЕ. 1 апреля 2017 г. стало известно, что в США скончался российский поэт Евгений Евтушенко.

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1932 г. на станции Зима в Иркутской области. В его паспорте был указан другой год рождения - 1933 г. Его отец - Александр Рудольфович Гангнус (1910 - 1976), был геологом. Мать - Зинаида Ермолаевна Евтушенко (1910 - 2002), геолог, актриса, заслуженный деятель культуры РСФСР.

В 1951 г. поступил в Литературный институт имени М. Горького, откуда в 1957 г. был отчислен с формулировкой "за непосещение лекций". Только в 2001 г. получил диплом об окончании института.

В 1944 г. Евгений Евтушенко вместе с матерью переехал в Москву. Занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района столицы. В 1949 г. в газете "Советский спорт" было опубликовано его первое стихотворение.

В 1952 г. вышел первый сборник стихов "Разведчики грядущего". В том же году Евгений Евтушенко был прият в Союз писателей СССР, став самым молодым его членом.

Евгений Евтушенко вошел в число так называемых поэтов-"шестидесятников". Его выступления на поэтических вечерах в Политехническом музее в Москве неизменно собирали множество зрителей.

В 1961 г. в "Литературной газете" была опубликована поэма "Бабий Яр", посвященная массовым расстрелам евреев в годы Великой Отечественной войны, за что поэт был обвинен в "политической незрелости" и в отсутствии чувства интернационализма. Ему ставили в вину то, что в своем произведении он не описал других жертв нацизма. На основе поэмы композитор Дмитрий Шостакович создал свою знаменитую 13-ю симфонию. "Бабий Яр" был переведен на 72 языка мира, строки из нее высечены перед Мемориальным музеем Холокоста в Вашингтоне (США).

В феврале 1963 г. во французском еженедельнике "Экспрессо" вышла "Автобиография" Евгения Евтушенко. Это событие вызвало недовольство советских властей, которые обвинили поэта в том, что он действовал без разрешения Идеологического отдела ЦК КПСС. Его "Автобиография" на пленуме правления Союза советских писателей в марте того же года была названа клеветой на "социалистический строй".

В 1964 г. на экраны вышла первая кинолента, к которой Евгений Евтушенко написал сценарий (в соавторстве с Энрике Пинеда Барнет) - "Я - Куба" режиссера Михаила Калатозова.

В 1960-х гг. поэт начал писать песни, работал с известными композиторами Эдуардом Колмановским, Андреем Эшпаем, Юрием Саульским, Никитой Богословским, Микаэлом Таривердиевым, Евгений Крылатовым и др.

Он часто ездил по стране, в том числе по русскому Северу и Заполярью. Впоследствии побывал на всех континентах, кроме Антарктиды. Впечатления от поездок легли в основу поэм "Братская ГЭС" (1965), "Казанский университет" (1970), "Снег в Токио" (1974), "Ивановские ситцы" (1976), "Непрядва" (1980) и др.

Евгений Евтушенко выступал в защиту писателей-"диссидентов" – Андрея Синявского, Юлия Даниэля, Александра Солженицына, Иосифа Бродского и др. В своих стихах выражал протест против ввода советских войск в Венгрию, Чехословакию, войны в Афганистане (стихотворения "Танки идут по Праге", "Афганский муравей" и др.).

В 1979 г. поэт снялся в главной роли - Константина Циолковского - в картине Саввы Кулиша "Взлет". В 1983 г. по собственному сценарию "Детский сад" поставил одноименный кинофильм, в котором сыграл одну из ролей. Позднее, в 1990 г., выступил как сценарист и режиссер фильма "Похороны Сталина".

Первый роман "Ягодные места" Евгения Евтушенко вышел в свет в 1982 г., второй роман - "Не умирай прежде смерти" - был опубликован в 1993 г.

В 1988 г. он вступил в правозащитное общество "Мемориал". Спустя год был избран сопредседателем писательской ассоциации "Апрель". В 1991 г. стал секретарем правления Содружества писательских союзов.

Был народным депутатом СССР (1989-1991).

В 1991 г. вместе с семьей переехал в США. Читал курс русской поэзии в американских университетах. В 1990-2000-х гг. выпустил ряд прозаических и поэтических произведений, опубликовал антологию "Поэт в России – больше, чем поэт. Десять веков русской поэзии".

В 2007 г. в спорткомплексе "Олимпийский" состоялась премьера рок-оперы "Идут белые снеги" композитора Глеба Мая на стихи Евгения Евтушенко.

В 2012 г. вышел сборник поэта "Счастья и расплаты", в 2013 г. - "Не умею прощаться".

Его произведения переведены более чем на 70 языков мира, издано свыше 130 книг.

Евгений Евтушенко был редактором многих книг, писал статьи, вел творческие вечера поэтов, составлял радио- и телепрограммы, организовывал грамзаписи, выступал с чтением стихов Александра Блока, Николая Гумилева и др.

Награжден орденами "Знак Почета" (1969), Трудового Красного Знамени (1983), Дружбы народов (1993), "За заслуги перед Отечеством" III степени (2004).

Лауреат Государственной премии СССР (1984; за поэму "Мама и нейтронная бомба"), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (2009), премии "Тэфи" за лучшую просветительскую программу "Поэт в России - больше, чем поэт" (1998) и др.

Почетный член Российской академии художеств, Американской академии искусств, Академии изящных искусств в Малаге, действительный член Европейской академии искусств и наук. Почетный профессор "Нonoris Causa" Университета новой школы в Нью-Йорке и Королевского колледжа в Квинсе. Профессор в Питсбургском университете, в университете Санто-Доминго.

Почетный гражданин г. Петрозаводска.

Был женат четыре раза. С 1954 г. состоял в браке с известной поэтессой Изабеллой (Беллой) Ахмадулиной. Вторая супруга - Галина Сокол-Луконина (брак заключен в 1961 г.), третья - Джен Батлер, ирландка (с 1978 г.). Четвертая - Мария Евтушенко (Новикова) (с 1978 г.), врач, филолог. У Евгения Евтушенко было пять сыновей: Петр (усыновлен; 1967 - 2015), Александр (1979 г.р.), Антон (1981 г.р.), Евгений (1989 г.р.), Дмитрий (1990 г.р.).

17 июля 2010 г. Евгений Евтушенко открыл в Переделкине собственный музей, который он завещал государству.

О его жизни и творчестве написаны книги, статьи, рецензии, сняты документальные фильмы и телепрограммы. Так, в 2013 г. вышла документальная лента "Зашумит ли клеверное поле..." режиссера Нины Зарецкой.

В 1994 г. его именем названа малая планета Солнечной системы (4234 Evtushenko).​

Евге́ний Алекса́ндрович Евтуше́нко (фамилия при рождении - Гангнус , 18 июля 1932 [по паспорту - 1933], Зима; по другим данным - Нижнеудинск, Иркутская область - 1 апреля 2017, Талса, Оклахома, США) - советский и российский поэт. Получил известность также как прозаик, режиссёр, сценарист, публицист, чтец-оратор и актёр. Член Союза писателей СССР. Был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.

Биография и очерк творчества

Родился 18 июля 1932 года в семье поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса (по происхождению - прибалтийского немца; 1910-1976) и Зинаиды Ермолаевны Евтушенко (1910-2002), геолога, актрисы, Заслуженного деятеля культуры РСФСР. Внук педагога-математика Рудольфа Гангнуса и Ермолая Наумовича Евтушенко (род.1883, д. Химичи Азарической вол. Бобруйского уезда Минской губернии; белорус, член ВКП(б) с 1917, обр. высшее, командовал артиллерией в Приволжском и Московском военных округах, был заместителем начальника артиллерии РККА, инспектор Артиллерийского управления РККА, бригинтендант, Арест. 17.02.1938. Приговорен ВКВС СССР 25.08.1938 по обв. в участии в к.-р. террористической организации. Расстрелян 25.08.1938. Реабилитирован 23.03.1957).

В 1944 году, по возвращении из эвакуации со станции Зима в Москву, мать поэта поменяла фамилию сына на свою девичью (об этом - в поэме «Мама и нейтронная бомба») - при оформлении документов для смены фамилии была сознательно допущена ошибка в дате рождения: записали 1933 год, чтобы не получать пропуск, который положено было иметь в 12 лет.

Учился в московских школах № 254 и № 607, в школе у него были плохие отметки. Занимался в поэтической студии при районном Доме пионеров в Москве.

В 1948 году его несправедливо заподозрили в школе № 607 в поджоге школьных журналов с отметками, поэтому в 15 лет его исключили из школы. Поскольку его после этого никуда не принимали, отец послал его с рекомендательным письмом в геолого-разведывательную экспедицию в Казахстан, где под его началом оказалось 15 расконвоированных уголовников. Затем он работал на Алтае.

Начал печататься в 1949 году, первое стихотворение опубликовано в газете «Советский спорт».

С 1952 по 1957 год учился в Литературном институте им. А. М. Горького . Исключён за «дисциплинарные взыскания», а также за поддержку романа Владимира Дудинцева «Не хлебом единым».

В 1952 году выходит первая книга стихов «Разведчики грядущего», впоследствии автор оценил её как юношескую и незрелую.

В 1952 году стал самым молодым членом Союза писателей СССР, минуя ступень кандидата в члены СП.

«Меня приняли в Литературный институт без аттестата зрелости и почти одновременно в Союз писателей, в обоих случаях сочтя достаточным основанием мою книгу. Но я знал ей цену. И я хотел писать по-другому».

- Евтушенко , «Преждевременная автобиография».

Заодно он был оформлен секретарём комсомольской организации при Союзе писателей.

Период с 1950 по 1980-е годы - время по­этического бума, когда на арену огромной популярно­сти вышли Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Р. Рождественский, Е. Евтушенко. Они зарази­ли воодушевлением всю страну, поразив её свежестью, независимостью, неофициальностью творчества. Выступления этих авторов собирали ог­ромные стадионы, и поэзию периода «оттепели» вско­ре стали называть эстрадной.

В последующие годы Евтушенко напечатал несколько сборников, которые приобрели большую популярность («Третий снег» (1955), «Шоссе энтузиастов» (1956), «Обещание» (1957), «Стихи разных лет» (1959), «Яблоко» (1960), «Нежность» (1962), «Взмах руки» (1962)).

Одним из символов оттепели стали вечера в Большой аудитории Политехнического музея, в которых вместе с Робертом Рождественским, Беллой Ахмадулиной, Булатом Окуджавой и другими поэтами волны 1960-х годов принимал участие Евтушенко.

Произведения его отличает широкая гамма настроений и жанровое разнообразие. Первые строки из пафосного вступления к поэме «Братская ГЭС» (1965): «Поэт в России больше, чем поэт» - манифест творчества самого Евтушенко и крылатая фраза, которая устойчиво вошла в обиход. Поэту не чужда тонкая и интимная лирика: стихотворение «Бывало спит у ног собака» (1955). В поэме «Северная надбавка» (1977) слагает настоящую оду пиву. Несколько поэм и циклов стихотворений посвящено зарубежной и антивоенной тематике: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба».

Чрезмерному успеху Евтушенко способствовала простота и доступность его стихов, а также скандалы, часто поднимавшиеся критикой вокруг его имени. Рассчитывая на публицистический эффект, Евтушенко то избирал для своих стихов темы актуальной политики партии (напр., «Наследники Сталина» (Правда, 21 октября 1962 года) или «Братская ГЭС» (1965)), то адресовал их критически настроенной общественности (напр., «Бабий Яр» (1961) или «Баллада о браконьерстве» (1965)). <…> Его стихи большей частью повествовательны и богаты образными деталями. Многие страдают длиннотами, декламационны и поверхностны. Его поэтическое дарование редко проявляется в глубоких и содержательных высказываниях. Он пишет легко, любит игру слов и звуков, нередко, однако, доходящую у него до вычурности. Честолюбивое стремление Евтушенко стать, продолжая традицию В. Маяковского, трибуном послесталинского периода приводило к тому, что его талант - как это ярко проявляется, напр., в стихотворении «По ягоды» - казалось, ослабевает.

Вольфганг Казак

Известность получили сценические выступления Евтушенко: он с успехом читает собственные произведения. Выпустил несколько дисков и аудиокниг в собственном исполнении: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и другие.

С 1986 по 1991 год был секретарём Правления Союза писателей СССР. С декабря 1991 года - секретарь правления Содружества писательских союзов. С 1989 года - сопредседатель писательской ассоциации «Апрель». С 1988 года - член общества «Мемориал».

14 мая 1989 года с огромным отрывом, набрав в 19 раз больше голосов, чем ближайший кандидат, был избран народным депутатом СССР от Дзержинского территориального избирательного округа города Харькова и был им до конца существования СССР.

В 1991 году, заключив контракт с американским университетом в городе Талса, штат Оклахома, уехал с семьёй преподавать в США, где жил постоянно, иногда приезжая в Россию.

В 2007 году в спорткомплексе «Олимпийский» состоялась премьера рок-оперы «Идут белые снеги», созданной на стихи Евгения Евтушенко композитором Глебом Маем.

Последние годы и смерть

12 марта 2017 года Евтушенко был госпитализирован в тяжёлом состоянии в США. У него был рак в последней четвёртой стадии, вернувшийся после операционного удаления почки, прошедшего около шести лет назад. По свидетельству Михаила Моргулиса, Евтушенко до последнего оставался в сознании. Евгений Евтушенко умер 1 апреля 2017 года во сне от остановки сердца в окружении родных в Медицинском центре Хиллкрест в Талсе (штат Оклахома, США). Соболезнования выразили президент России Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин.

10 апреля в храме Святого благоверного князя Игоря Черниговского посёлка Переделкино прошло отпевание поэта; отпевание совершил протоиерей Владимир Вигилянский.

11 апреля в Центральном доме литераторов состоялось прощание с Евтушенко; позднее в тот же день он, согласно своей последней воле, был похоронен на Переделкинском кладбище рядом с Борисом Пастернаком .

Критика

Литературный стиль и манера Евтушенко давали обширное поле деятельности для критики. Его часто упрекали в пафосной риторике и скрытом самовосхвалении. Так, в интервью 1972 года, опубликованном в октябре 2013 года, лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский крайне негативно отзывался об Евтушенко как о поэте и человеке:

Евтушенко? Вы знаете - это не так всё просто. Он, конечно, поэт очень плохой. И человек он ещё худший. Это такая огромная фабрика по воспроизводству самого себя. По репродукции самого себя. … У него есть стихи, которые, в общем, можно даже запоминать, любить, они могут нравиться. Мне не нравится просто вообще уровень всего этого дела.

Гражданская позиция

В первый сборник стихов Евтушенко вошли стихотворения, прославляющие Сталина. Одна глава поэмы «Казанский Университет» посвящена В. И. Ленину и написана как раз к 100-летнему юбилею Ленина. По заверениям самого поэта, всё это (равно как и другие искренно-пропагандистские его стихотворения советского времени: «Партбилеты», «Коммунары не будут рабами» и т. п.) - следствие влияния пропаганды. Андрей Тарковский, прочитав «Казанский университет» Евтушенко, в своих дневниках писал: «Случайно прочёл… Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард <…> Жалкий какой-то Женя. Кокетка <…> В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки…». Ранним стихам Евтушенко свойствены оптимизм и вера в светлое коммунистическое будущее, характерное для поколения «шестидесятников». Так, в одном из своих произведений он писал:

Если мы коммунизм построить хотим,
трепачи на трибунах не требуются.
Коммунизм для меня - самый высший интим,
а о самом интимном не треплются.

В 1962 году в газете «Правда» опубликовано ставшее широко известным стихотворение «Наследники Сталина», приуроченное к выносу из Мавзолея тела Сталина. Большой резонанс вызвали и другие его произведения: «Бабий яр» (1961), «Письмо Есенину » (1965), «Танки идут по Праге» (1968). Последнее стихотворение было написано 23 августа 1968 года, через два дня после ввода войск стран Варшавского договора в Чехословакию. Несмотря на столь откровенный вызов тогдашней власти, поэт продолжал печататься, ездить по всей стране и за рубеж.

Под впечатлением от военного переворота 1973 года в Чили и гибели президента Сальвадора Альенде, с которым он лично встречался, Евтушенко написал поэму «Голубь в Сантьяго». После падения диктаторского режима Пиночета, в 2009 году президент Мишель Бачелет удостоила Евтушенко высшей награды Чили для иностранцев - ордена Бернардо О’Хиггинса, после чего он прочёл свою поэму многотысячной толпе с балкона президентского дворца Ла-Монеда в Сантьяго.

Евгений Евтушенко печатался в слывших оппозиционными в советское время журналах «Юность» (также входил в редколлегию этого журнала), «Новый мир», «Знамя». Известными стали его выступления в поддержку советских диссидентов Бродского, Солженицына, Даниэля. Несмотря на это, Иосиф Бродский недолюбливал Евтушенко (со слов Сергея Довлатова известна его крылатая фраза «Если Евтушенко против колхозов, то я - за» ) и резко раскритиковал избрание Евтушенко почётным членом Американской академии искусств и словесности в 1987 году. Однако, по воспоминаниям М. И. Веллера, это не мешало Бродскому просить у Евтушенко помощи в сложные жизненные моменты, причём Евтушенко никогда ему не отказывал.

В 1990 году стал сопредседателем Всесоюзной ассоциации писателей в поддержку Перестройки «Апрель».

После реакции некоторых россиян на теракты в Лондоне, выраженной в злорадстве, прикрытом некоторым сочувствием, в 2005 году Евтушенко написал стихотворение «Так им и надо!», в котором отметил, что радость чужим бедам - наследство сталинского и гулаговского облучения, но «станции лондонского метро -/родственницы Беслана», и так как «Родины разными могут быть,/но при войне и терроре/разве не может нас объединить/общая родина - горе?».

В феврале 2014 года Евтушенко обратился к народу Украины со словами поддержки и стихотворением «Государство, будь человеком!», написанным в ночь с 18 на 19 февраля, в разгар столкновений протестующих с полицией во время Евромайдана. Отметив, что «невидимками на Майдане/вместе - Пушкин , Брюллов, мы стоим», Евтушенко выступил против политической вражды и в поддержку конвергенции, выразив надежду, что «всем Европой нам стать удастся».

Личная жизнь

Евгений Евтушенко был официально женат четыре раза. Его жёны:

  • Изабелла (Белла) Ахатовна Ахмадулина, поэтесса (в браке с 1957 года);
  • Галина Семёновна Сокол-Луконина (в браке с 1961 года),
    • сын Пётр;
  • Джен Батлер, ирландка, его страстная поклонница (в браке с 1978 года),
    • сыновья:
  • Александр,
  • Антон;
  • Мария Владимировна Новикова (род. 1962), в браке с 1987 года,
    • сыновья:
  • Евгений,
  • Дмитрий.

Факты

  • В 1963 году был номинирован на Нобелевскую премию по литературе.
  • Американский обозреватель Роберт Шелтон в номере газеты New York Times от 28 октября 1963 года сравнивает молодого Боба Дилана с Евтушенко: «…perhaps an American Yevtushenko (the Russian poet)».
  • В 1967 году Евгений Евтушенко полулегально посетил Португалию, с которой при салазаровском режиме Советский Союз не поддерживал никаких отношений. Однодневный приезд организовала издательница Сну Абекассиш, имевшая по этой причине серьёзные проблемы с ПИДЕ. Под впечатлением увиденного Евтушенко написал стихотворение «Любовь по-португальски».
  • Некоторые источники приписывают П. А. Судоплатову высказывание о том, что Евтушенко сотрудничал с КГБ, выполняя роль «агента влияния». Однако в воспоминаниях самого Судоплатова это описано как рекомендация жены Судоплатова, в прошлом разведчицы, обратившимся к ней за консультацией офицерам КГБ относительно Евтушенко: «установить с ним дружеские конфиденциальные контакты, ни в коем случае не вербовать его в качестве осведомителя». Юрий Фельштинский также заявляет, что Евтушенко сотрудничал с КГБ, и его куратором в КГБ был генерал Питовранов.
  • Евтушенко открыл в подмосковном Переделкине музей-галерею, приурочив это событие к своему дню рождения 18 июля 2010 года. В музее представлена личная коллекция картин, подаренных Евтушенко известными художниками - Шагалом, Пикассо. Есть редчайшая картина Эрнста, одного из родоначальников сюрреализма. Музей работает в специально построенном рядом с дачей поэта здании.
  • Супермикрокнига со стихотворением «Волга» имеет размер 0,5×0,45 мм и является одной из десяти самых маленьких книг в мире.
  • «Карельский зять» - такое прозвище Евгений Евтушенко приобрёл, женившись на петрозаводской студентке медфака Маше. В настоящее время Мария Владимировна Евтушенко - уже дважды выпускница ПетрГУ (медицинский и филологический факультеты) и мать двоих сыновей знаменитого поэта.
  • Евтушенко назвал любимой из написанных им поэм поэму «Голубь в Сантьяго», которая, по его собственному утверждению, спасла от самоубийства более трёхсот человек в разных странах.

Библиография

Поэмы

  • «Станция Зима» (1953-1956)
  • «Бабий яр» (1961)
  • «Братская ГЭС» (1965)
  • «Пушкинский перевал» (1965)
  • «Коррида» (1967)
  • «Под кожей статуи Свободы» (1968)
  • «Казанский университет» (1970)
  • «Откуда Вы?» (1971)
  • «Снег в Токио» (1974)
  • «Ивановские ситцы» (1976)
  • «Северная надбавка» (1977)
  • «Голубь в Сантьяго» (1974-1978)
  • «Непрядва» (1980)
  • «Мама и нейтронная бомба» (1982)
  • «Дальняя родственница» (1984)
  • «Фуку!» (1985)
  • «Тринадцать» (1996)
  • «В полный рост» (1969-2000)
  • «Просека» (1975-2000)
  • «Дора Франко» (2011)

Стихи

  • Баллада о ласточке (1976)
  • Баллада о шефе жандармов и о стихотворении Лермонтова «На смерть поэта»
  • Белые ночи в Архангельске (1964)
  • Благодарность (1968)
  • Боюсь не справиться с лицом (2004)
  • В магазине (1956)
  • В церкви Кошуэты (1958)
  • Вагон (1952)
  • Вальс на палубе (1957)
  • Волга (1958)
  • Где дорога домой?
  • Глубина (1952)
  • Граждане, послушайте меня… (1963)
  • Дай бог! (1990)
  • Два велосипеда
  • Два города (1964)
  • Две любви
  • Дворец (1952)
  • Долгие крики (1963)
  • Женщинам (1961)
  • Жизнь и смерть
  • Зависть (1955)
  • Заклинание (1960)
  • Злость (1955)
  • Изумрудины (2004)
  • Казнь Стеньки Разина (1964)
  • Карликовые берёзы (1966)
  • Картинка детства (1963)
  • Карьера (1957)
  • Киоск звукозаписи (~1981)
  • Кладбище китов (1967)
  • Когда мужчине сорок лет (1972)
  • Когда убили Лорку (1967)
  • Колокольчик (1992)
  • Кончики волос (1972)
  • Лишнее чудо (1965)
  • Лучшим из поколения (1957)
  • Любимая, спи! (1964)
  • Любовь по-португальски (1967)
  • Мать (1969)
  • Маша (1958)
  • Моей собаке (1958)
  • Мой пёс (1958)
  • Молитва (1996)
  • Молитва перед поэмой (1964)
  • Монолог бывшего попа, ставшего боцманом на Лене (1967)
  • Монолог голубого песца (1967)
  • Монолог из драмы «Ван Гог» (1957)
  • Море (1952)
  • Мужчины женщинам не отдаются (2004)
  • Муки совести (1966)
  • На велосипеде (1955)
  • На что уходит жизнь (1996)
  • Настя Карпова (1960)
  • Не возгордись (1970)
  • Не исчезай (1977)
  • Не надо (1978)
  • Нежность (1955)
  • Неразделённая любовь
  • Нет лет (1992)
  • О переводах (1959)
  • О творчестве
  • Ограда (1961)
  • Одиночество (1959)
  • Одной знакомой (1974)
  • Ожидание (1951)
  • Ольховая серёжка (1975)
  • Памяти Ахматовой (1966)
  • Памяти Есенина (1965)
  • Парк (1955)
  • Партизанские могилы (1957)
  • Паруса (1969)
  • Патриаршие пруды (1957)
  • Певица (1951)
  • Письмо в Париж (1965)
  • По Печоре (1963)
  • По ягоды (1955)
  • Подранок (1963)
  • Половинчатость (1989)
  • Последний мамонт (1956)
  • Последняя попытка
  • Потеря (13 марта 1991)
  • Поэт (1965)
  • Пролог (1955)
  • Процессия с Мадонной (1965)
  • Псковские башни (1971)
  • Ревю стариков (1967)
  • Ритмы Рима (1965)
  • Свадьбы (1955)
  • Сказка о русской игрушке (1963)
  • Смеялись люди за стеной (1963)
  • Спутница (1954)
  • Старый друг (1973)
  • Стук в дверь (1959)
  • Тайна трубадура (1977)
  • Тают отроческие тайны, как туманы на берегах (1960)
  • Твоя душа (1956)
  • Третий снег (1953)
  • Три фигурки (1995)
  • У римской забытой дороги (1967)
  • Уходят матери (1960)
  • Фронтовик (1955)
  • Цветы лучше пуль (1970)
  • Человека убили (1957)
  • Чёрные бандерильи (1967)
  • Шутливое (1963)
  • Я хотел бы… (1972)
  • Ярмарка в Симбирске (1964)
  • Ясная, тихая сила любви (1973)

Сборники стихов

  • «Разведчики грядущего». - М.: Советский писатель, 1952
  • «Третий снег». - М., 1955
  • «Шоссе Энтузиастов». - М., 1956
  • «Обещание». - М.: Советский писатель, 1957
  • «Лук и лира». - Тбилиси, 1959
  • «Стихи разных лет». - М.: Молодая гвардия, 1959
  • «Яблоко». - М.: Советский писатель, 1960
  • «Взмах руки». - М.: Молодая гвардия, 1962, 352 с., 100 000 экз.
  • «Нежность». - М.: Советский писатель, 1962, 192 с., 100 000 экз.
  • «Братская ГЭС». - Chicago, 1965
  • «Катер связи». - М.: Молодая гвардия, 1966
  • «Качка». - London, 1966
  • «Со мною вот что происходит» . - М.: Правда, 1966
  • «Стихи и поэма „Братская ГЭС“». - М.: Советский писатель,1967
  • «Стихи». - М.: Художественная литература, 1967
  • «Идут белые снеги». - М.: Художественная литература, 1969
  • «Я сибирской породы». - Иркутск, 1971
  • «Казанский университет». - Казань, 1971
  • «Поющая дамба». - М.: Советский писатель, 1972
  • «Дорога № 1». - М.: Современник, 1972
  • «Интимная лирика». - М.: Молодая гвардия, 1973. - 192 с., 75 000 экз.
  • «Поэт в России - больше, чем поэт» . - М.: Советская Россия, 1973
  • «Отцовский слух». - М.: Советский писатель, 1975, 1978
  • «Спасибо». - М.: Правда, 1976
  • «В полный рост». - М.: Современник, 1977
  • «Просека». - М.: Детская литература, 1977
  • «Утренний народ». - М.: Молодая гвардия, 1978
  • «Присяга простору». - Иркутск, 1978
  • Тяжелее земли. - Тбилиси, 1979
  • «Сварка взрывом». - М.: Московский рабочий, 1980
  • «Компромисс Компромиссович». - М.: Правда, 1978; 48 с., 75 000 экз.
  • «Стихи». - М., 1981
  • «Две пары лыж». - М.: Современник, 1982
  • «„Мама и нейтронная бомба“ и другие поэмы». - М., 1983, 1986
  • «Откуда родом я». - Л.: Детская литература, 1983
  • «Почти напоследок». - М.: Молодая гвардия, 1985
  • «Полтравиночки». - М.: Правда, 1986
  • «Завтрашний ветер». - 1987
  • «Стихи». - М., 1987
  • «Последняя попытка». - Петрозаводск, 1988
  • «1989»
  • «Граждане, послушайте меня». - М.: Художественная литература, 1989
  • «Любимая, спи». - М.: СП «Вся Москва», 1989; 206 с., 25 000 экз.
  • «Зелёная калитка». - Тбилиси, 1990
  • «Последняя попытка». - М.: Советская Россия, 1990
  • «Белорусская кровинка». - Минск, 1990
  • «Стихи и поэмы». - М., 1990
  • «Нет лет: любовная лирика». - СПб., 1993
  • «Золотая загадка моя». - Иркутск, 1994
  • «Моё самое-самое». - М.: Х. Г. С., 1995
  • «Последние слёзы». - М.: Терра, 1995
  • «Медленная любовь». - М.: Эксмо, 1997
  • «Невыливашка». - 1997
  • «Краденные яблоки». - 1999
  • «Я прорвусь в XXI век…». - 2001
  • «Окно выходит в белые деревья». - 2007
  • «Гимн России»
  • «Стихи XXI века». - М.: Эксмо, 2008, 352 с., 3000 экз.
  • «Моя футболиада» (1969-2009)
  • «Можно всё ещё спасти». - 2011
  • «Счастья и расплаты». - 2012
  • «Не умею прощаться». - 2013

Романы

  • «Ягодные места». - М., 1982
  • «Не умирай прежде смерти». - М.: Московский рабочий, 1993
  • «Берингов тоннель»

Повести

  • «Пёрл-Харбор» («Мы стараемся сильнее») (1967)
  • «Ардабиола» (1981)

Публицистика

  • «Примечания к автобиографии» (около 1970) - рукопись, циркулировала в самиздате.
  • «Талант есть чудо неслучайное». - М.: Советский писатель, 1980 (книга критических статей)
  • «Война - это антикультура». - М., 1983
  • «Завтрашний ветер». - М.: Правда, 1987. - 480 с.; ил.; 300 000 экз.
  • «Политика - привилегия всех». Книга публицистики. - М.: АПН, 1990. - 624 с.; ил., 200 000 экз. X
  • «Пропасть - в 2 прыжка?» - Харьков: Прапор, 1990

Мемуары

  • «Волчий паспорт». - М.: Вагриус, 1998. - 576 с., 15 000 экз. (серия «Мой XX век»)
  • «Шести-десантник»: Мемуарная проза. - М.: АСТ; Зебра, 2006. ;;;
  • «Я пришёл к тебе, Бабий Яр…». - М.: Текст, 2012-142 с.

Собрания сочинений

  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1975
  • Избранные произведения в 2-х томах. - М.: Художественная литература, 1980
  • Собрание сочинений в 3 томах. - М.: Художественная литература, 1983-1984., 75 000 экз.
  • Стихотворения и поэмы в 3-х томах. - М.: Советская Россия, 1987, 55 000 экз.
  • Первое собрание сочинений в 8 томах. - М.: Издательство АСТ, 2002, 3000 экз.

Антологии

  • «Строфы века» (1993 - на англ., США; 1995 - русское изд.) - антология русской поэзии XX века (составитель)

На английском языке

  • поэма «Станция Зима» на английском языке
  • Избранные произведения на английском языке I
  • Избранные произведения на английском языке II

Сотрудничество с музыкантами

Дискография

  • 1973 - «Граждане, послушайте меня» (читает автор) (фирма «Мелодия»)
  • 1977 - «Северная надбавка» (читает автор) (фирма «Мелодия»)
  • 1980 - «Голубь в Сантьяго» и другие стихи (читает автор) (фирма «Мелодия»)

Классическая музыка

  • Симфония № 13 b-moll «Бабий Яр» Дмитрия Шостаковича, соч. 113 в пяти частях для баса, хора басов и оркестра. Стихи Е. Евтушенко. Премьера - 18 декабря 1962, Москва, Большой зал Консерватории. Исполняют: В. Громадский (бас), Государственный хор и хор Гнесинского института, оркестр Московской филармонии (дирижёр К. Кондрашин)
  • Кантата «Казнь Степана Разина» Д. Шостаковича. Стихи Евтушенко (1965)
  • Рок-опера «Идут белые снеги…» (2007)

Песни

на музыку разных композиторов

  • «А всё-таки что-то есть в нашем народе» (Ал. Карелин) - исполняет Нат. Москвина
  • «А снег повалится» (Г. Пономаренко) - исп. Клавдия Шульженко
  • «А снег повалится» (Д. Тухманов) - исп. Муслим Магомаев
  • «Бабушки» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина
  • «Баллада о дружбе» (Е. Крылатов)
  • «Баллада о рыбацком посёлке Аю» (Ю. Саульский) - исп. А. Градский
  • «Все силы даже прилагая» (А. Пугачёва) - исп. Алла Пугачёва
  • «Вы полюбите меня» (Н. Мартынов) - исп. Виктор Кривонос
  • «Глаза любви» («Всегда найдётся женская рука») (Брендон Стоун) - исп. Брендон Стоун
  • «Глаза любви» («Всегда найдётся женская рука») (Микаэл Таривердиев) - исп. Галина Беседина
  • «Дай Бог» (Раймонд Паулс) - исп. А. Малинин
  • «Дельфины» (Ю. Саульский) - исп. ВИА «Акварели»
  • «Дитя - злодей» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»)
  • «Зависть» (В. Махлянкин) - исп. Валентин Никулин
  • «Заискивание» (И. Тальков) - исп. Игорь Тальков; (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»)
  • «Заклинание» (И. Лученок) - исп. Виктор Вуячич
  • «Заклинание» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец
  • «Зашумит ли клеверное поле» (Е. Крылатов) - исп. Эдуард Хиль, Людмила Гурченко
  • «Как пустотелый колос» (В. Махлянкин) - исп. Валентин Никулин
  • «Киоск звукозаписи» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»)
  • «Когда звонят колокола» (В. Плешак) - исп. Эдуард Хиль
  • «Когда взошло твоё лицо» (Брендон Стоун)
  • «Когда мужчине сорок лет» (И. Николаев) - исп. Александр Кальянов
  • «Когда придёт в Россию человек» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина
  • «Когда человек человека предаёт» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов
  • «Кое-что я в жизни этой понял» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец
  • «Колокольчик» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина
  • «Кошелёк» (Брендон Стоун)
  • «Любимая, спи» (Д. Тухманов) - исп. Валерий Ободзинский, Леонид Бергер (ВИА «Весёлые ребята»), А. Градский
  • «Любовь - дитя планеты» (Д. Тухманов) - исп. ВИА «Весёлые ребята»
  • «Людей неинтересных в мире нет» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин
  • «Метаморфозы» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина
  • «Наш непростой советский человек» (А. Бабаджанян) - исп. Георг Отс, Муслим Магомаев
  • «Не надо бояться» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов
  • «Не спеши» (А. Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев, Анна Герман
  • «Нет лет» (Сергей Никитин)
  • «Неужели смертен я» (С. Никитин, П. И. Чайковский)
  • «Ничей» (Ю. Саульский) - исп. Заур Тутов, А. Градский
  • «Песни русские» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина
  • «Песня моя» (Е. Крылатов) - исп. Ген. Трофимов
  • «Плач по брату» (С. Никитин)
  • «Плач по коммунальной квартире» (Луиза Хмельницкая) - исп. Гелена Великанова, Иосиф Кобзон
  • «Под скрипучей, плакучей ивой („Как любимую сделать счастливой“)» (Г. Мовсесян) - исп. Георгий Мовсесян, Иосиф Кобзон
  • «Позвольте надеяться» (А. Бабаджанян) - исп. Владимир Попков
  • «Признание» (Ю. Саульский) - исп. София Ротару, Ксения Георгиади
  • «Принцесса на горошине» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина
  • «Простая песенка Булата» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина
  • «Профессор» (группа «Диалог») - исп. Ким Брейтбург (гр. «Диалог»)
  • «Ребёнок» (Ал. Карелин) - исп. М. Задорнов и Нат. Москвина
  • «Родина» (Б. Терентьев) - исп. ВИА «Синяя птица»
  • «Родник» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина
  • «Романс» (Э. Горовец) - исп. Эмиль Горовец
  • «Свежий запах лип» (И. Николаев) - исп. А. Кальянов
  • «Спаси и сохрани» (Е. Крылатов) - исп. Валентина Толкунова
  • «Старый друг» (И. Николаев) - исп. А. Кальянов
  • «Твои следы» (Арно Бабаджанян) - исп. Люд. Зыкина, София Ротару
  • «Тиль» (А. Петров) - исп. Эд. Хиль
  • «Ты уходишь, как поезд» (М. Таривердиев) - исп. ВИА «Поющие гитары»
  • «У моря» (Б. Емельянов) - исп. Вахтанг Кикабидзе
  • «Уходит любимая» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин
  • «Церковь должна быть намоленной» (Ал. Карелин) - исп. Нат. Москвина
  • «Чёртово колесо» (Арно Бабаджанян) - исп. Муслим Магомаев
  • «Что знает о любви любовь» (А. Эшпай) - исп. Людмила Гурченко
  • «Я - гражданин Советского Союза» (Д. Тухманов) - исп. Муслим Магомаев
  • «Я люблю тебя больше природы» (Р. Паулс) - исп. Ирина Дубцова
  • «Я разлюбил тебя» (В. Махлянкин) - исп. Вал. Никулин
  • «Я хочу довести» (Е. Крылатов) - исп. Геннадий Трофимов

на музыку Эдуарда Колмановского

  • «Бежит река» - исп. Люд. Зыкина, Людмила Сенчина, Мария Пахоменко
  • «Вальс о вальсе» - исп. Клавдия Шульженко, Майя Кристалинская, Георг Отс
  • «Долгие проводы» - исп. Лев Лещенко
  • «Идут белые снеги» - исп. Гелена Великанова, В. Трошин, Иосиф Кобзон
  • «Рано или поздно» - исп. В. Трошин
  • «Родина моя» - исп. Люд. Зыкина
  • «Старинное танго» - исп. Вит. Марков, Иосиф Кобзон
  • «Товарищ гитара» - исп. Клавдия Шульженко
  • «Убийцы ходят по земле» - исп. Артур Эйзен, Марк Бернес, Ансамбль имени Александрова
  • «Хотят ли русские войны?» (посвящается Марку Бернесу) - исп. Юрий Гуляев, Марк Бернес, Вад. Русланов, Георг Отс, Артур Эйзен

Кинематограф

В кинематографе Е. Евтушенко известен как актёр, режиссёр-постановщик, автор-сценарист, а также как автор стихов песен.

Фильмография

Актёр

  • 1965 - «Застава Ильича» (Евтушенко появляется в документальной вставке о вечере поэзии в Политехническом музее)
  • 1967 - «Я любопытна - фильм в жёлтом» - выступает на вечере поэзии в Швеции
  • 1979 - «Взлёт» - К. Э. Циолковский
  • 1983 - «Детский сад» - шахматист
  • 1990 - «Похороны Сталина» - скульптор

Режиссёр

  • 1983 - «Детский сад»
  • 1990 - «Похороны Сталина»

Сценарист

  • 1964 - «Я - Куба» (с Энрике Пинедой Барнетом)
  • 1990 - «Похороны Сталина»

Песни

  • 1961 - «Карьера Димы Горина». Песня «А снег идёт» (Андрей Эшпай) - исп. Майя Кристалинская. Также песню исполняли Жанна Агузарова, Анжелика Варум.
  • 1975 - «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Со мною вот что происходит…» (Микаэл Таривердиев - исполняет С. Никитин)
  • 1977 - «Служебный роман», режиссёр Эльдар Рязанов. Песня «Нас в набитых трамваях болтает…» Андрей Петров
  • 1977-1978 - песни из сериала «И это всё о нём» (по роману Виля Липатова). Музыка Е. Крылатова:
    • «Серёжка ольховая» - исп. Геннадий Трофимов, Эдуард Хиль, Иосиф Кобзон
    • «Не надо бояться» - исп. А. Кавалеров
    • «Шаги» - исп. Ген. Трофимов
  • 1981 - «В небе „ночные ведьмы“». Песня «Когда Вы песни на Земле поёте…» (Е. Крылатов) - исп. Елена Камбурова

ВЫДАЮЩИЙСЯ ШЕСТИДЕСЯТНИК ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО

– поэт с большой буквы и даже намного больше, чем русский Поэт. Одно это слово вобрало в себя все грани его творчества – от литератора до режиссера и автора песен. Порой кажется, что охватить его творческую биографию не сможет даже многотомное издание, потому что такая насыщенная его жизнь. Даже в почтенном возрасте он был бодр и активен, продолжал творить и преподавать, повторяя, что написание стихов и сама жизнь для него – равнозначные понятия.

Украинец+поляк

Жизнь поэта началась в далеком сибирском городке Зима Иркутской области 1932 года. Там прошли его детские годы, а потом семья перебралась в столицу. часто вспоминает, как отец знакомил сына с окружающим миром посредством книг и искусства, часами рассказывал отпрыску об истории древнего мира, научил писать и читать, поэтому мировых классиков Евгений взахлеб прочел в раннем школьном возрасте.

Папа Евгения – Александр Гангнус – был геологом и воспитывал старшего сына поэзией. Когда у него появилась другая семья, он не прервал общения, часто с ним встречался и давал оценку его ранней пробе пера. Мама – Зинаида Ермолаевна Евтушенко – искренне верила в поэтические способности сына, хранила его тетрадки с рифмами, посылала бывшему мужу стихи сына и прививала Евгению любовь к театру. Она работала в Московском театре имени Станиславского, позже окончила музыкальное училище и параллельно геологоразведочный институт. В их дом на дружеские посиделки приходили театральные знаменитости и эстрадные артисты. Евгений с детства впитывал творческую атмосферу.

В жилах Евтушенко смешалась украинская, польская, латышская и белорусская кровь. Прадедушка по материнской линии был польским шляхтичем, приехал работать в Житомир и там женился на украинке. Он возглавил крестьянское восстание против жестокости помещика, за что его с другими селянами и отправили в ссылку в Иркутскую область. Весь путь из Украины до Сибири эти люди преодолели пешком в кандалах. Бабушка Евгения Евтушенко разговаривала на украинском языке, а внук с детства влюбился в поэзию Тараса Шевченко. Отец же добавил ему латышских и белорусских корней.

Жертва голода

Когда началась война, мальчика отправили одного в эвакуацию к бабушкам в Иркутскую область. Целых четыре месяца он на поездах добирался до родственников. Девятилетнему ребенку пришлось многое пережить за это время – бомбежки, голод и поездки на крыше вагонов. На перронах он читал стихи, чтобы заработать на единственный кусок хлеба и чашку кипятка. На всю жизнь Евгений запомнил, как на одной из уральских станций он увидел женщин, которые на базаре продавали горячую картошку. Он не смог сдержаться, подошел, взял одну картофелину и стал жадно вдыхать ее аромат. Торговки тут же налетели на него и начали жестоко избивать изголодавшегося ребенка. Спасли его местные беспризорники, вырвав из разъяренной толпы. Евгений чудом остался жив, расплатившись двумя сломанными ребрами.

Мама выступала на фронтах, потом долго не могла вылечиться от тифа, а в 1944 году вернулась с сыном из эвакуации в Москву. Во время этой поездки она изменила дату его рождения на 1933 год, чтобы не получать полагавшийся в его возрасте пропуск. Вот так и получилось, что в официальных документах он на год моложе.

Евгений Евтушенко – разведчик грядущего

В столице Евгений стал посещать поэтическую студию при Доме пионеров, развитием его способностей занимались и школьные учителя, а в доме мама гостеприимно встречала его многочисленных «соратников» – Роберта Рождественского, Михаила Луконина, Михаила Рощина, Евгения Урбанского, Юрия Казакова и , которая позже стала его женой.

Первые опубликованные стихи Евтушенко появились в газете «Советский спорт» в 1949 году, а в 1952-м он стал самым молодым членом Союза писателей СССР. Его первая книга называлась «Разведчики грядущего», но началом серьезной работы он считает стихотворения «Перед встречей» и «Вагон». Евгений учился в Литературном институте, но был исключен из него за поддержку романа «Не хлебом единым» Владимира Дудинцева.

Два сборника его стихов «Шоссе энтузиастов» и «Обещание» показали, что в стране появился поэт новой формации, неординарный творец, ярчайший представитель поколения, которое позже нарекут «шестидесятниками».

Поэт в России – больше, чем поэт

В 1963 году французский еженедельник «Экспрессо» напечатал прозаическую «Автобиографию» Евгения Евтушенко , что вызвало ярость советского партийного руководства. Идеологи ЦК КПСС намеренно раздували из этого события скандал, возможно, надеясь выдворить поэта за пределы страны или запугать всех инакомыслящих.

Не меньший резонанс вызвали его произведения «Бабий Яр», «Наследники Сталина» и «Танки идут по Праге». Они стали актом настоящего гражданского мужества и ярким событием в литературной жизни страны.

Кстати, после выхода в свет поэмы «Бабий Яр» Евгения Евтушенко на двадцать лет «отлучили» от Украины – ему не давали проводить творческие вечера и встречи с любителями поэзии. Кроме этого, поэт заступился перед первым секретарем ЦК Компартии Украины Владимиром Щербицким за поэта Ивана Драча и публициста-диссидента Ивана Дзюбу.

Его гражданская поэзия непременно сопровождалась и акциями в поддержку тех талантливых поэтов, писателей, художников и скульпторов, которые испытали на себе гонения власти. Он писал письма против травли Александра Солженицына, репрессий генерала Петра Григоренко, Эрнста Неизвестного, Иосифа Бродского, Владимира Войновича и других, а также против фактической оккупации Советским Союзом Чехословакии.

Со мною вот что происходит

Поэмы Евгения Евтушенко доказали многим критикам его жанровое многообразие и мастерство владения разными стилями от лирической поэмы «Станция Зима» до эпической «Братской ГЭС». Немало произведений поэта вдохновили композиторов на создание музыкальных произведений – Тринадцатой симфонии и «Казни Степана Разина» , а также известных в народе песен «Бежит река, в тумане тает…», «А снег повалится, повалится…», «Хотят ли русские войны», «Спасибо вам за тишину», «Вальс о вальсе», «Дай Бог», «Твои следы» и других.

Андрей Эшпай написал на стихи Евтушенко песню «А снег идет», которая звучала в фильме «Карьера Димы Горина» в исполнении непревзойденной . Гелена Великанова сделала узнаваемой песню «Плач по коммунальной квартире» на музыку Луизы Хмельницкой. До сих пор не теряет популярности песня на стихи Евгения Александровича «Со мною вот что происходит». В культовом фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!» она прозвучала в исполнении Сергея Никитина. Стихи Евтушенко положил на музыку Микаэл Таривердиев, а посвящена песня была Белле Ахмадулиной.

Музыкальную жизнь страны в 1960-70 годы трудно было представить без песни на стихи Евтушенко «Чертово колесо» в исполнении . А и обожали песню «Бежит река» на музыку Эдуарда Колмановского.

Выездной Евгений Евтушенко

С юных лет Евгений Александрович страстно любил кино, а с годами испытал к нему профессиональный интерес. Его прозаическая поэма «Я – Куба» легла в основу сценария фильма Михаила Калатозова и Сергея Урусевского. Творческим стимулом стало близкое знакомство, а потом и дружба с великим Федерико Феллини, другими мэтрами мирового кинематографа. В фильме «Взлет», который вышел на экраны в 1979 году,Евтушенко снялся в роли Константина Циолковского.

Не меньшую привязанность поэт испытывал и к театральной сцене. Он стал автором пьес и сценических композиций, блестяще декламировал стихи для тысячных аудиторий и проводил творческие вечера.

Количество выпущенных сборников Евтушенко давно перевалило за сотню, а произведения его изданы во множестве стран и переведены на 70 языков мира. Маршруты его зарубежных гастролей не знают равных в среде литераторов – он исколесил все континенты (кроме Антарктиды).

Евтушенко стал одним из первых в Советском Союзе, кому разрешили выезжать за границу и не в страны соцлагеря, а в Соединенные Штаты Америки. Естественно, в этом тоже был идеологический подтекст и надежда на то, что молодые поэты и писатели завуалируют страшный образ СССР среди западной публики.

Строфы века

Последние двадцать лет не так активно был занят поэтическим творчеством, поскольку большую часть времени посвящал преподавательской работе в Соединенных Штатах Америки (где поэт жил с 1991 года с семьей), пробовал себя в других жанрах литературы и разных видах искусства. Его первый роман «Ягодные места» был написан в 1982 году и стал причиной полярных отзывов. Затем он на долгие годы погрузился в глубокое изучение русской поэзии ушедшего века и издал на английском и русском языках фундаментальную антологию «Строфы века» – это более 1000 страниц, которые рассказывают о 875 литераторах. За границей этот труд считают ценным пособием для студентов университетов и подчеркивают его научное значение.

В личной жизни, как и в творчестве, Евгений Александрович не умел притворяться, поэтому был женат четыре раза. Первой его супругой была поэтесса Белла Ахмадулина. Второй его женой стала Галина Сокол-Луконина, с которой они усыновили ребенка – Петра. Третья жена (ирландская поклонница Джен Батлер) родила Евтушенко двух сыновей – Александра и Антона. С 1987 года поэт жил с Марией Новиковой, которая подарила ему еще двух сыновей Евгения и Дмитрия.

В последний день марта 2017 года Евгения Евтушенко госпитализировали в тяжелом состоянии с раком четвертой стадии. Болезнь вернулась через шесть лет после удаления почки. великий скончался во сне от остановки сердца. 85-летний поэт находился в окружении родных в Талсе (штат Оклахома в США).

На своем сложном, но уникальном жизненном пути Евтушенко шел только вперед, не боясь быть осужденным или отвергнутым. К примеру, в 1993 году он отказался от ордена Дружбы, высказывая этим поступком свой протест против Чеченской войны. Большинство нынешних деятелей искусства такими поступками похвастаться не могут.

ФАКТЫ

В начале 1980-х годов поднял в обществе вопрос о легализации фашизма в России, когда в Москве прошла демонстрация молодых людей, как тогда сказали, играющих в свастику. Поэт уже тогда видел, к чему это может привести. В середине 1990-х годов эти «безобидные парни» стали целыми фашистскими движениями и организовали военизированные формирования.

Поклонникам известна любовь Евтушенко к модным пиджакам немыслимых расцветок и всему яркому. Сам он это объяснял серым военным детством, когда в Сибири он видел нескончаемые вереницы заключенных в ватниках с номерами на спине. Тогда и появилась его тяга к ярким краскам.

Обновлено: Апрель 8, 2019 автором: Елена

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1932 года в Сибири. По данным паспорта, год рождения 1933. В крови Евтушенко течет кровь как прибалтийская, так и немецкая по линии отца геолога, поэта-любителя Александра Рудольфовича Гангнуса. Мать Зинаида Ивановна Евтушенко поэт, геолог, заслуженный деятель культуры РСФСР. После рождения Евгения Зинаида Ивановна специально заменила фамилию мужа на свою в девичестве. Также поменяла год рождения сына, так как в 12 лет нужно было получать пропуск.

С детства Евтушенко был привязан к книгам. Родители помогали познать мир с помощью книг, регулярного общения. Евтушенко вспоминает: «Отец часами мог рассказывать мне, еще несмышленому ребенку и о падении Вавилона, и об испанской инквизиции, и о войне Алой и Белой роз, и о Вильгельме Оранском... Благодаря отцу я уже в 6 лет научился читать и писать, залпом читал без разбора Дюма, Флобера, Боккаччо, Сервантеса и Уэллса. В моей голове был невообразимый винегрет. Я жил в иллюзорном мире, не замечал никого и ничего вокруг...».

В дальнейшем отец оставляет мать и Евгения, уходит к другой женщине. С ней он образовывает свою семью. Несмотря на это, Александр Рудольфович продолжает заниматься воспитанием сына. Он брал Евгения на вечер поэзии в МГУ. Ходили на вечера Анны Ахматовой, Бориса Пастернака, Михаила Светлова, Александра Твардовского, Павла Антокольского. Мать разрешала видеться отцу с сыном. Она понимала, что их общение идет только на пользу Евгению. Зинаида Ивановна часто посылала Александру Рудольфовичу письма, в которых были стихи, написанные сыном.

Она сохраняла все рукописи Евгения. Даже была тетрадь, содержащая девять тысяч рифм. Но сохранить ее не удалось. Мать также прививала Евгению любовь к искусству. Зинаида Ивановна являлась солисткой театра имени Станиславского. Она имела и музыкальное образование. Ее частыми гостями были артисты, которые в будущем стали знаменитыми на эстрадной сцене. Зинаида Ивановна постоянно гастролировала по стране. В военные годы она даже болела тифом, будучи на гастролях.

Евгений Александрович Евтушенко видео


Естественно, с такими родителями Евгений умственно развивался стремительно. Он рос эрудированным, грамотным ребенком. Многие сверстники ему завидовали. Зинаида Ивановна только радовалась, что их дом посещают такие прекрасные поэты, как: Владимир Соколов, Евгений Винокуров, Григорий Поженян, Белла Ахмадулина, Михаил Рощин и многие другие. Евтушенко жил, учился, работал в Москве. Был постоянным гостем Дома пионеров. Он учился в Литературном институте имени Горького, вскоре был исключен за «неправильные» высказывания.

Творчество Евгения Евтушенко

Первой книгой, написанной Евгением Евтушенко, была «Разведчики грядущего». В ней содержится лозунговая, пафосная поэзия 50х годов. В год выпуска книги, Евтушенко выпускает еще свои стихи: «Вагон» и «Перед встречей». Это положило начало его будущей серьезной творческой работе. В 1952 году Евтушенко входит в состав Союза писателей СССР, причем он являлся самым молодым в этом сообществе.

Будущую известность Евгению Евтушенко приносят сборники стихов, которые он пишет далее: «Третий снег», «Шоссе энтузиастов», «Обещание», «Стихи разных лет», «Яблоко».


Евтушенко принимает участие в поэтических вечерах, которые проходили в Политехническом музее. Его партнерами стали, известные нам и горячо любимые: Роберт Рождественский, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава. Евтушенко понимал, что он, благодаря своим произведениям, становился поэтом следующего поколения. Их тогда называли «шестидесятники». Он посвящает новому поколению стихотворение «Лучшим из поколения».

Евтушенко начинает выступать со своими стихами со сцен, донося глубину своих мыслей зрителю. Впервые он выступает на большой сцене в Харькове в центральном лектории. Пригласил Евгения тогда поклонник его творчества, и затейник этого мероприятия Лившиц Л.Я. Публика была покорена его творчеством. Каждое произведение Евтушенко наполнено своей жизнью, они разнообразны по-своему. То он пишет про интимную лирику, что прослеживается в стихотворении «Бывало, спит у ног собака», то провозглашает оду к пиву в произведении «Северная Надбавка», то затрагивает политическую тему в поэмах: «Под кожей Статуи Свободы», «Коррида», «Итальянский цикл», «Голубь в Сантьяго», «Мама и нейтронная бомба», «Дальняя родственница», «В полный рост» и другие.

Многие критики не понимали и не принимали произведения поэта. Он всегда был во главе каких-то скандалов, провокаций. К числу скандальных стихов относили: «Наследники Сталина», «Правда», «Братская ГЭС», «Баллада о браконьерстве», «Взмах руки», «Утренний народ», «Отцовский слух» и не только.

В публицистике также замечены его работы: «Примечания к автобиографии», «Талант есть чудо неслучайное», «Завтрашний ветер», «Политика - привилегия всех». Евгений пишет легко, рифма к рифме идет сама собой, он играет словами, звуками. Евтушенко продолжает свой творческий путь, читая свои стихи со сцены. На его вечера приходят полные залы слушателей. Он пользуется огромным успехом. Евгений выпускает книги, диски, где он исполняет свои произведения. Из них: «Ягодные места», «Голубь в Сантьяго» и многие другие. Помимо стихов, Евтушенко пишет мемуары: «Волчий паспорт», «Шести-десятник: мемуарная проза», «Я пришел к тебе: Бабий Яр». В кино Евтушенко также успел поработать. Он известен, как прекрасный режиссер-постановщик, автор-сценарист.

С музыкальными группами работы Евтушенко также имеются: Рок-опера «Идут белые снеги…», в «Казнь Степана Разина» присутствуют его стихи. На стихи Евтушенко накладывали музыку, получались прекрасные песни: «А снег идёт», «Родина», «Со мною вот что происходит», «Когда звонят колокола», «Под скрипучей, плакучей ивой», но это всего лишь малая часть. Евтушенко был назначен секретарем Союза писателей. Позже он становится секретарем Содружества писательских союзов. Он так же председатель писательской ассоциации «Апрель». Стал членом общества «Мемориал». В Харькове проходили выборы в Народные депутаты СССР. Так вот, Евтушенко выиграл, обойдя других кандидатов, уйдя в огромный, недосягаемый отрыв. Там он проработал до развала СССР. В 1991 году Евтушенко подписывает контракт преподавать в одном университете в США. Собственно, Евгений забирает свою семью и уезжает на постоянное место жительство в Америку, где живет по настоящее время.

Личная жизнь Евгения Евтушенко

Евгений Евтушенко, как истинный ловелас, в официальном браке был четыре раза. Первой супругой была известная поэтесса Белла Ахмадулина. Как мы знаем, они с юности вместе были в творческом союзе. Второй женой стала Галина Семёновна Сокол-Луконина. Она же родила Евгению сына Петра. Вскружила голову Евтушенко его поклонница из Ирландии, вследствие ставшая его третьей супругой Джен Батлер. От нее у поэта есть два сына: Антон и Александр. Последней законной женой стала Мария Владимировна Новикова (в браке с 1987 года). У них также есть дети: Евгений и Дмитрий.

Евгений Евтушенко, по мнению нескольких источников, сотрудничал с КГБ, где он был агентом влияния. Он блестяще владеет несколькими языками: английский, итальянский, французский. Поэт выпускает самую маленькую книгу, размер которой 0,5*0,45 мм. В ней содержатся стихи поэта, носит название «Волга». Также эта книга входит в десятку самых маленьких книг в мире.



Поделиться