Что представляет собой новейший фрегат «Адмирал Горшков»? Фрегат «Адмирал Горшков»: Когда лучшее не враг хорошему Из-за чего «Адмирала Горшкова» так долго вводили в строй.

Сторожевой корабль дальней морской зоны / фрегат

Проект 22350 разработан Северным проектно-конструкторским бюро и утвержден командованием ВМФ России в июне 2003 г. Конкурс на строительство серии кораблей проекта объявлен ВМФ 28 февраля 2005 г. В конкурсе приняли участие судостроительные предприятия «Северная верфь», «Прибалтийский завод „Янтарь“» и ПО "Севмаш". Изначально планировалась постройка серии в 20 кораблей в течение 15-20 лет, но уже к концу 2010 г. в СМИ называлась цифра в 10-12 кораблей пр.22350. В рамках Госпрограммы закупки вооружений до 2020 г. 17.03.2011 г. "Северная верфь" и Министерство обороны России подписали контракт на строительство 4 кораблей проекта (дополнительно к двух уже строящимся кораблям).

Контракт на строительство головного корабля проекта подписан с ССЗ "Северная верфь" 21 октября 2005 г. Корабль "Адмирал флота Советского Союза Горшков" (заводской №921) заложен на "Северной верфи" 1 февраля 2006 г., спущен на воду 29 октября 2010 г. Доводка и испытания корабля затянулись - летом 2013 г. начаты швартовные, а в 2014 г. ходовые испытания головного фрегата проекта.

Передача головного фрегата Флоту по состоянию на март 2017 г. ожидается в 2018 г.

Фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков" проекта 22350 (http://www.severnoe.com/)

Фрегаты проекта 22350 являются самыми крупными надводными кораблями строительство которых начато в России после распада СССР.

Проект 22350 в ВМФ России

На строительство шести кораблей проекта по состоянию на 2017 г. подписаны контракты между ОСК и Министерством обороны России. Четыре корабля заложены на ССЗ "Северная верфь". В 2018 г. ожидается приёмка Флотом двух кораблей - головного "Адмирал флота Советского Союза Горшков" и первого серийного "Адмирал флота Касатонов". Ожидается, что первые два корабля будут нести службу на Северном флоте. Остальные законтрактованные корабли должны быть переданы ВМФ России до 2025 г.

Конструкция корабля

Корабль выполнен по длиннополубачной архитектуре, со сплошной надстройкой. Надстройка выполнена с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон за счет чего снижен уровень вторичного радиолокационного поля корабля. Благодаря оригинальной архитектуре надстройки и использованию композитных конструкционных материалов ("stealth") снижена радиолокационная и оптическая заметность корабля.

Двигательная установка

Главная энергетическая установка - дизель-газотурбинная установка типа CODAG включающая два дизель-газотурбинных агрегата ДГТА-М55Р состоящих из:
- 2 х газотурбинные установки (ГТД) 4-го поколения М90ФР / ДА91 мощностью по 27200 л.с. / 27500 л.с., совместной разработки НПО "Сатурн" (г.Рыбинск) и НПП "Зоря-Машпроект" (Украина);
- 2 х дизеля 10Д49 мощностью по 5200 л.с. с двухскоростными редукторными передачами, размещены в кормовом машинном отделении;

Энергетика корабля обеспечивается 4 х дизельгенераторами АДГ-1000НК производства Уральского дизель-моторного завода (УДМЗ).

ТТХ корабля

Экипаж - 186 чел Длина - 135 м Ширина - 16 м Осадка - 4,5 м Водоизмещение стандартное - 3900 т Водоизмещение полное - 4500 т Скорость полного хода - 29 уз Скорость экономического хода - 14 уз Дальность плавания экономическим ходом - 4000 миль Автономность - 30 сут

ЗРАК "Палаш" на фрегате "Адмирал флота Советского Союза Горшков" пр.22350 (http://mil.ru)

Вооружение

Ракетный комплекс - универсальный корабельный стрельбовой комплекс (УКСК) 3К14 "Калибр" с 2 х 8 установками вертикального пуска 3С14У1, ракеты комплекса "Калибр-НК" (3М54Т, 3М54Т1, 3М14Т, 91РТ2) с дальностью действия более 300 км, ПКР "Оникс" 3М55 / П-160; ЗРК самообороны: 2 х пусковые установки вертикального пуска по 14 ЗУР комплекса "Редут-Полимент", боекомплект - от 28 до 112 ЗУР класса 9М96 или подобных. Система управления комплекса с РЛС "Полимент" с 4 ФАР способна выдавать целеуказание одновременно на 16 целей (по 4 на ФАР); 2 боевых модуля 3Р89 ЗРАК "Палаш" с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340; 2 х ПЗРК типа "Игла-М"; Артиллерийское: ◊ 1 x 130-мм установка А-192М с системой управления 5П-10 "Пума"; 2 х 14,5-мм пулеметы КПВТ на установках МТПУ; Торпедный комплекс - 2 х 6 х ПУ СМ-588 комплекса "Пакет-НК"; Комплексы постановки помех: 2 х ПУ КТ-308-05 8 х ПУ КТ-216 / комплекс ПК-10 Вертолет - Ка-27ПС

◊ Система управления артиллерийским огнем 5П-10 "Пума" с лазерным дальномером; Гидроакустический комплекс "Заря-3"; Комплекс РЭБ "Просвет-М".

Модификации:

Проект 22350 (2018 г.) - серия кораблей для ВМФ России.

Проект 22356 (проект) - проект экспортной модификации фрегата.

Проект 22350М (проект) - проект модернизации фрегата.

"Новый оборонный заказ. Стратегии"

Адмирал Флота Советского Союза Сергей Горшков во время Великой Отечественной командовал бригадой крейсеров, а впоследствии почти 30 лет занимал пост Главнокомандующего ВМФ. Неудивительно, что его именем называют военные корабли.

Ранее в честь адмирала был назван тяжёлый авианесущий крейсер. Теперь же имя флотоводца присвоено представителю новейшего семейства – многоцелевому фрегату проекта 22350. Это не только полностью новые, современные корабли, но и первые, официально именуемые фрегатами.

Происхождение названия типа и история постройки

Исторический парусный фрегат – военный корабль, скоростной и маневренный, но недостаточно мощный, чтобы использоваться в боевой линии. Это название впервые возродили в Королевских ВМС во время Второй мировой Войны, дав его лёгким противолодочным судам.

В американском флоте после войны «фрегатами» некоторое время называли ракетные крейсера ПВО, но в 1975 году провели смену классификации. Так, современный фрегат окончательно определился, как небольшой (по водоизмещению) корабль противовоздушной и противолодочной обороны.

В Советском Союзе меньшие по размерам суда подобного назначения именовали «сторожевыми», а более крупные – «большими противолодочными». Такая классификация перешла по наследству российскому флоту. Но в последние годы и в России стали использовать термин «фрегат». А одним из первых стал «Адмирал Горшков».

Продолжительное время основу российских военно-морских сил составляли суда, разработанные и построенные в советское время.

Причём корабли могли быть и хороши сами по себе – но вот задачи, стоящие перед флотом, изменились. Требовались уже не «убийцы авианосцев», вооружённые тяжёлыми противокорабельными ракетами, а корабли, способные эффективно бороться с пиратством и поддерживать антитеррористические операции.

К сожалению, тяжёлое экономическое положение в стране не всегда позволяло даже сохранять имеющиеся боевые единицы, не говоря уже о разработке новых. Например, сторожевик «Ярослав Мудрый» заложили ещё в 1988 году, но в строй он вступил только через 20 лет.

Только к концу первого десятилетия 21 века в России вновь начали строиться по-настоящему новые и современные боевые единицы для ВМФ. Прямые предки «Адмирала Горшкова» – сторожевики проекта 11540. Это корабли, разработанные и заложенные еще в советское время. От постройки третьего корабля в серии, даже по модернизированному проекту, отказались, найдя его не вписывающимся в планы развития флота.

Головной фрегат базового проекта 22350 заложили в 2006 году в Санкт-Петербурге. Спустя четыре года состоялся спуск на воду. В будущем, по заявлению главнокомандующего ВМФ, подобные корабли станут основными в российском океанском флоте. Пока же два фрегата– «Адмирал Горшков» и «Адмирал Касатонов» – проходят испытания. Ещё два корабля проекта 22350 «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков» на воду пока ещё не спущены.

Краткое описание конструкции

Корпус фрегата имеет длинный полубак, двойное дно идёт от носа до машинного отделения. С целью снижения вероятности обнаружения корабля радарами противника его надстройка выполнена из композитов на основе углеродного волокна. Такие материалы хорошо поглощают радиоволны.

Иначе говоря, «Адмирал Горшков» построен с применением «стелс»-технологий.

Энергетическая установка фрегата – комбинированного типа. В ней на каждый из валов гребного винта работают дизельный двигатель и газовая турбина. Мощность турбин составляет 27500 л.с., а дизелей – 5200 л.с. Суммарная мощность всей установки достигает 65000 л.с. На судне применены гребные винты фиксированного шага. Фрегат оснащён успокоителями качки. Мореходные качества, в итоге, должны позволить «Адмиралу Горшкову» вести боевые действия даже при пятибалльном шторме.

Главный артиллерийский калибр фрегата – универсальная 130мм автоматическая пушка в установке А-192. Предыдущая артустановка аналогичного калибра – АК-130 – имела массу свыше 80 тонн. Это ограничивало её применение только крупными кораблями – крейсерами и эсминцами. Масса установки А-192 составляет лишь 25 тонн, и она может устанавливаться даже на небольшие корабли, такие как фрегаты.

Скорострельность достигает 30 выстрелов в минуту, пушка может поражать наземные и морские цели на дальностях до 23 километров. При использовании орудия в качестве зенитного досягаемость составляет 18 километров по высоте.

Малокалиберная артиллерия представлена двумя зенитными установками «Палаш», по одной на борт. Каждая установка несёт две шестиствольные автоматические пушки ГШ 6-30КД, темп стрельбы которых – до 10 тысяч выстрелов в минуту (суммарно). «Палаши» поражают воздушные цели на высотах до 3 километров.

Ракетное оружие «Адмирала Горшкова» размещается в носу корпуса в универсальных установках вертикального пуска.

Две УВП ЗС14У1 содержат по восемь ячеек, в которые можно загружать ракеты различного назначения. Противокорабельная ракета средней дальности «Оникс» позволяет поражать корабли на дальностях до 300 километров, масса боевой части – 300 килограмм. Она малозаметна для радаров и применяется по принципу «пустил-забыл».

Другой вариант – крылатые ракеты «Калибр». Эта ракета универсальная и может быть, в зависимости от варианта, противокорабельной, противолодочной или тактической для поражения наземных целей. Дальность полёта – до 300 километров (как и у «Оникса»), боевая часть может быть проникающей или осколочно-фугасной. Наведение – инерциальное и радиолокационное. Противолодочные ракеты в качестве БЧ несут торпеду.

Наконец, в перспективе фрегат сможет использовать , на вооружение пока не поступившую. Эти ПКР отличаются крайне высокой (гиперзвуковой) скоростью полёта. Переоснащение российских кораблей этими ракетами сможет, по некоторым оценкам, снизить роль авианосцев и заставит разрабатывать новые средства противоракетной обороны.


Противовоздушную оборону «Адмирала Горшкова» обеспечивает, в дополнение к артиллерии, ракетный комплекс «Редут». Его пусковые установки – также в носу, перед ЗС14У1. Боезапас насчитывает до 32 дальнобойных ракет 9М96 (дальность пуска – до 120 км) и до 128 ракет ближнего боя 9М100 (дальность – около 15 км).

От подводных лодок противника фрегат защищают две счетверённые установки «Пакет-НК».

Они поражают субмарины малогабаритными торпедами калибра 324 мм, а атакующие торпеды – реактивными противоторпедами М-15. Палубный ангар «Адмирала Горшкова» вмещает в себя традиционный для российского флота вертолёт Ка-27.

Боевые характеристики фрегатов проекта 22350

Достойно внимания то, что в составе ВМС США тоже произошли изменения. Главной ударной силой по-прежнему остаются тяжёлые авианосцы, но на смену старым фрегатам «Оливер Перри» пришли «литоральные» сторожевые корабли проектов «Freedom» и “Independence”.В качестве другого конкурента «Горшкова» рассмотрим уже не новый, но широко распространённый немецкий фрегат семейства MEKO.

Проект 22350 Littoral Combat Ship MEKO 200
Водоизмещение, тонн 5400 3100 3400
Длина, метров 135 127 118
Ширина, метров 16 32 14,8
Скорость хода, узлов 30 44 32
Артиллерийское вооружение 1 x 130мм 1 х 57мм, 2 х 30 мм 1 х 127мм
Ракетное вооружение 16 установок пуска ракет «Оникс» и «Калибр» 24 ракеты “Hellfire” 8 ракет “Harpoon”
Зенитное вооружение 2 х ЗАК «Палаш», 4 х ЗРК «Редут» 1 х ЗРКSeaRAM ЗРК SeaSparrow, ЗАК Phalanx
Противолодочное вооружение ПЛР 91Р2, 2 торпедных аппарата - 2 торпедныхаппарата Мк32
Авиационное вооружение Вертолёт Ка-27 Вертолёт MH-60, БПЛА MQ-8 Вертолёт S-70
Экипаж, человек 210 75 220

Сопоставляя тактико-технические характеристики, можно прийти к выводу: «Горшков», если и не является «суперфрегатом», то совсем не уступает по боевым возможностям своим аналогам. И вполне способен стать достойным конкурентом немецким фрегатам, если корабли проекта будут экспортироваться.


А вот характеристики новейшего американского сторожевика заставляют задуматься об уместности сравнения. Слишком сильно «литоральный боевой корабль» отошёл от сложившейся концепции фрегата. Калибр артиллерийского орудия вдвое меньше, зенитное вооружении слабее, противолодочное ограничено бортовым вертолётом. А лёгкие ракеты”Hellfire” – совсем не конкурент противокорабельным «Ониксам».

Если бы на их месте были хотя бы ракеты «Harpoon» – это сблизило бы возможности. Возможно, дополнительные боевые модули смогут значительно изменить боевые качества LCS. Внимания заслуживают высокая скорость и малая численность экипажа «американцев».

Перспективы, боевые и служебные

То главное, чего стоит ожидать от «Адмирала Горшкова» – это безаварийная эксплуатация. Всё-таки это первый всерии, не имеющей преемственности с предшественниками. Так что надеяться надо в первую очередь на то, что у него не выявится серьёзных «детских болезней». И что успевший сломаться маршевый дизель останётся самой крупной неприятностью.


Фрегат, скорее всего, будет нести патрульную службу. Возможно – будет поддерживать ракетными ударами действия наземных войск (если они не будут выведены из горячих точек в ближайшие годы).

А если корабли проекта 22350 будут построены крупной серией, то у них есть все шансы стать главной «рабочей лошадкой» флота (какой является на сегодняшний день американский эсминец «Арли Берк»). А вооружённые ракетами «Циркон» фрегаты получат возможность атаковать любые, даже самые крупные, корабли противника. И для уничтожения авианосцев уже не понадобятся тяжёлые крейсера.

Фрегаты проекта 22350 открыли новую, долгожданную страницу в истории флота России.

Даже лучшие корабли советской постройки уже давно нуждаются в замене – и вот она пришла. ВМФ начали принимать новые корабли, созданные с учётом современных требований.

Деятельность адмирала Сергея Горшкова на посту главнокомандующего в настоящее время оценивают по-разному. Есть мнение о том, что вместо строительства атомных крейсеров Советскому Союзу стоило больше внимания уделять авианосцам. Но есть определённый символизм в том, что имя адмирала присвоили хоть и небольшому кораблю, но мощно вооружённому и вполне способному (в перспективе) справиться с ролью противовеса авианосцам.

Видео

Итак, свершилось! 28 июля 2018 г. на фрегате «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (далее – «Горшков») был поднят Андреевский флаг. Спустя 12 лет, 5 месяцев и 28 дней после закладки, состоявшейся 1 февраля 2006 г., головной принят в состав флота. На церемонии присутствовали заместитель главнокомандующего ВМФ России вице-адмирал Виктор Бурсук, президент Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов, советник ОСК по военному кораблестроению Виктор Чирков и гендиректор «Северной верфи» Игорь Пономарев.

В феврале этого года А. Рахманов высказал уверенность в том, что фрегат войдет в строй до конца лета 2018 г., и очень приятно, что его прогноз, наконец-то, оправдался. Надо сказать, что по состоянию на февраль этого года «Адмирала Горшкова» от начала военной службы отделяло два довольно-таки серьезных барьера . Первым из них был ЗРК «Полимент-Редут», все мыслимые сроки разработки и принятия на вооружение которого были давно сорваны, и не было никакой гарантии, что в 2018 году комплекс получится-таки довести до ума.

Второй же проблемой стала довольно серьезная поломка одного из дизелей ОАО «Коломенский завод», произошедшая 27 декабря 2017 г. Агрегат пришлось разбирать, и часть деталей (включая коленвал) отправлять изготовителю. К счастью, по всей видимости, отремонтировать закапризничавший дизель удалось «малой кровью», без прорезания борта, для того, чтобы извлечь вышедший из строя двигатель, и ремонт не затянулся.

Подъем Андреевского флага на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков»

А вот что произошло с «Полимент-Редутом»? С одной стороны, вроде бы приём «Горшкова» в состав флота должен был свидетельствовать о том, что проблемы, преследующие этот ракетный комплекс, решены и наши все-таки получили достойный комплекс противовоздушной обороны. Вне всякого сомнения, те, кто следил за злоключениями ЗРК «Редут» и радиолокационной системы «Полимент», помнят, насколько часто в медийной среде звучали заверения ответственных лиц, что вот еще немного, еще совсем чуть-чуть и все получится, комплекс встанет в строй.

Последние новости о «Полимент-Редут» звучали вполне оптимистично: все в том же феврале 2018 г. Алексей Рахманов говорил о том, что комиссия, разбиравшаяся с последней серией неудачных пусков, свою работу закончила, и что на техническую доводку потребуется не более двух месяцев, после чего государственные испытания комплекса будут возобновлены. Подразумевалось, что они близятся к завершению… Если что-то и могло радовать в том, что корабль столь долгое время «не сдавался» флоту, так это только принципиальная и твердая позиция наших адмиралов, не желавших принимать корабль с недоведенным вооружением. И вот, наконец, «Адмирал флота Советского Союза Горшков» занял свое место в строю.

Возможно, это, наконец, свидетельствует о том, что трудная история принятия на вооружение «Полимент-Редут» подошла к концу?

Но с другой стороны, история отечественного флота знает множество случаев, когда корабли принимались флотом с недоведенным до кондиции вооружением. Так, например, было с ЗРК «Кинжал» — как известно, ТАВКР «Новороссийск» при вступлении в строй вместо «Кинжалов» имел лишь прорезанные под них «дырки», а первые серийные БПК проекта 1155 получали только один такой комплекс вместо положенных по проекту двух. А потому, увы, факт принятия флотом вовсе не гарантирует того, что комплекс «Полимент-Редут» достиг полной (или, хотя бы, частичной) боевой готовности.

Сведений о том, что данный комплекс принят на вооружение нет, но с другой стороны, это тоже ни о чем не говорит – в последнее время у ВС РФ явно наметился сильный крен в секретность, увы, зачастую призванный скрыть реальное (и, мягко говоря, не всегда хорошее) состояние дел. В общем, могли и не разгласить.

Как же тогда понять, в какой стадии сейчас находятся работы по ЗРК «Редут» и радару его «Полимент»? По мнению автора настоящей статьи, для этого есть некая лакмусовая бумажка: имя ей ЗРК С-350 «Витязь».

Пусковая установка 50П6Е ЗРК С-350

Напомним, что история этого комплекса началась в самом начале 2000-х годов, когда «Алмаз-Антей» выиграл конкурс на создание для Южной Кореи ЗРК KM-SAM: данный ЗРК комплектовался ЗУР с активной головкой самонаведения, способными поражать воздушные цели на дальности 40 км и высоте 20 км. Использование ракет с АГСН являлось принципиальным отличием от отечественных комплексов средней и большой дальности, на которых использовалась полуактивная ГСН. В 2007 г. «Алмаз-Антей» продемонстрировал образец KM-SAM Министерству обороны РФ, и тогда же были открыты опытно-конструкторские работы по аналогичному комплексу средней дальности для отечественных вооруженных сил, который получил наименование С-350 «Витязь» и предназначался для замены ЗРК С-300ПС и «Бук» М1-2.

ЗРК «Витязь» должен был комплектоваться тремя типами ракет:

1. 9М100 – ЗУР малого радиуса действия , по различным данным, от 8 до 15 км, имела вес 70 кг, оснащалась ИК ГСН и инерциальной системой наведения, предусматривалась возможность радиокоррекции на среднем участке траектории;

2. 9М96 (9М96М) – ЗУР среднего радиуса действия массой 333 кг, дальность до 60 км (по другим данным – 40-50 км), высота поражения от 5 м до 20 км, система наведения – инерциальная с радиокоррекцией и АГСН на конечном участке. Скорость ЗУР – 900 м/сек., масса БЧ – 24 или 26 кг. Предположительно, данная ЗУР являлась модификацией ракет, которыми комплектовался KM-SAM;

3. 9М96Е2 – «длинная рука» С-350 , масса 420 кг, дальность до 120 км (по другим данным – 150 км), досягаемость по высоте – от 5 м до 30 км, способна поражать не только аэродинамические, но и баллистические цели на дистанции до 30 км и высоте 25 км. Скорость ЗУР составляет 900-1000 м/сек., масса БЧ – 26 (по другим данным – 24) кг.

На всех ракетах реализован режим сверхманевренности. Согласно данным разработчика, представленным на МАКС-2013, ЗРК «Витязь» может одновременно обстреливать 16 целей, наводя на них 32 ракеты.

ЗРК «Полимент-Редут», устанавливаемый на фрегатах типа 22350, является, по сути, «оморяченной» версией С-350 «Витязь», использующий те же ракеты, что и его сухопутный прототип . При этом ЗРК «Редут» представляет собой установки вертикального пуска, по 4 или 8 модулей в каждой: в каждом модуле может размещаться одна ракета 9М96/9М96Е2 или четыре 9М100.

Пусковые установки ЗРК «Редут» на корвете «Сообразительный»

Для управления огнем используется РЛС «Полимент», состоящий из четырех фазированных решеток, которые могут размещаться на надстройке корабля или на башенноподобной мачте, как это было реализовано на фрегате «Горшков». Это позволяет обеспечить обзор на 360 градусов: очевидно, что данные фазированные решетки созданы на основе многофункциональной РЛС 50Н6А, используемой для наведения ЗУР в комплексе С-350 «Витязь». Каждая из таких решеток способна обеспечить обстрел четырех воздушных целей восемью ракетами. И вот это, честно говоря – совершенно не поражающий воображения показатель, откровенно невысокий для современного ЗРК.

Надо сказать, что подобное решение для новейшего боевого корабля выглядит очень бюджетным и совершенно неоправданным в тактическом плане. Ни в каком случае не следует думать, что 4 одновременно обстреливаемых цели для одной ФАР представляет собой предел отечественной науки и техники – еще в ЗРК С-300В, принятом на вооружение в далеком 1983 г., использовались многоканальные станции наведения ракет (МСНР) 9С32, способные атаковать 6 целей 12 ракетами. При этом нельзя забывать о том, что МСНР комплекса С-300В осуществляли наведение ракет с полуактивной ГСН, то есть станция должна была не просто контролировать положение целей и ракет в пространстве, но и осуществлять подсветку целей, а РЛС «Полимент» последнего делать не нужно.

Флот также успел получить модифицированные станции «Волна» — новый антенный пост С-300ФМ «Форт-М», установленного на ТАРКР «Петр Великий» также имел возможность обстреливать 6 целей дюжиной ракет в секторе 90 градусов. Насколько известно автору настоящей статьи, МСНР комплекса С-400 после 2012 г. имеет возможность одновременно обстреливать 10 целей.

Поэтому 4 цели для одной ФАР РЛС «Полимент» — это откровенно немного, и, вероятно, свидетельствует о желании минимизировать затраты на разработку комплекса и его конечную стоимость. Но подобный показатель, увы, свидетельствует о неспособности ЗРК новейших отечественных фрегатов противостоять массированным авианалетам – ведь всего два самолета, атакующих в секторе 90 град., и применивших по два управляемых боеприпаса (скажем, ПКР «Гарпун» или противорадиолокационных ракет) уже создают шесть воздушных целей, превышая предел возможностей «Полимент-Редут». Поэтому нам остается уповать лишь на то, что впоследствии количество одновременно атакованных целей будет увеличено в ходе модернизации комплекса. Впрочем, перед тем, как что-то модернизировать, не мешало бы это «что-то» создать.

В остальном же (теоретически) комплекс «Полимент-Редут» состоит преимущественно из достоинств. Обладая весьма впечатляющими дальностью и потолком поражения воздушных целей, он, тем не менее, относительно легок – масса ЗУР не превышает 420 кг, в то время как, например, ЗУР комплексов С-300/С-400 имеют массу 1 800 – 1 900 кг и более, и даже ЗУР ЗРК среднего радиуса действия «Штиль» при дальности в 50 км имеют массу в 690 кг. ЗРК «Редут» обходится 9М96М, имеющую по различным данным дальность 50-60 км и вдвое меньшую массу – 333 кг., и это крайне немаловажно для относительно некрупных боевых кораблей, каковыми являются фрегаты.

ЗУР 9М96 и 9М96Е2 ЗРК «Редут» на фоне ракеты 48Н6Е2, применяемой различными модификациями ЗРК С-300

Наличие малых ЗУР 9М100 позволяет значительно увеличить боекомплект и эшелонировать защиту корабля в ближней зоне ПВО. Так, например, (знаменитая «адмиральская» серия) имеют 24 пусковых комплекса «Штиль-1» и способны нести 24 ЗУР средней дальности. А фрегат «Горшков», имея 32 ячейки ЗРК «Редут», способен нести те же 24 ЗУР средней дальности и в дополнение к ним еще 32 малых ЗУР 9М100 (по четыре ракеты в каждой из оставшихся восьми ячеек).

Несмотря на использование нового, в общем-то, для отечественной ПВО принципа наведения ЗУР (АГСН) ЗРК «Витязь» никогда не рассматривался как нечто сверхсекретное, вероятно, потому что его конструкция изначально базировалась на экспортном заказе. Соответственно, ЗРК изначально предназначался как для оснащения вооруженных сил РФ, так и для продаж на экспорт. Но, разумеется, продать иностранным покупателям «сырой» комплекс, с надеждой когда-нибудь довести его до ума, вряд ли получится: очевидно, что для продажи за рубеж «Алмаз-Антей» должен представить потенциальным клиентам концерна полностью работоспособный комплекс.

Отсюда несложно сделать простой вывод – до тех пор, пока в продаже не появится С-350 «Витязь», говорить о том, что «Полимент-Редут» доведен до ума, по всей видимости, нельзя. Комплексы слишком унифицированы, чтобы можно было ввести в строй один из них, не закончив, или хотя бы не выйдя на «финишную прямую» по второму. Собственно говоря, вероятнее всего доделать С-350 «Витязь» будет куда легче, чем «Полимент-Редут» в силу морской специфики последнего – приспособить ракетный комплекс для стрельбы с корабля всегда сложнее, чем с суши.

Кроме этого, по некоторым данным, одна из ключевых проблем комплекса «Полимент-Редут» заключается в неспособности качественно «передавать» сопровождение воздушной цели и атакующих ее ракет при переходе последних из «зоны ответственности» одной фазированной решетки к другой, что вряд ли необходимо реализовывать в С-350 «Витязь» (хотя, быть может, это суждение автора ошибочно).

Так вот, в очередной раз обещание довести С-350 до ума прозвучало во второй половине 2017 г., когда Павел Созинов, генеральный конструктор «Алмаз-Антей», заявил, что государственные испытания «Витязя» должны завершиться в 2017 г., и что в 2018 г С-350 будет предложен иностранным покупателям. И если это произойдет, то можно будет обосновано предполагать, что и «Полимент-Редут» наконец-то встал в строй, или же очень близок к этому – настолько близок, что до приведения его в боеспособное состояние остались считанные месяцы.

Увы, к нашему глубокому сожалению, похоже, что прогнозы П.Созинова оказались чрезмерно оптимистическими. На сайте «Рособоронэкспорта» С-350 «Витязь» до сих пор не представлен. В то же время «Алмаз-Антей» в 2018 году участвовал уже в трех международных выставках:

1. Вторая Международная выставка вооружений и оборонных технологий «АрмХайтек-2018», проходившая в выставочном комплексе «ЕреванЭкспо» 29-31 марта сего года;

2. 10-я Международная выставка сухопутных и военно-морских вооружений «Дефэкспо Индия 2018», состоявшаяся в период с 11 по 14 апреля 2018 в городе Ченнаи, штат Тамилнаду (Индия);

3. Первый Международный авиасалон Eurasia Airshow 2018, который состоялся в период с 25 по 29 апреля 2018 года в г. Анталья (Турецкая Республика).

На этих выставках сегмент ПВО концерна «Алмаз-Антей» был представлен весьма широко: экспонировались ЗРК большой дальности , С-300ВМ «Антей-2500», С-300ПМУ2 «Фаворит», а также зенитные ракетные комплексы средней и малой дальности «Бук-М2Э», «Тор-М2Э», «Тор-М2К» и «Тор-М2КМ», а также морские ЗРК «Оса-АКМ1», «Риф-М» и «Штиль-1».

Но С-350 «Витязь», увы, ни на одной из этих выставок представлено не было. А это говорит о том, что государственные испытания комплекс не прошел, и даже не находится в такой стадии, в которой концерн мог хотя бы начать переговоры о его поставке. Это свидетельствует о том, что с огромной долей вероятности, основное зенитное вооружение фрегата «Адмирал флота Советского Союза Горшков» на сегодняшний день небоеспособно и крайне ограничивает возможности применения этого корабля в конфликтах любой интенсивности .

Ну, а нам остается надеяться на лучшее – все-таки 2018 год еще не закончился, и, как знать, может быть слова Павла Созинова все же окажутся не пустым звуком.

Спроектированный и построенный в Санкт-Петербурге «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» представляет четвертое поколение отечественных кораблей - носителей управляемого ракетного оружия. За четыре года морских испытаний экипаж выполнил несколько переходов с Балтики на Север, а спустя считаные недели снова прибудет в Североморск, который впредь будет использоваться как постоянное место базирования корабля.

Согласно замыслам создателей, фрегат способен решать широкий круг задач: борьба с вражескими надводными кораблями; поиск и уничтожение субмарин; поражение наземных целей в глубине территории противника, на побережье и островах; противовоздушная, противолодочная и противокатерная оборона соединения или конвоя; огневая поддержка высадки морских десантов.

Инновации для ВМФ

Согласно юбилейной книге разработчика, «Северного проектно-конструкторского бюро» (СПКБ), на головном корабле проекта 22350 опробованы инновационные и технологические решения. На самом деле «Адмирал Горшков» действительно является одним из самых технически совершенных фрегатов мира. Он относится к четвертому поколению отечественных мореходных боевых кораблей - носителей управляемого ракетного оружия. По совокупности качеств новый фрегат значительно превосходит сторожевые корабли проекта 1135 третьего поколения и созданные на их основе фрегаты проекта 11356 поколения 3+. Завершение проекта 22350 потребовало проведения 22 НИОКР по сравнению с семью для предыдущего проекта 11356.

По принятии в состав действующего флота «Горшков» станет первым крупным ракетным кораблем морской зоны, созданным в России по «безбумажной технологии». Разработка документации на него была выполнена с использованием системы компьютерного проектирования FORAN. Передовые решения по корпусу позволили улучшить мореходные качества, обеспечить боевую работу систем вооружения при волнении моря до четырех-пяти баллов.

Внешне «Горшков» выделяется длинным полубаком и сплошной надстройкой, выполненной с использованием конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон. Здесь проект 22350 по техническому уровню значительно превосходит . Надстройка и борт нового фрегата выполнены из композиционных материалов для снижения веса конструкции и заметности в инфракрасном диапазоне. Широкое применение композитов в конструкции корпуса и другие решения на внедрение технологий Stealth позволили минимизировать физические поля корабля в заданном диапазоне. Помимо того, СПКБ провело мероприятия, чтобы снизить вторичное радиолокационное поле новых фрегатов по сравнению с зарубежными кораблями аналогичного класса.

Интересен снимок, сделанный на переходе в Северном море британскими военными. На нем «Адмирал Горшков» снят рядом с кораблем HMS St Albans. Также видно, насколько у российского фрегата меньше излучение в инфракрасном спектре.

Следующим отходом от традиционной практики стал отказ от полностью газотурбинной силовой установки в пользу системы CODAG, где форсажные турбины М-90ФР общей мощностью 40 тысяч киловатт используются для «броска», а дизели 10Д49 на 7 378 киловатт - для экономического хода.

События на Украине внесли дополнительные поправки: пришедший к власти в Киеве режим Порошенко дал николаевскому предприятию «Зоря - Машпроект» указание не поставлять в Россию по ранее заключенным контрактам морские газотурбинные установки. Их пришлось заменить аналогичными, полностью изготовленными на заводе НПО «Сатурн» в Рыбинске.

«Длинные руки» Адмирала Горшкова

Прошедший проверку в Сирии ударный ракетный комплекс «Калибр-НК» используется в качестве «главного калибра» корабля. Однако размещенные на проекте 22350 16 универсальных пусковых установок 3С14 подходят для размещения сверхзвуковых ракет «Оникс» и перспективных гиперзвуковых «Циркон».

Между тем петербургские судостроители приступили к формированию еще пары корпусов - «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков» - с планируемым завершением к 2020 году. После многомесячной задержки, вызванной событиями на Украине, третий и четвертый корпусы снова в работе. Для их комплектации на завод-изготовитель поступают судовые турбины российского производства.

Перспектива

Согласно источникам ТРК «Звезда» в судостроительной отрасли,

Весной прошлого года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Иванович Королев сказал, что в обозримой перспективе фрегаты проекта 22350 составят основу надводной компоненты отечественного Военно-Морского Флота. А министр обороны Сергей Шойгу поведал о планах МО РФ получить к 2025 году шесть подобных кораблей, а всего построить 15. Тогда же были анонсированы планы по улучшению базовой конструкции и разработке на ее основе модификации увеличенного водоизмещения с более мощной системой вооружения.

Помимо того, нашим партнерам по военно-техническому сотрудничеству предлагается проект 22356 - многоцелевой фрегат на базе 22350. Если на него найдутся заказчики, то будет повышена серийность выпуска, снижена стоимость единицы продукции, а отечественная промышленность получит загрузку на много лет вперед.

Об этом сообщил начальник управления кораблестроения ВМФ РФ Владимир Тряпичников. «В ноябре, как и „Иван Хурс“, должны вступить в строй фрегат „Адмирал флота Советского Союза Горшков“ и судно тылового обеспечения „Эльбрус“», — сказал он.

Ранее вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин сообщал, что испытания «Адмирала Горшкова» идут по плану и должны завершиться в июле этого года. Как отметил чиновник, сложность испытаний фрегата состоит в том, что приходится одновременно проверять работу нескольких десятков новейших комплексов, в частности, радиоэлектроники, артиллерийского вооружения, различных корабельных систем, систем ПРО.

«Адмирал флота Советского Союза Горшков» — фрегат с управляемым ракетным оружием ВМФ Российской Федерации, головной корабль проекта 22350. В рамках этого проекта предполагается строительство серии из 10-12 многоцелевых фрегатов дальней морской зоны, которые будут входить в состав всех четырёх флотов ВМФ России.

«Адмирал Горшков» — это первый крупный надводный боевой корабль, заложенный на верфях России после распада СССР. Он был заложен 1 февраля 2006 года, спущен на воду 29 октября 2010 года. В ноябре 2014 года корабль впервые вышел на испытания, 20 марта 2017 года фрегат отправился на заключительный этап государственных испытаний.

Корабль предназначен для работы как в ближней, так и в дальней морской зоне, а также для ведения боевых действий в океанических условиях. Мореходность фрегата должна обеспечивать применение вооружения и техники без ограничений при работающем успокоителе качки на волнении моря до 4-5 баллов. Весь боезапас управляемых ракет предполагается хранить в вертикальных пусковых установках с конструктивной защитой.

Фрегат уникален тем, что в его конструкции использовано не менее 30 % совершенно новых технологий и материалов. Он выполнен с использованием композитных конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон. Оригинальная архитектура надстройки создана по технологии «стелс», которая обеспечивает сильное рассеивание радарных волн, гарантируя кораблю высокую степень его радиолокационной и оптической незаметности.

Основные характеристики

  • Водоизмещение (полное) — 4,5 тыс. тонн
  • Длина — 135 м
  • Ширина — 16 м
  • Осадка — 4,5 м
  • Скорость хода (полная) — 29 узлов (53,71 км/ч)
  • Дальность плавания — 4 500 морских миль (8 334 км)
  • Автономность плавания — 30 суток
  • Экипаж — 180−210 человек

Вооружение

Артиллерия — российская универсальная корабельная артиллерийская установка калибра 130 миллиметров А-192 «Армат».

Ракетное вооружение — до 16 ракет «Оникс» или «Калибр-НК», ЗРК «Полимент-Редут», два ЗРАК «Палаш».

Противолодочное вооружение — до 16 противолодочных ракет 91Р семейства «Калибр-НК» и 8 ракет противолодочного ракетного комплекса «Медведка-2».

Авиационная группа — 1 вертолёт Ка- 27ПЛ.



Поделиться