Основные этапы подготовки учителя к уроку. Подготовка урока Этапы урока и их цель

Формула эффективности урока включает две составные час­ти: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный, наспех спроек­тированный и не согласованный с возможностями учащихся

урок качественным быть не может. Подготовка урока - это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных усло­виях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются три этапа: диа­гностики, прогнозирования, проектирования (планирования). При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактичес­кий материал, свободно ориентируется в своем учебном пред­мете. Он ведет и пополняет собственные так называемые тема­тические папки или рабочие книги, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т. д. Для успешной подготовки урока, подчеркнем еще раз, важно, чтобы у педагога не было проблем с фактическими заданиями, чтобы он уверенно владел учебным материалом.

Подготовительная работа сводится к «приспособлению» учебной информации к возможностям класса, оценке и выбору такой схемы организации познавательного труда и коллектив­ного сотрудничества, которая даст максимальный эффект. Что­бы выбрать оптимальную схему проведения урока, необходимо пройти канонический путь расчета учебного занятия. В его ос­нове - алгоритм подготовки урока, последовательное выполне­ние шагов которого гарантирует учет всех важных факторов и обстоятельств, от них зависит эффективность будущего занятия.

Реализация алгоритма начинается с диагностирования кон­кретных условий. Диагностика (о ней уже говорилось в связи с проектированием воспитательной работы) заключается в «про­яснении» всех обстоятельств проведения урока: возможностей учащихся, мотивов их деятельности и поведения, запросов и наклонностей, интересов и способностей, требуемого уровня обученности, характера учебного материала, его особенностей и практической значимости, структуры урока, - а также во внимательном анализе всех затрат времени в учебном процес­се - на повторение (актуализацию) опорных знаний, усвоение новой информации, закрепление и систематизацию, контроль и коррекцию знаний, умений. Завершается данный этап полу­чением диагностической карты урока, на которой наглядно представляется действие определяющих эффективность заня­тия факторов. Наибольшее качество ожидается в том случае, когда факторы находятся в зоне оптимальных условий.

Прогнозирование направлено на оценку различных вариан­тов проведения будущего урока и выбор из них оптимального по принятому критерию. Современная технология прогнозиро­вания позволяет выводить количественный показатель эффек­тивности урока следующим способом. Объем знаний (умений), формирование которых составляет цель урока, принимается за 100%. Влияние препятствующих факторов, естественно, снижа­ет этот идеальный показатель. Величина потерь (она определя­ется по специальной методике) вычитается из идеального ре­зультата и определяет реальный показатель эффективности урока по задуманной педагогом схеме. Если показатель удов­летворяет учителя, он приступает к заключительному этапу подготовки урока - планированию, а если нет, педагог вынуж­ден искать более совершенную схему организации, манипули­руя теми факторами, влияние которых он может менять.


Проектирование (планирование) - это завершающая стадия подготовки урока, и заканчивается она созданием программы управления познавательной деятельностью учащихся. Програм­ма управления - это краткий и конкретный произвольно со­ставленный документ, в котором педагог фиксирует важные для него моменты управления процессом: кого и когда спро­сить, где вводить проблему, как перейти к следующему этапу занятия, по какой схеме перестроить процесс в случае возни­кновения заранее предусмотренных затруднений и т.д. Про­грамма управления отличается от традиционного плана урока четким, конкретным определением управляющих воздействий.

Начинающим педагогам следует писать подробные планы-конспекты урока. Это требование выведено из практики: еще никому не удавалось стать мастером, не осмыслив во всех дета­лях организации предстоящего урока. Только тогда, когда большинство структур становятся привычными, можно перехо­дить к сокращенным записям, постепенно снижая объем пла­на, превращая его в конкретную программу действий.

В плане начинающего педагога должны быть отражены сле­дующие моменты:

Дата проведения урока и его номер по тематическому плану;

Название темы урока и класса, в котором он проводится;

Цели и задачи образования, воспитания, развития школь­ников;

Структура урока с указанием последовательности его эта­пов и примерного распределения времени по этим этапам;

Методы и приемы работы учителя в каждой части урока;

Учебное оборудование, необходимое для проведения урока;

Учебное занятие - важная часть учебного процесса, которая требует от учащихся и педработников серьезной подготовки. С внедрением ФГОС его роль, а также содержательная и методологическая наполненность претерпели изменения. Все этапы урока по ФГОС тщательно разрабатываются учителем, чтобы:

  • учитель создавал поисковые и проблемные ситуации, стимулируя и активизируя деятельность учащихся;
  • каждый этап был реализован в полной мере, были учтены особенности, возраст, характер детей;
  • занятия проходило в ключе свободы выбора действий, открытости и работы на максимальный результат;
  • педагог может корректировать и контролировать ход учебного занятия для достижения максимальной его эффективности;
  • учитель мог дать детям не только знания, но и умение применять их в различных ситуациях, в том числе тех, которые выходят за пределы изучаемого предмета (межпредметные связи).

Этапы современного урока по ФГОС

Урок по ФГОС последнего поколения - действенный процесс, который взаимосвязан с интересами общества, школы и учащихся. Все этапы урока по ФГОС проектируются на системно-деятельностном подходе, призванном научить детей учиться, мотивировать их на самообразование и саморазвитие, поскольку государство нуждается в поколении мобильных современных людей, способных анализировать свои действия, нести ответственность за них, прогнозировать ситуацию, быть готовыми к сотрудничеству.

Выделяют четыре основных группы учебных занятий:

  1. Открытие новых знаний.
  2. Развивающего контроля.
  3. Рефлексии.
  4. Общеметодологической направленности.

В соответствии с требованиям госстандарта, учебные занятия должны строиться в индивидуализированном и личностно-ориентированном ключе. В приоритет ставится самостоятельная работа школьников, а не доминанта учителя. Авторитарный стиль изложения является архаичным, ему на смену приходит партнерская взаимопомощь в освоении новых знаний и навыков.

Тщательно разрабатывая план урока по ФГОС, педагог подает материал структурировано, лаконично и в логической последовательности, что позволяет определять варианты действий и задачи для каждого урока. В случае необходимости педагог может изменять план занятия в ходе организационного этапа. В начальной и основной школе каждый этап современного урока по ФГОС в контексте изучения нового материала базируется на вовлечении детей в мыслительную деятельность, практические задания, запоминание.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе

Согласно федеральному стандарту второго поколения, ход всех этапов урока по ФГОС в начальной школе должен обеспечить не трансляцию знаний и навыков от учителя к учащимся, а формирование у детей умений самостоятельно ставить учебную проблему, искать и формулировать путь ее решения (учителю отводится роль оценивания достигнутого результата).

Обновленная технология урока предполагает, что:

  1. Задача урока - открытие, поиск и осознание истины, которое происходит в ходе взаимодействия педагога и учащихся.
  2. Занятие проходит в контексте общечеловеческой культурной парадигмы.
  3. Человек на пути осмысления истины - наивысшая ценность, цели, но никак не средство.

Этапы урока по ФГОС в начальной школе несколько отличаются от занятия в основной, поскольку имеют ряд особенностей. Все они направлены на стимулирование саморазвития детей, навык учащихся выбирать цели, соразмерные возможностям, принимать решения, искать пути ешения сложных и нестандартных задач, контролировать собственные поступки, коммуницировать с другими людьми, искать компромиссы, согласовывать и аргументировать свою точку зрения.

В условиях ФГОС современный урок должен превратить младшего школьника из пассивного слушателя, воспринимающего информацию, которую дает учитель, в исследователя, самостоятельно добывающего знания. Педагог при этом должен уметь раскрыть способности ученика, оценить его стиль познания, чтобы стимулировать активную ученическую позицию.

Все этапы урока по ФГОС в начальном звене сводятся к стимулированию саморазвития. Младшие школьники учатся:

  1. Делать выбор в соответствии со своими способностями.
  2. Ставить цели и принимать решения, необходимые для их реализации.
  3. Искать выход из сложных и нестандартных ситуаций.
  4. Контролировать себя и свои действия.
  5. Адекватно оценивать свои способности и действия, корректировать работу, исходя из недочетов и ситуаций успеха.
  6. Общаться, находить общий язык, согласовывать свои действия с другими.

Новшество заключается еще и в том, что количество групповых и индивидуальных форм работы на уроке возросло, авторитарный стиль общения между школьниками и педработниками постепенно трансформируется в плодотворное сотрудничество.

Этапы урока по ФГОС в основной школе

Современная система образования главной задачей ставит не механическое освоение знаний по предмету, а формирование учебных действий, которые помогут школьникам «научить учиться». Учащиеся должны уметь регулировать свою образовательную деятельность, освоить навыки самоконтроля и самооценки. Основные этапы урока по ФГОС - это целеполагание, актуализированная продуктивная деятельность и подведение итогов (рефлексия). Важно понимать, что реализация целей этапов урока по ФГОС зависит от педагогического мастерства учителя, уровня его ответственности и качества подготовки к занятию. Помимо трех основных этапов современный урок имеет немало промежуточных, которые предполагают одиннадцать последовательных структурных элементов, каждый из которых направлен на повышение эффективности учебного процесса в школе.

Этапы урока Действия учащихся Действия учителя
Мотивационный Положительный эмоциональный настрой на учебу, формирование благоприятной рабочей атмосферы Мотивация к плодотворной работе
Актуализация знаний Взаимная и самопроверка, выполнение заданий на тему пройденного материала, получение задания, решение которого выходит за границы знания Консультативная помощь
Целеполагание Во взаимодействии с учителем определяется проблема и причины возникшего затруднения, формулируется тема и цель урока Помогает школьникам осознать границы знания и незнания
Поиск вариантов решения проблемы Планирование путей выхода из затруднения, действия по плану урока по ФГОС или образцу , групповая и индивидуальная практическая работа Консультативная помощь
Решение затруднения Пробуют выполнить ранее казавшееся невыполнимым практическое задание Консультативная помощь
Коррекция Озвучивают затруднения, проверяют правильность выполнения практического задания Советует, помогает, консультирует
Самостоятельная работа Выполнения заданий на основании полученных знаний, самостоятельная проверка по образцу Консультативная помощь
Систематизация знаний Установление межпредметных связей, взаимосвязи между новым материалов и уже изученным, Направляет групповую работу, консультирует
Пояснение домашнего задания Учащиеся должны иметь возможность выполнять задания различного уровня сложности, Предлагает задание на выбор по уровням сложности, поясняет суть домашнего задания
Оценивание Ученики выполняют взаимное и самооценивание, на основании которого учитель ставит оценки Консультирует, выставляет и поясняет оценки
Рефлексия Ученики определяют предметное содержание занятия, повторяют тему и цели урока, анализируя то, насколько они были достигнуты Отвечает на вопросы учащихся

Первый этап. Целеполагание

До введения ФГОС этот этап имел ключевое значение, однако сегодня он не утратил своей важности, хотя рассматривается в ином ключе. Отныне не педагог озвучивает цель занятия, а создает условия, в которых школьники самостоятельно осознают суть учебной задачи и ее важность. В противном случае теряется мотивированность и целенаправленность работы. Обозначив цель работы самостоятельно, ученик будет демонстрировать стремление узнать, найти и доказать.

Этап целеполагания красной нитью проходит через весь урок, потому к нему нужно подходить с особой ответственностью, которой нередко пренебрегают педагоги. Не стоит думать, что эту часть достаточно преодолеть, чтобы перейти к остальным, напротив, в начале урока учащихся важно мотивировать на дальнейшую работу, задать курс, согласно которому будет проходить познавательная деятельность и оценка освоения знаний. Результат непосредственно зависит от поставленной цели, и чтобы он был действенным, учителю следует тщательно проанализировать средства и приемы мотивации учащихся.

  • Чаще всего педработник озвучивает тему занятия, предлагая школьникам сформулировать его цель, используя опорные глаголы (закрепить, сравнить, обобщить, выяснить, изучить, доказать, проанализировать).
  • Другой вариант - работа над понятием. Учитель поясняет значение каждого слова темы в отдельности, предлагая детям на основании полученной информации сформулировать цели работы.
  • Беседы, ориентированные на обобщение и конкретизацию новой темы. В ходе диалога преподаватель позволяет детям осознать некомпетентность в отношении нового учебного материала, которая не позволяет им вести беседы. Школьники осознают необходимость исследовательской деятельности, таким образом озвучивая цели занятия.

Второй этап. Продуктивная деятельность

На основном этапе внимание уделяется самостоятельной работе учеников, которая позволяет получить знания в ходе личной деятельности. Преподавателю отводится роль наставника: он управляет и контролирует работу учащихся. Ученики на этом этапе урока по ФГОС в основной школе проходят путь от незнания к знанию, приобретают новые навыки и умения, готовность пополнять багаж знаний, вычленять полезную и интересную информацию из общего информационного потока.

Школьники должны не только получить новые знаний, но и приобрести привычку к труду и самостоятельной познавательной деятельности, которая проходит в группах, индивидуально или фронтально. Самостоятельная работа может быть:

  1. По образцу - что улучшает запоминание алгоритма действий в каждой конкретно взятой ситуации.
  2. По реконструктивно-вариативному типу - основывается на имеющихся знаниях, стимулируя поиск решения новых задач.
  3. Эвристической - дети ищут решение задания вне знакомого им образца.
  4. Творческой - школьники находятся в непрерывном поиске информации, совершенствуя свои навыки и знания.

Третий этап. Рефлексия

Рефлексивные умения - понимание школьниками причины своего неуспеха или успеха. На этом этапе роль педагога особенно важна, поскольку понятия удачливости или невезения в школьной практике неприменима, следовательно, взрослый должен поддерживать детей даже в случае незначительных улучшений и успехов. Рефлексия - этап современного урока, призванный стимулировать детское творчество и активность, сознательную внутреннюю рефлексию, неотъемлемое условие формирование развивающей среды.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об организации анализа и самоанализа учебного занятия согласно ФГОС помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Шаблон, по которому учителя подготовят для вашего контроля самоанализ уроков (профессиональные компетенции)
- Выявляйте метапредметные и личностные УУД: лист анализа урока (качество образования)

На этапе рефлексии дети проводят самоанализ, оценивая результаты учебной деятельности. Систематическая рефлексия вырабатывает навык самоконтроля, самооценки и саморегулирования, привычку осмыслять проблемы и события. Но только во время совместной работы ученика и педагога возможно достижение поставленных целей эффективной оценки учебной деятельности.

Рефлексия может быть в начале или в конце занятия:

  1. Рефлексия настроения - используется для установки эмоционального контакта с детьми, создания психологически благоприятной атмосферы. Преподаватели используют карточки с изображениями смайликов, картинки солнышка и тучки, различных грустных и веселых животных.
  2. Рефлексия деятельности - школьники осмысляют способы и приемы работы, реальные достижения, успех и неудачи во время занятия. Этот вид самооценки чаще используется в конце урока.

Этапы урока открытия нового знания по ФГОС

Среди всех типов уроков особое место занимает занятие открытия нового знания, которое должно проводиться по установленной схеме. Этапы урока русского языка, математики по ФГОС , если занятия посвящено открытию новых знаний, остаются неизменными. Учебное занятие такого типа подчиняется деятельностной и содержательной целям:

  1. Учит детей новым способам получения знаний.
  2. Знакомит учащихся с новыми терминами, понятиями и принципами действия, формируя из них единую понятийную и действенную систему.
  3. Расширяет базу знаний за счет включения новых знаний и навыков.
Мотивация к познавательной деятельности На мотивационном этапе педработник стимулирует внутреннюю готовность детей к познанию, интерес к получению новых навыков и выполнению установленных нормативов. Для этого он актуализирует требования к учащимся, формирует тематические рамки работы и создает условия для возникновения потребности в познавательной деятельности.
Актуализация знаний и пробное задание

На этом этапе урока новых знаний по ФГОС учитель подготавливает детей к осознанию потребности в выработке новой модели действий. Для этого он предлагает школьникам:

  • повторить и воспроизвести знания, умения и навыки, которые нужны для выработки нового алгоритма действий;
  • активизировать познавательные и мыслительные процессы (память, внимание, обобщение, анализ, синтез, классификацию и прочие);
  • актуализировать учебные нормы;
  • самостоятельно сделать задание по новому образцу;
  • определить наличие затруднений в выполнении пробного учебного действия и их причину.
Определение затруднения и его причины

Ученикам важно осознать недостаточность знаний, умений или навыков, для чего педагог предлагает им:

  • проанализировать свою урочную деятельность;
  • выяснить действие или шаг, на котором появляются затруднения;
  • соотнести свою деятельность с ранее изученным и требуемым для решения задачи, чтобы понять, какого именно умения или знания не хватает.
Проектная деятельность и решение проблемы Необходимо сформулировать задачи, на основании которых выработать алгоритм решения. Для этого определяется учебное действие, которое позволит устранить причину затруднений, согласовывается тема урока, определяется алгоритм получения недостающих знаний (используются методы дополнения и уточнения), определяются средства формирования знаний (формулы, понятия, алгоритмы или модели).
Осуществление созданной модели

Школьники должны создать новый алгоритм действий, научиться применять его для решения задач, которые вызвали у них сложности. Для этого в ходе занятия они:

  • выдвигают гипотезы и обосновывают их эффективность;
  • применяют предметные действия с моделями и схемами;
  • используют выбранный метод для устранения затруднений;
  • запоминают результативный метод решения задачи;
  • преодолевают затруднения.
Первичное закрепление материала с озвучиванием информации Чтобы ученики усвоили новый метод решения задач, необходимо первичное закрепление. Для этого они проговаривают вслух свои действия, обосновывая их, а затем решают несколько схожих задач для закрепления навыка.
Самостоятельная деятельность с обязательным самоконтролем Подростки самостоятельно проверяют и оценивают освоение полученных навыков и информации. Они проверяют решение по образцу, отмечая результаты, отмечают отсутствие затруднений, которые ранее возникали, успешно выполняют аналогичные задания. Если в ходе освоения новых знаний не возникло затруднений, ученикам предлагают выполнить задания творческого уровня и самостоятельно проверить их.
Включение нового знания в канву учебного процесса

Для закрепления полученных навыков и знаний, подготовки класса к изучению следующих тем и разделов необходимо успешно применять проработанную модель действий на практике. Педагоги предлагают:

  • решение задач, связанных с изученными ранее алгоритмами и моделями действий;
  • задания, которые подготовят детей к изучению следующих тем.

Если в ходе реализации урока не удалось достичь ситуации успеха, в классе повторно проводится самоконтроль и самостоятельная работа.

Рефлексия

Подростки должны осознать и преодолеть возникшие затруднения, успешно выполнить самостоятельную работу:

  • оценив собственные неудачи и ситуации успеха;
  • осознав алгоритм исправления и предотвращения ошибок;
  • определив соответствие целей и результатов урока;
  • назвав цели следующих занятий;
  • согласовав домашнее задание.

Этапы проведения урока общеметодологической направленности по ФГОС

Общеметодологические учебные занятия относятся к категории комбинированных, направленных на формирование представления о взаимосвязи приемов, навыков и знаний. Школьники вырабатывают нормы самоконтроля и собственные принципы оценки структуры учебной деятельности и ее рефлексии. Общеметодологические занятия относят к числу метапредметных, поскольку проводятся на внеклассных мероприятиях или классном часу. Этапы проведения урока по ФГОС , образец которого можно скачать на нашем ресурсе, сводятся пяти основным составляющим.

Этап занятия Действия учителя Действия учащихся
Мотивация Стимулирует познавательную активность, подводит школьников к самостоятельному определению темы, целей и задач занятия Формулируют цели и задачи, делают умозаключения
Актуализация и определения индивидуального затруднения Актуализирует информационные ресурсы и имеющиеся навыки и знания, анализирует ранее проведенную работу. Выбирают максимально эффективный способ организации учебного пространства, делятся на группы, распределяя обязанности для добычи новых знаний, работают с ресурсами, взаимодействуют с преподавателем.
Закрепление знания Организует работу в группах, парах или индивидуально, оказывает консультативную помощь Взаимодействуют с одноклассниками, устанавливают партнерские отношения в ходе анализа, обсуждения, структуризации информации
Включение изученного в контекст общей системы знаний Инициирует обсуждение с выстраиванием причинно-следственных связей, согласно этапам урока по ФГОС Высказывают свое мнение, оппонируют одноклассникам, делают прогнозы, оценивают взаимосвязь нового с уже изученным
Рефлексия Организует обсуждение результатов коллективной и индивидуальной работы, степень реализации поставленных целей Осознанно оценивают работу и правильность действий, делают аргументированные выводы, коммуницируя, приходят к общему мнению касательно результативности работы в классе

Этапы урока рефлексии

Урок рефлексии проводится для поиска и преодоления сложностей в образовательных алгоритмах. Школьники на учебных занятиях выполняют упражнения, формируя механизмы оценки и исправления собственной деятельности. Важно не только выявить допущенные ошибки и исправить их, но и усвоить алгоритм исправления, чтобы в дальнейшем достичь безукоризненности выполнения типовых заданий. В результате реализации новых этапов урока по ФГОС улучшается качество освоения учебного материала, дети с легкостью переносят накопленный на уроках рефлексии опыт на занятия по другим дисциплинам.

Рефлективное учебное занятие выполняет содержательную и деятельностную цели, формируя навыки рефлексии коррекционно-контрольного типа и возможность самостоятельно находить и устранять причину затруднений, а также способность корректировать и закреплять апробированные способы действия, используемые для выхода из затруднения.

Занятия такого типа легче даются педагогам, поскольку, несмотря на необходимость в тщательной подготовке, не требуют перехода на новый метод работы. Урок проводится в девять этапов:

  1. Мотивация к коррекционной деятельности - вырабатывается готовность выполнять нормативные требования, для чего формируются условия для появления внутренней потребности в деятельности («хочу»), актуализируются требования («надо») и устанавливаются рамки коррекционной работы («могу»).
  2. Актуализация и пробное учебное действие - подготовка к выяснению причин появления затруднений, для чего стимулируют мыслительные процессы, повторяют способы действий, необходимые для рефлексивного анализа, организуют самостоятельную работу согласно примеру способа действий с последующей самопроверкой и фиксацией результатов.
  3. Локализация индивидуальных затруднений - определяется момент затруднений, для чего выбирается алгоритм исправления ошибок, а после - определяются способы действий, вызвавшие сложности. Подростки, которые не допустили ошибок, пошагово проверяют решение по образцу, чтобы исключить ситуацию случайного подбора правильного ответа, либо выполняют задание творческого характера.
  4. Целеполагание и разработка проекта - определяются цели коррекционной деятельности, средства и способы их реализации, для чего определяются образцы, эталоны работы.
  5. Реализация разработанного проекта - осмысленное исправление собственных ошибок с выработкой навыка использовать правильные способы действий, для чего ученики самостоятельно правят ошибки с помощью выбранных средств, а если возникают затруднения, используют эталон самопроверки.
  6. Обобщение сложностей - закрепление действий, вызывающих сложности, для чего в классе обсуждаются типовые затруднения, формулируются способы действий (важно, чтобы дети, допустившие ошибки, уяснили и проговорили верные способы действий).
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой - уяснение способ действий, вызвавших сложности, самопроверка и индивидуальная оценка цели и ее степени ее реализации. Допустив ошибки, учащиеся делают самостоятельную работу, аналогичную той, что вызвала сложности, проверяют их по образцу и запоминают результаты.
  8. Включение в систему знаний и повторение - использование прошедших апробацию способов действий на практике, закрепление изученного ранее, повторение и подготовка к следующим темам, для чего дети выполняют задания для мотивации к изучению следующих разделов, делают задания, связывающие уже знакомые способы действий с новыми. В случае возникновения затруднений, повторяется предыдущий этап.
  9. Рефлексия - понимание правильности выбора метода устранения затруднений, самооценка коррекционной работы, для чего школьники оценивают работу на уроке, называют цели следующих занятий, способы действий, спровоцировавшие сложности.

Этапы урока по развивающему контролю

Занятия развивающего контроля предполагают написание контрольных работ с последующим рефлексивным анализом. ФГОС предусмотрено два этапа урока по развивающему контролю, которые проводятся по завершению изучения объемных тем: на первом уроке школьники пишут контрольную работу, а на втором (время проверки не должно превышать один-два дня) - проводят критериальной оценивание и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

На занятиях акцентируется внимание на определении критериев оценивания для установления соответствия структуре контроля и сопоставления с отметкой. В зависимости от формы организации занятия, различают контрольные уроки:

  • самоконтроля - ученик получает эталонный вариант, который сопоставляет с собственным, оценивая согласно установленным критериям;
  • взаимоконтроля - образцом для проверки становится другой ученик, проверяется также способность справедливо оценивать работу одноклассника, анализировать ошибки;
  • педагогического контроля - держателем образца становится педагог, а оценивание осуществляется через рефлексию и соотнесение с установленными критериями.

I урок (контрольная работа):

  1. Самоопределение и мотивация к контрольно-коррекционной деятельности;
  2. Актуализация - осознание потребности в проведении контроля с индивидуальным написанием контрольной работы, последующей самооценкой и сопоставлением работ с образцом.

II урок (анализ деятельности)

Второе занятие проводится после проверки контрольных учителем и отводится на работу над ошибками. Этапы урока развивающего контроля по новым ФГОС :

  1. Мотивация.
  2. Актуализация работы.
  3. Локализация индивидуальных сложностей - оценивается корректность самопроверки контрольных учениками с последующим составлением модели исправления ошибок и определением места затруднений. Те, кто выполнили контрольную безошибочно, консультируют одноклассников или делают задания творческого уровня.
  4. Разработка проекта - формулирование цели работы над ошибками, выбор средств и способ проведения коррекционной работы.
  5. Реализация проекта - осмысленная работа над ошибками с последующим их исправлением выбранным методом или посредством предложенного образца. Ученики придумывают или выбирают из предложенных упражнения на выбранные способы действий, которые вызвали сложности в решении. Школьники, которые выполнили контрольную безошибочно, консультируют одноклассников или делают задания творческого уровня.
  6. Обобщение затруднений - корректные способы действий закрепляются на практике, для чего обсуждаются типовые ошибки, проговариваются алгоритмы решения.
  7. Самостоятельная работа с самопроверкой - интериоризация алгоритма с последующим усвоением и индивидуальной рефлексией, для чего решаются задания, аналогичные выданным на контрольной, проводится самопроверка по эталону. Те, кто не сделал ошибок в контрольной, по образцу делают самопроверку упражнений творческого уровня.
  8. Задания творческого уровня - решают задания на подготовку к изучению следующих тематических блоков, а в случае неудачи на предыдущем этапе, возвращаются к выполнению другого варианта.
  9. Рефлексия - самооценка, осознание эффективности работы над ошибками и выбранных методов преодоления сложностей, обозначают дальнейшие цели.

Уроки административного контроля, которые нередко проводятся в педагогической практике, не реализуют деятельностные цели. Развивающий контроль предполагает наличие контролируемого варианта, обоснованного образца и оговоренного механизма сопоставления работы с образцом.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления ) .

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление

в знакомой ситуации (типовые)

в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

с целью подготовки к контрольному уроку

с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Структура урока ОНЗ.

1. Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности («надо»-«хочу»-«могу») 1- 2 мин.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии – 5-6 мин.

3. Выявление места и причины затруднения–2-3 мин.

4. Построение проекта выхода из затруднения –5-6 мин.

5. Реализация построенного проекта- 5-6 мин.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи – 4-5 мин.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 4-5 мин.

8. Включение в систему знаний и повторение – 4-5 мин.

9. Рефлексия учебной деятельности – 2-3 мин.

Способность учащихся к усвоению:

1-4 мин. – 60 % информации

5 - 23 мин. – 80 % информации

24 -34 мин. – 50 % информации

35 -45 мин. – 6 % информации

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС НОО важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Рассмотрим примерную структуру урока введения нового знания в рамках деятельностного подхода.

1. Мотивирование к учебной деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно: 1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности ("надо”);
2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность ("хочу”);

3) устанавливаются тематические рамки ("могу”). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального "Я” с образом "Я - идеальный ученик”, осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. Соответственно, данный этап предполагает:

1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию;
2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
3) мотивацию к пробному учебному действию ("надо” - "могу” - "хочу”) и его самостоятельное осуществление;
4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании. 3. Выявление места и причины затруднения. На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место - шаг, операцию, где возникло затруднение;

2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта. На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.


Уроки деятельностной направленности по целеполаганию можно распределить в четыре группы:

1) уроки «открытия» нового знания;

2) уроки рефлексии;

3) уроки общеметодологической направленности;

4) уроки развивающего контроля.

Основные цели урока каждого типа.

1. Урок «открытия» нового знания.

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Содержательная цель: закрепление и при необходимости коррекция изученных способов действий - понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Содержательная цель: построение обобщенных деятельностных норм и выявление теоретических основ развития содержательно-методических линий курсов.

4.Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.

Содержательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Отметим, что теоретически обоснованный механизм деятельности по контролю предполагает:

1) предъявление контролируемого варианта;

2) наличие понятийно обоснованного эталона, а не субъективной версии;

3) сопоставление проверяемого варианта с эталоном по согласованному алгоритму;

4) критериальную оценку результата сопоставления.

Таким образом, уроки развивающего контроля предполагают организацию деятельности ученика в соответствии со следующей структурой:

1) написание учащимися варианта контрольной работы;

2) сопоставление с объективно обоснованным эталоном выполнения этой работы;

3) оценка учащимися результата сопоставления в соответствии с ранее установленными критериями.

Следует подчеркнуть, что разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при организации уроков разных типов должен сохранять метод обучения и обеспечиваться соответствующая система дидактических принципов. Следовательно, в качестве опорного сигнала для описания структуры уроков каждого типа может использоваться приведенная на рис. 1 схема («матрешка»).

Структура урока «открытия» нового знания

1)этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;

3) этап выявления места и причины затруднения;

4) этап построения проекта выхода из затруднения;

6) этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи;

1.Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

1)

2) актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

3) установить тематические рамки учебной деятельности («могу»).

2.Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

1) воспроизвели и зафиксировали знания, умения и навыки, достаточные для построения нового способа действий;

2) активизировали соответствующие мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия и т.д.) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

3) актуализировали норму пробного учебного действия («надо» - «хочу» - «могу»);

4) попытались самостоятельно выполнить индивидуальное задание на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке;

5) зафиксировали возникшее затруднение в выполнении пробного действия или его обосновании.

3.Основной целью этапа выявления места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся:

1) проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали;

2) зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);

3) соотнесли свои действия на этом шаге с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще (причина затруднения).

4Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) в коммуникативной форме сформулировали конкретную цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (то есть сформулировали, какие знания им нужно построить и чему научиться);

2) предложили и согласовали тему урока, которую учитель может уточнить;

3) выбрали способ построения нового знания [как?) - метод уточнения (если новый способ действий можно сконструировать из ранее изученных) или метод дополнения (если изученных аналогов нет и требуется введение принципиально нового знака или способа действий);

4) выбрали средства для построения нового знания (с помощью чего7] - изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д.

5.Основной целью этапа реализации построенного проекта является построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

Для реализации этой цели учащиеся должны:

1) на основе выбранного метода выдвинуть и обосновать гипотезы;

2) при построении нового знания использовать предметные действия с моделями, схемами и т.д.;

3) применить новый способ действий для решения задачи, вызвавшей затруднение;

4) зафиксировать в обобщенном виде новый способ действий в речи и знаково;

5) зафиксировать преодоление возникшего ранее затруднения.

6.Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: 1) решили (фронтально, в группах, в парах) несколько типовых заданий на новый способ действия;

2) при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование - определения, алгоритмы, свойства и т.д.

7.Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная, индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия.

Для этого необходимо:

1) организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;

2) организовать самопроверку учащимися своих решений по эталону;

3) создать (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребенка;

4) для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

8.Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является включение нового способа действий в систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого нужно:

1) выявить и зафиксировать границы применимости нового знания;

2) организовать выполнение заданий, в которых новый способ действий связывается с ранее изученными;

3) организовать тренировку ранее сформированных умений, требующих доработки или доведения до уровня автоматизированного навыка;

4) при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса.

9. Основной целью этапа рефлексии учебной деятельности на уроке является самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Для реализации этой цели:

1) организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке;

2) учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия;

3) намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества).

Структура урока рефлексии

1) этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

5) этап реализации построенного проекта;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап включения в систему знаний и повторения;

9) этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Отличительной особенностью урока рефлексии от урока «открытия» нового знания является фиксирование и преодоление, затруднений в собственных учебных действиях, а не в учебном содержании.

Для грамотного проведения урока рефлексии необходимо уточнить понятия эталона, образца и эталона для самопроверки, которые мы поясним на конкретном примере.

Для того чтобы коррекция учащимися своих ошибок была не случайным, а осмысленным событием, важно организовать их коррекционные действия на основе рефлексивного метода, (введённого в виде алгоритма исправления ошибок. Данный алгоритм должен строиться самими детьми на отдельном уроке общеметодологической направленности по теме «Как исправлять спои ошибки» и давать им четкий ответ на данный вопрос. Если уроки рефлексии проводятся системно, то этот алгоритм дети достаточно быстро осваивают и уверенно применяют, начиная с простейшего вида, а затем постепенно уточняя и детализируя от урока к уроку.

Перейдем к описанию основных требований к этапам урока рефлексии.

1. Как и для урока «открытия» нового знания, основной целью м отивации (самоопределения) к коррекционной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели требуется:

1) создать условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);

2) актуализировать требования к ученику со стороны коррекционной деятельности («надо»);

3) исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу коррекционных действий («могу»).

2.Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности к выявлению причин затруднений в собственной деятельности.

Для этого необходимо:

1) организовать повторение и знаковую фиксацию способов действий, запланированных для рефлексивного анализа учащимися, - определений, алгоритмов, свойств и т.д.;

2) активизировать соответствующие мыслительные операции и познавательные процессы (внимание, память и т.д.);

3) организовать мотивирование («хочу» - «надо» - «могу») и выполнение учащимися самостоятельной работы № 1 на применение способов действий, запланированных для рефлексивного анализа;

4) организовать самопроверку учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией полученных результатов (без исправления ошибок).

3.Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является осознание места и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действий.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) уточнили алгоритм исправления ошибок, который будет использоваться на данном уроке.

2) на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднение

3) выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы, формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

В это время учащиеся, которые не выявили ошибок, также их выполняют пошаговую проверку своих решений по алгоритму исправления ошибок для исключения ситуации, когда ответ случайно верный, а решение - нет. Если при проверке они находят ошибку, то дальше присоединяются к первой группе - выявляют место и причину затруднения, а если ошибок нет - получают дополнительное задание творческого уровня и далее работают самостоятельно до этапа самопроверки.

4.Основной целью этапа целеполагания и построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

2) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

5.Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в самостоятельной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в самостоятельной работе, должен:

1)

2)

3)

4)

Учащиеся, не допустившие ошибок в самостоятельной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

6. Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели:

1) организуется обсуждение типовых затруднений;

2) проговариваются формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

Особое внимание здесь следует уделить тем учащимся, у которых возникли затруднения, - лучше, чтобы именно они проговорили вслух правильные способы действий.

7.Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения индивидуальная рефлексия достижения цели и создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели учащиеся, допустившие ошибки

1) выполняют самостоятельную работу, аналогичную пер вой, при этом берут только те задания, в которых были допущены ошибки;

2) проводят самопроверку своих работ по эталону для само проверки и фиксируют знаково результаты;

3)фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения. В это время учащиеся, не допустившие ошибки в контроль

ной работе, выполняют самопроверку дополнительных заданий творческого уровня по предложенному образцу.

8.Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

1) выполняют задания, в которых рассматриваемые способы действий связываются с ранее изученными и между собой;

2) выполняют задания на подготовку к изучению следующих тем.

9. Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной} деятельности.

1) уточняют алгоритм исправления ошибок;

2) называют способы действий, вызвавшие затруднение;

3) фиксируют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности;

4) оценивают собственную деятельность на уроке;

5) намечают цели последующей деятельности;

6) в соответствии с результатами деятельности на уроке согласовывают домашнее задание (с элементами выбора, творчества).

Отметим, что уроки рефлексии, несмотря на достаточно большую подготовку к ним со стороны учителя (особенно на начальных этапах), являются наиболее интересными как для учителей, так и, в первую очередь, для детей. Имеется значительный положительный опыт их системного использования в школах. Дети на этих уроках не просто тренируются в решении задач - они осваивают метод коррекции собственных действий, им предоставляется возможность самим найти свои ошибки, понять их причину и исправить, а затем убедиться в правильности своих действий. После этого заметно повышается качество усвоения учащимися учебного содержания при уменьшении затраченного времени, но не только. Дети легко переносят накопленный на этих уроках опыт работы над ошибками на любой учебный предмет.

Следует также подчеркнуть, что уроки рефлексии гораздо проще осваиваются учителями, чем уроки «открытия» нового знания, так как при переходе к ним не происходит изменения самого метода работы.

Структура урока развивающего контроля

1) этап мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности;

2) этап актуализации и пробного учебного действия;

3) этап локализации индивидуальных затруднений;

4) этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;

5) этап реализации построенного проекта;

6) этап обобщения затруднений во внешней речи;

7) этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;

8) этап решения заданий творческого уровня;

9) этап рефлексии контрольно-коррекционной деятельности.

Уроки развивающего контроля проводятся в завершение изучения крупных разделов курса, предполагают написание контрольной работы и ее рефлексивный анализ. Поэтому по своей структуре, методике подготовки и проведению данные уроки напоминают уроки рефлексии. Вместе с тем уроки этих типов имеют некоторые существенные различия.

На уроках развивающего контроля, в отличие от уроков рефлексии, при проведении контрольной работы акцент делается, прежде всего, на согласование критериев оценивания результатов учебной деятельности, их применение и фиксирование полученного результата сопоставления в форме отметки. Таким образом, отличительной особенностью уроков развивающего контроля является их соответствие установленной структуре «управленческого», критериального контроля.

Поскольку данные уроки подводят итог изучению значительного по объему материала, то содержание контрольных работ по объему в 2-3 раза превышает обычные самостоятельные работы, предлагаемые на уроках рефлексии.

Поэтому уроки развивающего контроля проводятся в два этапа:

1) написание учащимися контрольной работы и ее критериальное оценивание;

2) рефлексивный анализ выполненной контрольной работы и коррекция допущенных в работе ошибок. Эти этапы проводятся на двух уроках, которые разделены временем, необходимым учителю для проверки результатов работы учащихся на первом уроке (это время не должно превышать 1-2 дней).

В зависимости от того, у кого находится эталонный вариант (критерии), различают следующие формы организации уроков развивающего контроля: самоконтроль, взаимоконтроль и педагогический контроль.

Самоконтроль предполагает предъявление эталонного варианта ученику, самостоятельное сопоставление им собственного варианта с эталонным с последующей самооценкой на основе установленных критериев.

При взаимоконтроле держателем эталона является другой ученик. При этом формирование способности к самооценке происходит через проверку справедливости оценки, поставленное другим учеником, и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Педагогический контроль развивающей направленное предполагает, что держателем эталона является педагог. Формирование способности к самооценке происходит через согласование с учителем результата на основе ранее установленных критериев и рефлексивный анализ допущенных ошибок.

Перейдем теперь к описанию основных требований к этапам уроков развивающего контроля.

1урок (Проведение контрольной работы)

1. Как и ранее, основной целью этапа мотивации (самоопределения) к контрольно-коррекционной деятельности не является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к реализации нормативных требований учебной деятельности, однако в данном случае речь идет о норме контрольно-коррекционной деятельности.

Поэтому для реализации этой цели требуется:

1) определить основную цель урока и создать условия для возникновения внутренней потребности включения в контрольно-коррекционную деятельность («хочу»);

2) актуализировать требования к ученику со стороны контрольно-коррекционной деятельности («надо»);

3) исходя из решенных ранее задач, установить тематические рамки и создать ориентировочную основу контрольно-коррекционных действий («могу»);

4) установить форму и процедуру контроля;

5) предъявить критерий выставления оценки.

2.Основной целью этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и осознание ими потребности в контроле и самоконтроле результата и выявлении причин затруднений в деятельности.

Для этого необходимо:

1) организовать повторение контролируемых способов действий (норм);

2) активизировать мыслительные операции (сравнение, обобщение) и познавательные процессы (внимание, память и т.д.), необходимые для выполнения контрольной работы;

3) организовать мотивирование учащихся («хочу» - «надо» -«могу») к выполнению контрольной работы на применение способов действий, запланированных для контроля и последующего рефлексивного анализа;

3) организовать индивидуальное написание учащимися контрольной работы;

4) организовать сопоставление учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок);

5) предоставить возможность учащимся провести самооценку своих работ по заранее обоснованному критерию.

II урок (Анализ контрольной работы)

Данный урок соответствует уроку работы над ошибками контрольной работы в традиционной школе и проводится после проверки ее учителем.

3.Основной целью этапа локализации индивидуальных затруднений является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к коррекционной работе, а также выявление места и причины собственных затруднений в выполнении контрольной работы.

Для реализации этой цели необходимо:

1)организовать мотивирование учащихся к коррекционной деятельности («хочу» - «надо» - «могу») и формулировку ими основ ной цели урока;

2)воспроизвести контролируемые способы действий (нормы);

3)проанализировать правильность самопроверки учащимися своих работ и при необходимости - согласование их оценок < оценкой учителя.

Далее учащиеся, которые допустили ошибки:

1) уточняют алгоритм исправления ошибок (алгоритм строится на предыдущих уроках на основе рефлексивного метода);

2) на основе алгоритма исправления ошибок анализируют свое решение и определяют место ошибок - место затруднений;

3) выявляют и фиксируют способы действий (алгоритмы формулы, правила и т.д.), в которых допущены ошибки, - причину затруднений.

Учащиеся, не допустившие ошибок, на этом этапе сравнивают свое решение с эталоном и выполняют задания творческого уровня. Также они могут выступать в качестве консультантов Сравнение с эталоном необходимо для соотнесения своего решения с используемыми способами действий. Это способствуем формированию речи, логического мышления, умению обосновывать свою точку зрения.

4.Основной целью этапа построения проекта коррекции выявленных затруднений является постановки целей коррекционной деятельности и на этой основе - выбор способа и средства их реализации.

Для этого необходимо, чтобы учащиеся:

1) сформулировали индивидуальную цель своих будущих коррекционных действий (то есть сформулировали, какие понятия и способы действий им нужно уточнить и научиться правильно применять);

2) выбрали способ (как?) и средства (с помощью чего?) коррекции, то есть установили, какие конкретно изученные понятия, алгоритмы, модели, формулы, способы записи и т.д. им нужно еще раз осмыслить и понять и каким образом они будут это делать (используя эталоны, учебник, анализируя выполнение аналогичных заданий на предыдущих уроках и др.).

5.Основной целью этапа реализации построенного проекта является осмысленная коррекция учащимися своих ошибок в контрольной работе и формирование умения правильно применять соответствующие способы действий.

Как и на уроке рефлексии, для реализации этой цели каждый учащийся, у которого были затруднения в контрольной работе, должен:

1) самостоятельно (случай 1) исправить свои ошибки выбранным методом на основе применения выбранных средств, а в случае затруднения (случай 2) - с помощью предложенного эталона для самопроверки;

2) в первом случае - соотнести свои результаты исправления ошибок с эталоном для самопроверки;

3) далее в обоих случаях выбрать из предложенных или придумать самому задания на те способы действий (правила, алгоритмы и т.д.), в которых были допущены ошибки;

4) решить эти задания (часть из них может войти в домашнюю работу).

Учащиеся, не допустившие ошибок в контрольной работе, продолжают решать задания творческого уровня или выступают к качестве консультантов.

6.Основной целью этапа обобщения затруднений во внешней речи является закрепление способов действий, вызвавших затруднение.

Для реализации этой цели, подобно урокам рефлексии, организуется:

1) обсуждение типовых ошибок;

2) проговаривание формулировок способов действий, вызвавших затруднение.

7.Основной целью этапа самостоятельной работы с самопроверкой по эталону, как и на уроке рефлексии, является интериоризация способов действий, вызвавших затруднения, самопроверка их усвоения, индивидуальная рефлексия достижения цели, а также создание (по возможности) ситуации успеха.

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся, допустившие ошибки в контрольной работе:

1) выполнили самостоятельную работу, аналогичную контролируемой работе, выбирая только те задания, в которых допущены ошибки;

2) провели самопроверку своих работ по готовому образцу и зафиксировали знаково результаты.

3) зафиксировали преодоление возникшего ранее затруднения.

Учащиеся, не допустившие ошибки в контрольной работе, выполняют самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

8.Основной целью этапа включения в систему знаний повторения является применение способов действий, вызвавших затруднения, повторение и закрепление ранее изученного *подготовка к изучению следующих разделов курса.

Для этого учащиеся при положительном результате предыдущего этапа:

1)выполняют задания, в которых рассматриваемые способ действий связываются с ранее изученными и между собой;

2)выполняют задания на подготовку к изучению следующие тем.

При отрицательном результате учащиеся повторяют предыдущий этап для другого варианта.

9.Основной целью этапа рефлексии деятельности на уроке является самооценка результатов контрольно-коррекционной деятельности, осознание метода преодоления затруднений в деятельности и механизма контрольно-коррекционной деятельности.

Для реализации этой цели учащиеся:

1) проговаривают механизм деятельности по контролю;

2) анализируют, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления;

3) называют способы действий, вызвавшие затруднение;

4) фиксируют степень соответствия поставленной цели контрольно-коррекционной деятельности и ее результатов;

5) оценивают полученные результаты собственной деятельности;

6) при необходимости определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества);

7) намечают цели последующей деятельности.

Отметим, что в педагогической практике часто проводятся контрольные уроки, не связанные с развитием у учащихся способностей к контролю и самоконтролю, например административный контроль или традиционная контрольная работа. Эти уроки следует отличать от уроков деятельностной направленности, поскольку они реализуют иные, а не деятельностные цели образования и, таким образом, не продвигают учащихся вперед в развитии у них необходимых деятельностных качеств.

Уроки общеметодологической направленности призваны, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на самоизменение и саморазвитие. Так, на данных уроках организуется понимание и построение учащимися норм и методов учебной деятельности, самоконтроля и самооценки, рефлексивной самоорганизации. Эти уроки являются надпредметными и проводятся вне рамок какого-либо предмета на классных часах, внеклассных мероприятиях или других специально отведенных для этого уроках в соответствии со структурой технологии деятельностного метода.

Значение уроков общеметодологической направленности можно проиллюстрировать с помощью следующего примера. Предложим решить одну и ту же задачу в двух вариантах.

Цель: знакомство с требованиями у современному уроку в рамках ФГОС.

Задачи : проанализировать и сравнить современный урок с уроком традиционной школы.

Предполагаемый результат : смогут

  • Отличить современный урок по ФГОС от традиционного урока - базовый уровень
  • Составлять технологическую карту к совр.уроку - повышенный уровень.

Ход педсовета

1. Орг.момент.

Эмоциональный настрой - слайды (методы, приемы, типы урока, формы обучения...)

2. Актуализация опорных знаний

Что объединяет все эти слова? Тема нашего педсовета “Современные требования к уроку по ФГОС”

Задание (групповая работа) таблица “ЗХУ”. Высказывания представителей от групп + дополнение от остальных групп.

3. Постановка проблемы

Вопрос, на который мы с вами должны найти ответ “Современный урок по ФГОС, его особенности”

Предполагаемый результат: что мы узнаем?

4. Открытие “новых знаний”

Вступительное слово. Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способны к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности. Поэтому учебная деятельность строится на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, провоцирующих детское действие.

5. Работа по новой теме

ФГОС вводит новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.

Создание учебной ситуации должно строиться с учетом:

  • возраста ребенка;
  • специфики учебного предмета;
  • меры сформированности УУД учащихся.

Для создания учебной ситуации могут использоваться приемы:

  • предъявить противоречивые факты, теории;
  • обнажить житейское представление и предъявить научный факт;
  • использовать приемы “яркое пятно”, “актуальность”.

При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными, познавательные и коммуникативные компетенции.

Учебная ситуация - одно из новшеств современного урока. В чем же еще новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения? Рассмотрим более подробно по следующим позициям:

  • Место в образовательном процессе. Урок утратил роль главной и единственной организационной формы образования. Его конкуренты: информационное, домашнее и дополнительное образование.
  • Структура.

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

3) Актуализация знаний.

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2. Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

4) Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые) в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

  • с целью подготовки к контрольному уроку
  • с целью подготовки к изучению новой темы

6) Обобщение и систематизация знаний

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

  • Подготовка учащихся к обобщенной деятельности
  • Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Нетрадиционные формы урока

Организационные формы (индивидуальные, групповые, дифференцированно-групповые, фронтальные; академические, досуговые, интерактивные)

Методика (проблемное, исследовательское, проектное обучение; развивающее, личностно-ориентированное, рефлексивное обучение, продуктивные технологии)

Средства

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  • учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  • вывод делают сами учащиеся;
  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  • времясбережение и здоровьесбережение;
  • в центре внимания урока - дети;
  • учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  • планирование обратной связи;
  • урок должен быть добрым.

Самостоятельная работа с проверкой + контроль и самооценка

Самостоятельное заполнение технологической карты урока (групповая работа) с проверкой

Рефлексия

  • Таблица “ЗХУ”,
  • Предполагаемый результат
  • Прием “Незаконченных фраз”

8. Завершение педсовета

Основные этапы подготовки учителя к уроку

Учебная деятельность учителя и учащегося в значительной мере сосредотачивается на уроке. Вот почему качество подготовки учащихся по той или иной учебной дисциплине во многом определяется уровнем проведения урока, его содержательной и методической наполненностью.

1. Изучить нормативные документы, регламентирующие преподавание истории на данном концентре обучения (Госстандарт, рабочая программа по предмету).

2. Определить место урока в системе уроков по данному учебному курсу; четко определить и сформулировать тему урока.

3. Сформулировать цель урока, конкретизировать ее в следующих задачах:

· образовательная (предполагает изучение конкретного фактического материала по теме урока) – формирование в процессе урока основ знаний по дисциплине: исторических понятий, понимания закономерностей исторического процесса, установление причинно-следственных связей и других категорий, необходимых для накопления научных знаний;

· развивающая . Предусматривает развитие определенных умений и навыков у учащихся в соответствии с возрастными особенностями, особенностями обучения на данном концентре обучения (требования, зафиксированные в Госстандарте, конкретизированные для данного урока), индивидуальными особенностями класса (профиль класса); развитие памяти, речи, мышления учащихся;

· воспитательная (связана с формированием личностно значимых качеств личности, нравственное и эстетическое воспитание школьников).


4. Выделить ведущие понятия и основные идеи урока. Подобрать фактический материал, необходимый для раскрытия их содержания. При этом необходимо учитывать междпредметные и внутрипредметные связи, как ретроспективные, так и преемственные.

5. Определить методы, приемы и средства обучения на данном уроке, способствующие активизации познавательной деятельности учащихся. Спланировать учебный материал:

· подобрать литературу по изучаемой теме (для учителя; для учащихся). При этом, если речь идет о новом теоретическом материале, следует постараться, чтобы в список вошли вузовский учебник, энциклопедическое издание, монографии, исторические источники, научно-популярные издания, материалы Интернет. Нужно отобрать из доступного материала только тот, который служит решению поставленных задач наиболее простым способом;

· подобрать учебные задания, целью которых является: узнавание нового материала; воспроизведение; применение знаний в новой ситуации; применение знаний в незнакомой ситуации; творческий подход к знаниям;

· упорядочить учебные задания в соответствии с принципом "от простого к сложному". Составить три набора заданий: задания, подводящие ученика к воспроизведению материала; задания, способствующие осмыслению материала учеником; задания, способствующие закреплению материала учеником.

6. Сгруппировать отобранный учебный материал (в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена видов деятельности учащихся). Продумать систему закрепления материала по изученной теме. Главное при группировке материала - умение найти такую форму организации урока, которая вызовет повышенную активность учащихся, а не пассивное восприятие нового.

7. Разработать методику контроля и учета знаний школьников (что контролировать; как контролировать; как использовать результаты контроля).

8. Продумать задания на дом: его содержательную часть, форму, объем, дать рекомендации для его выполнения.

9. Подготовить оборудование для урока. Составить список необходимых учебно-наглядных пособий , приборов и т. д. Продумать вид классной доски, чтобы весь новый материал остался на доске в виде опорного конспекта.

· формальную;

Формальная часть выглядит следующим образом:

1. Тема урока: __________

2. Тип урока:____________

3. Цель:____________

4. Задачи:

· обучающие:_____________

· развивающие:______________

· воспитывающие:_______________

5. Оборудование:________________

6. Список литературы, используемой учителем для подготовки к уроку, и рекомендуемой учащимся.

7. Последовательность отдельных этапов урока (с указанием времени, отводимого на реализацию каждого этапа урока):

а) актуализация знаний;

б) изучение нового материала с приёмами работы учителя и средствами активизации познавательной деятельности учащихся;

в) способы и приёмы закрепления материала на уроке (согласно типу урока и методу его проведения):

· первичное повторение и закрепление новых знаний и умений на уровне воспроизведения;

· систематизация и обобщение новых знаний на преобразующем и творческом уровнях;

г) проверка знаний и умений;

д) домашнее задание с точной формулировкой.

1. тексты всех заданий, новый учебный материал, решение задач, рекомендации по выполнению домашнего задания (указать источник, из которого взят указанный материал).

2. таблица, в которой зафиксировано, что, на каком этапе урока делают учитель и ученики (при этом необходимо указать все вопросы и задания, предлагаемые учащимся). Она может выглядеть так:

Таблица 1. Содержание урока

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы, методы, приемы со средствами обучения и учащимися

Формы, методы, приемы со средствами обучения

I. Оргмомент

II. Объяснение нового материала

Мотивация учащихся (подготовка к восприятию темы)

Работа с тетрадью, учебником, картой, источником и т. д.

III. Закрепление изученного материала (обратная связь).

Итог урока

IV. Комментирование домашнего задания



Поделиться