Психологическое время и жизненные стратегии личности. Основные типы жизненных стратегий в современном обществе

Отечественные ученые посвятили анализу жизненных проблем личности множество работ. В центре внимания оказались проблемы смыслополагания, жизненного пути, образа и стиля жизни, культуры жизни личности, ее самореализации и жизнетворчества.

Понятие «стратегия» означает способ рационального отношения к жизни. В справочных изданиях термин «стратегия» определяется чаще всего как «искусство планирования руководства, основанного на правильных и далеко идущих прогнозах» . Он обозначает так же определенное направление деятельности организации, связанное с обоснованием, разработкой и претворением в жизнь концепций и решений производственного и социального характера . Однако в отличие от других способов жизни (жизненных целей, планов и т.д.) - это способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего. Оно конкретизирует содержание понятий «жизненный мир» и «жизненный путь». Отметим, что далеко не все ученые рассматривают стратегию только как рациональное образование, формирующееся в определенной структуре деятельности личности. Часть из них полагает, что стратегии - суть явления деятельности мозга. «Исходным материалом, - пишут В.А. Горянина и И.К. Масалков, - для декодирования субъективного опыта являются стратегии. Стратегия представляет собой отрабатываемую мозгом последовательность репрезентаций и операций, ведущую к конкретной цели, но при этом независимую от содержательной направленности поведения. Каждый фрагмент стратегии - это этап ментального процесса (программы), для которого характерно использование одного из пяти чувств (внутреннего или внешнего)» .

Таким образом, в определении понятия «стратегия жизни» до сих пор нет логической четкости и ясности. Оно трактуется либо как система перспективных представлений и ориентации личности, либо еще более узко - как система целей, планов и ценностных ориентации. Так, Е.И. Головаха предпочитает использовать вместо понятия «стратегия жизни» понятие «жизненная перспектива», обосновывая это тем, что последнее не так жестко и формально фиксирует рамки будущего жизненного пути. «...Жизненную перспективу, - подчеркивает он, - следует рассматривать как целостную картину будущего сложной противоречивой взаимосвязи программируемых и ожидаемых событий, с которыми человек связывает социальную ценность и индивидуальный смысл своей жизни» . На наш взгляд, наиболее теоретически обоснованной является точка зрения Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова, которые в своих работах относят к структурным компонентам стратегии жизни не только цели жизни, но и другие компоненты деятельности, ориентирующие и направляющие поведение личности в определенной перспективе.

Исследованиями жизненных стратегий в отечественной науке занимались К.А. Абульханова-Славская, Н.Ф. Наумова, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник, Е.А. Смирнов, известные своими работами по проблемам социологии и психологии личности.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, личность выступает активным субъектом своей жизни, способным к самоорганизации и саморегуляции. Она выделила три основных признака жизненной стратегии: выбор способа жизни, разрешение противоречия «хочу-имею» и создание условий для самореализации, творческий поиск. Качества личности как субъекта деятельности не зависят напрямую от возрастных этапов или стадий жизненного пути. Жизненную стратегию как способ организации жизни необходимо отличать также от других способов - жизненной позиции и жизненной линии. В отличие от них стратегия является интегративной характеристикой жизненного пути. «Жизненная стратегия в самом общем виде - это постоянное приведение в соответствие личности (ее особенностей) и характера и способа своей жизни, построение жизни сначала исходя из своих индивидуальных возможностей и данных, а затем с теми, которые вырабатываются в жизни. Стратегия жизни состоит в способах изменения, преобразования условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности…» .

Стратегия есть интегральная характеристика жизненного пути. В основе ее построения лежит поиск соответствия типа личности со способом жизни. Другими словами, построение жизненной стратегии должно осуществляться с учетом типологических различий индивидуальной траектории жизни личности. При этом этот процесс происходит только в активном состоянии личности. Активность есть предпосылка построения стратегии жизни. Она определяет меру соответствия и баланса между желаемым и необходимым, личным и социальным . Н.Ф. Наумова предприняла попытку осмыслить стратегию жизни человека в условиях переходного общества, в качестве которого она рассматривает Россию. «Общество в переходный период, - поясняет она, - это особая, неустойчивая система, которая не соединяет его старое и новое состояния, а интенсивно и почти неуправляемо формирует последнее» . Именно поэтому, по ее мнению, нельзя применять к изучению сознания людей, живущих в данном обществе, структурно-функциональные и близкие к ним подходы, которые эффективны лишь при анализе стабильных социальных систем.

По мнению Н.Ф. Наумовой, теории постсовременности не могут дать в полной мере ответ на вопрос о том, что представляет собой сегодня человек, находящийся в ситуации неопределенности и стремящийся, ориентироваться в будущем. Такие существенные характеристики постсовременного общества, как страх перед неизвестностью, экзистенциальная неопределенность, роль солидарности и воображаемых сообществ, плюрализм власти и исключительная роль выбора, не могут выразить основные тенденции развития переходного периода. Нормативизм и склонность к обобщениям приводят в тупик теорию постмодерна. Поэтому она не может служить объяснительной схемой для изучения переходного общества.

«Представляется, - подчеркивает Н.Ф. Наумова, - что сегодня наиболее перспективные подходы к исследованию переходного общества и формирующихся в нем жизненных стратегий связаны, во-первых, с применением теории сложных, развивающихся систем и, во-вторых, с анализом, обобщением того огромного первичного эмпирического материала, который собран в рамках социологии катастроф, изучения социального стресса и экстремальных ситуаций, социальных проблем и кризисов» .

В работах Ю.М. Резника, Т.Е. Резник, Е.А. Смирнова стратегии жизни рассматриваются как символически опосредованные и выходящие по своему воздействию за пределы сознания идеальные образования, реализующиеся в поведении человека ориентиры и приоритеты. Идеальность стратегии проявляется, с одной стороны, субъективно как нечто, содержащее уникальные и неповторимые, ситуативно возникающие и надситуативные личностные смыслы и цели, с другой - объективно как нечто, включающее культурно обусловленные образцы, стандарты, нормы и ценности, усвоенные человеком в процессе социализации. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий. Идеальность стратегии тесно связана с ее реальностью, т.е. стратегическим поведением, под которым понимается внешняя, предметно-чувственная форма выражения жизненной стратегии .

В зарубежной науке проблемой изучения жизненных стратегий занимались многие выдающиеся ученые: А. Адлер, А. Маслоу, Э. Фромм, К. Хорни.

Как писал А. Маслоу, в творческом человеке сочетаются качества зрелой и независимой личности с детским простодушием, откровенностью и свежим интересом ко всему новому. Ценностями такого человека являются истина, добро, красота, справедливость, совершенство. Самореализация для него -- это труд, целью которого является достижение совершенства в том, что он призван делать. Такой человек стремится быть не просто специалистом, а хорошим специалистом, а потому всегда озабочен своим развитием.

К. Роджерс видел творчество не только и не столько в создании чего-то нового вовне, но прежде всего в создании новых граней собственной личности. Главным побудительным моментом творчества является стремление к развитию, расширению, совершенствованию, зрелости, а значит, и здоровью. К. Роджерс полагал, что в той степени, в которой индивид отказывается осознать (или подавляет) значительную часть своего опыта, его творения могут быть патологическими или социально вредными. А тогда, когда человек открыт всем сторонам своего опыта и все ощущения его организма доступны его сознанию, новые продукты его творчества скорее будут созидательными и для него самого, и для других.

Стратегия творчества предполагает способ жизни «здесь и теперь». Для человека, который чувствует себя творцом своей жизни и осознает, что никто, кроме него самого, не сможет сделать его счастливым, смысл жизни чаще всего определяется понятием свободы. На неразрывность творчества жизни и свободы указывали Н.А. Бердяев, Э. Фромм, В. Франкл, К. Хорни. Они считали, что человеку всегда присуща творческая энергия, свобода воли, которая дана ему для духовного развития. Э. Фромм, В. Франкл и К. Хорни развили идею о том, что человек -- активный деятель, способный противостоять мощному давлению неблагоприятных социальных сил.

По А. Адлеру каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточением его стремлений и достижений. Формирование жизненных целей начинается в детстве. Жизненные цели всегда несколько нереалистичны и могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и задачи для деятельности человека. Например, человек, который стремится к превосходству, личной власти, разовьет определенные черты характера, необходимые для достижения этой цели - амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не являются врожденными, первичными, это "вторичные факторы, навязываемые тайной целью человека". Жизненный стиль - это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимодействия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей человека, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно - они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Представление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу - это змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы змея действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и формируя различные паттерны по отношению к миру. Человек формирует свою личность.

Человек, живя в обществе, постоянно сталкивается с множеством требований, предъявляемых к нему со стороны родителей, учителей, друзей, посторонних лиц и т.д. Каждая личность, в свою очередь, обладает собственными потребностями, желаниями, интересами, которые стремится реализовать. В реальных жизненных обстоятельствах часто происходит столкновение объективных требований действительности и потребностей личности, что рождает разного рода жизненные противоречия. Степень интеграции жизненных требований с потребностями, интересами, ценностями личности приводит к формированию различных жизненных стратегий.

В зарубежной и отечественной психологии количество работ, посвященных рассмотрению жизненной стратегии и ее разновидностей, ограничено. Данный аспект подробно изучался К.А. Абульхановой-Славской и Р. Пехунен в рамках исследования вопроса жизненного пути личности.

В широком смысле К.А. Абульханова-Славская дает следующее определение жизненной стратегии – это «принципиальная, реализуемая в различных жизненных условиях, обстоятельствах способность личности к соединению своей индивидуальности с условиями жизни, к ее воспроизводству и развитию» . В узком смысле – это разработка определенного жизненного решения для преодоления жизненных противоречий.

В своих работах Р. Пехунен отмечает, что жизненная стратегия вырабатывается личностью. Личность в этом плане разделяется на три подсистемы на основе выполняемой жизненной функции – системы управления, действия и обратной связи. Каждая из подсистем отвечает за различные аспекты жизненной стратегии.

Система управления регулирует целеполагающие характеристики жизненной стратегии:

Ø наличие представления о своем будущем;

Ø избегание либо стремление к нему;

Ø степень иерархии жизненных целей;

Ø экстернальность/интернальность локуса контроля собственной жизни;

Ø наличие временной перспективы (связь прошлого, настоящего и будущего);

Ø диапазон жизненных интересов;

Ø внешняя/внутренняя направленность целей.

Система действий отвечает за достижение жизненных целей.

Ø уровень планирования действий по достижению поставленных целей;

Ø ригидность/пластичность в использовании средств достижения;

Ø специфика установления социальных контактов и деятельности в целом.

Система обратной связи характеризует степень открытости выражения эмоции успеха либо неудачи.

В качестве основания классификации жизненных стратегий Р. Пехунен предлагает рассматривать способ, которым личность разрешает возникающие жизненные конфликты между требованиями и возможностями социальной среды и привычным образом жизни личности . Исходя из вышесказанного, Пехунен выделяет две общие разновидности жизненных стратегий: на этапе обнаружения конфликта и на этапе его преодоления.

В стадии обнаружения конфликта личность, по мнению автора, способна проявлять защитные стратегии двух подтипов: консерватизм и избегание. Суть консервативной стратегии заключается в стремлении личности сохранять привычный образ жизни, не обращая внимания на изменившиеся внешние условия. Консервативная жизненная стратегия обладает нежеланием и неспособностью изменяться в новых условиях жизнедеятельности, четкой и ригидной иерархией жизненных целей, пунктуальностью выполнения повседневных занятий, ограниченностью жизненных интересов.

Стратегия избегания проявляется либо в усилении активности личности в менее конфликтных сферах (активное избегание), либо в изоляции (пассивное избегание). Для личности с такой стратегией свойственно восприятие будущего как угрозы и неизвестности, что приводит к непостоянству жизненных целей, не учитывающих реальных возможностей личности. Во временной перспективе наблюдается преобладание настоящего с ориентацией на удовлетворение собственных потребностей. Эмоциональная сфера характеризуется преобладанием депрессивности и тревожности.

После того, как личность обнаружила жизненный конфликт, считает Пехунен, она способна демонстрировать одну из трех подтипов жизненных стратегий, характеризующих поведение личности в сложной жизненной ситуации:

Ø Стратегию отказа;

Ø Стратегию приспособления;

Ø Стратегию развития.

Стратегия отказа проявляется в том случае, когда жизненные трудности воспринимаются личностью в качестве неразрешимых, что приводит к прекращению борьбы с ними. На субъективном уровне данная стратегия проявляется в наличии чувства беспомощности, которое отражается на картине жизненного пути в целом в виде сужения социальных контактов человека и сфер деятельности. Для личности, проявляющей жизненную стратегию отказа, характерно восприятие жизни в виде многочисленных жизненных неудач, негативное восприятие будущего, что приводит к отсутствию его планирования. В жизненной перспективе наблюдаются преобладание настоящего, эгоцентрический характер жизненных целей, ограничивающихся необходимостью выживания. Такая личность постоянно нуждается во внешней помощи, проявляя консерватизм в плане выбранных способов действия. Возможна постепенная потеря интереса к прошлому, прекращение активного поиска социальных контактов.

В случае наличия приспособительной стратегии личность принимает изменившиеся жизненные ситуации, вследствие чего стремится изменить свой образ жизни и саму себя. Пехунен выделяет три разновидности возможного приспособления: пассивное, активное и в виде адаптивного самоограничения. Если человек придерживается стратегии пассивного приспособления, то возникшие жизненные трудности воспринимаются им как должное и необратимое. В итоге ответственность за собственную жизнь такая личность возлагает на внешние инстанции. В случае стратегии пассивного приспособления жизни личность находится под контролем внешних сил (подчинение власти, религии, обществу, воле других, полагаясь на обстоятельства). Жизненная перспектива ограничена настоящим с отсутствием четкой иерархии целей. Социальные контакты ограничены поиском поддержки, подчинением. Возможна определенная неудовлетворенность текущего положения дел.

Личность же с активным приспособлением способна изменить собственное отношение к своим занятиям и выработать новые способы поведения и деятельности при ограничениях, задаваемых сложившейся ситуацией. Активное приспособление характеризуется наличием жизненной перспективы, обладающей широким потенциалом возможностей в будущем. В настоящем проявляется поиск новых возможностей, построение планов их реализации. Жизнь подчинена собственным, иерархически выстроенным целям при наличии разнообразного арсенала средств, позволяющего легкое приспособление к меняющимся жизненным ситуациям. Социальные контакты и занятия характеризуются широтой с присутствием особо значимой сферы.

В случае адаптивного самоограничения личность выполняет только те занятия, которые являются привычными, не осваивая новые, учитывая изменившиеся условия. Жизненная перспектива включает несколько жизненных целей, в которых не выделяется доминирующая. Жизненные цели основаны на целях общества. Такая личность удовлетворена настоящим, проявляя стремление поддержания привычного образа жизни, используя в деятельности общепринятые способы. Социальные контакты ограничены.

Стратегия развития представляет собой преодоление жизненного конфликта, проявляющееся в поиске и овладении новых жизненных сфер деятельности.

К.А. Абульханова-Славская в одной из своих работ подробно рассматривает вопрос типологии жизненных событий. Автор отмечает, что принципиальной стороной жизненной стратегии является вопрос соотнесения типа личности со способом жизни, в связи с чем выделяются два критерия жизненных стратегий – внутренний и внешний. К внутреннему критерию относится степень активности личности в построении собственной жизни. Внешним критерием выделения жизненных стратегий являются объективные требования социальной реальности. Активность – ведущий параметр, пронизывающий все сферы жизни человека. Она проявляется как «способность к оптимальному балансу между желаемым и необходимым» . Исходя из этого, все жизненные стратегии делятся на два общих типа - активные и пассивные. Кроме того, Абульханова выделяет две формы активности: инициативу и ответственность. Их соотношение может быть оптимальным либо неоптимальным. Активные стратегии могут быть с преобладанием инициативы либо с преобладанием ответственности.

Преобладание инициативы в жизненной стратегии приводит к тому, что человек находится в состоянии постоянного поиска, неудовлетворенности достигнутым. Состояние удовлетворения может возникать не на конечном этапе деятельности, а в процессе нее, когда присутствует новизна и осознание огромного количества возможностей. Проявляя активность, такая личность ориентируется в основном только на желательное, а не на возможное. При столкновении с реальностью, которая часто отличается от воображаемого, в данном случае проявляется неспособность самостоятельно обозначить цели, средства и этапы выхода из сложившейся ситуации, обозначить зависящее и независящее от личности. Внешние показатели жизненного пути могут ограничиваться небольшим набором жизненных событий, но на субъективном уровне жизнь воспринимается весьма насыщенной, так как «такой человек постоянно создает противоречия» . Таким образом, инициативная жизненная стратегия характеризуется постоянным расширением круга жизненных занятий, наличием личностной перспективы, проявляющейся в построении большого количества многоступенчатых жизненных планов, постоянным поиском новых жизненных условий.

По способу жизненного самовыражения можно выделить подтипы жизненных стратегий инициативных людей. У одних способ жизненного самовыражения заключается в самоотдаче и саморастрате. Такие люди активно «вовлекают многих людей в круг своих творческих поисков, берут на себя ответственность не только за их научную, но и за личную судьбу» . У других инициатива ограничивается «благими и добрыми намерениями», которые практически никогда не воплощаются в реальность. Степень активности определяется характером притязаний личности и особенностями связи с ответственностью. Внешне жизненный путь такой личности состоит из большого количества событий, которые проявляются только во внешней смене прежнего образа жизни, т.е. в данном случае наблюдается тенденция к внешней динамичности жизни.

В том случае, когда в жизненной стратегии личности проявляется преобладание ответственности, личность «всегда стремится создать себе необходимые условия, заранее предусмотреть, что нужно для достижения цели, подготовиться к преодолению трудностей» .

По мнению автора, ответственность может быть различного вида , что приводит к развитию разнообразных жизненных стратегий. Для исполнительного типа характерна низкая способность самовыражения, неуверенность в собственных силах, ориентация на поддержку окружающих, подчиненность внешнему контролю, боязнь перемен, желание сохранить привычный ход и устой жизни, отсутствие собственного жизненного пространства.

Самопожертвующий (зависимый) тип находит самовыражение в выполнении «долга», что приводит к удовлетворенности. В результате зависимости от окружающих происходит постоянная утрата собственного «Я». Прекращение ответных чувств со стороны окружающих расценивается в качестве жизненного краха.

Консервативный тип имеет детально выделенные этапы жизни, отсутствие дальних перспектив. Такая личность удовлетворена привычным ходом жизни, одна мысль о возможных переменах является пугающей. В процессе жизнедеятельности чаще наблюдается отказ от собственных интересов, желание выполнять чужие требования.

Одинокий тип характеризуется разнообразием жизненного пути в результате реализации ответственности в различных ролях. Превалирующей является установка на возможность выживания только в одиночестве.

В качестве оптимальной жизненной стратегии Абульханова называет такую, при которой человек соотносит свои возможности с жизненными задачами, при этом постоянно развивая свой потенциал. Человек устанавливает соответствие своих жизненных интересов и условий жизни на основе критериев, избираемых им самим или получаемых извне .

Кроме активных, Абульханова признает наличие различных разновидностей пассивных жизненных стратегий. Основной является стратегия психического ухода, внутри которой выделяется стратегия надежды и стратегия жизненного тупика. При преобладании стратегии надежды проявляется уход от определенного жизненного противоречия в другую область. При этом человек признает свою неспособность найти выход из сложившейся ситуации, имея новые перспективы в других областях. В ситуации же внутреннего тупика личность не видит ни одной альтернативы для продолжения реальной жизни.

На наш взгляд, для выделения основных параметров жизненных стратегий необходимо использовать три системы планирования деятельности – притязания, саморегуляцию и удовлетворенность, предложенные Абульхановой-Славской. Притязания определяют контуры жизнедеятельности, ее пределы, внутренние и внешние опоры. Они дифференцируют жизненное пространство, обусловливая то, что будет делать сам субъект, и то, что он относит к внешним условиям, ожидая результаты от окружающих либо от складывающихся обстоятельств. После дифференциации жизненного пространства включается система саморегуляции, т.е. система средств и способов достижения поставленных целей, а также возможности преодоления жизненных трудностей. В характеристике данной системы важно обращать внимание на меру затрачиваемых усилий, настойчивость, уверенность, точность критериев достижения, деление жизненного пространства на зависящее и независящее от личности. Основным критерием является опора личности при достижении результата – либо на себя самого, либо на окружающих. Кроме этого, важно обозначить, насколько разнообразен и гибок арсенал средств личности, ее поведение в ситуации неодобрения. Под удовлетворенностью Абульханова понимает «форму обратной связи личности со способами ее объективации в жизни (достижениями личности, оценками окружающих и т.д.)» .

Подводя итог описанию вопроса жизненной стратегии, выделим наиболее значимые, на наш взгляд, ее структурные компоненты и параметры:

· Наличие представлений о прошлом, настоящем и будущем;

· Целостность/разобщенность жизненного пути;

· Наличие/отсутствие смысла жизни;

· Наличие/отсутствие средств и способов достижения поставленных жизненных целей;

· Необходимость внешней поддержки при постановке целей и преодолении трудностей;

· Степень осознаннности собственной жизни;

· Способность к самопознанию и жизненной рефлексии;

· Степень реализации жизненных планов;

· Жизненная удовлетворенность/неудовлетворенность.

_____________________

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности. М., 2000.

2. Абульханова-Славская К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ жизни / Общ. ред. Е.В. Шорохова. М., 1987.

3.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М., 1991.

4.Пехунен Р. Задачи развития и жизненные стратегии // Психология личности и образ жизни / Под ред. Е В. Шорохова. М., 1987.

Прочитано: 2 148

Выживание заложено в нас генетически. Об этом позаботилась эволюция. Неприспособленные к выживанию особи вымирали, остальные – развивались и шли вперед. Постепенно человечество выработало 4 жизненные стратегии, о которых сегодня особенно интересно рассказывает Радислав Гандапас. По его лекциям сделана данная статья, в которой перечислены основные стратегии и названа лучшая стратегия в жизни.

Основные стратегии жизни

Человечество выживало, приспосабливаясь. Решая вопросы рисков и ресурсов. При этом под термином:

  • риск – понимались все действия, чтобы выжить, прожить максимально долго и оставить после себя потомство;
  • ресурс – все базовые потребности человека (вспоминаем пирамиду Маслоу).

Если ресурсы и риски разложить по двоичной системе координат, то получится вот такая матрица. В ней есть четыре сектора, каждый из которых – своя программа стратегии жизни.

Интересно, что и сегодня мы живем по тем же стратегиям, что и предки, но используем их не для выживания, а для достижения повседневных и значительных успехов. Под рисками понимаем усилия, вложения, эмоциональные или финансовые траты; под ресурсами – материальные и культурные блага и прочие прелести повседневности.

Итак, предлагаю углубиться в матрицу и узнать, какие стратегии управляют нашими результатами.

Формирование стратегии в жизни

Каждая стратегия «имеет место быть». Варианты не хороши и не плохи. Они просто есть. По ним живут – причем неплохо, достигают поставленных целей, развиваются и радуются жизни.

  • «Аутсайдер». У данного термина будет немного вольная трактовка, так как в стратегиях жизни аутсайдерской можно назвать позицию «самообмана». Человек не может иметь то, что он реально хочет, поэтому убеждает себя, что это излишества, туфта, «переплата за бренды». Короче, довольствуется малым и счастлив. Его риски и ресурсы идут по нижним границам – этакое комфортное болото бытия. Зато напрягаться не нужно.

  • «Герой». Уникальная каста людей, которые рискуют чрезмерно – непропорционально получаемым за это ресурсам. Это все испытатели, военные, силовики, а также работники социальной сферы, где вложения превышают отдачу. В том числе и материальную.

  • «Лидер». Данная категория ради достижения ресурсов готова рисковать, и часто это приносит успех. Лидерскую позицию занимают все бизнесмены и фрилансеры, так как их результат напрямую зависит от приложенных усилий.

Какая стратегия жизни лучшая? Очень просто: при которой жить комфортно по всем параметрам – не страдает самооценка, присутствует позитив, устраивает все и по большинству критериев.

Если заменить «риски» на «напряги» (как сильно мы готовы напрягаться для достижения целей), а «ресурсы» на «ништяки» (какой объем благ, ценностей нам хочется иметь), то матрица стратегии жизненной легко превращается в матрицу личного успеха.

Возможна ли стратегия новой жизни

На самом деле это самый интересный вопрос: можно ли перемещаться между секторами. Смену стратегии у взрослеющего ребенка в расчет не берем.

В принципе это возможно. Но надо понимать, что умение/желание рисковать и стремление к большему часто заложено в нас, если не генетически, то воспитанием. Для перехода на новый уровень нужно:

  • сломать сформированные стереотипы;
  • повысить собственные амбиции;
  • понять цель движения вперед;
  • разработать собственную стратегию развития;
  • выйти из «зоны комфорта».

Отлично помогают в этом инструменты тайм-менеджмента, понимание процессов работы мозга, различные лайф-хаки. Косвенными регуляторами становятся упражнения и практики, так как они помогают ощутить то, чего еще не было и напитаться уверенностью.

Вывод: смена жизненной стратегии возможна, но этого надо действительно захотеть.

Типология жизненных стратегий

Многие отечественные и зарубежные ученые посвятили свои работы изучению и классификации жизненных стратегий. Рассмотрим подробнее их типологии.

Отечественные психологи выделяют три основных типа стратегий жизни: стратегия благополучия, стратегия жизненного успеха и стратегия самореализации. Эти типы основаны на более обобщенных представлениях о том, к чему, как правило, стремятся в жизни люди. Содержание этих стратегий определяется характером социальной активности личности. Так, рецептивная («потребительская») активность является основой стратегии жизненного благополучия. Предпосылкой стратегии жизненного успеха выступает, прежде всего, мотивационная («достиженческая») активность, которая рассчитана на общественное признание. Ярким примером тому, по определению авторов, является предпринимательство. Для стратегии самореализации характерна творческая активность. В жизни встречаются, скорее, смешанные типы: все мы, но в разной степени, стремимся к благополучию, успеху и самореализации, к разному масштабу реализации этих стратегий.

К. А. Абульханова-Славская (1991) рассматривает концепцию жизненной стратегии как интегральную характеристику, включающую поиск, обоснование и реализацию своей личности в жизни путем соотнесения жизненных требований (надо) с личностной активностью, ее ценностями, способом самоутверждения. На основе личностной активности (внутренний фактор) и типе организации времени (внешний фактор) каждая личность может строить свою стратегию жизни как стратегию учета своих возможностей и/или стратегию развития способностей к чему-либо. Понятие стратегии жизни, по нашему мнению, отражает философский аспект самоопределения личности. Как видим, К.А.Абульханова-Славская также признает наличие двух линий самоопределения.

Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделяют типы жизненных стратегий по соотношению индивидуального своеобразия и творческой активности человека в событиях его жизни:

1. Творческая уникальность - отражает творческое отношение человека к собственной жизни, когда его преобразующая инициатива приводит к высокой неповторимости и экстраординарности событий его жизни;

2. Пассивная индивидуальность - представляет собой стихийный, случайный характер формирования человека, когда его индивидуальное своеобразие в основном зависит не от его усилий, а определяется внешними обстоятельствами;

3. Активная типичность - отражает стремление человека «быть как все», когда его усилия направлены на достижение общепринятых целей и ценностей;

4. Пассивная типичность - характеризует стихийное следование человека социальным стереотипам, его слепое подчинение общественным нормам.

В своем исследовании А.Е. Созонтов, основываясь на типологии жизненных стратегий Э. Фромма, выделяет следующие основные типы жизненных стратегий, характерные в современных условиях для российских студентов:

Тип жизненных стратегий «иметь» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на достижение социального успеха, статуса, возможности неограниченного приобретения и потребления. В числе его наиболее предпочитаемых ценностей: успех, социальное признание, богатство, репутация, компетентность, наслаждения и др.;

Тип жизненных стратегий «не иметь и не быть» - представитель этого типа, конструируя собственную жизнь, преимущественно направлен на приспособление к наличным социально-экономическим условиям. Приоритетными для такого человека выступают в основном ценности, транслируемые из поколения в поколение: безопасность семьи, здоровье, социальный порядок;

Тип жизненных стратегий «быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни преимущественно направлен на творческую самореализацию, стремится к поддержанию благополучия близких, значимых людей. Среди приоритетных для него ценностей: творчество, осмысленность жизни, жизнерадостность, единение с природой, любознательность и др.;

Тип жизненных стратегий «иметь против быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлен и на достижение социального успеха, обеспеченности, и на развитие собственной индивидуальности. Два данных стремления для него находятся в конфликте, в связи с чем ведущая жизненная цель остается во многом неопределенной. У такого человека проявляется ценностный кризис, выражающийся в тенденции к принятию «всех ценностей» (кроме социально неодобряемых), зачастую без выбора между ними;

Тип жизненных стратегий «иметь чтобы быть» - представитель этого типа в конструировании собственной жизни направлении и на достижение успеха, обеспеченности, и на творческую самореализацию. Для него два данных стремления не противоречат друг другу, он активно ищет возможности их совместной реализации в современных условиях. Среди приоритетных: творчество, жизнерадостность, ответственность, широта взглядов, успех, компетентность, богатство и др. .

Американские психологи выделяют две группы жизненных стратегий, основанных на преобладании внутренних и внешних стремлений. Внешние стремления, оценка которых зависит от других людей, основаны на таких ценностях, как материальное благополучие, социальное признание и физическая привлекательность. Внутренние стремления основаны на ценностях личностного роста, здоровья, любви, привязанности, служения обществу. Отмечается, что выбор стратегии зависит от роли родителей в воспитании ребенка. Родительская поддержка автономности, эмоциональная вовлеченность и структурированность требований к ребенку ведут к преобладанию у него внутренних стремлений и, как правило, к психическому здоровью. Была обнаружена зависимость уровня психического здоровья от выбора той или иной группы ценностей: испытуемые, ориентированные на внешние ценности в ущерб внутренним, имеют низкие показатели психического здоровья. Уровень психического здоровья определялся с помощью методики САТ, методов измерения уровня депрессии, жизненной энергии и удовлетворенности жизнью.

Э. Фромм утверждает, что рыночная экономика, основанная на отношениях конкуренции, неблагоприятно влияет на психическое здоровье и развитие личности: человек стоит перед выбором -- «иметь» или «быть», т.е. или как можно больше иметь (в том числе материальных благ), или развивать в себе все заложенные природой способности и силы, «быть многим». И часто под давлением общественных норм люди предпочитают «иметь» в ущерб перспективе личностного развития. Собственные интересы и склонности при этом игнорируются, что приводит человека к ложным жизненным выборам.

К. Хорни отмечает, что для удовлетворения стремлений, порой навязываемых общественными шаблонами, растущий человек уже с детства вырабатывает три основные стратегии, или личностные ориентации по отношению к другим людям: 1) движение к людям: единственной целью людей с такой ориентацией является любовь, и все другие цели подчинены желанию заслужить эту любовь, 2) движение против людей: система ценностей людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» - жизнь это борьба за существование, 3) движение от людей: потребность в независимости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борьбы. Однако часто это выражается в отсутствии способа приспособления к современным условиям жизни.

Р. Пехунен одним из возможных оснований для классификации жизненных стратегий рассматривает способ разрешения конфликтов. Обнаружив наличие конфликта, человек обычно действует одним из трех способов.

1. Прекращение всяких попыток борьбы. Отказ переживается как чувство беспомощности. Отход от социальных контактов и занятий;

2. Стратегия приспособления, для которой характерно принятие изменившейся ситуации. Приспособление может проходить различными путями. Пассивное приспособление означает, что человек смирился со своей судьбой, и передает функции контроля своей жизни внешним инстанциям. При активном приспособлении человек способен изменять отношение к своим занятиям и даже принимать новые способы действия;

3. Преодоление конфликта. Для стратегий развития характерно стремление расширить границы существующих жизненных ситуаций. При творческом развитии происходит поиск и освоение новых областей жизни, что обогащает личность. При ограниченном развитии прогресс затрагивает только одну область, в то время как другие остаются на периферии жизни.

В работах Ю.М. Резника, Е.А. Смирнова выделяют три направления развития жизненных стратегий. Если объективная идеальность локализуется в культуре, то субъективная пронизывает индивидуальное сознание и поведение людей, их прошлый опыт и цели как предвосхищение будущего. Ю.М. Резник выделяет также третье, собственно социальное измерение жизненных стратегий, которое зарождается на пересечении объективной и субъективной идеальности - в сфере так называемой интерсубъективности, образующейся на основе согласования взаимных представлений и ожиданий.



Поделиться