Окружающий мир древний рождение первых цивилизаций. Педразвитие

1. Вставь в текст пропущенные слова.

Эпоха Древнего мира - это рождение первых цивилизаций . Стали появляться первые города . Чтобы организовать и защитить жизнь разных людей, надо былоиметь законы, содержать войско, собирать налоги . Так появлялись государства .

Продолжи предложения.

Люди стали меньше зависеть от природы, так как научились делать орудия труда из железа . Другим важнейшим изобретением этого времени было колесо . Многими достижениями Древнего мира мы пользуемся до сих пор, например: умение обращаться и использовать огонь для приготовления пищи и обогрева жилища .

Определи и впиши в таблицу, к какой из древних цивилизаций относятся приведённые иллюстрации. Используя дополнительную литературу, заполни второй столбик таблицы (нарисуй или опиши другие особенности цивилизаций).

2. Впиши в кроссворд названия древних цивилизаций, которые являются изобретателями следующих достижений:

1. Алфавит из гласных и согласных букв (Эллада) .
2. Календарь, в котором год равен 365 дням (Египет) .
3. Привычные нам изображения цифр от 0 до 9 (Индия) .
4. Шёлковые ткани (Китай) .
5. Латинский язык (Рим) .

Добавь в кроссворд в любом подходящем месте слово «Междуречье» и запиши изобретения этой цивилизации

6. Первая письменность (клинопись)

3. « Римскими цифрами отметь на «реке времени» (стр. 31) века эпохи Древнего мира. Отметь годы следующих событий:

  • 776 г. до н.э. - первые в истории Олимпийские игры;
  • 74 г. до н.э. - восстание рабов под предводительством Спартака.
  • Эти изобретения эпохи Древнего мира повлияли на развитие человечества. Придумай для каждого изобретения понятный для тебя символ и нарисуй его в рамке, а затем на «реке времени» в нужном месте.

Появление орудий труда из железа (конец II тыс. до н.э.)
Изобретение колеса (рубеж III-II тыс. до н.э.)

4. Выполни задания на контурной карте (см. стр. 84-85).

  • Обведи границу цивилизованного мира.
  • Раскрась разными цветами территории цивилизаций Древнего мира

Напиши, в каких частях света расположены цивилизации Древнего мира.

Африка. Азия. Европа

Подчеркни цивилизацию, занимавшую большую площадь.

  • Мир первобытных племён
  • Мир древних цивилизаций

Придумай символические изображения архитектурных памятников Древнего мира (см. стр. 54-55 учебника). Нанеси их на территории тех цивилизаций, где были построены эти сооружения.

5. Внимательно рассмотри рисунки. Как ты думаешь, как бы поступили древние люди? Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения морали Древнего мира.

Скорее всего, пойманного чужака жители Древнего мира поймали бы и превратили в раба. Они считали, что люди другой культуры не являются цивилизованными людьми, что они дикари. Поэтому они были уверены, что они могут быть только рабами.

Продолжи предложение.

Позиция (мнение) Я не хотел(а) бы, чтобы со мной поступили так же,
Аргумент(ы) потому что я свободный цивилизованный человек и относиться ко мне нужно как к равному человеку .

Подумай, как бы ты, человек XXI века, поступил в похожей ситуации. Нарисуй или напиши продолжение этой истории с точки зрения современного человека.

В современном мире в такой ситуации нужно обратиться в полицию, чтобы вора задержали, а чемодан вернули туристу. В современном обществе закон действует в отношении всех людей одинаково. Не важно приезжий человек или свой, он в любом случае находится под защитой закона.

Сделай вывод.
Позиция (мнение) Я считаю, что современные люди должны с уважением относиться ко всем людям, не зависимо от его национальности, расы и вероисповедания.
Аргумент(ы) потому что тогда люди смогут путешествовать по всему миру и не опасаться за свою безопасность.

Пользуемся мы в современном мире календарём, песочными часами, цифрами, алфавитом? Как вы думаете из выше перечисленного древние предметы? «Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?» Что такое Древний мир? Могли часы, календарь, буквы, цифры появиться в первобытном обществе?


Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира? Каких знаний нам не хватает? Знаем Не знаем Для чего служат часы, календарь, буквы, цифры Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира? Древний мир – вторая эпоха всемирной истории Какие предметы могли появиться в эпоху Древнего мира?













Древний Рим Они изобрели водяную мельницу, тиронианские отметки (в современном значении -стенография), бетон; а привычка римлян солить зелень привела к образованию слова салат. Многоэтажные дома. Многоэтажные дома появились в Риме совсем не от хорошей жизни. Проблема перенаселения была знакома уже в те далекие времена. Единственным выходом из положения стали многоэтажки, которые сдавались в аренду. Бедняки жили под самой крышей. Им приходилось взбираться под самую крышу по наружной лестнице, начинавшейся прямо на улице. Эти квартиры были такими низкими и тесными, что ходить по комнатам можно было только согнувшись.


Древний Рим Канализация. Нечистоты постоянно смывались по наклонной трубе водой из ближнего термо источника. Это и была первая полноценная канализация, она же Клоака, диаметр главных тоннелей которой достигал 7 метров. Стеклопакеты. Конечно же, стекло изобрели не древние римляне. Но именно они довели оконное ремесло до совершенства. Первая в мире правильная конструкция окна размером 1 х 1,7 м располагалась под сводом раздевальни бани в Помпеях и состояла из бронзовой рамы с матовым стеклом. Тогда же жители Древнего Рима сообразили, что основная часть теплого воздуха уходит через окно, а если поставить два стекла, друг за другом с расстоянием пять сантиметров, то в доме становится намного теплее.


Древний Рим Триумфальные арки – тоже римское архитектурное новшество, возможно, заимствованное у этрусков. Арки сооружали по разным поводам – и в честь побед, и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием в честь победы над врагом. Проходя через арку, император возвращался в родной город уже в новом качестве. Арка была границей своего и чужого.





В городе Олимпе раз в 4 года проходили общегреческие спортивные состязания – Олимпийские игры. Они справлялись в честь бога Зевса. Проводились состязания в беге, борьбе, скачках на колесницах. Голову победителя увенчивали лавровым венком. Во время Олимпийских игр прекращались все военные действия. Сюда съезжались художники и поэты. Здесь утвердился обычай читать литературные произведения и произносить стихи. Греческие государства во время Олимпиад Объявляли о заключении важных договоров, скрепляли их клятвами у алтарей богов.





Древний Египет 1. Древний Египет внёс огромный вклад в мировую культуру. Египтяне нашли более пригодный материал для письма, чем глина – папирус. Это тростник, который в изобилии растёт по берегам реки Нил. Они писали похожими на рисунки знаками, которые называются иероглифами. Их египтяне называли «божественная речь». Они придавали письменам важное религиозное и магическое значение. 2. Жилища египтяне строили из глины, ила и соломы. Позже они научились делать из глины кирпичи, обжигать их на солнце и строить из них дома.


Древний Египет 3. Египтяне выращивали пшеницу, ячмень, лён, из которого ткали полотно и шили одежду. Разводили крупный рогатый скот. Египтяне охотились на суше с колесниц, на воде с лодок. Они охотились на гиппопотамов с гарпунами и верёвками. 4. Самая высокая и самая древняя – пирамида Хеопса. Она достигает 146 метров в высоту. Это единственное сохранившееся до наших дней чудо света. Она строилась в течение 20 лет. На её строительстве работали 100 тысяч человек и было использовано шесть с половиной миллионов тонн камней.









Междуречье Они устанавливали порядок в обществе, регулировали отношения между людьми. Законы высечены на базальтовой плите, найденной археологами в 1901 г. содержали 282 статьи. В законах можно найти сведения о цели их создания, об особенностях хозяйства Вавилона, о развитии общества, о рабстве, торговле, армии и о мн.др. Шумеры изобрели колесо, плуг, систему орошения, лук для охоты, начали впервые выращивать пшеницу, лён, горох, виноград, уже тысячи лет назад шумеры знали математику, астрономию. С Х в. до н.э. они широко используют железо.


Итог урока: Что вас удивило на уроке? Что приобрели, чувствовали, думали? Что открыли нового для себя? Что больше удалось? Зачем нам был нужен этот урок? Оцените свою работу на уроке: Зелёный – я был активен и доволен своей работой. Жёлтый – я старался, но у меня её не всё получилось. Красный – я работал не достаточно хорошо. Нарисовать кружок выбранного цвета рядом с темой урока в «Рабочей тетради»


Использован материал учебника «Окружающий мир, «Человек и человечество» 4 класс». Издательства М.: Баласс, 2012 г. Окружающий мир («Человек и человечество»). 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – 2-е изд., - М.: Баллас, 2011 При подготовке презентации были использованы материалы сайтов: – картинки

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

  • По линии объяснять мир" - научить отличать друг от друга эпохи всемирной истории- на примере Древнего мира. Это умение можно развивать через:
    • хронологические рамки(3 тыс.до н.э. и 4 век н.э.);
    • изменение в уровне техники;
    • устройство общества.
  • По линии "определять свое отношение к миру" - научить объяснять важность изобретений Древнего мира для современной цивилизации.

Оборудование : песочные часы, календарь с названием месяцев, цифры, буквы алфавита, учебник с.53-56,рабочая тетрадь с. 36,38

Ход урока

1. Организация класса.

Учитель: Здравствуйте, ребята, я рада видеть вас, а также гостей, которые пришли к нам на урок. Давайте поприветствуем их. Посмотрите друг на друга, улыбнулись. Садитесь.

2. Сообщение темы урока.

Учитель: Сегодня я приглашаю вас продолжить увлекательное путешествие по страницам всемирной истории.

Скажите, а где мы побывали на прошлом уроке?

Дети: В первобытном мире. (Слайд 2)

Учитель: Что интересного вы узнали об этой эпохе?

Откройте учебник на с.46, посмотрите на " Реку времени". Как вы думаете, в какую эпоху мы совершим наше сегодняшнее путешествие?

Дети: В эпоху Древнего мира.

Учитель: какая это по счету эпоха?

Дети: Вторая.

Учитель: Кто сможет определить временной промежуток эпохи Древнего мира?

Дети: ХХХ в. до н.э. - 4 в. н.э. (записывается на доску)

Учитель: Мы совершим путешествие во вторую эпоху человечества. И тема урока -"Древний мир- рождение первых цивилизаций" (записывается на доску), (Слайд 3)

Учитель: Наше путешествие будет сопровождать Муза истории - Клио.(входит Клио- старшеклассница)

Вы - Клио, Муза истории. Вы помогаете вспомнить о том, что человек может достичь многого, помогаете найти свое предназначение. Вы четко понимаете,чего вы хотите и " заражаете" вашей уверенностью других. Свиток пергамента и скрижаль -ваши любимые атрибуты. С их помощью Вы ведете летопись достижений и успехов, а в момент неуверенности Вы напоминаете нам, что все у нас получится. Так будьте сегодня нашей музой!

Я слословий не люблю,
А признаю работу.
Здесь все, с кем я всегда делю
Историков заботы.
Коль готовы себя вы назвать,
И знания свои показать,
Я непременно отмечу это,
И орден обязана буду дать.

(за правильные ответы Клио вручает детям ордена виде буквы У)

3. Постановка проблемы.

Учитель : Ребята, посмотрите на набор предметов, которые я принесла на урок.

Пользуемся ли мы в современном мире этими предметами?

Дети: Да, постоянно.

Учитель: Как вы думаете, есть ли среди этих предметов древние или все они современные?

Дети: Все древние. Все современные. Некоторые древние, некоторые современные.

Учитель: У нас получилось три версии. Какой возникает вопрос?

Дети: Кто из нас прав?

Учитель: Как вы думаете, люди Древнего мира могли что-нибудь изобрести?

Дети: Да, могли.

Учитель: А вам хотелось бы узнать что это были за изобретения и есть ли они в современном мире?

Учитель: Какой главный вопрос будет сегодня на уроке?

Дети: Какими достижениями эпохи Древнего мира мы пользуемся до сих пор?(записывается на доску)

4. Актуализация знаний.

Учитель: Для чего служат нам часы, календарь, буквы, цифры?

Учитель: Давайте вспомним, что такое Древний мир?

Дети: Вторая эпоха всемирной истории.

Учитель: Могли ли календарь, буквы, цифры появиться в первобытном мире?

Дети: Нет, т.к. алфавит нужен для письма, а первобытные люди не знали письменности.

Учитель: Что нам нужно узнать, чтобы ответить на основной вопрос урока?

Дети: Какие из этих предметов могли появиться в эпоху Древнего мира?

Учитель: А каких знаний нам для этого не хватает? Мы знаем, что -нибудь об эпохе Древнего мира?

Дети: Нет.

Учитель: Таким образом нам надо узнать, чем эпоха Древнего мира отличается от Первобытного?

Давайте занесем наши ответы в таблицу " Знаем. Не знаем"(Слайд 4)

5. Поиск решения. Открытие нового знания.

Учитель: Ответим на первый вопрос. Чем отличается эпоха Древнего мира от эпохи Первобытного мира?

Прочитаем еще раз тему урока. Что интересного заметили в названии темы урока? Все ли слова вам понятны?

Вы сможете дать определение слову " цивилизации"?

Трудно, тогда давайте разбираться вместе.

Откройте учебник на с.53. внизу есть рисунок. " Переход от первобытного общества к цивилизации."

Глядя на этот рисунок-схему, попробуйте составить рассказ вот по такому плану. (Слайд 5)

1. Где жили люди первобытного общества и цивилизации?

2. Кто управлял людьми?

3. Как передавались сообщения, знания?

(работают в группах) Выслушиваются ответы.

Учитель: Попробуйте назвать те основные признаки, которыми цивилизации отличаются от первобытного общества?

Дети: Появляются города, государство, письменность.

Учитель: в форме чего изображена розовая линия?

Дети: В форме ступеньки.

Учитель: Попробуйте дать определение, закончите фразу.

Цивилизация - это:::::::ступень развития человечества. (Слайд 6)

Давайте проверим наше предположение с учебником. Прочитайте с.53, 2 абзац, вслух.

Так что же такое цивилизация?

Дети: Новая, более высокая ступень развития человечества. (Слайд 7)

Учитель: Итак, в эпоху древнего мира появляются (Слайд 8,9) - города, государства, письменность. Это основные признаки цивилизации.

Учитель: Рассмотрите карту с. 54-55. (Слайд 10)

Что обозначено на карте широкой розовой линией?

Дети: Граница цивилизованного мира.

Учитель: Что находится за пределами этой границы?

Дети: Мир первобытных людей.

Учитель: Какой мир был обширнее - мир первобытных племен или мир древних цивилизаций?

Дети: Мир первобытных племен обширнее.

Учитель: Какой мы сможем сделать вывод?

Дети: Два мира одновременно существовало на планете.

Учитель: в колонку " Не знаем" под первым вопросом записываем

Учитель: Но у слова " цивилизация" есть еще одно определение. Хотите узнать какое?

Вновь обратимся к карте.с.54-55 (Слайд 12)

Рассмотрите условные обозначения на карте. Что отмечено разными цветами на карте?

Дети : Древние цивилизации.

Учитель: Какие цивилизации расположены в Европе?

Дети: Древний Рим, Древняя Греция.

Учитель: Назовите цивилизации Древнего Востока?

Дети: Древний Египет, Междуречье, Древний Китай, Древняя Индия.

Учитель: Где именно располагалась каждая древняя цивилизация? Обратите внимание по берегам каких рек, морей?

Дети: Цивилизации Древней Европы разместились по берегам Средиземного моря, а цивилизации Древнего Востока - по берегам больших рек: Нила, Тигра, Ефрата, Инда, Хуанхе и Янцзы.

Учитель: Сейчас работу проведем в группах. Рассмотрите иллюстрации, которые размещены вокруг карты. Вам надо будет записать на листочке - название цивилизации и памятник архитектуры, которым она прославилась.

Кто быстрее?

Проверяем, кто готов?

Учитель: Похожи ли архитектурные сооружения между собой? Почему?

Дети: Нет, у всех разные, т.к разные страны, разная культура.

Учитель: - Сравните одежду людей разных Древних цивилизаций. Что вы можете сказать об одежде?(Слайд 13,14)

Дети: одежда тоже разная.

Учитель: Сравните письменность. Какой вы можете сделать вывод?(Слайд 15,16)

Дети: В каждой стране своя письменность.

Учитель: Мы сравнили с вами архитектурные сооружения, одежду, письменность. Так к какому же выводу можно прийти.

Дети: У каждой цивилизации была своя особая культура.

Учитель: Так что же такое цивилизация? Давайте попробуем дать второе определение этому понятию. Закончите фразу.

Цивилизации - это разные::::::::..со своей особой::::::..(Слайд 17)

Учитель: проверим наше предположение по учебнику с.53, 3 абзац.

Мы были правы? (Да) (Слайд 18)

В колонку " Не знаем" записываем второе определение.

Физминутка.

Учитель: давайте сейчас поиграем в игру " Лото"(работа в паре)

Перед вами листок он разделен на две колонки. Есть конверт, в которых содержатся фразы из двух определений нового понятия " Цивилизация". Ваша задача правильно разложить эти определения в нужную колонку. Приступаем к работе. Проверим (Слайд 20)

Учитель: На какой вопрос колонки "Не знаем" мы еще не ответили?(Слайд 21)

Дети: Какие из представленных предметов появились в эпоху древнего мира?

Учитель: Ответ мы сможем найти на с.56. Рассмотрите таблицу. " Изобретения цивилизаций Древнего мира"

Какие предметы действительно пришли к нам из Древнего мира?(учитель дополняет:

Древний Египет. Египтяне первыми создали календарь, в котором обычный год состоит из 365 дней.

Древнее Междуречье. Стоя на вершине храмов, люди изучали звездное небо, движение Луны и Солнца. Именно они впервые разделили земные сутки на 24 часа, час - на 60 мин., а минуту на 60 сек. . Так была создана та система счета времени, которой мы пользуемся сейчас.

Древняя Индия. Ученые впервые создали знаки для обозначения цифр, которыми мы пользуемся 0,1,2:::9.

Древний Китай. Мастера Древнего Китая прославились на весь мир легкими и изящными шелковыми тканями. Многие столетия они держали в секрете способ их изготовления.

Древняя Греция - Эллада. В ее приморских торговых городах впервые появился алфавит из гласных и согласных букв. На его основе создано большинство современных алфавитов.

Древний Рим. Язык римлян - латынь (латинский язык) знали во всех его владениях. Мы сейчас употребляем латинские слова: церковь, университет, империя, календарь и др. В наших календарях названия месяцев происходят от имен римских богов или императоров (март - бог Марс, июль- Юлий Цезарь).

Учитель: Но в эпоху древнего мира идет и развитие техники. Обратите внимание на с.57.

Сравните технические возможности людей в древнем мире и первобытном мире.с50 и с. 57.

Что вы можете сказать?

Дети: В древнем мире появляются железный топор, колесо, парусно-гребные корабли.

Учитель: Какие технические достижения эпохи Древнего мира помогали людям передвигаться на большие расстояния?

Дети: Колесницы, парусно-гребные корабли.

Учитель: Плавая на парусно-гребных кораблях, можно было совершать дальние плавания и не бояться заморских путешествий. Отряды на боевых колесницах могли преодолевать большие расстояния и внезапно нападать на врага. Если сравнить орудия труда, то в древнем мире появляется железный топор. Чтобы срубить дерево каменным топором требовался целый день, а железным можно было управиться за несколько минут.

Таким образом, технические достижения в древнем мире поднялись на более высокую ступень развития.

Учитель: Вернемся к нашей таблице. (Слайд 21)

Ответили мы на второй вопрос?

Учитель: Значит, под вопросом пишем

Учитель: Прочитаем главный вопрос урока. Мы получили полный ответ на него? Докажите.

Учитель: Современные люди знают не только достижения цивилизаций Древнего мира, но и помнят события тех далеких времен.

Прочитаем статью в учебнике по вариантам. 1в.- с.56, 2 абзац, 2в.- с.56, 3 абзац.

Какими событиями прославилась Древняя Греция?

Дети: Олимпийскими играми. (Слайд 23)

Учитель: А мы проводим Олимпийские игры? Кто знает, когда в России будут проходить зимние олимпийские игры?

Дети: В Сочи 2014г. (Слайд 24)

Учитель: Что произошло в Древнем Риме?

Дети: Восстание рабов под предводительством Спартака. (Слайд 25)

Учитель: Все вы, наверное, слышали название спортивной команды "Спартак"? Теперь вы знаете откуда пришло это название. (Слайд 26)

Вернемся к главному вопросу.

6. Применение знаний.

Учитель: Выполним работу в тетради с.38 №2.

Заполните кроссворд самостоятельно.

Проверим (Слайд 27)

Следующее задание №1 с.36.

Выполнив это задание, мы можем подвести итог нашему уроку.

7. Итог урока.

Учитель: На главный вопрос урока мы нашли ответы?

Что интересного вы узнали на уроке?

Другим ребятам вручаются грамоты "Знаток истории".

"В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками- и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.

Великое свойство прогрессивного человека- не забывать прошлое и быть благодарным тем кто шел впереди"

8. Домашнее задание

Подготовить сообщения об архитектурных памятниках, которые вас заинтересовали. Выполнить два задания в тетради на выбор.

- Давайте посмотрим, как происходит переход от первобытного общества к цивилизации. Вспомним, что мы знаем о первобытном обществе.

Цивилизация Первобытное общество

Где жили первобытные люди? (В пещерах)

Удобно ли было так жить? (Нет) Почему?

Что стали люди строить? (Дома)

Мог ли один человек построить себе дом? (Нет)

Что делали люди? (Они объединялись, трудились совместно)

Как называлось место, где было несколько жилищ? (Поселок)

Могли ли чужие люди поселиться с этими людьми в данном поселке? (Нет) Почему? (Совместный труд, борьба с хищниками, развитие связной речи сплачивали теснее людей друг с другом)

Что стали создавать люди, жившие в одном поселке и работая вместе? (Роды) Почему? (Только целому роду было под силу заниматься земледелием, скотоводством. Урожай, собранный на поле, принадлежал всему роду)

А если в одной местности жили несколько родов, как они назывались? (Племя)

Кто управлял всеми делами племени? (Совет старейшин)

Ребята, а как мы узнали о жизни первобытного общества: как они жили, чем занимались? (По наскальным рисункам, по найденным предметам, по былинам и сказаниям, дошедшим до нас)

Это и есть начало развития культуры человеческого общества.

Будет ли развиваться общество, если племена не будут обмениваться продуктами своего труда? (Нет) Почему?

Уже в 4-м тысячелетии до нашей эры большинство людей вели оседлый образ жизни: так было удобно заниматься ремесленным делом, земледелием, скотоводством. Племена обменивались друг с другом продуктами своего труда и, к тому же, удобный водный путь облегчал обмен товарами.

Среди маленьких поселков стали появляться первые …(города).

В городе среди людей были кто-то богаче, а кто-то беднее; людей надо было как-то организовать, защитить их жизнь, собрать налоги.

Появилась новая сила, занятая управлением обществом – государство.

А как вы думаете, что же еще является важным условием для развития цивилизации? (Письменность)

Почему появилась потребность в письменности, продолжали бы работать на скалах, рассказывали былины, сказания? (Надо было писать законы, защищающие права людей, считать налоги, запоминать лучшее время посева и сбора урожая). Для передачи этих сообщений и других, устных рассказов было не достаточно, да и в памяти удержать все было сложно.

Так появились и первые цивилизации.

Работа по рисункам (стр. 61)

Откройте учебник на стр. 65, изучите легенду.

Что обозначено на карте толстой красной линией?

Что находится за пределами?

В каком полушарии возникли первые цивилизации? (В восточном)

В каких частях света возникли древние цивилизации?

Какой климат в этих областях, где возникли первые цивилизации?

Что отмечено разными цветами?

Какие цивилизации расположились в Европе?

Назовите цивилизации Древнего Востока?

Где именно расположилась каждая древняя цивилизация?

Посмотрите на иллюстрации, расположенные по краям карты.

Что это? Сравните их. Что можете сказать?

Может вы что-то читали об этих архитектурных памятниках?

Чем отличалась одна цивилизация от другой?

Проверка (коллективная) по группам:

О каких цивилизациях вы прочитали? (Древний Китай)

Рассмотрите иллюстрации, может они вам помогут.

Итак, что же такое цивилизация? Другое значение этого слова? (Страна, со своей особой культурой)

Обратимся к словарю, проверим свое предположение.

Чем богата эпоха Древнего мира?

Время существования эпохи Древнего мира?
(С третьего тысячелетия до н.э. по IV век н.э.)

Разгадайте кроссворд, впишите названия древних цивилизаций (Во время проверки – на доске цивилизации: Египет, …).

Давайте вернемся к нашему вопросу, который был поставлен в начале урока. Кто может ответить? (Они являются первыми техническими и культурными достижениями, которые вывели людей к цивилизованному обществу).

- В заключение урока я хочу прочитать слова писателя Рудольса Итса: “В наше бытие из прошлого пришли человеческий труд и талант, страсть и ум сотен поколений. Отнимите у нас содеянное предками – и сотрутся с лица земли города и заводы, и мрак опустится на землю.

Великое свойство прогрессивного человека – не забывать прошлое и быть благодарными тем, кто шел впереди!”



Поделиться