Стихи о добре и доброте

Стихи о добре и доброте.


« Вчера решил я

Добрым быть…»

Р.Сеф.

Как помочь детям стать чуткими , щедрыми, милосердными, как своевременно поставить заслон жесткости, черствости, злобе? Есть ли пути ведущие к воспитанию добрых чувств. Над этим вопросом задумывались многие ученые, педагоги, да просто люди. Остается этот вопрос актуальным и сейчас. Вы согласны со мной? «Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло - ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать»! - В.А. Сухомлинский.

Из этого высказывания видно, что добрым ребенка можем, должны сделать мы с вами, взрослые. Что же необходимо знать и выполнить, чтобы научить детей быть добрым?

Необходимо любить ребенка, так как без этого невозможно воспитать гуманную душу человека и только любовь облегчает воспитание.

Очень важно обеспечить душевный комфорт и равновесие. Ни одна сфера общения не должна раздражать ребенка, рождать в нем страх, уныние, униженность.

Личный пример взрослого, и в первую очередь родителей важный момент в воспитании добрых чувств у ребенка. Пример во всем: в общении между супругами и другими членами семьи, забота о старшем поколении и о малышах, забота о домашних питомцах. Ведь отзывчивость и сострадание, желание помочь, поддержать в трудную минуту - основа воспитания доброты в ребенке. «Трудно привести к добру нравоучениями - легко примером» (Сенека).

В народе говорят: «Доброе слово и камень точит». Для воспитания у ребенка добрых чувств необходимо правильно оценивать поступки, а особенно поступки детей. Для ребенка интереснее и понятнее станет, если вы изложите все в стихотворной форме. Стихи способны донести то, что сложно объяснить простыми словами. Стихи имеют особую энергетику. Кроме того стихотворная форма привлекает детей своей ритмичностью, легкостью, напевностью, а еще и тем, что стихи доносят суть с помощью образов, а ребенок в основном мыслит образами. К тому же герои детских стихов о доброте чаще всего близки детям по возрасту - такие же дети, дошкольники или младшие школьники. Часто героями стихов становятся животные и их детеныши, к которым питает слабость практически каждый малыш. Котята, щенки, утята - их, попавших в беду, всегда хочется пожалеть. И,конечно, в стихах о доброте присутствует мам. Именно мама для малыша - источник всех положительных эмоций и доброты.

Знакомство со стихами о доброте - это важно для ребенка. Цель нашего пособия состоит в том, что бы родители, педагоги, знакомя детей со стихами о добре и доброте, закладывает в нем ростки гуманизма и бережного отношения ко всему , что его окружает. А главное уверенность в том, что весь этот мир добрый и также по- доброму относиться к нему самому. Подобранные нами стихи предполагают последующую беседу с ребенком. В этом случае предлагаются вопросы, которые можно задать ребенку.

Кроме того стихи для детей решают определенную воспитательную задачу. Поэтому стихи обращенные к детям, учат прежде всего взрослого. Для оказания воспитательной помощи как родителям, так и педагогам мы предлагаем ознакомиться с комментариями, которые способны дополнить и уточнить знания.

Мы будем очень рады, если наше пособие поможет вам понять ребенка, правильно его воспитать.

Р.Сеф. «Доброта».

Вчера решил я добрым быть,

Всех уважать и всех любить.

Подарил я Свете мячик,

Подарил я Пете мячик,

Коле отдал обезьянку,

Мишку, зайца и собачек.

Шапку, варежки и шарф

Подарил я Гале.

И вот за доброту мою

Меня же наказали.

    Что сделал мальчик?

    Как он сам себя называет?

    Почему его наказали?

    Что значит быть добрым?

Особенность понимания ребенком нравственных норм состоит в том, что он представляет их конкретно и буквально, т.к. мышление дошкольников имеет наглядный характер. Он не всегда может отличить внешние признаки явления от его истинной сущности. Не спешите его наказывать за то, что он отдал свои игрушки, желая быть добрым. Покажите, что за конкретностью нормы стоит обобщенное содержание. Добрый - это тот, кто помогает маме в уборке комнаты, не обижает младшего, защищает слабого.

З. Александрова «Букет».

Побежала Таня за цветками,

Свой букет она подарит маме…

Жарко в поле, солнце ярко светит.

Девочки зовут купаться Таню,-

Ей на речку хочеться самой.

Но ромашка с васильками вянет,

Надо их скорей нести домой.

Надо ей бежать без остановки-

Солнышко пригрело горячо,

И ромашки светлые головки

Положили Тане на плечо…

Добежала до дому Танюшка,

Бабочка за ней влетела вслед,

И теперь стоит в зеленой кружке

Первый Таней собранный букет.

    Куда побежала Таня?

    Кому она подарит букет?

    Почему, она не пошла с девочками купаться?

    Как ты думаешь, обрадуется ли мама Таниному букету?

    Почему ты так считаешь?

    Чем ты можешь порадовать маму? Сделай это для нее?

Стремление порадовать другого, сделать ему приятное постепенно начинает преобладать над непосредственными желаниями ребенка. Мотивы значимые для других, побеждают личные. Это требует заинтересованной поддержки со стороны взрослого. Постарайтесь, что бы это было замечено вами и оценено. Покажите, что вы гордитесь своим ребенком.

Н. Найденова. « Новая девочка» .

Девочка новая в детском саду.

К девочке новой я подойду.

Вот кубики наши, мы строим дома.

Ты тоже научишься строить сама!

Пойдем, я к ребятам тебя отведу.

Всем девочкам нравиться в детском саду.

    Какие чувства испытывает новая девочка, которая в первый раз пришла в детский сад?

    Что сделала другая девочка чтобы новенькой было хорошо в детском саду?

    Как ее можно назвать?

    А какие чувства испытала новенькая, когда с ней стали дружить?

    А было ли с вами такое, когда вы оказывались в чужом месте в первый раз?

    Какие чувства вы испытали?

    Вам помогли преодолеть (робость, страх, грусть)?

З. Александрова « Шарик».

На веревочке у Вари Чуть не плачет наша Варя:

Красный шарик с петушком. Очень жаль ей петушка.

Ой, какой красивый шарик! Подошла к подружке Таня,

Все мечтают о таком. Стала Варю утешать:

Но поднялся ветер вдруг - - Шарик твой мы не достанем,

Шарик выхватил из рук! Так давай с моим играть!

Улетает красный шарик Зайчик беленький на нем,

Высоко под облака. Будем с ним играть вдвоем!

    Какой шарик был у Вари?

    Почему девочка чуть не заплакала?

    Что сделала Таня, чтобы ее утешить?

    Можно ли девочек назвать настоящими друзьями?

    Почему вы так считаете?

Желание оказать помощь, ободрить другого у ребенка появляется не только по отношению ко взрослому, но и к сверстнику. Чуткость - очень ценное нравственное качество: малыш понимает состояние другого человека, отказывается от чего то в его пользу, дает ему возможность порадоваться, заботиться о равенстве. Поддержите, оцените, маленькие ростки сочувствия, чтобы его проявления стали потребностью , что бы формировалась привычка нравственного поведения.

Б. Заходер. « Никто»

Завелся озорник у нас. Кто на обоях рисовал?

Горюет вся семья. Кто разорвал пальто?

В квартире от его проказ Кто в папин стол свой нос

Буквально нет житья! совал?

Никто, никто, никто!

Никто с ним, правда, не знаком, -Никто - ужасный сорванец!-

Но знают все зато, Сказала строго мать.-

Что виноват всегда во всем Его должны мы наконец

Лишь он один - никто! Примерно наказать!

Кто, например залез в буфет, Никто сегодня не пойдет

Конфеты там нашел Ни в гости, ни в кино!

И все бумажки от конфет Смеетесь вы?

Кто побросал под стол? А нам с сестрой

Ни капли не смешно.

    Что произошло в этой семье?

    Почему детям не смешно от этой истории?

    Какое чувство возникло у этих детей?

    Виноваты были дети или нет? Почему?

К наказаниям нужно прибегать только в исключительных случаях. Но они все равно не должны задевать самолюбие малыша. Нельзя повторно наказывать за один и тот же поступок. Наказание должно следовать сразу же за провинностью, что бы ребенок понял, за что его наказывают. Покажите ребенку, что его по прежнему любят и надеются, что его поступок больше не повториться.

Г. Сапгир.

До чего же это здорово-

Вот мой новый самолет.

Покатайся - буду рад!

Вот конфеты - раз, два, три! -

Мне не жалко - на бери!

Мячик все поймать хотят -

Пусть его поймает брат!

До чего же здорово -

Все делить с друзьями поровну!

    Какое настроение у ребенка в этом стихотворении? Почему

    А что значить быть друзьями?

Уже дошкольник понимает, что друг - это не только тот, с кем играешь. Настоящие друзья всегда помогают друг другу, делятся игрушками, не ссорятся. Дружба, возникшая в дошкольном детстве, может быть очень прочной и сохраняется всю жизнь.

Е. Благина «Подарок».

Пришла ко мне подружка, Мне скучно без игрушки-

И мы играли с ней. Любимая была,-

И вот одна игрушка А все-таки подружке

Вдруг приглянулась ей: Лягушку отдала.

Лягушка заводная,

Веселая, смешная.

    Какая игрушка была у девочки любимой?

    Почему она отдала ее?

    Делишься ли ты своими игрушками с друзьями?

    Делятся ли твои друзья с тобой?


И. Токмакова « Ссора».

Ты меня заобижала, Был тебе я другом близким.

А скажи - зачем? Все. Теперь конец.

Леденец в руке зажала, Ты меня заобижала.

Я же весь не съем! Уходи. Пора.

Я просил совсем чуточек, Лучше б кошка забежала

Крошечку просил, Просто со двора.

Осторожно уголочек Молока бы ей из кружки

Я бы откусил. В блюдце б я налил.

Ну и что ж, что он английский - О тебе, плохой подружке,

Этот леденец. Сразу бы забыл.

    Какое чувство испытал мальчик?

    Как обидела девочка своего друга?

    В каких ситуациях человек может чувствовать обиду?

    Как ты ведешь себя когда обижаешься?

А. Кузнецова « Поссорились».

Мы поссорились с подругой Только с мишкой убежала

И уселись по углам. И сказала: «Не отдам!»

Очень скучно друг без друга! Я пойду и помирюсь.

Помириться нужно нам. Дам ей мишку, извинюсь,

Я ее не обижала, Дам ей мячик, дам трамвай

Только мишку подержала, И скажу: « Играть давай!»

    Почему девочки поссорились?

    Почему они хотят помириться?

Часто ли вы ссоритесь со своими друзьями?

А что такое ссора?

А как возникает ссора, с чего она начинается?

А было ли в ваше жизни такое, что вы сами начали ссору?

А что вам нравиться в ссоре? (вы ведь можете по нескольку раз ссориться)

А что не нравиться в ссорах?

А можно ли не ссориться вообще? Как?

А если уже поссорился, то как можно помириться?

А. Шибаева. « Подружки».

Шарик надутый две подружки

Отнимали друг у дружки-

Весь поцарапали.

Лопнул шар, а две подружки

Посмотрели- нет игрушки.

Сели и заплакали.

    Почему подружки поссорились?

    Какое чувство они испытывали?

    Что произошло в результате ссоры?

    Можно ли было поступить по другому? Как?

Для ребенка знать нравственные нормы - еще не значит поступать в соответствии с ними. Малыш понимает, что надо делиться игрушками, но забирает их все себе: знает, что нельзя ссориться, но нередко дело доходит до драки. Сказать, что ребенок развит нравственно, можно только тогда, когда он не только знает, как надо правильно поступать, но и руководствуется нормами в своем поведении. Здесь очень важен пример взрослого, доказывающий, что у вас слово не расходиться с делом.

Ж. Титунова « Я страшная завистница»

Я страшная завистница, Кому позволит мама

Завидую всему. Котенка взять домой ,

Завидую, завидую, Кто весело хохочет

Завидую тому, И летим, и зимой.

Кто прыгает беспечно И даже не биться

По лужам босиком Ни злых собак, ни пчел,

И никогда не хнычет, Кто знает много песен

С простудой не знаком. И книжки все прочел.

Кто мигом нарисует Я страшная завистница,

Цыпленка, домик, лес, Завидую всему.

Кто может на качелях Завидую, завидую

Добраться до небес. Завидую…

    Какое настроение у девочки?

    Почему девочка называет себя завистницей?

    А вы испытывали чувство зависти?

    А может ли зависть быть положительным чувством?

Жил веселый ежик водном большом лесу.

Увидел как-то ежик кролика в саду.

Копает кролик грядки, и урожай снимает:

Морковку и капусту, и свеклу собирает.

Подумал еж колючий и позавидовал ему:

« Богатый урожай у кролика, как здорово ему?!»

И для себя решил он: « Вскопаю огород.

И посажу: клубнику, петрушку и горох!»

День и ночь трудился ежик и вот этот час наступил.

Полную корзину клубники, кролику он подарил!

А кролик угостил капустой, и вместе с Ежиком они,

Чай пили из огромной кружки,

С капустой и клубникой ели пироги.

    Какое чувство испытали ежик и зайчик в начале стихотворения?

    А в конце?

Подвести детей к тому, что чувство зависти иногда бывает очень полезно, потому что толкает человека на хорошие дела.

« Вежливость».

Знакомьтесь - это Вежливость.

А вот ее слова:

Спасибо, извините,

Пожалуйста, простите!

В общении друг с другом

Они нам все нужны.

Простите, вам удобно?

И будьте так добры!

И в жизни очень важно

Их часто повторять

Чтоб было все прекрасно,

Чтоб грустными словами людей не обижать.

    Какие волшебные слова помогло вспомнить стихотворение?

    Что значит «Вежливости открываются все двери»?

« Невежливая вежливость».

Обещал отцу Петрусь:

Я за вежливость возьмусь:

Буду всех благодарить,

Первым «здравствуй» говорить!

Вот мальчишка со стараньем

Выполняет обещанье.

Видит - утром у сторожки

Дремлет сторож на порожке.

На посту он ночь не спал,

Только - только задремал.

А Петрусь как заорет

- С добрым утром, дед Федот.

Дед ругнул его спросонок:

- Убирайся постреленок.

Вот Петрусь догнал Яринку,

Да как дернет за косынку:

Ты куда, Яринка, стой,

Я здороваюсь с тобой.

Та отпрянула в сторонку…

Как невежлива девчонка…

Нес Сережа горку книг,

А Петро с ограды -прыг.

Чуть не сел ему на плечи:

Извините, добрый вечер!

- Ты, - Сережа закричал -

И невежа, и нахал!

Петя очень удивлен:

Разве был невежлив он?!

    Какие вежливые слова произносил Петя?

    Почему стихотворение называется « Невежливая вежливость»?

    Что бы вы посоветовали Пете?

    Что значит «быть вежливым»?

С. Погорельский «Вежливый».

Вот кто вежливость у нас

Проявил на деле -

Он в полночный тихий час

Поднял мать с постели.

- Что с тобой?! -

Вскочила мать.

- Заболел, сыночек?...

- Я забыл тебе сказать:

Мама, доброй ночи!

    Можно ли назвать малыша вежливым? Почему?

    Что значит быть вежливым?

Когда ребенок начинает осваивать новую для него нравственную норму, он старается выполнить ее во что бы то ни стало, нарушая при этом другие. Объясните в этом случае ему в чем он не прав, но покажите, что вас радует его стремление следовать требованиям взрослого.

А. Барто « Одиночество»

Надоели взрослые, Только я же - футболист,

Пристают с вопросами А играть -то не скем.

То я кашу не доем, Хорошо жить в шалаше,

То не спорь, со взрослыми Только плохо на душе.

Буду жить один в лесу Лучше я в лесной глуши

Земляники запасу. Всем построю шалаши!

Хорошо жить в шалаше, Всех мальчишек приглашу,

И домой не хочеться, Всем раздам по шалашу.

Мне, как папе, по душе Папе с мамой напишу.

Одиночество Разошлю открытки всем!

Буду слушать птичий свист Приходите насовсем!

Утром в перелеске,

Я. Полонский.

Вот те на! Разбила чашку!

На кого бы мне солгать,

На Валетку иль на Машку?

Или просто убежать?

Лгать, хитрить да запираться -

Это подло, говорят.

Нет, уж лучше мне признаться ,

Пусть немножко побранят.

    Что произошло в стихотворении?

    Что хотела сделать девочка?

    А как она поступила?

    Правильно ли поступила девочка? Почему?

    Как называют людей которые говорят правду?(правдивыми, честными).

    А как называют людей которые говорят неправду? (лгуны, вруны).

    А честность хорошее качество? Почему?

    Трудно ли быть честным?

    Какие честные поступки совершали вы?

Одной из причин детской лжи является то, что ребенку трудно признать свое неумение что - то сделать. Не спешите наказывать! Объясните, что не уметь не стыдно, стыдно не хотеть научиться.

Причиной лжи может быть и нежелание отвечать за свои поступки, боязнь наказания. Эта ложь требует безоговорочного, но тактичного осуждения. Используйте метод естественных последствий: если вещи сами теряются, пусть сами и находятся.

В. Азбукин « Пример аккуратности»

Пехота, пушки, конники В шкафу лежат, закрыты.

Штурмуют подоконники, Сестра им улыбается,

Машины ездят по столу, Зовет по именам.

Плывет кораблик на полу, И куклы просыпаются,

И даже на подушке Садятся тут и там:

Устроились игрушки. Марина, Таня, Маша, Нина-

Сестра опять ругается: На стул, на стол, на пианино,

« Сложи как полагается!» Поверх салфеток и тетрадок…

Примеры аккуратности Игрушки любят беспорядок?!

Она мне подает:

Откроет дверку радостно

И кукол достает.

Одетые с иголочки,

Причесаны, умыты,

Они верхом на полочке

    Можно ли малыша назвать аккуратным?

    Почему?

    А как называют того кто не следит за игрушками, своей одеждой?

    А что значит быть аккуратным?

Е. Серова. « Нехорошая история».

У ребят сегодня Рая Хорошо Наташу -мышку

Отобрала самолет, Охраняет хоровод

Медвежонка, попугая, Пропустили мышку в круг,

Паровоз и пароход. Отпустили двадцать рук,

Утку, дудку, крокодила Успокойся, мышка. Кот

Утащила в уголок Для тебя закрыт проход.

И рукой загородила, Все так весело играют

Чтоб никто отнять не мог И хохочут, и шумят,

А ребята говорят: А в углу у бедной Раи

- Забирай хоть все подряд, Не идет игра на лад.

Обойдемся мы без мишки У нее томится утка,

Нам не нужен пароход. Не ныряет, не плывет,

Поиграем в кошки-мышки, У нее певунья-дудка

Чур, я - кот. Не сдержала Рая слез,

Вот за мышкою Рая нос повесила.

Вот за мышкою в припрыжку У нее игрушек - воз,

Побежал Никита - кот. А играть не весело!

    Почему Рая отобрала у ребят игрушки?

    Как стали играть дети?

    Почему им было весело, а Рая плакала?

    Что Рае нужно сделать, чтобы ее приняли в игру?

    Кого называют жадным?

    Бывает так, что жалко делиться?

    Почему жадным быть плохо?

    А с вами делятся?

    А вам приятно, когда вам говорят спасибо.

    Как называют человека, который со всеми делиться?

Объективно оценить свои нравственные качества ребенку очень трудно. Ведь для этого надо уметь посмотреть на себя со стороны, чего дошкольник еще не может. Гораздо легче оценить другого как жадного, неряшливого, драчливого, чем сказать: «Я жадный!». Но, оценивая сверстника, сравнивая себя с ним, а также прислушиваясь к тому, как оценивает твой поступок взрослый, ребенок приходит к реальной самооценке.

С. Михалков «Сила воли».

Я откровенно признаюсь , И я лежу, лежу, лежу,

Что в темноте я спать боюсь. Глаза закрытыми держу.

Мне так и хочеться вскочить И засыпаю наконец.

И поскорее свет включить, Ну, разве, я не молодец!

Когда вокруг меня темно А можно было бы начать

И занавешено окно. С того, чтоб свет не исключать

Я чувства этого боюсь И, что бы не было темно

Но силой воли с ним борюсь Не занавешивать окно.

Я говорю себе: «Лежи. И до утра при свете спать…

Глаза закрытыми держи» Но так же можно трусом стать!

    Какое чувство испытывает мальчик когда ложиться спать?

    А что он делает для того, чтобы не вскочить с кровати и включить свет? Почему?

    Каким можно назвать мальчика?

    Какие поступки можно назвать смелыми?

    Какое чувство вызывает смелость у других? А трусость?

Подняться над своим сиюминутным желанием помогает воля, сознательное усилие, направленное на преодоление препятствий на пути преодоления препятствий. Воля предполагает, что выбор цели ребенком мотивирован, т.е. малыш должен ответить себе на вопрос: «Ради чего я это буду делать?». Он решает, как поступить - как хочется или как нужно.

М. Смирнова. « Таня - неумелочка».

Есть такая девочка -

Таня - неумелочка.

И чулочки и сапожки

Надевают ей на ножки.

Все могла бы делать Таня,

Только нет у нас старанья.

Вот какая девочка -

Таня - неумелочка.

    Почему Таню называют неумелочкой?

    Может ли она все делать сама?

    Как ее можно назвать по-другому?

    Почему лентяем быть плохо?

    А как называют человека который любит трудиться?

Решающая роль в развитии воли и произвольности поведения принадлежит взрослому. Важно занять правильную позицию по отношению к ребенку, предоставлять ему возможность делать самому, создавать ситуации когда он должен приложить волевые усилия, проявить волевые качества: самостоятельность, настойчивость, доводить дело до конца.

Э. Мошковская « Вазочка и бабушка»

У нас разбилась вазочка, У нас разбилась вазочка,

Меня бранила Бабушка, Меня бранила Бабушка,

А я не виноват. А я не виноват.

И канарейка видела что бабушка

Что я не виноват! не выгнала

И как она чирикала нашего кота!

Что видела, «Я виноват!

Что видела, Я виноват!»-

Что чуть она не выдала сказал я ей тогда.

Того, кто виноват!

    Почему бранилась бабушка?

    Кого она ругала?

    Кто разбил вазочку?

    Почему мальчик не сказал бабушке, что он не виноват?

Борьба мотивов приводит к соподчинению, когда ребенок сознательно, а не стихийно подчиняет свое поведение мотиву, значимому для других. Ему легче это сделать, если он видит наглядный результат своих действий: защитил кота. Ребенок понимает. Что сделал добро для других, и горд этим. Надо поддерживать и одобрять его нравственное поведение, что бы оно стало привычным.

В. Еремин. « Злодей».

Выселил Петя из норки жука,

Кошку с котенком согнал с чердака.

Новые классики в сквере стер.

Скучную книжку забросил в костер.

И услыхал от знакомых людей,

Что из него вырастает злодей.

Стыдно и страшно стало Петру.

Бросился Петя обратно к костру.

Скучную книжку спешит он спасти,

Только костер догорает почти…

Грустно склонился злодей над золой.

Значит, он добрый, а вовсе не зло.,

    Почему мальчика Петю называли злодеем?

    Правильно ли он поступил, когда бросился спасать книжку?

    Кого можно назвать добрым?

    Кого можно назвать злым?

    Как ведут себя злые люди? А как добрые?

    Кого из своих знакомых вы можете назвать добрыми людьми? Почему?

В. Лунин. «Никого не обижай».

Никого не обижай -

Ни пчелу, ни мушку,

Ни улитку,

Ни жучка - темненькое брюшко,

Ни кузнечика в траве

Скачущего ловко,

Ни блестящую в листве

Божию коровку,

Ни синицу, ни дрозда,

Ни крота слепого…

Ни за что, никогда

Не обижай живого!

    Почему нельзя обижать все живое?

    Как называют людей которые с добротой относятся к насекомым, животным, птицам?

    А как беречь живую природу?

Е. Серова. « Добрый великан».

Я шагаю по лужайке - Это малая страна

Великан в трусах и майке. Вся кругом заселена!

Сверху ясно мне видна Если я, великан, захочу,

Вся Зеленая страна. Как лихой ураган налечу!

Вот улитка - добрый гномик Все дома я могу

На себе таскает домик, Разломать!

Вот квартирка для жука - Всех жильцов на лугу

Дырка старого пенька. Растоптать!

Вот стоит высотный дом - Если я захочу…

Муравьи хлопочут в нем, Только я не хочу!

Вот цветок ромашки - Я - добрый великан!

В нем живут букашки

    Что это за «зеленая страна» по которой шагает мальчик?

    Почему он кажется великаном?

    Почему он называет себя добрым великаном?

Бывали ли вы в этой стране?


Общаясь с природой, ребенок может причинить вред живому существу. Причины могут быть разными: желание получше узнать живое существо; неумение правильно выразить восторг по поводу увиденного, эгоистическое отношение к животному (пеленает и возит в машине). Поэтому и реакция взрослого должна быть разной. Но нивкоем случае нельзя оставлять без внимания такое отношение к живым существам. Если ребенок бережно относиться к котенку, бабочке, жуку. Он никогда не сделает плохого человеку.

Жестокое отношение к животным вызывает негодование и со стороны других детей. Он остается один в среде сверстников. Таким образом, отношение товарищей может сказаться на поведении ребенка: ребенок стремиться к общению со сверстниками и меняет свое поведение.

Г. Ладонщиков «Дружу с мальчишкой».

Я дружу с мальчишкой Борей Боря лучше всех танцует ,

Не ругаюсь с ним, не спорю, Боря лучше всех рисует

В паре с Борькою хожу, Лошадей, ворон и коз…

Крепко за руку держу. Знает сказок целый воз.

Меньше всех он в нашей группе, Он веселый и послушный,

Видно ел он мало каши, Подарил мне шар воздушный,

Потому я и свою По бревну учил ходить…

Кашу Боре отдаю. Интересно с ним дружить.

Общение со сверстниками одно из важнейших средств нравственного воспитания. Дети проявляют симпатию друг к другу, которая перерастает в приятельские отношения. А затем в дружбу. Дружеские взаимоотношения учат понимать и любить друг друга, формируют важные нравственные качества и чувства: взаимопомощь, заботливость, чуткость, сопереживание. Но это происходит только в том случае, если дети равноправны.

Если у вашего ребенка нет друзей постарайтесь понять, в чем тут дело: не умеет играть? Или не делиться игрушками? Хочет быть только главным? Причин может быть много. Научите ребенка играть - если не умеет, делиться игрушками, если жадничает. А если упрямиться научите идти на компромисс.

З. Александрова. « Плохая девочка».

Ходит Оленька, вздыхая.

- Что с тобою?

- Я плохая!

Я ногой толкнула кошку,

На пол бросила картошку,

Кашу манную не ела.

Быть хорошей надоело!...

Не пора ли Оле спать,

Чтоб опять хорошей стать!

    Почему Оленька считала себя плохой?

    Что нужно ей делать, чтобы опять стать хорошей?

    Что значит быть « хорошим»

А. Усанова « Стирка»

Я один у мамы сын,

Нет у мамы дочки.

Как же маме мне помочь

Постирать платочки?

Мыло пениться в корыте -

Я стираю, посмотрите!

    Как мальчик помогает маме?

    Почему он это делает?

    Как вы помогаете своим родителям?

    Зачем вы это делаете?

М. Яснов . «Варежка».

Ветер вихри закручивал Напишу объявление

Вьюга выла визжала. На листе, посередке,

Одинокая варежка Потерявшему варежку

На дороге лежала. Сообщу о находке.

Одинокая варежка Пусть читают прохожие

Вся промерзла, промокла, Пусть читают прохожие

Вместе с вьюгой варежка На столбе, возле парка,

Билась в двери и окна. Где висит объявление

« Потерялась овчарка…».

Подберу-ка я варежку,

В теплом доме согрею,

Положу ее, стылую,

На свою батарею.

    Как она поступила?

Е. Благинина « Научу обуваться и братца»

Я умею обуваться, Этот - с правой ножки.

Если только захочу. Если дождичек пойдет,

Я и маленького братца Наденем галошки.

Обуваться научу. Эта - с правой ножки,

Эта - с левой ножки.

Вот они - сапожки.

Этот - с левой ножки, Вот как хорошо!

    Что умеет делать девочка?

    Кого она учит обуваться?

    Как она это делает?

    Нравиться ли девочке учить обуваться мальчика?

    Как вы об этом догадались?

    Как вы помогаете малышам?

    Нравиться ли вам это делать?

Поединок с ботинком. Ш. Галиев.

Ко мне братишка привязывается.

Шнурок у него не завязывается.

Шнурок на ботинке завязываю,

Завязываю и показываю,

Показываю и рассказываю.

Рассказываю, как завязываю.

Завязываю и развязываю,

Развязываю и завязываю…

И я научился не сразу ведь

Завязывать и развязывать.

    Чему учит старший брат младшего?

    Как он это делает?

    Какой он по характеру?

    Какие чувства возникают у младшего брата?

    А как вы помогаете малышам?

Осознавая свои умения, ребенок не только их демонстрирует, но и пытается научить другого, например, своего младшего брата , сестренку. При этом у ребенка формируется заботливое отношение к младшему, желание помочь. Дружеские взаимоотношения. Взрослым необходимо поддерживать данное стремление, подчеркивать важность таких действий, что нуждаетесь в его помощи, доверяйте ему. И тогда, когда они вырастут они будут опорой друг другу.

Е. Благина. « Наш дедушка».

Наш дедушка не любит тени, Укроем ноги, а потом

Он любит солнышко, тепло. Седую бороду разгладим,

Дрожат у старого колени, Или в косички заплетем.

Ходить бедняжке тяжело. А если сказку дед затеет,

Он ничего пока не видит, Сидим до самой темноты,

Не слышит ничего - глухой, Никто и двигаться не смеет -

Его и курица обидит, Все слушают разинув рты.

Наш дедушка совсем плохой! Ну есть ли где-нибудь на свете

Но без него мы жить не можем, Такая дружба как у нас?

Он нам как будто бы родной. Хотите, мы вам сказки эти

Он выйдет мы ему поможем Расскажем в следующий раз?

Поставить стульчик раскладной.

И хорошенечко усадим,

    Как дети помогают дедушке?

    Почему они это делают?

    Как вы заботитесь о своих дедушке и бабушке?


Сочувствие, сопереживание, любовь и доброта к окружающим должна проявляться в конкретных поступках ребенка. Побуждайте ребенка оказывать помощь тем, кто в этом нуждается.

Е. Благина. « Котенок».

Я нашла в саду котенка. Я взяла его домой,

Он мяукал тонко-тонко, Накормила досыта…

Он мяукал и дрожал. Скоро стал котенок мой

Может быть, его побили, Загляденье просто!

Или в дом пустить забыли, Шерсть - как бархат,

Или сам он убежал? Хвост - трубой…

До чего хорош собой!

День с утра стоял ненастный,

Лужи серые везде…

Так и быть, зверек несчастный,

Помогу твоей беде!

    Кого девочка нашла в саду?

    Почему котенок мяукал и дрожал?

    Как девочка помогла котенку?

Э Мошковская. «Кислые стихи» .

Встало солнце кислое,

Смотрит - небо скисло,

В кислом небе кислое

Облако повисло…

И спешат несчастные

Кислые прохожие

И едят ужасно кислое мороженное.

Даже сахар кислый!

Скисло все варенье!

Потому что кислое

Было настроение.

    О каком настроение идет речь в стихотворении?

    Что значит плохое настроение?

    Что может быть если плохое настроение будет длиться долго?

    Как сделать свое настроение хорошим?

« Злой язык» (авторское)

Как то мальчика Сережу

Взяли дети все в игру.

Перессорился Сережа

И обидел детвору.

Он бранился и дразнился

Он показывал язык.

И теперь его ребята

Даже видеть не хотят.

Обзывать друзей не надо

Ведь от «злого языка»

Слезы, споры и раздоры

И обида на века.

И хоть много у Сергея игрушек

Но нет ни друзей, ни подружек.

Никто с ним не играет,

Один он сидит и скучает.

А что дальше делать не знает.

    Почему с Сережей перестали играть дети во дворе?

    Что значит «злой язык»?

    Какие чувства возникают, когда вас обзывают. Дразнят?

    Как поступить Сереже?

Я лишний. А. Барто.

Окапывали вишни.

Сергей сказал: - Я лишний.

Пять деревьев, пять ребят.

Я напрасно вышел в сад.

А как поспели вишни,

Бежит Сережа в сад.

- Ну нет, теперь ты лишний! -

Ребята говорят.

    Чем занимались дети?

    Как повел себя Сережа?

    А почему ребята сказали ему, что он лишний?

    Что значит « Что посеешь, то и пожнешь»?

«Мама» К. Кублинскас.

Мама, очень-очень Я тебя все время,

Я тебя люблю! Мамочка, люблю!

Так люблю, что ночью Вот и зорька светит,

В темноте не сплю. Вот уже рассвет,

Вглядываюсь в темень, Никого на свете

Зорьку тороплю Лучше мамы нет!

    Как ребенок говорит о маме?

    А как вы относитесь к своей маме?

Я Аким. « Моя родня».

Мама с папой - моя родня ,

Нет роднее родни у меня.

И сестренка, и братишка,

И щенок лопоухий Тишка.

Я родных своих очень люблю,

Скоро всем подарки куплю.

Папе будет моторная лодка,

Маме в кухню волшебная щетка,

Молоточек настоящий - братишке,

Мяч - сестренке, конфета - Тишке.

А еще есть друг у меня,

Друг Сережка мне тоже родня.

Я к нему прибегаю с утра,

Без него мне игра не игра.

Все секреты ему говорю,

Все на свете ему подарю.

    Какие чувства испытывает мальчик с воей родне?

    А какие чувства по отношению к другу?

    Какие подарки он подобрал для своих близких? Почему?

    Какие качества характера проявляет мальчик?

Несмотря на то, что общение с мамой ребенку важнее всего, он постепенно начинает устанавливать контакт с другими близкими людьми. Ребенок стремиться порадовать тех, кто ему дорог, сделать им приятное.

« Детский сад» Е. Чеповецкий.

Детский сад- это сад,

Где стоят деревья в ряд

И на каждой ветке

Вырастают детки,

Румяные, счастливые,

Крикливые, драчливые,

Прицеплены за бантики,

Как на елке фантики.

И смеются, и жужжат,

Словно пчелы в мае…

Что такое детский сад,

Я конечно знаю.

    А что, по вашему, детский сад ?

    С каким настроением вы ходите в детский сад ?

    Кто вас ждет в детском саду ?

« Главное правило» Г. Дядина.

Бывают игры с пешками,

Бывают игры с шашками,

С бочонками и кеглями.

Мячами и пятнашками.

Бывают игры с фишками.

Бывают игры с клюшками,

Рулетками и всякими

Другими финтифлюшками.

Бывают игры разные,

А правило одно.

Должно быть это правило

Во всем соблюдено:

ВРЕДНИЧАТЬ

И ТОПАТЬ НОГАМИ,

ЕСЛИ ПРОИГРАЛИ!

  • О каких играх идет речь в стихотворении.

    Нужно ли соблюдать правила игры? почему?

    А что запрещается в играх? Почему?

«В гостях».

- Здравствуй, Ириша, проходи,

Нашей гостей будь.

Если хочешь, посиди,

Чтобы отдохнуть.

Если хочешь, посмотри

Книжицу красивую

Если хочешь покачай

Плюшевого мишку.

Но пришел тут Петя брат

Стал дразнить девчонок.

-Ксюшка погремушка,

Иришка - деревяшка.

У нашей у Ксюшки

На носу веснушки!

Барышни - мадамы,

Я вас брошу в яму!

Девочки обиделись

В сторонку отошли.

Но Петя тут же быстро

Вдогонку закричал

- Ксюшка-клюшка- бегемотик

У нее два метра ротик!

Папа к Пете подошел,

И взглянул он строго

В комнату увел другую

Ну а Ксюша и Ириша

Долго пели и плясали

Торт с конфетами уплетали.

Кто разбил большую вазу. А Кушнир .

Кто разбил большую вазу?

Я признался, но не сразу.

Пусть подумают немножко.

Пусть на кошку поглядят.

Может быть, разбила кошка?

Может, я не виноват?

Кошка, ты разбила вазу?

Жалко серую пролазу.

Кошка жмуриться на свет,

И сказать не может « нет».

Я еще поколебался

С полминуты - и признался.

    Что произошло с мальчиком?

    Какое чувство он испытал?

    Почему мальчик не сразу признался?

    Кого он хотел обвинить?

    Правильно ли он поступил, когда признался?

    Как его поступок можно назвать?

    А какие чувства испытал мальчик, когда признался?

    Что было дальше?

    А как бы вы поступили?

    С вами такое случалось? А как вы поступили?

Жадина. Я Аким.

Жадину я ни о чем не прошу.

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

    Что значит быть жадным?

    Быть жадным хорошо или плохо? Почему?

    А как называют человека, который со всеми делиться?

Мужчина. Э Блинова.

Если мальчик плачет,

Значит, есть причина.

Если слезы прячет,

Значит, он мужчина.

    Мальчики могут плакать? Когда?

    Когда мальчиков называют мужчинами?

В. Орлов. Тихо, тихо.

Тихо, тихо, тихо, тихо

Мы по комнате пройдем.
На диване тихо, тихо

Мы усядемся вдвоем.

Посидим с тобою тихо,

Может, час, а может, два.

Говорить мы будем тихо

Очень тихие слова.

За окошком тихо , тихо

Клен о чем - то шелестит.

Всюду тихо, тихо, тих,

Потому что мама спит.

    Почему дети сидят так тихо?

    Какими чертами характера они обладают?

    Как вы заботитесь о своей маме?

Е. Стеквашова. Медвежья услуга.

Мне, как истинному другу,

Оказал медведь услугу:

Вместо плошки он в угоду

Отдал целый улей меду!

Мед люблю, но не по вкусу

Мне пчелиные укусы.

    Что за услугу оказали в стихотворении.

    Почему ее назвали медвежьей.

    Какое чувство испытали после такой услуги/

« Про дикообразика Гошу» (Авторское).

В веселой, жаркой Африке

Жил Гоша дикобраз.

Любил ходить по Африке

Вниманье привлекать.

Разбрасывал по дому игрушки,

А потом,

Он слушал крики мамы

С довольным радостным лицом.

Ходил тот Гоша в школу,

Учиться не любил!

На уроках он кривлялся,

И девочек дразнил.

И все над ним смеялись,

А он доволен был,

Что много внимания

За это получил.

Возле дома во дворе

Играли звери на песке.

Гоша тихо подошел,

Растоптал все и ушел.

Много внимания в этот день он получил,

Но удовольствия не ощутил.

Вечером Гоша улегся в кровать.

И очень быстро стал засыпать.

Страшный сон увидел он,

Как все отвернулись и гонят его вон.

Никто не хочет с Гошей играть

И даже мама не хочет понять.

Тут же сниться хороший сон.

Гоша играет со всем зверьем.

Дружит он со слоном и ежом.

Строит он с Зебрами песочный дом.

Игрушки во сне он собирает,

А мама целует его и обнимает.

Проснулся Гоша, подумал слегка.

Попробую хорошим быть я.

Заправил постель, пижаму сложил,

Завтрак весь съел и маму поблагодарил.

Мама в ответ его расцеловала

И очень Приятно дикообразику стало

И в школе примерным себя показал,

Внимательно слушал, никому не мешал.

Учился считать, решать и писать.

И учительница поставила ему «5».

А после школы играл он песком

И самый красивый построил дом.

Все восхищались его мастерством,

Он рад был тому, но немного смущен.

Не прошел его день зря.

За добрые его дела,

Любимый, черничный

Пирог мама испекла.

И вот Гоша сидит за столом

И думает дикообразик Гоша о том,

Как хорошо хорошим быть,

И будут все тебя любить.

    Кто главный герой сказки?

    Как дикобраз Гоша вел себя в начале сказки?

    Что ему хотелось?

    А вам хотелось бы чтобы на вас обратили внимание?

    Как Гоша пытался привлечь внимание? Как вы думаете в чем была его ошибка?

    Каким Гоша стал? Что изменилось в его жизни?

Дети привлекают внимание взрослых порой не осознавая то, что делают плохо, а взрослые кричат, ругают. Ребенку порой достаточно такого внимания, он своего добился. Больше хвалите ребенка, даже за попытку, что- то сделать, больше общайтесь, разговаривайте, показывайте ему свою любовь. Ругайте только за поступок. Если ребенок чувствует. Что он нужен, любим в своей семье, у него возникает чувство защищенности. И на этой основе складывается доброжелательное, открытое отношение к миру, жизнерадостность и положительное отношение к себе.

И. Токмакова. Ничья кошка.

Это ничья кошка,

Имени нет у нее.

У выбитого окошка-

Какое ей тут житье.

Холодно ей и сыро,

У кошки лапа болит.

А взять мне ее в квартиру.

Соседка мне не велит.

Задание: придумать, что было дальше? Выбрать самый лучший вариант.

Е. Благинина Котенок.

Я нашла в саду котенка Я взяла его домой.

Он мяукал тонко, тонко. Накормила досыта…

Он мяукал и дрожал. Скоро стал котенок мой-

Может быть, его набили Загляденье просто.

Или сам он убежал?

День с утра стоял ненастный, Шерсть - как бархат,

Лужи серые везде… Хвост - трубой…

Так и быть, зверек несчастный, до чего хорош собой!

    Какими чертами характера обладает девочка?

    Как она поступила?

    Как можно назвать ее поступок?



Поделиться