Тематическая неделя в детском саду

Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов. Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают, что построение образовательного процесса в детском саду должно основываться на комплексно-тематическом принципе. Поэтому тематическая неделя в детском саду становится основой планирования и организации работы в дошкольном учреждении.

Тематическая неделя, в которой весь образовательный процесс построен вокруг какой-то темы, имеет большой потенциал для развития дошкольников.

Тематическая неделя в детском саду позволяет дать детям много возможностей для практических действий, элементарного экспериментирования, формирования основных навыков, развития мыслительных функций. Она объединяет все виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей. Кроме этого тематическая неделя позволяет использовать региональный и культурный компонент в образовательном процессе.

Свою деятельность наш детский сад осуществляет, используя примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы . По рекомендациям программы, при планировании образовательного процесса одной теме уделяем внимание не меньше одной недели. В разных возрастных группах вводятся похожие тематические недели. Это служит систематизации и углублению знаний, а также преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного детства.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, для решения образовательных задач определяем круг общезначимых тем, а также тем, вызывающих интерес у детей. Тематические недели включаются в перспективный план образовательной работы группы на учебный год , который согласовывается со старшим воспитателем детского сада.

На планирование названий тематических недель оказывают влияние:

  • образовательные задачи,
  • временной отрезок года,
  • возраст детей.

Например, так выглядит перспективное планирование тематических недель в первой младшей группе.

Тематический план воспитателя 1 младшей группы на 2013-2014 гг.

В перспективном плане указываем месяц, календарную неделю и номер учебной недели (для удобства при планировании).

Например, третья тематическая неделя называется «Что нам осень принесла (овощи)!». Организация непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познание», «Коммуникация и чтение художественной литературы», «Художественное творчество» строится на основе интеграции и будет подчинена этой основной теме. Так, на эту тематическую неделю запланировали такую непосредственно-образовательную деятельность, как:

  • «Наш огород» (Познание);
  • «Угостим Петушка горошком» (Рисование);
  • «Огурчики» (Лепка);
  • «Морковка от зайчика» и «Вершки-корешки», с использованием чтения произведений художественной литературы по теме.

Один раз в неделю в день проведения непосредственно-образовательной деятельности по ОО «Познание» планируем проведение тематической прогулки, которая является закономерным продолжением данной темы. Например,

Тема «Овощи», вид прогулки: прогулка-наблюдение

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Цель:

  • учить узнавать и называть овощи;
  • пополнять активный словарь новыми словами;
  • учить выполнять посильные трудовые действия.

Оборудование: лопатка для рыхления, лейка с водой, плоскостные деревянные фигурки «овощи».

Наблюдения «Наш огород»: р ассматривание тыквы, ее формы, цвета, размера, где растет.
Наблюдение «Чудесная грядка»: р ассматривание томата и огурца, сравнить их цвет, форму, размер.
Пальчиковая игра «У Зиночки в корзиночке».
Наблюдение за трудом воспитателя по уходу за растениями (рыхлением и поливом).

Самостоятельная деятельность детей

Предложить плоскостные деревянные фигурки «Овощи» с целью создания мотивации у ребенка устроить «Огород» в песочнице.

Кроме этого тема недели находит отражение и в подборе материалов, находящихся в групповых уголках . Сюда можно отнести: лото «Овощи», картинки «Овощи», муляжи овощей для самостоятельных игр детей, настольно-печатные игры (разрезные картинки, пазлы, рамки-вкладыши), детские книги по теме. Для развития художественного творчества можно предложить различные изобразительные средства (цветные и восковые карандаши, пластилин, печатки, трафареты), которые помогут детям выразить свои впечатления.

Тематическая неделя связана и с перспективным планом работы с родителями . Так, например, в качестве продолжения изучаемой темы мы запланировали конкурс поделок из овощей «Что нам осень принесла!».

Таким образом, тематическая неделя в детском саду способствует более полному знакомству детей с запланированной темой.



Поделиться