Словообразование. Словообразование Основа и окончание

Морфемика - это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.

Морфема - это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.

Значимые части слова

Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой - :

Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах

корнем является -сол -, который содержит общий смысл родственных слов.

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются :

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются :

Окончание слова

Окончание - это изменяемая часть слова , окончание служит для связи слов в предложении и указывает на форму слова . Окончание обозначается .

слон, слоны , о слонах

Обратите внимание, что окончание может быть нулевым, в этом случае ставится просто пустая клетка.

Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:

горячо, тепло, стыдно

метро, пальто, кофе

Основа

Основа - это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается :

Основы бывают производные и непроизводные. Непроизводная основа - это основа, состоящая только из корня, например.

Урок русского языка по теме: «Значимые части слова»

3 класс

Учитель: Петрова Светлана Эргашевна

Конспект урока русского языка в 3 классе

по теме: «Значимые части слова».

Формулировать определения: «корень», «основа», «приставка»,

«суффикс», «окончание»;

Обсудить с учащимися алгоритм разбора слова по составу;

Анализировать, составлять модели разбора слова по составу и подбирать слова

по этим моделям.

Развивать умения выделять части слова, способствовать развитию орфографического навыка, работать с форзацем учебника «Словообразование».

Составлять «семью слов» по аналогии с данным объектом

Различать однокоренные слова и слова с омонимичными корнями,

Однокоренные слова и формы одного и того же слова.

Развивать сообразительность, мышление, память.

Создавать у учащихся положительную мотивацию к уроку русского языка путём вовлечения каждого в активную деятельность;

Воспитывать культуру речи, любовь к слову, родному языку;

Воспитывать внимание, доброе отношение друг к другу.

Оборудование урока:

Карточки индивидуального опроса;

Буквы для словарной работы;

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы обучения : словесно-наглядный, проблемно-поисковый (эвристический), самостоятельная работа, иллюстративный.

Методические приемы:

    рассказ учителя,

    проблемные вопросы,

    работа над новыми понятиями,

    творческие задания,

    практические упражнения.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Добрый день.

Дети. Мы рады приветствовать вас в классе,
Возможно, есть классы и лучше и краше.
Но пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко,
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но начнем же урок, не будем зря время терять.

– Спасибо, будем надеяться, что настроение наших гостей хорошее, а будет ещё лучше. Итак, начнем наш урок. Откройте тетради, запишите число.

2. Актуализация знаний.

Чтобы собрать наше внимание, проведём «Разминку для ума».

Отвечаем хором, быстро.

    Часть слова, которая служит для связи слов в предложении

называется…

    Общая часть родственных слов называется …

- Как называется третий зимний месяц?

    Во что превращается вода зимой….

    Часть слова без окончания называется …

    Назовите слово, противоположное слову враг .

    Самый короткий месяц в году?

- Сколько гласных букв в русском алфавите?

3. Проверка домашнего задания

4. Минутка чистописания. Индивидуальные задания.

Карточка 1

Карточка 2

Карточка 3 (у доски) Выделить корень в однокоренных словах.

Классу: Что называется корнем? (Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов)

Составь пару.

Взять себя в руки Очень быстро В ежовых рукавицах Держать в строгости Не покладая рук Успокоиться Не успел глазом моргнуть Много работать

Карточка 4

Из букв на доске собрать слово, но несколько букв надо расшифровать (КОНСТРУКТОР)

Как вы понимаете смысл этого слова?

Что оно означает? КОНСТРУКТОР – тот, кто конструирует что-либо, создает конструкцию чего-либо; это набор частей, деталей, из которых строят разные сооружения.

Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?

Вот и я собрала из нашего слова цепочку букв. Рассмотрите её: кк рр … вам нужно её продолжить на две буквы

кк рр оо тт – Почему вы так считаете? Какая буква здесь лишняя? Почему?

Запишите на первой строчке: кк рр оо тт конструктор

На второй строчке нужно записать слова, составленные из букв слова КОНСТРУКТОР. С правилами этого задания мы знакомы, на работу вам две минуты.

Проверка . Покажите на руках, сколько слов написали.

5.Введение в тему через орфографический диктант.

С группой слов мы работаем пятый день, и сегодня мы их пишем под диктовку, выделяйте все опасные места (орфограммы).

Мороз, вьюга, прорубь, январь, снежинка, окрестность, река Иня

- На какие две группы можно разделить эти слова? (имена собственные и нарицательные)

Задание. В первом слове выделить корень, в третьем - приставку, в пятом – суффикс, в последнем - окончание (показываю карточки)

Вывод:

Приставка- значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов

Суффикс- значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов

Окончание- изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении

Проверим диктант.

Можно ли детали, изображённые на каточках, отнести к «словесному конструктору»? Докажите.

Назовите тему нашего урока?

6. Сообщение цели урока. Работа по теме.

Сегодня на уроке мы будем собирать слова из разных морфем и разбирать слова по составу.

Сейчас вы будете работать в группах. Каждая группа по алгоритму приготовит сообщение об одной морфеме слова. Вспомните, пожалуйста, правила работы в группе. Командир выбирает карточку. На работу вам 3 минуты. По окончании работы выступление и оценка с помощью карточек-цифр (3, 4, 5).

Алгоритм работы

    Как называется;

    Как обозначается;

    Где расположена;

    Для чего служит.

Молодцы!

Проверка работы по карточкам.

А как можно озаглавить текст? (Зимний лес). Какое слово главное в этом словосочетании?

Игра «Снежный ком». Составляем однокоренные слова с корнем ЛЕС (по рядам), А я придумала слова с корнем ЗИМа (зимы, зимой, зиме, зиму). – Почему неверно? (это формы слова)

Задание. «Зоркие глазки» Записать однокоренные слова, которые называли с корнем ЛЕС или ЗИМа, или с тем и другим.

С помощью каких морфем они образовались? (приставки, суффиксы)

Подберите подходящие по смыслу прилагательные к слову ЗИМА. Какая зима? (…)

А теперь посмотрим, сколько совпадений у вас получилось со мной: лютая, суровая, снежная, холодная.

Какие прилагательные очень близки по значению? Как называются такие слова? (синонимы)

Для чего они нужны в нашей речи?

Составьте с одним из слов предложение. Запишем его на доске и в тетрадях, выполним разбор по членам предложения. (Для сильных учеников – выписать словосочетания с вопросами)

- Работа с текстом. Чтение текста учителем. Задание – подчеркнуть однокоренные слова.

Сейчас вы послушаете разговор маленькой елочки, которую можно встретить в лесу. Положите перед собой текст. Возьмите карандаш, и когда я буду читать текст, вы не только внимательно слушайте, но и подчеркивайте однокоренные слова, встретившиеся в тексте. (Работа в паре)

Текст.

В густом зеленом ельнике жила маленькая Елочка. Как и все маленькие, она была очень любопытная и часто задавала взрослым вопросы.

- Почему, - спрашивала Елочка у мамы Елки, - на твоих ветвях растут шишки, а на моих – нет?

- Не огорчайся, - отвечала мама. - Подрастешь, и на твоих ветках появятся красивые твердые шишки.

- Почему, - спрашивала Елочка у бабушки – старой Ели, - к тебе часто в гости прибегают рыжие белки, прилетают дятлы, клесты?

- И к тебе будут прилетать в гости птицы, прибегать белки, - успокаивала Елочку бабушка.

Какие родственные слова вы подчеркнули в тексте? Выпишите в тетрадь и разберите их по составу.

Как образовались эти слова?

А теперь скажите, почему к бабушке Ели прилетали птицы, прибегали звери?

Верно, зима – очень голодное и холодное время года для зверей и птиц, и все они по-разному готовятся к зиме.

Угадайте, о каком запасе здесь говорится и кто его готовит?

Под сосною у дорожки Кто стоит среди травы Ножка есть, но нет сапожек, Шляпка есть - нет головы. (Гриб)

Какими же грибами питается белка? “Собери и объясни!”

Работают группами, собирают слова из слогов. Составленные слова представители групп пишут на доске. На доске:

РОБОВИК (боровик) ОСПОДИВИКНО (подосиновик)

БНПОДРЕЗОВИК (подберезовик) ЖИРЫК (рыжик) ПОЕНОК (опенок)

Почему грибы так назвали?

Как образовались данные слова?

Что нового я узнал? За что я сказал бы себе «Молодец»?

8. Итог урока. Сделаем вывод:

Могут ли существовать приставки и суффиксы в речи самостоятельно,

отдельно от слова? (Нет). Мы собрали части и получили слово.

Действовали вместе и работали хорошо, получили за работу (оценки).

Сегодня на уроке: Мы составляли…

Мы учились…

А в заключении хочется показать вам небольшую сказку.

«Кто главнее и важнее»

Живут на свете удивительные морфемы. Имя у них тоже удивительное и загадочное – суффиксы. Иногда могут звенеть, как колокольчики: оньк, еньк, знь ; стучать каблучками: ек, ик, чик, ник; петь, как птички: чив, лив, чив, лив! Суффиксы и приставки поначалу очень дружили и никогда не ссорились. Они много времени проводили вместе. Но однажды они поспорили о том, кто из них лучше помогает корню выражать значение слова.

Приставки . Ну как вы не понимаете?! Возьмём слово выиграть , это совсем не то, что п роиграть ! А написать самой – это вам не списать у кого-нибудь. И всё это благодаря нам, приставкам! Ну что, нужны после этого ещё какие-нибудь слова?

Суффиксы . Конечно, нужны и очень много (выступают вперёд) Мы привели сюда целую семью слов: лесок, лесовик, лесник.

Смотрите, как могущественны в этих словах мы – суффиксы! Захотим - и лес превращается в лесок. А вот и человек, который охраняет лес. И все эти превращения совершили мы – суффиксы.

Прист . Зато, если захотят сказать что-то просто очень-преочень, то на помощь приходим мы, приставки. И тогда говорят прекрасный, прелестный, и вообще: не хорошенький, а прехорошенький, не огромный, а преогромный ! Так что да здравствуем мы, приставки!

Суф . Зато мы можем приласкать! И сказать не мама, а мамочка , не Оля, а Оленька !

Уч . Спорили приставки и суффиксы, спорили – чуть не подрались! Спасибо, вовремя корень вмешался – встал между ними.

Корень . Что вы тут расшумелись? Вы попробуйте хоть вместе, хоть порознь что-нибудь без меня, без корня, сказать!

Уч . Приставки и суффиксы пробовали- пробовали, старались-старались, и так и эдак – ничего у них не вышло. С тех пор корень как главный в слове решил так.

Корень. За то, что вы раздор учинили, никогда больше друг друга не увидите, друг до дружки не дотронетесь, а будете стоять от меня по разные стороны: вы, приставки, – слева, а вы, суффиксы, - справа. И станете вы во веки веков меня охранять и мне помогать. А за службу вашу верную я подарю вам дома-терема, и, чтобы вас никто не путал, крыши на них будут разные. У приставок вот такие: , а у суффиксов – совсем другие: . А себе я выберу крышу самую красивую, на месяц в небе похожую. Вот такую: .

Уч . Тут всем спорам конец пришёл. Да и некогда: слов на свете много, работы всем морфемам хватает.

К . В корне смысл, но не весь

Главный, но не полный.

Пр . Потому приставка есть-

Смысл она дополнит.

Суф . - Рад я в этом ей помочь.

После корня встать не прочь!

Ну и что ж, что после корня, -

Всё равно я всех проворней!

Уч. А о какой морфеме ни слова не было сказано в сказке?

Дети . –Об окончании.

Уч . –А вот спешит к нам уже и окончание.

Окон . И на род укажу,

И про время скажу,

И слова все свяжу, хоть и временно.

Ведь недаром всю жизнь

Беззаветно служу

Я родному морфемному племени!

Уч . –Вот и сказке конец, а кто слушал …

Дети . МОЛОДЕЦ

Тест “Состав слова”.

1. Подчеркните части слова, которые ты знаешь.

Союз, корень, знак, окончание, предлог, речь, приставка, слово, текст, суффикс, предмет.

2. Какая часть слова может изменяться? _______________

3.Устно разберите слова по составу. Впиши в нужный столбик слово по схеме.

Лесок, сады, дом, работник, ледяной, день, березка, городок, походы, смелый, поезда, конь, цветник, осенний, погода, дожди.

4. Какая часть слова служит для образования новых слов? _______________________________________________

5. Разбери однокоренные слова по составу.

Соль, подсолнечник, солить, солнце, пересолить.

>>Русский язык: Значимые части слова. Основа и окончание слова

ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА. ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА

Теория А

В русском языке слова состоят из значимых частей - морфем.

Корень (по-укр.: корінь ), префикс (по-укр.: префікс ), суффикс (по-укр.: суфікс ), окончание (по-укр.: закінчення ) - значимые части слова, или морфемы.

Морфемика - это раздел грамматики, изучающий состав слова.

Обратите внимание!

Следует разграничивать понятия часть слова и значимая часть слова . Частью слова могут быть слог или несколько слогов, значением они не обладают.

Значимые части слова - это морфемы, они обязательно имеют значение.

В русском языке, как и в украинском, используются те же графические знаки для обозначения морфем:

Практика А

1. Прочитайте текст русского лингвиста Михаила Викторовича Панова.

ЕСЛИ В ОБЕИХ РУКАХ ЧЕМОДАНЫ

Морфемы. Это что-нибудь сложное? Нет, скорее простое.

Изобрели особый прибор - шляпоприподниматель. Вы идёте по улице, в обеих руках чемоданы, а навстречу - знакомый. Вы киваете ему головой, а шляпоприподниматель вежливо снимает с вас шляпу приветливо приподнимает её. Кивок приводит в действие механизм шляпоприподнимателя. В журналах были об этом известия, может быть, в шутку.

Я уверен, что, прочитав слово шляпоприподниматель, вы его поняли. Почему? Вы знаете слова выключатель, взрыватель, усилитель, звукоулавливатель, громкоговоритель . Они обозначают прибор; и у всех сть часть -тель . Значит, -тель сообщает нам: этим словом назван прибор.

Если-тель значит «прибор», то, выходит, -тель - значимая часть слова. Значимая часть слова называется «морфема» .

Морфемы бывают такие: корни, префиксы, суффиксы (-тель - как раз суффикс), окончания.

В слове шляпоприподниматель такие части: шляп-о-при-под-ним-а-телъ . Корень -ним- . Он имеет значение? Сравним: с-ним-а-ть, под-ним-а-ть ; -ним- обозначает физическое действие. Какое - это уточняет префикс.

Слово похоже на поезд. Каждая часть - особый вагон. Он может быть прицеплен к другому поезду - вот так:
-ним-: с-ним-а-ть;
шляп-: шляп-а, шляп-к-а;
при-: при-встать;
под-: под-брас-ыва-ть;
-тель: анти-об-лед-ен-и-телъ.

Все значимые части в этом слове - морфемы. А буквао служит для соединения морфем, но сама значения не имеет - значит, это не морфема.

Отвечайте

Почему морфему называют значимой частью слова?

Почему соединительные гласные о и е нельзя назвать морфемами?

2. Выпишите из текста слова с суффиксом. Продолжите этот ряд своими примерами. "

3. Приведите примеры слов с префиксом при- . Запишите их.

4. Объясните на примере данных слов, как состав слова помогает понять его значение.

Город, городской, горожанин, пригород.

Теория Б

КОРЕНЬ - это общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение.

СУФФИКС - значимая часть слова, которая стоит после корня. Суффикс служит для образования новых слов: село - сельский, жить - житель.

ПРЕФИКС - значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Префикс служит для образования слов: город - пригород .

ОКОНЧАНИЕ- значимая часть слова, которая образует форму слова: улица - улицы, улицу, улицами.

Практика Б

5. Составьте из морфем слова. Обозначьте морфемы.

Род-, при-, -город-, -сел-, -ск-, -вед-, -еньк-, на-, -дом-, -ик-, -рис-, -ова-, -ть, -ти.

6. Выпишите из стихотворения Николая Рубцова однокоренные слова. Выделите в них корни

ЛЕВИТАН
В глаза бревенчатым лачугам*
Глядит алеющая мгла,
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола!

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, -
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу
Для новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...
*Лачуга - небольшая, плохо построенная или разваливающаяся изба

Теория В

На письме при переносе слова из одной строчки на другую нельзя отрывать одну букву от одной морфемы и присоединять её к другой морфеме. Например, надо переносить: под-вод-ный, разъ-езд, рас-ска-зать и др.

7. Запишите слова и укажите возможные переносы.

Подходить, самосвал, погрузка, рассказать, расстояние, подсказать, открытка.

8. Исправьте ошибки в переносах слов.

Подс-казать, ра-ссадить, отт-януть, расскра-сь, по-дписать, тетра-дь, пос-тавь, прип-рятать, приз-навать, сокращение.

ОСНОВА И ОКОНЧАНИЕ СЛОВА
Теория Г

Одно и то же слово может иметь разные формы: город города, городу, городом; сельский, сельского, сельские, сельская; путешествую, путешествуешь, путешествуют . Такие слова называются изменяемыми (по-укр.: змінюване слово ).

Все изменяемые слова состоят из основы иокончания .

Практика Г

9. Перепишите текст. В выделенных словах укажите основу и окончание.

Раньше, говаривают, тут не болото было, а озерцо , хоть и небольшое, да глубокое и чистое. Звали его Хрустальный ключ , потому как питал его подземный источник . Вода в озере была холодная , чистая, да не простая, а целебная. Стали к озеру люди ходить, а потом и деревенька отстроилась.
(Т.Крюкова )
Теория Д

ОСНОВА - это часть слова без окончания: городской (городск- - основа и -ой - окончание).

В состав основы обязательно входит корень. Основа может включать другие морфемы - префиксы, суффиксы.

ОКОНЧАНИЕ - значимая часть слова, которая изменяет формы слов. Окончание может состоять из одноГО или нескольких звуков (букв) или быть нулевым:дом, но к дом-у, дом-а; берёза - берёз-ой .

Неизменяемые слова не имеют окончаний и состоят, только из основы: говоря, весело, верхом.

Практика Д

10. Прочитайте отрывок из стихотворения. Выпишите слова, в которых основа состоит из одной, двух и трёх морфем. Обозначьте эти морфемы.

Гроза прошла, и ветка белых роз
В окно мне дышит ароматом.
Ещё трава полна прозрачных слёз,
И гром вдали гремит раскатом.
(А. Блок )

11. Выпишите в первую группу слова с нулевым окончанием, во вторую - слова без окончания, а в третью - все остальные.

Внезапно, солнце, засверкает, село, раздолье, дом, вдруг, ветер, даль, неподвижно, стоит, простор, издали, расстилаться, очень, сад, фруктовый, капли, цветущие, яблони.

12. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием. Чтобы доказать правильность своего решения, рядом с выписанным словом запиите другую форму.

И весел звучный лес, и ветер меж берёз
Уж веет ласково, а белые берёзы
Роняют тихий дождь своих алмазных слёз
И улыбаются сквозь слёзы.
(И. Бунин )

Н.Ф.Баладина, К.В. Дегтярёва, С.А. Лебеденко. Русский язык 5 класс

Отослано читателями из интернет-сайтов

Русский язык обучаться онлайн, книги, учебники , конспекты в помощь учителям и учиникам, учебная программа, рефераты по русскому языку, готовые домашние задания

Содержание урока конспект уроку и опорный каркас презентация урока акселеративные методы и интерактивные технологии закрытые упражнения (только для использования учителями) оценивание Практика задачи и упражнения,самопроверка практикумы, лабораторные, кейсы уровень сложности задач: обычный, высокий, олимпиадный домашнее задание Иллюстрации иллюстрации: видеоклипы, аудио, фотографии, графики, таблицы, комикси, мультимедиа рефераты фишки для любознательных шпаргалки юмор, притчи, приколы, присказки, кроссворды, цитаты Дополнения внешнее независимое тестирование (ВНТ) учебники основные и дополнительные тематические праздники, слоганы статьи национальные особенности словарь терминов прочие Только для учителей

77. Прочитайте. Назовите сказку.

      Корабельщики дивятся,
      На кораблике толпятся,
      На знакомом острову
      Чудо видят наяву:
      Город новый, златоглавый,
      Пристань с крепкою заставой.
      Пушки с пристани палят,
      Кораблю пристать велят.
      (А. Пушкин)

  • Найдите в тексте однокоренные слова. Что они обозначают? Являются ли однокоренными выделенные слова? Почему?
  • Спишите. Выделите корень в однокоренных словах.

ко ра́бль

78. Прочитайте. Сгруппируйте однокоренные слова.

Ночь, грустить, пять, чистый, верх, свет, светленький, пятница, светлый, верхний, чистить, ночевать, пятак, пятнадцать, верхний, ночной, грустный, пятёрка, светить, ночь, грусть, чистота, верхушка, чистенький.

  • Запишите однокоренные слова группами. Выделите в словах корень. Укажите над каждым словом, к какой части речи оно относится.
  • Подчеркните изученные орфограммы в корне слов.

Значимые части слова

Часть слова

Определение

Пример

Корень

Главная значимая часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов

сол ь
сол ить
сол ёный

Приставка

Значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования слов

по солить
до солить
пере солить

Суффикс

Значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования слов

солонк а
солён ый
солян ой

Окончание

Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. Окончание образует форму слова

соль - без соли
солит - солят
соленый - соленая

Основа

Часть слова без окончания

безсолев ой

79. Прочитайте таблицу «Значимые части слова». Составьте по ней сообщение «Что я знаю о значимых частях слова».

80. Прочитайте. Скажите, все ли слова в каждой группе слов являются однокоренными. Объясните почему.

  1. Сырник, сырой, сыр, сырость, сыроватый.
  2. Липа, липкий, липучий, липовый, липнуть.
  3. Рис, рисунок, рисовать, рисовый, нарисовать.
  • Запишите однокоренные слова группами. Выделите в них корень.

81. Прочитайте. Докажите, что слова каждой пары однокоренные. Спишите.

Горизонт - горизонтальный , журнал - журналист , октябрь - октябрьский , рисовать - нарисовать , костюм - костюмчик , город - пригород , звонить - перезвонить , свистеть - засвистеть , звезда - беззвёздный , осина - подосиновик .

  • Обсудите, при помощи какой значимой части (или частей) слова образовалось каждое из выделенных слов.
  • Подчеркните в словах изученные орфограммы. Подготовьтесь объяснить, в какой части слова вы подчеркнули каждую орфограмму.

ко стю́м

82. Прочитайте.

83. Прочитайте. Где пропущены запятые?

Ходит по лесу осень развешивает по кустам и травам хрустальные сети паутины убирает в золото осинки и берёзки. Первые палые листья запестрели на влажных дорогах на тихих потемневших водах речных заливов.

(Е. Носов)

  • Спишите, вставляя пропущенные запятые. Проверьте себя.
  • Какие слова употреблены в тексте в переносном значении?
  • Подчеркните главные члены предложения. Выделите в словах первого предложения окончания.

84. Прочитайте. Что нужно сделать, чтобы из каждой пары слов составить словосочетание?

Яркий, солнце; дальний, поле; ненастный, погода; поздний, осень; серый, мышь; следы, заяц; лёгкий, облака; поля, пшеница; тетрадь, ученик.

  • Запишите составленные словосочетания. Выделите в словах окончания.
  • Укажите знаком х главное слово в каждом словосочетании.

85. Прочитайте. «Соберите» из слов две скороговорки.

Перепел, Тимошка, перепёлку, и, перепелят, Трошке, крошит, в, перелеске, прятал, в, окрошку, от, ребят, крошки.

  • Запишите скороговорки. Прочитайте их. Выучите наизусть.
  • В однокоренных словах выделите корень.

86. Прочитайте слова первой группы. В каких из них выделенная часть является приставкой? Запишите эти слова, обозначьте приставки.

  1. Со сна, со греть,
    со весть.
    По ездка, по ехали, по беда.
    На града, на ушники, на лим.
  2. Чеснок , цветок .
    Майк а, лапк а.
    Садик , веник
  • Прочитайте слова второй группы. В каких из них выделенная часть является суффиксом? Запишите эти слова, обозначьте суффиксы.
  • Докажите, что вы правильно выполнили задания.

87. Прочитайте.

На п..лянку вышла пёстрая курочка-тетёрка с целым выводком тетеревят. Тетеревята были рябен..кие и пуш..стые. Они разб..жались по п..ляне. Тетёрка нашла мурав..иную кучу, разрыла её лапами и заквохтала. Сб..жались тетеревята и стали клевать вкусные мурав..иные яйца. Тетёрка ст..яла в ст..ронке - поглядывала, не л..тит ли ястре.., не кр..дётся ли л..сица.

(Г. Скребицкий)

  • Определите тему текста. Придумайте к нему заголовок.
  • Сколько частей можно выделить в тексте? Определите тему каждой части.
  • Запишите текст по частям, вставляя в слова пропущенные буквы. Перед текстом запишите заголовок.
  • Выделите в глаголах приставки.
  • Найдите в тексте по два слова, которые соответствуют данным схемам:

88. Подберите слова, которые соответствуют данным схемам:

  • Запишите слова и выделите в них значимые части. Укажите, какой частью речи является каждое слово.

Морфемный разбор слова - один из самых сложных, а ведь от того, насколько правильно определена значащая часть слова, зависит ее корректное написание. Морфемы участвуют в образовании новых слов: их названиями обозначаются способы словообразования. Изучает части слова 5 класс, далее, в седьмом, они повторяются при изучении темы «Словообразование». Как видим, знание морфемики - один из кирпичиков, на котором строится язык. Правописание определяется положением относительно других морфем, ударением, лексическим значением и фонемами, входящими в состав. О том, что значит значимые части слова, какими они бывают, как пишутся, расскажем в данной статье.

Морфемика - наука о частях слова

Морфемика входит в состав науки о языке как дисциплина, изучающая значимые части слова по отдельности, а также состав лексемы. Морфема - значимая часть слова, которая определяет его значение. Корень и суффикс, окончание и приставка, основа - это все морфемы.

Делятся части слова по роли, которую играют в слове, а также по положению относительно друг друга. Корень - это самая главная значащая часть слова. Без него лексема существовать не может. Он есть всегда. Другие части слова называются аффиксами. В зависимости от положения, они подразделяются на префиксы (стоят перед корнем) и суффиксы (находятся после корня) и флексии. Различаются они ролью, которую играют.

Одни морфемы участвуют в образовании новых слов: суффикс, приставка. Другие (флексии) образуют грамматические формы.

Части слова? Ответ прост - они влияют на его значение, грамматическое или лексическое. Можно разделить слово на части, слоги или группы слогов. Но к понятию значимости они отношения иметь не будут.

Корень

Начнем с самой главной части, без которой не мыслится слово, - его корня. В нем заключено главное лексическое значение.

С понятием этой морфемы тесно связано другое - однокоренные слова. Это такие лексемы, у которых одинаковые корни. Из образуются гнезда, большие и маленькие. Так, у слова дрожжи всего одно однокоренное слово - дрожжевой. А у слова звезда гнездо гораздо больше: звездочка, звездный, межзвездный, созвездие и множество других.

Для выделения корня необходимо определиться с лексическим значением слова. Так, у схожих по звучанию слов могут быть разные корни: изморозь в значении легкий мороз и изморось в значении моросить. В первом случает корень -мороз-, во втором - -морос-. Как видим, правописание значимых частей слова, и прежде всего корней, во многом зависит от их определения и лексического значения.

Бывают и многозначные корни. Так, у корня -вод- как минимум два значения. Если мы говорим о словах водить, вывод, проводник, приводить , данный корень обозначает некое действие. В словах же вода, водный, подводник значение корня -вод- обозначает принадлежность к воде.

Орфограммы корня

Корень - значащая часть слова, к правописанию которой необходимо отнестись с вниманием. Ведь именно в нем заключено основное лексическое значение. Существует несколько орфограмм этой морфемы. Связаны они с чередованием звуков, гласных и согласных, а также с теми графемами, которые проверяются сильной позицией.

Корни с чередованием гласных необходимо запомнить. Правило можно условно разделить на несколько пунктов:

  1. Проверяются положением ударения. Так, в корнях -гар-/-гор- пишется буква а под ударением, во всех остальных случаях - о : гореть, загар. Такие же корни -зар-/-зор; -клан-/-клон-; -твар-/-твор-.
  2. Проверяются последующей буквой. Это корни -лаг-(а)/-лож-; -кас-(а)/-кос-; -раст-/-ращ-/-рос-, а также многочисленные корни с чередованием е/и: -бер-/-бир; -дер-/-дир-; -пер-/-пир- и другие. Примеры: полагать/положить; касаться/коснуться; растение/выращивать/заросли; беру/забираю.
  3. Проверяются ударением. Подбирается слово, чтобы звук стоял под ударением: побеждать - победа. Последнее - проверочное слово, в котором буква е стоит в ударной позиции.

Что касается то, чтобы проверить необходимую букву, нужно найти слово, чтобы необходимая группа хорошо слышалась: честный - честь. Второе слово - проверочное.

Окончание

Окончание - формообразующая часть слова. Она выражает его грамматическое значение (род, число, падеж). Оно может быть и нулевым.

Так как некоторые части речи не предполагают изменения грамматической формы - у них нет окончания. Ставить у таких нулевое окончание - грубая ошибка. Она показывает, что человек не понимает, что выражает эта значащая часть слова. Это такие части речи, как:

  • Наречие.
  • Деепричастие.
  • Небольшая группа неизменяемых прилагательных (беж).
  • Сравнительная степень прилагательных.
  • Небольшая группа притяжательных местоимений (ее, их).

Так, в слове "дом" - а в слове "навзничь" окончания нет, потому что это наречие - неизменяемая часть речи.

Чтобы правильно выделить окончание, необходимо изменить слово по падежам, лицам или числам. Та часть слова, которая при этом варьируется и будет окончанием: пел - пел-а, пел-и, пел-о или гор-а, гор-ы, гор-е.

Правописание окончаний

Корректность написания окончания проверяется у имен существительных следующим образом: нужно правильно определить склонение. Первое склонение в падежах дательном и предложном предполагает написание окончания -е: к стен-е, о стен-е. Это не касается существительных, оканчивающихся на -ия.

Второе склонение требует окончания -е только в предложном падеже: о дом-е, об облак-е. Исключение - слова, оканчивающиеся на -ий/-ие: о планетарии, о наследии.

Третье склонение требует окончания -и в падежах дательном, родительном и предложном: о дочери, о матери.

Что касается глагола, то требуется правильно определить спряжение: в I окончание содержит букву е или у(ю) (-ешь/-ете/-ут и др.). Примеры: паш-ешь, паш-ете, паш-ут.

Во II спряжении - буквы и , а(я) (-ишь/-ите/-ат и др.). Примеры: раст-ишь, раст-ите, раст-ят.

Приставка и суффикс

Какие значимые части слова участвуют в образовании новых? Это приставка и суффикс. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем. Суффикс же стоит за ним. Так, от слова друг с помощью приставки не- образуем слово недруг , а если используем суффикс -ок, то получим слово дружок . Можно воспользоваться обеими морфемами, тогда получится слово содружество . Использованные способы словообразования называются соответственно приставочный, суффиксальный и приставочно-суффиксальный.

Помимо словообразовательной функции, суффиксы могут иметь и формообразующую. Так, для образования глагола прошедшего времени используется суффикс -л- (пел, рассчитывал).

Правописание суффиксов глаголов

Орфограммы в суффиксе есть практически у каждой части речи. Разберем самые популярные.

У глаголов необходимо знать следующие правила:

  1. Суффиксы -ова-/-ева-; -ива/-ыва-. Правописание проверяют по слову в первом лице настоящего времени, стоящему в единственном числе. Если в этой форме употребляется -ую/-юю, то пишется суффикс -ова-/-ева-. В противном -ива-/-ыва-.
  2. форм - причастий - определяются по спряжению глагола, от которого образовано данное причастие. Первое спряжение предполагает -ущ-/-ющ-, второе -ащ-/-ящ-.

Правописание суффиксов прилагательных

Суффиксы прилагательных подчиняются правилам:

  1. Суффиксы -ев-/-ив- необходимо проверять ударением. В сильной позиции пишется буква и, в слабой - буква е. Например, красивый, боевой . Суффиксы -чив-/-лив- необходимо писать и в ударной, и в безударной позиции.
  2. Правописание н и нн в зависит от строения слова и от употребленного суффикса. Так, слово туманный образовано с помощью суффикса н от слова туман . Пишется нн , потому что нн находится на стыке двух морфем. Суффиксы прилагательных -онн-/-енн- всегда пишутся с нн : революционный, жизненный .

Правописание суффиксов существительных

Рекордсмен по наличию орфограмм в суффиксе - имя существительное. Правила следующие:

  1. Если речь идет о суффиксах, обозначающих профессии, то перед т, д, с, з, ж пишется -чик-. Например, летчик, перебежчик, асфальтоукладчик , но фонарщик, паромщик . Также следует помнить, что суффикс -тель- пишется исключительно с е: учитель, воспитатель .
  2. Большая группа суффиксов уменьшительно-ласкательных также требует применения правил. Связаны они как с ударением, так и с изменением формы слова. Суффиксы -ок-(-ек-), онок(-енок-) зависят от ударения. В сильной позиции всегда пишется о : галчонок, кушачок , но котеночек .
  3. Изменять и смотреть форму слова необходимо в следующих случаях: -ек- или -ик- проверяем следующим образом: ставим слово в форму родительного падежа. При выпадении буквы пишем -ек-, в противном - -ик-. К примеру: кармашек (нет кармашка), ключик (нет ключика) . Во втором случае буква и осталась, поэтому она сохраняется и в суффиксе. Суффикс -ец-/-иц- проверяем, определяя род. В мужском будет -ец-, женском и среднем - -иц-: братец , но водица, платьице .

Правописание приставок

В отличие от суффиксов, орфограммы в приставках одинаковы для всех частей речи.

  1. Часть приставок нужно запомнить, вариаций их написания в русском языке нет. Самые распространные: с-; об-; от-; до; под . Примеры: сделать, объехать, отбить, доползти, подкрасться.
  2. Вариативные приставки, оканчивающиеся на з/с необходимо проверять звуком, с которого начинается корень. Если со звонкого согласного или гласного - требуется писать з , в противном случае - с . Воззвать (з , с которого начинается корень, звонкий) или воспрянуть (корень начинается с п , глухого звука).
  3. Если корень начинается с и , то ее следует заменить на ы , в случае когда приставка оканчивается на согласный. Предыстория, розыгрыш, безыскусный .
  4. Особая группа приставок пре-/при-. Их написание зависит от лексического значения, которое данная морфема выражает. Так, если речь идет о неполноте, близости и приближении - будет писаться при-. К примеру, приморский (около моря), приоткрыть (не до конца открыть), приехать (приближение).


Поделиться