Вячеслав леонидович кондратьев. Тема Великой Отечественной войны в повести В

Кадр из фильма «Сашка» (1981)

«Сашка влетел в рощу, крича „немцы! немцы!“, чтоб упредить своих». Ротный велел отойти за овраг, там залечь и ни шагу назад. Немцы к тому времени неожиданно замолкли. И рота, занявшая оборону, тоже притихла в ожидании, что вот-вот пойдёт настоящий бой. Вместо этого молодой и какой-то торжествующий голос стал их морочить: «Товарищи! В районах, освобождённых немецкими войсками, начинается посевная. Вас ждёт свобода и работа. Бросайте оружие, закурим сигареты...»

Ротный через несколько минут разгадал их игру: это была разведка. И тут же дал приказ «вперёд!».

Сашка хоть и впервые за два месяца, что воевал, столкнулся так близко с немцем, но страха почему-то не ощущал, а только злость и какой-то охотничий раж.

И такое везение: в первом же бою, дуриком, взял «языка». Немец был молодой и курносый. Ротный побалакал с ним по-немецки и велел Сашке вести его в штаб. Оказывается, фриц ничего важного ротному не сказал. А главное, перехитрили нас немцы: пока наши бойцы слушали немецкую болтовню, немцы уходили, взяв у нас пленного.

В штабе батальона никого из командиров не было - всех вызвали в штаб бригады. А к комбату идти Сашке не посоветовали, сказав: «Убило вчера Катеньку нашу. Когда хоронили, страшно на комбата глядеть было - почернел весь...»

Решил Сашка все же идти к комбату. Тот Сашке с ординарцем велел выйти. Слышался из блиндажа только комбатов голос, а немца словно и не было. Молчит, зараза! А потом комбат вызвал к себе и приказал: немца - в расход. У Сашки потемнело в глазах. Ведь он же листовку показывал, где написано, что пленным обеспечена жизнь и возвращение на родину после войны! И ещё - не представлял, как будет убивать кого-то.

Сашкины возражения ещё больше вывели из себя комбата. Разговаривая с Сашкой, он уж руку недвусмысленно на ручку ТТ положил. Приказ велел выполнить, о выполнении доложить. А ординарец Толик должен был за исполнением проследить. Но Сашка не мог убить безоружного. Не мог, и все!

В общем, договорились с Толиком, что отдаст он ему часы с немца, но сейчас чтоб ушёл. А Сашка решил все же немца вести в штаб бригады. Далеко это и опасно - могут и дезертиром посчитать. Но пошли...

И тут, в поле, догнал Сашку с фрицем комбат. Остановился, закурил... Только минуты перед атакой были для Сашки такими же страшными. Взгляд капитана встретил прямо - ну, стреляй, а прав все равно я... А тот глядел сурово, но без злобы. Докурил и, уже уходя, бросил: «Немца отвести в штаб бригады. Я отменяю свой приказ».

Сашка и ещё двое раненых из ходячих не получили на дорогу продуктов. Только продаттестаты, отоварить которые можно будет лишь в Бабине, в двадцати верстах отсюда. Ближе к вечеру Сашка и его попутчик Жора поняли: до Бабина сегодня не добраться.

Хозяйка, к которой постучались, ночевать пустила, но покормить, сказала, нечем. Да и сами, пока шли, видели: деревни в запустении. Ни скота не видно, ни лошадей, а о технике и говорить нечего. Туго будет колхозникам весновать.

Утром, проснувшись рано, задерживаться не стали. А в Бабине узнали у лейтенанта, тоже раненного в руку, что продпункт здесь был зимой. А сейчас - перевели неизвестно куда. А они сутки нежрамши! Лейтенант Володя тоже с ними пошёл.

В ближайшей деревне кинулись просить еды. Дед ни дать, ни продать продукты не согласился, но посоветовал: на поле накопать картохи, что с осени осталась, и нажарить лепёх. Сковороду и соль дед выделил. И то, что казалось несъедобной гнилью, шло сейчас в горло за милую душу.

Когда мимо картофельных полей проходили, видели, как копошатся там другие калечные, дымят кострами. Не одни они, значит, так кормятся.

Сашка с Володей присели перекурить, а Жора вперёд ушёл. И вскоре грохнул впереди взрыв. Откуда? До фронта далеко... Бросились бегом по дороге. Жора лежал шагах в десяти, уже мёртвый: видно, за подснежником свернул с дороги...

К середине дня доплелись до эвакогоспиталя. Зарегистрировали их, в баню направили. Там бы и остаться, но Володька рвался в Москву - с матерью повидаться. Решил и Сашка смотаться домой, от Москвы недалеко.

По пути в селе накормили: не было оно под немцем. Но шли все равно тяжело: ведь сто вёрст оттопали, да раненые, да на таком харче.

Ужинали уже в следующем госпитале. Когда ужин принесли - матерок пошёл по нарам. Две ложки каши! За эту надоевшую пшёнку крупно повздорил Володька с начальством, да так, что жалоба на него попала к особисту. Только Сашка взял вину на себя. Что солдату? Дальше передовой не пошлют, а туда возвращаться все равно. Только посоветовал особист Сашке сматываться побыстрее. А Володьку врачи не отпустили.

Пошёл Сашка опять на поле, лепёх картофельных на дорогу сотворить. Раненых там копошилось порядочно: не хватало ребятам жратвы. И махнул до Москвы. Постоял там на перроне, огляделся. Наяву ли? Люди в гражданском, девушки стучат каблучками... будто из другого мира.

Но чем разительней отличалась эта спокойная, почти мирная Москва от того, что было на передовой, тем яснее виделось ему его дело там...

Пересказала

В число произведений, правдиво повествующих о страшных фронтовых буднях ВОВ, входит повесть писателя-фронтовика В. Кондратьева «Сашка». Здесь нет красивых слов, восхваляющих подвиг солдата, пожертвовавшего жизнью в страшном бою. Автор не показывает доблестных побед советских войск. Повседневная жизнь простого воина, «оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте», - это главная тема произведения «Сашка» Кондратьева. Анализ поступков героя помогает понять, что беспокоило и томило человека, вырванного из мирной жизни и брошенного в самое жерло войны.

Из истории создания повести

Кондратьев ушел на фронт в декабре 1941 года. В составе стрелковой бригады он принимал участие в развернувшихся в 42-м ожесточенных боях за Ржев, был ранен, награжден медалью. Впечатления от тех страшных лет остались на всю жизнь, о чем свидетельствует анализ повести «Сашка». Кондратьева, взявшегося за перо в довольно зрелом возрасте (повесть «Сашка» была опубликована в 1979 году, а в 80-м ее автору исполнилось 60 лет), каждую ночь беспокоили сны, в которых он видел боевых товарищей из-под Ржева. Он даже пытался разыскать однополчан, но так никого и не нашел, отчего возникла жуткая мысль: «А может, я один выжил?»

Писатель признавался, что перечитал много произведений о войне, но не находил в них того, что так и не отпускало его душу. И тогда он решил рассказать о «своей» войне, иначе какая-то ее страничка так и «останется нераскрытой». С этого момента начал свою литературную деятельность Вячеслав Кондратьев.

«Сашка»: краткое содержание повести

Действие разворачивается ранней весной. Главный герой, рядовой Сашка, второй месяц воюет на передовой близ Ржева, но для него все здесь уже «как обычно». Немцы все бьют и бьют, а у них и с едой плохо (из-за распутицы даже хлеба не хватает), и со снарядами, и просушить одежду да обувь негде. Военный быт с мельчайшими подробностями вырисовывает в повести «Сашка» Вячеслав Кондратьев. Анализ этих сцен подводит к мысли, как трудно было человеку в таких условиях остаться «Человеком» и не переступить через законы совести.

  • добывает валенки для ротного (не для себя!), у которого пимы так прохудились, что уже и не высушишь;
  • берет в плен немца, которого застрелить так и не поднялась рука;
  • принимает на себя чужую вину и избавляет от трибунала молоденького лейтенанта;
  • встречается с медсестрой Зиной и уходит с ее дороги, узнав, что у нее любовь с другим.

Таков сюжет повести «Сашка» Кондратьева. Анализ этих сцен помогает понять, как сумел пройти через уготованные испытания и не уронить достоинства герой.

Пленение немца

Эта сцена одна из ключевых в произведении. Сашка берет языка «голыми руками», так как был безоружен. И вдруг в этот момент он, побывавший в самых опасных и безнадежных атаках, увидел в облике пленного не врага, а обманутого кем-то человека. Он пообещал ему жизнь, так как на листовке, подобранной по пути в штаб, было написано, что русские солдаты над пленными не издевались. По дороге Сашка постоянно ощущал чувство стыда и за то, что оборона у них была никудышная, и за то, что мертвые товарищи лежали непохороненные. Но больше всего он испытывал неловкость от того, что ощутил вдруг безграничную власть над этим человеком. Таков он, Сашка Кондратьева. Анализ его душевного состояния показывает, почему он так и не смог застрелить пленного и в результате нарушил приказ комбата. Чувствуя свою правоту, он сумел прямо взглянуть ему в глаза, отчего командир вынужден был отменить свое первоначальное решение о расстреле «языка». Позже Сашка подумал, что коль останется жив, о плененном им немце будет для него самым памятным событием войны.

Вот оно - одно из главных качеств русского воина: всегда сохранять в себе гуманизм, помнить, что ты человек. Это особо подчеркивает в повести Кондратьев. Сашка - анализ произведения тому доказательство - смог в один из самых тяжелых периодов жизни противопоставить добро злу.

Защита лейтенанта

Еще один важный эпизод - случай в госпитале, когда Сашка вступился за своего нового знакомого (молоденького лейтенанта) перед особистом. Они и знакомы-то были всего ничего, однако Сашка прекрасно осознавал, чем может грозить лейтенанту, имевшему звание, затеянная Владимиром ссора. А ему, рядовому, ничего не будет: дальше передовой все равно не пошлют. В результате лейтенант остался в госпитале, а Сашка вынужден был отправиться дальше в Москву сам. Отчаянный и горячий лейтенант на деле оказался слабее превосходящего его по силе духа и смелости рядового - к этому подводит анализ повести «Сашка» Кондратьева.

Испытание любовью

На войне Сашка встретился с Зиной. Знакомство с ней грело его душу, так как никого роднее ее для героя уже не было. Через традиционное в литературе испытание любовью проводит своего героя Вячеслав Кондратьев. Сашка (краткое содержание взаимоотношений которого с любимой девушкой умещается в несколько сцен) и здесь ведет себя с достоинством: способность понять другого человека и душевная доброта оказываются сильнее.

Сначала он с нетерпением ожидает встречи с девушкой, а когда она состоялась, узнает, что появилась у Зины новая любовь. Глубокие разочарования переживает в этот момент Сашка. Это и непонимание того, как можно устраивать вечеринку, когда там, на передовой, все поля в «наших». Это и боль от того, что она предпочла Сашке другого. Но он просто уходит, ни в чем не упрекая Зину и не требуя от нее никаких объяснений.

Так какой же он, Сашка Кондратьева?

Анализ повести и поступков главного героя помогает понять самое главное, что хотел донести до читателя автор: возможно пройти через страшные испытания войной и сохранить в себе Человека. Он подчеркивает это фразой, принадлежащей Сашке: «Люди же мы, а не фашисты». И таких солдат было большинство. Многие фронтовики видели своих боевых товарищей в образе героя. А это значит, что победу добыли как раз такие воины, в число которых входят сам В. Кондратьев, Сашка.

Анализ произведения помогает воссоздать образ русского солдата: мужественного, выносливого, сумевшего сохранить гуманизм, веру в победу.

Год: 1979 Жанр: рассказ

Сначала краткое содержание, после него кратко по главам

Рассказ "Сашка" - это рассказа знаменитого русского писателя, который описывает молодого парня, который совсем юным оправился на фронт. И центральным моментом становиться то, что встретившись лицом к лицу с врагом он не испугался, а наоборот проявил мужество и силу воли.

Сашка, молодой пацан, который впервые за два месяца, что воевал, столкнулся слишком близко с врагом, немецким солдатом, но несмотря ни на что он не испугался и даже не ощутил чувство страха, единственное что чувствовал парень в эти минуты это злость к противнику, а некую охотничью страсть, которая внезапно резко охватила его, тем самым немного смутив.

Однополчане гордились молодым войном, не понимая как ему удалось захватить немца в первом же бою, и при этом не струсовать. Главнокомандующий поговорил с задержанным на его языке и велел Сашке вести его в лагерь.

Немец шёл, с опаской поглядывая на Сашку. Как позже оказалось он не смог ничего путного рассказать главному, только лишь во время его болтовни немецкая армия успела отступить, прихватив с собой пленного.

Сашке идти к комбату не советовали, так как на днях у него случилось большое горе, но он всё же решился и пошел к комбату. Тот велел ему завести немца, а самому выйти. По молодецкому интересу Сашка решил узнать о чём именно разговаривают комбат и немец, правда слышал он только комбата, немца было вовсе не слышно.

После разговора комбат подозвал к себе Сашку и приказал расстрелять немца, от этих слов у главного героя потемнело в глазах, так как война войной, а убивать человека он не мог, да и был уверен, что пленные будут жить в лагере.

Сашка решил не слушаться и вести пленного дальше в главный штаб, осознавая что это далеко и его могут признать дезертиром он всё-таки отправился в путь. На пол пути его догнал комбат, страх который Сашка испытал увидя глаза своего начальника был велик, но он смог выдавить из себя, можете убить, а я всё же прав. Этими словами он заслужил настоящее уважение в глазах главнокомандующих.

Краткое содержание Сашка Кондратьева по главам

Глава 1

Вечером, Сашка заступил на ночной пост. Два месяца он уже находился на войне, а живого врага вблизи еще не удалось увидеть. Напарник ему достался никудышный, уже не молодой и ослабленный от голода.

Немцы отстрелялись, и Сашка стал думать, как добраться до мертвого фрица. Он хотел снять с него валенки и отдать их ротному, так как тот попал в полынью и замочил свои сапоги.

Рассвет еще не наступил, наконец Сашка решился и стал пробираться к убитому фрицу. Без особой брезгливости стянул он валенки с мертвого немца и тут начался обстрел. Сашка хотел было закурить, но увидел из-за взгорка, начали подниматься немцы. Сашка метнулся в рощу, там он столкнулся со своим ротным и предупредил о том, что идут немцы.

Рота заняла оборону. Обстрелы стихли, и послышался приятный голос, который стал убеждать сложить оружие. Ротный сообразил, что это провокация разведки. Он дал команду вперед.

Сашка впервые настолько близко столкнулся с немцами, но страха он не почувствовал.

Вдруг он заметил мелькнувшую фигуру немца. Сашка бросился ему вдогонку, настиг его и навалился ему на спину. Немец попытался скинуть его, но Сашка чувствовал, что немец слабее его. Он рассмотрел немца, тот был примерно его возраста, где-то лет двадцать или чуть больше. На помощь подоспел ротный, они выждали, когда прекратится огонь и все втроем, перебежками добрались до рощи. Там выяснилось, что немцы, уходя, прихватили с собой Сашкиного напарника.

Сашка повел пленного немца в штаб. По дороге он решил передохнуть. Они присели и закурили. Сашка пожалел, что не знает немецкого языка, а то бы многое расспросил у немца.

В штабе начальника не оказалось и Сашку с пленным направили к комбату. Тот был в плохом настроении, он переживал смерть убитой подруги. Он приказал Сашке убить немца. Сашка не мог на это решиться, так как по дороге обещал немцу, что сохранит ему жизнь.

Он тянул время, ждал, что появится начальник и отменит приказ. И вдруг он увидел высокую фигуру комбата, он приближался к нему с немцем. Сашке стало не по себе. Комбат поравнялся с ним, посмотрел на него и окинул взглядом немца. Сашка смотрел в глаза комбату твердо и уверенно, хотя в этот момент сердце его бешено колотилось. Комбат докурил папиросу, развернулся, собираясь уйти. Сашка стоял в недоумении и тогда комбат на секунду остановился и сказал, что отменяет свой приказ. Он сказал, чтобы Сашка вел немца в штаб бригады.

Глава 2

Сашка набирал воду у ручья, и тут боль прожгла его руку, его ранило. Сашка увидел кровь и испугался, что она вся уйдет с него, и он умрет. Потом он взял себя в руки и сделал себе перевязку. Все отвоевался, теперь ему нужно уходить в тыл. Он добрался до своей роты, сдал автомат, попрощался с ротным и товарищами.

Дорога в тыл была под обстрелами, поэтому у Сашки закрадывались мысли, что может и не дойти он. По дороге он встретил раненого бойца в грудь, он пообещал ему, что приведет санитаров.

Наконец он дошел к приемному пункту для раненых, там он зашел в перевязочную и увидел Зину. Девушка вроде бы и обрадовалась его появлению, но все же каким-то странным казалось ее поведение Сашки, как будто бы жалела она его. Потом, когда был праздничный вечер и танцы, Сашка увидел Зину с лейтенантом и понял, что у них любовь.

Глава 3

Сашка с еще несколькими ранеными покинул санчасть. Спутниками Сашки были рядовой Жора и лейтенант Володя.

Дорога была долгая и тяжелая. Когда вышли они на опушку, стали любоваться красотой природы и жадно вдыхать свежий воздух. Жора свернул за подснежником и подорвался на мине.

Сашка переживал, хоть Жора был и случайным попутчиком, а все же за время пути родным стал.

По дороге останавливались они в деревнях на ночлег. Принимали их не охотно, да и кормить их было нечем. Лишь в одной деревне, избежавшей оккупации приняли хорошо, досыта накормили и даже самогону налили. Сашка ночевал у девушки Паши. У нее пропал муж Максим, в финскую взятый. Он видимо сгинул в боях. Сашка увидел его фотографии, очень они похожи были, как братья.

Сутра спутники опять выдвинулись в дорогу. Наконец они добрались до госпиталя. Во время ужина раненные стали жаловаться на плохую кормежку. Володя, не побоялся и высказал свое мнение перед майором. Во время речи майора в него полетела тарелка. Сашка уже знал насколько импульсивный Володя и догадался, что это сделал он. Сашка взял вину на себя. Он рассудил так, что лейтенанта могут и разжаловать и под трибунал отправить, а ему ничего не грозит, могут только на передовую отправить.

Сашке повезло, дело не стали раздувать и закрыли, а его попросили покинуть госпиталь. Сашка обрадовался, он собирался с Володькой добраться до Москвы, а там уже каждый своей дорогой, по домам. Но лейтенанта врачи не отпустили. Он дал Сашке свой адрес и попросил обязательно наведаться к его матери. Сашку отпустили не официально, поэтому на продпункты он не рассчитывал. Собираясь в дорогу, он насобирал на поле картошки и нажарил лепешек.

Пообедав, Сашка тронулся в путь. Володя проводил его до станции. Всю дорогу они молчали. Оба понимали, что война есть война и даже если живыми останутся, вряд ли когда им судьба опять встречу предоставит. На прощание они обнялись.

На пересадочной станции две девушки в военной форме угостили Сашку хлебом и колбасой. С новыми знакомыми Сашке тоже было жаль расставаться.

Доехал Сашка до Москвы, высадился с поезда. Кругом люди в разных одеждах гражданских, бегут, спешат куда-то. В руках у них не автоматы, а сумки да портфели. Девушки в пестрых платьях стучат тонкими каблучками. Чудно Сашке стало и странно, как будто и нет войны никакой. Он вдруг понял, насколько важным являлось то, что он делал на фронте.

Он выпрямился, подтянулся и зашагал уверенным шагом, не стесняясь своего небритого лица и оборванной, грязной одежды и обуви.

Рассказ учит читателя ценить жизнь, быть отважными и мужественными людьми.

Картинка или рисунок Кондратьев - Сашка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Четыре желания Ушинского

    Герой произведения - маленький мальчик Митя. Действие рассказа начинается снежной зимой. Мите нравится кататься на санках с ледяной горы и бегать на коньках по замерзшей реке. Зимние развлечения очень нравились мальчику.

    Матушка решила напоить своего больного сына чаем, с бузиной. К ним пришел пожилой мужчина. Старичок постоянно рассказывал сказки.

Урок-конференция по повести В. Л. Кондратьева «Сашка»

Тема урока: «Человек на войне. Проблема нравственного выбора».

Цель урока: попытаться прикоснуться сердцем к живым истокам Великой Победы, прежде всего – нравственным, «примерить на себя» и героизм, и трагизм тех дней.

Оборудование урока: компьютер, проектор, мультимедийная презентация; стенд, посвящённый произведению В. Кондратьева «Сашка» (на нем вопросы для обсуждения повести, высказывания о ней, иллюстрации); материалы, подготовленные к уроку учащимися (печатные тексты выступлений).

Методические приёмы: обмен информацией (выступления учащихся - биографа, литературоведа, историков); беседа; краткий пересказ; анализ эпизодов; сопоставление; решение проблемного вопроса.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Объявление темы и цели урока. (Слайды 1-3)

II. Вступительное слово учителя.

Всё дальше и дальше уходят от нас в прошлое годы Великой Отечественной войны. Все меньше остаётся среди нас её участников. Ушёл из жизни и писатель В. Л. Кондратьев. Но голос его продолжает звучать со страниц его произведений, «трепещет – как на ладони! – его израненное, но продолжающее болеть – за всех нас! – сердце…»

В одном интервью В.Л.Кондратьев сказал: «У каждого писателя должна быть сверхзадача. Для меня она заключалась в том, чтобы рассказать ту правду о войне, которая ещё не написана». (Слайд 4)

«Не за победными трофеями возвращается настоящая литература на поля давних сражений… и не славы она ищет, а хочет понять, каким он был, тот человек, спасший нашу землю от фашистского нашествия? Какими они вообще были, вставшие от края и до края? Ведь было в них, наверное, что-то, ЧТО НЕ ПОЗВОЛЯЕТ УГАСНУТЬ ВЕЧНОЙ НАДЕЖДЕ НА ЛУЧШИЕ И СВЕТЛЫЕ, ЧИСТЫЕ СИЛЫ ЧЕЛОВЕКА?» (И.Дедков) (См. стенд)

Что выше, что важнее: приказ, общее мнение, обстоятельства, воля кого-то, кто выше тебя, или ты сам со своим пониманием совести и добра? Старое и вечное испытание человека: переступить или не переступить?

III . Выступления учащихся: биографа, литературоведа, историков.

    Биография писателя В. Кондратьева. (Слайды 5-6,8, 9)

    Литературное творчество. (Слайды 6-7)

    История создания повести «Сашка». (Слайд 10)

    История города Ржева. (Слайды 11, 12, 14)

    Воспоминания маршалов Г.К. Жукова и К.К. Рокоссовского. (Слайд 13)

IV . Фоторяд под фонограмму песни М. Ножкина «Под Ржевом». (Слайд 15)

V . Обсуждение повести В. Кондратьева «Сашка».

Мысленно перенесёмся в то время и на ту землю, о которых узнали по воспоминаниям военачальников и прочли в повести «Сашка».

1. Два месяца воюет Сашка. Много это или мало? Какие детали, картины помогают писателю воссоздать, а нам представить это время?

(Быт войны. Тот самый, про который писатель скажет: «…вся война из этого быта и состояла. Сами бои составляли не главную часть жизни человека на войне. Остальное был быт, непомерно трудный, связанный с лишениями и с огромными физическими нагрузками»).

Как показан военный быт в повести? (Слайд 16)

(«Ни окопов, ни землянок у первой роты не было, ютилась битая-перебитая в шалашиках. Только у ротного был жиденький блиндажик».

«И со жратвой туго, и с боеприпасами… нету силёнок ребят хоронить, нету… Ведь себе, живым, окопчика вырыть не в силах»

«Войско вроде зимой тут стояло, а может, и бои были, потому как валялись по сторонам каски простреленные, ящики цинковые от патронов, обмотки ржавые, обрывки бинтов окровавленных и даже труп один они приметили, но подходить не стали - хватит, на всю жизнь насмотрелись»

« - Сколько у вас в роте было человек?

Сто пятьдесят…

Сколько осталось?

Шестнадцать…»)

- Зачем Кондратьев так дотошно выписывает этот убогий быт войны?

(Мы понимаем, что эта правда детали, быта выводит к той самой главной истине, ради которой живёт наша литература, – к правде человека, решившегося остаться человеком в этой страшной войне).

Сашка добывает валенки для ротного.

Сашка берёт в плен немца и отказывается его расстрелять.

Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

Встреча с Зиной.

Сашка выручает лейтенанта Володю.

3. Один из критиков заметил, что В. Кондратьев провёл своего героя через испытания властью, любовью, дружбой. Как выдержал Сашка эти испытания?

VI. Анализ отдельных эпизодов.

Эпизод пленения немца. Испытание властью. («И тут понял Сашка, какая у него сейчас страшная власть над немцем. Ведь тот от каждого его слова или жеста то обмирает, то в надежду входит. Он, Сашка, сейчас над жизнью и смертью другого человека волен. Захочет - доведет до штаба живым, захочет - хлопнет по дороге! Сашке даже как-то не по себе стало, и немец, конечно, понимает, что в Сашкиных руках находится полностью. А что ему про русских наплели, одному богу известно! Только не знает немец, какой Сашка человек, что не такой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться.

Вспомнил Сашка: был у них в роте один больно злой на немцев, из белорусов вроде. Тот бы фрица не довёл. Сказал бы: «При попытке к бегству», - и спросу никакого.

И стало Сашке как-то не по себе от свалившейся на него почти неограниченной власти над другим человеком».)

Каким мы видим Сашку в этом эпизоде? Какие чувства вызывает он у нас? Что мы ценим в нём? (+ обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка вызывает симпатии, уважение к себе добротой, участливостью. Гуманностью. Война не обезличила, не обесцветила Сашкин характер. Он любознателен и пытлив. На все события имеет свою точку зрения. Сашке не по себе от почти неограниченной власти над человеком, он понял, какой страшной может стать эта власть над жизнью и смертью. Мы ценим в Сашке и огромное чувство ответственности за всё. Даже за то, за что отвечать он не мог. Стыдно перед немцем за никудышную оборону. За ребят, которых не похоронили: он старался вести немца так, чтобы не видел тот наших убитых и не захороненных ещё бойцов, а когда всё-таки натыкались они на них, стыдно было Сашке, словно он в чём-то виновен).

- Вспомните похожий эпизод романа «Война и мир» (Бой под Островной. Николай Ростов и француз. Состояние Николая).

Почему Сашка не выполнил приказ? Это ведь немыслимое в армии событие – неподчинение приказу старшего по званию.

(Сашка жалеет немца, не представляет, как сможет нарушить данное ему слово. «Цена человеческой жизни не умалилась в его сознании»).

- Есть ли похожий эпизод в романе «Война и мир»? (Долохов и Денисов: спор о пленных).

- «Сашка вздохнул глубоко, полной грудью…и подумал: коли живой останется, то из всего им на передке пережитого, будет для него случай этот самым памятным, самым незабываемым…». Почему? (Слайд 18)

(Сашка ходил в атаки, часто безнадёжные и поэтому смертельно опасные, отбивал нападения немецкой разведки, бился один на один с немцем, видел смерть, но самый памятный день – это тот, когда не убил немца. Не убил, чтобы остаться человеком.

Не убитый им немец – это сила души, борющейся с таким победоносным, с таким могучим злом. И Кондратьев убеждает, что мы победили не потому, что были сильнее, а потому, что были выше, духовно чище.)

Какой из этих поступков - пленение немца или спасение его - можно назвать подвигом? Какой из них достоин награды?

- Сопоставьте жизненные принципы Сашки и связного комбата Толика. На чьей стороне вы?

(Девиз Толика – «наше дело телячье». Но Сашка не хочет быть телёнком, он хочет оставаться человеком. Сашка и Толик противопоставлены, как ответственность и безответственность, сочувствие и равнодушие, честность и шкурничество).

- Не напоминает ли вам Толик Николая Ростова? В каких эпизодах? (Разговор Николая с Пьером о тайном обществе. Николай: «Ты лучший друг мой…, но…начни вы противодействовать правительству, какое бы оно ни было, я знаю, что мой долг –повиноваться ему. И вели мне сейчас Аракчеев идти на вас с эскадроном и рубить – ни на секунду не задумаюсь и пойду»)

- Что, по-вашему, повлияло на решение комбата отменить приказ о расстреле пленного немца?

- Какие качества Сашки проявляются в эпизодах:

1. Раненый Сашка под огнём возвращается в роту проститься с ребятами и отдать автомат.

2. Сашка ведёт санитаров к раненому, не полагаясь на то, что они сами его разыщут.

(Ответственность, верность слову)

- Можно ли сказать, что Сашка – « рыцарь без страха и упрёка»?

(Сашка не раз испытывал страх, но умел его преодолевать).

Сопоставление с эпизодом: «На батарее Раевского.

Пьер: «А разве ты боишься?»

Солдат: «А то как же?.. Ведь она не помилует. Она шмякнет, так кишки вон. Нельзя не бояться…».

Поэт-фронтовик Ю.Друнина писала: «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне»)

Эпизод «Встреча с Зиной». Испытание любовью.

-Что значит Зина в Сашкиной жизни? (+ Обращение к иллюстрации. См. стенд)

(Сашка и Зина. Как всё сложно складывается в их судьбе: любовь и ревность переплелись. И всё же после расставания Сашка говорит: «Неосудима Зина. Просто война... И нету у него зла на неё». Это равносильно пушкинскому «Как дай вам бог любимой быть другим».

Вот и опять мы увидели зрелость Сашки. А ведь ему - чуть-чуть за двадцать: отслужив срочную службу на Дальнем Востоке, попал на ржевскую землю, где принял боевое крещение.)

Противоречит ли поведение Сашки вашему мнению о его характере или, наоборот, подтверждает уже сложившееся мнение о нём?

(Сашка остаётся Сашкой: справедливость, доброта и здесь взяли верх. Сашка не ожесточился, не огрубел, сумел понять Зину и не осудить её, хотя горько ему и больно. «Неосудима Зина… Просто война… И нету у него зла на неё!..»

Раз у них любовь, какое право он имеет ей мешать? И Сашка уходит, не причиняя Зине боли лишними разговорами. Он бы по-другому не мог).

Эпизод «Фронтовая дружба с Володей». Испытание дружбой.

- Как проявляет себя Сашка во время краткой фронтовой дружбы с лейтенантом Володей?

-Осуждаем ли мы или оправдываем Сашку в эпизоде с утихомирива-нием солдат? А автор?

(Автор сочувствует Сашке: он, на вид совсем не геройский, не лихой солдат, оказался сильнее и смелее отчаянного лейтенанта с Марьиной Рощи, выручает его из беды. «История эта нервишек стоила, если по-честному, то совсем не «наплевать» было Сашке»)

VII. Решение нравственной проблемы

- Есть «надо» и «сверх надо». Сашка делает «сверх»? Или это командует совесть?

(С точки зрения Сашки, его поведение, поступки – это норма, ничего сверхъестественного. Он иначе не может. Нет двух совестей – совести и иной совести: совесть или есть, или её нет, как нет двух патриотизмов).

VIII. Выводы

- Чем привлекателен Сашка? Что хотел показать в нём автор? (Слайд 19)

Характер Сашки – открытие Кондратьева. Пытливый ум и простодушие, жизнестойкость и деятельная доброта, скромность и чувство собственного достоинства – всё это соединилось в цельном характере героя. Кондратьев открыл характер человека из народной гущи, сформированный своим временем и воплотивший лучшие черты этого времени. «История Сашки – это история человека, оказавшегося в самое трудное время в самом трудном месте на самой трудной должности – солдатской». «…Не прочитай я «Сашку», мне что-то не хватало бы не в литературе, а просто-напросто в жизни. Вместе с ним у меня появился ещё один друг, полюбившийся мне человек», – писал К. Симонов.

- А что для вас значит Сашка, ведь по возрасту он близок вам?

Мы не случайно пытались сопоставлять эпизоды повести В. Кондратьева и романа Л.Н. Толстого. Какие толстовские традиции в изображении «войны» и «мира», человека на войне вы обнаружили?

IX. . Заключительное слово учителя.

Действительно, многие толстовские мысли о войне и мире нашли свое отражение в повести В. Кондратьева. И поэтому, наверное, уместно закончить урок обращением писателя В. Кондратьева к вам, ученикам-старшеклассникам (См. стенд):

«К ребятам: для нашего военного поколения самым главным было то, что мы с детства были пополнены великой русской литературой прошлого века. Она воспитала в нас гражданские и высокие нравственные понятия, которые позволили нам прожить в страшное время и остаться чистыми, не запятнать свою совесть ничем. Желаю всем вам того же, т.е. чтобы читать и читать святую русскую литературу».

X. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение: «Почему повесть «Сашка» - произведение, нужное сегодня?» или дать развёрнутый ответ на вопрос «Какое впечатление произвела на меня повесть «Сашка»? «Как вы понимаете слова «Сердца! Да это же высоты, которых отдавать нельзя»? (См. стенд)

Использованная литература

    В.Л. Кондратьев. Привет с фронта. Повести и рассказы – Москва, «Художественная литература», 1995.

    Произведение о Великой Отечественной войне на уроках литературы и во внеклассной работе. – М., «Просвещение», 1985.

    Н. Крупина, Н. Соснина. «Я вам жизнь завещаю…» (Старшеклассники обсуждают повесть В. Кондратьева «Сашка») – «Литература в школе», №3 1989.

    А. Коган. …Жил и умер, как солдат. О Вячеславе Кондратьеве, его жизни и творчестве, его непростой судьбе. – «Литература в школе», №2 1995.

В течение четырех лет войны не было ни одного хоть сколько-нибудь значительного события, которое не находило бы немедленного отражения в литерату-ре. Произведения тех лет на военную тему создава-лись буквально по горячим следам. Эту прозу называ-ют «лейтенантской», что многое говорит о ее авторах.

Вячеслав Кондратьев — фронтовик, свидетель и участник описываемых им событий. Его первая же повесть «Сашка» оказалась удачной. «История «Саш-ки» — это история человека, оказавшегося в самом трудном месте и на самой трудной должности — сол-датской»,— так сказал о повести Кондратьева К. Си-монов.

Герой повести — Сашка, простой деревенский па-рень двадцати двух-двадцати трех лет. Его молодость выпала на нелегкое для страны время. Прежнее пред-ставление Сашки о войне резко отличается от того, чем война в действительности оказалась. Проводя своего героя через многие испытания, автор раскры-вает читателю его характер. Показателен в этом отно-шении эпизод с валенками. Рискуя собственной жиз-нью, Сашка решает достать валенки для ротного. Ротного ему жалко. «Для себя ни за что бы не полез»,— замечает герой. Писатель подчеркивает добродушие и бескорыстие Сашки, его любовь к ближнему.

Сообразительным, смелым, ловким показывает себя герой, когда неожиданно появляются немцы. Сначала у него перехватывает дыхание, затем он при-ходит в себя, начинает быстро соображать и предпри-нимает решительное действие: «резанул длинной оче-редью по немцам». Мужественно выглядит герой на фоне «битой-перебитой» роты, которая, едва получив приказ, с удовольствием ретируется за овраг. Сашка же бросается на помощь ротному. Идя с ним в атаку и заметив, что у того расстрелян диск, Сашка отдает ротному свой, не думая о своей жизни. У него одно же-лание: «настичь немцев и обязательно перестрелять их».

Кульминационным моментом повести является схватка героя с немцем и то, что последовало дальше. С горячей ненавистью бросается герой на врага и, не-смотря на разницу сил, побеждает его. Однако после захвата немца Сашка вдруг замечает, что пленник — его ровесник, такой же молодой, такой же, наверное, жизнелюбивый, да и «на вид он прямо русский». Со-чувствие проникает в сердце Сашки. В обращении с немцем герой ведет себя гуманно, замечая, что «не та-кой он, чтоб над пленным и безоружным издеваться». Сашка не только сам не применяет насилия, он против того, чтобы другие пользовались своей «страшной властью». Подробно Кондратьев описывает Сашкины мытарства, которые он переносит ради одного — со-хранения жизни врагу. «Много, очень много видал Сашка смертей за это время — проживи до ста лет, столько не увидишь,— но цена человеческой жизни не умалялась от этого в его сознании». И это опреде-ляющая черта в образе Сашки — умение в нечеловече-ских условиях сохранить в себе человеческое, «есть у него в душе заслон какой или преграда, преступить которую он не в силах». «Ну, Сашок... Ты человек...» — говорят о нем товарищи.

Человечен Сашка и к своим, и к чужим. Снова рискуя собственной жизнью, он приводит к раненому солдату, которому он дал слово помочь, санитаров. Не может обмануть человека Сашка, крепко держит свое слово, дорожит человеческий жизнью.

Сложно складываются взаимоотношения героя с Зиной. После первой же встречи привязавшись к ней, Сашка надеется и с ее стороны увидеть любовь и преданность. Снова повстречав Зину, герой обнаруживает, что она любит другого. Сашка находит в себе муже-ство простить ей все, потому что он ее понимает: Зина молодая, ей надо как-то устраивать свою жизнь, и ни-какой уверенности в том, что Сашка с войны вернет-ся, у нее нет. «Неосудима Зина... Просто война....» — делает заключение герой.

Понимание свойственно Сашке и в других эпизо-дах. Предельно корректно ведет он себя с местным на-селением по пути своего следования, зная: осуждать их за негостеприимство нельзя — война. Герой умеет найти к человеку подход, знает, как не обидеть его.

Когда в госпитале происходит конфликт из-за ка-чества пищи, он обнаруживает необыкновенную сме-лость, беря на себя чужую вину. Сашка понимает, что друг его, Володька очень горяч нравом и может наделать глупостей, а он, Сашка, «благоразумнее», а пото-му попытается как-то сгладить сложившуюся ситуа-цию. О наказании за содеянное герой не думает, глав-ное для него — спасти друга.

Когда очарованный красотой подснежника Жора подрывается на мине, Сашка, ни минуты не раздумы-вая, бросается за отброшенной в сторону его шапкой. Не собственная жизнь волнует его в этот момент, а осознание долга перед товарищем: накрыть его лицо и отдать таким образом последнюю дань уважения. Сашка снова не думает о себе, проявляет способность к самопожертвованию.

На вокзале герой знакомится с двумя девушками, отправляющимися на фронт. Им жаль израненного, измученного Сашку, а Сашке — их. Он отлично по-нимает, что ждет этих юных, не нюхавших пороху девчат там, на передовой, и проявляет огромное со-чувствие.

Наплыв патриотических чувств вызывает у Сашки Москва. Он вдруг понимает всю важность и нужность того дела, которое он делал «там».

В повести «Сашка» Кондратьев нарисовал образ че-стного, смелого, мужественного, доброго и отзывчи-вого человека.

Писатель развернул перед читателем объективную картину войны, беспощадной и смертоносной.



Поделиться